Содержание
- 1 Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?
- 2 Уровни высшего профессионального образования
- 3 Уровни высшего профессионального образования
- 4 Вузы и дополнительное образованиеКуда пойти учиться в Челябинске
- 5 Абитуриенту
- 6 Доп. образование
- 7 Оплата обучения
- 8 Выпускнику
- 9 Трехуровневая система высшего образования, отличия между бакалавром, специалистом, магистром
- 10 Чем отличается профессиональная переподготовка от высшего образования?
Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?
Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке — диплом о переподготовке.
Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:
1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).
Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.
Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):
1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;
2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;
3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;
4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.
Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).
По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 18.06.2019
Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.
Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.
Уровни высшего профессионального образования
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- среднее профессиональное образование
- и уровни высшего профессионального образования :
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования могут увеличиваться по сравнению со сроками обучения по очной форме:
- при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста — на 1 год;
- при реализации программ магистратуры — на 5 месяцев.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.
Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной, заочной форме).
Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.
Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.
См. также:
Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected]. Мы постараемся на них ответить.
Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Высшее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!
Уровни высшего профессионального образования
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- — среднее профессиональное образование
- — и уровни высшего профессионального образования:
- — высшее образование — бакалавриат;
- — высшее образование — специалитет, магистратура;
- — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Сроки освоения образовательной программы высшего профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм получения образования при реализации программ бакалавриата и программ подготовки специалиста могут увеличиваться на 1 год, а программ магистратуры — на 5 месяцев по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата.
Образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната).
Можно сочетать различные формы образования, в том числе очное обучение с работой на предприятии, в учреждении, организации.
Для всех форм образования, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действуют единые государственные образовательные стандарты.
Вузы и дополнительное образование
Куда пойти учиться в Челябинске
Абитуриенту
Доп. образование
Оплата обучения
Выпускнику
Трехуровневая система высшего образования, отличия между бакалавром, специалистом, магистром
После вступления РФ в болонский процесс , высшее профессиональное образование в России имеет трехуровневую структуру, т.е. готовятся специалисты с присвоением квалификаци я «бакалавр» (степень); «дипломированный специалист»; «магистр» (степени).
Для получения квалификации (степени) «бакалавр» в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего профессионального образования, а так же начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом — профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра — широкая компетенция в своей профессии. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации. Обладатели дипломов бакалавров находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов.
2. Д ипломированный специалист
Программа для получения квалификации «дипломированный специалист» длится не менее чем пять лет, готовит специалистов, т.е. готовит человека к профессиональной деятельности в конкретной сфере, т.е готовит узкого специалиста. Эта схема подготовки была незаменима в условиях плановой экономики и целевой подготовки, когда выпускник знал место своей будущей работы. И остается актуальной некоторых отраслях до сих пор, например медицина.
Подготовка магистров ориентирована на научно — исследовательскую и научно — педагогическую деятельность. Правом обучения по программе магистра обладают лица, имеющие диплом о высшем образовании. В целом магистерская образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня(непосредственно магистратура), которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно — исследовательскую. Срок обучения для очной формы обучения составляет 2 года
Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения).
Болонский процесс
В июне 1999 года в итальянском городе Болонья министры образования почти 30-ти европейских государств подписали соглашение о создании единого образовательного пространства Европы. Это соглашение получило название “Болонской декларации”. С помощью единой зоны высшего образования Европа планирует повысить качество и доступность образования и потеснить США на рынке высшего образования. Предполагается, что основные цели Болонского процесса должны быть достигнуты к 2010 году. В Болонский процесс входят более 50 стран Европы.
Почему Европа нуждается в едином образовательном стандарте?
- Прозрачность границ и беспрепятственное передвижение людей, товаров и капитала по странам настолько велики, что привели к необходимости в сравнимости квалификации в области высшего образования, без чего свободное передвижение кадров невозможно. Единый стандарт позволит поменять место обучения и продолжить без возникновения нестыковок программы, т.к. программа везде одинаковая
- К онкуренция с США. Европа только как целое может быть конкурентной.
Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова подписала Болонскую декларацию 19.09.2003
Таким образом высшие учебные заведения смогут выдавать дипломы бакалавров и магистров европейского образца, признаваемые в любом государстве-подписанте Болонского соглашения, выбирая куда пойти учиться, думайте о будуще трудоустройстве.
