При формировании плана графика обоснованию подлежат ответ

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "При формировании плана графика обоснованию подлежат ответ" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 18. Обоснование закупок

Статья 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.

Статья 18. Обоснование закупок

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

2. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

3. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ в часть 5 статьи 18 внесены изменения

5. По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как обосновать закупки в плане закупок и плане-графике

Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования закупки при формировании плана и плана-графика по 44-ФЗ. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.

До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график. Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой.

Если контролер признает закупку необоснованной, контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на сумму от 20 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ч. 4–6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Порядок обоснования закупок

Обоснование осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о контрактной системе. Оно заключается в том, что заказчик доказывает соответствие планируемой процедуры своим потребностям, целям и положениям закона.

Порядок обоснования закупок по 44-ФЗ устанавливается постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В соответствии с ним заказчики должны аргументировать выбор:

— способа определения поставщика;

Для планов и планов-графиков предусмотрены различные формы обоснования закупочных процедур. К примеру, при составлении плана подлежит обоснованию объект закупки.

Оценка обоснованности осуществления закупки проводится органами мониторинга, контроля и аудита. По итогам проверки процедура может быть признана необоснованной. Заказчику это грозит:

— привлечением к административной ответственности.

Обоснование плана закупок по 44-ФЗ

При формировании плана закупок обосновывается соответствие процедуры нормам закона и целям заказчика. Эти документы составляется заказчиками на основе установленных затрат на функционирование учреждений, государственных и иных программ, требований к отдельным товарам, работам и услугам.

В план закупок включают:

— код закупочной процедуры;

— цель закупки в соответствии с нормами статьи 13 Закона о контрактной системе;

— предмет будущего контракта;

— сроки планируемых закупок;

— сведения о процедурах, к которым в силу инновационного характера и технической сложности могут быть допущены не все поставщики;

— информация об общественном обсуждении процедуры.

Планы составляют на срок действия бюджета. Как правило, это 1-3 года. Также в эти документы включает информация о процедурах, которые планируется провести за пределами этого периода. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объекты планируемых закупочных процедур, а именно их соответствие потребностям заказчика, проводимым на государственном или региональном уровне программам и мероприятиям, а также нормам закона.

Как заказчику обосновать закупку в плане закупок

В плане закупок обоснуйте объект закупки. Задача – подтвердить, что заказчик проводит закупку, чтобы реализовать конкретную цель, и продукция отвечает требованиям нормирования.

Чтобы обосновать процедуру в плане закупок, заполните:

— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана закупок.

— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана закупок. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

— В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, заказчик планирует закупку в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» – постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294. В графе 4 укажите наименование программы. Если закупку планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

-В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана закупок.

Как заказчику обосновать закупку в плане-графике

При формировании плана-графика заказчик обосновывает начальную цену контракта, способ закупки, дополнительные требования к участникам. Об этом сказано в части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы обосновать закупку в плане-графике, заполните:

— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

[3]

— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана-графика.

— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 3 формы плана-графика. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Читайте так же:  Управляющая компания заключает договор с ресурсоснабжающей организацией

— В графе 4 поставьте начальную цену контракта, которую прописали в столбце 5 плана-графика.

— В графе 5 укажите метод, которым рассчитывали начальную цену контракта: сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Если не смогли применить ни один из методов, графу 5 оставьте пустой.

— В графе 6 укажите причины, по которым не смогли применить ни один из методов определения и обоснования НМЦК. Например, напишите: «расчет НМЦК на образовательные услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих выполнен согласно постановлению Правительства РФ от 15 января 2014 года № 26». Если заполнили графу 5 формы обоснования закупок, графу 6 оставьте пустой.

— В графе 7 укажите реквизиты коммерческих предложений, локально – сметного расчета, правового акта, на основе которого определили НМЦК. Например, пропишите: «расчет начальной цены контракта на поставку электрической энергии был проведен согласно распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16 декабря 2016 года № 203-Р». Графу 7 не заполняйте, если заполнили графу 6 формы обоснования закупок.

