Содержание
Как закрыть ООО без налоговой проверки
Ликвидация ООО – трудный и долгоиграющий процесс, отнимающий много моральных сил и времени. Мало того что он выливается в многоэтапную процедуру, строящуюся на принятии решений, публикацию уведомлений, подготовку документации, так еще и в ходе ликвидации могут вскрыться ранее допущенные ошибки. А это штрафы, нервы, большая вероятность в отказе в выдаче свидетельства о ликвидации.
Поэтому практически каждого руководителя волнует вопрос: как закрыть ООО без налоговой проверки. И в этом есть резон: ликвидация фирмы без проверок – отличная возможность сократить время на проведение процедуры и получить заветную бумажку быстро, без долгих бюрократических церемоний.
Содержание
Чем грозит налоговая проверка при ликвидации ООО
Как показывает практика, многие компании не решаются прекратить свою деятельность из-за выездной налоговой проверки. Причины ликвидации ООО могут быть самыми разными, и невозможность ведения дальнейшего бизнеса из-за сложностей в сфере документооборота одна из них.
Возможно, руководитель не обладает достаточными знаниями в сфере налогового и бухгалтерского учета или у него нет квалифицированного штата юристов. В итоге в процессе своей деятельности он понимает, что дальнейшее развитие бессмысленно.
Вот тут-то его и подстерегает засада: документы-то в любом случае приводить в порядок нужно. Получается, то, что не делалось за время ведения бизнеса, нужно сделать в ограниченный период времени. Спрашивается зачем? А затем, что согласно ст. 100 и 101 Налогового Кодекса РФ налоговая служба осуществляет так называемую выездную ликвидационную проверку. Цель проверки при закрытии ООО – вынесение решения: одобрить ликвидацию или нет. Если в ходе проверки будут найдены несоответствия в документальной базе или ошибки при ведении документооборота, то:
Важно! Не только документальная проверка может ожидать при ликвидации ООО со стороны налоговиков. Проверяющие имеют право проводить личный осмотр помещений проверяемого юридического лица.
Какие полномочия имеются о ИФНС
Налоговые органы наделены весьма обширными полномочиями. Так, они имеют право:
- Осуществлять контроль за тем, как ООО соблюдает законодательные нормы.
- Следить как ООО применяет контрольно-кассовую технику, включая корректность ее регистрации.
- Проверять документы, касающиеся налогообложения с целью выявления не предоставленных в инспекцию деклараций или неуплаченных налогов.
- Взыскивать выявленные недоимки.
- Проводить налоговые проверки как камеральные, так и выездные. К последним относится проверка ООО при ликвидации.
Как проходит проверка ООО при ликвидации
Несмотря на то что на рассмотрении стоит вопрос «как ликвидировать ООО без проверок» знать, что проверяют при ликвидации ООО нужно каждому руководителю. Итак, важные моменты:
- Проверка при ликвидации ООО проводится строго после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, переданного в налоговую службу.
- После изучения переданного документа на предмет наличия кредиторской задолженности и оценки финансового положения ликвидируемого предприятия налоговая инстанция принимает решение о необходимости в выездной проверке.
При положительном решении, которое оформляется в виде уведомления о предстоящей проверке начинается сам процесс проверки ООО при ликвидации по следующей схеме:
- Проведение инвентаризации с целью сверки фактического наличия и указанных в документах денежных средств, активов и прочее.
- Истребование документальной базы, куда входят расходно-доходные, банковские и кассовые операции, первичная документация и прочее.
- Осмотр помещений на предмет соответствия указанного в документах имущества действительности. Осмотр проводится в присутствии понятых лиц.
- Подготовка справки, содержащей результаты проверки по ликвидации ООО и ее сроки.
Три месяца дается работникам налоговой службы, чтобы проанализировать полученную информацию и принять решение о ликвидации ООО. Результат проверки оформляется специальным актом, содержащим все выявленные нарушения или сведения об отсутствии таковых.
Важно! Проверке при ликвидации ООО подвергаются только данные за три предшествующие ей года. В течение тридцати дней можно оспорить постановление налоговиков. Для этого нужно оформить возражение на предоставленный акт и направить его в вышестоящий орган налоговой службы.
