Содержание
- 1 Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?
- 2 Как в судебном порядке снять объект недвижимости с государственного кадастрового учета?
- 3 Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости: земельного участка, жилого дома
- 4 Как происходит снятие с кадастрового учета земельного участка или объекта недвижимости?
- 5 Верховный Суд РФ подтвердил возможность снятия с кадастрового учета движимого имущества, ранее поставленного на учет как недвижимое
- 6 Основания снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?
Каждый собственник недвижимого имущества твердо знает, что недвижимость необходимо поставить на кадастровый учет. Вместе с тем, есть ли необходимость снимать объект с учета, понимают не все.
Снятие с учета предусмотрено в том случае, если объект недвижимости был уничтожен, либо старая недвижимость была реставрирована или переоборудована в новый объект.
Эти процессы обязывают собственников подать соответствующие документы для внесения соответствующих изменений в государственном реестре.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Причины для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета
Основными причинами, в связи с которыми объект подлежит снятию с учета, являются:
- полное разрушение или гибель объекта в результате различных обстоятельств;
- проведение реконструкции, в результате которой произведено изменение площади объекта как в сторону увеличения, так называемый дострой, так и в сторону уменьшения, снос;
- совмещение нескольких зданий в одно путем объединения, например, дома и пристройки;
- выкуп всех комнат и помещений в коммунальной квартире одним собственником, в связи с чем меняется статус жилья;
- раздел дома или другого здания на несколько отдельных друг от друга объектов;
- раздел на несколько или объединение нескольких земельных участков в один, в соответствии с целевым назначением земли;
- регистрация объекта на постоянной основе после прекращения временного учета;
- а также в других случаях, в зависимости от обстоятельств.
Вместе с тем, статья 25 Федерального закона » О государственном кадастре недвижимости» предусматривает исключения из общих правил, когда нет необходимости в снятии с учета объекта недвижимого имущества.
Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?
О юридическом сопровождении сделок с недвижимостью читайте тут.
Кто может обратиться с заявлением о снятии объекта недвижимости с учета
С заявлением, которое следует заполнить в соответствии с требованиями, которые утверждены Приказом Минэкономразвития России № 529 от 30 сентября 2011 года «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества», может подать не только собственник имущества, но и доверенное лицо, если оно действует по доверенности, заверенной нотариусом.
Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
Процедура по снятию объекта недвижимого имущества с государственного учета, заключается в следующем:
- предварительно подготовьте весь пакет необходимых документов;
- передайте документы для рассмотрения в кадастровую палату. При этом существует возможность предоставления документов как на бумажном носителе, так и в электронном виде;
- получите выписку из Единого государственного реестра недвижимости о том, что объект недвижимости не числится в реестре.
Снятие объекта недвижимого имущества с учета производится на основании заявления собственника, которое должно соответствовать специальной форме.
Кроме того, в документе должна быть отражена причина, по которой необходимо объект недвижимости снять с государственного учета.
Заявление должно быть подписано собственником или доверенным лицом, которое действует на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Кроме того, бумажную форму можно получить в офисах Росреестра, многофункциональных центрах по предоставлению государственных услуг или в органе Кадастрового учета по территориальности.
Понадобится представить правоустанавливающую документацию на объект недвижимого имущества, который необходимо снять с кадастрового учета.
Если права заявителя зарегистрированы, то достаточным будет предъявление соответствующего регистрационного свидетельства, а также национального паспорта или другого документа, по которому можно подтвердить личность лица, подавшего заявление.
В том случае, если процесс снятия объекта недвижимости инициирует юридическое лицо, то следует представить в органы кадастрового учета свидетельство о регистрации юридического лица, устав, приказ о назначении руководителя, который имеет право подписывать документы.
После принятия заявления, на место расположения объекта прибывает кадастровый инженер, который по результатам осмотра составляет акт обследования здания или акт землеустроительных работ, если речь идет о земельном участке.
