Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предлагается увеличить до двух лет

По мнению разработчиков законопроекта, увеличение срока давности привлечения к административной ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП РФ процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Российскую Федерацию отсутствуют по заявленному месту регистрации); необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП РФ.

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до двух лет будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел указанной категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Срок давности по валютным правонарушениям увеличен вдвое

30 марта 2016 года Советом Федерации был одобрен законопроект № 925087-6, предусматривающий увеличение срока давности по валютным правонарушениям до двух лет. Это означает, что с момента правонарушения у органа валютного контроля теперь будет не один, а два года на то, чтобы привлечь нарушителя к ответственности.

Речь идет о давности привлечения к административной ответственности по статье 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»). Данная статья предусматривает штрафные санкции за такие правонарушения, как

  • осуществление незаконных валютных операций (штраф от 75 до 100% суммы незаконной операции),
  • неуведомление об открытии счета в иностранном банке,
  • непредставление отчетов о движении средств по иностранному счету,
  • невыполнение участниками внешнеторговой деятельности обязанности по репатриации валюты.

Как было отмечено разработчиками законопроекта, своевременному привлечению нарушителей к ответственности при нынешнем одногодичном сроке препятствуют такие обстоятельства, как невозможность принятия решения по делу в отсутствие лица без доказательств его надлежащего извещения; злоупотребление резидентами правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дела; необходимость проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений, поступающей от кредитных организаций, в целях сбора доказательств по делу. В результате на рассмотрение поступали материалы по нарушениям с истекающими сроками давности.

Предполагается, что новый срок давности (наряду с недавним наделением ФНС России функциями органа валютного контроля) повысит эффективность выявления и пресечения нарушений валютного законодательства.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Увеличился срок давности по валютным правонарушениям

С одного года до двух лет увеличен срок давности привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет. Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. С 2 февраля 2016 г. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»). В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС. Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Читайте так же:  Права матери-одиночки: на работе, алименты и отпуск - все, что нужно знать

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается. Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». Закон вступает в силу 16 апреля 2016 г.

Таблица нарушений валютного законодательства. Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018)

Таблица нарушений валютного законодательства

Статья 15.25. КоАП РФ (ред.от 03.08 2018) (скачать таблицу в формате jpg)

. Если вы не нашли ответ на свой вопрос, пришлите его нам, а мы постараемся ответить максимально быстро. (Форма для вашего вопроса)

Нарушение Административное наказание

Осуществление незаконных валютных операций

· купля-продажа иностранной валюты и чеков минуя банки;

· осуществление валютных операций (расчетов) минуя счета в банках;

· осуществление валютных операций (расчетов) через счета в зарубежных банках, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

· на граждан, ИП и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

подачи уведомления в ФНС РФ:

· об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета (вклада) в зарубежном банке

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб.;

· на должностных лиц – от 5.000 до 10.000 руб.;

· на юридических лиц –от 50.000 до 100.000 руб.

Непредставление в ФНС РФ уведомления

· об открытии (закрытии) счета в зарубежном банке

· об изменении реквизитов счета в зарубежном банке

· на граждан в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

· на должностных лиц –от 40.000 до 50.000 руб.;

· на юридических лиц –от 800.000 до 1.000.000 руб.

Неполучение резидентом в срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом, договором займа), на свои банковские счета в РФ (или на счета финансового агента (фактора)-резидента) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, за товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, втом числе исключительные права на них и т.д. переданные нерезиденту

Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств

в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в банках.

· на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

· на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб. ;

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Невозврат (невыполнение обязанности по возврату) в установленный срок в РФ предоплаты за не ввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них

· на ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.

· на должностных лиц в размере от 20.000 до 30.000 руб.;

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4, 4.1. и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

· на срок от 6 месяцев до 3-х лет

· правил и сроков оформления,

· нарушение сроков хранения: документов валютного контроля, подтверждающих документов, форм учета, отчетов и информации по валютным операциям.

[2]

· неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) — резидентом, резидента, являющегося лицом, передающим нерезиденту товары, работы, услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, или о последующей уступке денежного требования по внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

· на граждан в размере от 2.000 до 3.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб.;

Читайте так же:  Факультет правоохранительная деятельность кем можно работать

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

не более чем на 10 дней.

[3]

Предупреждение или наложение штрафа

· на граждан в размере от 300 до 500 руб.;

· на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 руб.;

· на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 1.000 до 1.500 руб;

· на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 руб;

· на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов

более чем на 30 дней.

· на граждан в размере от 2.500 до 3.000 руб;

· на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 руб;

· на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за исключением случаев несоблюдения установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 10.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 12.000 до 15.000 руб.;

· на юридических лиц — от 120.000 до 150.000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и (или) подтверждающих банковских документов

· на граждан в размере 20.000 руб.;

· на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.;

· на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 руб.

· Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу ЦБ РФ.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, при зачислении на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

· Расчет административного штрафа за административные правонарушения, административная ответственность за которые установлена частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ, при возврате в РФ соответствующих денежных средств с нарушением установленного срока осуществляется исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, действовавшей в период просрочки.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства увеличат

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект «О внесении изменений в статью 4.5 КоАП» об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. Информация об этом опубликована на официальном сайте кабинета министров.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования документ увеличивает с одного до двух лет.

Это обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.

В частности, это связано с:

Видео (кликните для воспроизведения).

необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие такого лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);

злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;

необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.

На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях, отмечает правкомиссия, также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, для фиксации доказательств по такой категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учётом необходимости получения заключений таможенных органов соответствующих иностранных государств и выполнения других процедур средний срок получения документов и информации из государственных органов стран – членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1-29.6 КоАП.

Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и других международных договоров Российской Федерации.

Реализация законопроекта будет способствовать повышению качества и объективности рассмотрения дел такой категории, послужит препятствием для совершения противоправных действий недобросовестными лицами, уклоняющимися от административной ответственности.

Читайте так же:  Как отказаться от проживания в общежитии военнослужащему: правовые аспекты

Ответы на бухгалтерские вопросы

Коллеги, 08.02.2011 был открыт паспорт сделки с нерезидентом-гражданином Франции.В соответствии с условиями договора клиент должен оплачивать по 10 000-00 Евро в год в течении 5 лет.Сумма контракта составляла 50 000-00 Евро.Соответственно 10.02.2011г. в банк была отправлена СПД, где указана сумма 50 000-00 Евро.В 2011, 2012, 2013, 2014 клиент оплачивал в адрес компании по 10 000-00 Евро,т.е. за 4 года он оплатил 40 000-00 Евро.10.02.2015г. клиент составил доп. соглашение с компанией о переводе Договора страхования в оплаченный полис,т.е. «Страхователь освобождается от уплаты дальнейших страховых взносов с 10.02.2015г.»Компанией не было отправлено данное доп. соглашение в валютный контроль.Банк требует закрыть паспорт сделки, так как дата завершения исполнения обязательств по контракту — 04.02.2016г. — истекла.если мы сейчас отправим корректировку СПД, где уменьшим сумму на 40 000,00 Евро, какой штраф ожидает компанию?Может ли компания избежать штрафа, если срок исковой давности (2 года) с момента совершения правонарушения истек?Ольга

Отвечает Ваш персональный эксперт
В данном случае организации ничего не грозит, т.к. срок исковой давности привлечения к ответственности истек (п.1 ст. 4.5 КоАП РФ) и организация планирует сейчас подать корректирующую справку.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, в том числе по ст. 15.25 КоАП РФ, составляет два года со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а также поступившие из правоохранительных органов и других государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Налоговые органы, в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 173-ФЗ, являются агентами валютного контроля.

Таким образом, общество не может в настоящий момент привлечено к административной ответственности.

Если организация подаст корректирующую справку, то у валютных агентов не будет оснований для того, чтобы возбуждать дело.

Станислава Котовича, заместителя директора правового департамента Минфина России

1.Какие валютные операции могут проводить российские организации

Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 № 138-И). Поэтому, если нарушить порядок их сдачи в банк, налоговая инспекция или таможня оштрафует организацию и (или) должностных лиц. Штраф за нарушенные сроки подачи справок зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

? для организации – от 5000 до 15 000 руб.;

? для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

? для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;

? для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:*

? для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;

? для должностных лиц (например, руководителя организации) – от 4000 до 5000 руб.

Когда же организация не представит справки или сдаст их с нарушением установленного порядка, налоговая инспекция или таможня оштрафует:*

? организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;

? должностных лиц (например, руководителя организации) – на 4000–5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 № 98.

Чем грозит организации нарушение требования о репатриации валютной выручки

Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность для должностных лиц.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке налоговая инспекция или таможня могут оштрафовать организацию. Размер штрафа составит:

? 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;

? от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.

За нарушение срока поступления рублей в определенной доле на счет организации в уполномоченном банке или зарубежном банке по внешнеторговым контрактам, по которым оформляют паспорт сделки, а расчеты производят в рублях, налоговая инспекция или таможня могут оштрафовать организацию. Размер штрафа составит*:

– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Читайте так же:  Цедент и цессионарий: правила перехода имущества в юридическое лицо и обложения НДФЛ в случае физического лица

Долю выручки, которую необходимо зачислить на счет, определяет Правительство РФ. Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, по которым осуществляют расчеты в рублях, а также перечень иностранных государств, с резидентами которых заключают такие внешнеторговые контракты (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ, п. 3 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ, п. 24 ст. 7 Закона от 27 июня 2011 № 161-ФЗ).

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию или не полученные в России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Вместо этого штрафа или в дополнение к нему организации грозит санкция в сумме 1/150 ставки рефинансирования от несвоевременно возвращенной валютной выручки за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования берется та, которая действовала в период просрочки.

Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.

