Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

27. Психосоциальное развитие дошкольника

Стадия «возраст игры» по Эриксону, соответствует фаллической стадии по Фрейду.

Социальная ситуация развития: изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – ролевая игра.

Формируется главное психологическое новообразование – произвольность психических процессов и психологической готовности к школе.

3 стадия по Эриксону (3-6 лет). Ребенок все больше начинает играть, внося в стандартные действия элемент творчества, используя воображение в моделировании жизненных ситуаций. От родителей требуется поддержка, позволяющая расширить репертуар поведения (развитие владения словом, умения петь, рисовать, танцевать и пр.). При неблагоприятных условиях растет тревога по поводу своей ценности, стыд переходит в чувство вины, увеличивается пассивность. Закладываются основы успешной деятельности в будущем. (См.подробнее Конфликты развития Эриксона)

Особенности эмоционального развития

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: — ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; — изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; — чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; — формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические; — Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. (См.подробнее ниже: Эмоциональное развитие)

Особенности социального развития в дошкольном возрасте

— у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции; — развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд; — интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое общение все еще важны для ребенка — появляются новые важные формы общения, общение становится информативным, познавательным; — ребенок хочет утвердиться в том, что он считает правильным и часто жалуется; — формируются формы сотрудничества со сверстниками; — меняется форма подражания: ребенок копируют внешние черты облика и поведения, появляются идеальные образы для подражания

(См.подробнее ниже: Социальное развитие)

— самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. — возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. — самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. — о моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. — к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. — развивается способность мотивировать самооценку. — появляется осознание себя во времени, личное сознание. — дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;

ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

(См.подробнее ниже: Развитие мотивационной сферы; Развитие самосознания)

Конфликты развития Эриксона

Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста.

«Каждая последующая стадия. есть потенциальный кризис вследствие радикального изменения перспективы. Слово «кризис». употребляется в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций и, вследствие этого, онтогенетический (т. е. индивидуально-личностный. — М. И.) источник возможного формирования хорошей или плохой приспособляемости» .

Суть замысла Эриксона состояла в том, чтобы показать, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, либо неблагоприятное. В первом случае личность крепнет и овладевает средствами для решения новых жизненных задач. Во втором случае личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощена неизжитыми проблемами прошлого.

2. Особенности эмоционально-личностных отношений матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста)

Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные связи между матерью и ребенком являются основой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к другим, к окружающему миру. Состояние эмоциональной сферы является показателем личностного здоровья ребенка, обусловливающим его социальное поведение.

Согласно поставленным задачам, были использованы методики: методика Р.В. Коана, Р.Б. Кеттелла и проективная методика «Моя семья» для изучения эмоционально-личностных особенностей детей и их отношений к семье. Кроме того, использовался метод открытого наблюдения за детьми. Для изучения выборки матерей — цветовой тест Люшера, сочинение «Портрет моего ребенка». Обработка данных включала как количественный, так и качественный анализ.

Выявлены следующие характеристики эмоционально-личностных особенностей матерей детей-инвалидов:

состояние высокой мобилизованности; готовность справиться с трудностями наблюдается в 61% случаев, это состояние характерно для следующих групп матерей (ВК > 1) — неполной-полной семьи; неработающих-работающих; с высшим образованием: имеющих детей с прочей патологией;

сниженная активность, неготовность справляться с трудностями — 31%; для них характерна ориентация на покой и отдых (ВК

Похожие главы из других работ:

1.3 Особенности межличностных отношений матери и ребенка с ДЦП раннего возраста

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения.

1.3 Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, предопределенного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта [13, c.59].

§ 2.2 Особенности общения ребенка младшего школьного возраста

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать.

Читайте так же:  Постановление о порядке предоставления коммунальных услуг

4. Личность ребенка младшего школьного возраста

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя.

Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием

2.1 Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием и без речевых нарушений

Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын.

3.3 Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями.

1.1 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» младшего школьного возраста (на примере моу сош №163 г. зеленогорска)

1.1 Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

1.1 Особенности построения отношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований

Детско-родительские отношения являются наиболее важным условием для психического развития ребенка. Научно доказано, что недостаточное общение младенца с матерью ведет к задержкам психического развития и различного рода отклонениям.

1.2 Влияние семьи на самооценку ребенка младшего школьного возраста

Сама по себе самооценка ребенка — явление неустойчивое, ситуационное. [16, c.

1.3 Интегральная характеристика психологии ребенка младшего школьного возраста

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали.

Психологические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Предпросмотр страницы №1

Психологические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Составитель: педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» Хромова Т.Ю.