Актом удостоверяется факт прекращения существования объекта недвижимого имущества, который подлежит снятию с кадастрового учета.
Если речь идет о том, что необходимо снять с учета часть здания, то кадастровый инженер актом подтверждает, что фактически часть здания уничтожена, и она подлежит исключению.
Акт обследования может быть составлен и заранее, до обращения с заявлением в органы кадастрового учета. Для этого заинтересованное лицо заключает соглашение на составление такого документа с инженером, который имеет соответствующий квалификационный аттестат.
Такие специалисты указаны в перечне кадастровых инженеров, который размещен на сайте ЕГРН. Заявитель может заключить соглашение с любым специалистом.
В некоторых случаях, для того чтобы снять объект недвижимости с кадастрового учета, необходимо соответствующее решение суда.
Часть 5 статьи 25 статьи Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» содержит исключение, согласно которому предоставление акта обследования, для того чтобы снять объект недвижимости с учета, не требуется:
- если собственником недвижимости была проведена государственная регистрация прав, то снятие с кадастрового учета помещения, находящегося в этом здании, возможно на основании соответствующего заявления собственника недвижимости и документации для кадастрового учета;
- при подаче собственником недвижимости заявления об упразднении сведений кадастрового учета об одном, нескольких или всех помещениях в здании, которое принадлежит заявителю.
Процедура по снятию объектов недвижимого имущества, которые прекратили свое существование, с учета в кадастровом реестре происходит следующим образом:
Независимо от способа подачи заявления и прилагаемых к нему документов при снятии объекта недвижимости с кадастрового учета, имеется возможность для самостоятельного отслеживания результата рассмотрения поданных документов. Для этого необходимо использовать электронный сервис «Проверка статуса запроса», который размещен на сайте ЕГРН.
Согласно требованиям закона, заявление о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета регистрируется в день его поступления. На снятие объекта с учета отводится 18 дней. Государственной пошлиной такая услуга не облагается.
В течение этого времени, специалисты кадастрового учета обязаны вынести одно из следующих решений:
- удовлетворить заявление и снять объект недвижимого имущества с кадастрового учета, о чем подготовить для вручения заявителю соответствующую выписку из ЕГРН;
- приостановить рассмотрение заявления;
- отказать заявителю в снятии объекта недвижимости с кадастрового учета.
После принятия решения о снятии объекта с учета, подготовленная выписка из ЕГРН вручается заявителю или его доверенному лицу, если документы подавались лично.
Если документация направлялась почтой или электронными средствами связи, то таким же способом предоставляется и выписка из ЕГРН.
При принятии решения об отказе в снятии объекта с кадастрового учета, заявителю разъясняются основания отказа, а также возможность обжалования такого решения.
Если принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о снятии объекта с учета, то заявитель информируется об этом.
Основания для отказа в снятии недвижимости с кадастрового учета:
- заявитель не представил в орган кадастрового учета все необходимые документы для рассмотрения вопроса о снятии объекта с государственного учета;
- заявление или другая документация составлена не в соответствии с установленными требованиями;
- сведения, которые содержатся в данных кадастрового учета и изложенные в поданной документации, имеют противоречия.
Причины отказа в прекращении кадастрового учета
После получения заявления и необходимых документов для снятия объекта недвижимого имуществ с учета, заводится учетное дело, которому присваивается соответствующий номер. По результатам рассмотрения документов, выносится соответствующее решение.
При положительном решении, заявителю выдается выписка из ЕГРН, а при отказе – письменное решение с указанием причин отказа.
Отказ в снятии объекта недвижимости с учета возможен в следующих случаях:
- документы изначально были неправильно оформлены;
- к заявлению приложены не все необходимые документы;
- в представленных документах имеются противоречивые данные об объекте;
- истечение срока, на который производилось приостановление рассмотрения заявления о снятии объекта с учета.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
Как в судебном порядке снять объект недвижимости с государственного кадастрового учета?