И еще важный момент: чтобы закрыть ООО без проверки нужно знать в каких случаях без нее никак не обойтись. Итак, проверка ООО при ликвидации обязательна:
- При получении сведений о ликвидации от иных источников, т. е. руководитель компании не потрудился лично оповестить налоговую инстанцию о предстоящей ликвидации.
- Если в ходе ликвидации в предоставленной бухгалтерской отчетности были выявлены нарушения.
- Если был установлен факт непогашенных долговых обязательств или финансовых нарушений.
По сути, проверка ООО при ликвидации со стороны налоговой службы является одним из этапов закрытия компании (ст. 89 Налогового Кодекса РФ), поэтому она вполне законная и может быть проведена на любых основаниях.
Теперь непосредственно о случаях, при которых ликвидация ООО возможна без проверки налоговой.
Когда возможна ликвидация ООО без проверки
Закрытие ООО без проверок возможно, но только при соблюдении следующих условий:
- Фирма предоставила нулевой баланс.
- В течение длительного периода времени (не менее трех лет) организация не осуществляла свою деятельность, при этом:
- у предприятия нулевой штат наемных служащих;
- нет операций по банковским счетам;
- отсутствуют начисления и выплаты по оплате труда.
- На момент ликвидации общество не имеет дебиторской и кредиторской задолженности.
- У компании нет обязательств перед внебюджетными фондами и бюджетом.
- Компания вела бухучет без ошибок.
- Фирма может предоставить документы, удостоверяющие своевременную сдачу отчетности в налоговые структуры.
Совет! Если хотите ликвидировать ООО без проверок, то подготавливайте своевременно всю документальную базу без ошибок или сразу обратитесь к специализированным компаниям, которые помогут ликвидировать деятельность быстро и без проблем.
Что еще нужно знать
Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.
Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.
Как узнать ликвидирована ли организация по ИНН
В ходе ликвидации ООО его руководителю не терпится узнать, как продвигаются дела. По правилам налоговая служба должна выслать официальное уведомление о ликвидации. Но если проверка затянулась, а узнать о состоянии дел хочется, то можно сделать следующее:
- Зайти на официальный сайт ФНС и по ИНН компании узнать в какой стадии ликвидации она находится.
- Подать в ИФНС запрос и получить выписку ЕГРЮЛ.
- Обратиться на сайт Высшего арбитражного суда если ООО участвует в роли должника в деле о банкротстве.
Более подробно по проверке ликвидирована ли ООО читайте в отдельной статье.
Заключение
Оградить от налоговой проверки при ликвидации ООО смогут только добросовестный учет, корректное ведение документации, своевременная сдача отчетности и уплата всех платежей. Делать это нужно, даже если компания не осуществляет свою деятельность и у нее уже распущен весь штат специалистов. В противном случае о ликвидации ООО без проверок можно только мечтать.
Заказать консультацию
© 2014-2019 «БАУМ-LEX» Ликвидация юридических лиц
Москва, ул. Бакунинская 69с1, БЦ Александрия, оф. 15б
Режим работы: пн-пт с 9.00 до 18.00, сб-вс выходные
Развенчиваем мифы о выездной налоговой проверке
Любой бухгалтер с опаской ждет выездную налоговую проверку (ВНП). При этом он с замиранием сердца слушает рассказы коллег и читает обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились. Но, к сожалению, не все дают правильную информацию, вот и обрастают выездные проверки разными мифами. Мы хотим развеять самые распространенные заблуждения о вероятности проведения ВНП.
МИФ 1. В течение первых 3 лет существования проверка не грозит
Скорее всего, это заблуждение возникло в связи с некорректным толкованием бухгалтерами Закона, защищающего права юрлиц и предпринимателей при проверках их госорганам В этом Законе говорится, что контролирующие органы не вправе проверять организацию или индивидуального предпринимателя (ИП) до истечения 3 лет с момента регистрации, то есть первые 3 года компании и ИП не трогаю Однако многие не обращают внимания на тот факт, что этот Закон не распространяется на налоговый контрол Да и Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно проверок организаций и ИП, работающих менее 3 лет.
