Порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Прокуратура Дорогобужского района

24.12.2013 16:30 Просмотров: 1 Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе несовершеннолетний, обязан соблюдать Конституцию РФ и законы.

В Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность подростков за совершение ряда правонарушений и наступает в зависимости от их возраста, общественной опасности проступка и его последствий. Порядок привлечения лиц, не достигших 18 лет, к ответственности, условия применения к ним мер принуждения и назначения наказания отличаются от тех же процедур, применяемых в случае привлечения к ответственности взрослых лиц.

[2]

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ) по месту жительства ребенка.

Статьей 25.1 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в том числе несовершеннолетнее), вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Как правило, дело об административном правонарушении рассматривается с участием виновного лица.

[3]

Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законными представителями подростка являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ст. 25.3 КоАП РФ). При рассмотрении административного материала в отношении ребенка обязательно присутствует прокурор.

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ к несовершеннолетнему может быть применены мера обеспечения производства по административному делу – административное задержание.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица (не более 3 часов), может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Несовершеннолетние могут быть привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений. В большинстве случаев подростки несут наказание за:

— появление в состоянии опьянения, а равно распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ);

— мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ);

— нарушение правил дорожного движения (глава 12 КоАП РФ);

— нанесение надписей, рисунков на объекты, находящиеся на остановках общественного транспорта, на стены домов, на памятники и другие объекты, расположенные на территориях общего пользования, на транспортные средства, а также внутри них, размещение рекламы и объявлений с нарушением установленного органами местного самоуправления порядка (ст. 18 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— уничтожение цветов на газонах, клумбах, цветниках, а также других зеленых насаждений (деревьев, кустарников, иных многолетних растительных культур) на территориях общего пользования в городах и иных населенных пунктах без соответствующего разрешения уполномоченного его выдавать органа или должностного лица (ст. 20 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— загрязнение территорий городов и других населенных пунктов бытовыми отходами (ст. 21 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст. 26 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время с 22.00 до 06.00 (ст. 27 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»);

— нарушение общепринятых норм нравственности, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах, подъездах жилых домов и в иных не отведенных для этого местах (ст. 30.1 областного закона «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области») и др.

Кроме того, ст. 31 указанного областного закона установлена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за пребывание на улице и в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего 18 лет, и назначении ему наказания учитывается требование п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которому совершение административного правонарушения в несовершеннолетнем возрасте признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении подростку административного наказания.

К подросткам, как правило, применяются виды наказаний: предупреждение и штраф (взыскивается с виновного, но в силу ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей).

Согласно ст. 3.9 КоАП РФ к лицам, не достигшим 18 лет, не может применяться административное наказание – административный арест.

Читайте так же:  Профессиональный стандарт слесарь электрик по ремонту электрооборудования

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В частности, статьей 8.1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ, Положением о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав 1967 года предусмотрена возможность применения следующих мер взыскания к несовершеннолетним правонарушителям, не относящихся к видам административного воздействия:

— сообщение родителям или иным законным представителям;

— возложение обязанности принести потерпевшему публичное или в иной форме извинение;

— направление правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение;

— исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При этом, указанные меры взыскания можно применять и в отношении несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки состава административного правонарушения, до достижения возраста 16 лет, то есть когда подросток не подлежит административной ответственности в силу недостижения возраста ее наступления.

Рассмотрением дела об административном правонарушении либо иного материала в связи с совершением подростком антиобщественного деяния не заканчивается работа с несовершеннолетним правонарушителем. В последующем он попадает в поле зрения органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 4 – ст. 7 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные органы проводят индивидуальные профилактические мероприятия, в том числе в отношении несовершеннолетних: безнадзорных или беспризорных; занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

С несовершеннолетними правонарушителями проводят работу следующие органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, образовательные, медицинские и социозащитные организации и учреждения, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

При этом указанные органы и учреждения вправе без согласия несовершеннолетних правонарушителей и их родителей (законных представителей) ставить их на профилактический учет, посещать по месту учебы и жительства с целью беседы и проверки их поведения, вызывать для дачи объяснений, оказывать медицинскую, психологическую, педагогическую и материальную помощь, помощь в трудоустройстве, обучении, организации досуга и отдыха и т.д.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности (стр. 3 из 5)

— установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

— выяснить обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

— оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности;

— несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

— передать в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

О передаче несовершеннолетнего делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний;

— направить в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

Итак, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков и производству по делам об административных правонарушений подростков.

