Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

С целью стимулирования установки приборов учета коммунальных ресурсов с 1 января 2015 года будут применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги

Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 1 января по 30 июня 2015 года — 1,1;

с 1 июля по 31 декабря 2015 года — 1,2;

с 1 января по 30 июня 2016 года — 1,4;

[1]

с 1 июля по 31 декабря 2016 года — 1,5;

с 2017 года — 1,6.

При этом к обязанности исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, отнесено направление средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Также предусмотрено, что исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и/или органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Кроме того, установлено право, а не обязанность потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета

МосОблЕИРЦ извещает абонентов об изменении порядка начислений платы за жилищно-коммунальные услуги. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» предусмотрено применение повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг для тех помещений, которые не оборудованы коллективными или индивидуальными приборами учета, при том, что техническая возможность для установки таких приборов имеется. С 2017 года этот коэффициент составляет 1,5.

Средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, направляются управляющими и ресурсоснабжающими организациями на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

«Безусловно, введение повышающего коэффициента – это еще один стимул установить приборы учета, — говорит управляющий директор ООО «МосОблЕИРЦ». – Суммы к оплате за воду и электричество, как правило, существенно снижаются, если граждане оплачивают услуги не по нормативам и тарифам, а по реально потребленным объемам».

Повышающий коэффициент применяется только после составления актов обследования многоквартирных домов на предмет технической возможности установки приборов учета. Форма и порядок заполнения актов утверждены Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 №627.

04.10.2016 | Анализ ответов Минстроя

Как ранее было обещано, АКАТО публикует анализ писем Минстроя, содержащих разъяснения вопросов применения ПП РФ от 29.06.2016 N603. В настоящей статье проводится анализ ответов Минстроя на запросы АКАТО от 08.08.2016 и от 11.08.2016.

В рамках настоящей публикации используются сокращения:
Правила 354 — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354;
Правила 124 — Правила обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 N124;
КУ — коммунальная услуга, коммунальные услуги;
ИКУ — исполнитель коммунальных услуг;
РСО — ресурсоснабжающая организация;
ГВС — горячее водоснабжение;
ОДН — общедомовые нужды;
МКД — многоквартирный дом;
ОПУ — общедомовой прибор учета.

Если резюмировать, то в запросе АКАТО от 11.08.2016 ставились следующие вопросы:
1. При расчете платы за какие коммунальные услуги применяются повышающие коэффициенты?
2. Почему при расчете стоимости ГВС повышающий коэффициент применяется только к стоимости одного компонента (теплоноситель) и не применяется к стоимости второго (тепло)?
3. Применяются ли повышающие коэффициенты при расчете стоимости КУ на ОДН?
4. Почему в противоречие с ЖК РФ Правила 354 и Правила 124 содержат норму о применении повышающего коэффициента при расчете стоимости отопления?
5. Какова правовая природа/целевое назначение средств от применения повышающих коэффициентов? Если для ИКУ такое назначение установлено подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил 354, то для РСО таких норм нет — означает ли такое положение вещей обязанность РСО передавать исполнителю средства от применения повышающих коэффициентов?

Ответ Минстроя на указанный запрос содержит неконкретные расплывчатые формулировки и заданные вопросы по существу не разъясняет. Минстрой называет повышающие коэффициенты «повышающими коэффициентами к нормативам потребления», и это обстоятельство важно отметить не только в связи с тем, что действующее законодательство не содержит применяемого Минстроем термина, но и по причине наличия принципиальной разницы между «повышающим коэффициентом к нормативу» и «повышающим коэффициентом», применяемым при расчете платы.

В чем эта разница?