К «молодняку» — фирмам, которые существуют меньше 3 лет, — «выездники» приходят лишь в особых случаях
Безусловно, налоговики заинтересованы в доначислениях. А чем меньше проверяемый период, тем меньше у них шансов нарыть достойные нарушения. Однако привлечь внимание может и организация, проработавшая всего год, например, если:
- организация заявила к возмещению из бюджета большую сумму НДС. Обычно налоговики прилагают все усилия, чтобы ничего не возмещать. В такой ситуации первыми начинают работать камеральщики. А уж если они не успели найти оснований для отказа в возмещении, то тогда уже подключается тяжелая артиллерия — «выездники»;
- налоговикам поступил запрос из органов МВД о проведении совместной проверки. Здесь речь идет об организациях, в отношении которых полицейскими проводились оперативные мероприятия, например, в связи с чьей-нибудь жалобой. И в ходе таких мероприятий у них возникло предположение, что организация мухлюет с налогами.
Так что, если вы не возмещаете НДС, да и в отношении других налогов вас можно назвать добросовестным, можно не бояться ВНП.
МИФ 2. Проверка будет, если принято решение о ликвидации
Сообщив в ИФНС о решении прекратить деятельност члены ликвидационной комиссии с трепетом ждут проверяющих. И зря это делают.
На самом деле налоговики не проверяют всех решивших ликвидироваться. Ведь проверяющим в этом случае придется в срок, отведенный для заявления требований кредиторов (чаще всего это 2 месяца не только проверить организацию, но и: написать акт; вынести решение по результатам проверки; дождаться его вступления в силу; выставить требование об уплате налогов. А это не всегда реально. Однако у налоговиков есть установка в связи с ликвидацией проверять:
- крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС);
- организации, в отношении которых у налоговиков есть информация о нарушении налогового законодательства.
В остальных случаях, как правило, налоговики принимают решение о нецелесообразности проведения ВНП ликвидирующейся организации. И даже если это решение согласовывают с УФНС (такая практика существует в некоторых регионах), управление, как правило, поддерживает решение инспекции о том, что проверку проводить не надо.
А вот предпринимателей могут проверить и после регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Ведь по долгам перед бюджетом, возникшим в период ведения предпринимательской деятельности, человек все равно продолжает отвечать. Правда, взыскать доначисления можно только через су При этом ВНП могут провести за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Например, в 2012 г. могут проверить То есть если предприниматель прекратил деятельность в 2008 г., то сейчас его проверить уже нельзя. Но, как правило, налоговики считают, что с большинства предпринимателей много не возьмешь, и поэтому их не трогают.
МИФ 3. Попали в поле зрения УФНС — быть проверке
Это не так. Если у УФНС есть информация о возможных нарушениях организацией налогового законодательства, эти данные направляются в инспекцию, где организация состоит на учете. Налоговики отрабатывают полученную информацию и самостоятельно оценивают целесообразность проведения ВНП. Поэтому, даже если у УФНС и возник интерес к компании, последнее слово все-таки за инспекцией.
Но не стоит путать эту ситуацию с заданием УФНС, где есть четкое указание, когда инспекторы должны выйти на проверку.
МИФ 4. Проверки можно избежать, если вы попали в план ВНП, но сменили ИФНС
Нельзя! Проверка будет обязательно! Если вы были включены в план проверок, то, как только вы подадите заявление о внесении изменений в учредительные документы в связи со сменой адреса, «выездники» вынесут решение о проведении ВНП. При этом они могут еще и привлечь для проверки инспекторов из вашей новой ИФНС. Чаще всего это бывает, когда организация «переезжает» в другой регион.
Если же по каким-то причинам «выездники» из старой ИФНС не успеют вынести это решение до того, как в появится запись о смене адреса, то проверять вас они уже не имеют прав Правда, за то, что проверка не была начата вовремя, инспекторов накажут. Поэтому они могут попробовать вынести решение задним числом, но это достаточно рискованно: если это обнаружится, то речь пойдет уже о фальсификации документов. Скорее всего, пропустившие срок инспекторы будут слезно просить своих коллег из вашей новой инспекции вынести решение и все-таки провести ВНП.
МИФ 5. Проверка гарантирована, если работаешь в убыток
Это не совсем так. Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков. Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика. Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.
МИФ 6. ВНП не будет, если не попадаешь ни в одну из зон риска
Всем известно, что налоговая служба разработала критерии для самостоятельной оценки налоговых риско При этом, если вы не выявили у себя этих рисков, это еще не гарантирует, что «выездники» не придут к вам в гости. Основанием для включения организации в план ВНП могут послужить и задание вышестоящего налогового органа, и информация, полученная из внешних источников, например из других ИФНС или из МВД. А уж организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, включают в план ВНП обязательно даже при отсутствии зон риска и иных оснований.