2.2 Производство по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних

В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних КоАП определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройство и охрана прав несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях[15]

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают[16] :

5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании[17] «;

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение[18] :

г) передать материалы о малозначительных правонарушениях в товарищеские суды, общественным организациям по месту учебы или работы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя

До рассмотрения комиссией дела о правонарушении несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, — под надзор администрации этого учреждения.

Читайте так же:  Ответственность за неуплату взносов на капитальный ремонт

Если возникает сомнение в психической полноценности несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться, он подлежит направлению на медицинское обследование.

Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетним, и принимать меры к их устранению.

При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные организации по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел (милицию).

О дне заседания комиссии извещается прокурор.

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений.

При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств о досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене им назначенного наказания более мягким и других ходатайств в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательно-трудовой колонии и самого осужденного.

Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него

Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

ПАМЯТКА для несовершеннолетних (Административная ответственность несовершеннолетних)

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).

С 14 лет до 16 лет:

Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

С 16 лет до 18 лет:

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Согласно ст.2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских учреждениях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Кроме того, несовершеннолетним распитие пива, согласно ст. З ФЗ №11-05 г., не допускается в любых общественных местах.

Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов в общественных местах (улица, стадион, сквер, парк, транспортное средство общего пользования, другие общественные места).

Ст. 20.20 ч.З КоАП РФ.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, также в других общественных местах.

Ст. 20.21 КоАП РФ.

Появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Ст. 20.22 КоАП РФ (на родителей).

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ в общественных местах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Ст. 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта)

4.1 – с 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до 100 рублей.

4.2 – на родителей детей до 16 лет. Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

По общему правилу ответственности за совершение преступления или административного правонарушения подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК, ст. 2.3 КоАП РФ). Устанавливая минимальный возраст ответственности, законодатель исходит из презумпции достижения лицом к этому возрасту достаточного уровня развития, чтобы сознавать характер своих действий, их общественную опасность и запрещенность.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Читайте так же:  Сроки проведения текущего ремонта в многоквартирном доме

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

лишение права заниматься определенной деятельностью;

лишение свободы на определенный срок.

[1]

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности

Одним из важнейших принципов демократического правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона.

В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).

Статьей 2.3 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.

При этом, следует знать, что несовершеннолетний, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (с 16 лет), несет ответственность на равных основаниях со взрослыми. К нему могут быть применены все виды наказаний, предусмотренные КоАП РФ, за исключением административного ареста.

О совершении несовершеннолетним административного правонарушения уполномоченными на то должностными лицами составляется протокол об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

Должностным лицам подразделений органов внутренних дел предоставлено право административного задержания несовершеннолетнего.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3 КоАП РФ). Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов внутренних дел не более трех часов. Следует отметить, что несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).

Об административном задержании составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

По окончании разбирательства несовершеннолетние должны передаваться их родителям либо иным законным представителям.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может использоваться в тех случаях, когда несовершеннолетний отрицает факт употребления спиртных напитков, наркотических средств. Медицинское освидетельствование не может производится принудительно. Лица, не достигшие 16 лет, освидетельствуются на состояние опьянения только с согласия родителей (законных представителей).

В соответствии со статьей 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители).

Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями несовершеннолетнего, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

Законные представители несовершеннолетнего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемого ими лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник (статья 25.5 КоАП РФ).

Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

Статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
При этом законодатель определил особенности привлечения к ответственности лиц, не достигших 18-летнего возраста: с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Такие меры определены Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и выражаются в проведении органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетним в силу статьи 4.2 КоАП РФ признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
В обязательном порядке о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, извещается прокурор; родители, усыновители, опекуны или попечители осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по их месту жительства (статьи 25.3, 25.11, 29.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть

Частью 2 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрено, что при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 23.2. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вынесенное в отношении несовершеннолетнего постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту нахождения данной комиссии.

Постановление, вынесенное должностным лицом (в случае если дело не передавалось в комиссию) обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Правила обжалования постановлений общие: в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска данного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

По общему правилу административной ответственности могут быть подвергнуты лица, достигшие 16 летнего возраста.

Дела об административных проступках, совершенных не­совершеннолетними рассматри­ваютсятолько районным (городским)судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначе­но любое административное взыскание, за исключением административного ареста.

