Обязательное изучение второго иностранного языка в школе

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Обязательное изучение второго иностранного языка в школе" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Обязательное изучение второго иностранного языка в школе

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел Ваше обращение и сообщает.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Дополнительно информируем, что Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны компетенций, отвечающих требованиям XXI века, включая владение иностранными языками.

Директор Департамента А.Е. Петров

Обзор документа

Сообщается, что в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Изучение в школе второго иностранного языка — обязательно?

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел обращение гражданина и сообщил, что:

«Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413) и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.»

Право выбора иностранного языка в средней школе

Доброго времени суток! Проконсультируйте пожалуйста по такой ситуации. Во 2 классе средней школы произошло распределение на группы по изучению иностранного языка. Распределение происходило следующим образом: детям дали шляпу, из которой они тянули бумажки кому каой язык учить (англ или немец). Моему достался немецкий, я хочу чтоб он учил английский. Завуч отказывается перевести его в группу английского языка ссылаясь на то, что есть такая ставка в школе, как учитель немецкого языка и он не может вести занятия с пустым классом. Хотелось бы понять существует ли право выбора в такой ситуации или нет? Заранее спасибо. С уважением Роман.

Ответы юристов ( 1 )

Поставленный в Вашем письме вопрос всегда был и в настоящее время остается остается актуактуальным.

Как приосходило распределние и ответ заведующего учебной частью является не совсем правильны.

Подготовка школы к приему детей начинается далеко не со второго класса, она начинается с территориального деления, определения контингента потенциальо поступающих в школу детей проведение с ними подготовительных занятий. На этой стадии происходит доведение до родителей всей информации об учебном заведении и программах которые реализовываются это установлено Заоном РФ «Об образовании». Таким образом уже на этом этапе школа должна была решать вопросы распределения детей по направлянениям изучения языка информировать Вас об этом. Кроме этого решить вопрос о нагрузке преподавателя. Не мы и не наши дети сделаны для них, а они созданы чтобы оказывать образовательные услуги.

Можно посоветовать Вам обратиться к директору школы. Аргументы в пользу перевода можно представить, что ребенок в каких-либо подготовительных группах уже начал изучать именно английский язык, либо Вы уже начали его изучение с репетиторами. родственники есть анго язычные. Поэтому перевод ребенка на немецкий язык может оказаться в столь малом возрасте стрессом, нежеланием и непониманием происходящего. В случае отказа в обратитесь в управление образованием.

Доводы о том, что Вы хотели бы не совсем убедительны.

Позволю привести реальный пример. девочка учила до 9 класса английский не проявляла никакого желания, в 10 классе перешла на немецкий выучила его за полгода и сдавала по нему экзамен.

В конечном итоге проявила интерес к английскому овладела этими двуми языками.

Поэтому если ребенок не проявит интерес то он никакой язык не будет учить.

Этим все и объясняется. Воспользуйтесь советом и убедите руководство, что это не Ваше желание а реальная действительность для ребенка изучение именно английского.

Минпросвещения России настаивает на обязательности изучения второго иностранного языка в 5-9 классах

undrey / Depositphotos.com
Читайте так же:  Случаи немедленного исполнения требований исполнительных документов

Минпросвещения России полагает, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (письмо Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08-1214). Поясним, что с 15 мая текущего года Министерство образования и науки РФ было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»). Как пояснили ГАРАНТ.РУ в пресс-службе Минобрнауки России, указанное министерство не занимается вопросами средней школы, так как эта тема относится к ведению Минпросвещения России.

Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации (школы). А такую программу школа разрабатывает и утверждает самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) начального, основного и среднего общего образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru).

При этом ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Имеют ли право родители (законные представители) выбирать язык, языки образования? Узнайте из материала «Образовательный процесс» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Любопытно, однако, что к выводу о необходимости изучать второй иностранный язык министерство пришло лишь в текущем году: упомянутый ФГОС был введен в действие в марте 2011 года, и уже тогда второй иностранный язык упоминался в нем в качестве обязательного компонента учебного плана. Сравним:

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • русский язык и литература (русский язык, литература);
  • родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
  • иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности)

Отметим, что «второй иностранный» не исчезает после окончания девятого класса: согласно ФГОС для старшей школы, второй иностранный язык (базовый и углубленный уровни) также упоминается в числе учебных предметов из обязательных предметных областей.

Обязателен ли второй иностранный язык для обычной школы?

Обязателен ли второй

иностранный язык для обычной школы?

Имеет ли право вводить изучение 2го иностранного языка в этой самой обыкновенной школе, ученикам с 7го класса? Изучение 2го языка предусматривает 5классников,и то в «языковых» школах. Я права?

