Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за нарушение рекламного законодательства" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Ответственность за нарушение рекламного законодательства

(«Российская юстиция», N 4, 2000)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

В. Семеусов, доктор юридических наук, профессор (г. Иркутск).

Развитие рынка рекламных услуг повлекло необходимость правового регулирования данной деятельности. Речь идет, прежде всего, о защите прав и интересов потребителей. Недобросовестная, неэтичная реклама может принести много вреда. Так, посмотрев очередной рекламный ролик о новом чудодейственном медицинском препарате, больной в надежде излечиться не только опустошает кошелек, но и нередко подвергает свою жизнь опасности.

Невероятно, но факт: рынок рекламных услуг в России функционировал какое-то время в юридическом вакууме, поскольку правовых установлений на сей счет не было.

После принятия Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе» рекламная деятельность признана предпринимательской. Правоотношения, связанные с ней, регулируются теперь специальным законодательством, которое следует считать частью хозяйственного, а нарушения его — хозяйственными правонарушениями.

Закон вводит понятие ненадлежащей рекламы, дается ее классификация. К таковой относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации. За нарушение законодательства о рекламе установлена гражданско — правовая, административная и уголовная ответственность. Начнем с последней. В ст. 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. записано: «Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Увы, до сих пор в УК РФ нет данного состава преступления. Стало быть, до сего времени не введена уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу при определенных обстоятельствах.

Закон запрещает лживую рекламу под страхом уголовной ответственности. Но какое-то время соответствующей уголовно — правовой нормы не было. Теперь в ст. 182 УК фабула преступления, именуемого «заведомо ложной рекламой», изложена так: использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу наступает, если это деяние причинило по Закону от 18 июля 1995 г. «существенный», а по версии ст. 182 УК — «значительный» ущерб. Как это понимать? В законодательстве ответа нет.

Диспозиция ст. 182 УК такова, что неясен также и вопрос о конкретных субъектах уголовной ответственности. Ведь в рекламном деле участвуют рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Это, как правило, юридические лица. Но в российском уголовном праве действует принцип — юридическое лицо не может быть субъектом уголовной ответственности, ему нет места на скамье подсудимых.

Видимо, речь идет об уголовной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства. Надо полагать, ответственность, предусмотренную главой 5 Закона от 18 июля 1995 г., несут субъекты данной деятельности в той части, которая к ним относится. Так, рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы; рекламопроизводитель — за нарушения при оформлении, производстве, подготовке рекламы; рекламораспространитель — за нарушения, касающиеся времени, места и средств размещения рекламы.

В соответствии с Законом заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность. Выходит, что интересы юридических лиц, которым ложная реклама может причинить существенный ущерб, в уголовном порядке не охраняются. С этим вряд ли можно согласиться, ибо потребителями рекламы признаются как граждане, так и юридические лица. Заведомо ложная реклама предполагает умышленное введение в заблуждение любых потребителей.

За нарушение законодательства о рекламе антимонопольный орган вправе налагать штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда. Сумма, конечно, внушительная. Но на поверку получается блеф. Ведь штраф в таком размере может быть взыскан лишь в двух случаях: за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе и за неисполнение решений о контррекламе. Если предписание выполнено, то Закон не дает основания налагать штраф в указанном размере.

Процедура взыскания административного штрафа за ненадлежащую рекламу такова. Он должен быть уплачен добровольно в течение 30 дней с момента вынесения соответствующего постановления. Как быть, если виновник уклоняется от уплаты? Логично предположить, что тогда штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но нет. В таком случае надо обратиться в суд (ст. 31 Закона «О рекламе»). Суд обязан проверить факт нарушения и правомерность наложения штрафа. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны экономические споры о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания. Таким образом, антимонопольный орган возбуждает судебное дело, и суд принимает решение о наказании за ненадлежащую рекламу.

На практике нередко возникает необходимость осуществления так называемой «контррекламы».

