Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.4. Отзыв депутата и должностного лица

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления

Главная страница Форум Гарант

Честно говорю — вопрос не теоретический, а очень даже практический
Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

Вообщем несколько вопросов:
1. Закона субъекта нет — значит только ФЗ и Устав
2. как сопоставить абзацы первый и второй пункта 2 — то есть — могут ли быть ИНЫЕ основания не указанные в п.2 но указанные в уставе

Ну и самый главный вопрос — КАК ВСЕЖ ДЕПУТАТА ОТОЗВАТЬ?

Ну вообщем можно ли просто по желанию избирателей создавших инциативную группу

ЗЫ: Чуть не забыл — энто 131-ФЗ об общих принципах организации МСУ

Инициативную группу создать, зарегистрировать ее в избиркоме муниципального образования, собрать необходимое кол-во подписей для проведения голосования, бюллетени, подписные листы, все дела, сроков много по избирательному праву. ФЗ «Об основных гарантиях прав граждан . «, 131-ФЗ.

По желанию избирателей созжавших группу нельзя отозвать депутата, это одна из форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения (голосование), тока голосование как на референдуме и подведение итогов, принятие решения — избиркомом.

Читайте так же:  Является ли пересечение с трамвайными путями перекрестком

Решение инициативной группы имеет такую же юр. силу как решение на собрании граждан — рекомендательную, пожелательную, т.е. никакую.

1. Да.
2. ИМХО В Уставе может быть прописаны конкретные основания для отзыва но только с учетом абз. 2 п. 2, ИНЫХ быть не может. Например, конкретное основание — трехкратное нарушение действующего зак-ва РФ. А конкретное нарушение (вынесение муниципального акта н-р) и судебный порядок признания относятся ко всем случаям отзыва по Уставу.
3. Регистрацией Уставов МО занимается ФРС , управления по федеральным округам и отделы по субъектам. Кому как не Вашим коллегам знать ответы на эти вопросы. Поинтересуйтесь.

А вообще процедура отзыва сложная и для простых граждан почти невыполнимая.

Юмористу,
1. Уставы мун. образований регят не ФРС, а Минюст

2. В у ставе насчет отзыва (оснований для отзыва) написано БУКВАЛЬНО то же самое что и в 131-ФЗ

Тут мысли есть — если через референдум — ну типа отзыв депутата «Ж».
но ИМХО не катит — закон ограниченный.

Долмат, вся проблема в том что в 131-ФЗ про главу то все более менее прописано, а вот про депутатов.

ИМХО, млин, даже в устав внести иные основания не сможем — кроме противоправных.
🙁

Регит Минюст согласен.

А в чем разница в прописании в 131-ФЗ про отзыв главы (выбор должн лица) и депутата ?

На мой взгляд, нет разницы. ст. 24 131-ФЗ и для тех и для других.

А у вас в Уставе получается отсутствуют конкретные основания отзыва. Вариант -пусть прокуратура пришлет протест на данное отсутствие. Пусть вносят изменения.

А вообще — «Ж» со всей затеей. Дорогое удовольствие.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2019.

Отзыв депутата, члена выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления

Отзыв депутата, должностного лица представляет собой голосование избирателей по вопросу о досрочном прекращении полномочий ранее избранного ими должностного лица, депутата. Отзыв депутата, должностного лица является важным правовым институтом, обеспечивающим защиту публичных интересов. Это связано с тем, что посредством отзыва граждане в период между проводимыми выборами могут властно воздействовать на избранных ими представителей в случае существенного нарушения ими публичных интересов.

Несмотря на то что при организации голосования по отзыву используется ряд процедур, аналогичных тем, которые применяются при проведении выборов и референдумов (процедуры голосования, подсчета голосов, организация голосования избирательными комиссиями, выступающими в роли комиссий по проведению отзыва), отзыв является самостоятельным институтом прямой демократии. У отзыва собственное целевое назначение, вытекающее из его направленности на досрочное прекращение полномочий выборных лиц, что предопределяет применение особых процедур его проведения, обеспечивающих гарантии для отзываемых лиц. В отличие от конституций советского периода, в целом исходивших из конструкции императивного мандата депутатов советов и прямо предусматривавших институт отзыва депутатов, действующая Конституция Российской Федерации не содержит регулирования этого института прямой демократии, что порождает неоднозначные толкования конституционной природы этого института*(240).