Необходимо отметить, что до вступления в силу ПП РФ от 29.06.2016 N603 повышающие коэффициенты применялись именно к нормативам потребления коммунальных услуг, тем самым увеличивая объем потребления. А поскольку размер платы за коммунальный ресурс, подлежащий оплате в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО), равен произведению установленного тарифа на объем потребленного ресурса (либо определенный по приборам учета, либо по нормативам потребления), «повышенный норматив» (норматив с применением повышающего коэффициента) мог учитываться в объеме поставленного РСО коммунального ресурса. Теперь же повышающий коэффициент применяется при расчете размера платы, то есть средства от применения повышающего коэффициента не могут учитываться в объеме коммунального ресурса. И если для исполнителя коммунальных услуг эти средства имеют целевой характер (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил 354), то для РСО, по стойкому убеждению автора настоящей статьи, средства от применения повышающего коэффициента являются ничем иным, как неосновательным обогащением.

На запрос АКАТО от 08.08.2016 Минстрой попросту не ответил, сославшись на некие разъяснения на официальном сайте Минстроя (без указания реквизитов документа, которым даны разъяснения). После дополнительных уточнений удалось выяснить, что такими разъяснениями Минстрой считает свое письмо от 02.09.2016 N28483-АЧ/04, которое будет проанализировано в одной из следующих публикаций на сайте АКАТО.

Повышающий коэффициент: как не допустить повышения платы за ЖКУ?

Все чаще управляющие компании принимают решение о применении повышающего коэффициента при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги для жителей Московской области. Во избежание повышения суммы ежемесячных платежей МосОблЕИРЦ разъясняет порядок применения повышающего коэффициента и напоминает о том, что установка и правильная эксплуатация индивидуальных приборов учета позволяет оплачивать только фактически потребленные ресурсы.

Если жилое помещение не оборудовано приборами учета, если показания приборов не передаются, если счетчики вышли за срок межповерочного интервала, а также если управляющую компанию два и более раз не допустили в жилое помещение для проверки состояния прибора учета, плата за услуги рассчитывается по нормативам потребления. Учитывается количество фактически зарегистрированных/проживающих граждан, а в случае отсутствия сведений о зарегистрированных/проживающих гражданах — количество собственников жилого помещения.

Читайте так же:  Структура нормы права гипотеза диспозиция санкция примеры

Согласно законодательству, плата за коммунальные ресурсы может рассчитываться с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления. Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года N 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

Коэффициент составляет 1,5 к нормативу потребления. Таким образом, ежемесячная сумма начислений для жилых помещений, где начисления и расчеты за коммунальные услуги производятся на основании нормативов, а не по фактическому потреблению, может возрасти.

В ноябре 2018 года МосОблЕИРЦ выпустил единые платежные документы, в формат которых постановлением Правительства Московской области от 12.09.2018 №625/32 были внесены изменения. Теперь в квитанциях появятся столбцы «размер повышающего коэффициента» и «размер превышения платы, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, над размером платы». Информация по повышающему коэффициенту вынесена отдельно для того, чтобы плательщик мог видеть разницу между платой за ЖКУ с применением коэффициента и без такового.

МосОблЕИРЦ рекомендует уточнить сроки поверки индивидуальных приборов учета, а также, при их отсутствии — принять во внимание данную информацию и установить прибор учета в жилом помещении.

Для тех помещений, где не имеется технических условий для установки приборов учета, повышающий коэффициент не применяется. В этом случае жителям необходимо предоставить в расчетный центр акт об отсутствии технической возможности установки приборов учета.

Узнать, когда истекает срок эксплуатации и межповерочный интервал счетчика, можно в паспорте прибора учета, в личном кабинете клиента на сайте МосОблЕИРЦ, при обращении в клиентский офис расчетного центра либо у завода-изготовителя оборудования. Кроме того, информация о дате плановой поверки может быть указана в верхней части единого платежного документа, в графе бланка для передачи показаний.

Для корректного формирования платежных документов МосОблЕИРЦ рекомендует передавать показания приборов учета электроэнергии с 15 по 26 число ежемесячно. Сроки приема показаний приборов учета воды можно посмотреть на сайте МосОблЕИРЦ в разделе «передать показания».

