Привлечение работодателя к административной ответственности

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Привлечение работодателя к административной ответственности" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

После выигранного дела в суде о восстановлении на работе можно обратиться еще и в трудовую инспекцию для привлечения работодателя к ответственности

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ не увидели препятствий к обращению незаконно уволенного работника в трудовую инспекцию для привлечения работодателя к административной ответственности, даже если уже есть решение суда по тому же вопросу. Речь идет о решении в пользу работника о его восстановлении на работе. При этом на возможность обращения в трудовую инспекцию не влияют факты исполнения решения суда со стороны работодателя и выплаты работнику всех положенных компенсаций.

Отмечается, что по общему правилу обращение лица за защитой своих трудовых прав в суд исключает возможность рассмотрения этого же вопроса федеральной инспекцией труда и выдачу предписания работодателю (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Но эксперты указали, что привлечение лица к административной ответственности возможно только после возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, а это можно сделать только на основании протокола. Следовательно, по их мнению, суд самостоятельно не уполномочен возбуждать дела об административных правонарушениях и поэтому то, что он вынес решение о восстановлении сотрудника на работе и привлек работодателя к материальной ответственности перед работником, не означает освобождения работодателя от административной ответственности уже перед государством.

В связи с изложенным эксперты пришли к такому выводу: федеральная инспекция труда может возбудить дело об административном правонарушении, связанном с нарушением норм трудового законодательства, посвященных увольнению работника, и после вынесения решения суда. А поводом к возбуждению такого дела может стать обращение работника, права которого были нарушены (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Тем не менее, эксперты обратили внимание на то, что факт добровольного устранения последствий правонарушения и возмещения причиненного ущерба может повлиять на назначение наказания работодателю. Ведь их, возможно, признают обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Об этом свидетельствует и судебная практика (постановление Алтайского краевого суда от 5 июля 2011 г. № 4а-348/2011, решение Самарского областного суда от 3 октября 2012 г. по делу № 21-540).

Привлечение работодателя к административной ответственности

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Федеральная инспекция труда привлекла работодателя к административной ответственности по части 1 ст. 5.27 КоАП РФ за несоблюдение 2-дневного срока для взятия объяснения с работника с целью привлечения к дисциплинарной ответственности (при отказе сразу был составлен акт об отказе от дачи объяснения). Вправе ли федеральная инспекция труда наказывать за такого рода нарушения, или такие нарушения должны рассматриваться по правилам о рассмотрении индивидуального трудового спора?

1. В соответствии с абз. 1 части первой ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда (далее — Инспекция) осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Абзацем 6 части первой ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.07.2012 N 19-КГ12-5 указано, что по смыслу приведенной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства, например, если работодатель не исполняет обязанности, возложенные на него трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (смотрите, к примеру, решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2015 по делу N 2а-2232/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17.03.2016 по делу N 33-1869/2016). Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), рассматриваются в рамках ст.ст. 381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. То есть вмешательство государства в правоотношения, возникшие между работником и работодателем, должно быть соразмерным и не может нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.

Данный вывод основан на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.07.1947, ратифицированной Россией 11.04.1998, в силу которых инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам*(1).

Читайте так же:  Предоставление неисключительных прав на программное обеспечение

Следовательно, если работник, обращаясь за защитой в Инспекцию, оспаривает сам факт нарушения работодателем его трудовых прав (в частности факт привлечения к дисциплинарной ответственности, считая его незаконным), то имеет место спор о праве и государственный инспектор, в рамках предоставленных ему полномочий, не может вместо юрисдикционного органа разрешать этот спор по существу, обязывая работодателя устранить нарушения, наличие которых неочевидно. Суды в подобных ситуациях признают предписания Инспекций незаконными, как выданные по вопросам, не относящимся к их компетенции (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики по делу 33-827/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25.08.2015 по делу N 33-3430/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 28.05.2014 по делу N 33-6944/2014, решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 11.06.2014 по делу N 2-2715/2014, апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 08.07.2016 по делу N 33а-8657/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27.04.2016 по делу N 33-5627/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 15.07.2015 по делу N 33-7037/2015).