подтвердите, что начальная цена контракта обоснованна. К форме обоснования приложите расчет НМЦК, справочную информацию и документы, на основании которых определили стоимость. Законодатель не уточнил, в какой форме, табличной или текстовой, заказчик должен отразить расчет обоснования НМЦК. Поэтому самостоятельно определите приемлемый для себя вариант, учитывайте требования статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 (письмо Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 года № Д28и-3122).

— В графе 8 укажите способ закупки, который прописали в столбце 24 плана-графика. Название процедуры пропишите так же, как в главе 3 Закона № 44-ФЗ, например, открытый конкурс или запрос предложений.

[1]

— В графе 9 укажите причину, по которой выбрали способ закупки, и ссылку на норму Закона № 44-ФЗ. Например, планируете провести электронный аукцион – как обоснование укажите: «закупаемая продукция включена в аукционный перечень (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р)».

Допустим, планируете закупку лекарств, назначенных пациенту по медицинским показаниям, способом запроса предложений, в обосновании, например, укажите: «заказчик проводит запрос предложений, так как закупаемые лекарственные препараты назначены пациенту по медицинским показаниям. Решение врачебной комиссии № 555 от 17 июля 2017 года, пункт 7 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ» (п. 5 постановления № 555).

— В графе 10 поставьте ссылку на правовой акт, согласно которому установили дополнительные требования к участникам. Если доптребований нет, графу оставьте пустой. Дополнительные требования, которые заказчик вправе предъявить к участникам закупок, Правительство РФ установило в постановлении от 4 февраля 2015 года № 99. Поэтому как на обоснование заказчик вправе сослаться на данный правовой акт. Например, планируете закупку транспортных услуг, которые связаны с выполнением воинских морских перевозок, в графе 10 формы укажите: пункт 3 приложения 1 к постановлению от 4 февраля 2015 года № 99.

Графа 10 формы обоснования соответствует столбцу 28 формы плана-графика.

Обоснование приложите к плану-графику закупок. Срок, в который заказчик должен подготовить обоснование, устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации. Форму обоснования закупок Правительство утвердило в постановлении от 5 июня 2015 года № 555.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Как обосновать соответствие объекта закупки

При проведении тендеров в рамках Закона о контрактной системе заказчик сталкивается с проблемами описания объекта закупки и обоснования его соответствия требованиям 44-ФЗ.

Для начала разберемся с определениями. Объект закупки — это (по 44 ФЗ) товары, работы или услуги, которые приобретает заказчик посредством проведения торгов. Законом установлены правила, по которым его нужно описывать. Описание — это список условий, которым должны отвечать закупаемые товары (работы, услуги). Таким образом, заказчик подробно указывает в документации о тендере все необходимые качественные и технические характеристики товара. Эти сведения он может почерпнуть из общедоступных источников, ГОСТов, коммерческих предложений организаций, которые работают в подходящей сфере деятельности.

Как подтвердить соответствие в плане закупок

Главный нормативный акт в этом вопросе — Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Подтверждение соответствия необходимо в двух случаях:

  • при формировании плана заказов;
  • при составлении плана-графика.

Итак, обоснование соответствия объекта закупки 2019 — что писать? В табличном виде самого плана для этого имеется раздел «Цель закупки». В нем должен быть отражен результат торгов.

Также при обосновании необходимо указать следующую информацию:

  • идентификационный код (в соответствии со ст. 23 ФЗ-44);
  • наименование объекта заказа (он же предмет контракта);
  • если торги планируются в рамках государственной (субъектовой, муниципальной) программы — ссылка на нее;
  • наименование мероприятия указанной выше программы (напомним, что целями Закона № 44 является не только исполнение госпрограмм, но и, например, выполнение полномочий государственных и муниципальных органов);
  • обоснование соответствия объекта программе и, соответственно, программному мероприятию (например, приобретение компьютерной техники будет служить укреплению хозяйственной базы организации);
  • указание на нормативные правовые акты, которые устанавливают требования к отдельным видам товаров (работ или услуг) либо ссылка на отсутствие таковых.

Что подтверждать в плане-графике

Установлены методы определения цены контракта: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный. Если невозможно применить ни один из них, необходимо подтвердить это. Если речь идет о договоре с единственным поставщиком, то следует в столбце № 7 также указать примененный метод и описать его (за исключением тех случаев, когда обоснование не требуется, например, при торгах до 100 000 рублей).

