Собственник земельного участка имеет право собственности на

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Собственник земельного участка имеет право собственности на" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 271. Право пользования земельным участком собственником недвижимости

1. Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

Абзац второй утратил силу.

2. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

3. Собственник недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по своему усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, постольку, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Комментарий к Ст. 271 ГК РФ

1. Достаточно распространенной является ситуация, когда собственник земельного участка и собственник объекта недвижимости на нем — разные лица, при этом собственнику объекта недвижимости на чужом земельном участке законом гарантируется возможность реализации принадлежащего ему правомочия пользования участком.

Гражданское законодательство допускает раздельный оборот данных объектов. Между тем при таком обороте, когда происходит отчуждение здания, сооружения без земельного участка или, наоборот, земельного участка без здания или сооружения, права пользователя земельного участка тем не менее остаются неприкосновенными.

2. Пользователем земельного участка в данном случае может быть либо лицо, обладающее участком на вещно-правовых титулах — праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, либо лицо, получившее такую возможность в связи с возникновением обязательства — при заключении договора аренды участка.

3. Если здание или сооружение меняет собственника, право пользования участком (правильнее было бы сказать — правомочие пользования) переходит к новому собственнику, сохраняется у нового собственника недвижимости при условии, что участок арендовался прежним собственником . Более сложной является ситуация, при которой участок находился у прежнего собственника на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

———————————
В соответствии с п. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Гражданин, обладающий земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, может произвести отчуждение находящегося на этом участке жилого дома (продать, подарить, передать по договору мены или ренты). Однако данный титул на землю может перейти к иным лицам только в порядке наследования (ст. 267 ГК; ст. 21 ЗК); кроме того, возможности совершения каких-либо иных распорядительных действий с таким участком (например, передача в аренду или безвозмездное срочное пользование) современное законодательство не предполагает. Следовательно, при отчуждении здания или сооружения, находящегося на таком земельном участке, сторонам следует договориться о том, кто будет переоформлять данное право. Наиболее предпочтительный вариант — чтобы прежний владелец участка переоформил право пожизненного наследуемого владения на право собственности до совершения сделки со зданием или сооружением во избежание проблем с оформлением прав на участок у нового собственника здания или сооружения.

В большей степени регламентированной является ситуация, когда земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у лица, производящего отчуждение находящегося на участке объекта недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса по выбору покупателей зданий, строений, сооружений. В п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 уточнено, что аналогичной позиции следует придерживаться в случаях, когда право собственности на недвижимость перешло в силу договоров мены, дарения, других сделок, а также в связи с реорганизацией юридического лица в порядке правопреемства.

4. Собственник такой недвижимости по общему правилу может осуществлять принадлежащие ему правомочия свободно. В то же время эта свобода может быть ограничена законом или договором. Если же собственник здания или сооружения не заключил договор с собственником участка о порядке пользования им (это его право, а не обязанность), то действуют общие положения закона о порядке осуществления правомочий пользователя земельного участка. Следует заметить, что все-таки заключение указанного договора желательно для обеих сторон, так как границы свободы усмотрения могут по-разному трактоваться собственником участка и собственником здания.

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ в статью 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Читайте так же:  Срок предъявления постановления о взыскании исполнительского сбора

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в подпункт 1 пункта 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1.2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ пункт 5 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Положения пункта 5 статьи 36 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 6 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Читайте так же:  Обязательно ли участие педагога при допросе несовершеннолетнего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

[3]

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ пункт 8 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 9 статьи 36 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

Глава III. Собственность на землю (ст.ст. 15 — 19)

Видео (кликните для воспроизведения).

