Содержание
- 1 Штраф за непредоставление пояснений по требованию налоговой
- 2 В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)
- 3 На ИФНС не угодишь: за неформат пояснений – штраф, за форматные пояснения – тоже штраф
- 4 26.03.2018 ИФНС затребовала пояснения к декларации? Штрафа можно избежать!
- 5 Как помощь клерков помогла бухгалтеру снизить штраф от ИФНС в 4 раза
- 6 Пояснения в рамках камеральной проверки: что могут требовать налоговики
- 7 Необходимо оспорить штраф налоговой за непредоставление по запросу документов
- 8 Налоговой ответственности за непредставление в инспекцию пояснений не предусмотрено
- 9 Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года
- 10 Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)
Штраф за непредоставление пояснений по требованию налоговой
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
По результатам камеральной проверки декларации по НДС за I квартал 2017 года налоговой инспекцией выставлен организации штраф в размере 5000 рублей в рамках статьи 129.1 НК РФ за непредставление пояснений по ранее выставленному требованию. Ответ на требование представлен вовремя, по телекоммуникационным каналам связи через оператора, как неформализованное письмо, есть извещения о получении письма налоговым органом. В пункте 3 статьи 88 НК РФ, на который дается ссылка в статье 129.1 НК РФ, четко прописано, что непредставленными считаются пояснения, представленные на бумажном носителе. Нами же сведения представлены в электронном виде.
Можно ли считать действия налогового органа неправомерными?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация обязана была представить пояснения по формату, установленному приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.
Правомерность привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 НК РФ, можно поставить под сомнение.
Организация имеет право обжаловать решение налогового органа о привлечении ее к ответственности.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
— Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
— Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
7 сентября 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
В каких случаях инспекция не будет штрафовать за несообщение сведений? (Фирфарова Н.В.)
Дата размещения статьи: 15.01.2018
Пунктом 3 ст. 88 НК РФ установлено, что, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения.
Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной проверки такой декларации представляют соответствующие пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (ЭДО) по установленному формату. За непредставление указанных пояснений им грозит штраф в соответствии со ст. 129.1 НК РФ.
Будет ли плательщик НДС привлечен к ответственности за представление пояснений к налоговой декларации в установленный срок с нарушением формата представления? Предлагаем разобраться в данном вопросе на конкретной ситуации.
За что могут наказать налоговики?
Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) налогоплательщиком сведений, которые в соответствии с НК РФ он должен сообщить инспекции, в том числе непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной декларации (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — 20 тыс. руб.
О формате представления пояснений в инспекцию
Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ (далее — установленный формат).
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ необходимые налоговикам пояснения не считаются представленными в случае их представления на бумажном носителе.
О причине возникновения спора
Кто прав? Ищем ответ, опираясь на нормы налогового законодательства
Непредставление пояснений равнозначно их представлению по неустановленному формату?
На ИФНС не угодишь: за неформат пояснений – штраф, за форматные пояснения – тоже штраф
При получении от ИФНС требования по декларации по НДС следует сформировать пояснения по установленному формату.
Если пояснения отправлены в «неформатном» виде, налоговики пытаются штрафовать налогоплательщиков на 5000 руб. на основании п.1 ст. 129.1 НК. Однако такой штраф не правомерен, о чем уже неоднократно заявляли в Центральном аппарате ФНС, куда обращаются с жалобами оштрафованные налогоплательщики.
Между тем мнение вышестоящей организации игнорируется налоговиками на местах и штрафы продолжаются.
Напомним, вывод о неправомерности штрафа за неформатные пояснения сделан в решениях ЦА ФНС № СА-4-9/18214@ от 13.09.2017, № СА-4-9/18464@ от 15.09.2017.
26.03.2018 ИФНС затребовала пояснения к декларации? Штрафа можно избежать!
Требование ИФНС о представлении пояснений к декларации еще не обозначает, что налоговики нашли в ней ошибку. Обнаружение неточностей, свидетельствующих о неуплате налога, подтверждается актом налоговой проверки.
Это значит, что организация может заплатить недостающую сумму с пенями и подать уточненку, даже получив требование пояснить нестыковки. Штрафа за неуплату не будет. Главное – успеть до составления акта.