При заполнении раздела дополнительных требований к участникам (столбец № 10) следует обратить внимание на наличие таковых (если законом прямо это предусмотрено, к примеру, такое условие, как наличие опыта работы).

Описание объекта закупки по 44 ФЗ, пример

Допустим, необходимо закупить лампы. Тогда нужно привести подробное описание этих ламп: люминесцентная, цоколь G13, мощность (Вт) 18, световой поток (Лм) не менее 1080, не более 1150, напряжение (В,V): 220, тип трубки/колбы T8, индекс цветопередачи 82+, цветовая температура 6500 (дневной белый), диаметр 26 мм, длина 604 мм.

Обоснование соответствия, пример

К примеру, заказчиком выступает медицинский центр, при этом ему необходимо приобрести посредством торгов карбюратор для автомобиля. При составлении плана госзакупок и плана-графика следует указать, что для поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии необходимо закупить карбюратор в количестве трех единиц.

Другой пример. Образовательному учреждению необходимо приобрести автомобиль. При обосновании нужно сослаться, к примеру, на наличие разрешения проводить уроки вождения.

Обоснование закупок при формировании плана по 44-ФЗ

Согласно статье 18 44-ФЗ все закупки государственных и муниципальных организаций должны быть обоснованы. На стадии формирования плана и план-графика заказчики обязаны привести аргументы в пользу необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг. При нарушении установленных правил оформления такого обоснования заказчик привлекается к ответственности.

Читайте так же:  Порядок выдачи дубликата аттестата о среднем образовании

Что такое обоснование закупок и в какие сроки оно оформляется

Под обоснованием закупки понимается документ, составленный на официальном бланке организации. Он становится неотъемлемой частью плана и план-графика. В этом документе приводятся аргументы, подтверждающие целесообразность выбранного способа приобретения товаров и услуг. Все изменения, которые в последующем будут вноситься в план или план-график должны в обязательном порядке отображаться в обосновании.

Обоснование должно быть сформировано совместно с планом закупок. Конкретные сроки зависят от заказчика:

  • Для государственных организаций федерального значения сроки определяются Правительством России. Документы должны быть оформлены в течение 10 дней с момента выделения бюджетных средств.
  • Заказчикам, которые находятся в ведомстве отдельных субъектов РФ, сроки устанавливает высший исполнительный орган власти региона. Составить план и обоснование необходимо в течение 10 дней с момента визирования плана финансово-хозяйственной деятельности.

Законодательно не устанавливается перечень конкретных аргументов, которыми можно обосновать выбранный способ проведения закупки. Считается, что все их просто невозможно предусмотреть заранее, так как жизненные обстоятельства и экономические условия в стране часто меняются.

Обоснование при формировании плана закупок

Во время составления плана закупок на последующий финансовый период заказчик обязан привести обоснование приобретения каждого товара или услуги. Указывается цель, которую преследует закупка. Возможны следующие варианты: приобретение товаров и услуг для обеспечения реализации государственных и муниципальных программ, исполнение международных обязательств, обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Обоснование составляется в форме таблицы. В нее обязательно должна быть включена следующая информация:

  1. Идентификационный код закупки.
  2. Наименование объекта приобретения.
  3. Наименование программы, в рамках которой проводится закупка.
  4. Аргументы в пользу соответствия объекта закупки требованиям международного договора (при необходимости).
  5. Наименование, дата принятия и номер соответствующего нормативно-правового акта, который устанавливает требования к отдельным видам товаров или услуг.

Необходимость формирования обоснования закупки объясняется стремлением правительства исключить факт приобретения предметов роскоши. С этой же целью вводятся ограничения покупок отдельных видов товаров, по ценам выше установленных.

Обоснование при составлении план-графика

При составлении план-графика заказчик обязан обосновать следующую информацию:

  1. Начальную стоимость контракта. Заказчик приводит методику, при помощи которой производился расчет НМЦК и непосредственно сами подсчеты.
  2. Способ выбора поставщика или подрядчика.
  3. Дополнительные требования, которые выдвигаются к потенциальным поставщикам.