Наверное, вероятность прихода инспекторов с ВНП потому и обрастает мифами, что никто не знает, когда их ждать. Кого-то они «навещают» каждые 3 года. А кто-то работает 10 лет, но «выездников» ни разу не видел. Если вы относитесь к числу последних, желаем вам и дальше спокойно работать.
Ожидаем выездную проверку: к чему готовиться и как себя обезопасить
У современных выездных проверок есть свои нюансы и отличительные особенности. Налогоплательщику лучше узнать о них заранее, чтобы встретить инспекторов во всеоружии. Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы изучили два документа: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (приведены в письме ФНС России от 25.07.13 № АС-4-2/13622@) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (приведены в письме ФНС России от 17.07.13 № АС-4-2/12837@). Самые интересные с практической точки зрения моменты мы осветили в этой статье.
Что такое предпроверочный анализ
Инспекторы собирают сведения о налогоплательщике задолго до начала выездной проверки. Данные берут из налоговых деклараций, результатов «камералок», а также из любых доступных источников. Это могут быть материалы встречных проверок, информационные ресурсы других ведомств (полиции, таможни, миграционной службы и проч.), и даже рекламные объявления.
Полученную информацию заносят в отчет, который называется «Заключение по результатам предпроверочного анализа». Там приведены значения по всем ключевым параметрам, таким как налоговая нагрузка на доходы, на расходы и на чистую прибыль, сумма убытков, уровень заработной платы и т д.
На основании заключения налоговики делают вывод, где кроются возможные нарушения, и что именно нужно искать в рамках выездной проверки. По сути предпроверочный анализ — это подготовительная работа, которая значительно облегчает и сокращает саму проверку.
Когда к налоговой проверке привлекают полицейских
Если предпроверочный анализ покажет, что налогоплательщик вызывает подозрения, то к участию в выездной проверке пригласят сотрудников органов внутренних дел.
Подозрительными (с точки зрения налоговиков) являются обстоятельства, указывающие, что НДС или акцизы необоснованно предъявлены к возмещению, либо уже возвращены или зачтены.
Также под подозрение попадают предполагаемые налоговые схемы. Ярким примером служит длинная цепочка продавцов и покупателей, в число которых входит одна или несколько фирм-«однодневок». К последним, в числе прочего, относятся компании, зарегистрированные на номинальных учредителей, имеющие номинальных руководителей и т д. И если организация или предприниматель является звеном такой цепочки, то проверять этого налогоплательщика будут не только налоговики, но и полицейские. Заметим, что подобный исход дела можно предотвратить, если заранее навести справки о своих контрагентов (например, при помощи сервиса «Фокус»).
Кроме того, подозрение вызывают факты, свидетельствующие о фиктивном банкротстве компаний и предпринимателей. Наконец, в категорию подозрительных занесут налогоплательщиков, которые, узнав о надвигающейся проверке, в срочном порядке сменили адрес, учредителей или руководителей, начали реорганизацию или ликвидацию. Подобные действия послужат безусловным поводом для привлечения к проверке сотрудников МВД.
Ограничения, которые должны соблюдать контролеры
Начав выездную проверку, инспекторы должны придерживаться определенных ограничений. Некоторые из них прямо не закреплены в Налоговом кодексе, но ФНС приводит их в своих рекомендациях.
Одно из таких ограничений касается решения о проведении проверки. В нем нужно указать предмет — либо проверка по нескольким налогам, либо проверка по всем налогам и сборам. Указывать в качестве предмета отдельные вопросы применения налогового законодательства запрещается. Например, нельзя написать, что предметом проверки является контроль за начислением амортизации основных средств или правильность признания доходов.
Еще одно ограничение установлено для периода, охваченного проверкой. В комментируемых рекомендациях четко сказано, что такой период должен состоять из целого числа налоговых периодов. Другими словами, если проверяется налог, по которому налоговым периодом признается год, инспекторы не могут назначить выездную проверку за квартал, полугодие и т д.
К тому же недопустимо начинать проверку раньше, чем закончится срок представления декларации за последний из проверяемых налоговых периодов. Значит, если налоговики решили проверить налог на прибыль за определенный год, начинать проверку нужно после 28 марта следующего года.