Как помощь клерков помогла бухгалтеру снизить штраф от ИФНС в 4 раза
Подписчики нашей группы «Красный уголок бухгалтера» на Фейсбуке делятся профессиональными проблемами и помогают другу советами. Так, одна из наших читательниц благодаря помощи коллег смогла добиться снижения штрафа в 4 раза.
В чем суть проблемы?
Через некоторое время получено уведомление о явке для подписания и получения акта проверки по факту несвоевременного представления ответа на вышеуказанное требование по п. 1 ст.129.1 НК РФ.
В ИФНС пояснили, что на это требование надо было дать формализованный ответ, а бухгалтер дала неформализованный. Штраф — 5000 руб.
Бухгалтер решила писать возражения и попросила у клерков совета — как снизить штраф.
За что штраф?
Формат пояснений утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».
В случае непредставления, либо несвоевременного представления или представления пояснений налогоплательщиком НДС не по утвержденному формату, предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 129.1 НК РФ: за первичное нарушение налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей; за повторное нарушение в течение календарного года штраф увеличится до 20 тыс. рублей.
Чего удалось добиться?
Уважаемые коллеги, если кто помнит мой пост по поводу формализованного и неформализованного ответа на требование по уточнению книги покупок/продаж по НДС — хочу всех поблагодарить за ответы, участие и напутствия! Благодаря вам я написала ходатайство о снижении штрафа, и вот сегодня получила решение — штраф снизили с 5000 до 1250. Всем спасибо!
— Elena Saturyants
Мы поздравляем нашу подписчицу с маленькой победой! Между тем отметим, что в данном случае имелась возможность и вовсе «отбиться» от штрафа.
Как «отбиться» от штрафа?
В ФНС указали, что положения статей 88, 129.1 НК РФ не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такие пояснения не считаются представленными.
Кого еще штрафуют?
Читатели нашего форума также делятся информацией о привлечении их к ответственности за неформат пояснений.
встречную проверку отправила через обращение налогоплательщика в формате JPEG в архиве ZIP, раньше все нормально было, а в этот раз прислали уведомление о штрафе.
Провела тест загрузила 1 из 3-х файлов в электронную отчетность, ругается на точки и пиксили.
налоговая на 129.1. ссылается
— Juliu
Это решение ФНС прибавило оптимизма бухгалтерам, которые теперь намерены оспорить штраф.
Пояснения в рамках камеральной проверки: что могут требовать налоговики
С 2014 года вступили в силу новые правила проведения камеральных проверок (см. «В Налоговый кодекс внесены поправки, касающиеся камеральных проверок, штрафов, блокировки счетов и способа сдачи отчетности»). В частности, изменениям подверглись правила о предоставлении дополнительных документов и сведений. Так, втрое увеличилось количество случаев, когда от налогоплательщика можно потребовать пояснения. Однако законодатель не указал, что же конкретно считается пояснениями. В результате под видом пояснений налоговики нередко требуют дополнительные документы. Насколько это законно? Давайте разбираться.
Назовем новые правила
Поправки в статью 88 НК РФ, регулирующую порядок проведения камеральных проверок, были внесены Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Инспекторы получили право требовать от налогоплательщика пояснения не в одном, а в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):
1. Если при «камералке» выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа (представленных налогоплательщиком или полученных в ходе налогового контроля).
2. При представлении «уточненки» с суммой налога к уменьшению;
3. При предоставлении декларации, в которой заявлен убыток.
Для представления пояснений по любому названному основанию, установлен единый срок — 5 рабочих дней после получения от налоговой инспекции соответствующего требования. Форма требования, которую инспекторы должны направлять налогоплательщику, на данный момент не утверждена. Однако Федеральная налоговая служба рекомендовала инспекциям использовать для этих целей форму, содержащуюся в письме ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705.
Что такое пояснения
На этом, пожалуй, ясность в новых правилах и заканчивается. Так, Налоговый кодекс не дает четкого ответа на самый главный вопрос: что же такое эти пояснения? Могут ли эти пояснения быть, к примеру, устными? Или могут ли инспекторы под видом пояснений запрашивать дополнительные документы?
