Состав земель промышленности и иного специального назначения

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Состав земель промышленности и иного специального назначения" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Содержание

  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

    Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

    Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

    Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

    • земли промышленности;
    • земли энергетики;
    • земли транспорта;
    • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
    • земли для обеспечения космической деятельности;
    • земли обороны и безопасности;
    • земли иного специального назначения.

    В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

    • Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    • органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

    Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

    Земли промышленности

    Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений.

    [3]

    Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том, что они расположены вне территорий населенных пунктов и обслуживают производственные, административно-хозяйственные и жилищностроительные нужды промышленных предприятий.

    Земли энергетики

    Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:

    • размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
    • размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

    Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей.

    Земли транспорта

    Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

    1. размещения железнодорожных путей;
    2. размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции стро- ений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструк- ции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транс- порта;
    3. установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

    Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

    Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

    1. эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
    2. кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    3. подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
    4. наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
    5. наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
    Читайте так же:  Уничтожение вещественных доказательств по административным делам

    Земли для обеспечения космической деятельности

    Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

    Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

    Земли обороны и безопасности

    Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, войск Пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.

    В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:

    • строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
    • разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
    • создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

    При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

    Состав земель промышленности и иного назначения

    Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.

    Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.

    Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.

    Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.

    Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения

    Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:

    • целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
    • используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.

    Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.

    Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:

    • территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
    • земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
    • участки транспортной сферы;
    • земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
    • земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
    • территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
    • земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.

    Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим

    Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:

    Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.

    Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения. Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.

    Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель

    Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.

    Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.

    Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.

    Читайте так же:  Ответственность за отсутствие водительского удостоверения

    Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.

    Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности

    Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.

    Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.

    Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.

    Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование

    Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.

    [1]

    Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.

    Энциклопедия судебной практики. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (Ст. 87 ЗК)

    Энциклопедия судебной практики
    Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
    (Ст. 87 ЗК)

    1. Земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения РФ, признаются собственностью РФ

    В силу прямого указания закона [ч.ч. 1 и 4 ст. 87 ЗК РФ] земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.

    Суд пришли к выводу о том, что на земельных участках расположены объекты единой системы газоснабжения, представляющей собой производственный комплекс, деятельность которой регулируется государством в силу Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ». Земли, занятые объектами единой системы газоснабжения, в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, в связи с чем отказ в государственной регистрации права федеральной собственности не основан на законе.

    2. Нахождение земельного участка в охранной зоне и зоне минимальных расстояний газопровода-отвода не влечет признания зарегистрированного права на земельный участок отсутствующим

    В силу пункта 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

    Таким образом, нахождение земельного участка ответчика в охранной зоне и зоне минимальных расстояний газопровода-отвода к р. «адрес» предусматривает ограничения в его использовании, однако не является основанием для признания зарегистрированного права на земельный участок отсутствующим.

    3. Земли железнодорожного транспорта являются собственностью РФ

    В силу части 4 статьи 87 и статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.

    4. Земли специального назначения не подлежат использованию для строительства индивидуальных жилых домов

    Статьями 88-93 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения используются для обеспечения деятельности объектов специального назначения в соответствии с категорией таких земель. Возможность использования земель специального назначения для строительства индивидуальных жилых домов нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

    5. Несмотря на разрешение на строительство, дом, расположенный близко к магистральному газопроводу, подлежит сносу

    В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

    Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

    Поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также достижение обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на отсутствие нарушения прав истца сохранением спорного объекта нельзя также считать обоснованными.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Читайте так же:  Регистрация ранее возникшего права на земельный участок

    В «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.

    Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

    Материал приводится по состоянию на май 2019 г.

    См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

    При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.

    Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения

    ТЕМА «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

    План

    1. Понятие и общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения.

    2. Правовой режим земель промышленности

    [2]

    3. Правовой режим земель энергетики

    4. Правовой режим земель транспорта

    4.1 . Правовой режим земель железнодорожного транспорта

    Видео (кликните для воспроизведения).