Основные конституционные принципы, на которых должна основываться процедура отзыва, были сформулированы Конституционным Судом РФ в Постановлении от 2 апреля 2002 г. N 7-П, принятом в связи с жалобами граждан А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева. Конституционный Суд, в частности, указал, что на выборные органы местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления возлагаются вытекающие из природы местного самоуправления обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований, а надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. Будучи субъектом муниципальной власти, население вправе защищать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного самоуправления, в том числе путем воздействия в различных не противоречащих закону формах на выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе путем их отзыва.

[1]

Конституционный Суд в то же время определил основные требования к порядку и условиям отзыва. Цель их состоит в том, чтобы не допустить искажения смысла выборов как высшего непосредственного выражения власти народа и предназначения каждой из форм непосредственной демократии, что предполагает недопустимость облегченной процедуры отзыва, которая может привести к злоупотреблению его использованием, в том, что основанием отзыва не может быть общая негативная оценка деятельности должностного лица без ее обоснования подлежащими проверке фактами, поскольку тем самым могут произвольно ставиться под сомнение результаты выборов, завершившихся избранием соответствующего должностного лица.

Принципиальными положениями, сформулированными в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представляются следующие.

Во-первых, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Во-вторых, основаниями для отзыва депутата и другого выборного лица могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Голосование по отзыву проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом. Возможности нормативного регулирования муниципальных образований в данной сфере сводятся к конкретизации понятия «противоправные решения или действия (бездействие)». По данному положению закона в юридической литературе высказывались различные точки зрения. Так, ряд авторов указывают, что «нет необходимости в уставах определять конкретный перечень оснований для отзыва выборных лиц местного самоуправления, поскольку невозможно представить все жизненные ситуации, в которых возникает необходимость отзывать выборное лицо. В этой связи рациональнее в уставе повторить норму Федерального закона»*(241). Другие полагают, что «в рассматриваемом случае местное нормотворчество неуместно, а перечень оснований для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должен быть единым и прописанным в федеральном законе»*(242).

На практике встречаются различные виды оснований для отзыва депутатов, закрепляемые в уставах муниципальных образований*(243).

Оценивая в целом данный институт непосредственной демократии на местном уровне, можно констатировать его во многом формальный характер, невозможность его практической реализации на практике ввиду наличия жестких требований к процедуре его проведения, установленных законом. Кроме того, следует отметить, что последние законодательные нововведения в сфере организации местного самоуправления значительно сузили область применения процедуры отзыва депутата, должностного лица местного самоуправления. Речь идет о поправках, включенных в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2009 г., предусматривающие возможность удаления в отставку главы муниципального образования по решению представительного органа данного муниципального образования, причем даже и в ситуации, когда глава избран населением.

Читайте так же:  Публичная кадастровая палата новосибирской области официальный сайт

Местный референдум

Согласно п. 54 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» местный референдум — это референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Местному референдуму в конституционно-правовой системе Российской Федерации отведено значимое положение как институту, создающему правовые условия для участия населения муниципальных образований в решении наиболее важных вопросов местного значения. Частью 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Это положение корреспондирует с нормами ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу данных конституционных положений о референдуме и свободных выборах как высших и непосредственных формах выражения власти народа решения по вопросам местного значения, принятые в ходе проведения местного референдума, имеют высшую юридическую силу и обязательны для исполнения как органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и гражданами, юридическими лицами.

Следует согласиться с мнением А.А. Сергеева, что главная ценность института местного референдума состоит в возможности его использования населением по собственной воле, без санкции органов местного самоуправления или иных представителей власти в случае, когда органы местного самоуправления не принимают необходимого решения или принимают решения, не соответствующие мнению большинства жителей муниципального образования*(246). В этой связи представляется оправданным расширение круга субъектов, которые вправе выступать с инициативой о проведении местного референдума. В отличие от старого правила, закрепленного в Законе 1995 г., по которому инициатива могла исходить только от населения и представительного органа, теперь инициативу могут выдвинуть: граждане, избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах, а также представительный орган и глава местной администрации, выдвигающие инициативу совместно. Последнее правило направлено против того, чтобы референдум не использовался в интересах одной из властных сторон.

Оценивая практику применения нового законодательства о местном референдуме, можно отметить следующее. Потенциал данной формы прямой демократии в целом используется пока недостаточно. Количество местных референдумов начиная с 2004 г. составляет порядка 100 референдумов в год*(248). Безусловно, по сравнению с ситуацией, складывавшейся до 2003 г., когда случаи проведения местных референдумов были единичными, налицо движение вперед, однако в целом нельзя считать складывающуюся ситуацию благополучной. В частности, по-прежнему остается дискуссионным в науке и практике вопрос о возможности использования местного референдума при определении структуры органов местного самоуправления*(249) и при утверждении проекта устава муниципального образования*(250).