Обратите внимание: важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации — вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Но в этом случае инспекция присылает официальное уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.
Пояснениям налогоплательщика в рамках «камералки» целиком посвящен пункт 3 статьи 88 НК РФ. А про истребование документов в рамках камеральной проверки говорится в других пунктах этой же статьи: 6, 8, 9 и так далее. Из этого следует, что законодатель четко отделил право налоговой инспекции требовать документы от права требовать пояснения. А значит, логично предположить, что пояснения и документы, как говорится, «две большие разницы». Подтверждением этого вывода может служить и пункт 4 статьи 88 НК РФ, в котором говорится буквально следующее (выделено автором):
«Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».
Как видим, здесь законодатель тоже противопоставил пояснения и документы, сделав это в пределах одного пункта статьи 88 НК РФ. При этом законодатель четко указал: если инспекция требует именно пояснения, то представление документов — это право, а не обязанность налогоплательщика. На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов.
Письменно или устно?
Перейдем теперь к следующему вопросу: как должны быть оформлены пояснения? Налоговый кодекс разъяснений по этому вопросу не содержит. Но из того противопоставления пояснений и документов, о котором мы говорили чуть выше, следует, что пояснения вовсе не обязательно должны быть письменными. Ведь документ, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Право использовать это определение в налоговых целях нам дает статья 11 НК РФ, поскольку своего определения термина «документ» Налоговый кодекс не содержит.
Выходит, что, получив от инспекции требование представить пояснения, налогоплательщик может действовать по любому из трех сценариев. Во-первых, подготовить письменные пояснения и направить их в налоговую инспекцию. Во-вторых, придти/позвонить в инспекцию и сообщить свое мнение проверяющим устно. В-третьих, дополнить свои пояснения (как устные, так и письменные) какими-либо подтверждающими документами.
Пояснения не представлены
Идем дальше. Налоговый кодекс установил пятидневный срок для предоставления налогоплательщиком своих пояснений. Но при этом обошел стороной вопросы о том, что грозит налогоплательщику, который нарушит этот срок и, либо представит документы позже, либо не представит их вовсе. Также не решен в НК РФ вопрос возможного продления этого срока.
Давайте попробуем разобраться с этим самостоятельно. Начнем с вопроса: что же будет, если требование инспекции вообще проигнорировать? Нормы, устанавливающей ответственность за непредставление пояснений, НК РФ не содержит. Применить в этом случае статью 126 НК РФ, которая предусматривает штраф за непредставление документов и сведений, вряд ли получится, так как в случае с пояснениями законодатель не установил даже форму их предоставления. Как мы уже выяснили, пояснения вполне могут быть устными. По той же причине не применимы и санкции, установленные статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».
Так что если организация проигнорирует требование о представлении пояснений, инспекция должна будет действовать по общему алгоритму камеральных проверок. А именно: при обнаружении нарушения налогового законодательства будет составлен акт проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ, на основании которого в дальнейшем может быть принято решение о доначислении налогов, пеней и привлечении к ответственности.
Пояснения представлены с опозданием
Перейдем к вопросу о сроке представления пояснений. В Налоговом кодексе прямо не указано, что истечение пятидневного срока, отведенного на представление пояснений, делает их представление невозможным. Другими словами, срок этот не пресекательный. Значит, подать документы можно и за пределами. Более того, в пункте 5 статьи 88 НК РФ сказано, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И при этом никаких ограничений или исключений по документам, представленным с нарушением пятидневного срока, эта норма не устанавливает. В итоге получаем, что если налогоплательщик успел представить свои пояснения и документы до завершения проверки и (или) составления акта, то инспекторы обязаны их рассмотреть.
И в заключение рассмотрим вопрос о продлении срока, отведенного для представления пояснений. Такой возможности НК РФ инспекции не дает. А поскольку налоговые органы обязаны действовать строго в рамках закона, подобные ходатайства будут отклонены. Но в условиях, когда инспекторы обязаны рассматривать даже и те пояснения, которые поступили с опозданием, а также отсутствия ответственности за нарушение сроков, этот факт налогоплательщиков расстраивать не должен.