В документе необходимо прописывать идентификационный код закупки, параметры объекта закупки, требования к участникам, дату начала проведения закупочной процедуры, данные о размере обеспечения контракта, а также о банковском сопровождении сделки.

Примеры обоснования закупок

Одним из самых сложных и ответственных считается обоснование приобретения товаров или услуг у единственного поставщика. Среди основных аргументов, которыми можно объяснить выбор этого способа закупки выделяют:

  1. Необходимость срочно получить товар или услугу. При этом придется пояснить, почему именно нет возможности ждать, пока пройдут конкурентные процедуры.
  2. Отсутствие конкуренции. Это актуально для продукции монополий или в ситуации, когда привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно.
  3. Отсутствие интереса к заключению сделки у потенциальных поставщиков.
  4. Проведение выбранным поставщиком распродажи, что дает возможность заказчику получить товары или услуги по ценам ниже минимальных.
  5. Реализация дополнительной закупки.

При формировании обоснования закупки важно помнить, что общий объем товаров и услуг, закупаемых у единственных поставщиков не должен превышать 5% от годового объема или 50 миллионов рублей.

Сложности при составлении обоснования нередко вызывает и приобретение программного обеспечения, иностранного производства. Согласно действующему постановлению правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 государственным и муниципальным учреждениям приказано проводить импортозамещение и при закупках отдавать предпочтение продукции отечественных производителей. Покупка иностранного ПО допускается только в исключительных случаях, когда российских аналогов не существует. При этом заказчику придется обосновать необходимость приобретения именно этих программ. Придется провести следующие мероприятия:

  1. Анализ существующего реестра программ и определить, к какой категории относится необходимое ПО.
  2. Получить информацию из госреестра о наличии российских аналогов.
  3. При обнаружении аналогов провести их анализ на предмет соответствия требуемым характеристикам.

Если подобранные аналоги не удовлетворяют потребностям заказчика, необходимо внести эти сведения в обоснование закупки иностранного ПО. При этом указываются причины невозможности соблюдения требований законодательства об импортозамещении и технические характеристики приобретаемого софта.

Обоснование закупок — важная часть планирования. В ходе регулярного мониторинга и аудита в сфере закупок контролирующие органы проводят проверку всех составленных заказчиком документов. При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение. Заказчик привлекается к административной ответственности в установленном законе порядке.

Обоснование и нормирование закупок

Обоснование закупки представляет собой процесс установления соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, установленным Законом о контрактной системе. Заказчик осуществляет обоснование закупок при формировании плана закупок и плана-графика закупок. Разница состоит в объеме данных, подлежащих обоснованию.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, требований к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельной цены продукции) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат НМ ЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.


Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля. Контроль за соблюдением требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, ФАС России (в сфере оборонного заказа). По результатам мероприятий конкретная закупка может быть признана необоснованной. В случае признания планируемой закупки необоснованной уполномоченные органы выдают предписание об устранении выявленных нарушений и привлекают к административной ответственности виновных лиц (ч. 6 ст. 18 Закона о контрактной системе).

Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Предметом обоснования является выбор объекта и (или) объектов закупки; величина НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик осуществляет обоснование в определенные сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555 установлены также и формы документов, которые необходимо составить заказчику при формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок.

Возможны исключения, когда обоснование осуществляет не заказчик, а иное уполномоченное лицо. В частности, в отношении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), обоснование закупок осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.

Также к особенностям обоснования следует отнести порядок обоснования закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), объем которых лимитирован и в отношении которых установлены предельные значения закупок по объему и пропорции СГОЗ (п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). При планировании указанных закупок обоснованию подлежит их годовой объем.

Читайте так же:  Установление факта признания отцовства после смерти отца

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельной цены продукции) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

В число указанных требований входят требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров, работ, услуг (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона о контрактной системе). Основная цель нормирования состоит в применении ограничений, исключающих закупку продукции, которая имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Система нормативных правовых актов, регулирующих порядок нормирования в сфере закупок, представлена следующим образом.

Состав и структура общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок регламентированы в постановлении Правительства РФ от 18.05.2015 № 476. Этим актом закреплены требования к содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании в сфере закупок, утверждаемых Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и местными администрациями, а также государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами.