Передать показания индивидуальных приборов учета можно в офисах МосОблЕИРЦ, в личном кабинете и по телефонам контактного центра 8 495 374 51 61, 8 496 245 15 99.

Как УК отразить в учете применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг

С 1 января 2015 года действуют повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг. Вступили в силу положения постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 и постановления Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1380.

Новые положения вызывают немало вопросов. В этой рекомендации вы найдете ответы на следующие из них:

Как применять повышающие коэффициенты

Нормативы потребления коммунального ресурса с учетом повышающего коэффициента утверждают региональные власти. Власти некоторых регионов уже утвердили повышенные нормативы (см., например, постановление правительства Хабаровского края от 9 июня 2015 г. № 130-пр, постановление Департамента по тарифам Приморского края от 26 июня 2013 г. № 39/20, приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 25 января 2016 г. № 6, приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 г. № 45 и т. д.).

Если в регионе утвердили повышенные нормативы, то бухгалтер принимает их к расчету, а если нет – то плату рассчитывает по базовым нормативам. Однако есть и исключения.

Бухгалтер управляющей компании самостоятельно умножает базовый норматив на повышающий коэффициент в следующих случаях:

  • закончился срок расчета коммунальной платы исходя из среднемесячного потребления, и плату нужно считать по повышенным нормативам. А по среднемесячному расходу плату считали по причине того, что счетчик вышел из строя (утрачен, закончен срок его эксплуатации) либо потребитель не подавал показания счетчиков;
  • жилец два и более раза не пустил исполнителя в квартиру для проверки состояния и показаний счетчика, а исполнитель этот факт оформил актом;
  • на доме отсутствует общедомовый прибор учета, хотя технически установить его возможно.

То есть это случаи, перечисленные в пунктах 60, 60(1) и 60(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Обращаем внимание, что если плату за отопление вы рассчитываете по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, и по нормативам, которые действовали на 30 июня 2012 года, повышенные нормативы не применяются.

Такие выводы следуют из Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, пункта 3 Правил и приложения 1 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 и письма Минстроя России от 18 марта 2015 г. № 7288-АЧ/04.

О том, в каких случаях надо применять нормативы с учетом повышающих коэффициентов, читайте в рекомендациях:

Что делать с разницей

Когда бухгалтер рассчитывает плату за коммунальную услугу с использованием норматива с учетом повышающего коэффициента, то может возникать разница. Происходит это потому, что с собственников жилья взимается сумма с учетом коэффициента, а услуги ресурсоснабжающей компании оплачивают в меньшем размере без применения повышающих коэффициентов. Как поступать с этими разницами?

Эти суммы управляющая компания обязана направить на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Именно так написано в подпункте «у» (1) пункта 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Конкретный перечень работ, которые управляющая компания должна выполнить, диктуют ей поставщики коммунальных ресурсов. На федеральном уровне утвержден лишь примерный, рекомендуемый перечень. А региональные власти вправе утвердить свой, дополняющий его.

Так, к мероприятиям по повышению энергосбережения и энергетической эффективности, в частности, относят:

  • промывку и восстановление изоляции трубопроводов отопительной системы;
  • замену исчерпавшего срок службы оборудования (отопительного, системы водоснабжения и газоснабжения);
  • установку приборов учета электроэнергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения.

Такой порядок следует из пунктов 5, 10 и 11 статьи 12 Закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, Перечня, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 июля 2010 г. № 338.

Все эти виды работ законодатель выделяет в отдельную категорию – «мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности». И эти работы управляющая компания выполняет в рамках своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Об этом прямо говорит подпункт «ж» пункта 10 и подпункт «и» пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

А это значит, что суммы в виде разницы от применения повышающих коэффициентов получают в составе платы за коммунальную услугу, а расходуют на другое – содержание общего имущества в многоквартирном доме. Причем с ограничением по использованию: только на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Бухучет

В бухучете операции, связанные с получением от жильцов и расходованием сумм, предназначенных для мероприятий по энергосбережению, отражайте в следующем порядке.