    4.2 Правовой режим земель автомобильного транспорта

    4.3 Правовой режим земель воздушного транспорта

    4.4 Правовой режим земель морского и внутреннего водного транспорта

    Понятие и общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения.

    Общее понятие земель этой категории дано в ст. 87 Земельного кодекса.

    В соответствии со ст. 87 ЗК землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны, безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Земли промышленности и иного специального назначения образуют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и вместе с тем в рамках этой категории в зависимости от характера и содержания специальных задач, для которых они используются или предназначены, подразделяются на земли:

    4) связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    5) для обеспечения космической деятельности;

    6) обороны и безопасности;

    7) иного специального назначения.

    В состав земель иного назначения могут входить земельные участки, занятые особо опасными, ядерно-опасными объектами, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

    В свою очередь, некоторые из видов земель могут подразделяться на соответствующие подвиды. Так земли транспорта делятся на земли автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

    Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.

    Эти земли имеют разное по характеру целевое назначение. Тем не менее, есть общие признаки и черты правового режима этих земель, которые позволяют объединить их в одну категорию.

    Характерными чертами и признаками такого объединения выступа­ют следующие:

    1.Преимущественно территории земель промышленности и иного
    специального назначения используются в качестве не средства произ­водства и производительной силы, а пространственного (территориаль­ного) базиса, места расположения, для функционирования промыш­ленных, энергетических, транспортных, военных объектов, объектов безопасности, объектов радиовещания, связи, телевидения, информа­тики, космического обеспечения. Это обстоятельство предопределяет более низкие требования к качественному состоянию земельных угодий, в частности, к плодородию почв.

    2.Земельные участки, используемые для промышленности и иного
    специального назначения, должны быть расположены за пределами
    границы населённых пунктов
    . В тех случаях, когда промышленный или военный объекты находятся в пределах городской черты, они входят в категорию земель населенных пунктов (соответствен­но в производственно территориальную зону или зону военных объек­тов). Иными словами, размещение объектов специального назначения
    (обороны, безопасности, промышленности) в пределах границ населенных пунктов с правовых позиций будет означать перевод их из категории земель промышленности и иного специального назначения в категорию земель населенных пунктов. Следовательно, земли промышлен­ности и иного специального назначения как самостоятельная категория должны быть отграничены от земель всех остальных категорий.

    3.Поскольку объекты промышленности (особенно химической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей), энергетики (в первую очередь атомной, теплоэнергетики), транспорта (железнодорожного, автомобильного), объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности, космической деятельности, радиационно-опас­ные и ядерно-опасные объекты представляют собой повышенную экологическую опасность, затрагивают интересы жизнеобеспечения про­живающих рядом людей, поэтому за границами расположения данных объектов возникает необходимость создания специальных охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

    Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

    Земли пере­численных зон могут включаться в состав земель промышленности
    и иного специального назначения, а могут и не включаться. В тех случаях, когда земли зон с особыми условиями использования не включаются в состав земель про­мышленности и иного специального назначения на собственников, на владельцев и пользователей этих земельных участков возлагаются до­полнительные обременения, обязанности и ограничения в правомочиях
    по их использованию и охране.

    4. Важным объединяющим признаком правового режима земель данной категории является деятельность по управлению ими. Решаю­щая роль в организации рационального использования и охраны земель промышленности и иного специального назначения отводится ведом­ственно-отраслевым органам управления (Министерству обороны РФ, Министерству транспорта РФ и другим министерствам и ведомствам).

    Определяющая роль в осуществлении управленческих функций (учет земель, проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации, мо­ниторингу земель, осуществлению государственного контроля) пере­дается как ведомственно-отраслевым, так и внутрихозяйственным ор­ганам управления земельными ресурсами, которыми осуществляется право пользования земельными участками.

    4. В связи с потенциальной экологической опасностью и повышен­ным воздействием хозяйственной и иной деятельности промышлен­ных, транспортных военных организаций, предприятий и их объектов на окружающую природную среду их проектированию должно предше­ствовать обязательное проведение государственной экологической экс­пертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является важным юридическим основанием для возникновения права пользования землями промышленности и иного специального назначения.