Добрый день! Помогите, пожалуйста, с составлением искового заявления. По результату проверки нашего учреждения (ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по РМ) ТУ Росимущества в РМ нам предписано снять с ГКУ объекты недвижимости, снесенные еще в 2009 году. Право РФ на эти объекты не оформляли, оформлено только право оперативного управления. Представитель нашего учреждения обратился в Росреестр с заявлением о снятии с ГКУ данных объектов. Получили решение об отказе в снятии с учета объектов, в связи с тем, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо. На что ссылаться в исковом, учитывая, что право РФ оформить уже невозможно, уже составлены кадастровыми инженерами акты обследования, и ТУ Росимущества исключили объекты из реестра федерального имущества.
Заранее благодарна, Альфия.
В варианте подачи заявления о снятии с ГКУ с доверенностью от собственника земельного участка, на котором были расположены здания, есть вероятность получить повторный отказ по п.5 ч. 2 ст.27 Закона о кадастре, т.к. в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления. Согласно позиции Росреестра, наличие зарегистрированных в ЕГРП прав на объекты недвижимости может служить основанием для отказа в снятии с ГКУ таких объектов.
Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости: земельного участка, жилого дома
Чтобы понять смысл данной процедуры, нужно разобрать понятие кадастрового учета. По сути, он ведется для того, чтобы систематизировать сведения обо всех объектах недвижимости, будь то квартиры, дома, земельные участки и т.д. Чтобы затем легко было найти такие данные о том или ином объекте недвижимости, они должны быть занесены в государственный кадастр, причем этому объекту присваивается уникальный номер, и есть еще ряд признаков, по которым его можно будет идентифицировать. Причем постановка на кадастровый учет нужна не только государству, в первую очередь она необходима для самих владельцев недвижимости, поскольку без кадастрового номера не получится совершать сделки с недвижимостью. Но иногда бывает, что объект как раз нужно снять с кадастрового учета. Что делать в таких случаях?
Нужны ли основания, чтобы изъять объект из кадастра?
Сама процедура представляет собой изъятие сведений о каком-то недвижимом имуществе из кадастрового госреестра. Это подразумевает, что все занесенные туда данные будут изъяты из базы. В каких случаях это возможно? Для снятия с кадастрового учета требуются некие веские основания, и в основном они касаются тех изменений, которые происходят с данным объектом. Так, основаниями для снятия с учета могут быть:
- Разрушение объекта недвижимости (например, при пожаре, полном затоплении или другом стихийном бедствии, которое может уничтожить многоквартирный или частный дом);
- Реконструкций здания в том случае, если после этой процедуры появляются помещения, которых раньше в плане не было;
- Объединение нескольких зданий или квартир в одно целое. Тогда старые объекты снимаются с учета, а новый объект ставится на учет практически одновременно;
- Преобразование коммунальной квартиры в обычную, находящуюся в собственности одного или нескольких владельцев. Здесь значение имеет тот факт, что в коммунальной квартире каждая комната (или две, если они принадлежали одному владельцу), учитывались как отдельный объект, и их нужно снять с учета, а потом поставить на учет уже полноценную квартиру, полученную в результате преобразования;
- Объединение земельных участков также означает, что каждый из них по отдельности будет снят с учета, а затем полученный большой участок будет поставлен на учет. Это касается и противоположной ситуации, когда крупный участок делится на несколько долей меньшей площади. Только в данном случае сначала снимается с учета один участок, а после регистрируется несколько.
Бывает и так, что процедура, по которой объект был взят на учет временно, аннулируется. Это бывает в таких ситуациях, когда собственник поставил жилье или участок на кадастровый учет, но еще не получил свидетельство на право собственности и не подал на него документы. Если по каким-то причинам он будет настолько беспечным, что так и не удосужится за два года получить официальное право собственности, то объект будут принудительно снимать с кадастрового учета. И в дальнейшем оформить право предпримет попытку поставить объект недвижимости на учет.
