Применение мер ответственности предусмотренных российским законодательством

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Применение мер ответственности предусмотренных российским законодательством" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Допускается ли законодательством применение мер ответственности за одно и тоже коррупционное правонарушение одновременно к юридическому лицу и физическому лицу?

страница 204/229
Дата 28.06.2019
Размер 7.32 Mb.

    Навигация по данной странице:
  • Применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации за коррупционное правонарушение, к иностранному юридическому лицу
  • Что НЕ является основным принципом Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460
  • Допускается ли законодательством применение мер ответственности за одно и тоже коррупционное правонарушение одновременно к юридическому лицу и физическому лицу?
    • Не допускается
    • Допускается при условии, что юридическое лицо и физическое лицо привлекаются к одному и тому же виду ответственности
    • Допускается при условии, что юридическое лицо и физическое лицо привлекаются к административной ответственности
    1. Применение мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации за коррупционное правонарушение, к иностранному юридическому лицу:
    • Не допускается
    • Допускается в независимости от места совершениякоррупционного правонарушения
    • Допускается в случае совершения коррупционного правонарушения на территории Российской Федерации
    • Допускается в случае, если руководителем иностранного юридического лица является гражданин Российской Федерации
    1. Что НЕ является основным принципом Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460?
    • Признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации
    • Стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
    • Выделение бюджетных средств на организацию профилактики коррупционных правонарушений
    • Уделение основного внимания уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления

    Административная ответственность

    Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

    Административная ответственность –это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственного – властного характера за совершенное административное правонарушение.

    Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

    В Общей части Кодекса определенны субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т.д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

    Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

    · основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    · субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

    · административное наказание является мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

    Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального право, предоставленного физическому лицу;

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

    · административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями; комиссиями по делам несовершенно летних и защите их структурными подразделениями и территориальными органами; административными комиссиями; иными государственными органами.

    Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

    · административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

    · применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

    · меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т.е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание – административное правонарушение и мера – административное наказание.

    Виды административных наказаний:

    1. Предупреждение – меры административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносятся в письменной форме.

    2. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

    1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее – минимальный размер оплаты труда);

    2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

    3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда – для граждан, для должностных лиц – пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц – одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

    1. Возмездное изъятие – мера административного нарушения, состоящая в принудительном изъятии предмета. который являлся орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие охотничьего оружия. боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяется к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    2. Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения. Например, ст. 14.10 КоАП за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Конфискация РФ, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    3. Лишение специальных прав (права управления транспортным средством, права охоты и т.д.) – применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Лишение права управления транспортными средствами не применяется к инвалидам, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

    Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уставном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

    Лишение специального права в виде охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

    Читайте так же:  Субъекты рф участвующие в программе переселения соотечественников

    4. Административный арест – применяется за правонарушение, близкие к преступлениям, либо за повторные грубые административные правонарушения. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ст. 3.9 КоАП).

    Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к а) беременным женщинам; б) женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; в) лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; д) инвалидам I и II групп.

    Административный арест назначается судьей.

    5. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства.

    6. Дисквалификация – заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

    Особую область представляет административная ответственность организаций.Организации признаются субъектами нарушений, влекущих административную ответственность, если ими не соблюдаются нормы земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, нарушаются требования государственных стандартов в области строительства, санитарных норм и т.д. основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности или на право торговли сроком до трех месяцев.

    Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность вступать в административно-правовые отношения, т.е. иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ст. 17 Конституции РФ), но некоторые, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти.

    Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести в соответствии с ними ответственность.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Особенности применения мер ответственности к юридическому лицу в публичном праве: проблемы теории и правоприменительной практики (Смирнов Н.Н.)

