Содержание
- 1 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)
- 2 Распространение информации
- 3 Распространение информации это действия направленные на получение
- 4 Распространение информации это действия направленные на получение
- 5 Распространение и представление информации
- 6 Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- 7 Организатор распространения информации в сети интернет
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
С изменениями и дополнениями от:
27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 21 июля, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 7, 18 июня, 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 23 апреля, 29 июня, 19 июля, 28 ноября, 18 декабря 2018 г., 18 марта, 1 мая 2019 г.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Информация об изменениях:
Федеральный закон дополнен статьей 14.2 с 1 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ
См. будущую редакцию
Президент Российской Федерации
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений, возникающих при охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Разработка нового базового законодательного акта в данной сфере обусловлена необходимостью унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства РФ к международной практике регулирования информационных отношений.
Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения о регулировании создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, устанавливает принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.
Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральными законами.
Закон содержит положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице — распространителе в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю возможность отказа от такой информации.
Установлены основные правила и способы защиты прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), информации, представляемой на безвозмездной основе.
Закреплен прямой запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица) Исключение могут составлять только случаи, прямо предусмотренные федеральными законами.
Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившими силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. N 165, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3448
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г., за исключением подпункта «б» пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2021 г.
См. будущие редакции настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.
Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 30-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.
Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 472-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 211-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 102-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 276-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 241-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.
Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.
Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 442-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 208-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 364-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 398-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2013 г.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2012 г.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Распространение информации
Содержание
Распространение информации
— действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; — ч. 9 ст. 2 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации…»
Свобода распространения
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
— ч. 1 ст. 10 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации…»
Сведения о распространителе
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
Отказ от получения информации
При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
— ч. 3 ст. 10 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации…»
Обязательное распространение
Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
— ч. 5 ст. 10 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации…»
ст. 8 ФЗ от 29ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системегосударственной статистики в Российской Федерации», ст. 35 ФЗ о СМИ
Запрет на распространение
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
ч. 6 ст. 10 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации…»
На основании абзаца второго части 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). В соответствии с частью 2 статьи 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность охраняется законом. Так предусмотрена ответственность в рамках гражданско-правовых отношений, административного, уголовного производства.
Кроме того, в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ распространение информации — это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Таким образом, размещение информации о продаже контрафактной продукции в сети Интернет не является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, равно как и включение такой информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Отмечаем также, что довод о размещении информации о продаже контрафактной продукции на сайтах в свободном доступе является приготовлением к совершению преступления, подстрекает граждан к совершению правонарушений, предусмотренных статей 180 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является предположением.
Минкомсвязи России от 22.06.2017 N П17-1-200-14741
нередкоосуществляется подмена понятия «информации, за распространение которойустановлена уголовная или административная ответственность» понятием»информации о деяниях, за которые установлена уголовная илиадминистративная ответственность». В результате такой подмены появляютсясудебные решения о блокировке доступа к информации о порядке или о результатах совершениядеяний, за которые установлена уголовная или административная ответственность(см., например: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 11 марта 2014 г. N33-3652/2014 о блокировке доступа к информации о схемах совершениякоррупционных деяний; Определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 11сентября 2013 г. N 33-5962/2013 о блокировке доступа к сайтам, распространяющиминформацию о возможности приобретения поддельных дипломов). Вместе с тем ст. 15.1и подзаконные акты к ней исчерпывающим образом перечисляют перечни информации,которая может быть квалифицирована в качестве запрещенной с последующимограничением доступа к ней операторами связи.
