Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие

331. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после:
вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано
истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

[2]

332. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев:
со дня обнаружения длящегося административного правонарушения
со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении
со дня совершения административного правонарушения

333. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется .
немедленно по окончании рассмотрения дела

334. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано:
в арбитражном суде
в вышестоящем органе
в районном суде по месту рассмотрения дела
вышестоящим должностным лицом

335. Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области военного строительства и оборонной политики, разрабатывающим меры по подготовке к защите отечества от вооруженного нападения и координирующим деятельность Вооруженных сил РФ, является:
Совет обороны РФ

336. Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права, а также гарантии реализации этих прав и обязанностей — это ____________ граждан.
административно-правовой статус

337. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
диспозиция

338. Правительство РФ формируется на срок полномочий:
Президента РФ

339. Правительство РФ формируется на срок:
6 лет

340. Право на административное обжалование незаконных действий и решений, нарушающих права граждан, означает возможность обращения гражданина с жалобой в:
вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к тому, действие которого обжалуется

341. Правовые акты управления в зависимости от порядка их принятия делятся на:
коллегиальные и единоначальные

342. Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются:
нормативными

343. Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются:
общие

344. Правовые акты, регламентирующие вопросы организации государственного управления в отдельных отраслях и сферах, называются:
специализированные

345. Правовым актом управления является:
приказ о зачислении на службу

Ответы на тесты по предмету «Административное право. Тест 38»

186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
• лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
• меры административной ответственности

188. Привод может быть применен в отношении:
• должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
• понятых
• физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
• диспозиция

190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
• стадия

Нормы административного права

Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).
Читайте так же:  Определение суда о приостановлении исполнительного производства

Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

Санкция — последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

  • административно-правовой статус (АПС) граждан;
  • различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • деятельность государственных предприятий, учреждений;
  • отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.
  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).
  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободыграждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Help Me Test

Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты

Административное право. Тест 38

186. Дисквалификация, как административное наказание заключается в:
• лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом

187. Синонимом понятия «меры административного наказания» является понятие:
• меры административной ответственности

188. Привод может быть применен в отношении:
• должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении
• понятых
• физического лица, в отношении которых ведется дело об административном правонарушении

189. Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется:
• диспозиция

190. Относительно самостоятельная часть административного производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи и особенности, а также отличается собственным кругом участников производства и завершается принятием процессуального документа, — это:
• стадия

тест 36 | тест 37 | тест 38 | тест 39 | тест 40

Читайте так же:  Решение единственного участника о покупке недвижимости образец

2. По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают право­вые нормы: обязанность, право, или запрет. По этому основанию выделяются:

устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.)

предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.

устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.)

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголов­ного и административного законодательства.

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе право­вых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституци­онного, административ-ного, трудового, гражданского, уголовного и других от­раслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен­ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Например, уголовно-процессуальный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: при незаконном составе суда, при нарушении тайны совещания судей, при непод­писании приговора одним из судей и т.п.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, под­разделяются на ситуационные и альтернативные.

Например, относительно определенный характер имеют большинство санкций уголовного права, устанавливающие низший и высший предел наказания (лишение свободы от 6 до 15 лет).

Ситуационные допус­кают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторож­ное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель­ными работами на срок до 2-х лет.

Вывод по первому вопросу:

Таким образом, можно отметить, что элементы системы механизма административно-правового регулирования в своей совокупности реализуют совершенно новые качественные способы воздействия на общественные отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления, нежели оказываемое воздействие этих элементов на отношения в отдельности.

Вопрос 2. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм, ее виды.

Любая отрасль права состоит из совокупности юридических норм, ее первичных «клеток».

Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти (мнение Д.Н. Бахрах).

Или, административно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере государственного, муниципального и общественного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах государственной деятельности (осуществление правосудия, прокурорский надзор и др.).

Реализация нормы обеспечивается разнообразными средствами, включая государственное принуждение.

Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:

они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

административно-правовые нормы устанавливаются не только органами законодательной власти, а часто в процессе реализации исполнительной власти;

административно-правовые нормы, в отличие от большинства норм других отраслей права, сами способны защитить себя в случаях невыполнения или недобросовестного выполнения их требований — это нормы, устанавливающие административную и дисциплинарную ответственность;

совокупность административно-правовых норм отличается гигантским количеством, не поддающимся более или менее точному исчислению и единой кодификации.

