Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли водитель организации проходить предрейсовый медицинский осмотр до начала рабочего дня? Если рабочий день начинается в 8.00, означает ли это, что водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр до 8.00, если водитель проходит медицинский осмотр вне территории предприятия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работник должен проходить предрейсовый медицинский осмотр после начала его рабочего дня, то есть после 08.00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

12 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

[1]

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.
Читайте так же:  Служебная записка о некорректном поведении сотрудника образец

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Приостановление и аннулирование медицинских справок водителей

Процедура аннулирования медицинских справок автоводителей имеет некоторые особенности, основные из которых будут рассмотрены в этой статье. Так 15.10.2015г. Минюстом был зарегистрирован отдельный приказ Министерства здравоохранения РФ, которым регламентируется не только порядок направления автоводителей на внеочередное медосвидетельствование, но и порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения об отсутствии/наличии либо у водителя либо у кандидата в водители отклонений в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС (транспортными средствами).

В данном случае речь пойдет о приказе Минздрава РФ №342 от 15.06.2015г., который вступил в законное действие 30.10.2015г.:

Первая часть этого приказа касается профессиональных водителей. Как известно, для этой категории автоводителей обязательным является медосмотр перед каждым из рейсов. Новым приказом регламентирован порядок, согласно которого водитель направляется в лечебное медучреждение для обследования и последующего лечения (в случае необходимости), если при проведении предрейсового медосмотра были выявлены отклонения, которые могут стать противопоказаниями либо ограничениями для управления ТС в будущем.

После проведения этих мероприятий данный водитель будет направлен на внеочередное медицинское освидетельствование. На период проведения указанных мероприятий срок действия его справки (медзаключения) приостанавливается, о чем уведомляется соответствующая исполнительная служба (ГИБДД).

Подробно рассмотрим порядок действий.

Периодический медицинский осмотр

Первоначально следует напомнить всем водителям, которые работают по найму, об их обязанности проходить периодический медицинский осмотр с интервалом 1 раз в 2 года. Более подробно эта тема была освещена в разделе «Периодичность прохождения медицинских осмотров».

В ходе проведения периодического медосмотра врачи проводят проверку, не возникли ли у автоводителя изменения в состоянии здоровья, которые бы явились противопоказаниями для управления ТС в будущем. Если подобных отклонений не выявлено, то водитель беспрепятственно может продолжать работу по найму.

Если же в ходе медосмотра подтверждается ухудшение состояния здоровья водителя, что может стать противопоказанием для управления ТС, то его медсправка аннулируется.

Обратите внимание, что автоводитель не имеет права управлять ТС в период, когда действие его медсправки приостановлено либо аннулировано.

Направление на обследование

Для аннуляции медзаключения о наличии у автоводителя медицинских противопоказаний либо ограничений для управления ТС, следует пройти обследование новое. Только после этого медучреждение может выдать направление на внеочередное медосвидетельствование.

Здесь следует знать, что в отличие от медосмотра периодического, проходящего сравнительно быстро, внеочередное медосвидетельствование занимает длительный промежуток времени (может проходить от нескольких дней до нескольких месяцев).

Столь тщательное обследование нужно для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть наличие у водителя заболеваний.

При этом еще до начала обследований приостанавливается действии медицинской справки, а сведения об этом направляются в ГИБДД.

Прохождение медобследования

Результатом проведения медицинского обследования является заключение врачей, которое подтверждает либо опровергает сведения о наличии заболеваний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы не подтвердились, то медработником отправляется уведомление в ГИБДД, которое говорит об окончании периода приостановления действия медицинской справки:

Таким образом, справка возобновляет свое действие, и человек имеет право возвращаться к работе автоводителем. При этом предыдущее отрицательное медзаключение аннулируется. Однако копию уведомления о приостановлении действия медзаключения целесообразно иметь при себе, поскольку официальная информация в исполнительный орган может прийти с запозданием.

Если в ходе обследования предполагаемые диагнозы подтвердились, то имеющаяся у водителя медицинская справка аннулируется:

Таким образом, медсправка становится недействительной, а сведения об этом передаются в соответствующую службу ГИБДД. После процедуры аннулирования медсправки водителя направляют на внеочередное обязательное медосвидетельствование (за получением медсправки):

Важно знать, что далеко не каждое из имеющихся у водителя заболеваний требует полного запрета на управление ТС. В качестве примера можно рассмотреть вариант, когда у водителя ухудшилась острота зрения. В этом случае он получит новую справку, в которой указывается, что управлять ТС данный водитель имеет право исключительно в очках (контактных линзах). Соответствующую запись сделают в ВУ (водительском удостоверении) в разделе «Особые отметки».

