Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

3.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность

субъектов образовательных правоотношений.

Напомним, что в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

— административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

— гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

— дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяютуголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную иматериальнуювиды юридическойответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В.М. Сырых, С.В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М.Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемыхобучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которыепрепятствуют осуществлению образовательного процесса,проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.Это, в частности:

систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

[3]

публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ «Об образовании», они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

Читайте так же:  Расторжение трудового договора по соглашению сторон компенсация

принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и наруководителей образовательного учреждения.Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности

— за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

— за совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

В главе 6 и последующих главах пособия вопросы юридической ответственности рассматриваются предметно в «привязке» к образовательным учреждениях, различным категориям обучающихся, педагогическим работникам образовательного учреждения.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Что представляет собой правовое регулирование общественных отношений и в чем его отличие от правового воздействия на общественные отношения? Имеется ли смысл в таком различении для сферы образования?

2. Что является предметом правового регулирования вообще и в чем особенности предмета правового регулирования в сфере образования? Могут ли отождествляться понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового воздействия»?

3. Какую роль играет понятие «метод правового регулирования» для понимания особенностей этого регулирования в сфере образования? Приведите примеры проявления различных методов в сфере образования.

4. Попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер.

5. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательного учреждения (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должна наступать юридическая ответственность.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность

Какова ваша заслуга в высоких баллах ваших учеников?

Это полностью моя заслуга

Это заслуга самих детей и их родителей

Мой вклад есть, но он не решающий

Мои ученики не получают высоких баллов

Всего проголосовало: 91

Текущий номер

Обществознание и история должны быть связаны с жизнью, убежден Евгений Фоменко

[1]

номер 37, от 10 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Еще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, — в статье первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой.

Конкурс — это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь. У «Учителя года России» множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике «Конкурс в моей судьбе».

Наши приложения

«УГ Москва», №07 от 17 февраля 2015 года

Ответственность должностных лиц образовательных организаций

​В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в порядке, установленном законодательством: Мария Баранова

Мария БАРАНОВА, директор Московского центра образовательного права

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Федеральный закон — Об образовании в Российской Федерации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

  1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
  2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
  3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
Читайте так же:  Организационно правовая форма воинской части для сбербанка

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 120-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей “За особые успехи в учении”;


(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

18) утратил силу. – Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети “Интернет”;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
  2. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
  3. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

  1. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полезная информация для работников образования

Информирование о выявлении признаков причинения вреда ребенку, нарушения его прав

Образовательная организация (далее – ОО) несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Читайте так же:  Определение порядка пользования однокомнатной квартирой судебная практика

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в ОО (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Время пребывания воспитанника в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) определяется договором об образовании, который заключается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования (ч. 2 ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ).

Тем самым, ОО несет ответственность за ребенка в тот временной период, который определен договором об образовании. Другими словами, пока ребенок находится под надзором работников ОО, они несут ответственность согласно своим должностным инструкциям, договору об образовании и графику работы учреждения.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее – СК РФ) родители обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за своего ребенка и должны заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Данная норма косвенно указывает на то, что вне ОО ответственность за детей несут непосредственно родители.

Например, в случае, если в установленное время родители не забрали ребенка из детского сада, не предупредили работников ОО о том, что они могут задержаться, и не передали право забрать ребенка доверенному лицу то по сути ребенок остается без присмотра со стороны ответственных лиц. Такая ситуация прямо указывает на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего со стороны родителей, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ).

К сведению

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ) несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению со стороны родителей или законных представителей, признается безнадзорным.

Воспитатель должен проинформировать о сложившейся ситуации руководителя ОО в служебной записке на егсвободной форме или в форме, разработанной ОО. Служебная записка может также подтверждаться показаниями свидетелей сложившейся ситуации.

При обнаружении на теле ребенка следов побоев, истязаний и других следов физического насилия воспитатель, психолог и медицинский работник ОО фиксируют данный факт в служебной записке и направляют ее руководителю ОО. В свою очередь, руководитель должен незамедлительно обратиться к учредителю с письменным сообщением о выявленных признаках правонарушения в отношении несовершеннолетнего.