Глава III. Собственность на землю

О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса Российской Федерации

[2]

См. схему «Право частной собственности на землю и право публичной собственности на землю»

>
Собственность на землю граждан и юридических лиц
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца

С целью установить максимально полезный режим использования земли в России издавна вся территория была разделена на категории, в зависимости от качества почвы, удаленности от населенных пунктов и других показателей, но наличие прав на землю далеко не всегда защищало ее от риска быть отобранной государством. Каждая категория имеет свои особенности, выделяется среди них сельскохозяйственные земли, регулирования статуса которых занимает особое место. Ценность таких территорий очевидна и если ее не использовать по назначению, государство может принимать меры. Стоит знать, могут ли отобрать земельный участок находящийся в собственности.

Впоследствии появилось и такое понятие как разрешенное использование каждой из выявленных категорий земель. В настоящее время в России их семь:

  • специально выделенные для строительства и развития населенных пунктов;
  • используемые для сохранения лесного фонда;
  • тщательно охраняемые, в силу своей повышенной значимости;
  • пригодные для строительства объектов транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;
  • земли неприкосновенного запаса;
  • расположенные под или около водных ресурсов;
  • земли сельскохозяйственного назначения.

Для экономики страны и жизни людей наибольший интерес представляет последняя категория, так как именно за счет ее эффективного использования в стране каждый год увеличивается сбор урожая. Вообще вся земля является недвижимостью, то есть право собственности на нее подлежит регистрации в ЕГРП. Однако земля, используемая для сельскохозяйственных нужд, не всегда находится в собственности, зачастую по причине нежелания владельцев ее оформлять, а иногда из-за наличия препятствий для этого со стороны государственных органов. Что же касается регионов, чья экономика полностью зависит от уровня сбора урожая, там хорошую землю разбирают, ее перекупают и даже вымогают.

Контроль за использованием земельного участка

Именно в силу высокой важности земли, которая пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, государство в некотором смысле ограничивает собственника такого земельного участка, а именно обязывает его использовать землю по назначению, а также осуществлять мероприятия, направленные на улучшение ее состояния и защиту от эрозии.

Если указанные мероприятия не осуществлять, земля просто испортится с годами, выращиваться в стране будет меньше культур, на рынок тоже станет поступать меньше продукции. Это приведет к необходимости массовой закупки фруктов, овощей и зерна за рубежом. Такой импорт приведет к уменьшению поступлений в казну государства, что в итоге сильно отразится на экономике в целом, даже несмотря на то, что Россия считается сырьевой страной, чья экономика может зависеть только от добычи полезных ископаемых.

Возможность изъятия

У владельцев земли нередко возникает вопрос – а могут ли отобрать у лица земельный участок, находящийся в собственности? Однозначно и кратко на него ответить невозможно. С точки зрения действующего законодательства РФ, без веских причин забрать собственность никто не может. Однако ситуации бывают разные. По закону права на землю в Российской Федерации могут быть выражены в разных вариантах:

  • непосредственно право собственности на земельный участок;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • постоянное бессрочное пользование;
  • нахождение в аренде;
  • сервитут;
  • пожизненное владение.

Из перечисленных только право собственности дает полный комплекс прав на земельный участок, то есть возможность пользоваться, владеть и распоряжаться им. А вот иные, вещные, права, кроме права собственности, предоставляют только ограниченный комплекс прав. Отобрать землю государство может как у собственников, так и у владельцев. Произойти это может при наступлении следующих условий:

Изымаемый участок, как правило, проходит сложную процедуру изъятия и оформления документов. Изъятая земля передается муниципальным органам для принятия решения о дальнейшем использовании. Она может быть передана другому лицу на любом из вещных прав, описанных выше. При этом, режим использования земли не меняется, а новый владелец должен точно также соблюдать его, чтобы не лишиться земли.

Читайте так же:  Помощь в получении ипотеки без официального трудоустройства

В случае, если участок ранее использовался на основании договора аренды, процедура отбора включает досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя, с последующим изъятием.