Кто может быть инициатором снятия объекта с кадастрового учета? Чаще всего это сам собственник, но закон предусматривает и другие варианты. Например, если у человека возник спор с соседями относительно границ земельного участка, то речь идет о том, что соседи могут сами инициировать эту процедуру.
Какие документы нужно подавать в кадастр?
Алгоритм действий достаточно прост.
- Заявитель собирает все требуемые документы.
- На следующем документе он подает их вместе с соответствующим заявлением в Росреестр.
- И если все будет нормально, то в заключение процедуры заявитель получит кадастровую выписку с информацией о снятии с учета. При этом ничего платить не нужно.
Удивительно, но на самом деле документов требуется не так много. В пакет входят паспорт собственника, свидетельство или выписка, то есть что-то, доказывающее право собственности, а также акт обследования в двух экземплярах (один из них — копия) и заявление установленной формы. В принципе, все документы должны быть у собственника, заявление он вообще может написать в любой момент. А вот акт обследования нужно специально получать в местном отделении Росреестра или БТИ, поскольку данный документ является результатом экспертной инженерной оценки. Акт нужен в качестве документа, подтверждающего, что с объектом действительно произошли перечисленные изменения, из-за которых его и снимают с учета. Порядок получения такого акта заявителю могут подсказать в БТИ. Что же касается заявления, то его бланк можно получить в Росреестре. Если же заручиться помощью юриста, то собрать все эти документы не составить особого труда.
Если документы будет подавать не сам собственник объекта недвижимости, то помимо обычного пакета документов нужны еще дополнительные бумаги — заявление, которые наделяют представителя собственника всеми необходимыми полномочиями. При этом в заявлении указывают реквизит федерального закона, который и предусматривает такую возможность. Кроме того, нужен акт делегирования полномочий и, наконец, должна быть доверенность, оформленная у нотариуса, которая позволяет производить такие действия как снятие участка с учета.
Кто и в какой форме занимается подачей документов?
Самым удобным способом считается подача документов онлайн. Ведь в данном случае заявитель и дальше может следить за процедурой с помощью сайта Росреестра, главное — записать регистрационный номер заявки. Подать документы можно и через региональный МФЦ, только уточнить предварительно, оказывает ли он такие услуги.
В какие сроки все это будет сделано?
Если с документами все будет в порядке, то понадобится 18 календарных дней от момента их подачи, для того чтобы кадастровый орган принял решение о снятии объекта с учета. Когда этот срок истечет, заявитель получит либо кадастровую выписку, в которой обязательно пишется дата снятия с учета, либо оформленное в письменном виде решение об отказе в снятии с учета. При этом в письменном отказе непременно должны быть указаны его причины, чтобы заявитель мог переделать документы. Снятие объекта с учета является бесплатной услугой, госпошлина за него не предусмотрена, так что единственная проблема при повторной подаче документов — это затягивание дела по времени.
Почему отказывают в снятии с кадастрового учета?
Разумеется, заявитель может получить и отказ от снятия участка с учета. Причем все возможные причины указаны непосредственно в законе о кадастре недвижимости. Главная причина, которая встречается очень часто, это когда само заявление подается человеком, который не имеет прав на данный участок. Теоретически владелец должен оформить на него доверенность на такие действия, но на практике очень часто доверенность оформляется неправильно, или об этом забывают, так что и отказы нередки.
Бывают и другие причины отказа
Например, если документы, которые подавались вместе с заявлением, не соответствуют установленным формам. Дело затянется, если каких-то документов хватать не будет, так что нужно очень внимательно изучить требования, предъявляемые к данному пакету. Кроме того, возможно, заполнение документов не отвечает последним законодательным изменениям. Поэтому лучше получить помощь от профессионального юриста, чтобы избежать таких недоразумений. Кроме того, нужно очень внимательно проверить все документы. Бывает так, что в них закрадывается ошибка в кадастровом номере квартиры или участка, либо же информация в заявлении не соответствует данным, указанным при занесении объекта в кадастр. В таком случае в снятии с учета вам откажут, а все документы придется переделывать, а в некоторых случаях и проверять, почему возникли такие несоответствия.