ОО вправе обратиться в органы внутренних дел с сообщением о признаках причинения вреда здоровью ребенка, нарушения его прав, невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию или о признаках жестокого обращения с несовершеннолетним. Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел имеют право в установленном порядке доставлять в подразделения органов внутренних дел безнадзорных детей. По каждому случаю доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол (ст. 21 Федерального закона № 120-ФЗ).о имя. Письменное уведомление руководителя составляется в

Глава V. Правовая ответственность в сфере образования

В предыдущей главе уже поднимался вопрос об ответственности сторон в договоре платного образования, которая носит гражданско-правовой характер. Надо сказать, что в действующем законодательстве об образовании в целом весьма слабо решены вопросы регулирования правовой ответственности в образовательном процессе. Нормы Закона об образовании, устанавливающие основания ответственности, носят, в основном, отсылочный характер (см. в частности п. 3 ст. 32 Закона об образовании). Лишь в отдельных случаях закон определяет конкретную ответственность – за ведение индивидуальной педагогической деятельности без регистрации (ст. 48) и за некачественное образование (ст. 49).

В то же время для отношений в сфере образовательной деятельности в силу их многопредметности, многоаспектности характерны, пожалуй, все виды правовой ответственности – гражданско-правовая, административная, уголовная, дисциплинарная. Авторитетный специалист в сфере образовательного права В. М. Сырых вводит и обосновывает особый вид юридической ответственности в образовательной деятельности, возникающей только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.64

Рассмотрим нормативно-правовое регулирование гражданско-правовой ответственности в сфере образования.

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) характеризуется такими признаками, как имущественный характер санкций, компенсационно-восстановительная и стимулирующая функции ответственности; санкции применяются в пользу потерпевшего. Выделяют два вида ГПО – договорную, устанавливаемую соглашением сторон договора, и внедоговорную – за причинение вреда имуществу, жизни, здоровью гражданина, и за причинение морального вреда.

В сфере образования можно выделить две группы оснований ГПО – за нарушение обязательств по договору платного образования и возмещение морального вреда. Если первая группа связана только с образовательным процессом на платной основе, то вторая – независимо от характера отношений образовательной организации и обучающегося.

Правовая ответственность образовательной организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательной услуги, за её качество регулируется непосредственно договором и собственно требованиями, предъявляемыми законом к образованию. Тем самым выделяются общие основания ответственности образовательной организации, присущие ей как юридическому лицу – некоммерческой организации, предусматривающие гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, и специальные основания, обусловленные характером собственно образовательной деятельности, педагогическими отношениями.

Закон об образовании определяет ряд оснований ответственности образовательной организации, в частности, за невыполнение функций, лежащих в его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательной программы, учебного плана, расписания, качество образования, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, их жизнь и здоровье во время образовательного процесса (п. 3 ст. 32).

Анализ норм Закона об образовании вскрывает и другие основания правовой ответственности, в частности, за ведение образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований (лишение лицензии), за проведение образовательного процесса аккредитованной организацией не в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (лишение государственной аккредитации) и ряд др.

Читайте так же:  Что нужно украинцу чтобы получить российское гражданство

В то же время Закон об образовании не устанавливает конкретных мер ответственности, за исключением связанных с некачественным образованием (ст. 48), давая отсылку в целом к законодательству Российской Федерации.

Однако, если ответственность в законодательстве об образовании носит в целом дисциплинарный и административно-правовой характер, то неисполнение и ненадлежащее исполнение образовательной услуги служат основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации не дает прямого определения института гражданско-правовой ответственности, что связано, в первую очередь, с неоднозначностью его правового содержания.

Применительно к исполнению обязательства по договору платного образования проявление гражданско-правовой ответственности имеет свои специфические черты, которые определяют особенности правовой защиты потребителя образовательных услуг.

1. Повышенная ответственность образовательной организации как профессионального участника образовательной деятельности. С этих позиций в обязанности образовательной организации входит принятие всех мер для надлежащего исполнения взятых заказчиком обязательств даже при условии, что не всегда их исполнение зависит от её действий и воли при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее по характеру обязательства (задержка выдачи лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, болезнь преподавателя и т. п.) (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Образовательная организация должна предусмотреть при заключении с обучающимися (их законными представителями) договоров платного образования возможные последствия, связанные с изменением учебного плана, заменой преподавателей, условий образовательного процесса, и детально регламентировать обоюдную ответственность сторон за неисполнение обязательств, включая условия об основаниях освобождения от ответственности, уменьшения объема ответственности. При этом по общему правилу образовательная организация не должна освобождаться от ответственности по своим основным обязательствам, связанным с организацией, проведением, обеспечением образовательного процесса.

2. Образовательная организация, не выполняя или ненадлежащим образом выполняя свои обязательства по договору оказания образовательных услуг, тем самым нарушает субъективное право обучающегося на получение образования, препятствует реализации им своего конституционного права.