Права собственника в отношении земельного участка

Собственник земельного участка имеет право на реализацию всех предусмотренных законодательством полномочий по использованию своего имущества. Прежде всего, нужно знать, что земля это есть имущество, причем законодательство дает земле более четкое определение – недвижимое имущество. А недвижимое имущество определяется как неперемещаемый объект. Все эти подробности необходимы ввиду того, что вопросы реализации прав на землю регламентированы не только земельным, но и гражданским законами, а также правовыми актами о регистрации недвижимости и прав на нее, а земля может рассматриваться как объект имущественных прав, объект земельных правоотношений, часть природно-заповедного фонда и иных. Земельным правоотношениям государство уделяет достаточно много внимания, о чем можно судить по большому количеству законодательных норм в этой сфере. Причем начиная с конституции и заканчивая решениями органов самоуправления. Проще говоря, права собственника земельного участка определяются рядом законодательных актов, которые применяются в зависимости от того, какие действия необходимо совершить с землей.

Объект земельных правоотношений

Первичным законодательным актом, содержащим нормы, касающиеся земельных вопросов, выступает земельный кодекс. Прежде всего, осуществлять правомочия собственников или владельцев на землю способны как юридические, так и физические лица, которые реализуют свои права на них по личному усмотрению. Отказ данных субъектов от своих прав не освобождает их от обязанностей.

Законодательство разграничивает собственников земель и других субъектов:

землепользователей – лиц, имеющих права постоянного или бесплатного использования; землевладельцы – лица, осуществляющие пожизненное пользование; арендаторы – лица, осуществляющие права по арендным договорам; сервитутарии – те, кто имеют право использования (в пределах сервитута) чужих участков правообладатели – то есть, все лица, имеющие какие-либо права (вышеуказанные) на участок. Собственник земельного участка имеет право следующее:

  • извлечь полезные свойства из природных объектов, которые расположены на территории участка, принадлежащего ему, а именно некоторые водные объекты, в том числе подземные, а также и полезные ископаемые;
  • осуществить застройку своей территории. Например, построить жилье или помещение для производства;
  • осуществлять некоторые действия непосредственно с землёй, например, осушение для строительства ставка или прочего водного объекта.

Все вышеперечисленные действия с землей имеют так же определенные рамки и должны осуществляться по установленным законодательными актами правилам. Например, при строительстве необходимо придерживаться так же градостроительных норм, добыча подземных вод требует специального разрешения, а при размещении водного объекта нужно учитывать экологические нормы.

Кроме того, законодательство закрепляет за собственником участка, права на выращенную сельхозпродукцию и доход от ее продажи (кроме случаев, когда участок в аренде, пользовании и прочее).

Собственники имеют и другие права в сфере земельных правоотношений, например, в случае раздела земли, собственник получает права собственности на все участки, полученные при разделе.

Собственниками земель могут выступать так же и государство, отдельные субъекты федерации и органы местного самоуправления. Свои полномочия указанные субъекты осуществляют в соответствии с действующим законодательством.

Права третьих лиц на пользование землей устанавливаются земельным сервитутом.

Сервитут – это возможность третьего лица, или лиц пользоваться чужой землей, конечно в определенных случаях. Так, руководствуясь нормами земельного и гражданского кодексов, в результате установления сервитута третьи лица «ущемляют» права собственников земель. Хотя на первый взгляд кажется, что такая ситуация нарушает конституционные права собственников имущества, однако, на практике зачастую бывают ситуации, когда собственник не может воспользоваться участком в результате его географического расположения и наличия вокруг земель, пребывающих в частной собственности при отсутствии похода или проезда. Поэтому, для обеспечения нормального использования земли, законодательство дает возможность «ущемлять» права собственников соседних участков.

Сервитут может быть установлен на определенный договоренностью сторон срок, а может и без указания срока. Это касается как частных, так и публичных сервитутов. В процессе установления сервитута самое важное: минимально ущемить пава собственника сервитута, в отношении которого он установлен. Если собственник и гражданин, требующий установления, например, права проезда не могут прийти к общему мнению, вопрос будет решаться в судебном порядке по иску второго. В процессе судебного рассмотрения возможно назначение экспертизы. В этом случае эксперт должен будет определить необходимость установления сервитута с учетом потребностей всех сторон и подготовить свое заключение.

