Содержание
- 1 Гражданство Российской Федерации его принципы, основания приобретения и прекращения (стр. 1 из 7)
- 2 Понятие и принципы гражданства, основания приобретения и прекращения гражданства
- 3 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения
- 4 Гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения (стр. 1 из 8)
- 5 Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения
Гражданство Российской Федерации его принципы, основания приобретения и прекращения (стр. 1 из 7)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Факультет права и экономической безопасности
Кафедра государственного и административного права
Тема : Гражданство Российской Федерации – его принципы, основания приобретения и прекращения
3 .порядок приобретения гражданства…………………………………. стр.11
4. способы прекращения гражданства………………………………..… стр.18
6 .лица без гражданства (апатриды).…………………………………. стр.23
7 .правовое положение беженцев и переселенцев……………………. стр.25
8. правовое положение иностранцев…………………………………. стр.28
9 .порядок разрешения дел о гражданстве………………………..….… стр.34
С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики»
Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и законом о гражданстве от 1 июля 2002 г, а также некоторыми подзаконными актами
На различных этапах историко-политического развития России меняются и составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. Однако, несмотря ни на что, предназначение института гражданства остается неизменным. Юридическое содержание этого института определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих субъектов. Современные социально-политические изменения послужили причиной возникновения серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. Вследствие этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов его правового регулирования, в настоящее время имеет важное значение.
Учитывая сложившуюся политическую обстановку в стране был разработан новый закон о гражданстве, пришедший на смену существовавшему ранее закону о гражданстве от 1992 г. Новый закон вступил в силу 1 июля 2002г. Принятие данного закона вызвано, главным образом, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Действующий ранее закон о гражданстве 1992г за десятилетний период своего существования не претерпел существенных изменений ни в связи с подписанием Россией в 1997 г. Европейской конвенции о гражданстве, ни в связи с необходимостью учета сложившихся отношений между Россией и новыми независимыми государствами, образовавшимися в результате распада СССР.
Институт гражданства имеет важное значение для повседневной жизни и государственно-правовой деятельности. Утверждение в Российской Федерации основ правового государства предполагает точное соблюдение общепризнанных мировых стандартов в области прав и свобод человека. Так, в международном праве среди прав и свобод человека, большое внимание уделяется вопросам, связанным с правом на гражданство, его приобретение и изменение. В подтверждение этого в ст.15 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «каждый человек имеет право на гражданство, никто не может быть произвольно лишен своего гражданства».
В данной работе я рассмотрю понятие гражданства, его основные особенности и значение. Выявлю основные принципы института гражданства, а также, изучу основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.
Основу правового статуса индивида образуют правоотношения гражданства. Сущность гражданства состоит во взаимоотношениях человека и государства. Государство и человек выступают как равноправные и равнообязанные субъекты, отдающие приоритет общечеловеческим ценностям.
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»:гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека[1] .
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
· паспорт гражданина Российской Федерации. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет — бессрочно
· свидетельство о рождении
· иной документ, содержащий указание на гражданство.
Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере, поскольку они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий их расторжения гражданином в одностороннем порядке. Например, для прекращения отношений гражданства по ходатайству гражданина требуется согласие государства, оформляемое в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время эти отношения вообще не могут быть расторгнуты[3] .
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом РФ «О гражданстве РФ»
Принципы гражданства — это общие основы, определяющие сущностные черты отношений гражданства, среди них выделяют следующие:
1) принцип единого гражданства . В силу федеративного устройства России этот принцип — один из важнейших и закрепляется в Конституции (ч. 1 ст. 6).
Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, входящий в состав федерации, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.[4]
Единое гражданство в федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2) принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства. В законодательстве ряда зарубежных стран введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути и не ставит различий в правах граждан в зависимости от способа и времени приобретения гражданства.
3) проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства, то есть принцип открытого и свободного характера гражданства.
Во-первых, это выражается в том, что, согласно ст. 1 Закона о гражданстве, в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый на доступных для большинства основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику.