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации, если работодатель привлек работника к дисциплинарной ответственности с соблюдением требований ст. 193 ТК РФ, но работник не согласен с самим фактом наказания, то имеет место индивидуальный трудовой спор, т.к. правовой оценке в этом случае подлежит законность решения работодателя о наказании работника, его виновности (невиновности) и т.п., а это уже прерогатива комиссии по трудовым спорам или суда, но не Инспекции. Закон не запрещает работнику обжаловать дисциплинарное взыскание и в Инспекцию (часть седьмая ст. 193 ТК РФ). Однако, когда обстоятельства нарушения прав работника при назначении ему дисциплинарного взыскания сомнительны и не очевидны, у Инспекции нет оснований ни выдавать предписания работодателю об устранении нарушений, ни привлекать его к административной ответственности до тех пор, пока юрисдикционный орган эти нарушения (или их отсутствие) установит.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

31 августа 2016 г.

*(1) В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем Законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

Привлечение работодателя к административной ответственности

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Работник, в пользу которого было вынесено решение суда о восстановлении на работе, обратился затем в трудовую инспекцию с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя за незаконное увольнение. Работодателем решение суда о восстановлении на работе исполнено в полном объеме с выплатой всех положенных компенсаций.
Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с положениями ст. 391 ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются в судах. Это означает, что в случае наличия спора между работником и работодателем относительно законности увольнения федеральная инспекция труда не вправе рассматривать действия работодателя на предмет соответствия закону. Это может сделать лишь суд. Однако если вина работодателя в нарушении норм трудового права была установлена решением суда, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

29 сентября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

[2]

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Привлечение работодателя к административной ответственности по инициативе работника

Административная ответственность работодателя предусмотрена ст. 5.27 КоАП. Он отвечает за любые нарушения Трудового Кодекса, а также в отдельности за неправильное начисление и невыплату в срок зарплаты, неправильное оформление трудового договора и допуск к работе непринятого на работу человека.

За эти нарушения предусмотрены штрафы. От пяти до двадцати тысяч рублей для руководителя. От тридцати до ста тысяч рублей для предприятия. Административный протокол имеют право составлять государственные инспектора труда или прокуроры.

Нормативное закрепление

Законом предусмотрена административная ответственность за любые нарушения трудового законодательства ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Сюда входят нарушения норм труда и отдыха, санитарных норм, требований по охране труда и так далее. Отдельно выделено более строгое наказание за нарушение правил приема на работу и оформления сотрудников. Части 3 и 4 ст. 5.27 КоАП. Это уклонение от заключения трудового договора, подмена трудового договора гражданско-правовым договором и несоблюдение правил заключения трудового договора. Наконец, выделены нарушения правил начисления и выплаты заработной платы работникам. Это п.6 ст. 5.27 КоАП.

Читайте так же:  Применение мер ответственности предусмотренных российским законодательством

Наиболее благодатным поводом для составления жалобы является первая часть этой административной статьи. Можно выбрать любой факт нарушения трудовых прав и написать жалобу. Не имеет значения, было ли это нарушение реальным или надуманным. Собирать доказательную базу от заявителя не требуется. Ничего доказывать он не должен, это входит в обязанности компетентных органов.

Более того, не следует заниматься похищением или копированием каких-либо документов или сбором свидетельских показаний, поскольку это может оказаться незаконной детективной деятельностью или нарушением закона о коммерческой тайне. В любом случае заявление приведет к проверке предприятия, а за что наказать контролеры найдут.

Как привлечь работодателя к административной ответственности

Универсальным учреждением для подачи любых жалоб является прокуратура. Утверждения о том, что за ложные сведения, изложенные в жалобе, гражданина могут привлечь к ответственности, не соответствуют действительности. Законом дозволено гражданину, обращаться в органы власти с любыми заявлениями.

