Правовое регулирование экономической деятельности задачи

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Правовое регулирование экономической деятельности задачи" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности.

Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Эти отношения иногда еще называют горизонтальными, т.е. отношениями, в основе которых лежит юридическое равенство сторон

Гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

— определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

— регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

— регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

— регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

— регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

— установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Участники экономических отношений.

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в произ-водстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Домохозяйства — экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания. Юридические лица — это организации (учреждения, предприятия, объединения лиц), которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Государство — самостоятельная организация, обладающая суверенитетом, специальными механизма-ми управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Оно оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства.

Денежная система РФ.

Денежная система Российской Федерации — это форма организация денежного обращения, закрепленная национальным законодательством. Она состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны.

В рамках денежной системы реализуюся сущность и функции денег во всем разнообразии их форм и видов. Функциями денежной системы являются: Эмиссионная – определение форм и видов законных платежных средств, способов их обеспечения, порядка эмиссии; Регулирующая – регулирование денежной массы в обращении, ее структуры, соответствия потребностям экономики; Контрольная – контроль за соблюдением нормативных основ организации денежного обращения

Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации, согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Виды денег — банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России. Они являются единственным законным средством платежа на территории России, их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ. На территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

За Центральным банком РФ закреплено исключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования кассового обслуживания коммерческих банков и организаций в главных территориальных управлениях банка России, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, также резервные фонды денежных билеты и монет (запасы не выпущенных в обращение билетов и монет)

Таким образом, денежная система России – это типичная современная денежная система с использованием кредитных знаков стоимости, не разменных на золото, регулируемая Центральным банком России посредством экономических нормативов и инструментов денежно-кредитной политики.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Понятие и источники правового регулирования экономических отношений

Правовое регулирование — воздействие права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств.

Правовое регулирование может осуществляться тремя способами:

1. Дозволение — предоставление субъектам возможности совершать определенные действия. Например, согласно Конституции РФ каждый имеет право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

2. Обязывание — возложение на субъектов необходимости совершить определенные действия. Например, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить переданный товар.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий. Например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования.

В научной литературе различают такие виды правового регулирования как:

1. нормативное и индивидуальное правовое регулирование;

[1]

2. государственное и «негосударственное» правовое регулирование;

3. централизованное и децентрализованное правовое регулирование;

4. общее, ведомственное, местное и локальное правовое регулирование.

Нормативное правовое регулирование предполагает регулирование общественных отношений нормами позитивного права. Норму права можно определить как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Нормы права могут быть выражены в различных формах (законах, указах, приказах, постановлениях и т.д.).

Правовое регулирование экономических отношений осуществляется с помощью норм различных отраслей права (административного права, гражданского права, уголовного права, налогового права и т.д.). По мнению Губина Е.П. все рыночные отношения в принципе не могут быть урегулированы с помощью правовых норм, поскольку рынок является все же саморегулируемой системой, предполагающей свободную, активную деятельность субъектов в сфере экономики.

Читайте так же:  Справка об оплате уставного капитала имуществом образец

Источники правового регулирования – внешняя форма выражения норм права. Рассмотрим источники, регулирующие экономическую деятельность.

Выделяют следующие виды источников:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

2) нормативный правовой акт;

3) обычай делового оборота;

4) некоторые ученые выделяют такой источник как локальный акт организации;

Рассмотрим более подробно каждый из названных источников.

I. Одним из видов источников права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.Согласно ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью правовой системы РФ. Более того, согласно той же статье 15 Конституции РФ в случае противоречия между международным договором РФ и нормативными актами РФ приоритет будет отдаваться международному договору. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим при осуществлении хозяйственной деятельности непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

В числе международных документов, регулирующих экономическую деятельность, можно назвать следующие:

— Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

— Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

— ИНКОТЕРМС 2010г. и др.

II. Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации.

1. Конституция РФ обладает на территории Российской Федерации высшей юридической силой. Это означает, что ни один из нижестоящих актов не может противоречить Конституции, в противном случае положения, предусмотренные такими актами, будут признаваться недействительными. В Конституции РФ установлены нормы, которые предусматривают свободу осуществления предпринимательской деятельности, принцип равенства всех форм собственности, принцип ограничения монополистической деятельности и защиты конкуренции.

2. Федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

3. Федеральные законы:

— Гражданский кодекс РФ. 1 часть Гражданского кодекса – «общие положения» — содержит нормы права, определяющие правовое положение физических и юридических лиц, общие положения о сделках, праве собственности, обязательствах и договорах. 2 часть Гражданского кодекса – «отдельные виды обязательств» — содержит нормы, посвященные отдельным видам договоров (купля-продажа, аренда, подряда, оказание услуг и т.п.), а так же обязательствам из причинения вреда и неосновательного обогащения. 3 часть Гражданского кодекса – «наследственное право» и «международное частное право». 4 часть Гражданского кодекса – «права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

— Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. 1 часть Налогового кодекса посвящена общим положения (права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок исчисления и уплаты налога, порядок взыскания налога, порядок осуществления зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, порядок проведения налоговых проверок, а так же нормы об ответственности за нарушение налогового законодательства). 2 часть Налогового кодекса содержит нормы посвященные отдельным видам налогово (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и т.д.).

— Кодекс РФ об административных правонарушениях.

— Уголовный кодекс РФ.

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

[2]

— Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

4. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

5. Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов, Федеральной антимонопольной служба РФ (ФАС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленных статьями 71 — 73 Конституции РФ и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты. Например, муниципальные образования принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

III. Обычай делового оборота.Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе.

Обычаи делового оборота, применяются, если они не противоречат законодательству или договору.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Не очень распространенный источник. Один из немногих примеров связан с морским законодательством. Согласно ст. 130 КТМ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

Читайте так же:  Сроки проведения заочного голосования в многоквартирном доме

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 1765 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Административное право наряду с гражданским, конституционным и уголовным правом является одной из основополагающих отраслей права. Оно связано с таким социальным явлением, как управление.

Административное право можно определить как совокупность правовых норм, с помощью которых государство, регулирует общественные отношения, в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности (в первую очередь, возникающие в связи и по поводу реализации исполнительной власти).

Административно-правовые отношения, прежде всего, связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций органов исполнительной власти. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления экономикой, социальными процессами.

Под административно-правовым регулированием экономических отношений принято понимать осуществление при помощи норм административного права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на экономические отношения.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.);

2) порядка заключения контрактов на производство и поставку продукции для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.);

3) порядка управления государственным имуществом (Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со льготными режимами предпринимательской и инвестиционной деятельности (Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и др.);

5) совместно с нормами экологического права — режима охраны природы и природопользования (Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.) (Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7) порядка осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

8) порядка осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);

9) порядка осуществления лицензирования отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и др.);

11) порядка осуществления инвестиционной деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г. № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е. государственного управления в сфере экономики (постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации и др.);

13) административной ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

| следующая лекция ==>
Нормативные правовые акты как основные источники правового регулирования отношений в сфере экономической деятельности | Проблемы законодательства

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 832 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Частно-правовое регулирование предпринимательской деятельности

Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:

Читайте так же:  Предоставление административного отпуска трудовой кодекс

· определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

· регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства

· регулирование внутренних отношений в коммерческих организациях

· регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право)

· регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право)

· установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

2. Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности –предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы. (Злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д.).

Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:

· установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

· регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности

· регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации

· регулирование в отдельных отраслях экономики, установление единых тарифов и цен на отдельные товары (услуги)

· установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10166 — | 7781 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое регулирование экономической деятельности в Российской Федерации (Николаева Т.А.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

Основываясь на данных положениях ОКВЭД, Ю.А. Дмитриев предлагает понимать под экономической деятельность по созданию общественно полезного продукта . На наш взгляд, данное выше определение относится скорее к экономической науке, чем к праву. Более того, представляется необходимым разработать определение понятия экономической деятельности в рамках именно конституционного права как отрасли, закрепляющей основы экономического строя.
———————————
Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007. С. 56.

Другую точку зрения высказывал Б.А. Страшун, например, понимая под системой экономических отношений отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ . Дополнительным аргументом в пользу признания духовных благ объектом экономической деятельности является гражданское законодательство. Так, ст. 128 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага отнесены к объектам гражданских правоотношений. Таким образом, духовные блага в целом являются объектом и экономической деятельности.
———————————
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1999. Т. 1 — 2: Часть общая. С. 193.

Встречается точка зрения, в соответствии с которой экономическая деятельность и предпринимательская — это синонимы . Это слишком узкое понимание экономической деятельности. В качестве примера широкого понимания экономической деятельности можно привести следующий, когда под экономической деятельностью государства понимается деятельность, которая направлена на удовлетворение общественных интересов (в том числе национальная оборона, социальное обеспечение, ликвидация последствий стихийных бедствий) . Но деятельность государства по ликвидации последствий стихийных бедствий не преследует цели производства, обмена и распределения материальных и духовных благ.
———————————
Напр.: Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. 2008. N 1(19). С. 249; Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Яковлева. СПб., 1998. Часть 1. С. 5; Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2000. С. 79.
Авдеева О.А. О смысле понятий экономическая и предпринимательская деятельность // Закон и практика. 2004. N 6. С. 26.

