Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Примерная форма перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда

Наименование структурного подразделения

Наименование рабочего места

Количество работников, занятых на данном рабочем месте

лиц в возрасте до 18 лет

инвалидов, допущенных к выполнению работ на данном рабочем месте

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест

Разработана: Компания «Гарант», июнь 2019 г.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда

trudohrana.ru : Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда
Подошло время проводить СОУТ. Вы издали приказ о формировании экспертной комиссии, теперь предстоит самое главное – выяснить, какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда, и сформировать их перечень в соответствии с действующим законодательством.

Рабочие места с индивидуальными особенностями, подлежащие СОУТ
Для того чтобы определить рабочие места, которые специальной оценке условий труда подлежат и обладают своими индивидуальными особенностями, нам потребуется Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. Этот документ содержит их список.
В последней редакции Постановления этот перечень выглядит так:
— рыбопромысловые суда;
— гражданский авиатранспорт;
— рабочие места тех сотрудников скорой медицинской помощи, которые действуют за пределами своего медучреждения;
— палаты интенсивной терапии, операционные и кабинеты реанимации;
— медкабинеты с рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами, которые могут представлять опасность для здоровья (полный список такой аппаратуры – в Приказе Минтруда России от 24.04.2015 № 250н);
— места работы спортсменов;
— концертные площадки, сцены, студии и другие РМ людей творческих профессий;
— места проведения подземных работ;
— пассажирский транспорт.

Образец оформления перечня
Каждая организация может утверждать свою форму перечня внутренним приказом и распоряжением. Главное, чтобы в нем содержалась следующая информация:
— название структурного подразделения;
— как официально называется должность;
— размер штата;
— количество РМ для проведения СОУТ;
— количество аналогичных РМ;
— итоговые данные по каждому из разделов.

В отношении каких работников не проводится специальная оценка условий труда
Выясняя, какие рабочие места подлежат СОУТ, можно сразу исключить три категории работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении так называемых надомников, дистанционных сотрудников и работников, имеющих оформленные трудовые отношения с физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Кажется, что все просто, однако стоит внимательно отнестись к документационному сопровождению трудовых взаимоотношений с такими работниками. Например, если человек работает дома, однако трудовой договор с ним составлен без учета условий труда (на общих основаниях), то из перечня на проведение СОУТ его рабочее место исключать нельзя. С надомниками полагается заключать особый трудовой договор, в котором будут учтены обязанности работодателя по обеспечению оборудованием и инструментами, условиями для работы на дому, сроки и формы оплаты труда, обязанности сотрудника по выполнению его работы в назначенные сроки.
#СОУТ

Как составить перечень рабочих мест для СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам.

За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности.

Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.

Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?

Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии. Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками).

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.

Количественные расчеты

Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».

Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека.

Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы. Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила – количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников.

Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.

Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:

  • один работник применяет более одной единицы оборудования;
  • два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.

То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.

Наименование рабочего места для СОУТ

Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.

Читайте так же:  Увольнение после испытательного срока по инициативе работодателя

Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.

В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.

С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.

Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах.

Рассмотрим случаи некорректного объединения и внесения рабочих мест в материалы СОУТ на примере судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 Пятого арбитражного апелляционного суда. Рыболовецкой организацией была проведена процедура АРМ в отношении рабочего места «вахтенный помощник капитана» без учета того, что в действующем штатном расписании также значились должности первого, второго и третьего помощника вахтенного капитана.

В рамках СОУТ данные рабочие места были признаны одним и тем же рабочим местом. В знак подтверждения данного обстоятельства, экспертной организацией, проводившей оценочные мероприятия, было составлено соответствующее письмо. Тем не менее, суд не принял обоснования работодателя и экспертной организации по причине отсутствия оценочных материалов по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.

Окончательный вывод судебного решения указывал на отсутствие правовых оснований распространения результатов АРМ на «должности со схожими или одинаковыми должностными обязанностями, имеющимися в штатном расписании», поскольку такая возможность не предусмотрена Порядком проведения АРМ и СОУТ.