Образцы(формы) дипломов
При подготовке статьи были использованы материалы:
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ред. От 22 августа 1996 года Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года
- Постановление от 10 августа 1993 г. N 42 об утверждении положения о магистерской подготовке(магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации
- Приложение 1 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.94 N 9(в ред. Приказа Минобразования РФ от 29.09.2003 N 3692)
Чем отличается профессиональная переподготовка от высшего образования?
Сразу расставим «все по своим местам»: на высшее образование вы поступаете имея базовое полное образование (школьное программа 11 классов), на дополнительное образование (переподготовку) вы можете поступить только на базе уже изученных знаний, т.е имея высшее законченное образование или средне-профессиональное (колледж, техникум), — требования Федерального закона об образовании №273.
Но это далеко не все отличия. Стоит обратить особое внимание на сроки обучения. Высшее образование студент получает от 4 до 6 лет, при сокращенных программах 2-3 года, в то время как дополнительное образование можно получить за 3-5 месяцев, получив аналогичное присуждение квалификации и равноправный диплом. Это значительно ускоряет процесс обучения и сокращает его финансовую часть.
По окончанию обучения (переподготовки) студент получает диплом установленного государством образца. Полученная дополнительная специальность становится равноправной по специальности вашему базовому образованию (диплому ВУЗа), и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.
Что дает профессиональная переподготовка?
За короткие сроки обучения на курсе переподготовки вы можете овладеть новыми знаниями, которые в дальнейшем воплотить в свою работу. Полученный диплом поможет вам получить надбавку к зарплате, более высокую должность или устроиться на новую более престижную или высокооплачиваемую работу. Получения квалификация по диплому позволяет вам вести новый вид деятельности по выбранному вами профилю деятельности.
Профессиональную переподготовку можно пройти дистанционно, без отрыва от своей работы и дел: от момента поступления до ее окончания и получения диплома. Вы сами выбираете график своего обучения, продолжительности и частоты каждого занятия, а так же формируете индивидуальный подход к темпу усвоения новых знаний. При таком подходе к дистанционной профессиональной переподготовки, не играет значение ваше место географическое проживания: все обучение проходит через Интернет. Так же стоит отметить финансовую и временную часть: нет необходимости в поездке автотранспортом, на которую порой может понадобиться несколько часов и отсутствуют затраты на оплату того же проезда или проживания в другом городе.
Выше перечисленные моменты, являются лишь малой частью
преимуществ дистанционного образования, о котором мы уже писали не раз.
Теперь Вы знаете, чем отличается высшее образование от дополнительного профессионального образования, и знаете как легко и быстро его освоить. О том, как пройти профессиональную переподготовку дистанционно, и что для этого потребуется – вы можете прочитать здесь.
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ
Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.
Информация об изменениях:
Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.
для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года;
для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет;
Видео (кликните для воспроизведения). |
для получения квалификации (степени) «магистр» — два года.
Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.
См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Лица, получившие документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», имеют право продолжить на конкурсной основе обучение по образовательной программе высшего профессионального образования — программе магистратуры.
Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:
по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;
по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра, если иное не установлено федеральными законами.
Информация об изменениях:
7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию.
Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
> Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании |
Содержание Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Ты можешь сам
Для чего мы получаем профессиональное образование: разного уровня и направлений подготовки? Наверное, оно призвано что-то дать: не деньги и статус – это лишь следствие
Какие уровни профессионального образования существуют?
В российской системе образования существует три уровня профессионального образования. Стоит напомнить, что для Вас важно чтоб выбор уровня профессионального образования был следствием первоначального выбора профессии, специальности.
Различие в уровнях не в том, что одно престижнее другого, да и высшее образование сегодня не обещает более высокой оплаты труда или гарантированного трудоустройства. Можно привести реальные примеры, когда так необходимый квалифицированные рабочий с начальным проф.образованием (сварщик, наладчик, слесарь, повар и др.) на первых парах своей трудовой деятельности получает зарплату от 15 тыс.рублей, в то время как специалист с высшим образованием и с десятилетним опытом работы имеет оклад 5-7 тысяч. Поэтому многое определяется потребностью экономики, уникальностью и квалификацией работника.
Какое место отводит Вам образование на рынке труда?