Необходимо оспорить штраф налоговой за непредоставление по запросу документов
Мы маленькое консалтинговое агенство, к нам пришло требование от нашей налоговой (в которой мы стоим на учете)со следующим содержанием:
В соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации
необходимо представить в течение 5 дней со дня получения настоящего Требования
1. Сведения о том, каким образом был установлен контакт с ООО » Клиент» ИНН.
отчетность за ООО «Клиент» ИНН .
3. Сведения о том, с кем из сотрудников и представителей ООО » КЛИЕНТ» ИНН был установлен контакт.
касающиеся деятельности ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«КЛИЕНТ», ИНН , КПП ,
в связи с проведением следующих мероприятий налогового контроля: Истребование
документов (информации) при проведении камеральной налоговой проверки.
Приложение: копия поручения ИФНС России № 9 по г.Москве об истребовании
документов (информации) от 21 апреля 2017 г. № 17-17/262/3440 на л.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса истребуемые документы могут быть
представлены в ИФНС России №24 по г. Москве по адресу г.
На основании статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с проведением камеральной налоговой проверки ООО «КЛИЕНТ», ИНН, КПП ИФНС России № 9 по г.Москве поручает истребовать документы (информацию).
Налоговый орган, которому поручается истребовать докумены (информацию): ИФНС России № 24 по г.Москве
Лицо, у которого поручается истребовать документы (информацию):
ООО «БухКонсалтинг» — требование о предоставлении документов не выполнило, руководствуясь тем, что ст. 93.1 звучит «1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.»
ООО «БухКонсалтинг» — не проверяемое лицо, а в адрес «Клиент» — налоговая такого запроса не делала.
т.е. документы запрашиваются у лица не участвующего в камеральной проверке.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нужно составить грамотный ответ в налоговую — обосновывающий такую точку зрения ООО «БухКонсалтинг».
Ответы юристов ( 5 )
- 7,7 рейтинг
- 2637 отзывов эксперт
ст. 93.1 звучит «1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.»
Так звучит статья 93. А статья 93.1 звучит так:
Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Поэтому, если идет проверка ООО «Клиент» (о чем вы не можете достоверно знать), то налоговый орган вполне имеет все основания затребовать данную информацию.
в консультанте именно «у контрагента или у иных лиц» — такой фразы я не вижу.
Как раз я и знаю, что запрашивает налоговая у моего клиента — я веду его бухучет.
В настоящий момент п. 1 ст. 93 НК РФ выглядит так:
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Т.е. налоговая при проведении проверки вправе истребовать документы у контрагентов и иных лиц документы (информацию), относящуюся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Процедура истребования документов (информации) описана в той же статье:
3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.
6. Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
Налоговой ответственности за непредставление в инспекцию пояснений не предусмотрено
На это обратили внимание эксперты службы Правового консалтинга «Гарант», проанализировав законодательство. Вопрос возник в связи с тем, что налоговики направили компании требование представить пояснения по налогу на имущество организаций за I квартал 2016 года – а фирма отправляла за этот квартал и за весь прошлый год пустые декларации, при этом налогооблагаемого имущества у нее не было. В запросе инспекции было указано, налоговый расчет по авансовому платежу за I квартал 2016 года не соответствует налоговой декларации, представленной за 2015 год, но в чем именно заключается несоответствие, не разъяснялось.
Специалисты подчеркнули, что у компании вообще не было обязанности направлять декларацию. Дело в том, что плательщиками налога на имущество организаций признаются только те из них, кто имеет налогооблагаемое имущество (п. 1 ст. 373 НК РФ).
Правда, несмотря на отсутствие налоговой ответственности за непредставление пояснений, существуют другие риски. Так, на организацию могут наложить административные санкции за неповиновение законному распоряжению или требованию должностных лиц налоговых органов. Наказание за этот проступок для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Кроме того, налоговый орган будет вправе назначить в отношении компании выездную проверку (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года
Налоговый контроль – это очень важная и в то же время самая конфликтная часть работы налоговых органов. Прежде всего это касается проверок самого налогоплательщика, но некоторые обязанности, за неисполнение которых предусмотрена налоговая ответственность, могут возникать при этом и у их контрагентов.