Читайте так же:  Увольнение последним рабочим днем месяца расчет компенсации

Выручку от реализации коммунальных услуг отразите в обычном порядке , в полной сумме (т. е. вместе с разницей из-за повышающих коэффициентов):

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации коммунальной услуги.

Себестоимость коммунальной услуги списывайте в сумме согласно счету ресурсоснабжающей организации:

Дебет 90-2 Кредит 20
– списана себестоимость коммунальной услуги.

При получении платы за коммунальные услуги сделайте проводку:

Дебет 51 Кредит 62
– получена от потребителей плата за коммунальные услуги.

Выполнив какие-либо работы по энергосбережению, отразите списание их себестоимости:

Дебет 90-2 Кредит 20
– списана себестоимость работ по энергосбережению.

Такой порядок следует из Инструкции к Плану счетов.

ОСНО

Средства, полученные от жильцов в виде разницы, которая образовалась из-за применения повышающих коэффициентов, с точки зрения налогового законодательства целевыми не являются (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому заплатить налог на прибыль с них придется. Объясним почему.

[2]

Такие суммы были начислены и получены как плата за коммунальные услуги. И тот факт, что управляющая компания может их расходовать только на строго определенные цели , не позволяет квалифицировать эти суммы в налоговом учете как целевые поступления (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому при расчете налога на прибыль доход в виде разницы отдельно не учитывайте, а признайте его в составе платы за коммунальные услуги . Расходы учтите в том же порядке, как и расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома .

Ситуация: должна ли управляющая компания начислять НДС на разницу, которая возникла из-за применения нормативов потребления коммунального ресурса с учетом повышающих коэффициентов ?

Да, должна, причем по расчетной ставке. Так в своих частных разъяснениях говорят специалисты Минфина России.

По общему правилу реализация управляющей компанией коммунальных услуг жильцам НДС не облагается (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако не облагается лишь тогда, когда управляющая компания реализует коммунальные услуги по той же стоимости, по которой приобрела их у ресурсоснабжающей организации. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 5 марта 2013 г. № 03-007-14/6462.

А что в таком случае понимать под стоимостью приобретения? В частных разъяснениях специалисты финансового ведомства говорят, что это общая сумма счета ресурсоснабжающей организации, а не цена единицы коммунального ресурса.

Выходит, что на разницу, которая образовалась из-за применения нормативов с учетом повышающих коэффициентов и которая остается у управляющей компании, нужно начислить НДС.

Налог начислите по расчетной ставке 18/118. Ведь тарифы для населения региональные власти утверждают уже с учетом НДС. А когда реализуют имущество, которое приобретено с учетом налога, НДС начисляют по расчетной ставке. Более того, в такой ситуации управляющая компания вообще не вправе начислять налог поверх тарифа.

Такой вывод следует из пунктов 3 и 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 72.

УСН

По общему правилу при расчете единого налога в доходах не учитывают суммы, полученные как целевое финансирование (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Однако средства, полученные от жильцов в виде разницы, которая образовалась из-за применения повышающих коэффициентов, с точки зрения налогового законодательства целевыми не являются (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Поэтому учесть их в доходах нужно. Объясним почему.

Такие суммы управляющая компания начисляет и получает как плату за коммунальные услуги. И тот факт, что их расход ограничен только строго определенными целями , не позволяет квалифицировать эти суммы в налоговом учете как целевые поступления (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому при расчете единого налога и независимо от объекта налогообложения доход в виде разницы отдельно не учитывайте, а признайте в доходах в составе платы за коммунальные услуги .

Управляющие компании на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» могут учесть еще и расходы, связанные с энергосбережением. Порядок для этого тот же, что и для расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома . Поскольку именно в рамках этих мероприятий управляющая компания выполняет работы по энергосбережению.

Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета

Какими бы законодательными документами не поддерживалась деятельность ЖКХ, спорных моментов всегда появляется очень много. В этой ситуации возникает вопрос: что является причиной неразберихи? Незнание законов? Несоблюдение прав человека? А может простое недопонимание?

Особенно животрепещущим является вопрос начисления платы за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом. Такой порядок начисления с недавних пор существует при отсутствии в доме или квартирах счетчиков на воду, свет, газ и тепло. Давайте посмотрим, какие трудности возникают в этой сфере.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета в 2016 году

Уже ни для кого не секрет, что, имея счетчик на подачу разных ресурсов, мы можем заметно экономить на оплате коммунальных услуг. Коэффициенты повышения суммы оплаты используются только для тех граждан, у кого приборы учета до сих пор не установлены, хотя и имеются все технические возможности.

Согласно законодательству нашей страны, оплата за услуги рассчитывается исходя из количества потребленных услуг. Они регулируются приборами учета (ст.157 Жилищного Кодекса РФ). Если жильцы не имеют таких приборов, им начисление за услуги будет производиться в соответствии с установленными государством нормативами.

Нормативы потребления воды на человека без счетчика.

О порядке перерасчета платы за коммунальные услуги читайте тут.

С 2015 года для тех граждан, в домах или квартирах которых не установлены счетчики, произошли существенные изменения в начислении оплаты за предоставленные услуги. Теперь коммунальщики будут учитывать увеличивающий коэффициент. Он устанавливается согласно нормативам потребления коммунальных услуг.

Владельцам частных домов и квартир в многоэтажках было выдвинуто требование об установке приборов, считывающих показания потребления различных коммунальных услуг и ресурсов. Такие счетчики на начало 2015 года должны были быть введены в эксплуатацию у всех потребителей ресурсов.

Кроме этого, управляющие компании многоквартирных домов были обязаны обеспечить здания общедомовыми счетчиками, которые ведут учет потребления света, воды и тепла. Также счетчиками нужно было обеспечить коммунальные квартиры.

Требования по установке приборов учета распространяются на все здания, за исключением тех, которые находятся в аварийном состоянии. Во время обследования состояний этих домов коммунальная комиссия должна составить акт о невозможности установки индивидуального или общедомового счетчика по техническим причинам.

На данный момент в нашей стране в сфере ЖКХ действуют определенные нормативы потребления коммунальных услуг. При этом не имеет значения, как они были рассчитаны. Сегодня повышающие коэффициенты имеют следующие показатели:

  • с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года – 1,1;
  • с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года – 1,2;
  • с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года – 1,4;
  • с 1 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.
Читайте так же:  Основной целью деятельности образовательной организации является
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходя из данных показателей можно сделать вывод, что нормативы потребления коммунальных услуг будут постоянно увеличиваться. Изменения будут происходить раз в полгода. Наглядно это можно объяснить следующим примером.

Если в январе 2015 года жильцы, не имеющие своего счетчика, платили за услуги на 10 % больше, чем в конце 2014 года, то с начала 2017 года разница будет составлять уже 60 %. Стоит отметить, что эта цифра будет очень ощутима для карманов граждан.

Несмотря на различные законные требования об установке приборов учета в домах, граждане продолжают отодвигать решение вопроса в дальний угол. Оплату они проводят по общепринятому нормативу. А норматив напрямую зависит от количества жильцов, прописанных на данной жилой площади. Хотя часто бывает так, что платят за двоих, а на самом деле в квартире проживает намного больше жильцов.

А чем больше людей, тем больше они потребляют света и воды.

Государство и коммунальные службы, вводя увеличивающий коэффициент, рассчитывали на сознательность граждан, на их умение экономить. Таким образом ЖКХ хотели подтолкнуть жильцов к необходимости установки индивидуальных и общедомовых счетчиков.