Обязанности и ответственность владельца земли

Лицо, имеющее права на землю, так же имеет обязанности. Наличие прав без обязанностей, в случае с землей, невозможно.

Гражданин, имеющий право собственности на землю, обязан: соблюдать требования нормативно правовых актов в сфере земельных отношений; следить за состоянием почвы, не допускать ее загрязнения, поддерживать уровень плодородия, не допускать порчи, уничтожения и прочее; контролировать наличие специальных межевых знаков, обеспечивать их установку и охрану; сохранять экологическую, геодезическую ценность земельного участка, обеспечивать соблюдение специальных норм по охране окружающей природной среды; своевременно оплачивать земельные сборы.

Не нарушать права другого собственника земельного участка, собственники земельных участков, расположенных по соседству так же обязаны придерживаться правил добрососедства.

За нарушение обязанностей собственники или пользователи земли могут быть привлечены к ответственности административной, гражданско-правовой или даже уголовной. В основном, привлечение к ответственности будет осуществляться через суд, либо в административном порядке. Лица, совершившие земельные правонарушения обязаны возместить причинённый таким правонарушением вред в полном объеме.

В гражданском кодексе предусмотрены случаи, при которых возможно принудительное прекращение прав владельца на его землю. Эти случаи являются в основном исключением, чем правилом, однако, в теории допускаются путем выкупа земельного участка у его собственника для общественных (государственных или муниципальных) нужд. Принудительное лишение собственности без компенсации возможно только на основании решения судебного органа в виде конфискации за совершенное преступление. Кроме того, изъять участок могут судебные приставы, по факту задолженности лица, являющийся предпринимателем, который не в состоянии погасить долг перед кредиторами, но опять же на основании судебного решения, он может быть признан несостоятельным, а требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего должнику имущества, в том числе участка; аналогичная ситуация касательно юридических лиц, которые всем своим имуществом отвечают по долгам.

Читайте так же:  Положение о филиале иностранного юридического лица образец

Земля как объект имущественных правоотношений

Права собственников земельных участков регулируются также и гражданским законодательством.

Учитывая, что земля — это имущество, и, как было сказано выше, недвижимое имущество, сделки с ней регулируются нормами ГК РФ.

Итак, владелец земли, как и любой другой вещи, не изъятой их гражданского оборота, может: владеть, пользоваться и распоряжаться ею в порядке и пределах, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами. Это означает буквально следующее. Право владения – есть возможность фактически обладать вещью. Право пользования предоставляет собственнику возможность извлекать из вещи полезные свойства. Право распоряжения означает, что владелец может по своему усмотрению распоряжаться вещью, а именно, передать ее в собственность другому лицу (продать), передать в дар, завещать, передать в аренду, залог, а также осуществлять с ней любые сделки на основании законодательных актов.

Важно! Законодательство распределяет земли по категориям. Особое значение имеют земли сельскохозяйственного назначения. Беря во внимание статью 260 ГК использование земель такой категории для других целей не разрешено. Этот критерий отличает сельскохозяйственные земли от всех других категорий. Таким образом, государство охраняет сельскохозяйственный потенциал страны.

Градостроительное законодательство непосредственно связано с земельным. На участках земли строятся здания и сооружения, которые, как и земля, являются объектами недвижимости и неразрывно связаны. Например, намереваясь начать строительство любого сооружения необходимо сначала получить разрешение собственника земли и соответствующих гос. органов.