Отказать в снятии с учета могут и в том случае, если для этого есть основания, предусмотренные статьей 24 закона о кадастре, то есть если земельный участок относится к категории непреобразуемых. Даже если вы отказываетесь от помощи профессионального юриста, этот документ вам все-таки придется изучить.
Есть еще один важный нюанс. Допустим, объект был снят с учета в органах кадастра. Однако же после этого не были в течение трех месяцев осуществлены действия по регистрации нового объекта (в случаях, указанных ранее) или другие действия, требуемые по закону. Тогда в снятии с учета будет отказано, и все вернется на круги своя.
Отказ госоргана можно и даже нужно обжаловать. Процедура не так уж сложна — требуется подать прошение в письменной форме непосредственно в сам кадастр. Также это можно провести в судебном порядке.
Каковы последствия изъятия из кадастра?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Что будет после того, как участок или другой объект из этой категории будет снят с учета? С точки зрения юриспруденции такая квартира, дом или участок прекращают свое существование в качестве индивидуально-определенной вещи. Значит, и собственника у них нет. Это означает, что пока объект снова не будет зарегистрирован в кадастре с соблюдением всех процедур, налоги с земельного участка взиматься не могут и все арендные отношения по данному объекту тоже будут прекращены.
Как происходит снятие с кадастрового учета земельного участка или объекта недвижимости?
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета это процедура, предусмотренная на случай прекращения существования недвижимого имущества. Снятие с кадастрового учета допускается только при условии факта физического уничтожения кадастровой единицы. Правила реализации процедуры регламентированы ФЗ №213.
Законные основания для снятия с учета объекта недвижимости
Снятие с кадастрового учета производится на основании предъявления в государственный орган таких документов, как оригинальное заявление установленного образца и акт обследования. Требование иных документов не допускается.
Заявление составляет владелец уничтоженного земельного имущества, по образцу, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 №529.
Акт обследования составляет и передает в надзорный орган кадастровый инженер, после квалифицированного осмотра на месте и подтверждения невозможности дальнейшей эксплуатации здания или помещения.
Причинами уничтожения недвижимого имущества, являющимися основанием для снятия объекта с кадастрового учета, могут выступать любые обстоятельства, приводящие к невозможности эксплуатации недвижимости. К ним относятся непредвиденные природные явления, плановый снос из-за естественного износа, законно реализованные обстоятельства по решению уполномоченные органов, а также серьезные нарушения технологии строительства или реконструкции.
Участка землепользования
В случае со снятием кадастрового учета земельного участка основанием выступает преобразование объекта недвижимости.
Так происходит, когда объект землепользования разделяется или объединяется в новые кадастровые единицы, что приводит к исчезновению преобразуемой недвижимости.
Для снятия с учета исходного участка землевладения и оформления прав на образовавшиеся кадастровые единицы достаточно заявления установленной формы от собственника надела.
Жилого (нежилого) дома
Объект недвижимости, поставленный на кадастровый учет как обременяющее имущество, например для проживания, сдачи в аренду или под ипотеку, снимается с него по факту прекращения существования. Доказательством служит акт обследования места кадастровым инженером, подтверждающий разрушение здания, постройки или помещения. Дома, полностью потерявшие функциональное назначение по причине уничтожения, снимаются с кадастрового учета по заявлению их владельца.
Для квартиры
Для снятия с учета отдельной квартиры достаточно подтверждения факта разрушения части здания, в котором находится помещение заявителя.
Другими словами, квартиры снимаются с кадастрового учета после их разрушения с частью здания, или сразу после сдачи в эксплуатацию новостройки при выявлении факта невозможности или опасности эксплуатации таких помещений вследствие нарушения технологий строительства.