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 утверждены общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг). Данным актом установлены структура и содержание требований в форме перечня отдельных видов продукции, в отношении которой устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг. В соответствии с указанными общими правилами формируется так называемый ведомственный перечень видов продукции, подлежащей нормированию.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» устанавливает порядок определения нормативных затрат для обоснования объекта и (или) объектов закупки, включенных в план закупок. Это гак называемые нормативные затраты, которые утверждаются государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в соответствии с требованиями к определению нормативных затрат (постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084), а также вносят изменения в нормативные затраты. В нем, в частности, указано, что общий объем затрат, связанных с закупкой продукции, рассчитанный на основе нормативных затрат, не может превышать объема доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, общие правила нормирования включают требования:

  • • к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок (содержат общие требования к порядку разработки, содержанию актов и обеспечению их исполнения);
  • • отдельным видам продукции (содержат обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства, иные характеристики и их значения);
  • • определению нормативных затрат (содержат виды и состав нормативных затрат).

Указанные выше постановления Правительства РФ составляют общие правила нормирования, в соответствии с которыми государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы утверждают требования к отдельным видам продукции, закупаемой ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными казенными и бюджетными учреждениями. Утверждаемые требования включают в том числе предельные цены товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений. В области нормирования закупок для обеспечения федеральных нужд, в частности, приняты следующие нормативные правовые акты.

  • • Постановление Правительства РФ от 19.05.2015 № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
  • • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927 «Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».
  • • Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений».

Правила нормирования, требования к отдельным видам продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат размещению в ЕИС.

Составляем обоснование соответствия объекта закупки

Что такое объект закупки и как его описать

Объект закупки — в своем роде аналог техническому заданию, от его правильного описания зависит эффективность проведения закупочных процедур. Объект закупки — это по 44-ФЗ фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), которые позволяют идентифицировать его.

Описание объекта госзакупки должно быть предельно объективным и конкретным, чтобы заказчик получил максимальное количество соответствующих предложений и выбрал победителя. В описание необходимо включать все имеющиеся характеристики: функциональные, качественные и технические, а также его эксплуатационные свойства. Запрещено ссылаться на товарные знаки или фирменные наименования и указывать другие требования, которые ограничат количество участников.

[2]

Источниками для формирования описания могут быть:

  1. Ранее исполненные контракты.
  2. Официальные сайты (или иные источники информации) государственных и муниципальных органов.
  3. Нормативные документы, технические нормы, стандарты, регламенты и другие своды правил.
  4. Информация из опубликованных научных статей в журналах и других источниках информации.
  5. Другие источники.

Существуют рекомендации к описанию предмета госзакупки. Они касаются технических и физических показателей, терминологии и условных обозначений, которые используются при описании закупаемых товаров, работ и услуг. Они установлены:

  1. Стандартами, принятыми в соответствии с 162-ФЗ от 29.06.2015 «О стандартизации в Российской Федерации».
  2. Техническими регламентами, принятыми в соответствии с 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».
  3. Иными условиями, связанными с потребностями заказчика.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ, пример

Алгоритм обоснования соответствия объекта в плане

При формировании плана заказов и плана-графика бюджетные учреждения должны привести обоснование заказа. Порядок установлен постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015. Заказчик самостоятельно заполняет графы формы обоснования заказа товаров, работ и услуг.

Форма обоснования выглядит так.

Разберем заполнение формы с обоснованием пошагово.

Ячейка 1. Указывается порядковый номер.

Ячейка 2. Указывается идентификационный код в соответствии с выбранным предметом госзакупки, формируется по правилам ст. 23 44-ФЗ, а также приказа Минэкономразвития России № 422 от 29.06.2015.

Ячейка 3. Указывается наименование предмета заказа. Оно может полностью совпадать с графой «Наименование предмета контракта» из плана-графика.

Ячейка 4. Указывается программа, в рамках которой проводится госзакупка, например, государственная, муниципальная или целевая.

Ячейка 5. Указывается мероприятие программы, в соответствии с четвертой колонкой формы.

Читайте так же:  Регистрационный номер участника военной ипотеки узнать сумму

Ячейка 6. Указывается взаимосвязь госзакупки и мероприятия в рамках исполнения программы, указанной в колонке 4.