[3]

Ведь при самых простых расчетах можно наглядно увидеть, что установка прибора учета поможет сэкономить до 50% средств самих жильцов. Кроме этого происходит значительная экономия ресурсов. Но, к сожалению, схема не сработала так, как планировалось

Применение повышающих коэффициентов к нормативам на коммунальные услуги

Идея с повышающим коэффициентом возникла у хозяйственников достаточно давно. Первые упоминания о нем появились в нашем законодательстве еще в 2011 году.

Когда вышло постановление о правилах предоставления коммунальных услуг, уже тогда одним из дополнительных пунктов была рекомендация направлять те средства, которые можно получить как разницу по оплате с применением повышающего коэффициента, на различные мероприятия по сбережению энергии и улучшению энергоэффективности.

Позже, в 2013 году, предложение о начислении оплаты за потребленные услуги с повышающим коэффициентом было официально закреплено в Постановлении Правительства России (№ 344). Кроме изменений в предоставлении коммунальных услуг, были установлены и их нормативы потребления (Правила 306).

Именно в соответствии с Правилами 306 органы государственной власти регионов должны рассчитывать размер коэффициента и утверждать нормативы потребления различных коммунальных ресурсов.

Нормативы с повышающим коэффициентом рассчитываются для жильцов тех домов, которые по всем техническим показателям могут установить в своих домах или квартирах приборы учета, но сознательно не делают этого. Для тех домов и квартир, где счетчики не могут быть установлены по технической причине, устанавливаются отдельные нормативы.

Таким образом мы видим, что для жильцов, которые по техническим причинам не могут установить счетчик, норматив не будет увеличиваться. От жителей данных домов установка счетчика не зависит, они не виноваты в сложившейся ситуации.

А так как введение повышающего коэффициента рассматривалось как стимул для другой категории жильцов, то на первых он не распространяется. Повышающий коэффициент можно считать необходимым условием для выполнения Федерального закона об энергосбережении и энергоэффективности (№ 261 – ФЗ).

Рассмотрев Правила 306 и 354 можно сделать вывод, что изменения по коммунальным платежам вступили в силу еще в 2013 году, но граждане до сих пор стараются их обойти любыми путями. Да и субъекты РФ по какой-то причине не рассчитали повышающие коэффициенты и не установили нормативы. Что послужило тому причиной? Может пробелы в нашем законодательстве, может безответственность чиновников, а, может быть, тому виною политика.

Сложнее всех в этой ситуации было коммунальным службам. Они как бы знают о наличии законодательных документов о повышающем коэффициенте, а чиновники не рассчитывают нормативы. Граждане бездумно расходуют ресурсы, проводя заниженные оплаты, а применить к ним наказание коммунальщики не могут.

Но не все чиновники долго думали, а принялись начислять оплату с повышающим коэффициентом по неправильной схеме, просто умножая существующий норматив на повышающий коэффициент. Понятно, что полученные результаты не соответствовали действительности.

Глядя на такую ситуацию, граждане стали писать жалобы на коммунальщиков и их завышенные нормативы и коэффициенты. На что было получен разъяснительный ответ Минстроя России (№ 7288 – ач /04), касающийся вопросов, которые возникают у граждан по поводу начисления оплаты за услуги с применением повышающего коэффициента.

Так, в письме доходчиво говорилось о том, какие органы имеют право устанавливать нормативы потребления услуг. Ими, согласно законодательству, являются органы государственной власти регионов. То есть, те расчеты, которые производились ранее, не являются правильными и правомерными. Так как они производились коммунальными службами, а не органами власти.

Согласно Правилам 354, применение повышающего коэффициента было законно только в тех случаях, когда касалось начислений за услуги потребителю, имеющему прибор учета, но на момент расчета нормативов с повышающим коэффициентом, он сломался или закончился срок его эксплуатации.

Так же могла возникнуть ситуация, когда гражданин забыл сообщить показания счетчика или ИКУ не попали в дом для проверки прибора, а срок начисления по среднемесячным показаниям закончился. Поэтому расчеты и велись по нормативу.