В соответствии со ст. 29 Закона от 18 июля 1995 г. контрреклама призвана быть эффективным средством воздействия на нарушителей рекламного законодательства, и суть ее — это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Правовым основанием для применения контррекламы является установление факта нарушения законодательства о рекламе и вынесение в связи с этим антимонопольным органом соответствующего решения.

Следовательно, нарушитель рекламного законодательства обязан в срок, установленный антимонопольным органом, осуществить контррекламу. Он несет связанные с этим расходы в полном объеме (а это могут быть крупные суммы). Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его устранении.

В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа) допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Если решение антимонопольного органа о контррекламе не выполняется, то ставится вопрос о добровольной, а затем и принудительной уплате штрафа в судебном порядке в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда.

Читайте так же:  Ответственность за незаконную перепланировку жилого помещения

Как можно уяснить, антимонопольный орган вправе в подобных случаях поступить и иначе, поскольку в соответствии со ст. 31 Закона от 18 июля 1995 г. при отказе от контррекламы или невыполнении предписания об осуществлении контррекламы в определенный срок наступает административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Итак, в указанных случаях применяется административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Но может быть применена другая санкция. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе полностью или частично приостановить рекламу нарушителя до дня завершения распространяемой им контррекламы.

Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Физические и юридические лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд, арбитражный суд с исками: о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; о компенсации морального вреда, если опорочены честь, достоинство или деловая репутация; о публичном опровержении ненадлежащей рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Сотрудники федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) в целях выполнения возложенных на них функций по контролю за соблюдением законодательства о рекламе имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

За непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа установлен штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Пиджаков А. Ю., Авдеева М. В.) («Реклама и право», 2006, N 1)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

А. Ю. ПИДЖАКОВ, М. В. АВДЕЕВА

Пиджаков А. Ю., заведующий кафедрой международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУГА), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Авдеева М. В., старший преподаватель кафедры языковой подготовки СПбГУГА.

Самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, имеет различные виды. Одним из них является рекламный бизнес. В Российской Федерации первые шаги по его регулированию были предприняты в 1991 г., когда вступил в действие Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . В ст. 10 данного нормативного акта среди форм недобросовестной конкуренции называется некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. В свою очередь, общие требования к рекламе закреплены в п. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ——————————— ВСНД. 1991. N 16. Ст. 499.

В 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей» . В нем установлены требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, а также предусматривалась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию. Положения, регулирующие отдельные стороны рекламной деятельности, содержались и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» , Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» , Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» , Указ Президента РФ «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» и др. Вместе с тем эти меры оказались недостаточными для предотвращения недобросовестной рекламы. Как подчеркивает И. В. Ершова, «фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, — все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта» . ——————————— ВВС. 1992. N 15. Ст. 766. СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857, N 48. Ст. 5853. ВСНД. 1993. N 26. Ст. 966. СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864. Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2002. С. 368.

На рекламную деятельность в РФ распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе. Основным регулятором в данной области является Федеральный закон «О рекламе» . Изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования указанного Закона, за исключением изменений, внесенных в абзац первый п. 2, абзацы первый, пятый п. 3 ст. 31 данного документа, вступивших в силу с 1 июля 2002 г. ——————————— СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы коммерческого и социального характера, и не распространяется на политическую рекламу. Согласно ст. 2 данного нормативного акта реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. «Главная цель любого рекламного сообщения — привлечь внимание потребителей к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама, как правило, является оплаченной информацией» . ——————————— Сорк Д. М., Заморенова Н. Г., Белоусов Е. Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: Мастерство, 2002. С. 155.

Заслугой нового рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений — рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что не было сделано в прежних нормативно-правовых актах. Как следствие — органы государственного контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства были лишены возможности действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности . ——————————— Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2002. N 9.