Читайте так же:  Сроки регистрации утвержденного устава при реорганизации

В заключении информируем, что если проведение медосвидетельствования выявило у автоводителя заболевания, которые являются противопоказаниями либо ограничениями к управлению ТС, его права становятся недействительными, о чем нам говорит глава III п.35 правил выдачи водительских удостоверений:

Таким образом он может быть оштрафован за езду без прав. Размер такого штрафа колеблется в интервале от 5 до 15 тысяч рублей.

Теперь вы знаете когда могут приостановить действие медицинской справки для водителей, а также аннулировать ваши водительские права.

[2]

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Медицинский осмотр водителей

В наши дни мы спешим всегда — и зачастую не успеваем вовремя. В таких случаях просто необходимо использовать автомобильный транспорт. Но мало кто спросит у водителя (кроме врача, конечно), как он себя чувствует. А, как известно, одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является именно состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения (за последние годы оно стало очень оживленным за счет значительного роста количества автотранспортных средств) предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Отметим, что законодательством РФ предусмотрен обязательный предрейсовый контроль в каждом предприятии, где имеется не только собственный автотранспорт, но и арендованный. В данной статье мы поговорим о том, какие виды осмотров предусмотрены законодательством, в каких случаях их необходимо проходить, а также укажем, кто должен их оплачивать.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц, использующих в своей деятельности транспортные средства, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Трудовой кодекс также обязывает работодателей проводить предварительные (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры водителей (ст. 212, 213, 328 ТК РФ).
То есть соблюдающие закон организации, имеющие автотранспорт, должны организовать и в обязательном порядке осуществлять медосмотры водителей автотранспортных средств. Такие осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками.
Далее более подробно расскажем, какие же виды медицинских осмотров предусмотрены для водителей.

Медицинский осмотр: виды

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению (ст. 5 Закона N 196-ФЗ), в который входит медосмотр водителей. Статьей 46 Закона N 323-ФЗ установлены, в частности, следующие виды медицинского осмотра:
— предварительный;
— периодический;
— предсменные, предрейсовые;
— послесменные, послерейсовые;
— иные установленные законодательством РФ виды.

Предварительный медицинский осмотр

Периодический медицинский осмотр

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Предрейсовый и послерейсовый медосмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Если водитель находится в состоянии токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона N 196-ФЗ). В этом случае работодатель обязан не допускать такого сотрудника к работе (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками. Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).

Психиатрическое освидетельствование

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением N 695 .
Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе. Если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но тогда работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Кто несет расходы?

Статья 213 ТК РФ прямо указывает, что именно работодатель несет расходы, связанные с обязательным медицинском осмотром и психиатрическим освидетельствованием. На это указано и в п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.
Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право требовать от работодателя возмещения понесенных затрат, представив соответствующие документы. В случае отказа работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя суммы, затраченной на медицинский осмотр.
Соответственно, если должность относится к категории должностей, названных в ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить прохождение медосмотра за счет собственных средств.
В Апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013 рассмотрен иск физического лица о взыскании расходов, понесенных в связи с прохождением предварительного медицинского осмотра. Удовлетворившим эти требования судом было установлено, что работник прошел предварительный медицинский осмотр. Значит, работодатель обязан возместить соответствующие расходы независимо от того, был ли заключен в дальнейшем трудовой договор.

Читайте так же:  Подложные документы в гражданском процессе ответственность

В заключение еще раз отметим, что водители должны проходить следующие обязательные медицинские осмотры:
— при поступлении на работу;
— периодические;
— предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые.
Расходы на такие осмотры несет работодатель. При этом время прохождения любых осмотров водителями включается в их рабочее время.
Кроме того, отметим, что Законом N 437-ФЗ введена ст. 11.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, в виде наложения административного штрафа: на граждан — в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Установлен порядок прохождения медосмотра водителями и кандидатами в водители

Минздрав России определил правила проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств – несколько дней назад документ прошел регистрацию в Минюсте России (приказ Минздрава России от 15 июня 2015 г. № 344н). В настоящее время установлена лишь форма медицинского заключения с графами для врача каждой специальности (приказ Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н) – однако порядок медосмотра как таковой не закреплен.