С более сложными проблемами сталкиваются организации, для которых частые изменения являются нормой. Им даже в процессе проведения СОУТ приходится помногу раз корректировать штатное расписание. Эксперты рекомендуют членам комиссии по спец.оценке и инженерам по охране труда таких организаций в обязательном порядке доводить до сведения руководящего состава финансовые последствия проводимых ими реформ.

Они должны знать, что в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, в отношении каждой новой должности требуется проведение внеочередной СОУТ в течение полугода с момента ее введения. В принципе, любые преобразования штатного расписания, связанные с наименованием должности являются поводом для проведения спецоценки вне графика.

Аналогичные рабочие места

На завершающем этапе оформления перечня мест, на которых будет проводиться СОУТ, требуется определить соответствие наименований и количества рабочих мест признакам аналогичности, что позволит значительно сэкономить денежные ресурсы на процедуре.

[3]

Проведение СОУТ является обязательным только для 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты распространяются на все аналогичные рабочие места. На рабочие места, признанные аналогичными оформляется общая карта спецоценки условий труда и разрабатывается единый список действий, направленных на совершенствование условий труда и защиту персонала.

В ст. 9 Федерального закона о спецоценке изложены следующие признаки аналогичных мест:

  • обладание одинаковыми наименованиями;
  • расположение в одном или нескольких однотипных помещениях (рабочих зонах);
  • Оснащение одинаковыми коммуникационными системами (вентиляция, освещение и т.д.);
  • Подразумевают осуществление персоналом одинаковых должностных обязанностей в одинаковом рабочем режиме;
  • монотипные технологические процессы;
  • используется одинаковое оборудование, приборы, устройства, сырье и материалы;
  • персонал обеспечен одинаковыми СИЗ.

Соответствие аналогичных рабочих мест указанным особенностям является обязательным и определяется комиссией по СОУТ. Корректность их определения устанавливает эксперт аккредитованной организации, осуществляющей процедуру спецоценки.

Даже единственное рабочее место, не согласующееся со всеми особенностями, изложенными в Федеральном законе № 426-ФЗ, является поводом для проведения спецоценки всех рабочих мест, которые были признаны аналогичными.

Знание нескольких правил позволит составить корректный перечень рабочих мест для СОУТ:

  1. Подготовка списка рабочих мест исключительно на базе действующего штатного расписания.
  2. Одинаковое количество рабочих мест и работников, одновременно выполняющих на них свои должностные обязанности.
  3. Рабочие места с разными наименованиями (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга) и схожими или одинаковыми трудовыми функциями — это разные рабочие места. 4. Аналогичные – это рабочие места, отвечающие всем признакам, изложенным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.

Соблюдение вышеуказанных требований гарантирует успешный результат.

Департамент условий и охраны труда разъяснил какие рабочие места не подлежат СОУТ

Минтруд России в лице заместителя директора Департамента условий и охраны труда Татьяны Жигастовой разъяснил некоторые особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников. В письме Минтруда России от 08.06.2017 N 15-1/ООГ-1593 отмечено, что спецоценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Рабочие места государственных гражданских и муниципальных служащих также пока что не подлежат спецоценке из-за отсутствия нормативных правовых актов, предусматривающих описание данной процедуры.

Особенности трудовой деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел РФ, национальной гвардии РФ, которые проходят государственную правоохранительную службу прописаны в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 11 данного документа в полной мере описывает процедуру предоставления социальных гарантий и организации соответствующих условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей указанными сотрудниками. Поэтому проводить спецоценку условий труда в этом случае не требуется.

Также обстоит дело и с военнослужащими. Замдиректора Департамента отмечает, что, учитывая природу правоотношений, связанных с прохождением военной службы, а также особенности прохождения военной службы, законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие правоотношения, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах военнослужащих не предусмотрено.