Понятие и принципы гражданства, основания приобретения и прекращения гражданства
Гражданство – правовая связь человека с РФ, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей.
Принципы института гражданства:
-
гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения; проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает гражданства; гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству, если он не признается преступником в РФ (экстрадиция); РФ всячески поощряет приобретение гражданства РФ лицами без него; гражданин РФ, имеющий также иное гражданство рассматривается РФ как гражданин РФ; приобретение гражданином РФ гражданства др. государства не влечет лишение его гражданства РФ; гражданам РФ за пределами РФ предоставляется всяческая защита и покровительство.
Приобретение гражданства РФ:
-
По рождению – ребенок, родители которого являются гражданами РФ, является гражданином РФ. До 14 лет следуют гражданству родителей, после 14- требуется их согласие. В результате приема – натурализация. Иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 18 лет, имеют право обратиться в соответствующие органы с заявлением о приеме гражданства (общий порядок приема), если они проживают в России в течение 3-5 лет непрерывно (не выезжая за пределы РФ более, чем на 3 месяца в год), для беженцев срок сокращается вдвое.
Требования могут быть упрощены при наличии следующих оснований:
– наличие в прошлом гражданства СССР;
– усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;
– наличие особых высоких достижений науки и техники, обладание редкой квалификацией;
– заслуги перед народом;
– предоставление политического убежища.
Прекращение гражданства – выход из гражданства происходит на основании свободного волеизъявления лица (ходатайство).
Основания для отказа в выходе из гражданства, если ходатайствующий гражданин:
-
имеет имущественные обязательства п/д др. гражданами или юридическими лицами; имеет перед государством какие-либо невыполненные обязательства; привлечен соответствующими органами в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо имеется ступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор по уголовному делу.
Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения
Гражданство
— устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года-. Принципы гражданства (Статья 4):
1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
2. Гражданство РФ является единым (гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ) и равным независимо от оснований его приобретения.
4. Неотъемлемость гражданства — Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.
6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.
7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Статья 6 Двойное гражданство
1. Принцип приоритета норм международного права — Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или ФЗ.
2. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.
Гражданство РФ приобретается:
2. в результате приема в гражданство РФ;
3. в результате восстановления в гражданстве РФ;
4. по иным основаниям, предусмотренным ФЗ или международным договором РФ.
Приобретение гражданства РФ по рождению:
1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба или единственный его родитель имеют гражданство РФ;
б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно;
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ;
г) оба или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.
2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.
Прием в гражданство РФ:
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке, если:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. (выезд за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года). (необязательно для граждан государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах)
б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено м/н договором РФ или ФЗ, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком.
в упрощенном порядке
, если они:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ
в упрощённом порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если они:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.
Восстановление в гражданстве РФ:
Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ, при этом срок их проживания (требуемый для получения гражданства) на территории РФ сокращается до трех лет.
Гражданство РФ прекращается:
1. вследствие выхода из гражданства РФ (на основании добровольного волеизъявления лица в общем порядке)
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. по иным основаниям, предусмотренным ФЗ или международным договором РФ.
Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:
1. имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;
2. привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
3. не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
В результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить (оптация) свое гражданство согласно условиям данного м/н договора.
Гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения (стр. 1 из 8)
Московский гуманитарно-экономический институт
по дисциплине: «Конституционное право Российской Федерации»
«Гражданство в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения»
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие, становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
1.2 Конституционные принципы российского гражданства
1.3 Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Глава II. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ
2.1 Особенности приобретения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.2 Особенности прекращения гражданства РФ по новому ФЗ «О гражданстве РФ»
2.3 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ
Вопрос «Гражданство в РФ: конституционно-правовое регулирование, основания приобретения и прекращения в РФ» является самым интересным и актуальным из представленных на рассмотрение.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что гражданство — один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы статуса личности, отражает основы статуса личности, отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех и иных видов правоотношений, при реализации им своей правоспособности.
Объектом исследования является законодательные и конституционно-правовые положения о статусе личности.
Предметом исследования данной работы является конституционные положения о гражданстве.