При обращении в прокуратуру заявитель не расписывается за ответственность по 306 статье уголовного кодекса за ложный донос, как это происходит при подаче заявления в полицию. Имя заявителя и сведения, указанные в заявлении прокуратура держит в секрете.

Порядок подачи заявления в прокуратуру

Есть три пути обращения в прокуратуру:

  • Лично
  • По почте
  • Через сайт прокуратуры

Для личного обращения нужно в рабочее время подойти в районную прокуратуру по месту жительства, в тот район, где находится рабочее место или по юридическому адресу своего предприятия. Впрочем, можно обратиться в любую районную или городскую прокуратуру и заявление обязаны будут принять. При себе нужно иметь паспорт, однако его отсутствие не может служить основанием для отказа. Заявление может быть подано анонимно и изложенные в нем факты будут проверены, только заявитель не получит ответа.

В прокуратуре около входа находится доска объявлений, на которой вывешено расписание дежурных прокуроров. Вход в прокуратуру свободный, документы предъявлять не требуется. Там же на входе, на столе лежат бланки заявлений, авторучка и образец по их заполнению. Написать текст можно непосредственно в кабинете прокурора или заранее. Через месяц прокурор направит заявителю ответ, в котором укажет, к какому результату привело рассмотрение обращения.

Обращение в прокуратуру через почту наиболее удобно. Использовать заказное письмо необязательно. Можно воспользоваться обыкновенным почтовым ящиком. Главное, чтобы на письме было указано, что оно адресовано прокурору. Письмо может быть без обратного адреса и без подписи, оно может быть без марки и даже без конверта. Доставлено оно будет в любом случае. Отправитель не несет ответственности за его содержание за исключением угроз, оскорблений и ненормативной лексики. Факты, изложенные в анонимных обращениях, также подлежат проверке.

Административная ответственность должностных лиц

Жалоба в Государственную трудовую инспекцию

Обратиться можно несколькими способами:

  • Личный визит
  • Письмом через Почту России
  • По телефону горячей линии
  • Через онлайн-портал

В каждом субъекте федерации есть только одна приемная ГТИ. Прием граждан происходит в рабочие дни в течение двух часов. В отличие от обращения в прокуратуру анонимная жалоба принята не будет. Заявителю нужно подтвердить свою личность, факт трудовых отношений и сообщить все данные работодателя.

При отправке письма через Почту России необходимо к жалобе прикладывать копии документов. ГТИ должна через месяц направить ответ на жалобу, но велика вероятность получения отписки. В ней будет указано, что для проведения проверки оснований недостаточно.

Звонок по горячей линии проверкой не закончится, поскольку заявитель свою личность подтвердить не может. Ему предложат лично прийти на прием с документами.

Обращение через портал вызывает ряд сложностей. В интернете есть большое количество онлайн-ресурсов, принадлежащих юридическим фирмам, которые притворяются трудовой инспекцией. Это не противоречит закону, и юристы находят себе, таким образом, клиентов. На своих сайтах они размещают телефоны, под видом телефона горячей линии и формы для составления жалобы онлайн.

Человек абсолютно уверен, что он обращается в Государственную трудовую инспекцию, а на самом деле это частная юридическая контора. Тема трудовых споров для юристов очень выгодна, поскольку суды стоят на стороне работников и выносят решения в их пользу. При этом с работодателя взыскивают расходы на оплату труда юриста. Привлечь работодателя к административной ответственности эти организации не могут.

Административная ответственность работодателя за нарушение правил трудоустройства иностранцев

Есть ли АО работника перед работодателем

Работники предприятия не несут административной ответственности перед работодателем. Ответственность трудящегося перед эксплуататором называется дисциплинарной. Эта ответственность основывается не на КоАП, а на Трудовом Кодексе. За неправильное наложение дисциплинарного взыскания работодатель несет административную ответственность.