Структура административно-правовой нормы (внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов норм):

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.

Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. В административно-правовых нормах диспозиция излагается преимущественно какправа, правомочия, дозволенияили в видепредписаний, обязанностей, а такжезапретаилиограничений.

Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Особенностью санкций является наличие многообразных средств административного воздействия и множественность органов (должностных лиц), уполномоченных государством применять их к правонарушителям. Это проявляется в следующем,например, во многих случаях санкция административно-правовой нормы может содержаться в одном правовом акте, в то время как гипотеза и диспозиция – в другом, поскольку норма административного права не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта управления, или санкция предусматривает не любое административное воздействие, а лишь такое, которое содержит административно-правовая норма в связи с совершением проступка.

Читайте так же:  Расторжение договора страхования в одностороннем порядке

Многообразие административно-правовых норм позволяет классифицировать их по целому ряду оснований.

По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:

законодательные, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти РФ и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления;

подзаконные,содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;

отраслевые (ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

локальные, содержащиеся в нормативных актах организаций.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:

регулятивные, т.е. регулирующие правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений (например, пункты Правил дорожного движения);

охранительные, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений (статьи КоАП РФ).

По предмету регулирования нормы подразделяются на:

материальные, юридически закрепляющие обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;

процессуальные, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений установленных материальными нормами прав и обязанностей; т.е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы.

Например, согласно статье 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а статья 2 данного Закона определяет действия, органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы. Содержащиеся в них положения – материальные нормы. Статья же 6 Закона регулирует порядок рассмотрения жалобы, что является процессуальной нормой.

По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы можно разделить на:

обязывающие, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия (например, согласно Закону о воинской обязанности и военной службе, все граждане РФ мужского, достигшие 18-летнего возраста, обязаны пройти действительную военную службу и быть приняты на воинский учет);

запрещающие, содержащие запрет на совершение тех или иных действий (нормы Особенной части КоАП РФ);

уполномочивающие,в которых не содержатся прямые предписания и запреты, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению (например, сотрудник милиции может задержать правонарушителя или не делать этого);

стимулирующие (поощрительные), которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений (например, за безаварийную работу на транспорте – поощрение).

По форме предписания административно-правовые нормы подразделяются на:

императивные (категорические), подлежащие обязательному, безусловному исполнению;

рекомендательные, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

По содержанию административно-правовые нормы подразделяются в зависимости от субъектов-участников регулируемых общественных отношений на:

нормы, регламентирующие административно-правовой статус граждан;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов исполнительной власти и административно-правовой статус государственных служащих;

нормы, регламентирующие организацию и деятельность органов местного самоуправления, которые осуществляют исполнительные функции (местной администрации) и административно-правовой статус муниципальных служащих;

нормы, регламентирующие отдельные вопросы деятельности судов, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и жалоб на неправомерные действия и решения государственных (муниципальных) органов и должностных лиц;

нормы, регламентирующие административно-правовой статус общественных объединений граждан, отдельные (регулируемые государством) вопросы организации и деятельности негосударственных структур, включая частные.

По пределу действия (кругу лиц) нормы можно разделить на:

общеобязательные, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

внутриаппаратные, адресованные государственным и муниципальным служащим.

По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

общефедеральные, действующие на всей территории России;

нормы субъекта Федерации,действующие на территории одного субъекта РФ;

местные,содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, их должностных лиц и действующие на территории муниципального образования;

межтерриториальные,действующие в нескольких территориальных образованиях.

По объему регулирования административно-правовые нормы можно разделить на:

общие, регулирующие вопросы организации и деятельности во всех отраслях экономики, социально-культурной и административно-политической сферах (например, положения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, которые обязательны для исполнения во всех отраслях и сферах);

межотраслевые, регулирующие вопросы организации и деятельности нескольких отраслей (например, Основы законодательства РФ о культуре регулируют организацию и деятельность всей социально-культурной сферы);

[3]

отраслевые (ведомственные), регулирующие организацию и деятельность одной отрасли (например, положения Инструкции МВД России о применении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации);

локальные, установленные для конкретной организации, предприятия, учреждения.

По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на:

срочные, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

постоянные (бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные, рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных обстоятельств (например, введения особых условий управления).

