Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Энциклопедия решений. Освобождение от НДС реализации изделий народных художественных промыслов

Освобождение от НДС реализации изделий народных художественных промыслов

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Регистрация образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ, что определено п. 1 постановления Правительства РФ от 18.01.2001 N 35. Этим же документом утверждены Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (далее — Правила). Таким образом, реализация изделий народных художественных промыслов не облагается НДС только при соблюдении условия о том, что образцы изделий зарегистрированы в установленном порядке (см., например, постановление ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12738-09).

В соответствии с п. 1 Правил регистрация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню образцов изделий, представленному органом исполнительной власти субъекта РФ (отдельно по каждому изготовителю изделий) на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта РФ. Зарегистрированный перечень оформляется по форме, предусмотренной Приложением N 2 к Правилам (п. 7 Правил).

Приказом Минпромторга России от 15.04.2009 N 274 утвержден Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов. В него входит 15 видов производств, каждый из которых содержит исчерпывающий список групп изделий народных художественных промыслов.

Таким образом, воспользоваться льготой, установленной пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик вправе только в том случае, если у него имеется перечень реализуемых им изделий (или его копия), составленный по форме, предусмотренной Приложением N 2 к Правилам и с отметкой Министерства промышленности и торговли РФ о регистрации этого перечня.

Обратите внимание, что посредническая деятельность в отношении реализации изделий народных художественных помыслов также не облагается НДС, поскольку является исключением из установленного в п. 7 ст. 149 НК РФ общего правила (п. 2 ст. 156 НК РФ).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

«Энциклопедия решений. Налоги и взносы» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным налогам, а также по вопросам проведения налоговых проверок и привлечения к налоговой ответственности

Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы

При подготовке «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, О. Шпилевой и др.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274
«Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»

С изменениями и дополнениями от:

28 октября 2009 г.

В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 234) и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2868), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов.

2. Признать утратившим силу приказ Минпромнауки России от 8 августа 2002 г. N 226 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов», зарегистрированный Минюстом России 19 августа 2002 г., регистрационный N 3704.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2009 г.

Регистрационный N 13952

Информация об изменениях:

Приказом Минпромторга России от 28 октября 2009 г. N 974 в настоящий перечень внесены изменения

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ
от 15 апреля 2009 г. N 274)

С изменениями и дополнениями от:

28 октября 2009 г.

Группы изделий народных художественных промыслов

Художественная обработка дерева и других растительных материалов

Читайте так же:  Подача жалобы в прокуратуру через интернет: как это сделать быстро и эффективно

Столярные, токарные, бондарные, резные, долбленые, гнутосшивные и гнутоклееные изделия из различных пород дерева с резьбой, росписью, инкрустацией, насечкой металлом, канфарением, окраской, морением, обжиганием и копчением, выжиганием, с отделкой лакированием, полированием, вощением, а также в сочетании с различными материалами.

Изделия из ценной текстурной древесины (капокорень, сувель, самшит, орех, бук, дуб, груша, ильм, можжевельник, кизил, боярышник, карельская береза): столярные, токарные, бондарные, резные, изделия из шпона, а также в сочетании с различными материалами.

Изделия из бересты, лозы ивы, корня хвойных деревьев, рогоза (чакана), соломки злаковых растений, листьев кукурузы, лыка и других видов растительного сырья, изготовленные в технике плетения, сшивания, оклеивания, в комбинированной технике в сочетании со столярной работой, декорированные окраской, тонированием, резьбой, росписью, просечкой, тиснением, гравировкой, процарапыванием с отделкой отбеливанием, лакированием в сочетании с другими материалами.

Производство художественной керамики

Гончарные, майоликовые, фарфоровые, фаянсовые, тонкокаменные, шамотные изделия с ручной росписью, лепниной, гравировкой, иными способами ручного декорирования, а также изделия, выполненные способом лепки.

