Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, относятся:

— молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;

— одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовершеннолетних детей;

— инвалиды труда и войны;

— женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

— лица предпенсионного возраста;

— лица, освобожденные из мест лишения свободы;

— вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудоустройства состоит в следующем:

а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответствовать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК;

б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;

в) предприятияобязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов является рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В статье 20 последнего предоставляются гарантии занятости инвалидов путем проведения различных специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Среди них:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;

3) резервирование специальных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Инвалидам должны быть созданы необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Лица, освобожденные из МЛС

Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Такая обязанность по действующему законодательству возлагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной категории граждан должно быть оказано содействие в трудоустройстве с учетом их профессионального опыта и личных пожеланий. В частности, это правило относится к лицам, освобожденным от уголовного наказания по амнистии. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устройство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. Такой же порядок распространяется и на подростков, условно осужденных или досрочно освобожденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних

Трудоустройство отдельных категорий граждан

Исходя из того, что переход к рыночной экономике невозможен без вынужденной безработицы, государство должно, не ограничиваясь лишь материальной поддержкой этих социально незащищенных слоев населения, обеспечить особую, повышенную защиту тех из них, кто в силу определенных причин не может конкурировать на рынке труда с другими категориями граждан.

[1]

Статья 5 Закона о занятости относит к ним: молодежь; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей инвалидов; лиц предпенсионного возраста и инвалидов; лиц, продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих при­нудительное лечение по решению суда, беженцев, вынужденных переселенцев. Главное здесь — создание дополнительных, специаль­но предназначенных для этой цели рабочих мест и организация обучения. И основную ответственность за своевременное смягчение и решение этих проблем должны нести местные органы власти. Поэто­му именно им предоставлено право на установление квоты. Конкретные предложения о размерах квот и сроках их действий разрабатыва­ются и вносятся на утверждение местным органам власти службой занятости, органами социальной защиты, народного образования совместно с общественными организациями, представляющими ин­тересы тех или иных групп населения, особо нуждающихся в соци­альной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квота — это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесуточной чис­ленности работников организаций), которых работодатель обязан трудоустроить.

Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного само­управления и работодателями. При этом последним предоставляют­ся определенные льготы и компенсации. Так, постановлением Пра­вительства г. Москвы от 24 марта 1998 г. «О порядке квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся ин­валиды, имеющие соответствующую рекомендацию к труду, и молодежь в возрасте до 18 лет (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.).

Трудоустройство и организация обучения инвалидов возложена также и на органы социальной защиты. Они организуют специальные производства, цехи и участки, предназначенные для применения труда инвалидов. Чтобы заинтересовать предприятия в приеме на работу инвалидов, им устанавливаются налоговые льготы и особый порядок исчисления среднесписочной численности работников (без учета инвалидов).

Лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также от уголовного наказания по амнистии, должны быть трудоустроены местными службами занятости в течение 15 дней со дня прибытия к месту жительства * . К ним приравнены и подростки, досрочно освобожденные от отбывания наказания, а также освобожденные от отбывания наказания в воспитательных колониях для несовер­шеннолетних.

Читайте так же:  Расторжение договора найма по соглашению сторон образец

* См. : Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятия для лиц, нуждающихся в социальной защите, от 11 июня 1992 г . // Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №9-10.

При переходе к новым экономическим условиям, частых струк­турных изменениях, реорганизации и ликвидации отдельных пред­приятий часть работников высвобождается с предприятий. В соответ­ствии со ст. 40 1 и 40 2 КЗоТ РФ этим работникам должна быть предо­ставлена: другая работа на том же предприятии или в учреждении; работа на другом предприятии (учреждении) по прежней профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии — другая работа с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребнос­тей; возможность обучения новым профессиям (специальностям) с выплатой стипендии.

Особенность высвобождения работников состоит в том, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя. Увольнение этих работников допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую рабо­ту. Если такой возможности нет или работник не дает согласия на перевод, он должен быть предупрежден о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до начала высвобождения.

Вместе с тем администрация должна проинформировать и службу занятости по месту жительства работника о его предстоящем высвобождении.

Высвобождаемым работникам при расторжении трудового дого­вора: а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месяч­ного заработка; б) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях, если подходящая работа не предложена — и в течение третьего месяца) с учетом выплаты выходного пособия; в) сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе не превысил трех месяцев.

Выплата выходного пособия и сохранение заработной платы про­изводится по месту работы, с которой должен быть высвобожден работник.

