Определение о признании потерпевшим по административному делу

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Определение о признании потерпевшим по административному делу" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 25.2. Потерпевший

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ст. 52 Конституции РФ закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

2. Причиненный в результате административного правонарушения физический вред, как правило, выражается в легком вреде здоровью. Правонарушения, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью связан с его кратковременным (до 21 дня) расстройством или незначительной стойкой (до 10%) утратой общей трудоспособности.

Имущественный вред (например, повреждение автомобиля) в основном является мелким ущербом. Оценка ущерба крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Согласно комментируемой статье причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью — ст. 20.1 КоАП РФ).

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего — заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Приложение N 4. Постановление о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

Утверждено
постановлением
администрации
от 29 июля 2015 г. N 806

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

(Ф.И.О. должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении), рассмотрев материалы проверки по заявлению (Ф.И.О. гражданина, подавшего жалобу),

(Конкретные обстоятельства дела с указанием времени, даты, места произошедшего события, а также Ф.И.О. лица, привлекаемого к административной ответственности, и лица, права которого нарушены).

Читайте так же:  Перенос срока составления протокола об административном правонарушении

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Поскольку (Ф.И.О. лица, права которого нарушены) причинен моральный (физический, имущественный (нужное указать)) вред в результате противоправных действий (Ф.И.О. привлекаемого лица), его (её) следует признать потерпевшим(-ей).

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 25.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Признать (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес регистрации/фактического проживания лица, права которого нарушены) потерпевшим(-ей) по делу об административном правонарушении, возбужденном по (норма статьи КоАП РФ, закрепляющая состав правонарушения) в отношении (Ф.И.О. привлекаемого лица).

Разъяснить (Ф.И.О. лица, права которого нарушены) права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, а именно знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Вручить копию настоящего постановления (Ф.И.О. лица, права которого нарушены).

Потерпевший(ая):________________ (Ф.И.О. лица, права которого нарушены)

(подпись лица, признанного потерпевшим)

Копию настоящего постановления получил(а):

>
N 5. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Содержание
Постановление Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 29 июля 2015 г. N 806 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определение о признании потерпевшим по административному делу

Вопрос: 200762. Какой порядок признания потерпевшим при производстве по делам об административных правонарушениях? Выносится ли при этом какой-либо процессуальный документ?

Ответ: Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 284 КоАП РСФСР). В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом, представителем тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 235 КоАП РСФСР в протоколе указываются фамилия, имя, отчество и адрес потерпевшего, помимо этого иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается потерпевшим, а его копия немедленно после составления вручается потерпевшему по его просьбе. Для признания лица потерпевшим необходимо предоставить доказательства причинения вреда, а уполномоченные на то должностные лица проверяют наличие причинно — следственной связи между административным правонарушением и нанесенным ущербом.

В новом административном законодательстве права потерпевшего расширены: согласно ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подписанного Президентом РФ 30 декабря 2001 г., дело рассматривается с его участием. Однако порядок признания потерпевшим остался без изменений. Данные о потерпевших (при их наличии) включаются в протокол о правонарушении (ст. 28.2).

Потерпевший

По смыслу статьи 52 Конституции Российской Федерации закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшие являются участниками производства по делам об административных правонарушениях. При этом в АПК РФ потерпевшие не называются в качестве лиц, участвующих в деле. Таким образом, учитывая наличие у потерпевших личной заинтересованности в исходе рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении, причинившего ему вреда лица, к административной ответственности, и, в то же время, отсутствие какой-либо правовой регламентации процессуального положения потерпевшего в арбитражном процессе, порождает неопределенность по определению статуса данного лица в арбитражном процессе. В связи с чем, возникает вопрос: допустимо ли в арбитражном процессе рассматривать потерпевшего в качестве лица, участвующего в деле об административном правонарушении, или нет?