Основное изменение заключается в том, что водителям и кандидатам в водители мотоциклов, легковых автомобилей (в том числе с прицепом) и мопедов не нужно будет в обязательном порядке проходить обследование у невролога. Не должны они и получать энцефалограмму. Правда, их может направить к неврологу врач-терапевт при наличии показаний к этому, а невролог уже вправе потребовать прохождения электроэнцефалографии.

Изменился и круг врачей, которым необходимо нанести визит для получения медицинской справки. По новым правилам это следующие специалисты:

  • терапевт (уточняется, что он может быть заменен врачом общей практики (семейным врачом);
  • офтальмолог;
  • психиатр;
  • психиатр-нарколог;
  • невролог (для водителей и кандидатов в водители автобусов, трамваев, троллейбусов и т. п.);
  • отоларинголог.

Кроме того, при выявлении психиатром-наркологом определенных симптомов и синдромов заболеваний нужно будет сдать такой анализ, как определение наличия психоактивных веществ в моче. Также по специальному направлению психиатра-нарколога водители или кандидаты в водители будут обследованы на заболевание хроническим алкоголизмом (путем качественного и количественного определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови).

Сегодня водителям нужно получить и заключение хирурга.

Предусмотрено, что затраты на медицинское освидетельствование лежат на водителе или кандидате в водители, а пройти его можно как в государственной или муниципальной, так и в частной клиниках. Определен и срок действия медицинской справки для предъявления в Госавтоинспекцию – 12 месяцев с даты выдачи.

Приказ утвердил также форму медицинского заключения, которая будет введена в действие с 1 июля 2016 года.

Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

Транспортные организации давно уже привыкли к необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры этой категории работников. А вот в организациях, где штатных водителей нет, считают, что им-то предрейсовые медосмотры ни к чему. Но так ли это на самом деле? Например, должен ли проходить такой осмотр ИП, который сам водит машину? А работники, которые используют личный транспорт и получают за это компенсацию? Или сотрудник отдела продаж, эпизодически выезжающий на корпоративном транспорте на торговые точки? Давайте разберем каждую из этих ситуаций подробнее.

ИП: сам себе водитель

Начнем с ситуации, когда транспортным средством управляет ИП, которому этот транспорт и принадлежит. Здесь наше внимание должна привлечь норма пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В ней говорится буквально следующее:

«Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки».

Казалось бы, эта норма не оставляет места для каких-то сомнений: «сам себе водитель» должен проходить предрейсовые медосмотры. А значит, заключать договор с медучреждением (или принимать в штат медработника) и нести соответствующие расходы. Но на самом деле все не так очевидно.

Дело в том, что термин «медицинский осмотр» статья 23 Закона № 196-ФЗ употребляет в отношении трех типов мероприятий: предварительные, периодические, а также пред- и послерейсовые (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Далее, в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, законодатель приводит детальное описание каждого вида медосмотра, в том числе и предрейсового. При этом из формулировок пункта 3 со всей ясностью вытекает, что предрейсовый осмотр имеет отношение только к наемным водителям, и на ИП не распространяется: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…».

Резюмируем. Один пункт статьи 23 требует от ИП проходить все три вида осмотров. А другой пункт позволяет сделать вывод, что на ИП распространяется обязанность проходить только те виды медосмотров, которые, исходя из формулировок пункта 3, относятся к любым лицам, управляющим транспортными средствами. А по медосмотрам, которые относятся к наемным водителям, такой обязанности не возникает.

Читайте так же:  Правила перевозки детей железнодорожным транспортом без родителей

По идее, устранить это противоречие должен был бы документ, вводящий правила проведения медосмотра. Но Методические рекомендации, которые утвердил Минздрав России (письмо от 21.08.03 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») ситуацию только запутывает. Так в них говорится, что каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. То есть ИП под эту норму не подпадает. Далее в методичках указывается, что медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей, которые должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. Опять же, получается, что к ИП процитированные нормы отношения не имеют.

Не вносит ясности и старый Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, содержащий приложение 9, регулирующее порядок проведения предрейсовых медосмотров. Из него также следует, что распространяется оно лишь на водителей автопредприятий.