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 46 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Статья 12. Процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления

Статья 12. Процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления

1. Депутат, глава муниципального района могут быть отозваны только в случае нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района. Отзыв по иным основаниям не допускается.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

2. Под нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, являющимся основанием для отзыва, понимается однократное грубое нарушение либо систематическое нарушение депутатом, главой муниципального района требований этих актов. Факты нарушения депутатом, главой муниципального района требований этих актов устанавливаются в судебном порядке.

3. Отзыв по указанному основанию не освобождает депутата, главу муниципального района от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

4. Предложение об отзыве депутата, выборного должностного лица не может быть рассмотрено ранее шести месяцев с момента его избрания и позднее полугода до истечения срока его полномочий.

Предложение о досрочном отзыве главы муниципального района не может быть рассмотрено ранее одного года с момента его избрания и позднее полугода до истечения срока его полномочий.

5. При наличии основания для отзыва депутата, главы муниципального района инициативу по их отзыву могут выдвинуть граждане, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе, на территории муниципального района.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Выдвижение и реализация инициативы по проведению голосования по отзыву депутата, главы муниципального района осуществляется в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Костромской области для выдвижения и реализации инициативы проведения местного референдума.

7. Для выдвижения инициативы по проведению голосования по отзыву депутата, главы муниципального района образуется инициативная группа в порядке и численностью, установленными законом Костромской области для инициативной группы по проведению местного референдума.

8. Инициативная группа подлежит регистрации избирательной комиссией муниципального района в порядке, установленном законом Костромской области. В ходатайстве о регистрации указывается деяние депутата, главы муниципального района, явившееся основанием для выдвижения инициативы по отзыву, с приложением документов и (или) перечня иных доказательств, свидетельствующих об обоснованности отзыва, а также судебного акта, подтверждающего противоправность деяния, послужившего основанием для выдвижения инициативы по отзыву.

9. В случае отказа инициативной группе в регистрации в связи с отсутствием судебного акта, подтверждающего противоправность деяния депутата, главы муниципального района, послужившего основанием выдвижения инициативы по отзыву, иная инициативная группа не вправе выдвигать инициативу по проведению голосования по отзыву по тому же основанию.

Читайте так же:  Порядок привлечения работника к полной материальной ответственности

10. С момента регистрации инициативная группа вправе приступить к сбору подписей в поддержку проведения голосования по отзыву. В период сбора подписей граждан депутат, глава муниципального района имеют право дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. В этих целях избирательная комиссия обеспечивает публикацию (обнародование) объяснений депутата, главы муниципального района, а также предлагает депутату, главе муниципального района принять участие в общественных слушаниях в порядке, установленном решением Собрания депутатов. В случае согласия депутата, главы муниципального района принять участие в общественных слушаниях, слушания назначаются по ходатайству избирательной комиссии:

1) по отзыву депутата Собрания депутатов — главой муниципального района;

2) по отзыву главы муниципального района — Собранием депутатов.

11. Решение о назначении голосования по отзыву принимается Собранием депутатов. Собрание депутатов обязано назначить голосование, если в поддержку предложения об отзыве депутата собрано не менее 5 процентов подписей избирателей соответствующего многомандатного округа. Голосование по отзыву главы муниципального района назначается, если собрано не менее 5 процентов подписей жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом. Решение о назначении голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в информационном бюллетене «Муниципальный вестник».

12. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, извещается о заседании Собрания депутатов не позднее чем за три дня до его проведения, вправе присутствовать на соответствующем заседании Собрании депутатов, представлять депутатам представительного органа письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

13. Депутат, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе, районе.

14. Итоги голосования по отзыву депутата, главы муниципального района, и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Информация об изменениях:

Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 30 мая 2012 г. N 170 в часть 15 статьи 12 главы III настоящего Устава внесены изменения

15. Процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления проводится в соответствии с федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий выборных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы проводятся в соответствии с федеральным законом.

16. Голосование по досрочному прекращению полномочий Собрания депутатов муниципального района, депутата, главы муниципального района проводится по инициативе Собрания депутатов, группы депутатов, постоянной депутатской комиссии, зарегистрированной фракции (депутатского объединения), депутата Собрания депутатов, главы муниципального района на основании письменного заявления указанных в настоящей статье лиц, решения суда, Постановления губернатора Костромской области.

Информация об изменениях:

Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 30 мая 2012 г. N 170 в часть 17 статьи 12 главы III настоящего Устава внесены изменения

17. Основаниями для досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов, депутата Собрания депутатов, главы муниципального района могут служить обстоятельства, указанные в статьях 22, 28, 29, 29.1 настоящего Устава.