Таким образом, вопросы прав и обязанностей владельцев земли достаточно обширны, многогранны и регулируются большим количеством законодательных актов, поэтому пренебрежительное отношение к собственности в виде земельного участка, нарушение установленных норм его использования может повлечь ряд проблем. В связи с чем, не стоит забывать обращаться к специалистам в случае их возникновения. Относиться к выбору юриста по земельным вопросам нужно серьезно, так как, квалифицированных специалистов в данной сфере не очень много.

Комментарий к СТ 35 ЗК РФ

Статья 35 ЗК РФ. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение

[1]

Комментарий к статье 35 ЗК РФ:

1. Термин «право пользования земельным участком на тех же условиях, что и у прежнего собственника», используемый в п. 1 комментируемой статьи, означает правовой титул, вид права, принадлежащий первоначальному пользователю земельного участка — отчуждателю недвижимости и подлежащий передаче в силу прямого указания закона новому приобретателю объекта недвижимости — пользователю земельного участка. Это означает, что если земельный участок принадлежит продавцу недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования (в том числе аренды), то к покупателю переходит соответствующее право. Право пожизненного наследуемого владения в силу самой природы этого права может перейти только гражданину — приобретателю недвижимости. В Постановлении N 11 Пленум ВАС РФ указал, что в силу норм п. 1 ст. 35 ЗК, п. 3 ст. 552 ГК РФ покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

При применении комментируемой статьи возникает вопрос о моменте возникновения права на использование соответствующей части земельного участка при смене собственника недвижимости. В п. 1 ст. 552 ГК закреплено, что право на земельный участок передается покупателю одновременно с передачей права собственности на строение, сооружение. Иначе говоря, в ГК прямо указан момент возникновения права пользования земельным участком — это момент возникновения права собственности на строение, сооружение, приобретаемое по договору купли-продажи.

Хотя в комментируемой статье прямо не установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение право на использование соответствующей части земельного участка переходит одновременно с переходом права собственности на объект недвижимости, учитывая закрепленный в ст. 1 ЗК принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также то, что собственник отчуждаемых объектов недвижимости обязан обеспечить их приобретателю возможность дальнейшего использования этих объектов, неотделимого от использования земельного участка, следует признать юридически обоснованным подход к одновременной передаче прав на объект недвижимости и соответствующий земельный участок. В Постановлении Пленума ВАС РФ N 11 указано, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для использования этих объектов на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (абз. 2 п. 1 ст. 35 ЗК). Порядок пользования земельным участком в контексте абз. 2 п. 1 комментируемой статьи означает порядок осуществления и объем прав и обязанностей в отношении земельного участка всех приобретателей недвижимости. Определение при переходе права собственности на объект недвижимости права пользования земельным участком с учетом долей в праве собственности на недвижимость традиционно для российского законодательства (см. ч. 2 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР).

2. Часть земельного участка, права на которую возникают в связи с отчуждением расположенных на нем объектов недвижимости, формируется из земельного участка, непосредственно на котором возведено здание, строение, сооружение, — площади под застройкой и из земельного участка, необходимого для их использования — обслуживающего земельного участка. Если размер площади застройки определить достаточно легко, то размер обслуживающего участка установить не всегда просто. Определение размера части земельного участка возможно только индивидуально в каждом конкретном случае с учетом различных обстоятельств. Критерии определения предельных размеров обслуживающего участка могут быть установлены в правилах землепользования и застройки, в землеустроительной, градостроительной, проектной документации.

Размер обслуживающего земельного участка зависит прежде всего от целевого назначения земельного участка и характера, вида здания, строения, сооружения, расположенного на данном участке. Единственное правило, которое применимо ко всем случаям: размер площади застройки и обслуживающего земельного участка не может быть более размера земельного участка, принадлежавшего бывшему собственнику здания, строения, сооружения (также см. Постановление ФАС Центрального округа от 30.11.2007 по делу N А14-24785/2005/982/13). Это утверждение естественно следует из правила о том, что никто не может передать больше прав, чем имеет он сам. Бывают случаи, когда земельный участок, на котором находится объект недвижимости, значителен по площади и не полностью занят этим объектом. В такой ситуации возможно выделение части земельного участка, право на которую перейдет к приобретателю объекта недвижимости при условии, что такой земельный участок является делимым.