Полезная информация

  • КоАП – Кодекс об Административных Правонарушениях.
  • ГТИ – Государственная трудовая инспекция

Законом предусмотрено три вида ответственности, которые подразумевают наказание:

К уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо и только по решению суда. К административной ответственности могут привлекаться как физические, так и юридические лица на основании авторитарного решения органа власти. К дисциплинарной ответственности может быть привлечен только работник предприятия по решению руководства предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

В производстве об административном правонарушении заявитель не является потерпевшим. Такого понятия просто не существует. Это значит, что в случае отказа в привлечении работодателя к административной ответственности заявитель не сможет его обжаловать.

ГТИ постоянно следит за соблюдение ТК. Жалоба на трудовые нарушения означает, что они недоглядели. Поэтому заявитель им не нужен и они ему, скорее всего, постараются отказать.

Понятие административной ответственности и ее суть в отношении привлечения работодателя — в видео ниже:

Энциклопедия решений. Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда

Читайте так же:  Что такое оперативное управление муниципальным имуществом

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ст.ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), в том числе за нарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения , а при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения (ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности начинается на следующий день после дня совершения (дня обнаружения) административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ). Как определить момент, с которого начинает течь срок давности привлечения к административной ответственности за то или иное нарушение, разъясняется в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

В отношении нарушения трудового законодательства, которое характеризуется невыполнением работодателем к определенному сроку обязанности, предусмотренной правовым актом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока. К таким нарушениям относится, например, невыплата в установленный срок заработной платы, отпускных, социальных пособий, невыдача трудовой книжки в день увольнения и т.п.

В организации установлены сроки выплаты заработной платы: 20 числа текущего месяца — аванс, 5 числа следующего месяца — оставшаяся часть заработной платы.

Заработная плата за февраль 2015 года выплачена работникам 3 апреля 2015 года и без выплаты денежной компенсации за задержку по ст. 236 ТК РФ.

Поскольку ст. 236 ТК РФ определен срок выплаты денежной компенсации за задержку в день погашения самой суммы задолженности по заработной плате и другим выплатам, то данное правонарушение не является длящимся (постановление Верховного Суда РФ от 03.03.2017 N 18-АД17-6, решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 01.10.2014 по делу N 12-494/2014, постановление Московского городского суда от 01.03.2010 N 4а-4597/09).

Так как срок выплаты заработной платы за февраль наступил 5 марта 2015 года, то днем окончания годичного срока давности, в течение которого работодатель может быть привлечен к административной ответственности за задержку выплаты заработной платы, следует считать 5 марта 2016 года, однако за невыплату денежной компенсации срок давности будет исчисляться со дня погашения работодателем задолженности 3 апреля 2015 года и истечет 3 апреля 2016 года.

В отношении нарушения, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении работодателем предусмотренных законом обязанностей, срок давности исчисляется со дня его обнаружения. При этом днем обнаружения считается день составления акта проверки, поскольку именно в акте фиксируется факт обнаружения правонарушения. Такими нарушениями являются, например, невыплата процентов за задержку выплаты заработной платы, если сумма самой задолженности не погашена (ст. 236 ТК РФ), отсутствие правил внутреннего трудового распорядка или отсутствие в них обязательных условий (ст. 189 ТК РФ), непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ) и т.п.

Как привлечь работника к административной ответственности за невыполнение своих обязанностей?

в каких случаях можно привлечь к дисциплинарной (административной) ответственности за не выполнение порученного задания: сроки, объяснения, акты

попустим: приказ к выполнению 8 февраля. сотрудник расписался за него 10 февраля, сдача к первому марта, но он заболел. нужна ли объяснительная и какое следует наказание

Ответы юристов ( 1 )

Виды дисциплинарных взысканий и основания ответственности указаны в статье 192 Трудового кодекса:

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Порядок применения дисциплинарных взысканий указан в статье 193 Трудового кодекса.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Читайте так же:  Положение о премировании и депремировании работников образец

Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства

За нарушение трудового законодательства, большая часть которых связана с нарушением ведения кадрового делопроизводства, работодатель может понести следующие виды ответственности:

Размеры ответственности достаточно разные и зависят от того, какие нарушения трудового законодательства были выявлены. Большие изменения в размерах административной ответственности произошли с 2015 года.