Ячейка 7. Указывается наличие нормативных актов, по которым устанавливаются требования по отдельным видам товаров, работ и услуг либо их отсутствие.

Пример обоснования

Частый вопрос, который возникает при необходимости привести обоснование соответствия объекта закупки 2019 — что писать? Заказчик неоднократно задается им при составлении плана заказов и плана-графика. Ответим на этот вопрос с помощью примера.

Столбец 3. Услуги по переводу государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета в электронную форму. Такое же наименование имеет заключаемый контракт по итогам закупки.

Столбец 4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 года № 313.

Столбец 5. В соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 6. Указывается цель или итог закупки в соответствии с программой из столбца 4.

Столбец 7. Указано постановление, в рамках которого проводится закупка.

Статья 18. Обоснование закупок

Статья 18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.

Статья 18. Обоснование закупок

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 октября 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

1. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ часть 2 признана утратившей силу с 1 октября 2019 г.

2. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ часть 3 признана утратившей силу с 1 октября 2019 г.

3. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 1 октября 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

4. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ в часть 5 статьи 18 внесены изменения

5. По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

6. В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля, указанные в пункте 3 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ часть 7 признана утратившей силу с 1 октября 2019 г.

7. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Примеры обоснования закупок по 44-ФЗ и для чего это нужно

Согласно действующему федеральному законодательству о контрактной системе заказчики обязаны при планировании собственных закупок осуществлять их документальное обоснование. Соответствующее Постановление Правительства регламентирует порядок обоснования приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд и форм такого обоснования. О том, как именно должно осуществляться обоснование закупок по 44-ФЗ, мы сегодня и поговорим.

Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?

Обоснование закупки – это официальный документ, являющийся неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.

Осуществляется обоснование закупки Заказчиком на этапе планирования и представляет собой установление соответствия планируемой закупки действительным целям осуществления закупок.

Внимание: При внесении изменений в план или план-график закупок соответствующие изменения должны вноситься и в соответствующие формы обоснования закупок.

Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?

При составлении и формировании плана предполагаемых закупок обоснованию подлежит непосредственно объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели данной закупки. В таблице самого плана содержится колонка под названием «Цель осуществления закупки», в которой и должно указываться мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которое учреждение делает закупку, а также предполагаемый результат проведения данного мероприятия.

Сроки подготовки

Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:

  • Правительством Российской Федерации — для федеральных Заказчиков;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта — для Заказчиков субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией — для муниципальных Заказчиков .

Как написать обоснование закупки по 44-ФЗ: примеры и образцы

Соответствие объекта закупки — что писать?

Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.

При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.

Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование объекта закупки;
  • наименование программы (государственное/субъекта РФ/муниципальной);
  • наименование мероприятия программы;
  • обоснование соответствия объекта закупки мероприятию, полномочиям, функциям и международному договору РФ;
  • полное наименование, дату принятия и номер утвержденных нормативно-правовых актов.

При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование и описание конкретного объекта закупки;
  • дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
  • метод определения подрядчика/исполнителя/поставщика и обоснование выбора;
  • дату начала закупки;
  • сведения о размере предоставляемого обеспечения заявки участника и обеспечения исполнения контракта;
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?

Дату утверждения обоснования закупок необходимо ставить ту же, что и дату утверждения плана закупок.

Важно: Утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Читайте так же:  Что делать если работник отказывается подписывать приказ

При формировании плана закупок

При формировании плана закупок обосновывать необходимо каждый объект закупки, включенный в план. В обосновании Заказчику следует указать цель осуществления закупки: наименование мероприятия, функции, полномочия и реквизиты акта о нормировании или указание на его отсутствие.

Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:

  • обеспечении реализации мероприятий муниципальных и государственных программ;
  • обеспечении исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных программ;
  • обеспечении выполнения иных функций и полномочий органов власти/местного самоуправления.

Скачать форму обоснования закупок при формировании плана можно по ссылке: https://yadi.sk/i/jeX6FNBd3KmfZZ.