    Дата размещения статьи: 19.05.2015

    Рассматривая отдельно меры ответственности в отношении организаций, мы, таким образом, уделяем особое внимание отдельным аспектам ретроспективной ответственности. Ретроспективный характер мер ответственности позволит всесторонне рассмотреть сущность ответственности юридического лица как особого субъекта правоотношения. В связи с этим А.И. Кожевников, исследуя правовую характеристику субъектов юридической ответственности, пишет: «Останавливаясь на юридических обязанностях субъекта ретроспективной юридической ответственности, следует сразу же отметить, что на нем, безусловно, лежит как определяющая его правовое положение обязанность понести бремя предусмотренных санкцией нарушенной правовой нормы неблагоприятных последствий, то есть непосредственная юридическая ответственность. Неблагоприятные последствия правонарушения выражаются, прежде всего, в ограничениях прав, свобод и законных интересов правонарушителя» .
    ———————————
    Кожевников А.И. Субъекты юридической ответственности: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 55 — 56.

    Таким образом, вышеизложенный анализ законодательства, юридической доктрины и правоприменительной практики свидетельствует, что в публичном праве главной целью мер ответственности является наказание конкретного виновного физического лица, а не разнородного коллектива, пусть и объединенного общей правоспособностью. Тем самым в сфере публичного права ответственность в первую очередь должны нести граждане, совершившие правонарушение. Наказание исключительно организации не столь эффективно, поскольку юридическое лицо рассматривается лишь как средство (инструмент) совершения правонарушения.

    [2]

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., испр. и доп. М.: НОРМА, 2009. С. 214.
    2. Кожевников А.И. Субъекты юридической ответственности: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 55 — 56.
    3. Максимов И.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 224.
    4. Смирнов Н.Н., Толмачев А.А. Привлечение юридического лица к налоговой и административной ответственности: проблемы установления вины в судебно-арбитражной практике // Налоги. 2011. N 5. С. 5 — 10.
    5. Смирнов Н.Н. Воля юридического лица в аспекте его противоправного поведения: проблемы теории и судебно-арбитражной практики // Юрист. 2012. N 1. С. 11 — 15.
    6. Смирнов Н.Н. Противоправное поведение юридического лица и физических лиц: проблемы квалификации и разграничения // Российский судья. 2012. N 9. С. 30 — 33.
    7. Шишкин А.Г. Меры юридической ответственности: Дис. . канд. юрид. наук. Ульяновск, 2009. С. 61.

    Меры административной ответственности

    Читайте также:

    1. IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ РЫБООХРАНЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ВИНОВНЫХ В НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ
    2. S: Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения
    3. Административная ответственность за нарушение Антимонопольного зак-ва. Освобождение от ответственности.
    4. Административная ответственность и ее отличия от других видов юридической ответственности
    5. Административная ответственность как вид юридической ответственности: понятие, признаки и основания возникновения
    6. Административное правонарушение как основание административной ответственности
    7. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его отграничение от преступления и дисциплинарного проступка.
    8. Административной ответственности юридических лиц.
    9. Актуальные проблемы административной науки.
    10. Аргументы в пользу социальной ответственности
    11. Б.1 Вопросы ответственности
    12. Билет 15. Юридическая ответственность: понятие, основания и условия наступления. Виды юридической ответственности.

    МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Административная ответственность — разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение[7].

    В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

    — административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

    — основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    — субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

    — за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

    — административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи);

    — административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

    — применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

    — меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

    Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

    Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

    Читайте так же:  Узнать кадастровую стоимость по адресу онлайн бесплатно

    Основными видами административных наказаний являются:

    — возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

    — конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

    — лишение специального права, предоставленного гражданину;

    — административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

    Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

    В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:

    — меры административного предупреждения;

    — меры административного пресечения;

    — меры административной ответственности;

    — меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

    [1]

    Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

    Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

    — установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

    — принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

    — меры противопожарной безопасности;

    — технический осмотр транспортных средств и ряд других.

    Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

    Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок[8]1. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

    Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

    Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

    В частности, к ним относятся:

    — меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

    — меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

    — меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

    — меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

    — меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

    — меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

    — меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП РФ за совершение административных правонарушений.

    Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами:

    — меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

    — меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность;

    — реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания;

    — меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

    Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 7316 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    10.3. Пресечение и применение мер ответственности за злоупотреб­ления доминирующим положением

    В отношении данного вопроса Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ было дано разъяснение. Оно содержится в постановлении Пленума от 30 июня 2008 г. № 30: «Согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о защите конкуренции в целях получения предварительного согласия антимонопольного органа в слу­чаях, названных в статьях 27—29 Закона, в антимонопольный орган в качестве заявителя обращается одно из лиц, заинтересованных в совершении соответ­ствующих сделок, иных действий. На основании ч. 2 ст. 34 Закона о защите конкуренции сделки, указанные в ст. 28 и 29 Закона и совершенные без полу­чения предварительного согласия антимонопольного органа, признаются не­действительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения. Срок исковой давности по требованию о признании указанной сделки недей­ствительной в силу п. 2 ст. 181 ГК РФ составляет один год и начинает течь со дня, когда антимонопольный орган узнал или должен был узнать о соверше­нии сделки с нарушением антимонопольного законодательства» (п. 16).

    Читайте так же:  Ограничение регистрационных действий на автомобиль гибдд

    Также в целях обеспечения антимонопольного контроля за эко­номической концентрацией, в целях обеспечения порядка предос­тавления ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган за нарушения такого порядка, устанавливается административная от­ветственность по КоАП РФ. Статья 19.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление ходатайств, уведомлений (заявле­ний), сведений (информации), в частности, в федеральный антимо­нопольный орган, его территориальные органы. Согласно ч. 3 данной статьи непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимоно­польным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс.

    По некоторым вопросам применения ч. 3 ст. 19.8 содержатся разъяснения и указания в том же постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 30:

    «Частью 3 ст. 19.8 КоАП РФ установлена ответственность за непредставле­ние в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган хо­датайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Россий­ской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недосто­верные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи хода­тайств. Указанный состав правонарушения является формальным, для приме­нения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий. Арбитражным судам следует учитывать, что если ни одним из лиц, заинтересованных в совершении сделок, предусмотренных статьями 28 и 29 Закона о защите конкуренции, ходатайство о получении предварительного согласия на их совершение не представлено, к администра­тивной ответственности за это может быть привлечено не любое заинтересо­ванное лицо, о котором упоминает п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, а лишь лицо, приоб­ретающее акции (доли), права и/или имущество и отвечающее определенным в ч. 1 ст. 28 Закона условиям, или лицо, приобретающее акции (доли), активы финансовой организации или права в отношении финансовой организации и отвечающее условиям, изложенным в ч. 1 ст. 29 Закона» (п. 17).

    Административная ответственность за нарушение порядка согла­сования с антимонопольным органом сделок и действий, устанавли­вается также в ч. 4 и 5 ст. 19.8 КоАП РФ:

    непредставление в федеральный антимонопольный орган, его террито­риальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законо­дательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержа­щих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 800 до 1 тыс. 200 руб.; на должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. 500 руб.; на юридических лиц — от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

    Часть 5 ст. 19.8 устанавливает административную ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его тер­риториальный орган сведений (информации), предусмотренных ан­тимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию ука­занных органов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонополь­ный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных све­дений (информации).

    Нарушение данной нормы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. 500 до 2 тыс. 500 рублей; на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

    Также административная ответственность предусмотрена за не­исполнение предписаний, выданных антимонопольным органом в процессе контроля экономической концентрации. Она наступает на общих основаниях, как за неисполнение и любого другого предпи­сания, выдаваемого антимонопольным органом. Ответственность за неисполнение таких предписаний предусмотрена ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществ­ляющего государственный надзор (контроль)».