С точки зрения рынка труда различие в уровнях профессионального образования состоит лишь в подготовке разных категорий работников для последующего выполнении ими различных трудовых функций.
Высшее профессиональное образование подготавливает категорию руководителей и специалистов, которые решают инженерно-технические, конструкторские, экономические, юридические, информационные, плановые, снабженческие и прочие задачи).
Среднее профессиональное образование готовит будущих служащих и технических исполнителей, которые призваны заниматься техническими, учетными, копировально-множительными работами, вести первичную обработку и передачу информации и т.д.
Начальное профессиональное образование осуществляет подготовку высококвалифицированных рабочих для сферы материального производства (промышленность, строительство, общественное питание и пр.), занимающихся преимущественно физическим трудом: создающих продукцию, оказывающих услуги и пр.
Что нового в системе профессионального образования?
Очень часто встречается, что выпускник не знает и не понимает какие уровни профессионального образования бывают и в чем их отличие. В последнее время много вопросов у школьников вызывает система высшего профессионального образования, состоящая на сегодняшний день из трёх ступеней.
- первая ступень: обучение 4 года с присвоением квалификации (степени) «бакалавр«;
Бакалавриат – это базовое высшее профессиональное образование, дающее фундаментальную подготовку по определенному направлению без какой-либо узкой специализации. То есть готовятся универсальные специалисты, которые получив практический опыт работы, могут продолжить обучение, определив более узкое направление. - вторая ступень: срок обучение 5 лет, присвоение квалификации «специалист«. Наиболее привычная на сегодняшний день и для работодателя и для будущего работника;
- третья ступень: срок подготовки 6 лет и присвоение квалификации (степени) «магистр«
Магистратура – предполагается, что на данную ступень ориентированы либо выпускники (бакалавры и специалисты), готовящиеся к научно-педагогической деятельности, либо те, кто, уже поработав после вуза несколько лет, определили наиболее подходящую для профессионального роста специализацию
Что даёт дополнительное профессиональное образование?
Уже известно, что чем больше Вы сочетаете в себе квалификаций, тем более дорогим и востребованным работником Вы являетесь.
Получить дополнительные навыки, умения или повысить квалификацию Вы можете с помощью дополнительного профессионального образования.
Постарайтесь заранее, еще во время получения профессионального образования узнать, что Вам может потребоваться дополнительно. Сделать это можно просматривая объявления о работе (по схожим специальностям и профессиям) в газетах или интернете. Это даст Вам представление о том, что помимо профессионального образования с Вас может спроситьработодатель при последующем трудоустройстве.
Обращайте внимание на программы Службы Занятости. Например, в 2008-10 гг. за счет средств федерального бюджет осуществлялся ряд мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда: организация общественных работ, опережающего профессионального обучения работников, предоставление рабочих мест для выпускников образовательных учреждений и содействие самозанятости.
В будущем возможно осуществление других мероприятий, поэтому при необходимости следует следить за этим, и обращаться в органы занятости за помощью.
Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.
Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.
Стоимость высшего образования в институтах может значительно варьироваться в зависимости от формы обучения.
Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!
При выборе вуза перед отдельными абитуриентами и их родителями нередко встает сложный вопрос: какая система образования – западная или российская – открывает бо?льшие возможности для получения наиболее качественного образования и перспективного трудоустройства? Все о прошлом и будущем российского высшего образования в сравнении с западной системой — в данной статье.
На пути к западной модели
Пожалуй, самое важное событие в развитии системы современного высшего образования произошло в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. Болонский процесс — это сближение и унификация систем высшего образования европейских стран с целью создания единого пространства высшего образования. На данный момент декларацию подписали 47 стран, в том числе Россия. Что дают студентам из разных государств сходные уровни высшего образования? В первую очередь — возможность свободного передвижения между вузами в период обучения (стажировки и международные обмены как для преподавателей, так и для студентов, участие в международных проектах), а также трудоустройство в любой стране-участнице Болонского процесса без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
Таким образом, к 2010 году Россия реформировала национальную систему образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации: главным образом, наряду со специалитетом и аспирантурой были введены бакалавриат и магистратура, как это принято в европейских вузах. В результате последние стали выдавать всем выпускникам европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.
