Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Чем отличается высшее образование от высшего профессионального" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Что лучше- высшее или среднее профессиональное

20.12.2015 19:53

Куда пойти учиться после окончания школы

В нашем обществе сегодня уже сложилось общеизвестное мнение о том, что без наличия пресловутой корочки о высшем образовании нельзя устроиться на хорошую, перспективную работу. В то же время усилия государства в сфере образования направляются на повышение популярности колледжей, училищ, техникумов., а именно: (увеличение числа «бюджетных» мест к 2015–2016 учебному году, упрощение процедуры поступления и другие инициативы). Сегодня мы подумаем о том, какие же есть преимущества и особенности высшего и среднего образования в России и вообще так ли уж нужно «зацикливаться» именно на ВУЗах?

Разница между высшим и средним профессиональным образованием

В общем смысле учеба в ВУЗе или ССУЗе преследует одну цель: дать выпускнику школы профессию, обеспечив тем самым появление ценного для общества работника и возможность удовлетворения ментальных и физических потребностей личности. При более детальном рассмотрении выясняется, что подготовка специалистов в колледжах, техникумах, училищах имеет более практический уклон. В то время как выпускники университетов, академий, институтов могут гордиться более глубокой подготовкой.

Приобретенные знания, умения и навыки годны не только в повседневном профессиональном применении, но и могут стать основой для научных изысканий в своей отрасли. Словом, если у абитуриента есть абсолютная уверенность в том, что учеба после школы ему нужна лишь с целью получения профессии, то можно ограничиться обучением в ССУЗе.

Цена и качество

Современная система среднего образования включает в себя учреждения разного уровня подготовки. Среди них максимально близкими к стандартам высшего образования являются колледжи, обучение в которых и по расценочной характеристике приближается к вузовскому. На рынке труда специалисты с образованием колледжей также котируются достаточно высоко. Точный срок и стоимость получения среднего профессионального образования зависит от объема учебной программы, а также от статуса учебного заведения. Для примера рассмотрим системного администратора – специальности, популярной среди выпускников и востребованной у работодателей. Эту профессию в Москве в Колледже РАНХиГС можно получить на направлении «Компьютерные сети» за 100 000 рублей в год. А в Колледже предпринимательства №11 эта же профессия на аналогичной специализации обойдется за 85 000 рублей в год (образовательные учреждения выбраны случайным образом). Системных администраторов готовят и ВУЗы. Например, для учебы в РОСНОУ на специализации «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» потребуется оплачивать 71 000 рублей в год

Преимущества среднего профессионального образования перед высшим образованием

Если в колледжах период обучения редко занимает более трех лет, то для получения высшего образования в этой области понадобится не менее четырех лет жизни. Учеба в техникумах и училищах займет и того меньший период (все зависит от специальности). Также необходимо помнить, что поступление в ВУЗ связано с необходимостью сдачи вступительных экзаменов. Для большинства специальностей ССУЗов это требование отменено и замено фактически «конкурсом школьных аттестатов». В учреждениях среднего уровня функционирует система кураторства, ребятам подсказывают и помогают. В ВУЗах студенты сразу попадают во взрослую жизнь, а такой переход не всегда хорошо сказывается на успеваемости и других областях жизни.

Читайте так же:  Основания отмены постановления о возбуждении исполнительного производства

Учебный центр ДипломОтлично призывает абитуриентов подходить к вопросу выбора образовательной системы обдуманно. В некоторых случаях не стоит гнаться за «корочками» ВУЗа. Каков бы ни был ваш выбор, мы всегда рады прийти на помощь и за умеренную стоимость написать реферат, курсовую или диплом, отчет по практике.

Высшее образование

Образовательная организация высшего образования (высшее учебное заведение, вуз) — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность. Вузы также вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

  • основные общеобразовательные программы;
  • образовательные программы среднего профессионального образования;
  • программы профессионального обучения;
  • дополнительные общеобразовательные программы;
  • дополнительные профессиональные программы.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые .

Наименование высшего учебного заведения должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип вуза.

Вузами могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Высшее учебное заведение может иметь

  • филиалы, представительства;
  • научно-исследовательские подразделения, лаборатории, конструкторские бюро;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития;
  • клиники;
  • другие структурные подразделения.

См. также:

[1]

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Высшее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Уровни высшего профессионального образования

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

  • — среднее профессиональное образование
  • — и уровни высшего профессионального образования:
    • — высшее образование — бакалавриат;
    • — высшее образование — специалитет, магистратура;
    • — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.

Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).

Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.

Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.

1. Кто такой бакалавр? Чем он отличается от инженера? И почему нет в новых перечнях образовательных программ многих известных специальностей (например, ПГС, ТГВ и т.п.)?

В рамках некоторых направлений подготовки предусматривается наличие одного или нескольких профилей подготовки (раньше они назывались специализациями), а некоторые направления не имеют профилей (так называемый беспрофильный бакалавриат). Самое крупное направление подготовки для нашего вуза – «Строительство» – включает в себя 8 профилей, которые по своим наименованиям соответствуют «старым» специальностям, некогда входившим в него (АДА, ВиВ, ГС, ГСХ, ПГС, ПСМ, ТГВ и ЭУН). Аналогичная ситуация и со многими другими направлениям (см. перечень профилей).

После получения степени бакалавра возможно продолжение обучения в магистратуре (срок обучения 2 года), в том числе на бюджетных местах.

Для нашего вуза уровневая система подготовки не является чем-то новым: в ННГАСУ ведется подготовка бакалавров и магистров наряду с традиционными программами подготовки специалиста начиная с 1992 года.

Однако с повсеместным введением бакалавриата специалитет как таковой не исчезает совсем: в России остались некоторые «старые» специальности (с новыми, полностью переработанными учебными планами), некоторые специальности введены вновь – всего специальностей чуть более сотни. Специальности, реализуемые по новым стандартам, связаны с получением знаний и навыков в особо ответственных отраслях науки и техники, они характеризуются увеличенным сроком обучения (6 лет) и углубленным изучением определенных профильных дисциплин. В частности, в ННГАСУ для приёма 2013 года представлены 2 специальности:

— «Строительство уникальных зданий и сооружений» – с двумя специализациями: «Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений» и «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»;

— «Монументально-декоративное искусство» (квалификация: художник монументально-декоративного искусства (интерьер).

По окончании любого уровня высшего профессионального образования помимо квалификации (степени) «бакалавр», «специалист», «магистр» будет присваиваться специальное звание – соответственно «бакалавр-инженер», «инженер», «магистр-инженер».

Ты можешь сам

Для чего мы получаем профессиональное образование: разного уровня и направлений подготовки? Наверное, оно призвано что-то дать: не деньги и статус – это лишь следствие

В чем суть получения образования? В чём разница технического от гуманитарного или среднего профессионального от высшего образования? Наверное оно каким-то образом классифицирует Вас, как будущих работников

Какие уровни профессионального образования существуют?

В российской системе образования существует три уровня профессионального образования. Стоит напомнить, что для Вас важно чтоб выбор уровня профессионального образования был следствием первоначального выбора профессии, специальности.

Различие в уровнях не в том, что одно престижнее другого, да и высшее образование сегодня не обещает более высокой оплаты труда или гарантированного трудоустройства. Можно привести реальные примеры, когда так необходимый квалифицированные рабочий с начальным проф.образованием (сварщик, наладчик, слесарь, повар и др.) на первых парах своей трудовой деятельности получает зарплату от 15 тыс.рублей, в то время как специалист с высшим образованием и с десятилетним опытом работы имеет оклад 5-7 тысяч. Поэтому многое определяется потребностью экономики, уникальностью и квалификацией работника.

Читайте так же:  Список документов при увольнении по собственному желанию

Какое место отводит Вам образование на рынке труда?

С точки зрения рынка труда различие в уровнях профессионального образования состоит лишь в подготовке разных категорий работников для последующего выполнении ими различных трудовых функций.

Высшее профессиональное образование подготавливает категорию руководителей и специалистов, которые решают инженерно-технические, конструкторские, экономические, юридические, информационные, плановые, снабженческие и прочие задачи).

[3]

Среднее профессиональное образование готовит будущих служащих и технических исполнителей, которые призваны заниматься техническими, учетными, копировально-множительными работами, вести первичную обработку и передачу информации и т.д.

Начальное профессиональное образование осуществляет подготовку высококвалифицированных рабочих для сферы материального производства (промышленность, строительство, общественное питание и пр.), занимающихся преимущественно физическим трудом: создающих продукцию, оказывающих услуги и пр.

На практике чёткая взаимосвязь между категориями работника и уровнем профессионального образования не всегда очевидна, но существенное различие в получении разного профессионального образования состоит только в этом.

Что нового в системе профессионального образования?