Ответы юристов ( 1 )

В Письме Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 Об изучении второго иностранного языка излагается позиция министерства, основанная на своем соответствии с ФГОС, где ясно дается понять, что на уровне основного общего образования (см. также ФЗ «Об образовании») изучение второго иностранного языка предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году

Часто население в России не успевает прийти в себя от постоянных реформ в разных сферах. Школьное образование не является исключением — модернизация системы обучения уже стала постоянной и настолько частой, что родители с учителями не успевают запоминать различные новшества, хотя иногда бывают и просто слухи, пугающие людей. Сейчас на очереди второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году, условно обязательный для изучения. Остается понять насколько информация правдива или же это очередной интернет-обман, не требующий реакции.

Сложности получения знаний у современных школьников

Многие родители выражают недовольство современной системой образования. Постоянные реформы самой системы образования и изменения в учебной литературе путают даже педагогов, что же в такой ситуации говорить про школьников. Современные ученики пытаются успеть за новшествами, но невнятное преподавание из-за частых изменений не позволяет детям качественно осваивать материал на уроках. Часто учащимся приходится самим или с помощью родителей выяснять непонятные моменты прошедшего урока. К тому же за последние годы количество уроков неуклонно растет, а с ними и образовательная нагрузка.

Попытки внедрить дополнительный, причем сложный, предмет, у некоторых родителей вызывают гнев. Дети и так целыми днями сидят за домашним заданием, всяческими рефератами и проектами, поэтому еще один иностранный язык, требующий регулярных занятий, по их мнению является чуть ли не издевательством над детской психикой.

Мнение! Родителям стоит вспомнить, что во многих развитых странах дети к моменту окончания школы знают 2-3 иностранных языка, причем не просто для галочки, а умеют на них общаться. В России по факту иностранные языки преподавать в школах не научились, но современные бесплатные онлайн-курсы позволяют без особых усилий не отставать по знаниям от школьников из других стран.

Также стоит отметить, что владение иностранными языками открывает перед будущим специалистом намного больше дверей. В частности после завершения школы и вуза, человек, умеющий помимо родного говорить на двух других языках, может устроиться в интернациональную корпорацию или просто на хорошую должность в российском филиале иностранной компании. Впрочем, есть и другая необходимость изучать иняз.

Иностранный язык в качестве обязательной дисциплины ЕГЭ

Разговоры с обсуждением преподавания иностранных языков в образовательных учреждения будут продолжаться вне зависимости от того, введут ли вторую дисциплину в плановую программу обучения в средней школе или нет. Родители, школьники и педагоги уже «на взводе» — планируемое внедрение иностранного языка в рамки обязательной сдачи госэкзамена нервирует всех. Те, кто планирует уйти в техникум, должны знать, что и в этом случае ЕГЭ по иностранному языку найдет их, т.к. и таким учащимся в законопроекте по новым экзаменам уделено внимание.

Читайте так же:  Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять

Внедрение второго иняза дает не только повышенную нагрузку для детей, но и дополнительные возможности. Существуют тысячи примеров, когда дети не могли нормально изучать какой-то конкретный иностранный язык, но при освоении другого абсолютно не испытывали сложностей. Потенциально дети выиграют от знания двух языков не только в общем развитии, но и смогут получить преимущество при сдаче того иняза, который легче изучался, дав больший объем знаний.

Второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году будет в любом случае осуждаем, причем даже если инициативу отложат или отменят совсем. Хотя вряд ли российские дети глупее школьников из других стран. Только споры о том, чтобы сделать английский постоянным для всех, а второй язык по выбору, все еще не утихают, как и обсуждение преимуществ и недостатков увеличения образовательной нагрузки.

Плюсы и минусы второго иностранного языка в школе

Самым очевидным преимуществом дополнительных уроков иняза является повышение общего уровня образованности, хотя тут многое зависит от конкретной школы и самого учащегося. К тому же в будущем такие дополнительные знания могут позволить устроиться на более высокооплачиваемую работу.

Есть и другие плюсы:

  1. Изучение нового стимулирует познавательную функцию.
  2. Заучивание слов и грамматических правил тренирует память.
  3. Знание языков повышает самооценку и положительно влияет на психику.

Можно бесконечно долго перечислять все ситуации, в которых может пригодиться знание второго иняза, а также вспоминать все плюсы изучения языков других государств, только не стоит забывать о жестких реалиях российской системы образования. По факту многие плюсы можно вычеркнуть из-за некачественно обученного преподавательского состава. Учителя в 70-80% не способны научить школьников хоть как-то изъясняться на иностранном языке, даже на одном, а внедрение второго может просто привести к путанице.

С другой стороны было бы некорректно перекладывать вину исключительно на педагогов. В том, что дети никак не могут освоить даже тот же простой английский, есть и вина родителей, и самих школьников, и даже Министерства образования. Сами ученики не стремятся понять логику языка и запомнить несложные правила, часто во много раз более простые, чем в нашей родной речи. Родители сами не знают язык, поэтому не в силах контролировать собственного ребенка или хотя бы изредка общаться дома не на русском.