Отдельные случаи
В интернете
Распространение информации оператором связи
предоставляятехническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчикфактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имеятехническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничениюдоступа к соответствующим интернет-сайтам» (
Определение ВС РФ от 10 мая 2011 г. N 58-Впр11-2
Распространение информации это действия направленные на получение
распространение информации — Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. [ГОСТ 7.73 96 ] распространение информации Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу… … Справочник технического переводчика
Распространение информации — (Information distribution) — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц … Экономико-математический словарь
распространение информации — 3.1.1 распространение информации: Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — согласно: 1) Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Распространение информации — 9) распространение информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации,… … Официальная терминология
распространение информации — Rus: распространение информации Eng: dissemination of information Fra: diffusion (de l information) Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. ГОСТ 7.73 [3.1.1] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Распространение информации — 1. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — режим работы службы информации, при котором пользователи систематически извещаются о новых поступлениях информации за этот период … Профессиональное образование. Словарь
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц … Большой юридический словарь
Распространение информации о НПФ — распространение информации о фонде действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75 ФЗ (ред. от 03.12.2011) О … Официальная терминология
Распространение информации это действия направленные на получение
распространение информации — Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. [ГОСТ 7.73 96 ] распространение информации Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу… … Справочник технического переводчика
Распространение информации — процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковой системе, потребителям информации. По английски: Dissemination of infirmation См. также: Распространение информации Информационное обслуживание Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Распространение информации — (Information distribution) — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц … Экономико-математический словарь
распространение информации — 3.1.1 распространение информации: Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Распространение информации — 9) распространение информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации,… … Официальная терминология
распространение информации — Rus: распространение информации Eng: dissemination of information Fra: diffusion (de l information) Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. ГОСТ 7.73 [3.1.1] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Распространение информации — 1. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — режим работы службы информации, при котором пользователи систематически извещаются о новых поступлениях информации за этот период … Профессиональное образование. Словарь
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц … Большой юридический словарь
Распространение информации о НПФ — распространение информации о фонде действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75 ФЗ (ред. от 03.12.2011) О … Официальная терминология
Распространение и представление информации
Предоставлением информации называются действия, направленные на по-
лучение информации определенным кругом лиц или передачу информации
определенному кругу лиц. Распространением информации являются действия,
направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или пе-
редачу информации неопределенному кругу лиц (ст. 10 Закона об информа-
Представление и распространение информации в Российской Федерации
осуществляется свободно, но при соблюдении ряда особых требований, уста-
новленных законодательством в отношении особых видов информации, в
первую очередь, конфиденциальной. При предоставлении информации дей-
ствует правило, которое заключается в том, что порядок предоставления уста-
навливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией. Особый
порядок предусмотрен при предоставлении обязательных экземпляров доку-
ментов. Он регламентирован Федеральным законом «Об обязательном экзем-
пляре документов» от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ (с изм. от 18.12.2006 г.).
Этот закон определяет права и обязанности производителей документов, обя-
занности получателей обязательного экземпляра, а также устанавливает ответ-
ственность за нарушение порядка доставки обязательного экземпляра.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Законом об информации установлен ряд требований при распространении
информации. Первый случай заключается в том, что если информация распро-
страняется без использования средств массовой информации, то она не должна
быть анонимной. Эта информация должна содержать достоверные сведения о
ее обладателе или о лице, ее распространяющем. Форма и объем, этих сведений
должны быть достаточны для идентификации этого лица.
Второй случай относится к распространению информации с помощью
средств, позволяющих определять ее получателей. К таким средствам относятся
в первую очередь почтовые отправления и электронные сообщения. В этом
случае лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю
информации возможность отказа от такой информации. Данная проблема осо-
бенно актуальна в случаях так называемого «спама», электронного сообщения
рекламного характера, распространяемого по сервису электронной почты Ин-
тернет. В настоящее время эта деятельность превратилась в эффективный биз-
нес, включающий также несанкционированный сбор адресов электронной по-
чты, номеров телефонов и факсов, разработку необходимого для этих целей
специального программного обеспечения и др. Результатом спаминга является
вред, причиняемый как отдельным пользователям, так и всему Интерент-
сообществу. В мировом масштабе ущерб от спама оценивается в миллиарды
долларов ежегодно. И хотя эта проблема требует более детальной правовой ре-
гламентации и разработки мер их реализации, указанное положение о праве по-
лучателя информации отказаться от ее получения указывает на принципиально
правильную позицию законодателя в этой области.
Запрет на распространение введен относительно информации двух видов:
– которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, ра-
совой или религиозной ненависти и вражды;
– иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная
или административная ответственность.
Законодательством или соглашением сторон могут быть установлены тре-
бования к документированию информации. При этом под документированной
информацией понимается зафиксированная на материальном носителе путем
документирования информация с реквизитами, позволяющими определить ее
или в установленных случаях ее материальный носитель.
Понятие документированной информации основано на единстве самой
информации и материального носителя, на котором она отражена, независимо
от формы фиксации: например, в виде букв или намагниченности на магнитных
носителях. Закон не определяет и носитель информации, который также может
быть любым: бумага, магнитная лента с аудиозаписью, компьютерный магнит-
ный или иной носитель. Главное отличие документированной информации со-
стоит в двуединстве самой информации и материального носителя, на котором
она зафиксирована. Такое положение предоставляет возможность защищать
документированную информацию с использованием одновременно двух инсти-
тутов, института интеллектуальной собственности и института вещной соб-
ственности. Право собственности и иные вещные права на материальные носи-
тели, содержащие документированную информацию, определяются в соответ-
ствии с гражданским законодательством.