Очень часто встречается, что выпускник не знает и не понимает какие уровни профессионального образования бывают и в чем их отличие. В последнее время много вопросов у школьников вызывает система высшего профессионального образования, состоящая на сегодняшний день из трёх ступеней.

  • первая ступень: обучение 4 года с присвоением квалификации (степени) «бакалавр«;
    Бакалавриат – это базовое высшее профессиональное образование, дающее фундаментальную подготовку по определенному направлению без какой-либо узкой специализации. То есть готовятся универсальные специалисты, которые получив практический опыт работы, могут продолжить обучение, определив более узкое направление.
  • вторая ступень: срок обучение 5 лет, присвоение квалификации «специалист«. Наиболее привычная на сегодняшний день и для работодателя и для будущего работника;
  • третья ступень: срок подготовки 6 лет и присвоение квалификации (степени) «магистр«
    Магистратура – предполагается, что на данную ступень ориентированы либо выпускники (бакалавры и специалисты), готовящиеся к научно-педагогической деятельности, либо те, кто, уже поработав после вуза несколько лет, определили наиболее подходящую для профессионального роста специализацию

Что даёт дополнительное профессиональное образование?

Уже известно, что чем больше Вы сочетаете в себе квалификаций, тем более дорогим и востребованным работником Вы являетесь.

Получить дополнительные навыки, умения или повысить квалификацию Вы можете с помощью дополнительного профессионального образования.

Постарайтесь заранее, еще во время получения профессионального образования узнать, что Вам может потребоваться дополнительно. Сделать это можно просматривая объявления о работе (по схожим специальностям и профессиям) в газетах или интернете. Это даст Вам представление о том, что помимо профессионального образования с Вас может спроситьработодатель при последующем трудоустройстве.

Обращайте внимание на программы Службы Занятости. Например, в 2008-10 гг. за счет средств федерального бюджет осуществлялся ряд мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда: организация общественных работ, опережающего профессионального обучения работников, предоставление рабочих мест для выпускников образовательных учреждений и содействие самозанятости.

В будущем возможно осуществление других мероприятий, поэтому при необходимости следует следить за этим, и обращаться в органы занятости за помощью.

Чем отличается высшее образование от высшего профессионального

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘бакалавр’ (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации ‘дипломированный специалист’ (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) ‘магистр’ (срок обучения не менее чем 6 лет).

Видео (кликните для воспроизведения).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона ‘О высшем и послевузовском
профессиональном образовании’ от 22.08.96 ? 125 – ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года – неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому ‘направлению’ – квалификация (степень) ‘бакалавр’, ещё 2 года специализированной подготовки – квалификация (степень) ‘магистр’. При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится ‘специалист’ в течение 5 – 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней ‘бакалавр’ и ‘магистр’ в разных государствах нет – бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр – это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой ‘составляющей’ в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет – и диплом специалиста-практика (‘инженер’, ‘агроном’, ‘экономист’, ‘механик’ и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года – и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру – конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров – одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: ‘направление подготовки дипломированного специалиста’.

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов – для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Читайте так же:  Права и обязанности законного представителя юридического лица

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою ‘утряску’ какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них – психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово ‘бакалавр’ было ‘не нашим’, западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения – специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата – широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать ‘специалистов’ и ‘магистров’.

Вы не расстраивайтесь – со временем вопрос ‘Чем может заниматься бакалавр?’ не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию ‘дипломированный специалист’ или ‘магистр’.

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её ‘несуженность’ позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого ‘веера’ совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование.

Не все знают, что специалист, магистр и бакалавр — это высшее образование, после которого обладатель диплома имеет право занимать должности, требующие наличие высшего образования. Эти ступени отличаются продолжительностью обучения в ВУЗе и насыщенностью программы теоретическими и прикладными дисциплинами. При этом в последние годы перешли на систему бакалавриата и магистрата, а дипломы специалистов остались преимущественно у выпускников прошлого столетия.

Ниже описаны уровни образования, установленные в России. А так же более подробно раскрыты понятия: специалист, бакалавр и магистр.

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
    В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «магистр».
    • Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.
  • Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

    Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

    Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

    Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

    Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

    «Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

    Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

    Читайте так же:  Справка о задолженности по коммунальным платежам образец

    В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

    Специалист и магистр

    Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра 1 .

    [2]

    Основная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».

    Основная профессиональная образовательная программа, включающая освоение гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти 2 лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста – «инженер», «учитель», «экономист» и т.п.

    Считается ли бакалавриат полным высшим образованием?