Что же касается Министерства образования, то именно по их воле в школы попадают поистине неадекватные учебники иностранных языков. Это также связано с незнанием языков, ведь с большинством учебной литературы по другим общеобразовательным дисциплинам ситуация в последние годы налаживается. С пособиями по иностранному языку ситуация пока парадоксальна — некоторые родители, знающие язык, заглянув в учебник, не могут даже понять что и как там связано в последовательность. Т.е. лица, относительно свободно говорящие на другом языке, не понимают материал школьного учебника.

Особенности и сроки внедрения новых уроков

Сейчас в большинстве школ присутствуют уроки только 1 иняза, преподаваемого со 2 класса. При этом второй иностранный язык в школе в 2019-2020 году станет новшеством не во всех образовательных учреждениях. Ряд школ, гимназий и некоторые лицеи внедрили дополнительный иняз 3 года назад, а в профильных учреждениях такая практика допустима давно.

В остальных школах новую дисциплину начнут учить те, кто на момент ее обязательного внедрения перейдет в 5 класс. Дети, успевшие перейти в шестой и последующие классы, будут освобождены от дополнительных уроков иностранного языка. Также пока в стадии согласования перенос начала изучения иностранных языков со второго в первый класс. Т.е. дети с начала обучения будут учить 2 языка.

Стоит знать! Ряд государств уже внедрили в систему образования 3 иняза — с первого класса, со среднего и со старшего звеньев. Наша страна традиционно отстает от мира, внедряя лишь второй язык, как уже много лет делается в развитых государствах.

Второй иняз в школах планируют внедрить в 2019-2020 году, хотя пока нормативная база этого явления неясна. Окончательных законов нет, как и конкретных указаний по выбору языка. Многие пророчат немецкий, ведь Россия за последние несколько десятилетий достигла хороших показателей в германистике, а сейчас идет утрата таких знаний. Впрочем, панику наводить рано, нужно еще немного подождать, чтобы все стало предельно понятным для граждан.

Видео : нужен ли второй иностранный язык в школе

С какого периода второй иностранный язык обязателен для изучения в основной школе?

Вопрос-ответ по теме

С какого периода второй иностранный язык обязателен для изучения в основной школе? Можно ли его ввести за счет часов внеурочной деятельности? Второй иностранный язык нужно вести ежегодно, с 5 по 9 класс, определенное количество часов, или можно определить какой-то конкретный год обучения?

Изучение второго иностранного языка обязательно, однако законодательно не определено в какой период освоения основной образовательной программы и в каком объеме он должен вводиться. При этом, он входит в обязательную часть образовательной программы, в рамках внеурочной деятельности можно ввести изучение иностранного языка дополнительно.

Объем изучения второго иностранного языка и то, в каком классе он изучается, определите в учебном плане в рамках обязательной части образовательной программы.

В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык) ( п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Следовательно, в рамках обязательной предметной области должны изучаться иностранный язык и второй иностранный язык.

Вместе с тем, ФГОС не определяет в каком объеме и на каком этапе освоения образовательной программы необходимо вводить второй иностранный язык.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам ( ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ основная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы, имеющей рекомендательный характер.

Видео (кликните для воспроизведения).

Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов ( п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Следовательно, образовательной организации следует самостоятельно определить в рамках своей компетенции в учебном плане образовательной программы: в каком классе и в каком объеме (количестве часов) изучается второй иностранный язык.

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность ( 18.3.1.2 ФГОС ООО).

Читайте так же:  Представление прокурора об устранении нарушений закона пример

Актуально сейчас:

Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Второй иностранный язык в школе с 2018 года

Второй иностранный язык в школах, лицеях и гимназиях России был введен еще в 2015-2016 году. Сейчас в 2018 году второй иностранный будут изучать во всех школах. Можно ли отказаться от второго языка? Давайте разберемся с этими школьными вопросами.

  • Обязательно ли изучать второй иностранный язык?
  • Выбор второго языка
  • С какого класса могут ввести два иностранных?
  • Мнение министра образования

Обязательно ли изучать второй иностранный язык? Можно ли отказаться?

Введение второго иностранного языка вызвало недовольство у многих родителей и учеников. Однако, на сегодня, отказаться от изучения второго языка невозможно. Этот предмет введен Минобрнауки в ФГОС — это обязательный предмет в школе.

Поэтому нет смысла писать заявления на имя директора или обращаться в Управления образования своего региона.

Какой будет второй иностранный? Можно ли выбрать самому?

Каждая школа имеет возможность выбрать язык, который будет преподаваться вторым иностранным, исходя из наличия кадров, учебных пособий.

На сегодняшний день в школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

С какого класса могут ввести второй иностранный язык?