Для садового домика, гаража, вспомогательных строений и помещений, незавершенного строительства
Для снятия с кадастрового учета объекта незавершенного строительства, сооружения, помещения бытового назначения или вспомогательного здания, его собственник должен обратиться в кадастровый орган с заявлением. На место направится инженер для подтверждения факта прекращения существования или возможности эксплуатации объекта как кадастровой единицы.
Для разрушенного или сгоревшего дома
В случае воздействия разрушительных факторов, таких как пожар или обрушение дома, его владелец должен обратиться в кадастровый орган для снятия с учета. Достаточно предъявить два документа – заявление и акт обследования с указанием причины уничтожения.
Последствия прекращения учета
Собственник помещения, утратившего функциональное назначение, должен обратиться в кадастровый орган с заявлением и актом подтверждения разрушения. Проверенные данные передаются в Росреестр для снятия объекта недвижимости с учета. Одновременно с этим единица недвижимости перестает быть предметом собственности, выходит из владения, а ее владелец освобождается от всех сопутствующих обременений, например аренды, ипотеки и налога.
СПРАВКА! Согласно правилам ФЗ №218, акт кадастрового инженера для снятия объекта недвижимости может заменять судебный акт.
Порядок снятия недвижимости с кадастра
Кадастровая выписка о прекращении существования объекта недвижимости и исключении его из государственного кадастра передается заявителю или его уполномоченному представителю лично, по почте или по электронному адресу.
Выдача выписки осуществляется согласно соответствующему указанию в обращении. На рассмотрение заявления, с приложением подтверждающего акта, отводится 18 календарных дней. Услуга обновления сведений ГКН об исключении с учета объекта собственности предоставляется бесплатно.
Кто может обратиться?
С заявлением о снятии с кадастрового учета помещения вправе обратиться его собственник, собственник здания в котором это помещение расположено или на чьей земле оно находится, либо доверенное лицо владельца помещения, с предъявлением нотариально заверенного права распоряжения.
Куда обращаться?
Заявление и акт передается владельцем недвижимого имущества любым удобным способом из перечисленных:
- Через раздел «Электронные услуги» сайта Росреестра в электронном виде, с обязательной электронной подписью;
- посредством личного обращения в территориальное подразделение, в чьей юрисдикции находился объект недвижимости;
- обращением в ближайшее отделение МФЦ, предоставляющее муниципальные услуги;
- письмом с описью вложений и уведомлением о вручении, содержащим нотариально заверенные копии документов, на адрес региональной Кадастровой палаты.
ПОЛЕЗНО! Следить за процессом обработки документов можно через сервис «Проверка статуса запроса», представленный на сайте Росреестра, независимо от формата передачи заявки.
Основные документы
Основными документами для снятия здания с кадастрового учета являются соответствующее заявление его владельца и акт, доказывающий невозможность дальнейшей эксплуатации. Акт обследования составляется квалифицированным кадастровым инженером на месте. При составлении акта также могут использоваться ранее созданные документы – акт сноса от ГУП БТИ, справка из МЧС, свидетельство о государственной регистрации недвижимого имущества и др.
Заявление с приложенными документами при приеме кадастровым органом регистрируются в книге учета с обязательным датированием с точностью до минуты и присваиванием регистрационного номера. Дата поступления и перечень документов отражаются в расписке о приеме заявления.
ВАЖНО! Требовать иные документы, кроме акта обследования кадастровым инженером и заявления от владельца, кадастровым служащим запрещено.
Акт обследования
При снятии с учета кадастровой единицы кроме заявления владельца требуется предоставить акт. В случае с наделом это судебный акт, а при выходе из эксплуатации здания – акт обследования. Документ обследования оформляет кадастровый инженер.
Для оформления акта инженеру нужно осмотреть место и желательно получить сопутствующие документы, поясняющие причину разрушения постройки. Если недвижимость перестала существовать физически, достаточно осмотра.