    Особая форма публичной ответственности хозяйствующего субъ­екта в виде принудительной реорганизации виновного хозяйствую­щего субъекта предусмотрена антимонопольным законодательством в случае систематического осуществления монополистической дея­тельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляю­щей деятельность, приносящую ей доход.

    Систематическое осуществление монополистической деятельно­сти — это осуществление хозяйствующим субъектом монополисти­ческой деятельности, выявленное в установленном Законом о защи­те конкуренции порядке более двух раз в течение трех лет (п. 11 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

    Вопросы применения этой санкции, случаи и порядок ее примене­ния, а также субъекты, в отношении которых применяется данная ме­ра, определены в ст. 38 Закона о защите конкуренции — принудитель­ное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, прино­сящую им доход. Согласно данной статье в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доми­нирующее положение коммерческой организацией, а также неком­мерческой организацией, осуществляющей деятельность, принося­щую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согла­сованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе при­нять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организа­ций. Созданные в результате принудительного разделения организа­ции не могут входить в одну группу лиц. Решение суда о принудитель­ном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих ор­ганизаций принимается в целях развития конкуренции, если выпол­няются в совокупности следующие условия (ч. 2 ст. 38 Закона о защи­те конкуренции):

    — существует возможность обособления структурных подразделений ком­мерческой организации;

    — отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30% и менее общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняе­мых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразде­лениями этой коммерческой организации);

    — существует возможность самостоятельной деятельности на соответст­вующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реор­ганизации.

    Как установлено в ч. 3 ст. 38, решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отноше­нии некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотрен­ных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

    За злоупотребления доминирующим положением предусмотрены и иные санкции. Если в процессе рассмотрения дела о нарушении ан­тимонопольного законодательства в действиях хозяйствующего субъ­екта, злоупотребляющего своим доминирующим положением, обна­ружен состав административного правонарушения, то параллельно с процедурой рассмотрения дела о нарушении антимонопольного зако­нодательства антимонопольный орган возбуждает также администра­тивное дело по КоАП РФ и применяет соответствующие меры ответ­ственности.

    Такая ответственность предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ: совер­шение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотребле­нием доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет на­ложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц от У100 до 15 /100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, ус­луги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 1 /50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реали­зации всех товаров (работ, услуг). Согласно примечанию к данной статье для целей применения настоящей главы под выручкой от реа­лизации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Статья 248 НК РФ определяет порядок определения доходов и классификацию доходов, ст. 249 НК РФ регламентирует доходы от реализации.

    Читайте так же:  Увольнение по соглашению сторон при ликвидации предприятия

    Вопросы обжалования решений и предписаний, а также администра­тивных актов антимонопольного органа о применении административ­ной ответственности по КоАП РФ за злоупотребления доминирую­щим положением, а также вопросы судебного принудительного ис­полнения этих решений, предписаний, актов регламентируются на общих основаниях в соответствии с антимонопольным и процессу­альным законодательством.

    В случае, если в процессе рассмотрения антимонопольным орга­ном дел о нарушениях антимонопольного законодательства в форме злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган приходит к выводу о наличии в составе такого нарушения при­знаков уголовного преступления, материалы дела направляются в правоохранительные органы в установленном порядке для принятия соответствующих мер реагирования.

    Уголовная ответственность за злоупотребление доминирующим по­ложением предусмотрена ст. 178 УК РФ, устанавливающей уголов­ную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции:

    [3]

    Пресечение и применение мер юридической ответственности за злоупотребление доминирующим положением может быть реализо­вано и непосредственно судом.

    Например, если потерпевшее лицо, например, хозяйствующий субъект или потребитель, обратилось в суд, гражданский или арбитражный, с иском о возмещении ущерба или принуждению к заключению положенного договора, или с иными требованиями к лицу, злоупотребляющему своим доминирую­щим положением в форме установления монопольных цен, отказа от заклю­чения договоров, в нарушение запретов, установленных антимонопольным законодательством, и т.д., то в этих случаях суд может пресечь злоупотребле­ния, понудив, например, к заключению таких договоров, к совершению иных действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного зако­нодательства, а также суд может реализовать гражданскую ответственность в отношении виновного лица, взыскав в пользу потерпевшего сумму понесен­ного ущерба виновными действиями лица, злоупотребляющего своим доми­нирующим положением, которые к такому ущербу привели.

    Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное наруше­ние антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен за­щищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого на­рушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контр­агенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

    Виды юридической ответственности по российскому законодательству

    Виды юридической ответственности Юридическая ответственность – сложное понятие, рассматриваемое в нескольких аспектах:

    1)юридическая ответственность наступает за правонарушения (правовая аксиома);

    2)юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности, т. е. люди несут ответственность за действия, в зависимости от которых и наступает ответственность (например, за преступление против веры наступает религиозная ответственность; за аморальный поступок – моральная ответственность и т. д.).

    Юридическая ответственность отличается тем, что наступает только за правонарушения.

    Классификация юридической ответственности:

    1.Органы, возлагающие юридическую ответственность:

    а)органы государственной власти;

    б)органы государственного управления (чаще всего – административная);

    в)судебные и другие юрисдикционные органы.

    2.Одним из видов юридической ответственности, целиком и полностью зависящим от цели, которую преследует санкция нормы, устанавливающей ответственность, является конституционноправовая ответственность – основной вид юридической ответственности власти перед народом.

    Конституционноправовую ответственность можно определить как установленный нормами конституционного права особый вид юридической ответственности, представляющий собой ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти. Отличительной чертой этого вида юридической ответственности является ее политический характер.

    Специальные признаки конституционноправовой ответственности:

    —особый субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти);

    —предметом защиты посредством конституционноправовой ответственности выступает надлежащий порядок осуществления публичной власти;

    нормативноправовое регулирование конституционноправовой ответственности осуществляется исключительно нормами конституционного права. Эта ответственность предусмотрена Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации и другими источниками конституционного

    Целью этого вида ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционноправового законодательства, предупреждение (превенция) посягательств на порядок осуществления публичной власти.

    3. Карательная юридическая ответственность, имеющая целью общую и частную превенцию правонарушений:

    а) уголовная ответственность (юридическая ответственность за преступления), которая применяется за правонарушения, имеющие наибольшую общественную опасность, и отличается наиболее жесткой по форме и содержанию карой, начиная с высоких штрафов и кончая лишением свободы на длительные сроки и применением исключительной меры наказания в виде смертной казни.

    Особенность юридической ответственности этого вида состоит в относительно определенном характере ее санкций, которые устанавливают высший и низший пределы наказания, а также в специфическом способе определения деяний, подпадающих под действие этого вида ответственности (под данный вид юридической ответственности подпадают деяния, состав которых определен Уголовным кодексом Российской Федерации);

    б) административная ответственность (юридическая ответственность за проступки), особенности которой заключаются в следующем:

    1)меньшая общественная опасность административного проступка по сравнению с уголовно наказуемым преступлением, которая выражается в менее жесткой каре, предусмотренной санкциями норм административного права;

    2)реализуется гораздо более широким кругом правоохранительных органов: судьями (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации17;

    3) реализация более широким кругом органов и должностных лиц обусловлена тем, что вынесение решений об административной ответственно сти конкретного лица происходит в более Iоперативном порядке, нежели решение об уголовной ответственности. В большинстве случаев размер кары в виде штрафа устанавливается на месте совершения административного правонарушения. Лишь в отдельных случаях (при совершении более опасного правонарушения, а также если виновное лицо оспаривает применяемое к нему наказание) составляется протокол и дело рассматривается в административном или судебном порядке. В этом случае процессуальные права виновного лица защищены законом в большей степени и у него появляется больше возможностей отстаивать свою правовую позицию:

    а) предупреждение (применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также в отношении лиц, которые впервые совершили проступок. Предупреждение налагается путем издания письменного постановления);