Читайте так же:  Ходатайство на акт камеральной налоговой проверки образец

5. Ответственность за нарушение рекламного законодательства

Реклама необходима только на рынках, функционирующих в условиях конкуренции поэтому гос. контроль в области рекламы осуществляет Федеральная антимонопольная служба. Она может выносить предписания о прекращении нарушений, об аннулировании лицензий, о признании недействительными сделок, распространении контррекламы, , т.е. опровержении ненадлежащей рекламы с целью ликвидиро­вать вызванные ею последствия. При этом используются то же средство распространения, те же характеристики продолжитель­ности, пространства, места и порядка, что и при размещении оп­ровергаемой рекламы.

Существуют следующие виды ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

1. Гражданская ответственность в форме возмещения убытков, возмещения вреда, в том числе морального, а также публичное опровержение ненадлежащей рекламы. При этом истцы освобождены от уплаты госпошлины.

2. Административная ответственность в форме штрафов в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Для юридических лиц штрафы могут доходить до 5000 МРОТ.

3. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов в целях рекламирования по ст. 242 УК РФ.

Лекция 14. Правовые основы аудиторской деятельности.

Понятие, правовые основы аудита.

Правовой статус проверяемых и аудиторов.

Понятие, виды аудиторских проверок.

Правовые основы аудита.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бух­галтерских счетов и отчета перед акционерами. В России наиболее известными аудиторскими фирмами являются «Прайсвотерхаускуперс», «Эрнст энд Янг», «Современные бизнес-технологии», «Что делать консалт», «Юникон МС», «Росэкспертиза», «Развитие биз­нес систем», и ряд других.

Аудиторская деятельность является разновидностью пред­принимательства и состоит в независимой проверке бухгалтер­ского учета и финансовой отчетности организаций и индивиду­альных предпринимателей. Надо сказать, что в современной юридической литературе существует точка зрения, что аудит не может считаться ПД, поскольку целью проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности не явля­ется извлечение прибыли. Аудит не заменяет государственного контроля. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 ГКРФ «Возмездное оказание услуг».

Аудит является исключительным видом деятельности и может совмещаться только с оказанием «сопутствующих» услуг: налоговое консультирова­ние, оценка стоимости имущества, разработка и анализ инвести­ционных проектов, составление бизнес-планов, маркетинговые исследования, правовое консультирование, а также представи­тельство в судебных и налоговых органах по налоговым и тамо­женным спорам.

Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:

1) Федеральный закон от 7 августа 2001 (ред. 03.11.06 г.) «Об аудиторской деятельности»;

2) Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых:

«Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

«Существенность в аудите»;

«Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

[1]

«Особенности первой проверки аудируемого лица»;

«Внутренний контроль качества» и др.;

3) Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 7 августа 2001 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;

4) рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.

5) локальные акты, например рекомендации по проведению аудита на отдельных предприятиях.

Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудитор­ские организации.

Помимо аттестации законом предусмотрены другие формы контроля за аудиторской деятельностью. В частности, Минфин России ведет гос. реестры аттестованных аудиторов, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров. Минфин России также аккредитует профессиональные аудиторские объединения на 3-летний срок. Аккредитация проводится при наличии в соста­ве такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса профессиональ­ной этики и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Минфине России создан Совет по аудиторской деятель­ности, который на 51% формируется по представлению профес­сиональных аудиторских объединений. Остальные члены Совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утвержде­ние экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов ауди­торской деятельности.

Правовой статус проверяемых и аудиторов.

Аудиторскую деятельность осуществляют:

1) аудиторы — физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора:

работник аудиторской организации, в том числе по гражданско-правовому договору;

2) аудиторские организации — коммерческие организации любой организационной формы, за исключением ОАО. Пятьдесят процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% кадрового состава организации. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия. Но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.

Основные требования к претендентам на получение аттестата аудитора таковы:

высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Допускаются иностранные дипломы о высшем образовании при наличии свидетельства об эквивалентности его российскому диплому государственного образца;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет

Квалификационные аттестаты разделяются на несколько типов:

Видео (кликните для воспроизведения).