При снятии из кадастра надела полезен будет межевой план. При реорганизации объекта недвижимости, остановке его строительства или частичном разрушении – технический план. В случае прекращения эксплуатации вследствие чрезвычайных событий пригодятся справки с информацией о причине обрушения.
Акт обследования и сопутствующие документы передаются в орган кадастрового учета вместе с заявлением. Акт подписывается усиленной электронной подписью или составляется в бумажном виде. При электронном оформлении с занесением акта в хранилище Росреестра его можно не прилагать к заявлению, указав его идентификатор во временном хранилище.
Образец заявления
Заявление составляется по стандартной форме, утвержденной правилами Минэкономразвития. Существует специальный бланк для создания заявления. Его можно получить в отделениях Росреестра, МФЦ, Кадастровой палаты, или скачать с сайта Росреестра. Бланк обязательно подтвердить обычной или электронной подписью заявителя.
Срок рассмотрения заявления
ВАЖНО! Со дня приема заявления с фиксированием даты подачи в книге кадастрового учета на обработку отводится до 18 календарных дней.
Получение выписки
Кадастровая выписка выдается заявителю лично либо высылается письмом, согласно указанию в заявлении, в случае положительного рассмотрения заявления о снятии с учета. Выписка о прекращении существования объекта недвижимости отражает внесенные в содержание государственного кадастра недвижимости сведения. Получение выписки освобождает заявителя от имущественных и обременительных прав на недвижимость, снятую с кадастрового учета.
Причины отказа
На заявление о снятии недвижимости с кадастрового учета отказной ответ не предусмотрен. Однако существуют причины для приостановки рассмотрения этого обращения до выполнения всех основных требований по его подаче. Запрос на снятие с учета не будет рассматривать в случаях отсутствия:
- необходимых документов, то есть заполненного бланка заявления или подписанного инженером акта обследования;
- корректного содержания в документах, согласно установленным форматам, нормативам или требованиям;
- соответствия данных о недвижимости информации в ГКН или документах заявителя;
- достаточных прав у заявителя на распоряжение запрашиваемым объектом недвижимости.
Если оба документа заполнены верно, не противоречат информации в базе кадастрового учета и поданы полномочным владельцем недвижимого имущества, то бесплатное заявление будет рассмотрено положительно в течение 18 дней.
Заключение
Снятие с государственного учета недвижимости осуществляется при уничтожении, разрушении или подобном необратимом выходе из эксплуатации объекта недвижимости. Основанием для снятия служит заявление лица, имеющего право владения на помещения, здание или землю, подкрепленное актом обследования или решением суда.
Верховный Суд РФ подтвердил возможность снятия с кадастрового учета движимого имущества, ранее поставленного на учет как недвижимое
Верховный Суд РФ разъяснил, что из положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ) следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7).
Таким образом, факт отсутствия у вещи признаков объекта недвижимости не рассматривается Законом N 218-ФЗ в качестве основания для снятия объекта с государственного кадастрового учета.
Понятие недвижимого объекта дано в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Объект исследования не обладает признаками объекта недвижимости и не является объектом капитального строительства. Перемещение объекта исследования без несоразмерного ущерба его назначению технически возможно, т.к. он по конструктивному исполнению не имеет прочной связи с землей, что позволяет при необходимости выполнить его перенос без разрушения элементов.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились, возможно избрание такого способа защиты нарушенного права как оспаривание зарегистрированного права путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Изложенный правовой подход сформулирован в абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Соответственно, обязанность совершить определенные действия — снять объект с государственного кадастрового учета в качестве меры, направленной на восстановления прав истца может быть возложена на уполномоченный орган Росреестра в случае нарушения последним прав истца незаконным решением, действием (бездействием).
Основания снятия с кадастрового учета объекта недвижимости
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 «Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)»
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок).
В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:
о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;
об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.
Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, — в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Обзор документа
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.
С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее — ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.
Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.
Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.
Источники
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.