Между Правилами 306 и Правилами 354 возникло определенное противоречие. Цели их применения немного отличались и мешали друг другу, при этом вводя в недопонимание коммунальщиков.

Исходя из всего вышеуказанного, из-за той неразберихи, которая возникла по данному вопросу, в 2015 году были внесены соответствующие изменения в ЖК РФ (№ 176 – ФЗ). Данные изменения вступили в силу с момента публикации закона (30.06.2015 г.).

В соответствии с этим законом, гражданам, которые имеют все технические возможности для установки прибора учета в своих домах или квартирах, но не произвели установку, рассчитывается плата за коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента к установленному нормативу по оплате полученных коммунальных услуг и ресурсов (часть 1 ст. 157 ЖК РФ).

Опубликование данного закона дает коммунальным организациям, предоставляющим разные виды услуг гражданам, при расчете оплаты за них применять коэффициент повышения на установленные нормативы.

Сейчас нет необходимости в нормативном правовом акте государственных органов власти субъекта РФ. Правилами 306 обозначен определенный коэффициент. Именно на него умножается общий норматив ресурса для получения реальной суммы по оплате предоставленных услуг.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета на воду, электроэнергию и газ, а также расчет оплаты без счетчиков

С января 2015 плата за водопотребление должна производится по показаниям специальных измерительных устройств. Несмотря на обязательность их установки, некоторые потребители до сих пор обходятся без таких приборов. Для всех лиц, не поставивших в своих квартирах счетчики, введен повышающий коэффициент. Что это такое и как он применяется при плате за жилищно-коммунальные услуги, расскажем далее.

Что такое повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета

В связи с последними изменениями статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Читайте так же:  Увольнение совместителя по собственному желанию отработка

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

Порядок применения повышающего коэффициента

По жилищному законодательству коэффициент применяется для исчисления платежей за воду и электроэнергию лицами, не установившими счетчики. Он используется и тогда, когда приборы для учета потребления ресурсов есть, но находятся в неисправном состоянии.

Применять указанные повышенные ставки придется и тем, кто не поменял счетчик вовремя. По закону, к примеру, приборы учета холодной воды рекомендуется менять через 6 лет, а горячей – через 4 года. Устройство может прослужить и дольше (плюс/минус несколько лет), но максимальный срок службы не превышает 12 лет.

Плата за воду без счетчика в 2019 году: постановление правительства

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ расчет оплаты за коммунальные услуги производится исходя из объема потребленных ресурсов. Этот объем определяется по показаниям счетчиков самим потребителем. При их отсутствии платежи рассчитываются исходя из установленных норм.

Нормы утверждаются региональными властями в порядке, установленном Правительством РФ. Этот порядок устанавливается Постановлением Прав-ва РФ 23.05.2006 N 306. согласно его положениям власти субъектов устанавливают нормативы для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.

Для каждой из указанных услуг ЖКХ устанавливаются свои показатели. При их расчете учитываются технические характеристики жилых помещений.

Для воды, к примеру, средняя норма потребления в месяц составляет:

  • для ХВС — 6,935 кубометров на человека;
  • для ГВС — 4,75 кубометров на человека.

Помимо указанных норм для расчетов оплаты за ЖКУ нужно знать тариф. Ставки для внесения платежей в каждом регионе устанавливаются свои. К примеру, в столице нашей страны, Москве, действуют следующие цены:

  • за питьевую воду — 35,40 руб. за куб.;
  • за электричество — 5,38 руб./кВтч.;
  • за горячую воду — 180,55 руб. за куб.

Помимо тарифа и норматива при исчислении платежа в квартирах без прибора учета используется повышенный коэффициент.

Таким образом, потребителям, не использующим счетчики, придется вносить платежи по формуле:

Сумма оплаты = кол-во жильцов * норматив * тариф * коэффициент.

Как рассчитать повышающий коэффициент

Рассчитывать повышенный коэффициент потребителям самостоятельно не нужно! Он является фиксированным и утверждается Правительством РФ. С 2017 года и по состоянию на 2019-й, начисление платежей осуществляется с превышением в полтора раза (1,5).