Информация об изменениях:

Решением Собрания депутатов Кадыйского муниципального района Костромской области от 30 мая 2012 г. N 170 статья 12 главы III настоящего Устава дополнена частью 17.1

17.1. Решение Собрания депутатов муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Собрания депутатов муниципального района, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

18. Письменное заявление депутата Собрания депутатов, главы муниципального района об отставке по собственному желанию направляется в Собрание депутатов муниципального района, рассматривается в порядке предусмотренном ст. 24 Избирательного кодекса Костромской области, оформляется решением Собрания депутатов и подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

19. Депутат, глава муниципального района в случае отставки по собственному желанию вправе отозвать свое заявление, но не позднее 5 дней до дня его рассмотрения Собранием депутатов муниципального района.

>
Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района
Содержание
Устав муниципального образования Кадыйский муниципальный район Костромской области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отзыв депутата и должностного лица

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

— это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

Читайте так же:  Срок действия договора безвозмездного пользования нежилым помещением

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы. Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[2]

Процедура отзыва

Отзыв депутатов и выборных должностных лиц государственной власти и местного самоуправления можно представить как последовательность процедур, в определенной мере сходных с элементами избирательного процесса, но со своими особенностями.

Возбуждение инициативы и определение оснований отзыва.

Как правило, инициатива отзыва исходит от избирателей (в некоторых субъектах РФ инициатива отзыва на уровне местного самоуправления может исходить от представительного органа местного самоуправления, от органов власти субъекта РФ, однако вправе ли участвовать такие органы в инициировании отзыва – вопрос дискуссионный). Определенное число избирателей (устанавливаемое законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования) обращается в соответствующую избирательную комиссию и просит зарегистрировать их в качестве инициативной группы. Такой комиссией является избирательная комиссия соответственно субъекта РФ или муниципального образования, а не избирательного округа, если речь идет об отзыве депутата.

Инициаторы должны сформулировать основания отзыва. Федеральные законы, допускающие отзыв, исходят в регулировании оснований из упоминавшегося постановления Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. Например, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Сбор подписей в поддержку назначения голосования по отзыву. По законодательству сбором подписей занимается инициативная группа, причем делает это за свой счет (при этом может быть определено, что надо создать фонд денежных средств, аналогичный избирательному фонду кандидатов на выборах).

Назначение голосования по отзыву. Как правило, решение по данному вопросу принимает соответственно избирательная комиссия субъекта РФ или муниципального образования, которая на период отзыва становится комиссией по отзыву. Она обязана проверить достоверность представленных подписей, а также их достаточность для назначения голосования по отзыву и при соответствующих условиях может отказать в назначении голосования. Кроме того, комиссия вправе отказать и в случае, если инициаторы изменили основания возбуждения голосования по сравнению с теми, по которым велся сбор подписей избирателей.

Агитацией за отзыв и против отзыва. Эта стадия процедуры отзыва обязательно предполагает информирование отзываемого лица инициаторами отзыва, а также соответствующей избирательной комиссией. Информирование может иметь место уже на стадии инициативы отзыва. А соответствующее лицо вправе представлять инициаторам, избирателям, а также избирательной комиссии свои объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва. Естественно, что граждане вправе участвовать в агитации и высказываться за или против отзыва депутата, выборного должностного лица.

Голосование по отзыву. Это голосование проводится по тем же правилам, как и голосование на выборах, включая составление бюллетеней, списков участников голосования, создание участковых комиссий по проведению голосования по отзыву.

Определение результатов голосования. В развитие требований, изложенных в постановлении Конституционного Суда от 7 июня 2000 г., законодательство устанавливает весьма высокие планки для признания отзыва состоявшимся. За отзыв должно проголосовать больше половины от числа участников голосования, включенных в списки голосования. Сколько же тогда граждан явиться на участки голосования? В федеральном законодательстве нет данных на этот счет, а в модельных законах об отзыве, подготовленных К РФ, речь идет о 75%. Напомним, что выборы депутата, выборного должностного лица до последнего времени могли считаться состоявшимися при явке только 20% избирателей, включенных в списки, а победителем становится претендент, набравший больше голосов, чем его соперники (так называемое относительное большинство). В 2006 г. Нижний порог явки голосования на выборах был вообще отменен. Естественно, возник вопрос: как это соотнести с порогом явки на голосование по отзыву? И как было сказано выше, конечно, все это делает отзыв малореальным институтом непосредственной демократии.

Читайте так же:  Форма договора дарения квартиры между близкими родственниками

1) Авакьян С.А Конституционное право России. Учебный курс: учеб. Пособие: в 2 т. / С.А. Авакьян. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 864 с.

2) Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва: Проспект, 2012. – 592 с.

Отзыв депутатов и выборных должностных лиц

Право отзыва депутата избирателями было неотъемлемым институтом непосредственной демократии советского этапа истории России. Конституция РФ 1993 г. впервые не упоминает этот важнейший институт непосредственной демократии.

Однако многие субъекты РФ пошли по пути закрепления права избирателей на отзыв депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, членов выборных органов местного самоуправления, а также выборных должностных лиц местного самоуправления (далее – представителей).

Правовой основой отзыва представителей являются общие положения, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», конституциях (уставах) субъектов РФ, законах о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, конкретизированные законами об отзыве [1] .

Названные нормативные правовые акты устанавливают требования, предъявляемые к процедуре проведения отзыва представителей:

  • 1) право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы представителя, создания препятствий его законной деятельности;
  • 2) право отзыва реализуется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения деятельности представителя, соответствующей закону;
  • 3) проведение голосования по отзыву представителя одновременно с любыми выборами или референдумом не допускается;
  • 4) коллективный характер реализации права на возбуждение вопроса об отзыве представителя. Так, количество подписей избирателей округа под заявлением по отзыву составляет, как правило, от 0,5 до 1 % от числа избирателей округа;
  • 5) если по результатам голосования по отзыву представитель не был отозван, следующее проведение голосования по отзыву этого представителя возможно только по истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.

Основаниями отзыва представителя могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поскольку отзыв представителя является конституционной ответственностью, то ее основанием следует признать нарушение норм конституционного права. Применительно к депутатам речь должна идти о нарушении требований законов о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления.

В процедуре отзыва можно условно выделить четыре стадии:

  • 1) инициирование процедуры отзыва представителя;
  • 2) назначение голосования по отзыву представителя;
  • 3) подготовительная работа к проведению голосования по отзыву;
  • 4) голосование по отзыву и порядок определения его результатов.

[3]

Первая стадия предполагает постановку вопроса об отзыве представителя субъектами этого права; образование инициативной группы, ее регистрацию и деятельность но сбору подписей.

Независимо от того, кому предоставлено право возбуждения вопроса об отзыве представителя (гражданину, группе граждан, избирательным объединениям), законы субъектов РФ предусматривают создание инициативной группы избирателей по вопросу отзыва. Инициативная группа образуется на собрании избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы.

Члены инициативной группы имеют следующие гарантии: никто не вправе оказывать давление на членов инициативной группы с целью принудить изменить свои взгляды, решения по отзыву представителя; никто не вправе препятствовать осуществлению законной деятельности инициативной группы; право на неоплачиваемый отпуск; запрет на увольнение с работы по решению администрации, кроме случаев полной ликвидации предприятия.

Гарантии прав представителя, в отношении которого реализуется инициатива отзыва, заключаются в следующем:

  • – представитель, в отношении которого реализуется инициатива отзыва, за 10 дней до проведения собрания по образованию инициативной группы в письменной форме должен быть уведомлен об этом;
  • – представитель вправе дать на собрании граждан свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для инициирования вопроса об его отзыве;
  • – представитель вправе любыми законными методами вести агитацию против своего отзыва;
  • – представитель вправе получить освобождение от работы со дня, следующего за днем получения им уведомления избирательной комиссии субъекта РФ о поступлении заявления инициативной группы о возбуждении вопроса об отзыве.

Вторая стадия процедуры отзыва – назначение голосования об отзыве представителя начинается с рассмотрения инициативы отзыва представителя избирательной комиссией субъекта РФ.

В случае соответствия порядка реализации инициативы отзыва представителя требованиям действующего законодательства о порядке отзыва избирательная комиссия субъекта РФ направляет итоговый протокол о сборе подписей вместе с подписными листами в парламент субъекта РФ, который рассматривает данный вопрос и принимает решение о назначении голосования об отзыве либо отказе в назначении голосования об отзыве представителя.

Третья стадия – подготовка голосования об отзыве представителя. Она включает: образование участков для голосования об отзыве представителя; организацию работы комиссий по проведению голосования об отзыве представителя; составление списков избирателей; проведение агитационной кампании «за» или «против» отзыва представителя; реализацию гарантий участников кампании по отзыву.

Четвертая стадия – голосование об отзыве и подведение его итогов. Представитель считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных па территории субъекта РФ или в муниципальном образовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию.

Источники


  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  3. Московский городской суд в системе органов государственной власти Российской Федерации. История и современность: моногр. . — М.: Проспект, 2014. — 192 c.
Отзыв депутата выборного должностного лица местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here