Сотрудники таможенных органов получают соответствующие гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда на основании статей 34, 39 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Им положены сокращенная продолжительность служебного времени и дополнительный отпуск. Перечень должностей указанных сотрудников расположен в Постановлении Правительства РФ от 15.02.1998 N 189 «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях». Поэтому в письме сказано, что проведение спецоценки в отношении таких рабочих мест не требуется.

Обращено внимание и на проведение СОУТ на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, а также работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ранее планировалась разработка отдельного нормативного правового акта, описывающего особенности СОУТ на таких рабочих местах. Но после совместного обсуждения Минтруд и МЧС России пришли к выводу нецелесообразности внедрения документа. Потому как при исполнении своих трудовых обязанностей сотрудники МЧС постоянно находятся в условиях возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью. Однако, проведение СОУТ всё же требуется, а установление класса (подкласса) условий труда рассматриваемой категории работников урегулированы положениями частей 9-11 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Читайте так же:  Основными правами пользователя земельного участка являются

Спецоценка условий труда: изменения для работодателей

Специальную оценку условий труда проводят, чтобы оценить рабочие места «на вредность и опасность». Разберем изменения в спецоценке условий труда.

Аттестация рабочих мест работников – давно в прошлом

До 2014 года в России существовало две процедуры, с помощью которых можно было исследовать рабочие места на вредность:

  1. Аттестация рабочих мест – обязанность работодателя вне зависимости от вида деятельности и системы налогообложения (ст. 209 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н).
  2. Специальная оценка условий труда – ранее это понятие существовало, а вот нормативно не регулировалось. Было лишь упоминание о специальной оценке в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

С 2014 года законодатели пришли «к одному знаменателю» – специальная оценка условий труда. Революции не произошло. Суть и методика проведения спецоценки практически не поменялись.

Проведение специальной оценки условий труда – это обязанность работодателя, которая закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Не нужно проводить специальную оценку в отношении рабочих мест надомников и дистанционных сотрудников.

[/stextbox]

К некоторым местам работников применяется особый порядок проведения спецоценки. Перечень таких мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290, порядок проведения спецоценки — отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест. Например, спецоценка рабочих мест сотрудников, занятых на поземных работах, — в приказе Минтруда России от 09.12.2014 № 996н.

Разберем основные изменения по спецоценке с 2016 года.

Изменения в спецоценке с мая 2016 года

Большая часть изменений коснулась компаний, которые проводят спецоценку. Но есть изменения и для работодателей.

  • Работодатель обязан при наличии предложений от работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов предоставить указанные предложения организации, которая проводит специальную оценку условий труда. Проще говоря, если работники просят провести на их рабочих местах спецоценку, работодатель обязан эти предложения передать.
  • Теперь работодатель должен представлять в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда не только, когда рабочие места признаны безвредными и безопасными, но и когда условия труда признали оптимальными или допустимыми.

Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми на 01.05.2016 г. (за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодателю следует подать уточненную декларацию соответствия условий труда с включением в нее данных рабочих мест. Требование о представлении декларации соответствия условий труда, если они признаны оптимальными и допустимыми, распространяется на все специальные оценки, проведенные, начиная с 1 января 2014 года. То есть, если о каких-либо рабочих местах организация не сообщала, а по новым правилам должна, надо подать уточненку.

  • Работодатель обязан уведомить компанию, проводившую спецоценку, в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении оценки условий труда. И направить копию отчета любым способом: заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Если в отчете есть секретные сведения (например, государственная тайна), направлять копию надо без нарушения законодательства о государственной и охраняемой тайне.

  • В случае внеплановой специальной оценки условий труда, проводимой по причине нарушения работодателем требований охраны труда, запрещено ухудшать положение работников, рабочие места которых проверяются внепланово, на период до утверждения отчета о проведении внеплановой оценки. То есть, положение работников не может быть ухудшено в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушением требований.