Платить за потребленные ресурсы без учета коэффициента можно только в строго оговоренных законом случаях. Его размер указывается организацией ЖКХ в платежке. При этом он прописывается отдельно от нормативного объема потребленных услуг.

На холодную и горячую воду

Размер коэффициентов при расчете платежей на холодную, горячую воду составляет также 1.5. Данный показатель не меняется в зависимости от вида коммунальной услуги или региона ее предоставления. Это значит, что он единый по всей стране.

На электроэнергию

При расчетах за электроэнергию ситуация такая же, как и с водопотреблением. Если счетчики установлены, то коэффициент не применяется. А при отсутствии устройства для учета объема ЖКУ счета оплачиваются с его учетом.

Как не платить повышающий коэффициент

Обязанность начисления повышающих коэффициентов предусмотрена законодательно. Поэтому правомерно не использовать его в расчетах можно только в определенных случаях. Избежать применения коэффициента можно тогда, когда счетчик по техническим причинам установлен быть не может.

Правда, основанием для его неприменения не могут служить просто слова потребителя. Для его отмены требуется проведение проверки и составление специального акта о невозможности установки приборов, производящих измерение учет потребленных ресурсов. ⇐

Когда отсутствие счетчиков выгодно

Многие потребители благодаря счетчикам снизили свои расходы на ЖКУ. Экономные семьи фактически используют воды или электричества меньше, чем положено по норме. Поэтому применение приборов учета дли них, действительно, выгодно.

Но далеко не во всех случаях счетчики помогают экономить. Представим ситуацию, когда на жилплощади прописано два человека, а реально проживает пять. Тогда при наличии счетчиков объем потребленных ресурсов будет выше, чем предусмотрено нормативом. Вносить квартплату без показаний счетчика в такой ситуации выгоднее.

Будет ли отменен повышающий коэффициент на воду

Потребители постоянно выражают недовольство размером платы за жилищно-коммунальные услуги. Поэтому многие ждут, когда же понизят тарифы, отменят повышенные коэффициенты или введут понижающие.

Следует отметить, что первоначально эти коэффициенты предусматривались не только для воды и электроэнергии, но и отопления. Позднее внесенными изменениями повышенные платежи за отопление были отменены.

Что касается коэффициентов на воду и электричество, то разговоры об их отмене постоянно ведутся. Неоднократно возникали законодательные инициативы по внесению таких изменений. Но закон, отменяющий повышенные коэффициенты до настоящего времени не принят.

Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-ОО/04 О порядке применения повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальных услуг

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо Региональной энергетической комиссии — Департамента Цен и тарифов Краснодарского края от 22 марта 2017 г. № 57-1810/17-13 (вх. Минстроя России от 27 марта 2017 г. № 28463/МС) по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).

Читайте так же:  Продление срока временного пребывания иностранного гражданина

В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 № 124 (далее — Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.

Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.

Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергией осуществляться не может.

Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:

— предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);

— 2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);

— хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);

— обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятий.

И.о. заместителя директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.А. Олейникова

Обзор документа

В настоящее время предусмотрено применение повышающих коэффициентов к размеру платы за коммунальные услуги. Они не увеличивают объем последних, а представляют собой меры, направленные на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета.

Если исполнителем услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи ресурсов с учетом повышающих коэффициентов формируют доходы организаций, используемые в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности.

Доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год.

Если исполнителем услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом повышающих коэффициентов формируют доходы, которые можно направить на реализацию мероприятий по энергосбережению.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии, но при наличии технической возможности его установки, применяется коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей компании. На потребителей это не распространяется.

Если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета теплоэнергии и если в упомянутом доме все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления ресурсов индивидуального прибора учета осуществляться не может.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом установлены обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме.

Источники


  1. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

  2. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  3. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
Применение повышающего коэффициента на коммунальные услуги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here