Также есть ограничение для случая, когда инспекторы проводят выездную проверку периода, за который представлена уточненная декларация. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ налоговики вправе это сделать, даже если «уточненка» относится к более раннему периоду, нежели три года, предшествующие началу проверки. Но здесь есть условие: выездная проверка по «уточненке» не должна быть повторной. Если же данный период ранее уже был проверен, то назначать проверку второй раз категорически запрещено.
На практике налоговики зачастую не соблюдают вышеуказанные ограничения. В такой ситуации налогоплательщик может оспорить результаты проверки, и в качестве аргумента привести комментируемые рекомендации. На наш взгляд, у организаций и предпринимателей есть неплохие шансы одержать победу в суде.
Нюансы отдельных мероприятий налогового контроля
В ходе выездной ревизии инспекторы могут назначить различные контрольные мероприятия, такие как вызов свидетеля, осмотр помещения, выемка документов и предметов, экспертиза и проч. Каждое из этих мероприятий имеет свои особенности.
Показания свидетеля
Получить показания свидетеля можно не только в помещении инспекции, но и у него дома. Для этого необходимо предварительно заручиться согласием самого свидетеля, а также родственников, проживающих совместно с ним. К слову, содержание будущего допроса рекомендуется держать в тайне от свидетеля, поскольку, цитируем: «раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике».
Осмотр помещений и территории проводится в случае, когда инспекторы располагают информацией о сокрытии выручки, занижении объемов и расценок строительства, о наличии неучтенных товарно-материальных ценностей, производственных мощностей и проч. При осмотре должны присутствовать не менее двух понятых. Если во время осмотра подозрения проверяющих подтвердятся, они незамедлительно назначат инвентаризацию или выемку. Для этих целей инспекторы мобилизуют дополнительных сотрудников ИФНС, а также технические и транспортные средства.
В отношении выемки документов и предметов существует строгое ограничение: ее нельзя осуществлять в ночное время. Таковым считается период с 22.00 часов до 6.00 часов по местному времени. Это закреплено в статье 5 Уголовно-процессуального кодекса.
Экспертиза
Чаще всего экспертизу назначают, чтобы определить цену товара, основных средств, НМА и сметную стоимость строительства. Помимо этого, экспертов привлекают, чтобы подтвердить или опровергнуть принадлежность товара к однородной группе, установить объем работ или услуг, либо количество произведенной продукции. Наконец, нередко проводят почерковедческую, автороведческую и технико-криминалистическую экспертизу.
Привлекая экспертов, инспекторы обязаны соблюдать одно важное условие. Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым вопросам, а также иным вопросам, познаниями по которым должны обладать сами инспекторы.
Проверки цен по сделкам между взаимозависимыми лицами
Но огромное множество сделок, заключенных между взаимозависимыми лицами, не отвечает критериям контролируемых. Означает ли это, что налоговики не будут проверять цены по таким сделкам? Нет, проверка цен возможна, но проводят ее в рамках обычной выездной ревизии. Об этом говорится в комментируемых рекомендациях.
Особое внимание инспекторы обратят на безвозмездную передачу товаров, работ или услуг, передачу залогодержателю права собственности на предмет залога при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, а также на оплату труда в натуральной форме. Обнаружив подобные операции, работники ИФНС захотят выяснить, соответствует ли сумма, отраженная в налоговом учете, уровню рыночных цен. При проверке будут использовать методы, предназначенные для проверки контролируемых сделок, а именно метод сопоставимых рыночных цен, метод сопоставимой рентабельности и другие (подробно об этом читайте в статье «Как рассчитать рыночные цены по новым правилам»).
Не исключено, что при выездной проверке налоговики обнаружат искусственно созданные условия для вывода сделки из разряда контролируемых. Тогда инспекторы признают сделку контролируемой и сообщат о ней в Федеральную налоговую службу, чтобы та назначила соответствующую проверку.
Что должно быть в акте выездной проверки
Видео (кликните для воспроизведения). |
По окончании выездной проверки инспекторы оформляют акт в соответствии со статьей 101 НК РФ. Существуют четкие правила относительно того, какие нарушения могут быть зафиксированы в акте выездной проверки. Таких нарушений десять:
1) нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
2) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
3) непредставление налоговой декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ);
4) представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);
5) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
6) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);
7) cообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст. 122.1 НК РФ);
8) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
9) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ);
10) нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК РФ).