Пример: проводится внеплановая спецоценка условий труда. Пока не утвердили отчет о ее проведении, запрещено ухудшать положение работников, например, запрещено лишать их дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.

Ответы на вопросы по проведению спецоценки

Спецоценка офисных работников – это обязательно?

  • Да, оценивать на вредность нужно все рабочие места, в том числе с компьютерами и оргтехникой (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Хотя ранее они не подлежали аттестации (п. 4 Порядка № 342н).

Контроль проведения специальной оценки условий труда

Можно ли сделать вид, что оценка была, хотя, на самом деле, ее не было? – Нет, нельзя.

Комментирует Юлия Бусыгина, ведущая онлайн-курса «Расчеты с персоналом по оплате труда»:

«С 2015 года установлена административная ответственность за непроведение спецоценки или за нарушение порядка проведения спецоценки (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ). Работодателя могут предупредить за нарушение и оштрафовать (ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • физлицо (ИП) – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • организацию – на сумму от 60 000 до 80 000 руб. (п. 3 ст. 11 Закона № 421-ФЗ).

При повторных нарушениях:

  • организацию могут оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или приостановить ее деятельность на срок до 90 суток;
  • ИП – на сумму до 40 000 руб. или приостановить деятельность до 90 суток.

Должностному лицу грозит предупреждение, штраф 10 000 руб. (за повторное нарушение — 40 000 руб.) или дисквалификация от 1 до 3 лет » .

Результаты аттестации будут действовать?

Видео (кликните для воспроизведения).

Результаты аттестации, которая проводилась до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. Максимальный срок – до 31 декабря 2018 года (п. п. 4 и 6 ст. 27 Закона о спецоценке).

В некоторых случаях спецоценку обязательно провести внепланово.

Все рабочие места подлежат оценке условий труда?

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Абсолютно каждое рабочее место, и не важно офисное или производственное, обязано пройти специальную оценку условий труда (СОУТ). Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Во всяком случае под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

За проведение спецоценки на каждом рабочем месте несет ответственность работодатель, как и за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним, поэтому 1 раз в 5 лет он обязан проводить спецоценку на всех рабочих местах, чтобы увидеть реальное состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются. Очень важно, что по новым правилам, установленная периодичность проведения СОУТ обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса. Что касается рабочих мест, которые отнесены к категории «соответствующих государственным нормативам в области охраны труда» проводить спецоценку, возможно, придется единожды. Потому как по Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника.

Читайте так же:  Чем грозит собственнику временная регистрация иностранных граждан

Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни. При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами. Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений.

Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п. При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника. Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор. Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ. Экономия идет следом за уменьшением числа рабочих мест, подлежащих оценке. Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье. При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест.

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Вводная часть

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Читайте так же:  Передача земельного участка в постоянное бессрочное пользование

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий

Планируя провести в своей организации спецоценку условий труда, работодатель, подсчитывающий количество мест, которые подвергнутся проверке, задается вопросами: включать ли в этот список, скажем, бухгалтеров и секретарей? А водителей и курьеров? И как правильно оформить перечень мест, подлежащих оценке?

Нововведения, внесенные в трудовое законодательство, диктуют в этих случаях совершенно ясные условия. Рассмотрим их подробнее.

И составление перечня должным образом, и само проведение оценки — непростое задание, от которого во многом зависят льготы, полагающиеся сотрудникам, условия сохранения их здоровья и, в конечном счете, деятельность самой компании. Поэтому для соблюдения всех условий и проведения спецоценки рекомендуется обратиться к профессионалам компании «Аттэк», имеющим значительный опыт в сфере охраны труда. Наши специалисты ответят на любые вопросы и помогут как с оформлением документов, так и с самой оценкой рабочих мест Вашего персонала.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий

Планируя провести в своей организации спецоценку условий труда, работодатель, подсчитывающий количество мест, которые подвергнутся проверке, задается вопросами: включать ли в этот список, скажем, бухгалтеров и секретарей? А водителей и курьеров? И как правильно оформить перечень мест, подлежащих оценке?