В последующем, по иным делам, рассмотренным в Арбитражном суде Хабаровского края, при обращении потерпевших с апелляционными жалобами судьи апелляционной инстанции возвращали их с аналогичной мотивировкой. Кассационная инстанция признавала возвраты апелляционных жалоб обоснованными, применив помимо ст. 40 АПК РФ, п.12 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, в котором разъясняется, что при решении вопроса о порядке обжалования судебного акта о привлечении к административной ответственности судьям арбитражных судов необходимо руководствоваться ч.3 ст.30.1 КоАП РФ и АПК РФ, а не п.1 ч.1 названной статьи.

При сложившейся ситуации, потерпевший может участвовать в арбитражном процессе по делам о привлечении к административной ответственности только в качестве свидетеля, если он является очевидцем события административного правонарушения. В данном случае его участие в деле необходимо для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу. Участие потерпевшего в качестве лица, участвующего в деле о привлечении, причинившего ему вреда лица, к административной ответственности, арбитражным процессуальным законодательством не предусматривается.

Таким образом, исходя из предписаний законодателя, на правоприменительном уровне сложилась определенная судебная позиция, говорящая не в пользу потерпевшего, что, по моему мнению, умаляет и ограничивает гарантированное Конституцией РФ право на судебную защиту его прав и законных интересов в арбитражном суде в качестве лица, участвующего в деле о привлечении, причинившего ему вреда лица, к административной ответственности, и имеющего личную заинтересованность в исходе рассмотрения данного дела.

Потерпевший является лицом, которое может иметь самостоятельный юридический интерес в исходе рассмотрения дела о привлечении причинившего ему вреда лица к административной ответственности, поскольку от результатов рассмотрения такого дела может зависеть в последующем возможность реализовывать право на возмещение причиненного вреда в гражданско-правовом порядке (споры о возмещении имущественного ущерба между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение, а также вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства).

Читайте так же:  Сроки давности исключительная уголовная ответственность равны

Не привлекая потерпевшего к участию в деле об административном правонарушении, суд лишает его возможности в дальнейшем защитить свои нарушенные права. Если дело о привлечении к административной ответственности будет рассмотрено без участия потерпевшего и в привлечении к ответственности будет отказано, потерпевший автоматически лишается права на последующую судебную защиту Кочергин В.В, Жолондзь Ж.В., Мильчина И.А. Состав лиц, участвующих в деле об административном правонарушении. / Арбитражная практика. 2004. № 7..

По моему мнению, потерпевший должен входить в круг лиц, участвующих в деле о привлечении, причинившего ему вреда лица, к административной ответственности, в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, лицо, участвующее в деле, характеризуют такие признаки как: 1) наличие самостоятельного юридического интереса в решении суда (исходе дела); 2) на них распространяется в установленных законом пределах законная сила судебного акта; 3) совершение процессуальных действий от своего имени; 4) совершение действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса.

Как видно из перечисленных признаков, первые два критерия непосредственно характеризуют потерпевшего. Потерпевший лично заинтересован в исходе рассмотрения дела об административном правонарушении; он имеет как материально-правовой, так и процессуальный интерес. Материально-правовой интерес может выражается в том, что при наложении административного наказания арбитражный суд вправе решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного потерпевшему действиями лица, привлеченного к административной ответственности. Процессуальный интерес выражается в том, что в последующем, при рассмотрении гражданского дела по спору о возмещении имущественного вреда причиненного потерпевшему лицом, совершившим административное правонарушение, обстоятельства о факте совершения лицом административного правонарушения, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в указанном деле.

Распространение на потерпевших в установленных законом пределах законной силы судебного решения также является очевидным фактом.

Во-вторых, статьями 25.2, 25.3, 25.4, 25.10, 28.2 и пр. КоАП РФ определены права и обязанности потерпевшего, которые, при детальном рассмотрении схожи с правами и обязанностями лиц, участвующих в деле.

Так, потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу. Органы и должностные лица, возбуждающие дело об административном правонарушении, обязаны вручать потерпевшему копию протокола о правонарушении. Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Злоупотребление процессуальными правами влечет за собой для потерпевшего, предусмотренные КоАП РФ неблагоприятные последствия. Например, рассмотрение дела в отсутствии неявившегося в судебное заседание потерпевшего, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; отказ суда в удовлетворении несвоевременно заявленного ходатайства и пр.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наличие вышеперечисленных полномочий потерпевшего свидетельствует о том, что законодатель рассматривает потерпевшего как лицо, участвующее в деле, способное влиять на развитие и окончание процесса.