Речь идет об обязанности налогоплательщика предоставить по требованию налогового органа документы и информацию о его контрагенте (ст. 93.1 НК РФ). Это правило появилось в НК РФ летом 2006 года и вступило в силу с 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»), однако почти семилетний срок его применения не избавил от некоторых двусмысленностей при толковании положений ст. 93.1 НК РФ.
Суть вопроса
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо инспекции при проведении налоговой проверки вправе истребовать документы или информацию, касающиеся деятельности налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией). Кроме того, налоговые органы обладают аналогичным правом вне рамок налоговой проверки в отношении документов или информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
В действующей редакции ст. 93.1 НК РФ за неисполнение обязанности по предоставлению документов (информации) или нарушение установленных сроков наступает ответственность по ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
Проблем на практике несколько, но все их можно объединить в две группы. Первая касается выяснения вопроса о наличии правонарушения в действиях контрагента проверяемого налогоплательщика, а вторая – в квалификации нарушения и определении подлежащей применению нормы, и здесь есть некоторые нюансы.
Дело в том, что ст. 129.1 НК РФ («Неправомерное несообщение сведений налоговому органу») содержит оговорку: ее правила применяются при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). Практическая разница заключается в том, что штраф, предусмотренный ст. 129.1 НК РФ, составляет 5 тыс. руб. при первоначальном правонарушении и 20 тыс. руб. – при повторном в течение календарного года, а в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ размер штрафа, налагаемого на контрагента налогоплательщика, составляет 10 тыс. руб.
- В случае неисполнения контрагентом проверяемого налогоплательщика обязанности предоставить запрашиваемые информацию или документы подлежат применению положения ст. 126 НК РФ (постановление ФАС МО от 22 июля 2011 г. № Ф05-6788/11 по делу №А40-129131/2010). Суды в таких случаях указывали, что имеет место отказ контрагента предоставить имеющиеся у него документы или иное уклонение от исполнения этой обязанности, что как раз подлежит квалификации по п. 2 ст. 126 НК РФ. Некоторые эксперты подчеркивают также, что ст. 126 НК РФ является специальной по отношению к ст. 129.1 НК РФ, и поэтому подлежит применению именно она.
- Статья 126 НК РФ не подлежит применению, а ответственность налагается в соответствии со ст. 129.1 НК РФ (постановление ФАС УО от 13 августа 2009 г. № Ф09-5766/09-С2 по делу А07-20611/2008-А-БЛВ). При этом суды признают, что по объективной стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 НК РФ и п. 2 ст. 126 НК РФ тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (п. 2 ст. 126 НК РФ) одновременно означает неправомерное несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Аргументы в пользу применения ст. 129.1 НК РФ суды выдвигают следующие:
Иногда на основании неверной классификации правонарушения судами нижестоящих инстанций их решения отменялись, даже если фактические обстоятельства при их принятии были установлены верно (постановление ФАС ЗСО от 2 марта 2009 г. № Ф04-622/2009(1275-А75-49)).
Вносим ясность
23 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 248-ФЗ, который призван закрепить новые правила привлечения к налоговой ответственности и внести ясность в сложившуюся ситуацию. Положения этого закона, касающиеся истребования документов и сведений у контрагента проверяемого налогоплательщика, вступают в силу с 1 января 2014 года.
Таблица. Правила ответственности за непредоставление информации и документов о контрагенте по требованию налогового органа (с 1 января 2014 года)
Правила ответственности
Отказ от предоставления документов или непредставление их в установленные сроки
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации
Статья НК РФ, на основании которой налагается штраф
Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)
Дата размещения статьи: 11.09.2017
Литература
1. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
2. Определение Конституционного суда РФ от 12.07.2006 N 267-О.
3. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08.
Штраф за непредоставление пояснений по требованию налоговой
Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»
Об ответственности за непредставление
пояснений инспекторам
Многие руководители компаний и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью представления пояснений. Но не все знают, что делать в этом случае. Кто-то представляет минимальные пояснения, чтобы формально соблюсти ограничения и представить пояснения. Кто-то представляет максимальное количество документов, связанных и не связанных с предметом проверки и запросом проверяющих. А некоторые избирают позицию отказа от пояснений, рассчитывая на минимальные штрафные санкции. В этом случае важно оценить негативные налоговые последствия.