Сам факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом является смягчающим вину обстоятельством. В соответствии с действующим административным законодательством к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, чаще всего применяются особые меры воздействия, не являющиеся административными взысканиями, предусмотренные ст. 24′ КУоАП Украины Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним»), а именно:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам,их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу сих согласия, а также отдельным лицам поих просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет административное взыскание или меры воспитательного воздействия с учетом личности несовершеннолетнего.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет специально оговоренных административных правонарушений с достаточно высокой степенью общественной вредности, таких как мелкое хищение государственного или коллективного имущества; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или оскорбление их — они подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако с учётом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего либо оскорбление их) могут быть применены вышеуказанные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним.

Необходимо добавить, что совершение несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 16 лет административных проступков влечет административную ответственность родителей или лиц их заменяющих в виде штрафа, в связи уклонением от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей.

Совершение несовершеннолетними деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность (от 14 до 16 лет), также влечёт наложение административного штрафана родителей или лиц, их заменяющих.

ТЕМА 6

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности (стр. 1 из 5)

Глава 1. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

1.1 Понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних

1.2 Административно-правовой статус несовершеннолетних как субъектов административной ответственности

Глава 2 Особенности производство по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних

2.1 Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

2.2 Производство по делам об административных правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних

Список использованной литературы

Воспитание граждан, защита. их прав и законных. интересов являются важной задачей и непременным долгом общества. Особое значение для Российской Федерации, имеет в этом плане забота о подрастающем поколении, о несовершеннолетних, которые в условиях. обостряющихся социальных проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, низким уровнем. работы образовательных учреждений, распадом системы трудоустройства, все чаще становятся на путь совершения преступлений и правонарушений.

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет.

Данные обстоятельства настоятельно диктуют необходимость рассмотреть институт административной ответственности несовершеннолетних.

Целью исследования является изучение и обобщение. материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования законодательства.

Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач :

— раскрыть понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних как самостоятельного института;

— выделить особенности административной ответственности несовершеннолетних

— раскрыть полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

— рассмотреть порядок производства по делам об административных. правонарушениях в комиссиях по делам несовершеннолетних;

Объект исследования : общественные отношения, складывающиеся. в процессе привлечении к административной ответственности несовершеннолетних, за совершенные ими проступки.

Предмет исследования: — правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.

Методология и методика исследования: Исследование избранной темы базируется на общем диалектико-материалистическом методе понимания государтвенно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).

Степень разработанности темы: Значительный вклад в. разработку теоретических аспектов. административной ответственности в. целом, и административной ответственности несовершеннолетних в частности, внесли отечественные ученые. как советского, так. и постсоветского периода: Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, К.С. Бельский, М. Н. Бирюков, А.Б. Иванюженко, Е.Ю.Корчагина, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, С.Ф. Мазурин, Л.А. Стеблецова, Н.Г. Салищева, М.С Студеникина, А.П. Шергин, А.П. Клюшниченко, О.П. Мельниченко и др.

Читайте так же:  Необоснованное снятие с жилищного учета: восстановление и защита прав граждан

Глава 1. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

1.1 Понятие и правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних

Административная ответственность несоршеннолетних — это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним.[1] Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер[2] .

Правовое регулирование общественных отношений связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., которая является фундаментом всего российского законадательства, определяя его основы, принципы, структуру.

2. Кодекс об административных правонарушения. В соответствии со ст.1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[3] », который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1. «О милиции[4] ».

5. Законодательство субъектов Российской Федерации. К примеру закон г. Москвы от 13 апреля 2005 г. N 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (с изменениями и дополнениями) За пределами ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными право-нарушениями, которое строится по двум основным направлениям — это самостоятельное определение видов административ-ных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодательством, а также определение основ компетенции муниципальных органов власти в борьбе с административными правонарушениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если поданному вопросу был издан федеральный закон

6. постановлением Правительства РФ «О подразделениях милиции общественной безопасности» от 7 декабря 2000 года[5] .

7. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», (утв. указом Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г.) (с изменениями от 25 февраля 1993 г.) Она применяется в части не противоречашейсовременному законодательству[6] .

Это основные нормативно-правовые акты осуществляющие регулирование в данной сфере, существует конечно и ряд других, однако они имеют второстепенное значение. Итак, Административная ответственность несовершеннолетних -это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних имеет довольно широкое правовое регулирование в нашей стране.

1.2 Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

Прежде чем говорить об особенностях ответственности несовершеннолетних я хотел бы сказать о субъекте исследования. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста[7] .До 18 лет совершеннолетие может достигаться путем эмансипации.

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности[9] :

· Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП РСФСР)

Видео (кликните для воспроизведения).

· Административная ответственностьродителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственностьродителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозицийправовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.

  2. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.

  3. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
Порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here