Анализ деятельности образовательных организаций по возмездному оказанию образовательных услуг, основанный на практических наблюдениях, позволяет выявить основные факты, приводящие к нарушению прав обучающихся.

1. Зачастую не заключается в письменной форме договор об оказании образовательных услуг по программам дополнительного образования, как правило, имеющих краткосрочный характер.

2. Поступающего на обучение не знакомят под расписку с учебным планом (иным документом, его заменяющим).

3. Учебный план не входит в договор составной частью и подвергается нередко произвольному изменению со стороны администрации образовательной организации в процессе обучения. Хотя учебный план и является формой, выражающей трактование государственного образовательного стандарта (там, где это предусмотрено), он является всегда уникальным, особенным, т.к. образовательная организация вправе сама определять содержание обучения.

4. Образовательная организация, осуществляющая так называемый «публичный» набор, не объявляет план набора в соответствии с лицензией, т. е. число вакантных мест, начало, окончание приема.

5. В договоре нередко не указываются конкретные меры правовой ответственности образовательной организации за нарушение договорных обязательств, а также внедоговорных, но обусловленных законом (например, при потере лицензии, утрате силы свидетельства о государственной аккредитации).

Ранее мы показали, как устанавливается ответственность исполнителя и потребителя в предоставлении платного образования Правилами оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного и общего образования. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер, и ее возникновение обусловливается неисполнением либо ненадлежащим исполнением соответствующих договорных обязательств по осуществлению платной образовательной деятельности исполнителем.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 1064, ст. 1068, ст. 1069) предусматривает гражданско-правовую ответственность за причинение вреда личности или имуществу гражданина действиями юридического лица, его работниками в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Нормами ст. 1079 ГК РФ предусматривается ответственность юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих.

Предусмотренные ГК РФ правила о возмещении вреда противоправными действиями имеют общий характер, т. е. относятся к любому гражданину или юридическому лицу, подпадающим под правовое регулирование соответствующей главы 59. Образовательная же деятельность имеет свои специфические особенности, влекущие и установление иных, кроме указанных в Гражданском кодексе РФ, оснований внедоговорной гражданско-правовой ответственности.

По нашему мнению, следует в соответствии со ст. 151 и ст. 1100 ГК РФ, установить основания возмещения гражданину морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Норма абз. 5 ст. 1100 ГК РФ закрепляет, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в иных случаях, предусмотренных законом, что дает основание закрепить в Законе об образовании эти основания. К таковым, по нашему мнению, следует отнести: прекращение образовательной организацией образовательного процесса в связи с лишением (потерей) лицензии, нарушением ею лицензионных требований, банкротством образовательной организации, потерей ею статуса государственной аккредитации; необоснованный отказ от приема на обучение, неправильное применение образовательных технологий с причинением вреда обучающемуся.

Следует также закрепить основания ГПО за причинение вреда личности обучающегося в образовательном процессе на основании п. 1 ст. 1064 ГК РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ Законом об образовании может быть предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя вреда. В этом случае ответственность возлагается независимо от вины причинителя.

К таким неправомерным действиям, причинившим вред, может быть отнесена деятельность образовательных организаций, связанная с неправильной эксплуатацией источников повышенной опасности (оборудование, приборы, установки, проведение учебных экспериментов и т.п.), а также несоответствие условий образовательного процесса лицензионным требованиям, ведение образовательного процесса без лицензии в условиях, не соответствующих установленным требованиям. Вред может быть причинен также и имуществу обучающегося, и он тоже подлежит возмещению в полном объеме. Подобные нормы включают ряд законодательных актов Российской Федерации.

Читайте так же:  Образец представление об устранении причин административного правонарушения

Видимо законодателю необходимо изменить правовое содержание формы образовательного учреждения, предусмотрев ее только для государственных и муниципальных образовательных учреждений, либо отказаться от принципа субсидиарной ответственности учредителя, что впрочем, по нашему мнению, для государственных и муниципальных учреждений, с учетом социальной значимости образования и конституционной обязанности государства обеспечить право на образование, вряд ли допустимо.