С какого класса начать изучать второй ин. яз – дело самой школы. Чтобы выставить отметку в аттестат, достаточно 70 часов. При этом в Минобре подчеркивают, что изучаться он должен без фанатизма, в щадящем режиме.

НАПОМНИМ: Основной иностранный учат в средних школах со второго по одиннадцатый класс.

Минобрнауки все же рекомендует начать изучение второго иностранного языка с 5 класса.Поэтому родителям первоклассников не стоит беспокоиться, что их ребенок будет сразу учить 2 иностранных. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Будут ли отличия в изучении иностранного языка для разных регионов?

Минобрнауки рекомендует дифференцированный подход в этом вопросе. Это значит, что каждый регион сможет самостоятельно решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Будет ли толк от изучения 2 иностранных языков?

Несмотря на то, что изучение 2 ин.языка уже начнут во всех школах, мнения о целесообразности введения этого предмета, разделились.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС

Какой иностранный язык выбрать

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

[3]

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик. Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В лингвистической школе BUSINESS LINGUA SCHOOL педагоги могут без отрыва от работы пройти дистанционное обучение по программам:

В BUSINESS LINGUA SCHOOL Вы можете найти список программ и выбрать любой иностранный язык для изучения в удобной и современной форме по низкой стоимости!

Читайте так же:  Перечень должностей подлежащих обязательному медицинскому осмотру

Все программы являются интерактивными и направлены на развитие навыков аудирования, чтения и говорения на иностранном языке. Собственная уникальная методика и новейшие технологии обучения позволят вам начать разговаривать на иностранном языке уже после 3-го занятия!

Желающие могут посмотреть уроки по иностранным языкам на YouTube-канале школы (колледжа) Анны Муратовой, а также подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ».

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

В помощь педагогам, школьникам и их родителям в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ», тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий. Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Обязательно ли в следующем учебном году вводить изучение второго иностранного языка

Обязательно в школе ли вводить изучение второго иностранного языка?Если, да, то каким документом это регламентируется? С какого класса? Будет ли недействителен аттестат об основном общем образовании, если в нем не будет второгоиностранного языка?

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897, включает второй иностранный язык в число обязательных предметов и рекомендует вводить второй иностранный язык для обучения, начиная с 5 класса реализации основной общеобразовательной программы.

Однако на текущий момент в Минобрнауки России рассматривается вопрос об исключении второго иностранного языка из числа обязательных предметов. Решения по данному вопросу предполагается принять до начала нового учебного года.

Поэтому рекомендуем не торопиться с внесением изменений в существующую в ОО образвательную программу.

Отказ от изучения второго иностранного языка

Дочь учится в частной московской школе на заочной отделении в 9 классе. В школе объявили , что они ввводят второй обязательный иностранный язык ( это будет 1-ый год обучения по программе 5 класса), так как этого требуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): переход на ФГОС 9 класса завершается в 2019-2020 учебном году , что означает, что выпускникам-девятиклассникам 2019-2020 учебного года в аттестаты необходимо внести курс и отметку за изучение второго иностранного языка.

Я знаю, что вдругих школах в Москве в 2019-2020 второй иностранный язык не вводится. Получается, что это решение администрации конкретной школы и они водят в заблуждение родителей, объявляя, что по закону во всех школах будет второй ин. язык.

Можем мы отказаться от изучения второго иностранного языка? Изучая самостоятельно 1 год иностранный язык не имеет смысла, так как это увеличит нагрузку на детей в год сдачи ОГЭ . Большинсто родителей против. Что Вы порекомендуете в такой ситуации?

На основании письма Минобрнауки № 08-1214 от 17.05.2018 г. можно судить о том, что второй иностранный должен быть включен в стандарты общего образования и распространяться на учащихся 5-9 классов.

Однако на практике существует ряд практических трудностей, которые мешают исполнению требований Министерства большинством образовательных организаций.

В этой связи письмо до сих пор носит рекомендательный характер и, по состоянию на начало 2019 г., второй иностранный язык так и не стал обязательным элементом учебной программы. Чиновники из Министерства образования трезво оценивают существующую ситуацию и осознают, что в российских школах на сегодняшний день не сформирован штат компетентных педагогов, а также отсутствует методическая готовность для исполнения стандарта ФГОС.

[1]

По этой причине включение второго иностранного языка в образовательную программу остается на усмотрение образовательной организации.

Читайте так же:  Увольнение генерального директора по собственному желанию компенсация

В этой связи можно учитывать позицию Минпросвещения. Согласно заявление замминистра просвещения России Павла Зеньковича Минпросвещения планирует рекомендовать отказаться от введения второго иностранного языка как обязательного.

Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно

Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется. В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.

Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)

Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
  • план комплектования классов.

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.

Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).

Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

Видео (кликните для воспроизведения).

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

  3. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.
Обязательное изучение второго иностранного языка в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here