Обязанности потерпевшего, впрочем, как и лица, участвующего в деле, во многих случаях производны от его процессуальных прав. Например, потерпевший вправе представлять доказательства, но одновременно — это его обязанность, так как потерпевший должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований или возражений.

Кроме того, рассматривая статью 40 АПК РФ, стоит учитывать положения статьи 202 АПК РФ, в соответствии с которой дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Т.е. на законодательном уровне вполне допустимо рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях с отдельными особенностями, установленными КоАП РФ, в том числе, в части привлечения к участию в процессе в качестве лица, участвующего в деле, потерпевшего.

Таким образом, из всего вышесказанного, по моему мнению, потерпевшего стоит признавать лицом, участвующим в деле о привлечении к административной ответственности, в силу ст.ст. 40, 202 АПК РФ, ст. 25.2 КоАП РФ, а в состав лиц, участвующих в деле о привлечении к административной ответственности, должны входить: заявитель (должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении); лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; иные лица, определенные ст. 40 АПК РФ в качестве лиц, участвующих в деле.

В делах об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, по сравнению с делами о привлечении к административной ответственности, потерпевший занимает более выгодное положение с точки зрения защиты им своих прав и законных интересов. Так, в соответствии с п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ лицо, признанное потерпевшим в соответствии со статьями 25.2, 28.2 КоАП РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в порядке, предусмотренном нормами §2 главы 25 АПК РФ, поскольку указанное постановление затрагивает его права и законные интересы.

[1]

Таким образом, потерпевшему предоставлено право оспорить постановление административного органа, затрагивающее его права и законные интересы, в арбитражный суд. Обращаясь в арбитражный суд, с целью оспорить постановление административного органа, потерпевший занимает процессуальное положение заявителя по делу. Административный орган в делах данной категории выступает ответчиком, так как оспаривается вынесенное им постановление, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя (потерпевшего). Лицо, привлеченное к административной ответственности постановлением административного органа, в соответствии со ст. 4 АПК РФ так же, как и потерпевший, выступает заинтересованным лицом в деле, но уже в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Читайте так же:  Приостановление течения срока исковой давности: особенности и порядок действий

Заявитель (потерпевший) и лицо, привлеченное к административной ответственности, лично заинтересованы в исходе дела — отмене, вынесенного административным органом, постановления, при этом они преследуют различные правовые последствия, связанные с отменой властного акта. Так, лицо, привлеченное к административной ответственности, преследует цель снятие с него возложенных мер административного воздействия — административного наказания; а заявитель (потерпевший) — восстановление нарушенных незаконным постановлением властного органа прав и законных интересов.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: в делах об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение и нанесших этим правонарушением вред потерпевшему, последний вправе обратиться в арбитражный суд и оспорить постановление в качестве лица, участвующего в деле (заявителя) для защиты своих прав и законных интересов. В делах о привлечении к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, потерпевший данного права лишен, что умаляет и ограничивает его право на судебную защиту. В делах данной категории потерпевший может участвовать только в качестве свидетеля.

Понятие потерпевшего в административном производстве

Понятие и правовой статус потерпевшего закреплен не только в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда – преступление или административное правонарушение.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.

Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:
— возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
— давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатным переводчиком,
— делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевшим является несовершеннолетний, то обязательным является присутствие законных представителей при производстве по административному делу.

Потерпевший при административном производстве вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

Согласно КоАП потерпевшему от административного правонарушения возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Выплаты производятся на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

Потерпевший

Читайте также:

  1. Вопрос 2. Обязательства из деликтов
  2. Вопрос 3. Виктимология в системе других наук и учебных дисциплин
  3. Вопрос 3. Этика предварительного следствия.
  4. Допрос свидетеля.
  5. Заведомо ложный донос (ст. 306 УК).
  6. Криминалистическая характеристика мошенничеств
  7. Лекция 10. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  8. Лекция 21. Обязательства вследствие причинения вреда
  9. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов
  10. Обязательственное право.
  11. Оглашение протоколов следственных действий и иных документов.
  12. Основания МПО и ее формы.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Мы уже отмечали, что причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Читайте так же:  Наследство для детей первого брака мужа: что нужно знать

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения) в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ч.2 ст. 29.10 Кодекса о том, что, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридическойпомощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Отметим, что представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела. Крайне важным, например, является и то обстоятельство, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело об административном правонарушении, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющеенавыками сурдоперевода, т.е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одно из важнейших ‑ право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы. Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ.