Вероятно, следует исключить в Законе об образовании норму об участии граждан в составе учредителей образовательного учреждения, тем самым вывести их из числа субъектов субсидиарной ответственности. В то же время физические лица вправе быть учредителями образовательных организаций, создаваемых в иных формах некоммерческих организаций.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Статья 28. Закона РФ Об образовании в Российской Федерации
Компетенция, права, обязанностии ответственность образовательнойорганизации

1. Образовательная организация обладает автономией, подкоторой понимается самостоятельность в осуществленииобразовательной,научной, административной, финансово-экономическойдеятельности,разработке и принятии локальных нормативных актов всоответствиис настоящим Федеральным законом, иными нормативнымиправовымиактами Российской Федерации и уставом образовательнойорганизации.

2. Образовательные организации свободны в определениисодержанияобразования, выборе учебно-методического обеспечения,образовательных технологий по реализуемым ими образовательнымпрограммам.

3. К компетенции образовательнойорганизации в установленнойсфередеятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядкаобучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иныхлокальныхнормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательнойдеятельности, оборудование помещений в соответствии сгосударственнымии местными нормами и требованиями, в том числе всоответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами, федеральными государственными требованиями,образовательнымистандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодногоотчетао поступлении и расходовании финансовых и материальныхсредств,а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, еслииное не установленонормативнымиправовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключениес ними и расторжениетрудовыхдоговоров, если иное не установлено настоящим Федеральнымзаконом,распределение должностных обязанностей, создание условий иорганизация дополнительного профессионального образованияработников;

6) разработка и утверждение образовательных программобразовательнойорганизации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителемпрограммы развития образовательной организации, если иное неустановленонастоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательнуюорганизацию;

[2]

9) определение списка учебников всоответствии с утвержденнымфедеральнымперечнем учебников, рекомендованных к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательныхпрограмм начального общего, основного общего, среднего общегообразования организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность,а также учебных пособий, допущенных к использованиюпри реализации указанных образовательных программ такимиорганизациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации обучающихся, установление их форм,периодичностии порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимисяобразовательныхпрограмм, а также хранение в архивах информации обэтихрезультатах на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения ивоспитания,образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования,обеспечение функционированиявнутреннейсистемы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющейинтернат,необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепленияздоровья, организации питания обучающихся и работниковобразовательнойорганизации;

15-1) организация социально-психологического тестированияобучающихся в целях раннего выявления незаконного потреблениянаркотических средств и психотропных веществ в порядке,установленном федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовомурегулированию в сфере образования (пункт 15-1введен Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N120-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2878,вступаетв силу с 5 декабря 2013 года);

16) создание условий для занятия обучающимися физическойкультуройи спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов обобразованиии (или) о квалификации;

18) установление требований к одеждеобучающихся, если иное неустановленонастоящим Федеральным законом или законодательствомсубъектовРоссийской Федерации;

19) содействие деятельности общественных объединенийобучающихся,родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся,осуществляемой в образовательной организации и незапрещеннойзаконодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числеорганизация и проведение научных и методических конференций,семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайтаобразовательнойорганизации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии сзаконодательством РоссийскойФедерации.

4. Образовательные организации высшего образованияосуществляютнаучную и (или) творческую деятельность, а такжевправевести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иныеобразовательные организации вправе вести в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации научную и (или) творческуюдеятельность,если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправевести консультационную,просветительскуюдеятельность, деятельность в сфере охраны здоровьяграждани иную не противоречащую целям создания образовательнойорганизациидеятельность, в том числе осуществлять организациюотдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (скруглосуточнымили дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять своюдеятельностьв соответствии с законодательством об образовании, втомчисле:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательныхпрограмм, соответствие качества подготовки обучающихсяустановленнымтребованиям, соответствие применяемых форм, средств,методов обучения и воспитания возрастным, психофизическимособенностям,склонностям, способностям, интересам и потребностямобучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитанияобучающихся,присмотра и ухода за обучающимися, их содержания всоответствиис установленными нормами, обеспечивающими жизнь издоровьеобучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся,родителей (законныхпредставителей) несовершеннолетних обучающихся, работниковобразовательнойорганизации.

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Образовательная организация несет ответственность вустановленномзаконодательством Российской Федерации порядке заневыполнениеили ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к еекомпетенции,за реализацию не в полном объеме образовательныхпрограммв соответствии с учебным планом, качество образованиясвоих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся,работниковобразовательной организации. За нарушение или незаконноеограничение права на образование и предусмотренныхзаконодательством об образовании прав и свобод обучающихся,родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,нарушениетребований к организации и осуществлению образовательнойдеятельностиобразовательная организация и ее должностные лицанесутадминистративную ответственность в соответствии с КодексомРоссийскойФедерации об административных правонарушениях.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  3. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.
Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here