Нововведения, внесенные в трудовое законодательство, диктуют в этих случаях совершенно ясные условия. Рассмотрим их подробнее.

[2]

И составление перечня должным образом, и само проведение оценки — непростое задание, от которого во многом зависят льготы, полагающиеся сотрудникам, условия сохранения их здоровья и, в конечном счете, деятельность самой компании. Поэтому для соблюдения всех условий и проведения спецоценки рекомендуется обратиться к профессионалам компании «Аттэк», имеющим значительный опыт в сфере охраны труда. Наши специалисты ответят на любые вопросы и помогут как с оформлением документов, так и с самой оценкой рабочих мест Вашего персонала.

Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда

Специальная оценка условий труда проводится в отношении всех рабочих мест с 01.01.2014 , в соответствии с законом «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. При этом как самим законом, так и рядом подзаконных актов (правительственных и ведомственных) установлены не только исключения из этого правила, но и особенности проведения специальной оценки условий труда (далее также — СОУТ, спецоценка) в отношении ряда профессий и должностей, которые предполагают выполнение трудовой функции в особых условиях.

Обязанность проведения комплекса мероприятий по специальной оценке рабочих мест устанавливается ч. 1 ст. 3 закона № 426-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2014 (за исключением нормы о государственной системе учета результатов проведения данной процедуры). По смыслу ст. 3 указанного закона мероприятия, связанные с осуществлением специальной оценки, необходимы в отношении большинства рабочих мест. Исключение, согласно ч. 3 той же нормы, составляют лишь рабочие места специалистов, осуществляющих свою работу удаленно или нанятых физическими лицами, не имеющими статуса ИП.

Кроме того, существует довольно большой перечень рабочих мест, требующих проведения специальной оценки с учетом ряда особенностей, устанавливаемых ведомственными органами федеральной власти.

Рабочие места, которые подлежат СОУТ с учетом индивидуальных особенностей

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 утвержден перечень рабочих мест, которые должны подвергаться СОУТ с учетом особенностей, предусмотренных подзаконными актами Минтруда. Первоначально данный список включал 15 категорий, некоторые из которых позднее были исключены.

В настоящее время к таковым рабочим местам относятся:

  • рыбопромысловые, морские и речные суда;
  • авиатранспорт невоенного назначения;
  • места исполнения трудовой функции некоторыми категориями работников скорой медпомощи, оказывающих медицинские услуги вне места нахождения организации;
  • реанимации, операционные, палаты интенсивной терапии;
  • медицинские кабинеты с установленными рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами (конкретный перечень аппаратуры утвержден приказом Минтруда от 24.04.2015 № 250н);
  • рабочие места спортсменов (лиц, на профессиональной основе тренирующихся и участвующих в спортивных соревнованиях);
  • сцены, концертные площадки, студии и т. д., где осуществляют свою деятельность служащие творческих профессий (в том числе те, работа которых связана с публичными выступлениями в развлекательных и культурных учреждениях);
  • рабочие места, предполагающие подземные работы;
  • транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров.

Специальную оценку условий труда проводить в отношении приведенных рабочих мест надлежит с учетом приказов Минтруда, устанавливающих особенности данной процедуры в отношении рабочих мест представителей определенной группы профессий или должностей соответствующего перечня, приведенного в постановлении Правительства РФ № 290.

Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ

Непосредственному проведению специальной оценки предшествует ряд подготовительных мероприятий, включающий в том числе формирование (с последующим утверждением внутренним правовым актом) перечня рабочих мест, на которых должна быть проведена СОУТ специально созданной комиссией. Данная обязанность работодателя установлена ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ.

Читайте так же:  Росреестр публичная кадастровая карта ленинградской области 47

В отличие от ранее существовавшей процедуры аттестации рабочих мест, для которой подзаконным актом Минздравсоцразвития была утверждена специальная форма по формированию аналогичного перечня, в отношении СОУТ ничего подобного не утверждено, поэтому аналогичный документ здесь может быть составлен в произвольном виде. Законом предусматривается лишь обязательное указание рабочего места, а также аналогичных ему.