По уровню обобщенности диспозиции административно-правовые нормы можно разделить на:

[1]

общие, которые регулируют всю совокупность определенных правоотношений;

специальные, которые являются исключениями из общих правил, и, действуя лишь при наличии дополнительных, указанных в ее гипотезе фактов, регулируют отдельные, специфические моменты правоотношений.

Например, статья 20.8 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (общая норма), а статья 20.10 Кодекса – за незаконные изготовление, продажу или передачу пневматического оружия (специальная норма).

Читайте так же:  Сколько действует диагностическая карта техосмотра для страховки

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Административно-правовые нормы могут содержаться в актах других отраслей права, они имеются в международных актах, действующих актах СССР и РСФСР.

Реализация административно-правовых норм представляет собой логический процесс претворения в жизнь государственной воли субъектами в соответствии с требованиями нормы.

В литературе различают несколько форм (способов реализации) норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей, предписаний, содержащихся в норме (например, оплата проезда в транспорте).

Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормой. Отличается от исполнения пассивным поведением субъекта.

Использование состоит в добровольном совершении субъектом предусмотренных нормой действий по реализации субъективных прав в сфере государственного управления. Субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом,например, обжаловать ли действия должностных лиц, нарушающие его права.

Применение состоит в принятии компетентным субъектом власти индивидуального (по конкретному делу) юридически властного решения (акта) на основе действующей нормы.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляющих исполнительные, административные функции. Граждане не имеют полномочий по применению норм административного права. Применение норм права является важнейшей правовой формойдеятельности административной власти, которое часто осуществляется в особом процессуальном порядке. В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, применение возлагаетсяна суды (судей), например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалоб на неправомерные действия и решения государственных органов и их должностных лиц.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основными требованиями правильности применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность.

Законность означает применение компетентными органами государства или должностным лицом административно-правовых норм только в пределах предоставленных полномочий, а также строгое соблюдение процессуального порядка применения нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

Обоснованность означает возможность применения нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в конкретной ситуации достичь цели, ради которой применяется норма.

Понятие административного права

> Одним из главных требований, предъявляемых к качеству управленческих решений, является то, что акт управления

+ должен быть полезен с точки зрения публичных интересов

Должен отражать волеизъявление руководителя органа управления

Должен быть единоначальным

Не должен быть единоначальным

> Одна из важнейших черт государственного управления, выражающая природу взаимоотношений между органами законодательной власти и органами исполнительной власти – это

Распорядительный характер государственного управления

+ исполнительный характер государственного управления

> Денежная эмиссия – это

Сокращение объема денежной массы

+ выпуск в обращение денежных знаков

Вынужденная замена денежных знаков

Одна из разновидностей деноминации

> По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные

Срочные и бессрочные

Общероссийские, территориальные, межтерриториальные, местные

+ материальные и процессуальные

> Определение “Способ замещения государственных должностей, который состоит в оценке профессиональных качеств претендентов на государственную должность, подавших заявления путем самовыдвижения, и избрании из них наиболее квалифицированных” – относится к понятию

Зачисление по контракту

> Власть и подчинение в правоотношении между инспектором ГИБДД и водителем автомобиля

Могут быть как линейными, так и функциональными

> Деление административно-правовых норм на общероссийские, республиканские, территориальные, межтерриториальные, местные и т. д. производится в зависимости от

Предела действия во времени

+ предела действия в пространстве

> Правило поведения, предписываемое административно-правовой нормой (правомочие, обязанность, запрет), содержится в той части структуры нормы, которая называется

> Определение “Установленная нормами административного права возможность реализации индивидуумом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления” относится к понятию

> Основными признаками правового акта управления являются

Официальный характер и двухстороннее волеизъявление

Обязательное наличие в нем норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц

+ издание субъектами исполнительной власти и подзаконность

Индивидуальный, правонаделительный характер акта

> В соответствии со ст.56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения не могут быть ограничены следующие права и свободы граждан РФ:

+ на судебную защиту прав и свобод, получение юридической помощи

На свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища

На участие в управлении делами государства, на свободу массовой информации

На свободу передвижения, на проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций

> Классификация: 1) материальные и 2) процессуальные относится к понятию

Источники административного права

+ Принципы административного права

Административно-правовые нормы и административные правоотношения

> Административное правоотношение, в котором один из субъектов (участников) подчинен другому, называется

> Административное право сформировалось в России в конце ХIХ – начале ХХ в.