В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

Однако в возможности опроса потерпевшего в качестве свидетеля видится серьезное противоречие. Дело в том, что с учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Кроме того, использование свидетельских показаний потерпевшего обусловливает обвинительный уклон производства по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Факт оказания услуг подтверждается актом оказанных услуг

В принципе в своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д.

До вступления в силу КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях было обязательно присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (за исключением случаев, оговаривавшихся в законе). Необходимость присутствия при рассмотрении дела потерпевшего не предусматривалась. Статьей 25.2 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрениядела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Это способствует активному участию потерпевшего в рассмотрении дела, защите своих прав и законных интересов, полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 472 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

[3]

Потерпевший? Ну, потерпели, и свободны 🙂

В УГИБДД Санкт-Петербурга

«_____» ___________ 200_ г. я стал свидетелем нарушения ПДД РФ, совершенным водителем служебного автомобиля милиции г/н о393078, и успел снять его на фотоаппарат/видеокамеру.

«_____» ___________ 200_ г. я направил в РУВД Приморского района заявление об АПН по данному факту, с приложением фото/видеоматериалов. В заявлении я прямо указал, что неправомерными действиями вышеуказанного водителя мне нанесен моральный вред, выразившийся в потере доверия к власти, представителем которой он является, и, в соответствии со ч.1 ст.25.2, ходатайствовал о признании меня потерпевшим по делу.

«____» ___________ 200_ г. я получил ответ из РУВД Приморского района в простой письменной форме, где сообщалось, что факт совершения АПН, предусмотренных ст. 12.15. ч3 и 12.10. ч.1 водителем а/м г/н о393078 установлен. Однако, ввиду того, что не удалось установить данные о времени совершения правонарушения, подтверждающие мое заявление, было вынесено постановление о прекращении производства по делу об АПН. Также указывалось, что не установлено оснований для признания меня потерпевшим по делу об административном правонарушении.

Однако, ст. 24.4 КОАП РФ прямо гласит, что

[em]1.Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

2. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.[/em]

Ходатайство мое удовлетворено не было, копия определения об отказе в удовлетворении ходатайства мне предоставлена не была. Основанием для признания меня потерпевшим является, как минимум, мое ходатайство.

В результате неправомерных действий начальника РУВД Приморского района СПб было нарушено мое законное право на обжалование постановления о прекращении дела об АПН в порядке гл.30 КОАП РФ.

Всвязи со всем вышеизложенным, прошу:
— ввиду отсутствия данных, опровергающих то, что факт АПН произошел в указанное мною дату/время, постановление о прекращении дела об АПН – отменить;
— рассмотреть ходатайство о признании меня потерпевшим по данному делу и вынести мотивированное определение.

Председатель Исполнительного комитета
Регионального отделения
Межрегионального Общественного Движения
«Комитет защиты прав автомобилистов»
Junior

Ваша жалоба №___ от _____ рассмотрена в Управлении ГИБДД.

Информирую Вас, что отказ в признании Вас потерпевшим по делу об административном правонарушении признан обоснованным. Кодексом РФ об административных правонарушениях не определяется, каким образом должно быть оформлено решение о признании гражданина потерпевшим по делу об административном правонарушении. Таким образом, Ваше требование о предоставлении копии определения об отказе в удовлетворении Вашего ходатайства является необоснованным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ч.4 ст.30.1 КОАП РФ, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1-25.5 КОАП РФ, то есть лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником и представителем. Так как Вы не признаны потерпевшим по данному делу об административном правонарушении, Вы не имеете права обжалования данного постановления.

Источники


  1. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
Определение о признании потерпевшим по административному делу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here