Документирование информации выступает обязательным условием ее
гражданского оборота. Документирование осуществляется в порядке, устанав-
ливаемом Правительством Российской Федерации. Установленным им требо-
ваниям должны соответствовать правила делопроизводства и документооборо-
та, принятые иными государственными органами.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы
(АИС), удостоверяется подписью должностного лица. Кроме этого, Закон об
информации, а также статья 160 ГК РФ признают возможность электронной
цифровой подписи (ЭЦП). Статья 11 Закона устанавливает, что электронное
сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом,
признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному
собственноручной подписью. Обмен электронными сообщениями, которые
подписаны электронной цифровой подписью в соответствии с действующим
законодательством рассматривается как обмен документами. Ограничение на
использование ЭЦП возникает тогда, когда нормативными правовыми актами
устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном но-
Порядок использования электронной цифровой подписи регламентируется
одноименным законом от 10 января 2002 года № 1-ФЗ. Юридическая сила элек-
тронной цифровой подписи признается при наличии в АИС программно-
установленного режима их использования. Электронная цифровая подпись в
электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе
на бумажном носителе при условии наличия сертификата ключа подписи и
подтверждении подлинности электронной цифровой подписи в электронном
документе. Кроме этого, ЭЦП должна использоваться в соответствии со сведе-
ниями, указанными в сертификате ключа подписи.
Сертификат ключа подписи выдается удостоверяющим центром и содер-
жит целый ряд обязательных элементов:
– уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, срок
– фамилию, имя и отчество владельца сертификата ключа подписи или его
– наименование средств электронной цифровой подписи, с которыми он
– наименование и место нахождения удостоверяющего центра;
– сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный до-
кумент с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение.
Право собственности на информационные ресурсы и отношения по поводу
данного права регулируются гражданским законодательством.
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:
осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
применении информационных технологий;
обеспечении защиты информации.
Процитируем основные определения:
информация— сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационные технологии— процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
информационная система— совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
информационно-телекоммуникационная сеть— технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
обладатель информации— лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
доступ к информации— возможность получения информации и ее использования;
конфиденциальность информации— обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
предоставление информации— действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
распространение информации— действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
электронное сообщение— информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
документированная информация— зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
оператор информационной системы— гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.
В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
достоверность информации и своевременность ее предоставления;
неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.
В статье 9 Закона содержатся следующие положения:
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.
Статья 11 «Документирование информации» содержит следующие важные положения:
3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
Статья 16 целиком посвящена вопросам защиты информации. Процитируем ее полностью.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
реализацию права на доступ к информации.
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.
В процитированной статье Закона фигурируют все три основных аспекта информационной безопасности: доступность, целостность и конфиденциальность. Кроме того, обязательным является отслеживание нарушений безопасности и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Явным образом не упомянуты такие меры, как аккредитация, сертификация и лицензирование, но в пунктах 5 и 6 они, конечно, подразумеваются.
Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На следующей странице будут рассмотрены другие законы РФ в области информационной безопасности.
Организатор распространения информации в сети интернет
Содержание
Понятие и кто является
Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ «О информации.
- Социальные сети
- интернет-магазины с отзывами
- почтовые сервисы
- платформы для блогов
- мессенджеры
- ip-телефония
- вендоры почтывых программ
- производители аппаратного обеспечения
- внутрикорпоративная переписка
- облачные сервисы с коммуникацией
коммуникационный интернет-сервис — информационная система и (или) программа для электронныхвычислительных машин, которая предназначена и (или) используется для приема,передачи и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети Интернет вцелях обмена электронными сообщениями между пользователями сети Интернет, в томчисле для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц ПП 759
Прианализе сферы действия ст. 10.1по кругу лиц необходимо учитывать, что отдельные подзаконные акты к нему, вчастности Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 759, утвердившее Правилахранения данных (далее — Правила хранения данных), используютнесколько иной термин — «коммуникационный интернет-сервис», дефинициякоторого не тождественна дефиниции ОРИвСИ. Под коммуникационныминтернет-сервисом в соответствии с вышеуказанными Правиламипонимается «информационная система и (или) программа для ЭВМ, котораяпредназначена и (или) используется для приема, передачи и (или) обработкиэлектронных сообщений пользователей сети Интернет в целях обмена электроннымисообщениями между пользователями сети Интернет, в том числе для передачиэлектронных сообщений неопределенному кругу лиц».