Художественная обработка металлов

[2]

Декоративные изделия из цветных и черных металлов, выполненные способами чеканки, гнутья, ковки, просечки, литья по восковым моделям, а также посредством штамповки и литья с последующей ручной декоративной обработкой (гравировкой, эмалями, чернью, инкрустацией, оксидировкой, травлением).

Изделия из металла с декоративной росписью масляными красками и в сочетании с перламутром, а также другими материалами.

Производство ювелирных изделий народных художественных промыслов

Изделия из серебра, цветных металлов и сплавов (в том числе в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями, жемчугом, янтарем, перламутром, кораллами), выполненные в технике ювелирной монтировки, филиграни, зерни, финифти, а также посредством литья с последующей чеканкой, гравировкой, насечкой, чернью, травлением, оксидировкой, с применением эмалей, цветных паст, инкрустаций и других способов ручной декоративной обработки металлов.

Миниатюрная лаковая живопись

Изделия из папье-маше, металла, кости, перламутра и дерева ценных пород, древесно-опилочных материалов с миниатюрной лаковой живописью и декоративной росписью масляными и темперными красками и в сочетании с металлом, перламутром, твореным и сусальным золотом и серебром, поталями, различными материалами, с отделкой лакированием, полированием.

Художественная обработка камня

Изделия из твердых и мягких пород поделочного камня, янтаря и перламутра с резьбой, инкрустацией, мозаикой, токарной обработкой и ювелирной монтировкой камня, а также в сочетании с металлом.

Художественная обработка кости и рога

Изделия из бивня мамонта, клыка моржа, кости и рога домашних и диких животных, зуба кашалота, китового уса, кости морских животных с объемной, рельефной и ажурной резьбой, токарной обработкой, в оклейной технике, с гравировкой, подкраской, полировкой, инкрустацией, а также в сочетании с металлом, деревом и другими материалами.

Производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов

Изделия из тканей и других материалов (кожи, замши, трикотажа, войлока) с различными видами ручной и машинной вышивки и их сочетанием, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку, в том числе строчка, золотное шитье, вышивка бисером и другими материалами, а также аппликации.

Художественное ручное кружево

Кружево и кружевные изделия ручного плетения на коклюшках, игольное кружево и в сочетании ручного кружева с машинным.

Художественное ручное ткачество

Декоративные узорные ткани и тканые изделия, включая гобеленовые, выполненные на ручных ткацких станках и приспособлениях, на механических станках с ручной проработкой узора.

Художественное ручное вязание

Изделия, выполненные ручной узорной вязкой на спицах или машинным способом с ручной доработкой узоров, ажурным вязанием крючком.

Художественное ручное ковроткачество и ковроделие

Ковры и ковровые изделия, выполняемые на ручных вертикальных и горизонтальных станках, ворсовые, высоковорсовые (махровые), безворсовые гобеленовой и счетной техники исполнения, с ремизным узорообразованием, в комбинированной технике исполнения, рюйю, сумахи, войлочные с валянными, инкрустированными узорами, аппликацией, узорной стежкой, а также гобелены и другие изделия, изготовленные из конского волоса ручным плетением.

Художественная ручная роспись, набойка тканей

Изделия из тканей, оформленных в технике ручной свободной росписи, горячего и холодного батика, ручной набойки, печати по шаблону ручным способом, а также механизированным в сочетании с ручной росписью, выполненные в традициях народного искусства определенной местности.

Художественная обработка кожи и меха

Изделия из кожи и меха с использованием национальных видов вышивки и аппликаций, меховой мозаики, декоративных швов и оплеток, опушек, продержки ремешков, вышивки оленьим и конским волосом, бисером, а также изделия из кожи с росписью, тиснением, подкраской, вышивкой, мозаикой, с использованием металлической фурнитуры, исполненные, как ручным способом, так и ручным в сочетании с механизированным.

Прочие виды производств изделий народных художественных промыслов

Изделия из стекла, выполненные:

методом формования изделий совокупностью ряда приемов обработки горячего стекла непосредственно возле стекловаренной печи: выдувания (в формы или без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, кракле, накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей и лент;

из стеклянных трубок и стержней способами свободного и формового выдувания, ручного формования и лепки (в том числе, с последующим ручным декорированием).

Изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства определенной местности.

Куклы в национальных костюмах народов России, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликаций.

Изделия лоскутного шитья, выполненные путем ручной подборки составляющих элементов в традициях народного искусства определенной местности.

Изделия платочные, изготовленные путем переноса на ткань авторского рисунка посредством печати по шаблону в сочетании с ручным и механизированным способами декорирования, в соответствии с самобытными традициями народного художественного промысла определенной местности.

Музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры с применением ручного труда и методов творческого варьирования (инкрустация металлом, деревом, перламутром, резьба и роспись по дереву).

Согласно НК РФ не облагается НДС реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в установленном порядке.

Читайте так же:  Росреестр онлайн сведения об объектах недвижимости бесплатно

Перечень указанных изделий был утвержден Минпромнауки России. Однако указанное ведомство было упразднено, а его функции в настоящее время осуществляет Минпромторг России.

В связи с этим заново утвержден перечень изделий народных художественных промыслов.

Новый перечень ничем не отличается от перечня, утвержденного Минпромнауки России.

Изделия по-прежнему объединены в группы по видам производств: художественная обработка дерева и других растительных материалов; производство художественной керамики; художественная обработка металлов; производство ювелирных изделий народных художественных промыслов; миниатюрная лаковая живопись; художественная обработка камня, кости и рога; производство строчевышитых изделий народных художественных промыслов; художественное ручное кружево, ткачество и вязание; художественная обработка кожи и меха и др.

Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2009 г.

Регистрационный N 13952

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 мая 2009 г. N 94

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минпромторга России от 28 октября 2009 г. N 974

Видео (кликните для воспроизведения).

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Организации народных художественных промыслов

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Россия с давних времен славилась своими мастерами и умельцами, создававшими уникальные вещи. Достаточно вспомнить лаковую миниатюру, ковроткачество, роспись по ткани, вышивку, плетение кружев, резьбу по дереву и другие. При этом, заметим, что наша страна является одной из немногих стран, сумевшей сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов до сих пор. В наше время изделия народных художественных промыслов, возрожденные и сохраненные приемы и способы высокохудожественных производств, и мастерство российских ремесленников служат достойным подтверждением культурного наследия России.

Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей. Правовое регулирование отношений в этой области осуществляется в соответствии с:

ü Конституцией Российской Федерации;

ü Гражданским Кодексом Российской Федерации;

ü Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК РФ);

ü «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», утверждеными ВС Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1;

ü Федеральным законом от 6 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;

ü Указом Президента Российской Федерации от 07 октября 1994 года №1987 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»

ü Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 года №268 «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации».

ü Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

ü Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 23 июня 2005 года №194 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов в 2005 году»;

ü Приказом Минпромнауки Российской Федерации от 08 августа 2002 года №226 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов»;

[3]

ü Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

Для справки: правовое регулирование в области народных художественных промыслов, касающееся охраны и использования объектов интеллектуальной собственности регулируется законодательством России об интеллектуальной собственности;

В соответствии с Федеральным законом от 06 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» под народным художественным промыслом понимается:

«одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов».

Обратимся к Приказу Минпромнауки Российской Федерации от 08 августа 2002 года №226. Этим документом утвержден перечень производств и групп изделий народных художественных промыслов в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов:

Как видно из таблицы, приведенный перечень содержит массу производств, относящихся к легкой промышленности, в связи с чем можно отметить, что легкая промышленность является одной из немногих отраслей экономики, где активно функционируют предприятия народных художественных промыслов. Мы уже заметили, что государство заинтересовано в возрождении, сохранении и развитии народных художественных промыслов, и предпринимает активные действия к тому, чтобы такие предприятия развивались. В частности, в отношении предприятий народных художественных промыслов предусмотрены определенные льготы.