Примеры обоснования закупок при формировании плана закупок размещены здесь https://yadi.sk/i/1VymNR9I3KmfeE и здесь https://yadi.sk/i/GW-fTfD03KmffK.

При формировании плана-графика

Согласно действующему законодательству при создании плана-графика обоснованию подлежит начальная/максимальная стоимость контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки.

Скачать форму обоснования для плана-графика можно по адресу https://yadi.sk/i/gUpe7Uc-3KmfjT.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:

  • срочность закупки (необходимо подтверждение нецелесообразности торгов из-за ограниченного количества времени);
  • отсутствие конкуренции (если поставщик является монополистом в данном регионе, а привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно или невозможно);
  • нерентабельность доставки из другого региона (при отсутствии других поставщиков в регионе);
  • отсутствие заинтересованности участников рынка (необходимо документальное подтверждение);
  • распродажа (цены данного поставщика существенно ниже рыночных в течение ограниченного промежутка времени);
  • дополнительная закупка (при необходимости обеспечения полной совместимости ранее купленных товаров с товарами из новой закупки).

Отчет необходимо составить и утвердить до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:

  • цель и необходимость закупки;
  • описание товара и преимуществ поставщика;
  • объяснение причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки;
  • вывод о необходимости закупки у данного поставщика.

При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/s99XVqj83Kmfpk.

Обоснование годового объема

При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.

При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.

Для закупки лабораторного оборудования

С примером обоснования для закупки лабораторного оборудования можно ознакомиться здесь https://yadi.sk/i/mcWePlsk3Kmftv.

Иностранного программного обеспечения

С начала прошлого года в России введены определенные ограничения на закупку иностранного ПО (Постановление Правительства №1236 от 16.11.2015). Иными словами, муниципальные и государственные заказчики должны ограничить закупки программного обеспечения утвержденным перечнем. Приобретение иностранного софта допускается только в случае веского обоснования необходимости его закупки.

Важно: Перед принятием окончательного решения о приобретении иностранного ПО Заказчик должен провести работу с реестром российского программного обеспечения.

Таким образом, Заказчик обязан сначала:

  • изучить реестр и определить к какому классу относится нужное ему ПО;
  • найти на официальном сайте госреестра сведения об имеющемся софте данного класса;
  • при наличии подходящего ПО сверить продукт с требуемыми характеристиками.

Если имеющийся продукт по каким-то причинам не подходит, Заказчику предстоит составить обоснование необходимости приобретения иностранного софта, в котором необходимо указать:

  • причины невозможности соблюдения запрета;
  • класс необходимого программного обеспечения;
  • требования к характеристикам закупаемого ПО, которым не соответствует российский продукт.

Пример обоснования закупки иностранного ПО размещен по ссылке https://yadi.sk/i/BJSspLNT3KmfxX.

ПО Microsoft Office

Пример обоснования закупки Microsoft Office можно найти в этом документе: https://yadi.sk/i/NTWEiiGb3Kmfz4.

Обоснование закупки компьютерной техники

Согласно действующему законодательству, в государственных закупках установлены запреты и ограничения на приобретения иностранных товаров. Иными словами, если товар зарубежного производства не входит в ограничительный или запретный перечень, то заказчик имеет право на его приобретение.

В прошлом году было введено новое ограничение на приобретение отдельных видов радиоэлектронной техники иностранного происхождения, согласно которому заказчик обязан отклонить заявки по радиоэлектронике зарубежного производства, если на конкурс поступило хотя бы две заявки с предложением российских товаров разных производителей. Однако данного рода ограничения не распространяются на товары производства стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Важный момент заключается в том, что в один и тот же контракт заказчик не имеет права включать продукцию, входящую и не входящую в перечень, прилагаемый к постановлению. Также в ходе исполнения контракта заменить товары российского производства и производства Евразийского экономического союза на импортные аналоги нельзя.

Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии

Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.

Важно: По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.

В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают соответствующие предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.

Таким образом, обоснование закупок не обычная формальность, а полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве. Именно поэтому к составлению обоснования необходимо подойти со всей внимательностью и ответственностью.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Видео (кликните для воспроизведения).

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

Источники


  1. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.

  3. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
  5. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
При формировании плана графика обоснованию подлежат ответ
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here