В литературе встречается позиция, относящая криминальную деятельность к экономической (используется термин «псевдопредпринимательская деятельность») . С точки зрения экономистов, теневая экономика все-таки является частью экономики, пусть и неучтенной (поскольку имеет место производство либо перераспределение материальных благ). С позиции права теневую экономику трудно отнести к экономической деятельности, поскольку она не подчиняется правовому регулированию, в том числе и конституционно-правовому .
———————————
См., напр.: Эминов Е.В. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2000. С. 89 — 91.
См.: Геворкян М.В. Указ. соч.

Удачным следует признать достаточно широкое определение экономической деятельности как совокупности действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. В целом определение экономической деятельности тесно связано с определением самой экономики.

Литература

1. Авдеева О.А. О смысле понятий экономическая и предпринимательская деятельность // Закон и практика. 2004. N 6.
2. Гаджиев Г.А. Экономическая Конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Конституционный вестник. 2008. N 1(19).
3. Геворкян М.В. Понятие экономической деятельности как объекта конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 11. С. 34 — 38.
4. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб., 2000.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1999. Т. 1 — 2: Часть общая.
6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 2007.
7. Крусс В.И. Право на предпринимательскую деятельность — конституционное полномочие личности / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2003.
8. Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России / Под ред. В.Т. Кабышева. Саратов, 2004.
9. Попондопуло В.Ф. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Яковлева. СПб., 1998. Часть 1.
10. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2010.
11. Эминов Е.В. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. Уголовно-правовые и криминологические аспекты. М., 2000.

О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.05.2015

Читайте так же:  Претензия досудебного урегулирования образец по возврату денег

— Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

Отдельные нормы, представляющие для нас интерес, также содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» , Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

Общие положения о правовом регулировании экономической деятельности в Российской Федерации

Экономическая деятельность: понятие и соотношение со смежными категориями

Законодательные и доктринальные подходы к определению понятия «экономическая деятельность»

Право на осуществление экономической деятельности является одним из основных конституционных прав человека и гражданина. Согласно ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Наряду с иными правами и свободами, закрепленными гл. 2 Конституции РФ, данное право является неотчуждаемым, принадлежит каждому от рождения. Свобода экономической деятельности провозглашена и гарантируется ст. 8 Конституции РФ в качестве элемента конституционного статуса государства.

Закрепив право каждого на ведение экономической деятельности, Конституция РФ определила основные принципы ее осуществления. Так, согласно ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Конституционными нормами (ст. 8) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции.

[3]

По мнению Г. А. Гаджиева, «в конституционном праве экономическая свобода — это один из важнейших конституционных принципов, которые в совокупности образуют то, что считается основами конституционного строя. У этого конституционного принципа есть нормативное содержание: различного рода веления, запреты, императивы. Экономическая свобода в праве существует и как принцип, и как норма (ст. 8 Конституции РФ)» [1] .

По справедливому утверждению Е. П. Губина, реализация конституционного положения о принципе свободы экономической деятельности позволит резко продвинуться вперед не только в области экономики, но и во всех иных сферах жизни нашего общества 1 . Как отметил Президент РФ В. В. Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ 3 декабря 2015 г., «именно вот этим — свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства — мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать» [2] [3] .

В основу экономических отношений положены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Будучи конституционным правом, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35 Конституции РФ).

Как указывает Г. Д. Садовникова, экономическая свобода возможна только в условиях охраны и защиты со стороны государства всех форм собственности, в том числе частной. Государство в лице своих органов и должностных лиц обязано защищать наряду с другими формами частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность [4] .

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, конституционное право на свободное осуществление экономической деятельности является одним из базовых положений, лежащих в основе экономического законодательства, соответствующей сферы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также экономического правосудия.

В связи с этим представляется особенно важным определить содержание понятия «экономическая деятельность» и его соотношение со смежными категориями.

Следует отметить, что в законодательстве РФ отсутствует легальное определение экономической деятельности. Однако проведенная «инвентаризация» показывает, что рассматриваемый термин применяется в нормативных правовых актах, в том числе законах, часто и в различных целях.

Так, гл. 22 УК РФ посвящена преступлениям в сфере экономической деятельности. Статья 28 УПК РФ определяет правила прекращения уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Закон о защите конкуренции использует словосочетание «экономическая деятельность» в целях определения понятия «координация экономической деятельности» (ст. 4), а также при введении правил запрета на ее осуществление (ч. 5 ст. 11). За координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ).