В настоящее время существует реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Исходя из этого, одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. В том числе и то, как действовать образовательной организации…

По наличию дефекта различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Об особенностях каждой категории можно рассказывать бесконечно долго, но я остановлюсь на тех характеристиках, которые свойственны в той или иной степени всем категориям

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Психологические особенности детей-инвалидов

Установление инвалидности ребенка — чрезвычайно сильный стресс для его родных и близких. Меняется уклад их жизни, восприятие своего окружения и отношение к нездоровому малышу. От атмосферы в доме, созданной взрослыми, зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка как личности, его адаптация в обществе.

Безусловно, наличие серьёзных нарушений здоровья рано или поздно меняет его взгляды на мир, себя и других людей. Но зачастую искажения характера и поведения в худшую сторону происходят не из-за соматической болезни, приведшей к инвалидности. Причина кроется в изменении отношения к нему окружающих, когда на первое место выходит факт нездоровья ребёнка и его ограниченные возможности, а не его личность, способности и потенциал. Особенно важна роль родителей — именно оттого, каким они видят своего ребёнка, какие качества в нём воспитывают, а проявление каких пресекают, в большей степени и зависит то, каким человеком он вырастет в будущем.

Самым трудным для семьи является принятие ребёнка таким, какой он есть. Особенно важна объективная оценка его состояния с целью создания наилучших условий для воспитания и всестороннего развития. Нередко ребенок ощущает свою неполноценность в большей мере из-за негативного настроения родителей или других членов семьи — именно в этом и заключается основная проблема социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями. Родители испытывают сильное чувство вины перед своим ребенком за то, что не смогли его обеспечить здоровьем с самого рождения (оградить от заболевания или несчастного случая в раннем детстве). Порой обвиняемый в несчастьях малыша — один человек, на которого «нападают»: мать, отец или другой член семьи. Это является причиной ссор и серьезных конфликтов, иногда приводящих к распаду семьи как таковой.

Читайте так же:  Проверка юридической чистоты квартиры перед покупкой стоимость

Сильнее других вину за «неудавшегося» малыша чувствуют родители, возлагавшие на ребенка особенные надежды, которые «не оправдались». Чувство вины и безысходности, испытываемое взрослыми, вызывает ухудшение психологической атмосферы в доме, что негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Постоянные переживания, беспокойство за судьбу сына или дочери приводят к тому, что родители становятся более внимательны и придирчивы к его воспитанию и развитию. Установка на «тепличный» уход за ребенком — главное в такой семье: стремясь во всём удовлетворить его потребности и желания, мамы и папы превращаются в гиперопекающих, сверхисполнительных «сиделок». В то же время жизнь всей семьи выстраивается вокруг ребенка и его заболевания.

В этом случае с раннего детства малыш растет эгоистом, таким «домашним тираном», уяснив себе, что всё и вся подчиняются его потребностям и капризам. Такие дети не владеют навыками самообслуживания и не выполняют даже то, что вполне способны делать самостоятельно. Эта модель называется «охранительным воспитанием»: дети беспомощны, пассивны, лишены каких-либо стремлений в общении с другими, в овладении различными навыками. По сути, родители сами искусственно изолируют ребенка от общения с окружающим миром, оставляя его наедине с самими собой, его болезнью и врачами. В результате они тормозят развитие ребенка.

В противоположном случае речь идет о модели «равнодушного воспитания», когда вина приводит взрослых к эмоциональному отвержению ребенка- инвалида. Тогда проблемы развития просто игнорируются, мама и папа якобы не признают физического дефекта (недуга), не проявляют озабоченности. Ребенок же ощущает свою ненужность, отвергнутость родными и, в конце концов, одиночество. При этом он лучше адаптирован к непростым условиям жизни (без помощи взрослых узнаёт новое, многое делает самостоятельно), однако к родным и чужим людям он недоверчив и равнодушен.

Иногда родители сознательно преуменьшают патологию ребенка, считая, что так они помогают ему позитивно и оптимистично воспринимать себя и свои проблемы. Однако впоследствии, когда ребенок узнает и оценит свои возможности сам, он испытает тяжелейший стресс. Ведь реальность не будет соответствовать его уже сложившимся представлениям. В результате опять произойдет изоляция от социума, замкнутость и обострение чувства собственной неполноценности.

Таким образом, обе приведенные модели неэффективны и крайне вредны для воспитания ребенка. Дети с ограниченными возможностями нуждаются в родительской помощи. Но она не должна выражаться в постоянной жалости и ограждении от всевозможных, даже посильных трудностей. Помощь должна быть конструктивной. Родителям нужно постоянно стимулировать активность таких детей, поощрять их желание самим делать что-то, познавать и развивать свои возможности, порой открывая совершенно новые стороны натуры. Чем меньше ребенок «зациклен» на собственном нездоровье, погружен в свои переживания и безрадостные перспективы, тем лучше. Часто забота о других помогает детям почувствовать свои силы, свою значимость.