В случае ликвидации предприятия, учреждения беременные жен­щины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери с детьми до 14 лет или имеющие ребенка-инвалида до 16 лет, должны быть обязательно трудоустроены правопреемниками, а при их отсутствии — службой занятости (ст. 170 КЗоТ РФ).

В случае массового увольнения работодатель не менее чем за три месяца должен представить службе занятости и профсоюзному орга­ну информацию о количестве высвобождаемых и сроке, в течение которого намечено осуществить увольнение.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан.

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется существованием особенностей для отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием «особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы», их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает в себя инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Одной из таких повышенных гарантий является квотирование рабочих мест. Квотирование — это установление минимального количества рабочих мест для субъектов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Так, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Законом о защите инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок квотирования уточняется в нормативных правовых актах субъектов РФ.

25.Социальное партнерство в сфере труда: понятие, причины, стороны и формы.

Социальное партнерство

— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

§ 6.11. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

1) предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Б. Особенности трудоустройства молодежи

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» изменил редакцию статей, регулирующих устройство молодежи, и эти положения также вошли в Трудовой кодекс РФ.

Понижен возрастной критерий: вместо шестнадцатилетнего установлен пятнадцатилетний возраст приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане, достигшие 14-летнего возраста.

Читайте так же:  Публичная кадастровая палата московской области официальный сайт

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст. 266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 268 ТК РФ)

Социальные гарантии при потере работы и безработице

Социальные гарантии — это материальные условия, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

Международные нормы права устанавливают обеспечение гражданам и в этот период достаточный жизненный уровень. Так, Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. предусматривает, что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права (ст.2). Эту формулировку права на труд следовало бы закрепить в Конституции России, поскольку в ст.37 уже предусматривается реализация права на труд в безопасных условиях, то есть охрана труда. В статье 11 указанного Пакта закреплено, что государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение жизни. Поэтому при потере работы, безработице государство обязано осуществлять соответствующую социальную помощь таким лицам в виде социальных гарантий. Уровень этих гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе ее развития.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает следующие виды социальных гарантий таким гражданам:

пособие по безработице;

выплату стипендии при прохождении по направлению службы занятости профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах с сохранением получения пособия по безработице;

компенсацию затрат по переезду на предлагаемую работу в другую местность;

компенсацию и гарантии выплаты высвобождаемым работникам до трех месячных средних заработков в соответствии со ст.178 и 180 (ч.3) ТК РФ;

оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности, в том числе пособия по беременности и родам;

оказание материальной помощи членам семьи безработного (путевки в санатории, детские лагери и т.д.), а также безработным, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты;

досрочный (за два года) переход на пенсию по возрасту. Различные дополнительные социальные гарантии и помощь при потере работы могут быть предусмотрены коллективными договорами и социально-партнерскими отношениями.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

А. Особенности трудоустройства инвалидов

Для инвалидов установлены дополнительные гарантии трудовой занятости на основании ФЗ в редакции от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этим законом устанавливаются квоты для инвалидов при приеме на работу, а государство осуществляет следующую сумму мероприятий:

[3]

предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;

предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;

организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Б. Особенности трудоустройства молодежи

В соответствии с ТК РФ в Российской Федерации установлен пятнадцатилетний возраст для приема на работу. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесс обучения, в свободное от учебы время, с согласия родителей, усыновителей или попечителей, могут приниматься на работу граждане по достижении ими 14 лет.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными

напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, на которых запрещается труд молодежи моложе 18 лет, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст.266 ТК РФ лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, который осуществляется за счет работодателя.

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются

Проблемы занятости в Смоленской области

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Законодатель установил дополнительные гарантии занятос­ти для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона РФ о за­нятости). В частности, государство обеспечивает дополнитель­ные гарантии гражданам, особо нуждающимся в получении ра­боты, путем разработки и реализации рассмотренных выше це­левых программ содействия занятости, создания дополнитель­ных рабочих мест и специализированных организаций (вклю­чая организации для труда инвалидов) и др.

К гражданам, особо нуждающимся в трудоустройстве, отно­сятся:

— молодежь, в том числе выпускники учебных заведений;

[2]

— одинокие и многодетные матери, воспитывающие несовер­шеннолетних детей;

Видео (кликните для воспроизведения).

— инвалиды труда и войны;

— женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов;

— лица предпенсионного возраста;

Читайте так же:  Основные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

— лица, освобожденные из мест лишения свободы;

— вынужденные переселенцы и некоторые другие категории незанятого населения.