аттестаты в области общего аудита;

аттестаты в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

аттестаты в области аудита страховых компаний и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

Читайте так же:  Оформление индивидуального предпринимательства документы

аттестаты в области аудита кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов (банковский аудит).

Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Также аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.

Требования к независимости аудиторов сформулированы в ст. 12 Закона об аудиторской деятельности путем родственных, корпоративных и профессиональных запретов. Так, аудит не может осуществляться, если:

1) аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, отвечающем за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудитор состоит с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) руководитель и иные д/л аудиторских организаций являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их д/л, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) руководитель и иные д/л аудиторских организаций состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их д/л, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудируемые лица являются учредителями (участниками) аудиторской организации; аудиторские организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, а также их дочерних организаций, филиалов и представительств; аудиторские организации имеют общих с аудируемыми лицами учредителей (участников);

6) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемым лицам.

Действующее законодательство по-разному определяет статус аудитора по отношению к аудируемым лицам:

│ Нормативный акт │ Характеристика аудитора │

│ Гражданский кодекс РФ │ │

│Федеральный закон «Об обществах │ │

│с ограниченной ответственностью» │ │

│Федеральный закон «Об акционер- │Аудитор, не связанный имущес- │

│ных обществах» (ст. ст. 86, 88) │твенными интересами с обществом│

│Федеральный закон «О негосудар- │ │

│ственных пенсионных фондах» (ст. 22)│ │

│Федеральный закон «О государственных│ │

│и муниципальных унитарных предпри- │ │

│Федеральный закон «О производствен- │ Внешний аудитор │

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

[2]

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона

О практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Фокова Е.) («Юрист», N 9, 2002)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

[3]

Фокова Е., кафедра рекламы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

В Федеральном законе «О рекламе» от 18.07.1995, в ред. от 18.06.2001 а также в других федеральных законодательных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержатся нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере. Существует гражданско-правовая ответственность, административная и уголовная. Ответственность также дифференцируется по субъектам рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель). Так, гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа), возмещение вреда . ——————————— Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000. С. 130.

Читайте так же:  Уведомление о временном пребывании иностранного гражданина

Административная ответственность — ответственность физических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности . ——————————— Там же. С. 16.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершенного преступления — государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. При наличии достаточных доказательств вины следует привлечение к уголовной ответственности. Совершивший преступление несет уголовную ответственность. В главе 5 ФЗ «О рекламе» содержатся нормы контррекламы и ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (ст. 30 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы . ——————————— Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. М.: Спарк, 2001. С. 55 — 56.

Безусловно, международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Резюмируя изложенное, следует прийти к выводу о том, что даже международные нормы права и международные договоры в области рекламных отношений позволяют восполнить пробелы российского законодательства, связанные с регулированием ответственности за нарушения в области рекламной деятельности.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Пиджаков А.Ю., заведующий кафедрой международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУГА), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Авдеева М.В., старший преподаватель кафедры языковой подготовки СПбГУГА.

Самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, имеет различные виды. Одним из них является рекламный бизнес. В Российской Федерации первые шаги по его регулированию были предприняты в 1991 г., когда вступил в действие Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . В ст. 10 данного нормативного акта среди форм недобросовестной конкуренции называется некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. В свою очередь, общие требования к рекламе закреплены в п. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

ВСНД. 1991. N 16. Ст. 499.

В 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей» . В нем установлены требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, а также предусматривалась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию. Положения, регулирующие отдельные стороны рекламной деятельности, содержались и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» , Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» , Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» , Указ Президента РФ «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» и др. Вместе с тем эти меры оказались недостаточными для предотвращения недобросовестной рекламы. Как подчеркивает И.В. Ершова, «фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, — все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта» .

ВВС. 1992. N 15. Ст. 766.
СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857, N 48. Ст. 5853.
ВСНД. 1993. N 26. Ст. 966.
СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2002. С. 368.