Никогда не подчеркивайте физические недостатки ребёнка, говоря о его достижениях: «Если бы ты смог быстро бегать, наверняка бы побеждал на соревнованиях…», «Если бы не твои проблемы, стал знаменитым актером…» и т. д. Как правило, многие дети не обращают внимания на те или иные сложности со здоровьем, инвалидами их делают напоминания о том, что им следует вести себя осторожно, не так, как все.

В жизни здоровые дети быстро привыкают к облику «особенных» ребят при их адекватном поведении в группе: например, если ребенок не прячется пугливо в углу, а принимает участие в общей игре. Напоминает о некоторых трудностях не сам дефект, а отношение к нему окружающих, как правило, взрослых людей.

Делайте всё от вас зависящее, чтобы помочь ребенку достичь заветной цели, ободряйте и почаще напоминайте о его успехах и победах.

Обращайте внимание и на своё состояние — каким видит вас ребенок? Если вы часто встревожены, озабочены, полны огорчений и переживаний — то и малыш будет нервничать, горевать и расстраиваться. Когда взрослые члены семьи преодолели чувство вины и приняли ребенка таким, какой он есть, они становятся эффективными родителями, способными научить его быть полноценным членом общества. Многие «особенные» дети талантливы — так природа компенсирует то, что не дала. Их жизнь вовсе не уныла и безрадостна, она заполнена интересными событиями, хотя порой проблемы здоровья очень серьезны.

Можно выделить несколько главных направлений развития личности этих детей. Во-первых, родителям важно воспитывать в ребенке принятие себя и своих проблем со здоровьем. Надо словами и действиями подчеркивать, что он любим и дорог такой, какой есть, что он не одинок и у него есть те, кто всегда поможет справиться с трудностями. Как бы ни было вам тяжело, не создавайте в доме госпитальную обстановку, отказываясь от всего «ради больного». Жизнь не остановилась, она продолжается, просто чему-то надо уделять больше внимания (например, определенным процедурам, посещениям врачей или регулярному стационарному лечению). Если вокруг — не унылая атмосфера и скорбные лица, а полноценная жизнь, в которой ребенок тоже принимает участие, то в ней мало места для ощущений «немощного инвалида».

Во-вторых, постарайтесь воспитать у ребенка адекватное восприятие других людей. Изоляция от внешнего мира — не выход: ребенок должен гулять, общаться с другими детьми и взрослыми, читать книги, смотреть телепрограммы или слушать музыку, познавая окружающий мир. Известно, что дошкольники даже с неявными признаками инвалидности уже к 3-4 годам начинают осознавать своё отличие от здоровых сверстников. Поэтому их «я» формируется специфически и зачастую сверхкомпенсировано: в обществе они стараются ничем не отличаться от других, но дома это отыгрывается тяжелыми истериками — дети понимают свою «инаковость». Научите ребёнка с инвалидностью принимать как данность существование детей и взрослых без подобных ему проблем. Для людей с ограниченными возможностями всегда непросто просить помощи у других, а если их не научили этому с детства, то ещё и очень болезненно. Но ведь это не просто желание и умение просить и принимать такую помощь — так выказывается доверие к людям и окружающему миру, проявляется возможность свободно общаться с другими, развиваться как личность и открывать всё новые стороны жизни, не погружаясь в болезнь и одиночество. А значит, будет и самое главное — вера в себя, способного преодолеть любые ограничения.

Читайте так же:  Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется

2.2 Особенности психосоциального развития

Стремление к самоактуализации — это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У одаренных дошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от использования своих способностей.

Перфекционизм — это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного).

Самостоятельность предполагает: независимость суждений и действий дошкольников, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность.

Социальная автономность. Воспитатели, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному воспитанию. Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом.

Эгоцентризм. Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Познавательный эгоцентризм проявляется в познавательной сфере. Этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как простое и понятное им, не могут постичь окружающие.

Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками.

Коммуникативный эгоцентризм. В большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека.

Лидерство. Настоящий лидер — редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками в группе детского сада — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость его мышления.

Соревновательность — важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Творческое восприятие случайностей Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. — СИПИ,1990.- С. 45. . Умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.

Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Одаренность существует в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.

Педразвитие

Автор: Жаданова Людмила Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ НОЦППМС Филиал №5
Населённый пункт: город Сольцы, Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности развития личности детей детей инвалидов»
Дата публикации: 20.10.2017
Раздел: среднее профессиональное

[2]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Личностная проблема ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества,

в котором ему предстоит жить и расти.