При этом следует обратить внимание, что не любая производственная организация легкой промышленности, даже при условии того, что она выпускает изделия, перечисленные в вышеприведенном перечне может быть отнесена к организации, имеющей статус организации народных художественных промыслов. Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 6 января 1999 года №7-ФЗ «О народных художественных промыслах»:

«К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов».

Итак, организации, имеющие статус организации народных художественных промыслов имеют определенные льготы. В частности таким организациям предоставляется льгота по земельному налогу. Напомним, что с 1 января 2005 года вступила в действие глава 31 НК РФ «Земельный налог». Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные на территории города или района, за исключением участков ограниченных в обороте или изъятых из оборота в соответствии с законодательством России (например, национальные парки, заповедники и тому подобное).

[1]

Статья 395 НК РФ содержит закрытый перечень лиц, освобождаемых от налогообложения. В пункте 6 статьи 395 НК РФ указано, что освобождаются от налогообложения:

Читайте так же:  Профессиональная переподготовка на базе высшего на логопеда

«организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов».

При этом следует обратить особое внимание на дополнительное условие, вводимое налоговым законодательством на данную льготу: земельный участок должен использоваться налогоплательщиком для производства и реализации изделий народных художественных промыслов. Если же организация использует земельный участок в других целях (например, сдает его в аренду), то права на льготу организация не имеет.

Организации народных художественных промыслов имеют право применять пониженную ставку единого социального налога (20%) , об этом свидетельствует статья 241 НК РФ.

Кроме того, налоговым законодательством предусмотрена и льгота по налогу на добавленную стоимость. Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации:

«реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

При реализации своего права на льготу в отношении НДС следует оговорить, что данная льгота распространяется не только на организации, признаваемые организациями народных художественных промыслов, но и на те, которые не имеют этого статуса, но производят и реализуют указанную продукцию.

Указанная льгота предоставляется лишь при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок такой регистрации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Кроме того данная льгота распространяется не только на производителей и продавцов, но и на посредников, реализующих изделия народных художественных промыслов в рамках посреднических договоров. Таким образом, если посредник реализует указанные изделия, то его посредническое вознаграждение также будет освобождаться от налога на добавленную стоимость.

Рассматривая льготы по НДС нельзя не остановиться на таком моменте, как реализация изделий народных художественных промыслов на экспорт. Наша консультационная практика показывает, что нередко организации, реализующие на экспорт указанные изделия, неправильно трактуют положения главы 21 «Налог на добавленную стоимость». То есть, применяют в отношении экспорта указанных изделий ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов и претендуют на получение вычета. На наш взгляд эта позиция ошибочна.

Ставки налога, установленные статьей 164 НК РФ применимы лишь в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, а не освобожденных от налогообложения. А операция по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, является именно операцией, освобожденной от налога. В связи с чем, налог на добавленную стоимость по ставкам, установленным статьей 164 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения согласно статье 149 НК РФ, не применяется. Исходя из этого, при экспортной реализации изделий народных художественных промыслов ставка 0 процентов не используется, а суммы «входного» налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации вышеуказанных изделий, к вычету не принимаются, а учитываются в их стоимости.

Если организация одновременно осуществляет налогооблагаемые операции и операции, освобожденные от налогообложения, она обязана организовать раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 170 НК РФ).

Заметим, что при желании организация может отказаться от использования данной льготы по НДС, такое право ей предоставляет пункт 5 статьи 149 НК РФ:

«Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года».

Взвесив все «за» и «против» организация принимает решение об использовании льготы или отказа от нее. Написав заявление в налоговый орган об отказе, организация вправе применять ставки, установленные статьей 164 НК РФ. То есть при экспорте она имеет право применить ставку 0 процентов и, соответственно, получить возмещение «экспортного» налога. Для этого ей необходимо собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ и подать декларацию по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета на предприятиях легкой промышленности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Производство и торговля в легкой промышленности».

Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 мая 2017 года N 03-01-15/31919

[О применении ККТ при реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов]

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. По вопросу о применении контрольно-кассовой техники (далее — ККТ)

Согласно информации, предоставленной производителями ККТ, минимальная стоимость новой ККТ в комплексе составит не более 25 тысяч рублей, которая включает в себя приобретение новой ККТ с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тысяч рублей, включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи. Кроме того, стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, по оценке производителей ККТ составит порядка 4 — 6 тысяч рублей.

Читайте так же:  Регистрация прав на недвижимое имущество проверить готовность

Также обращаем внимание, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает дополнительные затраты.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении некоторых видов деятельности и при оказании ряда услуг, в том числе при реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов.

Таким образом, при реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов ККТ не применяется.

2. По вопросу о страховых взносах

Законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

При этом в настоящее время такая категория плательщиков, как индивидуальные предприниматели без наемных работников, не может сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму, а расходы бюджета ПФР на финансовое обеспечение страховых пенсий данным гражданам превышают уплаченные ими страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В связи с этим финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет перераспределения страховых взносов, уплачиваемых работодателями за наемных работников, и ассигнований федерального бюджета, направляемых на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

Таким образом, снижение величины страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых упомянутой категорией плательщиков страховых взносов, приведет к недопоступлению страховых взносов в бюджет ПФР и, соответственно, к возможным рискам, связанным с ограничением формирования объема пенсионных прав для данной категории застрахованных лиц.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Есть ли освобождение от онлайн-касс для деятельности, связанной с народными художественными промыслами?

п.2 ст.2 ФЗ № 290 от 03.07.2016г. в силе или уже что-то изменили?
ОКВЭД 32.99 народные художественные промыслы.

Решение вопроса

Ничего не изменилось. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении некоторых видов деятельности и при оказании ряда услуг, в том числе при реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов.

Таким образом, при реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов ККТ не применяется (Письмо Минфина РФ от 24.05.2017 N 03-01-15/31919).

Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов

Письмо Министерства финансов РФ
№03-01-15/57421 от 07.09.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 290-ФЗ)) (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

При этом согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ до 01.07.2018 при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ).

Федеральным законом N 290-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ, в том числе реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов.

Введение обязанности применять ККТ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, связано в том числе с тем, что из-за непредставления данными лицами налоговых деклараций и неприменения ККТ налоговые органы лишены возможности осуществлять контроль в отношении установленных для таких предпринимателей ограничений по доходам как в части проведения камеральных налоговых проверок, так и проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. При этом осуществление выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, в целях контроля за таким ограничением крайне неэффективно.

В соответствии с новым порядком применения ККТ передача данных о наличных денежных расчетах в адрес налоговых органов будет направляться в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.

Читайте так же:  Проверка лицензии на осуществление образовательной деятельности

Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.

Согласно информации ФНС России в настоящее время в продаже представлена ККТ стоимостью менее 18 тысяч рублей, включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа на сайтах производителей ККТ в сети Интернет с фиксированным сроком доставки.

Информация о ценах на ККТ, производителях, а также иная справочная информация и материалы о новом порядке применения ККТ, в том числе буклет новых моделей и моделей, подлежащих модернизации, размещены на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

При этом отмечаем, что в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 18416-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017 — 2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность получения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налогового вычета на расходы на приобретение ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Размер указанных расходов предполагается ограничить суммой в 18 тысяч рублей за единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчета с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом) после 01.07.2018.

Обращаем внимание, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что исключает дополнительные затраты.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.

При этом приказом Минкомсвязи России от 05.12.2016 N 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 N 45053) установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет вышеуказанный перечень, а также внесенные в него изменения.

Вместе с тем следует отметить, что принятие решения об отмене обязанности применять ККТ для дополнительных категорий налогоплательщиков противоречит тем целям и задачам, для достижения и решения которых принимался Федеральный закон N 290-ФЗ: снижение административной нагрузки на бизнес, сокращение объема «теневого» оборота наличных денежных средств и увеличение налоговых поступлений в бюджет, а также построение современной автоматизированной системы контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющей осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Источники


  1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.

  2. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  3. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
  4. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.
Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here