Необходимо учитывать, что оплата штрафа не снимает ответственности за устранение выявленных нарушений. Поэтому нарушения за прошлые периоды требуют восстановления кадрового учета.

Административная ответственность

Привлечение к данной ответственности является самым распространенным случаем.

Наиболее часто ответственность возникает по статье 5.27 КоАП РФ » Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права «, которая предусматривает наложение следующих размеров штрафов за соответствующие правонарушения:

[3]

1. за фактическое допущение к работе сотрудника без признания отношений с ним трудовыми, то есть без заключения с ним трудового договора, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

2. за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

3. за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не указанных в п. 1 и 2 и не предусмотренных статьей 5.21.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение штрафа

  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

Кроме того, в соответствии с той же статьей 5.27 КоАП РФ совершение административного правонарушения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (то есть неоднократное аналогичное нарушение) влечет следующую дополнительную административную ответственность:

1. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанными пунктами 1 и 2, то осуществляется наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

При этом должностное лицо, ответственное за такое неоднократное нарушение, дисквалифицируется на срок от 1 года до 3-х лет.

2. если ранее было совершено правонарушение в соответствии с вышеуказанным пунктом 3, то осуществляется наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 50 тысяч до 70 тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5.30 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения « необоснованный отказ от заключения таких документов с сотрудниками влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.

Статьей 18.15 КоАП РФ » Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства « предусмотрено :

1. привлечение к трудовой деятельности в РФ таких лиц при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие документы требуются законодательством, либо их привлечение к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

2. привлечение к трудовой деятельности в РФ лиц, указанных в п. 1 статьи 18.15 КоАП, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если оно требуется законодательством, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 25 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 250 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа ФМС о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 2 000 до 5 000 тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от 35 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. нарушения, предусмотренные вышеуказанными пунктами 1-3, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5000 до 7000 рублей;
  • на должностных лиц — от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, ФМС или его уполномоченного территориального органа об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с законодательством, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 70 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
Читайте так же:  Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения пошагово

В соответствии со статьей 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) « нарушение такого порядка влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 тысяч до 10 000 рублей.

Мы привели статьи, по которым наиболее часто возникает административная ответственность. Однако данный перечень не ограничен только этими статьями. Кроме того, часто выносятся на рассмотрение законопроекты по доработке и введению новых видов административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Материальная ответственность

Основная материальная ответственность работодателя — за несвоевременную выплату или невыплату заработной платы. Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан уплатить задержанные суммы оплаты с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором.

Статьей 234 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. К таким случаям, в частности, относятся:

  • незаконное отстранение работника от работы, его увольнение или перевод на другую работу;
  • отказ работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
  • задержка работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесение в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.

Гражданско-правовая ответственность

В соответствии со статьей 56 ГК РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, работодатель, привлекая и организуя трудовую деятельность сотрудников, не должен нарушать их права, предусмотренные Конституцией РФ и другими нормативными актами.

Уголовная ответственность

Такая ответственность тоже может возникнуть у работодателей.

В соответствии со статьей 145 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, может привести у возникновению штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.

Статья 145.1 УК РФ предусматривает следующую ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат:

1. частичная невыплата указанных выплат свыше 3 месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:

наказывается штрафом в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 1 года.

2. полная невыплата указанных выплат свыше 2 месяцев или выплата заработной платы свыше 2 месяцев в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации:

наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

3. деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 рассматриваемой статьи, если они повлекли тяжкие последствия:

Видео (кликните для воспроизведения).

наказываются штрафом в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.
  4. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
  5. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
Привлечение работодателя к административной ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here