По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.
Налоговый орган, в свою очередь, может вызвать налогоплательщика в налоговый орган в следующих случаях:
- выявлены ошибки в налоговой декларации и(или) противоречия между сведениями, содержащимися
в представленных документах; - подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией; - подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.
Получение пояснений в ходе выездной налоговой проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта налоговой проверки и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий. Также правомерным будет требование пояснений налогоплательщика в письменной форме или закрепление пояснений иными способами, в том числе с использованием технических средств (письмо ФНС России от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015). Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:
- с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
- с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Это право закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Обращение к налогоплательщику с требованием о представлении пояснений должно быть документировано.
Какие документы вправе потребовать налоговый орган?
1. Пояснения по налоговой декларации. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
2. Пояснения о размере убытка. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
3. Документы, подтверждающие уменьшение налоговой базы. В подтверждение уменьшения налогооблагаемой базы налоговый орган запрашивает:
- первичные документы;
- регистры налогового учета.
4. Подтверждение нулевой декларации. Для того чтобы подтвердить право на применение льгот по НДС, например при экспорте, также понадобятся документы.
5. Подтверждение имущественных льгот. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и(или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
6. Противоречия в декларации.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Способ представления пояснений
Пояснения в налоговый орган подаются двумя способами: на бумажном носителе; в электронном виде.
Если вы решили представить документы на бумажном носителе, то в этом случае также существуют два варианта: представление лично; представление через почтового представителя.
В случае направления пояснений в электронном виде важно помнить, что пояснения в электронном виде могут быть необязательными и обязательными.
Обязательные пояснения требуются в отношении НДС, например, когда «упрощенец» выступает в качестве налогового агента.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.
Таким образом, в отношении НДС пояснения обязательны в электронной форме. В остальных случаях возможно подать пояснения на бумажном носителе. Но при этом достаточно сложно определить, в каком виде лучше давать пояснения, это решает сам налогоплательщик.
Кто-то предпочитает подавать пояснения на бумажном носителе, поскольку можно лично побеседовать с инспектором, а «инспекторы – тоже люди» и могут понять и пойти в каком-то случае навстречу. Кто-то желает избежать коррупционной составляющей и поэтому представляет документы в электронном виде.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
При представлении пояснений в адрес контролеров налогоплательщик на основании п. 4 ст. 88 НК РФ вправе дополнительно направить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Ответственность за непредставление пояснений
Ответственность за непредставление пояснений не так велика, но предусмотрена в различных нормах налогового законодательства.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.
Согласно ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Однако те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
Штраф за непредставление документов в ходе встречной проверки не зависит от количества непредставленных документов. Отказ от их представления или представление с опозданием влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ. В этом случае штраф взыскивается в размере 10 000 руб.
Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Форма требования о представлении пояснений утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 1).
В каком случае можно избежать налоговой ответственности?
Существует ряд случаев, когда ответственность не наступает.
Так, по смыслу положений п. 3 ст. 88 НК РФ под сроком представления уточненной декларации для целей неприменения к налогоплательщику ответственности по ст. 129.1 НК РФ подразумевается пять рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (со дня, когда требование считается полученным налогоплательщиком). То есть если налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений внес соответствующие исправления и представил уточненную налоговую декларацию, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление пояснений не наступает.
Еще один случай, когда ответственность не наступает, связан с отсутствием обязанностей налогоплательщика. Из буквального толкования п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что сообщение с требованием представить пояснения может быть направлено налогоплательщику при условии нарушения последним налогового законодательства (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если же налогоплательщик обнаружит в поданной им декларации недостоверные сведения и ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то он вправе «уточниться», внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Неявка в налоговый орган может быть связана с уважительной причиной: болезнь сотрудника; направление сотрудника в командировку.
Во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Но бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 № А23-1512/07А-14-90).
Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях (ст. 90 НК РФ). Следовательно, ввиду болезни или старости ответственность не наступает, если по уважительным причинам лицо не явилось в налоговый орган для представления пояснений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В заключение нужно обратить внимание, что пояснения целесообразно представлять вовремя. В случае невозможности представления пояснений нужно сообщить в налоговый орган по месту регистрации.
Источники
История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.