Содержание
- 1 Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации
- 2 Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст.ст. 21 — 32)
- 3 «Об образованиии в Российской Федерации»
- 4 Типы и виды образовательных организаций
- 5 Статья 23. Типы образовательных организаций
- 6 Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)
- 7 Организации дополнительного образования
- 8 Материал «Основные виды деятельности и платные услуги образовательного учреждения»
Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации
Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.
В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.
Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:
• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;
• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):
• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);
• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).
В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.
В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.
Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.
Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).
Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.
Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст.ст. 21 — 32)
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
См. комментарии к главе 3 настоящего Федерального закона
> Образовательная деятельность |
Содержание Закон об образовании |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил права на осуществления образовательной деятельности организациями, созданными в различных организационно-правовых формах, в том числе, предусмотренных для коммерческих организаций. Хотя полного равенства в правах на осуществление образовательной деятельности для коммерческих и некоммерческих организаций любых организационно-правовых форм Федеральный закон не предусматривает.
Некоммерческие организации, созданные для осуществления образовательной деятельности в качестве основной цели деятельности, охватываются понятием «образовательная организация». Другие юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие организации, для которых образовательная деятельность является дополнительной, обозначаются новым Законом термином «организация, осуществляющая обучение». В совокупности все указанные организации именуются «организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (п. 18 -20 ст. 2).
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает определенные ограничения по видам образовательной деятельности, которую могут вести организации, осуществляющие обучение (ст. 31).
Согласно указанной статье:
научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2);
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3);
дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 настоящего Федерального закона (ч. 4);
иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5).
Необходимым условием осуществления образовательной деятельности любой организацией является получение лицензии (ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ). Индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность без получения лицензии. Однако, если индивидуальный предприниматель при осуществлении такой деятельности привлекает педагогических работников, то получение лицензии обязательно (ч. 5 ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ).
Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 50 предусматривает деление юридических лиц на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В пунктах 2-3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что коммерческие организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В настоящее время большинство образовательных организаций, действующих в Российской Федерации, за редким исключением, созданы в форме учреждений (государственных, муниципальных, частных). Также иногда используется такая форма как автономная некоммерческая организация, являющаяся самостоятельной формой юридического лица, которую следует отличать от автономного учреждения.
Типы и виды образовательных организаций
Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.
Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.
Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.
На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.
Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?
Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.
Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.
Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.
Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.
В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций — 20.
Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.
К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:
дошкольная образовательная организация;
профессиональная образовательная организация.
Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:
организация дополнительного образования;
организация дополнительного профессионального образования.
Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.
Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.
Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.
Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.
Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.
Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.
Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.
Начальник отдела по делам некоммерческих организаций
Статья 23. Типы образовательных организаций
Статья 23 . Типы образовательных организаций
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)
Дата размещения статьи: 31.08.2015
Принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) — новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, включая общие положения и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее).
Цели и задачи Закона об образовании
Главные цели Закона об образовании:
— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными тенденциями развития общества;
— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;
— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, поэтому в последние годы обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Кроме того, неоднократно обновлялось законодательство в области образования, что привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Существовали пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования, многие нормы законодательства в области образования дублировались законодательными актами других отраслей, иногда порождая противоречия. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Законодательство в области образования нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача должна быть достигнута путем принятия единого законодательного акта, который комплексно регулирует отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в РФ.
Новый Закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом N 3266-1 и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и т.д.).
Большинство из этих положений получило в Законе об образовании дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.
Отдельные главы посвящены регламентации правового положения образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе об образовании прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), а также обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации .
Статья 68 гл. 8, ст. ст. 47 — 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст. 108 гл. 15 Закона об образовании.
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. ст. 5, 75, 77, 83 Закона об образовании), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (например, ст. ст. 36, 55, 70, 78, 105 Закона об образовании). Особое внимание в Законе об образовании уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).
Одним из нововведений Закона об образовании является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения: образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое (ст. 2). Введение соответствующих положений позволяет унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме этого, в Законе об образовании закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:
— модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13);
— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. ст. 16, 34, 98);
— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. ст. 13, 16, 91);
— обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 59, 67, 83, 84, 86);
— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 16 — 19) и др.
Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. ст. 20, 34 Закона об образовании).