    Читайте так же:  Установка гаража на придомовой территории многоквартирного дома

    5. Эти земли, как правило, используются строго в соответствии с целевым назначением. Тем не менее, в отдельных случаях допускается использование этих земель и в иных целях, например, для ведения сельского хозяйства. Так, согласно, п.6 ст.87 ЗК земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. (в качестве служебных наделов)

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель.

    Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются:

    – на земли промышленности;

    – земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

    – земли для обеспечения космической деятельности;

    – земли обороны и безопасности;

    – земли иного специального назначения.

    Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.

    В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

    Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ, являются федеральной собственностью.

    Участки, из земель промышленности и иного специального назначения в соответствии ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

    | 7412 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст.ст. 87 — 93)

    Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

    >
    Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения.
    Содержание
    Земельный кодекс (ЗК РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Земли промышленности

    Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности.

    Под землями промышленности понимаются те земли, которые используются государством для реализации нужд, связанных с обеспечением деятельности организаций и компаний, осуществляющих эксплуатацию объектов промышленности. Данная категория земель выделена в отдельную категорию земельных участков, поэтому к ней применяются и особые нормы.

    Правовое положение земель промышленности

    Правовой режим земель промышленности определяется и действующим Земельным кодексом РФ, и различными федеральными законами (в том числе законами на уровне субъектов федерации), которые содержат определение и в которых определено использование данных земель для промышленных целей.

    Для того чтобы в полной мере реализовать статью 87 Земельного кодекса России, для земельных участков промышленного назначения установлены особые правила использования. Так, допускается строительство, реконструкция и возведение различных зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости, которые необходимы организациям и компаниям, осуществляющим промышленную деятельность.

    Кроме того, не запрещается установление границ санитарных и охранных зон таких земельных участков, которые находятся в управлении и обслуживании соответствующих компаний.

    Земельные участи для реализации промышленных нужд выделяются государством, как на правах собственности, так и на правах аренды или пользования без указания конкретного срока использования.

    Размеры земель для промышленных нужд устанавливаются в строгом соответствии с проектной документацией или же соответствующими нормативно-правовыми актами. Данный вопрос чаще всего регулируется на уровне муниципалитета, в ведомстве которого находятся земельные участки. Именно органы муниципальной власти разрабатывают проектную документацию или утверждают предложенный организацией, которая будет осуществлять промышленную деятельность, план.

    На размер участка, который будет выделен под промышленные нужды, влияет и конкретный вид деятельности, и количество расположенных зданий, сооружений и построек, размер необходимой санитарной зоны, в пределах которой не могут быть выделены участки под частное или жилое строительство, для сельскохозяйственных и прочих нужд.

    Читайте так же:  Пересмотр гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам

    Земельные участки, выделенные под промышленность, могут быть предоставлены пользователям в порядке аренды или собственности, в порядке бессрочного пользования в том случае, если это не препятствует нормальному и целевому использованию земли. Кроме того, если на участке расположены объекты федеральной собственности, то передача прав или части прав на такой участок остается на усмотрение федеральных исполнительных органов власти.

    Федеральная собственность на земли промышленности

    Согласно действующему законодательству некоторые земельные участки промышленного назначения находятся исключительно в федеральной собственности и не являются подведомственными муниципалитету. К ним относятся:

    • те организации и объекты, главная цель которых защита и контроль целостности границы государства;
    • те организации и объекты, которые осуществляют транспортное сообщение любого типа;
    • те объекты и организации, которые занимаются космической деятельностью;
    • те объекты и организации, первоочередная задача которых оборона и безопасность, как всего государства, так и его части;
    • объекты атомной энергетики, а также любой другой энергетической системы федерального уровня (муниципальные объекты в данный список не входят).

    Все земельные участки, отведенные под описанные выше нужды, не подведомственны муниципальным нормативно-правовым актам, находятся на контроле у федеральных органов исполнительной власти, ими же регулируются и обеспечиваются.