Это следует из частей 4–6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ, пункта 1Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 № 506, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

К ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки организацию не привлекут к административной ответственности, если:

? деньги поступили на счета резидентов-экспортеров с просрочкой не более 10 календарных дней по вине кредитной организации и (или) ГК «Внешкэкономбанк». При этом вина банков документально подтверждена;

? организация обеспечила получение от АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР) страховой выплаты на счета российской кредитной организации или ГК «Внешкэкономбанк», которая предоставляет финансирование резиденту-экспортеру по договору факторинга и является страхователем или выгодоприобретателем по договору страхования.

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. должностное лицо (например, руководителя организации) могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

? от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;

? или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

? сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;

? нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;

? будут использованы подложные документы;

? операции проводятся через фирмы-однодневки.

При этом учитывают все валютные операции, которые проведены с нарушением в течение одного года.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все возможные меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

? предусмотрите в контракте способы обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);

? выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;

? предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

[1]

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 № 07-05-08/46382.

Срок исковой давности по валютному контролю в 2019 году

Вернуться назад на Исковая давность 2019

В КоАП РФ внесены поправки, согласно которым изменился срок давности по валютным правонарушениям. Раньше этот срок составлял один год. Теперь же привлекать нарушителей к административной ответственности за валютные правонарушения будут в течение двух лет.

Так, у органов валютного контроля будет целых два года на привлечение к административной ответственности российской компании, к примеру, за то, что ее иностранный контрагент не оплатил в срок приобретенный у нее товар (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Также двухлетний срок давности будет распространяться и на другие валютные правонарушения: например, на случаи непредставления в налоговый орган уведомления об открытии счета в иностранном банке, нарушения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (ст. 15.25 КоАП РФ).

Проект этого закона разрабатывался еще в тот период, когда функции по привлечению к административной ответственности находились у Росфиннадзора. Росфиннадзор был упразднен, его функции как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (Указ Президента РФ № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»).

В период работы Росфиннадзора необходимость увеличения сроков давности обосновывалась тем, что зачастую протоколы о нарушении и другие доказательства поступали в Росфиннадзор от таможенных и налоговых органов уже после истечения срока давности. Теперь эта проблема решена, валютным контролем занимаются сами налоговые и таможенные органы (в зависимости от совершенных правонарушений). Несмотря на это, одного года на выявление факта совершения валютного правонарушения и привлечение к административной ответственности все равно не хватает.

Читайте так же:  Может ли суд выселить отца? Права и обязанности родителей в России

Во-первых, на сроки сильно повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС.

Так, для фиксации доказательств по валютным правонарушениям зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. С учетом необходимости получения заключений таможенных органов других государств, выполнения процедуры дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих государственный надзор и специфические разрешительные функции (подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных документах и т.д.), средний срок получения документов и информации от государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить до полугода.

Во-вторых, существуют различные способы затягивания рассмотрения административных дел. Так, проблемы у органов валютного контроля возникают из-за того, что необходимо извещать привлекаемых к административной ответственности лиц и невозможно принять решение по делу в отсутствие данного лица без доказательств его надлежащего уведомления. Но многие нарушители не находятся по месту своей регистрации, поэтому процесс получения доказательств извещения постоянно затягивается.

Также сами компании и индивидуальные предприниматели часто злоупотребляют своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административном правонарушении, в результате чего привлечь их к административной ответственности не получается из-за истечения срока давности.

Эти поправки внесены Федеральным законом № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

Инвестиционная деятельность 2019
Инвестиционный вычет 2019
Индивидуальный предприниматель 2019
Иностранные граждане 2019
Инструктаж 2019

Изменен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

Автор: Admin · Опубликовано 06.04.2016 · Обновлено 04.03.2017

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 05.04.2016 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с поправками срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования теперь составляет два года со дня совершения административного правонарушения (вместо одного года в предыдущей редакции кодекса).
Изменения вступают в силу 16.04.2016.
Подробности изменений в статье 4.5 КоАП см. в разделе «Законодательные документы».

Комиссия кабмина одобрила увеличение срока давности для штрафов за валютные нарушения

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, сообщается на сайте правительства.

Законопроектом предусмотрено увеличение указанного срока с одного до двух лет. Это обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к ответственности.

В частности, это связано с:

  • необходимостью соблюдения предусмотренной КоАП процедуры обязательного извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие такого лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат валютной выручки в Россию отсутствуют по заявленному месту регистрации);
  • злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем или другим причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со статьями 24.4 и 29.7 КоАП;
  • необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля информации о наличии признаков нарушений резидентами российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.

На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в части оперативности производства по делам об административных правонарушениях также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В частности, для фиксации доказательств по такой категории дел зачастую требуются значительные временные затраты для получения заключений органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь. Средний срок получения документов и информации из госорганов стран – членов ТС может доходить до полугода.

Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и сроки, предусмотренные статьями 29.1-29.6 КоАП.

Видео (кликните для воспроизведения).

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.

Источники


  1. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
Срок исковой давности за нарушение валютного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here