Обновлены закрепленные в Законе N 3266-1 модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, закреплен ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. Особо следует отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. ст. 8, 99, 108).
Уровни образования
В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.
Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).
Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.
В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).
Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).
Образовательные программы
С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.
Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).
Основные образовательные программы
Организации дополнительного образования
Организация дополнительного образования определяется как образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
Вместе с этим, она также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, программам профессионального обучения.
Дополнительные общеобразовательные программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов:
1) дошкольные образовательные организации;
2) общеобразовательные организации;
3) профессиональные образовательные организации;
4) образовательные организации высшего образования;
5) организации дополнительного образования;
6) организации дополнительного профессионального образования.
Образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам также вправе осуществлять:
• организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
• организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
• иные юридические лица;
• нетиповые образовательные организации.
Нормативным ориентиром в образовательном процессе организаций дополнительного образования следует считать направленность на:
• формирование и развитие творческих способностей детей;
• удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
• организацию их свободного времени.
Как и в других образовательных организациях, в организациях дополнительного образования определяющее значение в регламентации образовательного процесса имеют образовательные программы.
Дополнительная образовательная программа , как и другие образовательные программы:
• представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
• представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Спецификой образовательных программ в организациях дополнительного образования является характер нормативного правового регулирования содержания образовательной деятельности. В частности, в этой сфере образования не предусматриваются федеральные государственные образовательные стандарты, а только федеральные государственные требования и то, исключительно по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.
Одной из особенностей дополнительных общеобразовательных программ является порядок, при котором к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» опубликован 27 февраля 2013 г. на официальном сайте Минобрнауки России и прошел общественное обсуждение.
Согласно пункту третьему данного документа, Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся;
• у довлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
В случае, если осуществляется совместная реализация образовательных программ, участвующие в сетевом взаимодействии организации могут синхронизовать свои образовательные программы. Например, общеобразовательная организация и организация дополнительного образования могут принять решение о том или ином формировании дополнительных общеразвивающих программ с тем, чтобы общеобразовательная организация зачла результаты их освоения в рамках основной общеобразовательной программы.
При этом, каждая образовательная организация остается автономной в решении вопросов образовательных программ. Организация дополнительного образования самостоятельно утверждает образовательные программы, даже если вопросы их содержания в договорном режиме согласовывались с иными лицами.
Учреждения дополнительного образования детей города Байконур
Материал «Основные виды деятельности и платные услуги образовательного учреждения»
Файлы материала:
pdf скачать → (442829 байт)
doc скачать → (1013248 байт)
Опубликовано: 01.03.2013 | Комментарии: 0 | Просмотры: 23731
Что такое «основные виды деятельности»?
Отвечая на этот вопрос, рассмотрим ситуацию на примере подхода, реализованного в Краснодарском крае.
На этом основании региональное министерство делает вывод, что если образовательное учреждение «зарегистрирует в Едином государственном реестре юридических лиц деятельность по какому-либо иному классу, не относящемуся к образованию, то данный вид следует считать неосновным».
Администрация города Краснодара пошла ещё дальше и соответствующим постановлением утвердила порядок расчёта и установления платы за данные услуги.
Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 25.03.2011 № 1968.
Данный подход относит дополнительные платные образовательные услуги к основным видам деятельности.
Хотя ранее они относились к приносящей доход деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за пределами основной деятельности, финансируемой за счёт бюджета.
Таким образом, исходя из позиции органов управления образованием края, получается, что у образовательных учреждений все образовательные услуги должны относиться к основным видам деятельности, причём за некоторые из них можно устанавливать плату с родителей обучающихся.
Вместе с тем данная позиция представляется сомнительной.
Основной вид деятельности учреждения должен быть определён не на уровне класса ОКВЭД, а на уровне групп или подгрупп ОКВЭД.
В то же время следует иметь в виду, что Методические указания устанавливают данный порядок расчёта для формирования сводной официальной статистической информации территориальными органами Росстата и находящимися в его ведении организациями.
Определённый в соответствии с настоящими Методическими указаниями ОВД используется исключительно в статистических целях и не содержит ни прав, ни обязанностей для хозяйствующих субъектов.
О статусе бюджетных и автономных учреждений
При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах».
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности.
Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
Таким образом, в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» используется понятие «основные виды деятельности», а в Федеральном законе 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» — понятия «основная деятельность», «виды деятельности, отнесенные уставом к основной деятельности».
Указанные понятия, на наш взгляд, неправомерно отождествлять с используемым в статистических целях понятием «основной вид деятельности».
— если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в перечне основных, учреждение не вправе вести её за счёт средств субсидий из соответствующего бюджета,
— если та или иная деятельность не указана (в уставе ОУ) в числе деятельностей, приносящих доход, бюджетное учреждение не вправе их осуществлять за счёт средств, получаемых от физических и юридических лиц.
Аналогичные выводы следуют в отношении автономных учреждений, исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
В соответствии Законом об образовании «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг».
Такие услуги «не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов».
Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счёт бюджетных ассигнований. вправе осуществлять на платной основе «образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат. ».
Таким образом, на наш взгляд: включение определённых видов деятельности в состав основных видов деятельности бюджетного или автономного муниципального образовательного учреждения означает, что на оказание таких образовательных услуг должна представляться субсидия за счёт средств муниципального бюджета.
Следовательно, вместо платных дополнительных образовательных услуг в случае их включения в состав основных видов деятельности учреждения, должна осуществляться деятельность по выполнению муниципального задания, финансовое обеспечение которого осуществляется за счёт средств субсидий из муниципального бюджета.
Можно ли взимать плату за услуги в рамках основных видов деятельности образовательных учреждений?
В соответствии со ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать в том числе предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В отношении общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей возможность платных услуг ограничена одним вариантом: оказанием учреждением дополнительных платных образовательных услуг за пределами образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.
Данный вывод в полной мере соответствует указаниям Министерства финансов Российской Федерации, данным им органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Указанные рекомендации содержат следующее предписание: «Учитывая, что Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не установлена норма о возможности включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание, рекомендуется выделить их из этого Приложения».
Необходимо вывести платные услуги из государственного (муниципального) задания.
Данный вывод подтверждается и имеющейся судебной практикой в отношении незаконности установления родительской платы в музыкальных школах, относящихся к учреждениям дополнительного образования.
Решением Центрального районного суда г.Калининграда от 26.10.2010 требования прокурора были удовлетворены, а Калининградский областной суд Кассационным определением от 22.12.2010 №33-5833/2010 оставил решение районного суда без изменений.
Возможность установления платы за услуги образовательных учреждений, относимые к основным видам деятельности, всё же существует.
Пункт 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» устанавливает, что «кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами».
В соответствии с п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в п. 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, за пределами государственного (муниципального) задания автономное или бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать образовательные услуги, относящиеся к основным видам деятельности, за плату.
Причём для бюджетных учреждений порядок установления такой платы определяется учредителем учреждения. Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания утверждён Приказом Минобрнауки России от 20.12.2010 № 1898.
Согласно указанному Порядку учреждения самостоятельно утверждают размер платы на оказываемые ими платные услуги, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Размер платы определяется на основе расчёта экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учётом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.
Для федеральных образовательных учреждений определено, что размер платы в расчёте на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчёте на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания.
Такие требования, установленные на федеральном уровне, уже привели к резкому росту платы в ряде вузов и учреждений среднего профессионального образования. Например, в Ульяновском государственном техническом университете стоимость учёбы на технических специальностях возросла с 45 тыс. рублей в год до 112 тысяч.
Де-юре получается возможным выдача лицею или гимназии муниципального задания на 1 класс и набор второго класса на платной основе.
Иными словами, в школах и учреждениях дополнительного образования детей имеется возможность разделения детей на «бюджетников» — обучающихся за счёт средств бюджета в рамках муниципальных заданий, и «платников» — обучающихся за счёт средств их родителей, точно так же, как это уже давно происходит в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
И это будет практическая реализация общераспространенных страхов о превращении образования в платное, вызванных принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Снижение числа бюджетных мест в вузах и рост стоимости за обучение в них на платной основе заставляет всерьёз задуматься об обоснованности таких страхов.
Учитывая негативные социальные последствия и возможность массовых протестов против таких действий, органы местного самоуправления пока не рискуют принимать такие решения. Но это не означает, что с течением времени они не будут приняты.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.
Источники
Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.