Читайте так же:  Арест имущества при уклонении от налогов: чего опасаться и как предотвратить

3. Цели реализации в законодательстве положения «собственнику здания, строения, сооружения должен принадлежать на праве собственности и земельный участок, на котором находится объект недвижимости» служит норма п. 3 комментируемой статьи. Преимущественное право покупки или аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 250 ГК. Когда здание, строение, сооружение расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники этих объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков (см. комментарий к п. 1 ст. 36 ЗК).

Правила о преимущественном праве покупки или аренды заключаются в том, что собственник земельного участка, желающий продать его или сдать в аренду, обязан сначала предложить его купить или арендовать собственнику здания, строения, сооружения, расположенного на данном земельном участке. Такое предложение (извещение) должно быть сделано письменно с указанием цены (арендной платы) и всех других условий, на которых собственник земельного участка продает его или сдает в аренду. Если собственник здания, строения, сооружения откажется от приобретения или заключения договора аренды или не приобретет (не арендует) земельный участок в течение месяца со дня извещения, собственник земельного участка вправе продать или передать в аренду земельный участок любому лицу. При нарушении преимущественного права покупки собственник здания, строения, сооружения имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя или арендатора.

4. При сравнении п. п. 1 и 4 комментируемой статьи становится очевидным, что при отчуждении зданий, строений, сооружений законодатель установил различный подход к определению размера земельного участка в зависимости от того, находится земельный участок в собственности лица, отчуждающего объект недвижимости, или нет. Если здание, строение, сооружение находится на чужом земельном участке, при переходе права собственности на этот объект лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка (п. 1 комментируемой статьи). Если же отчуждаются здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке и принадлежащие одному лицу (т.е. собственник здания и собственник земельного участка — одно лицо), то отчуждается и земельный участок, за исключением случаев, когда участок изъят из оборота или отчуждается часть недвижимости, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка (п. 4 комментируемой статьи).

Таким образом, закрепление и дальнейшее развитие в земельном законодательстве такого принципа, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, значительно ограничивает принадлежащее лицу право собственности на земельный участок и расположенное на нем недвижимое имущество. Собственник при отчуждении объекта недвижимости обязан продать и принадлежащий ему на праве собственности весь земельный участок целиком, даже если он намного превышает размер площади застройки и обслуживающего участка. Это положение, конечно же, не исключает право собственника до совершения сделки по отчуждению здания, строения, сооружения разделить принадлежащий ему земельный участок на несколько участков. При образовании нескольких участков и постановке их на кадастровый учет собственник может осуществить отчуждение только части земельного участка, непосредственно обслуживающего отчуждаемое здание, строение, сооружение.

Исходя из буквального толкования комментируемого пункта в договоре об отчуждении недвижимости (зданий, строений, сооружений) необходимо четко определить, что к покупателю переходит право собственности на земельный участок (если нет ограничений на отчуждение земельного участка, предусмотренных в ЗК). Данное положение было подтверждено и практикой применения ст. 35 ЗК. Пленум ВАС РФ в Постановлении N 11 определил, что сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение зданий, строений, сооружений без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными (п. 11).

5. Норма п. 5 комментируемой статьи устанавливает одно из исключений из национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц (см. комментарий к п. 3 ст. 5). Данное положение было предметом рассмотрения КС РФ, который признал его соответствующим Конституции (Постановление от 23.04.2004 N 8-П «По делу о порядке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»).

КС РФ отметил, что сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России. Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, исходить из приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Конституции). Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель в п. 5 комментируемой статьи и ряде других статей ЗК ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется, не установлен.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  3. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.
  4. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
Собственник земельного участка имеет право собственности на
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here