Рассмотрим правовые основания трудо­устройства некоторых лиц из категорий рассматри­ваемых групп населения. Так, конституционное право каждо­го свободно распоряжаться своими способностями к труду от­носится и к тем гражданам, которые по каким-либо причинам частично утратили трудоспособность и признаны компетент­ными органами ограниченно трудоспособными, то есть инва­лидами. Как уже отмечалось, трудовое устройство инвалидов возложено на органы службы занятости. Специфика их трудо­устройства состоит в следующем:

а) предоставляемая инвалидам работа и условия труда должны соответство­вать рекомендациям службы медико-социальной экспертизы — ранее ВТЭК;

б) предприятия обязаны создавать им облегченные условия труда;

в) предприятияобязаны предоставлять им дополнительные льготы и др.

Правовым основанием для трудоустройства инвалидов явля­ется рассмотренный выше Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российс­кой Федерации». В статье 20 последнего предоставляются га­рантии занятости инвалидов путем проведения различных спе­циальных мероприятий, способствующих повышению их кон­курентоспособности на рынке труда. Среди них:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяю­щих труд инвалидов;

2) установление в организациях, независимо от организаци­онно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и соответствующего количества рабочих мест;

3) резервирование специальных рабочих мест по професси­ям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельнос­ти инвалидов;

5) организация обучения инвалидов новым профессиям и др.

Рассмотрим некоторые вышеперечисленные законоположе­ния более подробно.

Так, указанным выше организациям, численность работни­ков в которых составляет более 30 человек, может быть уста­новлена квота приема на работу инвалидов в процентах к сред­немесячной численности работников, но не менее трех про­центов. Общественные объединения инвалидов и находящие­ся в их собственности предприятия, хозяйственные товарище­ства и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обя­зательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Орга­ны исполнительной власти субъектов России вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.

В случае невыполнения или невозможности выполнения кво­ты для инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоспособного инвали­да в пределах установленной квоты в Государственный фонд за­нятости населения РФ. Полученные средства предназначены для расходования целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвали­дов — это такие рабочие места, которые требуют дополнитель­ных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организаци­онного оснащения, обеспечения техническими приспособлени­ями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Ми­нимальное количество рабочих мест для трудоустройства ин­валидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия в пределах установ­ленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета субъектов РФ, Госфонда занятости населения РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профес­сиональное заболевание1. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей воинской службы, в результате стихийных бедствий или межнациональных конфликтов, со­здаются за счет средств федерального бюджета.

Инвалидам должны быть созданы необходимые условия тру­да в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидам (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, про­должительность отпусков и др.), ухудшающих положение ин­валидов по сравнению с другими работниками. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не зап­рещены им по состоянию здоровья.

Права, обязанности и ответственность работодателей в обес­печении занятости инвалидов определяются главой V Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», статьёй 24 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Фе­дерации», Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению го­сударственной поддержки инвалидов», а также названным выше «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» и соответствующими Положениями субъектов Российской Федерации.

Лица, освобожденные из МЛС

Свои особенности имеются и в трудоустройстве лиц, освобож­денных от уголовного наказания или из мест лишения свобо­ды. Такая обязанность по действующему законодательству воз­лагается на местную администрацию городов и районов, а по существу, на местные органы службы занятости. Данной кате­гории граждан должно быть оказано содействие в трудоустрой­стве с учетом их профессионального опыта и личных пожела­ний. В частности, это правило относится к лицам, освобожден­ным от уголовного наказания по амнистии. Законодательством предусмотрено, чтобы трудовое и социально-бытовое устрой­ство было завершено не позднее 15-дневного срока со дня при­бытия к месту жительства. Такой же порядок распространя­ется и на подростков, условно осужденных или досрочно осво­божденных, а также отбывающих наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

§ 6.9. Правовая организация трудоустройства граждан

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).

Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.

Читайте так же:  Освещение подъездов многоквартирного дома нормативные документы

Права службы занятости, ее центров на местах, согласно Положению о ней, следующие:

¦ запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;

¦ направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;

¦ заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;

¦ направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

¦ разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

¦ взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;

¦ распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.

Обязанности органов занятости:

¦ анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;

¦ вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;

¦ информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;

¦ помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых им работников;

¦ организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;

¦ оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

¦ регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;

¦ подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.

Все услуги органы занятости оказывают бесплатно.