В отличие от определенияОРИвСИ дефиниция коммуникационного интернет-сервиса не включает в себя»деятельность по обеспечению функционирования информационнойсистемы». Принимая во внимание, что Правилахранения данных прямо предусматривают, что обязанности по обеспечению храненияданных возникают у ОРИвСИ именно в связи с функционированием коммуникационногоинтернет-сервиса, можно говорить об определенном сужении понятия ОРИвСИ посравнению с тем, как оно определено в ст. 10.1Закона. Если же лицо не должно выполнять обязанности хранения соответствующихданных, как это предусмотрено в Правилах хранения данных, выполнение всехостальных обязанностей, возложенных на ОРИвСИ (например предоставление данныхпо запросу компетентного органа), либо невозможно, либо утрачивает смысл.
Системноетолкование положений ст. 10.1Закона и Правилхранения данных позволяет сделать вывод, что в качестве ОРИвСИ следует пониматьтолько лицо, которое обеспечивает функционирование коммуникационногоинтернет-сервиса, т.е. к ОРИвСИ не относятся производители аппаратного ипрограммного обеспечения, используемого в качестве компонента техническойинфраструктуры коммуникационного интернет-сервиса. Поисковые сервисы также врядли могут быть отнесены к категории коммуникационных, поскольку здесьвзаимодействие осуществляется не между пользователями, а между пользователем имашиной (аппаратно-программным комплексом). Наконец, веб-сайты в сети Интернет,которые не предусматривают возможности пользователей общаться между собой (т.е.не содержат функционала чатов, форумов или оставления отзыва о товаре с возможностью его комментирования другимипользователями), также вряд ли можно отнести к категории коммуникационныхинтернет-сервисов и соответственно ОРИвСИ.
Такимобразом, можно сделать вывод, что понятием ОРИвСИ охватывается практическилюбая компания, ведущая деятельность в сети Интернет, с использованием сервиса,посредством которого могут осуществляться коммуникации между пользователямисети Интернет. Указанный вывод подтверждается и практикой применения ст. 10.1Закона. Так, в числе первых ОРИвСИ были зарегистрированы ООО «Яндекс»(сервис электронной почты «Яндекс Почта»; облачный сервис храненияданных «ЯндексДиск»; сервис социальной сети «Мой круг»);ООО «Рамблер Интернет Холдинг» (сервис «Рамблер Почта»; ООО»Мэйл.Ру» (коммуникационный сервис «Mail.ru Агент»; сервис»почта Mail.ru»; сервис социальной сети «Мой мир»); ООО «Вконтакте» (сервис социальной сети vk.com); ООО «Одноклассники»(сервис социальной сети odnoklassniki.ru); ООО «Юкоз Медиа» — сервиссоздания веб-сайтов и бесплатного хостинга uCoz.ru; ОАО «Си-Медиа»(ряд сервисов тематических и новостных порталов: film.ru; cars.ru; newsland.ruи др.). Полная версия реестра доступна в формате «открытых данных» поадресу: http://rkn.gov.ru/opendata/7705846236-InformationDistributor/.
Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.
А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ
Реестр организаторов
Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 «Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети «Интернет»
Не являются организаторами
Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на
- операторов государственных информационных систем,
- операторов муниципальных информационных систем,
- операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
- граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.
Личные нужды
Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747″О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 — 4 статьи 10.1Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации».
Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).
Савельев А.И. Комментарий к 149-фз
Обязанности организатора
Порядок выполнения обязанностей
Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети «Интернет», связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ
Ограничение доступа
Организатор обмена мгновенными сообщениями
Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: — обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; — истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.
Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях.
Иностранная практика
Uniting and StrengtheningAmerica by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and ObstructTerrorism Act of 2001.
Directive 2006/24/EC»On retention of data generated or processed in connection with theprovision of publicly available electronic communication services or of publiccommunications netowrks and amending Directive 2002/58/EC» // OJ L 105/54.13.4.2006.
И хотянедавно она была признана Европейским судом Справедливости противоречащейЕвропейской конвенциио защите прав и основных свобод по причине неопределенности ее положений (см.решение от 8 апреля 2014 г. по делу Digital Rights Ireland and 594/12Seitlinger and Others N C-293/12), это практически не оказало никакого влиянияна положения национальных законодательств стран ЕС, которые имплементировали ееположения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конституционный суд Бельгии признал неконституционным закон о сборе метаданных Интернет-провайдерами и телекоммуникационными компаниями для потенциальных нужд правоохранительных органов. Закон был принят во исполнение Директивы ЕС о сборе данных, признанной недействительной в прошлом году. По мнению суда, закон, который обязывал операторов связи хранить пользовательскую информацию (телефонные переговоры и интернет-данные) в течение года, нарушал фундаментальное право на неприкосновенность частной жизни.
Источники
Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
-
Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.