На рекламную деятельность в РФ распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.

Основным регулятором в данной области является Федеральный закон «О рекламе» . Изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования указанного Закона, за исключением изменений, внесенных в абзац первый п. 2, абзацы первый, пятый п. 3 ст. 31 данного документа, вступивших в силу с 1 июля 2002 г.

СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы коммерческого и социального характера, и не распространяется на политическую рекламу. Согласно ст. 2 данного нормативного акта реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. «Главная цель любого рекламного сообщения — привлечь внимание потребителей к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама, как правило, является оплаченной информацией» .

Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: Мастерство, 2002. С. 155.

Заслугой нового рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений — рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что не было сделано в прежних нормативно-правовых актах. Как следствие — органы государственного контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства были лишены возможности действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности .

Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2002. N 9.

Теперь ответственность распределена следующим образом. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Читайте так же:  Работы входящие в капитальный ремонт многоквартирного дома

Приведенные положения позволяют в каждом конкретном случае правильно «разделить» ответственность между участниками рекламных правоотношений. Нередко претензии на ненадлежащую по содержанию рекламу заинтересованные лица, введенные в заблуждение такой рекламой, предъявляют к поместившим ее средствам массовой информации. Между тем ответственность должен нести автор содержания — рекламодатель, передавший соответствующие сведения средствам массовой информации. Установлено лишь одно исключение из этого правила — вина самих распространителей, например, исказивших полученную от рекламодателя информацию.

Нынешним законодательством предусмотрены три вида юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы: гражданско-правовая, административная и уголовная. В предпринимательстве наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность. Любые юридические лица и граждане, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; компенсации морального вреда; публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

В Федеральном законе «О рекламе» особо подчеркнуто, что физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, может обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Суды рассматривают дела на основе общих норм гражданского права и процесса, в частности ст. 8 — 16 и 393 — 406 ГК РФ, предусматривающих основания ответственности и способы защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. По действующему законодательству общая административная ответственность предусмотрена за ненадлежащую рекламу, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа. Установлены две меры общей административной ответственности: предупреждение и штраф.

Встает вопрос: какой конкретно орган и за что правомочен налагать меры административной ответственности? Специальными органами такой ответственности выступают ныне Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы. Они вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины правонарушителя и наступивших последствий.

Наказывать за неисполнение своих предписаний федеральные антимонопольные органы могли и прежде. Новым же институтом рекламного законодательства, обусловившим и новое право федеральных антимонопольных органов, является контрреклама. Суть контррекламы — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Федеральный закон «О рекламе» признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах. Для правильного применения Закона важное значение имеет информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» .

Правовые основы рекламной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2004. С. 109.

В широком смысле законодательство о рекламе охватывает большой объем нормативных актов, которые регламентируют отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежного прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если соответствует требованиям к таким объектам, предусмотренным Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии со ст. 6 данного Закона объектами авторского права выступают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объекты смежных прав — это фонограммы постановок, исполнений, передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.

В Федеральном законе «О рекламе» в качестве государственного органа по контролю в сфере рекламы упомянут только ФАО РФ и его территориальные органы (ст. 26). В то же время нормативные акты, принятые после издания Федерального закона «О рекламе», наделяют этими полномочиями и другие органы исполнительной власти. Но эти полномочия касаются лишь рекламы, размещаемой в определенных местах. Например, контроль за соблюдением норм, регламентирующих рекламу ценных бумаг, возложен Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Контроль за размещением наружной рекламы на транспортных средствах возложен на подразделения ГИБДД.

Государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъекты РФ также создают специальные органы, в компетенцию которых входит управление рекламной деятельностью (например, Комиссия по наблюдению за качеством рекламоносителей, созданная Администрацией Санкт-Петербурга в 2003 г.).

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.

  3. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
Ответственность за нарушение рекламного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here