    Так, государственный земельный контроль имеет право в порядке плановой или неплановой проверки запросить документацию у землепользователей, проверить исполнение норм земельного законодательства, в случае обнаружения нарушений – вынести и проследить за исполнением предписаний.

    Перевод земель из категории федерально-промышленных в любую другую возможен только в том случае, если это предусмотрено нормами действующего законодательства. Так, нередко охранные объекты переводятся в разряд транспортных или же атомных. В свою очередь земли атомной энергетики после использования нуждаются в длительном восстановлении, поэтому их переход в другую категорию невозможен в течение долгого времени по экологическим мотивам и соображений безопасности.

    Установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель промышленности

    Зоны с особыми условиями использования достаточно четко перечислены в Градостроительном кодексе РФ, а некоторые аспекты их использования указаны и в Земельном кодексе РФ. Однако ни один из этих нормативно-правовых актов в полной мере не охватывает всех вопросов, касающихся таких зон.

    Наиболее полно установление санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования прописаны в Постановлении Правительства РФ № 384. Действующими правилами установлено, что целями таких зон является безопасность и защита со стороны государства и его представителей на местном уровне земель в ходе промышленной деятельности.

    Землеустройство санитарно-охранных зон земель промышленности возложено, согласно Постановлению РФ №384, на Федеральное агентство кадастра. Именно представители этой структуры обязаны установить, какого размера будет санитарно-охранная зона, что в нее будет входить, как она будет расположена, кем обслуживаться. Как показывает практика, санитарно-охранные зоны находятся в обслуживании у тех организаций, которые осуществляют промышленную деятельность.

    После установления границ санитарно-охранной зоны и иной зоны, которая подразумевает особые условия использования, на кадастровый план и документацию наносятся соответствующие выкопировки. Документация в обязательном порядке содержит не только текстовое, но и графическое описание границ и объектов промышленных земель и прилегающих к ним территорий, в том числе и санитарно-охранных зон. Кроме того, земельному участку присваивается соответствующий кадастровый номер.

    Подготовка документации для санитарно-защитных и прочих зон, требующих особых условий использования, требуются для обеспечения и поддержки безопасности населения.

    Те, кто являются собственниками земельных участков, находящихся в зоне санитарно-защитных зон и прочих особых зон, или в промышленной зоне, не могут в полной мере владеть и распоряжаться своими участками. На них накладываются ограничительные права, о которых собственников извещают заранее путем отправки специального уведомления в течение 15 (календарных) дней с момента присвоения землям соответствующего статуса.

    Предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности

    Земельным законодательством предусмотрены некоторые правила организации предоставления земли под разработку и добычу полезных ископаемых. Однако пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса России, в котором описывались все вопросы, связанные с деятельностью организаций, горнодобывающих и нефтегазовых, утратил свою силу с 1 марта 2015 года.

    Сейчас организация земель под разработку полезных ископаемых осуществляется на общих условиях, как и для всех земельных участков промышленности. Размер определяется в соответствии с необходимой для этого документацией и планами, участку присваивается кадастровый номер, он выделяется в плане района или субъекта, устанавливаются санитарные и охранные зоны, обслуживание и использование участка находится на контроле у государства, если иное не предусмотрено какими-то нормативно-правовыми актами муниципалитета.

    Контроль за разработкой полезных ископаемых соответствующими организациями, такими, как горнодобывающие и нефтегазовые, осуществляется на уровне федеральной власти и субъектов федерации.

    При этом нефтегазовые компании, как и горнодобывающие, не могут находиться в собственности только частных лиц. Одним из собственников организации обязательно является государство или его представитель, который и осуществляет контроль за реализацией и исполнением норм законодательства.

    Вопрос-ответ

    Вырубка леса на земельном участке, принадлежащим компании.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Необходимо ли согласовывать вырубку деревьев на земельном участке компании, являющимся землями промышленности?

    Источники


    1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

    2. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.

    3. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
    4. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.
    Состав земель промышленности и иного специального назначения
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here