Другие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки. Ревизоры должны указать их в акте, который составляется в соответствии со статьей 101.4 НК РФ и не имеет отношения к выездному контрольному мероприятию. Это нарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями статьей 125 НК РФ, пунктом 2 статьи 126 НК РФ, статьями 119.1, 128, 129, 129.1, 129.3 и 129.4 НК РФ.
Допрос работника при налоговой проверке
В соответствии с нормами действующего российского законодательства в ходе выездной налоговой проверки инспекторы вправе привлечь работников проверяемой организации для дачи показаний и пояснений. Однако такой допрос не всегда бывает законным, об основных правилах мы расскажем в нашей статье.
Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа. При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).
В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.
Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.
Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.
В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.
Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки. В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.
Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:
- в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
- получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.
Допрос работника, когда проверка приостановлена
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.
В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.
Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях — письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.
Допрос работника, когда проверка окончена
Совсем иначе дело обстоит с допросом работников после окончания налоговой проверки. Данный факт является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Протоколы допроса, полученные таким образом, не могут учитываться инспекторами при вынесении решения по проверке. Такой вывод подтвердили десятки судей в арбитражных округах (постановление ЦО от 03.06.2016 г., ФАС МО от 16.06.2011 г. № Ф05-16135/10, ФАС ДВО от 29.07.2011 г. № Ф03-3493/11 и другие).
Однако из правил существует исключение. Так, если повестка на допрос была направлена работнику еще во время проведения налоговой проверки, считается, что инспекторы фактически выполнили требования налогового законодательства (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В этом случае проведение допроса, даже после окончания проверки, будет являться законным доказательством, поскольку показания были получены после окончания по независимым от инспектора обстоятельствам.
Кроме того, законным будут считаться показания свидетеля, полученные даже после окончания проверки, если налоговый орган отправлял поручение о проведении допроса в иную инспекцию и при этом документ датирован периодом проверки.
Ответственность работника при допросе в инспекции
Статья 128 НК РФ устанавливает:
- неявка работника проверяемой компании либо уклонение его от явки без уважительной причины, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей;
- неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей.
Отказаться от дачи показаний без последствий привлечения к ответственности работник может только в том случае: сославшись на часть 1 статьи 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Инспектор налоговой службы, осуществляющий допрос, еще в самом начале должен предупредить допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, о чем в протоколе допроса делается отметка и удостоверяется подписью свидетеля. Отсутствие такой подписи может стать поводом для признания протокола недействительным.
Право и проблемы права
При проверке налоговой инспекцией хозяйственной деятельности общества с ограниченной ответственностью выяснилось, что один из магазинов, принадлежащих Обществу, закупил крупную партию ликероводочных изделий. В связи с тем, что у Общества не было лицензии на торговлю ликероводочными изделиями, налоговая инспекция объявила совершенную сделку ничтожной и потребовала взыскания всего полученного по сделке в доход государства.
Продавец — ликероводочный комбинат — заявил, что с его стороны никаких нарушений закона допущено не было. Кроме того, в уставе Общества, предъявленном при заключении договора, предусмотрен такой вид деятельности, как торговля ликероводочными изделиями.
Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Нет, правомерны действия налоговой инспекции.
Сделку признать ничтожной может только суд в соответствии со ст. 166 ГК РФ. Общество, осуществляя оптовую закупку алкогольной продукции в соответствии со ст. 11 п. 1 Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» обязано иметь лицензию на оборот алкогольной продукции. Лицензирование деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции введено Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 5-ФЗ
Кроме того, общество обязано было пройти государственную аккредитацию в соответствии с п. 1 ст. 15 указанного Закона и Правила аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493
В соответствии со ст .25 указанного Закона данная алкогольная продукция должна быть изъята у недобросовестного покупателя– Общества ввиду отсутствия у него соответствующей лицензии.
Задача 2
Кладовщик, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, в обеденный перерыв играл на компьютере в другом подразделении и случайно повредил его. Ремонт компьютера обошелся фирме в сумму, значительно превышающую среднемесячный заработок кладовщика. В объяснениях кладовщик указал, что он пришел в обеденный перерыв в вычислительный центр, чтобы подсчитать некоторые показатели ежемесячной отчетности по складу, а затем немного поиграл на компьютере.