    б) штраф (в настоящее время определяется, как правило, пропорционально месячному размеру оплаты труда);

    в) возмездное изъятие (применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения правонарушения. Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии предмета, его продаже через торговую организацию и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Например, такое взыскание может быть наложено на гражданина, имеющего разрешение компетентных органов на владение и пользование охотничьим ружьем, но нарушающего правила его хранения);

    Читайте так же:  Солидарная ответственность по долгам за коммунальные услуги

    г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или непосредственным объектом правонарушения (состоит в безвозмездном изъятии этого предмета в собственность государства в качестве наказания за правонарушение. Например, нарушение правил рыболовства может повлечь за собой конфискацию пойманной рыбы, сетей и других орудий, принадлежащих браконьеру);

    д) лишение специальных прав, предоставленных компетентными органами гражданину (лишение данных прав применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами (управление автомобилем в состоянии опьянения);

    е) административный арест (применяется в исключительных случаях за совершение проступков, приближающихся по степени опасности к преступлениям (например, за мелкое хулиганство).

    ж) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу вРФ за пределы России, а в некоторых слу|чаях – в контролируемом самостоятельном выезде).

    з) дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом и др.);

    в) дисциплинарная ответственность (применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины, например, за нарушение внутреннего трудового распорядка, исполнительской дисциплины), которая наступает за проступки, совершаемые виновными лицами в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей. Взыскания за эти проступки накладывают начальствующие лица учреждений.

    Дисциплинарные проступки влекут за собой следующие санкции:

    в) строгий выговор20;

    д) предупреждение о неполном служебном соответствии22;

    е) понижение в классном чине23;

    ж) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»24;

    з) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»25 и др.

    4, Правовосстановительная юридическая ответственность (направлена на устранение вреда, нанесенного правам и законным интересам участников правовых отношений), заключающаяся в восстановлении нарушенных прав или в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Этот вид ответственности установлен нормами гражданского и гражданскопроцессуального законодательства.

    Гражданскоправовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т. е. за совершение гражданскоправового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.

    Меры гражданскоправовой ответственности: опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; возмещение убытков; обращение в доход государства; уплата неустойки (штрафа, пени); признание сделки недействительной; лишение имущества, неправомерно оказавшегося во владении; принудительное устранение препятствий в осуществлении гражданских прав; возмещение упущенной выгоды и т. д.

    5. Юридическая ответственность является также разновидностью государственного принуждения (психическим, физическим, имущественным и организационным воздействием властных государственных органов и должностных лиц на адресата права с целью содействия им в выполнении предписаний юридической ответственности и контроль за этим процессом).

    Меры государственного принуждения:

    1)меры предупреждения (проверка документов, проверка багажа и т. д.);

    а) привод и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, не повлёкшее юридической ответственности;

    б) изъятие имущества;

    в) административное задержание;

    г) принудительный раздел общественной собственности;

    д) взыскание ошибочно выплаченных сумм.

    81. Понятие и соотношение законности и правопорядка.

    Законность и правопорядок

    Законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

    Законность – это сфера свободного волеизъявления субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. Другими словами, это свобода, определяемая объективными условиями общественного развития, мера которой получает выражение в законе.

    Правопорядок – есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений. Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка: в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей; в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права; интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства; государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов; граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения. В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.

    Правопорядок и общественный порядок, их соотношение

    Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

    Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Структура правопорядка – это единство и одновременное деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

    Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм не правовых обычаев, традиций и ритуалов.

    В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственноправовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются иными средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

    Понятие «право» уже понятия «общественный порядок», так как право закрепляет лишь те общественные отношения, которые способствуют функционированию общества как целого. Все иные социальные связи остаются вне юридического воздействия и правопорядком не охватываются.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.

    2. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.

    3. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
    4. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
    5. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
    Применение мер ответственности предусмотренных российским законодательством
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here