В раннем детстве дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности

другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью

оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-

инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в

четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный

фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто

Видео (кликните для воспроизведения).

замедленный темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной

самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто

приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс

С взрослением дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень

их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них

формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному

снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная

пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от

здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое — все это они получают за счет

здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости

способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ

[1]

от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее

окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект

Наиболее тяжело переживают инвалидность дети, внезапно потерявшие слух, зрение и

воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое

развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных

состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным

воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Читайте так же:  Сколько процентов отчисляет работодатель в пенсионный фонд

Исследования модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по

сравнению с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 38% особых детей мечтают

об улучшении здоровья и все 100% — о получении конкретной профессии. Но, в 14-16 лет

представление о будущем сужено — жизнь планируется на 5 лет и только в отношении

работы. Эмоциональная окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих

шансах. Мечтают быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в

лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна,

ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она

отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С

одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей,

имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С

другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный

конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих

В семье, где есть дети-инвалиды с ограниченными возможностями жизнедеятельности,

существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе

воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит

Такой фактор, как включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет

на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в

воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт

в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких

семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену

отчуждения в собственной семье.

Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в

снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических

функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности;

формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции;

преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Методами психологической реабилитации могут быть беседы, индивидуальные

психологические консультации, психологическая помощь, ролевые игры, психологические

тренинги, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-

инвалидов, так и для членов их семей.

Принципы психологического исцеления:

1. Суть нашего бытия — любовь.

2. Здоровье — это внутренний покой. Исцеление — это избавление от страха.

3. Давать — значит получать.

4. Мы можем оставить прошлое в прошлом и не жить будущим.

5. Существует только это мгновение, и оно предназначено для того, чтобы отдавать.

6. Мы можем научиться любить себя и окружающих скорее путем прощения, чем

7. Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь.

8. Мы можем выбрать внутренний покой для себя, несмотря на все происходящее вокруг

9. Мы ученики и учителя одновременно.

10. Мы можем воспринимать жизнь как целое, а не как отдельные эпизоды.

11. Так как любовь вечна, то на смерть не обязательно взирать со страхом.

12. Мы всегда можем воспринимать себя и окружающих, как предлагающих любовь и

взывающих о помощи.

Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его

настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за

свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче

преодолевать неизбежные жизненные трудности. Группы взаимопомощи — динамичная

среда для воспитания высокой самооценки, чувства самодостаточности и умения

достигать своих целей. В этих группах люди, объединенные общей заботой, могут

обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой и ресурсами. В группе

возникает огромный потенциал взаимопонимания и доверия, помогающий людям

раскрываться, чувствовать, что они не одиноки, и осознавать свою силу. Ведущими групп

взаимной поддержки являются в основном специально подготовленные люди, либо

Ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и

интеграционных возможностей. Тип заболевания и отклонения в развитии, особенности

течения заболевания, специфика поражения различных органов и систем, характер и

выраженность дефекта определяют характер и уровень снижения адаптационных и

[3]

Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему

необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни,

степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед

собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах

данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что

уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

Особенности психосоциального развития.

Стремление к самоактуализации. Стремление к раскрытию своего внутреннего потенциала многие исследователи считают главным побудительным мотивом творчества человека. А. Маслоу считал, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. В целом развитие человека он представлял как восхождение по «лестнице потребностей», где внизу расположены базовые потребности, связанные со стремлением выжить, а высшим уровнем является потребность в самоактуализации — реализовывать, «опредмечивать» себя, свою сущность. У людей, склонных к самоактуализации, доминирующим мотивом чаще всего является радость, и этим они отличаются от людей, которые стараются удовлетворить потребности в том, чего им не достает. По его мнению, «рост в направлении самоактуализации исцеляет от недугов», поскольку это путь к бытийному познанию, к восприятию внутренних ценностей, конечных ценностей бытия. Творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, но при оценке самого А. Маслоу, самоактуализация на практике – большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал.

Перфекционизм – стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требования. Выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам. У одаренных детей это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигнет максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Слишком сильно выраженный перфекционизм становится причиной неврозов, недовольства собой, парализует волю человека, делает невозможным завершение работы. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает рядом с таким перфекционистом.