Практика формирования подобных списков, включая формирование данных списков для включения в конкурсную или аукционную документацию для размещения государственного заказа на осуществление данной процедуры, показывает, что они обычно имеют простейшие формы. В большинстве случаев такой перечень утверждается внутренним правовым актом (распоряжением или приказом) и содержит:

  • наименование структурного подразделения организации;
  • полное наименование должности;
  • число работников, трудящихся в данной должности;
  • количество рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  • указание рабочих мест, подпадающих под категорию аналогичных;
  • итоговые цифры по каждому разделу.

При этом по смыслу рассматриваемой нормы неважно, в какой форме будет выполнен данный документ (в виде таблицы, текста или т. п.). Комиссия и руководство вольны сами решать, как будет выглядеть утверждаемый перечень (образец его вы можете увидеть на нашем сайте).

Особенности проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах

Согласно ч. 6 ст. 9 закона 426-ФЗ, рабочие места считаются аналогичными, если они:

  • расположены в одном (либо разных, но однотипных) производственных помещениях;
  • имеют идентичную систему вентилирования и очистки воздуха;
  • одинаковым образом отапливаются и освещаются;
  • созданы для работников одной и той же должности и специальности;
  • предполагают выполнение работ, характеризующихся одинаковой продолжительностью и иными условиями рабочего дня;
  • предполагают выполнение работ с использованием идентичного оборудования и/или инструментов;
  • предполагают применение специалистами однотипных средств защиты.

Закон предполагает проведение СОУТ в отношении аналогичных рабочих мест по особым правилам, однако они еще не утверждены, поэтому спецоценка в 2017 г. проводится в общем порядке. При этом законом закреплены признаки, которые позволяют отнести рабочие места к категории аналогичных, что впоследствии, по всей видимости, позволит сэкономить определенные финансовые средства на их оценке. Пока же данные признаки имеют значение лишь при формировании перечня подлежащих СОУТ рабочих мест (в том числе аналогичных).

Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих

Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.

К моменту написания статьи (начало 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.

Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.

Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.

Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.

Особенности оценки условий труда работников творческих профессий

Специфика проведения СОУТ в отношении рабочих мест творческих деятелей утверждена приказом Минтруда от 14.11.2014 № 882н. Особенности осуществления аттестационных мероприятий в отношении мест осуществления трудовой функции данной категорией работников следующие:

  1. В состав комиссии по СОУТ могут включаться представители творческого союза.
  2. Если трудовая деятельность связана с публичными выступлениями или их записью на носители информации, оценка вредных и опасных факторов происходит путем проведения репетиций.
  3. При наличии постоянных стационарных рабочих мест (сцена театра, сценическая площадка концертного зала, студия звукозаписи т. д.) происходит оценка их на предмет травмоопасности.

В остальном оценка и подготовка к ней происходят в общем порядке на основании норм закона № 426-ФЗ и иных правовых актов

Подведем итоги. По общему правилу все рабочие места подлежат СОУТ, за исключением мест труда надомных, дистанционных и нанятых физическими лицами работников. Перечень рабочих мест, в отношении которых данная процедура проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом, утверждается Правительством РФ.

Форма перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, свободна и законодательно не утверждена. Однако важно при составлении помнить, что в ней должны быть указаны наименования рабочих мест, их количество (в том числе аналогичных). В отношении аналогичных рабочих мест предполагается особый порядок проведения оценки, но он пока еще не утвержден.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок осуществления СОУТ в отношении государственных и муниципальных служащих также не утвержден, несмотря на указание о необходимости такого порядка в законе № 426-ФЗ. Особенности же проведения спецоценки рабочих мест работников творческих профессий, как и иных из утвержденного правительством перечня, установлены профильным приказом Минтруда.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.

  3. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here