Законодательство и стандарты высшего образования
Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году было введено понятие образовательного стандарта. На данный момент действует третье поколение стандартов, которые утверждались с 2009 г. Именно они сегодня называются федеральными. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому с 1 сентября 2013 года были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования. Основные изменения, относящиеся к высшему образованию в рамках принятого закона:
- Аспирантура становится отдельным уровнем высшего образования.
- Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования.
- В соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
Уровни образования
Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:
- высшее образование — бакалавриат;
- высшее образование — специалитет, магистратура;
- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат
Бакалавр — это академическая степень, которую студент высшего учебного заведения получает после приобретения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению подготовки (специальности). Прием в бакалавриат производится на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ), однако это относится только к абитуриентам, имеющим среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра или специалиста. Бакалавриат дает широкие возможности при трудоустройстве благодаря базовым, основным, знаниям, необходимым для начала карьеры. Длительность обучения в бакалавриате — 4 года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, 3 года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире.
Магистратура
Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Длительность обучения — 2 года. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты. Причем совершенно не обязательно, чтобы это была одна и та же образовательная организация. Степень бакалавра можно получить, закончив одну образовательную организацию (например, негосударственную), а за степенью магистра — поступать в другую (например, в государственную). Однако не прошедшие по конкурсу бакалавры могут получить степень магистра только на платной основе. Степень магистра дает право на дальнейшее обучение в аспирантуре. Поступившим в магистратуру, также как и в бакалавриате, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Специалитет
Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации и существует до сих пор. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного направления. Поступление производится на основе результатов ЕГЭ. Срок обучения — 5 лет при очной форме, 6 лет — при заочной. Специалитет дает право поступления в магистратуру или аспирантуру. Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Поэтому после специалитета невозможно поступление в магистратуру на бюджетной основе, так как это, согласно закону, будет считаться получением второго высшего образования. Зато специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей.
Аспирантура
Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России, цель которого — подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Ученая степень присуждается аспиранту после сдачи кандидатского минимума (экзаменов) и защиты диссертации. Поступление в аспирантуру на бюджетной основе возможно только после специалитета. Бюджетные аспиранты обеспечиваются государственными стипендиями. Аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу. Обучение в аспирантуре, как правило, продолжается в течение трех лет, а при заочной форме — четырех лет. В некоторых европейских странах терминам «аспирант» и «аспирантура» соответствуют «докторант» и «докторантура».
Вузы России
Управление образованием в России осуществляется на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в функции которого входит: утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, лицензирование, государственная аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, реализация права на получение бесплатного высшего образования, разработка и реализация государственных и международных программ в сфере образования и многое другое. Что касается регионального и муниципального уровней, то высшее образование не входит в полномочия госструктур, работающих на этих уровнях.
В России существует три вида образовательных организаций высшего образования: университет, академия, институт. Университет реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру специальностей. Он должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования в широком спектре наук. Академия реализует образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, в рамках которой академия должна осуществлять научные исследования. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры (аспирантура не является обязательной) в определенной области профессиональной деятельности. Широкий спектр научных исследований для институтов не обязателен.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в десятку лучших вузов РФ входят: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет. Лучшие экономические вузы России в 2013 году по рейтингу «Эксперт РА»: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования
Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 году Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Что мешает развиваться российским вузам? По словам Ливанова, это устаревшая система управления в российских вузах, а также низкая доля иностранных преподавателей, имеющих достойную квалификацию. Невысокая академическая репутация и низкий рейтинг наших вузов в мировом академическом сообществе объясняются слабой интернационализацией. Также среди причин Ливанов назвал плохую инфраструктуру, в которую долгие десятилетия не инвестировались серьезные ресурсы.
Такая оценка Министра образования вполне объяснима. В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Лидером являются: МГУ им. М.В. Ломоносова, занимающий 114-е место, СПбГУ (233-е место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322-е место).
Тенденции развития образовательных услуг
Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Образовательные технологии не стоят на месте. В условиях жесткой конкуренции российские вузы вынуждены совершенствовать свою деятельность, предлагая рынку не просто новые, но более качественные образовательные программы. И хотя многие абитуриенты и их родители остаются приверженцами традиций советской школы, современное образование ориентировано на практическую применимость, чтобы выпускники смогли максимально быстро и эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс при строительстве собственной карьеры.
Источники
Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.