Самостоятельность – независимость суждений, способность самому реализовывать важные решения, а также нести ответственность за свои поступки и их последствия. Самостоятельность – это практически всегда риск. Формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность. Подавляющим фактором является тотальный внешний контроль, жесткие дисциплинарные требования, не допускающие индивидуальных вариаций. Не менее вредным является вседозволенность, тепличная атмосфера, ограждающая ребенка от проблем и возможности самостоятельно принимать решения (с одной стороны, рабская дисциплина порождает рабский характер, с другой, — без четких дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный характер).

Читайте так же:  Устройство ограничения мощности потребляемой электроэнергии

Социальная автономность – близка самостоятельности. У одаренного ребенка она часто проявляется в неприятии традиционного обучения: ориентация на простое воспроизведение полученных вызывает скуку. Для него характерна относительная свобода от общепринятых ограничений, он не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. Результат – скрытый или явный конфликт с педагогами, плохие оценки по предметам, которые не интересны. Одаренным детям свойственен нонкомформизм – стремление во что бы то ни стало противостоять большинству, что проявляется в готовности отстаивать свою точку зрения, даже если она противоречит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать не традиционно.

Эгоцентризм – непонимание того, что окружающие существенно отличаются от тебя в мыслях, желаниях, поступках. Это закономерно для возрастного развития ребенка, связано с ограниченностью опыта. Однако одаренным детям он свойственен в большей мере – чем больше знаешь что-либо, тем больше шансов вести себя эгоцентрически. Однако это – сложное личностное свойство, и в каких-то сферах у одаренных детей эгоцентризм, наоборот, проявляется меньше. Наиболее характерен для одаренных детей познавательный эгоцентризм: они практически не могут понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие. В то же время менее свойственен одаренным детям моральный эгоцентризм: способность более тонко улавливать причинно-следственные связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее создает базу для понимания мотивов поведения других людей. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека, им менее свойственен также коммуникативный эгоцентризм. Однако познавательный эгоцентризм преодолевается труднее всего. По замечанию американского психолога К. Тэкэкс, свойсвенная одаренным неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров.

Лидерство – доминирование в межличностных отношениях. В общении со сверстниками одаренный ребенок часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел, склонен командовать другими детьми. Основная причина склонности к командованию – интеллектуальное превосходство, лучшее представление развития игровых действий, прогнозирование возможных ошибок. Отчетливо это проявляется в старшем дошкольном возрасте. В младшем — одаренный ребенок теряет интерес к коллективным играм, что связано с увлечением углубленной интеллектуальной работой и самодостаточностью. Если же с возрастом стремление утвердиться в роли лидера возрастает и к интеллектуальному превосходству добавляются суггестивные возможности (воздействие на других), способности настаивать на своем и в то же время ладить с другими детьми, то можно говорить о специальной лидерской одаренности.

Соревновательность – склонность к конкурентным формам взаимодействия. опыт побед и поражений – важный фактор закалки характера. без этого наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоуиверждается, приобретает уверенность в своих силах, учиться рисковать, приобретает опыт «разумного авантюризма». Одаренный ребенок способен к дифференцированной самооценке, что стимулирует его к конкурентным формам взаимодействия. Важно, чтобы соревноваться приходилось с равными себе по силам. Причем особенно ценен опыт не только побед, но и поражений.

Особенности эмоционального развития. Большинство исследователей подчеркивают эмоциональную уязвимость одаренного ребенка. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающиеся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом, приводит к тому, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, могут оказать сильное воздействия на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно. Повышенная эмоциональная чувствительность связана и с другой, более важной особенностью – способностью наслаждаться творчеством. По утверждению Стендаля, звание гения присваивается лишь тому, кто испытывает особое наслаждение от процесса творчества и продолжает работать, несмотря на преграды.

Творческое восприятие случайностей. В концепции А. Танненбаума один из пунктов составляют случайные факторы – «оказаться в нужном месте в нужное время». Умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств — одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шанс на успех практически во всех сферах жизни (примеров тому немало ив судьбах выдающихся людей, и в судьбах выдающихся открытий). По словам Ф. Ницше, со случайностью-озарением встречается тот, кто готов к встрече. Или «чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».

Юмор – качество творческого человека: способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях. Исследователи говорят о прямой корреляции уровня развития креативности и юмора. Юмор – свидетельство одаренности и, одновременно, эффективный механизм психологической защиты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Распространено мнение, что такой дар, как талант, одаренность обязательно проявится («талант всегда пробьется», «талант не пропьешь»). Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии – или развивается, или угасает. Символ одаренности – образ Алисы в сказочной стране, где нужно бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвинуться вперед.

Источники


  1. Дворянкин, О. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение / О. Дворянкин. — М.: Весь Мир, 2015. — 464 c.

  2. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

  3. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Особенности психосоциального развития ребенка инвалида характеристика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here