Администрация фирмы, приняв объяснение кладовщика, решила взыскать стоимость ремонта компьютера с программиста, обслуживающего эту технику.
Правильно ли поступила администрация?
Может ли кладовщик быть привлечен к полной материальной ответственности?
Как решить данную ситуацию?
Нет, администрация поступила неверно. Так как кладовщик на компьютере не работал, а играл. То есть здесь налицо факт причинения ущерба организации не при исполнении работником своих обязанностей. В соответствии с п. 8 ст. 243 КЗоТ РФ кладовщик как лицо материально ответственное несет ответственность в полном размере .
Администрации следует взыскать с кладовщика стоимость ремонта. Несмотря на то что стоимость ремонта превышает среднемесячный заработок кладовщика, но так как с ним заключен договор о полной материальной ответственности, то в соответствии со ст. 242 КЗоТ РФ он обязан возместить ущерб полностью.
Задача 3.
В связи с производственной необходимостью директор фирмы написал приказ о переводе инженера Ларина и всего технологического отдела, а также бухгалтера на работы по немедленному устранению последствий аварии. Указанные работники отказались от такого перевода, мотивируя тем, что в договоре не обусловлена такая работа.
Правомерны ли действия администрации? Как разрешить данную ситуацию?
РЕШЕНИЕ.
Действия администрации правомерны.
Поясним. Мотивация работников о том, что в договоре не обусловлена такая работа имеет подтверждение в действующем КЗоТе в форме ст. 10: в соответствии с трудовым договором работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а в соответствии с ст. 60 КЗоТ РФ : Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Задача № 8.Основания и порядок регистрации юридического лица
Участники товарищества с ограниченной ответственностью «Дубрава», зарегистрированного в 1992 г., на общем собрании внесли в его устав ряд новых положений и представили измененные учредительные документы на регистрацию. Регистрационная палата отказала в регистрации изменений по мотивам их противоречия законодательству об обществах с ограниченной ответственностью. В заключении юрисконсульта палаты также было отмечено, что участники должны привести учредительные документы ТОО в соответствие с законодательством, в частности, изменить название фирмы, назвав ее «Общество с ограниченной ответственностью».
Участники ТОО не согласились с этим решением и обжаловали действия палаты в суд, указав при этом, что законодательство регулирует правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, а не ТОО. Товарищество было законным образом учреждено, зарегистрировано и существует в качестве юридического лица уже не первый год. До тех пор пока ТОО не реорганизовано в общество, на него не должны распространяться нормы об обществах с ограниченной ответственностью.
Оцените доводы сторон и решите дело.
Задача № 9.Объем правоспособности юридического лица
При проверке деятельности ООО «Ускорение» работниками налоговой службы было установлено, что оно продало на городском рынке несколько тонн арбузов и дынь, в то время как согласно уставу основной целью деятельности ООО было производство строительно-монтажных работ по заказам граждан и организаций. В связи с тем, что торговля овощами как вид деятельности не была указана в уставе ООО, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о признании сделок по продаже арбузов и дынь недействительными и о взыскании с ООО в доход государства сумм, полученных по этим сделкам.
В заседании арбитражного суда представителем ООО было заявлено, что арбузы и дыни были приобретены ранее вместе с необходимым для ООО экскаватором, продавец которого был согласен продать экскаватор только совместно с имеющимися у него овощами. Поскольку овощи в таком количестве были не нужны ООО, оно решило их продать на рынке.
Каким образом определяется объем правоспособности юридического лица? Какие сделки вправе совершать юридическое лицо? Могут ли быть признаны недействительными сделки, не соответствующие его уставу?
Задача № 10. Объем правоспособности юридического лица
Издательство было создано в 1970 году для подготовки к печати и издания непериодических научных изданий. В 1993 году издательство было приватизировано и перерегистрировалось как общество с ограниченной ответственностью.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вправе ли данное издательство заниматься изданием периодических печатных изданий, литературы научного характера? Может ли издательство заниматься также торговой деятельностью? Требуется ли лицензия для занятия данными видами деятельности? (См. гл. 4 ГК, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».)
Задача № 11.Правовое положение структурных подразделений (филиалов) юридических лиц
Источники
Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
-
Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
-
Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.