Статья 3 НК РФ, определяя основные начала законодательства о налогах и сборах, содержит запрет на установление налогов и сборов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Глава 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящена экономической

деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования, гл. III Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» — основам экономической деятельности в области почтовой связи; гл. II Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» — основам экономической деятельности в области племенного животноводства.

Статья 1 АПК РФ провозглашает, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами. Статья 27 АПК РФ, определяя подведомственность дел, устанавливает, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, вопрос о квалификации деятельности в качестве экономической ставится для определения подведомственности и является предметом рассмотрения различных судов.

Читайте так же:  Обращение в генеральную прокуратуру российской федерации

Так, отменяя вынесенные по делу решение и постановления нижестоящих судов, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 апреля 2013 г. № 14700/12, формирующем практику применения соответствующей правовой нормы, указал: «Товарищество ведет хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение владения и пользования собственниками помещений общим имуществом многоквартирного дома. Таким образом, спор о размерах платы за содержание общего имущества жилого дома, взимаемой с предпринимателя, вытекающий из гражданских правоотношений и влияющий на результаты предпринимательской деятельности как предпринимателя, так и товарищества, непосредственно связан с экономической деятельностью двух хозяйствующих субъектов и, как прямо предусмотрено статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подведомствен арбитражному суду».

Подзаконные нормативные правовые акты также регулируют отношения в сфере экономической деятельности, оперируя данным понятием. Например, постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1358 на 2016 г. установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности на территории РФ.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)’ указано, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудова- [5]

ние, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).

Аналогичные разъяснения содержались в ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Полагаем, что указанная трактовка важна для целей исследования данной монографии.

В отсутствие законодательного определения дефиниция экономической деятельности анализируется и раскрывается в учебной и научной литературе. К примеру, О. М. Олейник указывает, что «экономическая деятельность — один из видов экономической активности человека, форма участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности» [6] .

Согласно позиции Е. П. Губина и П. Г. Лахно «экономическая деятельность — процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление». Для современной экономической деятельности в нашей стране, считают ученые, характерно, что она: 1) вытекает из существования товарного производства, рыночной организации экономики; 2) связана с процессом воспроизводства материальных благ, т. е. носит товарный характер; 3) воплощается в создании (производстве) продукции (товара), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении) [7] .

Белорусские ученые С. С. Вабищев и И. А. Маньковский полагают, что «в самом общем виде экономическая деятельность представляет собой деятельность стоимостного характера, направленную на создание материальных и нематериальных благ» [8] .

С. В. Белых, обобщив высказанные в литературе суждения, пришел к выводу, что «экономическая деятельность — это хозяйственная активность индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ в рамках товарно-денежного обмена, предпосылкой которой являются владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных потребностей» 1 .

Современные исследователи в сфере экономического права предлагают определять экономическую деятельность как перераспределительный процесс достижения эффективности на стадиях производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ (ценностей, ресурсов) [9] [10] .

Полагаем, что в приведенных и иных имеющихся в доктрине дефинициях экономической деятельности нет противоречий, они дополняют друг друга. Нами также неоднократно отмечалось, что экономическую деятельность можно определить как воспроизводственную деятельность, объединяющую такие стадии, как производство, распределение, обмен, потребление [11] . Важно обратить внимание на то, что каждый из составляющих элементов экономической деятельности рассматривается в данном контексте широко. Например, процесс производства связан с созданием материальных благ, включая процессы организации и управления [12] .

При этом мы в целом согласны с А. Я. Курбатовым, который предлагает по наличию признака профессионализма квалифицировать экономическую деятельность на активную (по производству и реализации товаров, работ, услуг) и пассивную (размещение денежных средств в кредитные организации, передача имущества в аренду, в доверительное управление, распоряжение собственным имуществом, в том числе путем внесения в уставные капиталы организаций, и т. п.) [13] .

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем выскажем мнение о том, что доктринальных суждений, подходов, имеющихся в нормативных правовых и судебных актах, явно недостаточно. Назрела необходимость законодательного закрепления рассматриваемого понятия, поскольку квалификация деятельности в качестве экономической влечет за собой наделение субъекта, ее осуществляющего, правами, возложение на него обязанностей, установление правовых механизмов обеспечения и защиты прав, а также иные правовые последствия, анализ которых осуществлен в данной монографии.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.

  2. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  3. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  4. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  5. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Правовое регулирование экономической деятельности задачи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here