Цель исследования: углубление и закрепление знаний об особом правовом состоянии, называемом гражданством.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи :
– изучить и обобщить имеющиеся материалы о конституционно-правовом развитии и регулировании гражданства РФ;
– на основе анализа изучить принципы и порядок приема в гражданство РФ;
– проанализировать порядок приобретения гражданства РФ;
– на основе анализа научных публикаций рассмотреть порядок прекращения гражданства РФ.
Методологическая основа исследования курсовой работы . Основными методологическими принципами при подготовке курсовой работы явились: объективность, всесторонность, историзм. Материалы, составляющие основу исследования, изучались и подвергались анализу с учетом хронологических событий, содержания правовых форм. Методологическую базу исследования составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Источниковая база исследования, включает в себя базовые учебные пособия по Конституционному праву России: Баглай М.В., Воеводин Л.Д., Козлова Е.И., Лукашева Е.А. и т.д;, а также научные статьи из журналов, Конституцию РФ и иные нормативные правовые акты.
Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка и приложения.
В 1-ой главе «Гражданство – неотъемлемое право личности», рассматривается процесс становления, развития и правового регулирования понятия «гражданство» в России, анализируется правовая связь человека с государством, определенное правовое положение лица в конкретной стране, статус гражданина как гарантия предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условие свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину, а также рассматривается позиция иностранных граждан, лиц без гражданства беженцев и вынужденных переселенцев..
Во 2-ой главе «Основания приобретения и прекращения гражданства РФ», анализируются Закон о гражданстве, из которого выявляются основания приобретения гражданства, разъясняются понятия «право крови», «право почвы» и натурализация как наиболее распространенных критериев основания приобретения гражданства, анализируются выход из гражданства, рассматривается ряд случаев, когда государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение и приводится список государственных органов, занимающихся делами о гражданстве.
Глава I. Гражданство – неотъемлемое право личности
1.1 Понятие, становление, развитие и законодательное регулирование гражданства в России
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданства является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством на только внутри страны, но и за ее пределами.
Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древних городах-государствах признавались лишь свободные люди. Римское право рассматривало рабов как вещь.
В период феодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида в зависимость от феодала. Подданные практически не имели прав, они несли многочисленные повинности, обязанности перед своим сувереном. Институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти.
Как известно, до 1917г. в России понятие гражданства не существовало — все жители Российской империи считались подданными. Институт подданства сохранялся до 1917г. Советская власть Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[1] от 11 (24) ноября 1917г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегии, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. В соответствии с этим декретом упразднялись все существовавшие сословия и сословные деления граждан (ст. 1), уничтожались всякие звания, титулы, наименования гражданских чинов (дворянина, купца, мешанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов (тайные, статские и другие советники) и устанавливалось одно общее для всего населения России наименование «гражданин Российской Республики» (ст. 2). Отменялись все соответствующие статьи доныне действующих законов (ст. 6).
Но советский законодатель не остановился на этом, используя институт гражданства в целях утверждения тоталитарного режима, не особо считаясь с правами и свободами граждан. Уже совместным Декретом ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921г.[2] лишались права российского гражданства все лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917г. без разрешения советской власти (п. «б» ст. 1); лица, пробывшие за границей беспрерывно свыше пяти лет (п. «а» ст. 1); лица, имевшие право оптации российского гражданства и не воспользовавшиеся этим правом (п. «т» ст. 1); и, конечно же, все участвующие в какой-либо форме в контрреволюционных организациях или добровольно служившие в армиях, воевавших против советской власти (п. «в» ст. 1).
До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик[3] . Г.В. Чичерин, делая доклад о союзном гражданстве на сессии ВЦИК СССР в 1924г., говорил, что Декларация прав человека и гражданина 1791г. заменила понятие подданного как объекта навязываемой воли понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощенном в виде государственной власти[4] .