Формы социального партнерства. Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан

Читайте также:

  1. I.Формы государственного управления
  2. II. Особенности ношения предметов военной формы одежды
  3. III. Здравый смысл и формы заблуждений
  4. III. Формы контроля
  5. III. Функция интеграции и социального общения
  6. III. Язык и речь. Формы существования языка и речи. Специфика устной и письменной речи.
  7. IV. Особенности ношения предметов военной формы одежды
  8. IV. Формы контроля
  9. VII. Особенности ношения предметов формы одежды
  10. VII. Принятые формы сексуальных отношений
  11. А. Вербальные и невербальные формы коммуникаций
  12. Адвокатура до судебной реформы 1864 года

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан.

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется существованием особенностей для отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием «особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы», их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает в себя инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Одной из таких повышенных гарантий является квотирование рабочих мест. Квотирование — это установление минимального количества рабочих мест для субъектов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Так, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Законом о защите инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок квотирования уточняется в нормативных правовых актах субъектов РФ.

25.Социальное партнерство в сфере труда: понятие, причины, стороны и формы.

Социальное партнерство

— система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права.

— Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений.

— Взаимные консультации (переговоры) — в установленных законодательством случаях (например, при увольнении работника состоящего в профсоюзе, когда профсоюз не согласен (ст. 372 ТК РФ).

— Участие работников и их представителей в управлении организацией.

— Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Стороны:

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления.

26.Ученический договор: понятие, содержание, срок, форма.

Ученический договор

— особый вид договора в сфере труда и подготовки к труду. Работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Ученический договор должен содержать:

— наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником;

— обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;

— обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;

— размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации.

Читайте так же:  Профессиональный стандарт руководитель разработки программного обеспечения

Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 194 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности приема на работу отдельных категорий работников

Читайте также:

  1. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  2. II. Особенности политического устройства Ирана
  3. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  4. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  5. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  6. А.Смит о заработной плате и причинах, которые влияют на уровень заработной платы отдельных категории работников
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  9. Аттестация работников.
  10. Ациклические сопряженные системы. Особенности электронного строения
  11. Банковские правоотношения, их структура, особенности и виды
  12. Введение в работу.

Вопросы, которые необходимо затронуть: 1) дополнительные требования и процедура приема на работу иностранных граждан; 3) особенности приема на работу несовершеннолетних, инвалидов; 4) дополнительные гарантии законодательства; 5) срочный трудовой договор с пенсионерами.

Ст. 63 ТК РФ определены возрастные ограничения приема на работу, состоящие в том, что по общему правилу прием на работу граждан возможен с 16 лет. По Федеральному закону «О государственной службе РФ» от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ к государственной гражданской службе могут привлекаться только граждане России не моложе 18 лет. Ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников, установлены ст.ст. 253, 265 ТК РФ. Женщины и несовершеннолетние работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, согласно ст. 244 ТК РФ несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной ответственности.

Направление на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты осуществляется в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ и региональным законодательством. Квотирование предполагает определение в процентном отношении к среднесписочной численности работников организаций минимального количества мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, несовершеннолетних и др.). На основании этого Закона квота для приема на работу инвалидов определяется в организациях с численностью свыше 30 человек и не может быть менее 2% и превышать 4% от указанной численности работников. Установленная квота является обязательной для работодателя, и в случае невозможности ее выполнения на него возлагаются обязанности по перечислению в соответствующий бюджет денежных средств за каждого нетрудоустроенного гражданина.

В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.

В ст. 3 ТК указан примерный перечень обстоятельств, в зависимости от которых лицу не может быть отказано в приеме на работу. Граждане Российской Федерации равны перед законом независимо от пола, расы, национального происхождения, языка. Однако следует учесть, что в некоторых случаях знание языка (например, русского, английского, немецкого, татарского, башкирского, любого иного) как раз и является необходимым условием для приема на работу (например, переводчиком с русского на татарский и наоборот). В этих случаях говорить о дискриминации по языку не приходится, т.к. требование, касающееся владения языком,- это требование к квалификации принимаемого, к его «деловым качествам».

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории Российской Федерации только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения.

Выдача подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам, осуществляющим работу по найму у работодателя, в пределах установленной разрешением численности привлекаемой иностранной рабочей силы, а также в случаях, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, производится территориальными органами Федеральной миграционной службы России по представленному работодателем ходатайству при наличии согласия иностранного гражданина.

Привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.

Иностранные граждане из числа высококвалифицированных специалистов не входят в перечень иностранных граждан, имеющих право осуществлять трудовую деятельность без оформления разрешения на работу, приведенный в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1898 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.

  2. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  3. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан устанавливаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here