    Полнота профессиональной подготовки бакалавра определяется тремя условиями, описанными законом об образовании.

    • Часть седьмая ст. 60 273-ФЗ определяет статус бакалавриата как ступени высшего образования.
    • Высшая проф. подготовка бывает полной, неполной и неоконченной. Получить диплом слушатель программы может только в одном из трех перечисленных случаев – первом (полный курс).
    • Бакалавры выпускаются с дипломами (в «Синергии» – дипломами государственного образца + унифицированное международное приложение, подтверждающее квалификацию для иностранных работодателей).

    То есть предположение, что бакалавриат это неполное высшее образование, начисто лишено законных оснований. Диплом – свидетельство окончания курса, а закон относит курс бакалавра к программам высшего образования.

    Почему возникает подобный вопрос?

    Почему тогда вопрос о полноте и законченности профессиональной подготовки бакалавров возникает так часто? Чтобы ответить, нужно обратиться к недавней истории реформ образовательной системы России.

    Хотя институт бакалавриата здесь существует давно, активно применяться его программы стали с 1996 года. До 2011-го российские студенты выпускались преимущественно с дипломами специалистов. Бакалавры получили численное превосходство среди выпускников менее десятка лет назад. Многие просто еще не привыкли к Болонской системе, на чьи «рельсы» перешла Россия.

    Ступени высшего образования в России

    Бакалавры учатся четыре года, специалисты – пять. Выглядит как потеря качества подготовки. Хотя ситуация обратная: специалитет, который занимал пять лет учебы, условно говоря, разделился на два этапа, добавив год.

    • Четыре года бакалавриата – теория.
    • Два года магистрата – время для практики, исследований, углубленного изучения технологий, применяемых в профессии.

    Это первые два уровня одной программы (первое высшее).

    Третья ступень – аспирантура. Специалитет сохраняется, хотя практикуется вузами все реже. Он остается первой ступенью, за которой может следовать только аспирантура, иначе это уже второе образование.

    Чем специалисты отличаются от магистров?

    Болонская система обучения дает сразу несколько преимуществ выпускникам бакалавриата перед специалистами.

    • По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей – магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета – это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров – вторая ступень первой программы подготовки.
    • Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
    • Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.

    Трудоустройство бакалавров на рынке труда в РФ

    В отличие от абитуриентов вузов, которые один или два раза в жизни разбирают юридические, организационные нюансы программ подготовки, российские работодатели постоянно сталкиваются с вопросами оценки квалификации кандидатов. Потому прекрасно понимают, что бакалаврский диплом достаточен, чтобы принять на работу сотрудника, к которому предъявлены требования о высшем образовании.

    Трудоустройство бакалавра на рынке труда РФ не вызывает сложностей. Более того, окончание четырехлетнего бакалаврского курса престижного вуза обеспечивает активному целеустремленному человеку возможность занимать руководящую должность. В том числе с перспективой обучения на магистрате за счет нанимателя.

    Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

    Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

    Контакты приемной комиссии:
    Телефон: +7 (495) 800 10 01

    График работы приёмной комиссии:
    Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
    Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

    Бакалавриат или специалитет: что лучше?

    Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

    Современная российская система высшего профессионального образования предусматривает возможность получения нескольких степеней квалификации. Если раньше в нашей стране из стен ВУЗов выпускались только дипломированные специалисты, то сегодня молодые люди получили право выбора между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой.

    Отметим, что если магистратура и аспирантура вопросов не вызывают, так как без лишних слов понятно, что это определенная ученая степень, то чем отличается бакалавриат от специалитета знает далеко не каждый. Именно поэтому мы сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

    Что такое бакалавриат и специалитет?

    Специалитет – традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию «дипломированный специалист». При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

    Бакалавриат – это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию «бакалавр» и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

    И на бакалавриат, и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

    Читайте так же:  Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

    Отличие бакалавриата от специалитета

    Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

    Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования. Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

    В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

    • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
    • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
    • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
    • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
    • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
    • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
    • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

    Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

    Преимущества и недостатки бакалавриата

    Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

    • бакалавриат считается международной системой образования. Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
    • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
    • обучение длится всего 4 года (то есть, вы «экономите» как минимум один год).
    • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
    • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

    Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

    Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток – поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

    Преимущества и недостатки специалитета

    Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

    во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

    • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
    • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
    • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
    • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

    Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

    • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
    • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
    • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

    Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

    Подведем итоги

    Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

    Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

    Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

    Источники


    1. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

    2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

    3. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
    Чем отличается высшее образование от высшего профессионального
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here