Как самостоятельная отрасль права

+ в результате перехода от полицейского права

Вследствие разделения государственного права на конституционное, административное и гражданское право

В результате отделения от муниципального права

> Главным критерием, которому должна удовлетворять вся деятельность исполнительной власти и ее решения, является

Читайте так же:  Привлечение работодателя к административной ответственности

> Научные исследования и изыскания делятся на фундаментальные и прикладные в зависимости от

Субъектов, осуществляющих исследования

Наличия или отсутствия финансирования

> По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на

Письменные, устные, конклюдентные

Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, администраций субъектов РФ и т. д.

+ нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

> Научные исследования и изыскания, направленные на достижение практических результатов, называются

> Часть, элемент административно-правовой нормы, который содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, называется

> Федеративный Договор – это пример

Правового акта управления

Метода управленческого воздействия

> Государственное регулирование (в широком смысле слова) – это

+ деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений

То же, что и государственное управление

Одна из функций государственного управления

Деятельность органов исполнительной власти по осуществлению функций государственного управления

> Государственное регулирование (в узком смысле слова) – это

Деятельность органов законодательной и исполнительной власти по установлению общих правил поведения участников общественных отношений

То же самое, что и государственное управление

+ одна из функций государственного управления

Законодательная деятельность органов представительной власти

> Правовые акты, распространяющие свое действие на определенные общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают, называются

> Фундаментальные научные исследования – это

Научная деятельность, направленная на достижение практических результатов

Научные разработки по вопросам, включенным в перечень приоритетных проблем науки и техники

Научная деятельность, осуществляемая государственными и муниципальными научными учреждениями

+ экспериментальная или теоретическая деятельность в сфере гуманитарных, естественных или технических наук

> Классификация: 1) демократизм; 2) равенство граждан перед законом; 3) федерализм; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5) гуманизм; 6) законность – относится к понятию

Источники административного права

Методы государственного управления

Метод административного права

+ принципы административного права

> Одним из основных законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области торговли, является

Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”

+ Федеральный закон “О защите прав потребителей”

Федеральный закон “Об акционерных обществах”

Федеральный закон “О рекламе”

> Правовые акты управления, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных правил поведения в сфере государственного управления, рассчитанные на длительное применение и распространяющие свое действие на широкий, неопределенный круг лиц, называются

> В основе разграничения актов управления на письменные, устные и конклюдентные лежит

+ форма принятия акта

Объем полномочий субъектов власти

Вид субъекта, принявшего акт

Функциональное назначение акта

> Государственное управление – это

Исполнительно-распорядительная, подзаконная деятельность правоохранительных органов государства в различных сферах общественной жизни

+ исполнительно-распорядительная деятельность государственной администрации, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства

Активная исполнительная деятельность государства в лице компетентных его органов надзора, правосудия, прокуратуры и арбитража по регулированию общественных отношений во всех областях жизни общества

Исполнительная и законодательная деятельность органов государственной администрации и местного самоуправления по регулированию общественных отношений

> Классификация: 1) использование; 2) исполнение; 3) соблюдение; 4) применение – относится к понятию

Методы правового регулирования административного права

Источники административного права

Принципы административного права

+ формы реализации норм административного права

> По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на

Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные

Срочные и бессрочные

Общероссийские, территориальные, межтерриториальные, местные

+ материальные и процессуальные

> Конституция РФ является источником

Государственного (конституционного) права

+ нескольких отраслей права, в том числе и административного

> По своему юридическому содержанию правовые акты управления делятся на

Письменные, устные, конклюдентные

+ нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, администраций субъектов РФ и т. д.

> Примерами правовых форм управления являются:

+ принятие актов исполнительной власти, заключение административных договоров

Организационные действия, материально-технические операции

Разработка программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета

Обработка и распространение информации

> Внутреннее строение административно-правовой нормы, определенный порядок взаимосвязи и взаимообусловленности составных частей, элементов нормы – это ее

> Определение: “Общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти” – относится к понятию

+ предмет административного права

Субъекты административного права

Источники административного права

> Нормы административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории Московского метрополитена, устанавливаются

Видео (кликните для воспроизведения).

Специальными нормативными актами об ответственности за административные правонарушения на транспорте

Источники


  1. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  2. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  3. Теория государства и права (схемы и комментарии). — Москва: Мир, 2000. — 208 c.
  4. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
  5. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Правило поведения предписываемое административно правовой нормой правомочие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here