Таким образом, на наш взгляд, можно сделать вывод: обязанность ИП, самостоятельно управляющих транспортными средствами, организовать для самих себя предварительный медицинский осмотр четко не закреплена. Поэтому, исходя из принципа определенности обязанностей субъектов правоотношений, мы делаем вывод, что такие водители не обязаны проходить предрейсовые медицинские осмотры.

Работники, использующие личный транспорт

Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами. При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника. Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.
Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются. А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации. В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт. Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

Бухгалтер на выезде

Перейдем теперь к случаю, когда работник время от времени управляет корпоративным транспортом. Например, бухгалтер раз или два в неделю объезжает филиалы компании и проверяет там работу ККТ. Доказать, что такому бухгалтеру не нужно проходить предрейсовый медосмотр, сложнее всего. Ведь тут выполняется условие о том, что автомобиль принадлежит организации. Да и путевой лист в этом случае, скорее всего, будет. Остается только апеллировать к тому, что и в пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, и в методичках Минздрава речь идет о профессиональных водителях — «лицах, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств». А сами медосмотры проводятся «перед началом рабочей смены водителей».

В нашем же случае бухгалтер ну никак не является «лицом, принимаемым на работу в качестве водителя». Да и «рабочая смена водителя» у него не начинается, поскольку работает он бухгалтером.

Штрафы за отсутствие осмотров

В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды. Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Чем отличается медицинское освидетельствование от медицинского осмотра водителей

Не все работодатели правильно понимают смысл медицинского освидетельствования водителей. Из-за этого непонимания у работодателей сложилось мнение что водители транспортных средств: а)при устройстве на работу обязаны предъявлять медицинскую справку, б)периодически (по новым правилам ежегодно) должны получать и предъявлять новую справку работодателю.

Читайте так же:  Основания увольнения с государственной гражданской службы

Для начала необходимо уяснить что медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры это два разных мероприятия не имеющие друг к другу никакого отношения.

Медицинское освидетельствование проводится с целью определения у водителей (кандидатов в водители) наличия или отсутствия медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. По его результатам выдается медицинское заключение в виде справки (п.п. 6 и 8 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344н).

Медицинское освидетельствование требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения (пункт 4 Порядка, Информация Минздрава РФ от 21.03.2016):

Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. То есть медицинская справка нужна только для каких либо действий связанных с получением водительского удостоверения.

Но зачастую работодатели не правильно истолковывают данную норму и считают что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев и после этого её надо обязательно обновлять. Эта справка, как в принципе и любая справка, имеет определенный срок действия и этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которому необходимо получить или заменить водительское удостоверение. Почему срок действия 12 месяцев? Например, все кандидаты в водители перед первой сдачей экзамена в ГИБДД обязаны предъявить справку. Но если экзамен не сдан то следующая пересдача возможна только минимум через 7 дней, а третья пересдача уже минимум через 30 дней. То есть процесс пересдачи может затянуться на долго, и именно для этого законодательством предусмотрен максимальный срок действия справки 12 месяцев.

Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. То есть, требование работодателя предъявить справку — незаконно. Работодатель может попросить предъявить справку, но не требовать.

Вместо этого для определения пригодности водителей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров. Работодатель обязан самостоятельно и за свой счет организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных автомобилей. Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абзац 6 статьи 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (пункт 4 статьи 23 Закона № 196-ФЗ).

В частности предусмотрены следующие виды обязательных осмотров водителей:

За нарушение данных требований согласно Статьи 5.27.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность:

И так, Статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» четко делит обязательное медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры. Эти два мероприятия не имеют друг к другу отношения и имеют следующие отличия:

  • для получения, замены или возврата водительского удостоверения;
  • предоставляется в органы ГИБДД;
  • проводится за счет средств водителей транспортных средств.

[3]

Обязательные медицинские осмотры

  • при устройстве на работу в качестве водителя;
  • предоставляется работодателю;
  • проводятся за счет средств работодателя.

Делаем вывод что работодатель не вправе требовать от работника предъявлять действующую медицинскую справку. Эта справка собственность водителя которую он должен предъявить только в ГИБДД при получении или замене водительского удостоверения. Вместо этого работодатель обязан сам и за свой счет проводить все, предусмотренные законодательством, медицинские осмотры водителей.

Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации то на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Источники


  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  2. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.

  3. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
  4. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  5. Курскова Г. Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект; Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2008. — 296 c.
Периодичность прохождения медицинских осмотров водителей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here