Однако практика шла другим путем, и уже 13 ноября 1925г., было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших срок регистрации. »[5] . По мере укрепления тоталитарного режима ужесточались и нормы института гражданства. Апогеем в этом плане стали нормы Постановления Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929г.[6] , по которому лица, отказавшиеся вернуться в Союз ССР, объявлялись вне закона (ст. 2). Далее в постановлении пояснялось, что влечет за собой «объявление вне законам пункт «а» — конфискацию всего имущества осужденного; пункт «б» — расстрел осужденного через 24 часа после удостоверения его личности. Это же относилось и к должностным лицам государственных учреждений, отказавшимся вернуться в пределы СССР, что квалифицировалось как измена (ст. 1).
К сожалению, и в более поздних законах о гражданстве, когда наметился поворот от тоталитарного режима, нормы о лишении гражданства, хотя и с оговоркой «в исключительном случае» (на пример, ст. 18 Закона СССР «О гражданстве СССР»[7] ), продолжали иметь место. Впервые норма о невозможности лишения своего гражданства была закреплена в Законе РСФСР от 28 ноября 1991г. (п. 2 ст. 1 «Право на гражданство»)[8] . Ныне данная норма закреплена в Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 6) и относится к важнейшим устоям основ конституционного строя нашего общества.
Российское гражданство: понятие, основание приобретения и прекращения
Курсовая работа по правовым основам Российского государства. Гражданство.doc
— рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
— состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
— наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
— наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
— предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
— признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Нужно отметить, что некоторые из этих условий с 1 января 2004 года теряют свою силу, а точнее становятся условиями для принятия гражданства в упрощенном порядке. К таким условиям отнесены:
— наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
— предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
— признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке вызвал особые дискуссии. Законом 2002 года были определены следующие особенности прием в гражданство в упрощенном порядке.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения общих условий, если указанные граждане и лица:
— имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
— имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Законом от 11 ноября 2003 года было определено, что с 1 января 2004 года к этим условиям добавляется еще одно очень важное условие, которое во многом сняло остроту вокруг порядка приобретения гражданства:
— являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
— ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
— ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, — по заявлению родителя;
— ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, — по заявлению опекуна или попечителя, имеющего гражданство Российской Федерации.
Законом от 11 ноября 2003 года закреплены чрезвычайно важные условия приобретения гражданства в упрощенном порядке, вокруг которых и происходили основные споры сторонников и противников бывшего закона. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:
— родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
— состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
— являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Кроме того, согласно этому закону в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
2.2. Основания и порядок прекращения Российского гражданства. Двойное гражданство.
Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства Российской Федерации. Прекращение гражданства осуществляется только на добровольной основе 14 . Условия прекращения гражданства практически остались неизменными в сравнении с законом 1991 г. и в целом разработаны на основе общепринятых международных принципов.
Статья 18 Закона 2002 года предусматривается, что гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.
Выход из гражданства может осуществляться как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.
Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи.
Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению.
Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Гражданство может прекращаться также вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.
Следующий случай прекращения гражданства — выбор другого гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация).
Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).
Также гражданство России может быть прекращено и по иным основаниям.
Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).
Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 63) равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин. Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства:
— лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в сторону второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.
— лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые трудно доступны иностранцам.
— наличие двойного гражданства в некоторые странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.
— в некоторых правопорядках вместе с получением гражданство приобретаются и льготы в налогообложении 15 .
С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.
Для России двойное гражданство является чрезвычайно важным институтом. Это связано с проблемой бывших граждан СССР, ставших гражданами России, которые оказались на территории бывших республик СССР, но не могут по разным причинам, в первую очередь по финансовым, выехать в Россию. Для таких граждан двойное гражданство приобретает большую важность. Однако, в настоящее время практически все бывшие республики СССР стали отказываться от двойного гражданства с гражданами СССР. Главной проблемой связанной с двойным гражданством, которая существенно влияет на этот процесс, безусловно, является проблема лояльности.
Лояльность бипатридов (лиц, имеющих двойное гражданство), по мнению ряда ученых-международников, является основной неразрешимой на сегодняшний день проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан.
Так, по мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения — это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства» 16 .
А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т. д.» 17 .
Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.
Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, — пишет Ю.Р. Боярс, — как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления» 18 .
Источники
Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
-
Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.