Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми, виды ответственности

Жестокое обращение с детьми заключается в физическом и психическом насилии над ними. Под физическим насилием обычно понимают нанесение ребенку побоев, а также причинение физических страданий любым другим способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении воли ребенка и т.п. Особую опасность представляет покушение на его половую неприкосновенность.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35.). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (ст.ст.110-113, 115-119, 124, 125, 131-135, 156, 157 УК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

ст. 69 Семейного кодекса РФ (лишение родительских прав),

ст. 73 Семейного кодекса РФ (ограничение родительских прав),

ст. 77 Семейного кодекса РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Ответсвенность за жестокое обращение с детьми

Дети являются самыми незащищёнными от проявления любых видов насилия и жестокого обращения членами общества. Они не могут в достаточной степени противостоять проявлениям жестокости по отношению к себе, и поэтому законодательство уделяет самое пристальное внимание их защите от любых проявлений такого поведения со стороны взрослых.

Возможное наказание за жестокость по отношению к несовершеннолетним оговаривается в статье №156 УК РФ. Оно может быть не только в виде большого денежного штрафа, но и виде реального тюремного заключения.

Виды жестокого обращения по отношению к детям

Наиболее часто встречающимся видом жестокости является обычное физическое насилие. Синяки и ссадины – это далеко не самое худшее, что может произойти с ребёнком после такого обращения. В некоторых случаях может понадобиться помощь медиков, чтобы ликвидировать последствия подобного воспитания.

Физическому насилию, как правило, подвергаются дети из неблагополучных, неполных семей или находящиеся в семьях из группы риска. Неблагополучными признаются семьи, если один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, наркотиками, не работают и ведут асоциальный образ жизни. Именно в таких семьях наблюдается самый высокий процент жестокости к детям.

Основной опасностью для несовершеннолетнего в такой ситуации является получение серьёзных травм или даже увечий, способных привести к неблагоприятным изменениям в организме. Существует и еще одна, менее очевидная, но не менее серьёзная опасность для ребёнка в случае жестокости по отношению к нему. Речь идёт о получении психологической травмы в результате насилия. Подобные травмы могут быть не заметными и проявляться через несколько лет, но их опасность для ребёнка чрезвычайно высока.

Физическое насилие, благодаря внешним проявлениям, легко обнаруживается. Поэтому и принятие мер к родителям или лицам, осуществляющим опеку, может быть достаточно оперативным.

Сложнее обстоит дело с моральным насилием. Доказать факт его существования очень сложно, а последствия для ребёнка не менее серьёзны.

Проявляется моральная жестокость в виде психологических унижений ребёнка, ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Этот вид жестокости может происходить и в семьях внешне благополучных, что ещё более затрудняет его выявление.

Обратите внимание! Информация из данной статьи может быть не полной, по причине частого изменения законодательства. Кроме того, конкретно ваша ситуация возможно требует, более детального изучения. Поэтому советуем проконсультироваться с нашими специалистами по телефонам: в Москве +7 (499) 938-44-32, в Санкт-Петербурге: +7 (812) 467-34-03, По всей России 8 (800) 511-81-26 — это бесплатно, анонимно и профессионально!

Внешних признаков моральное насилие, обычно, не имеет. А психологическая травма для ребёнка присутствует практически всегда. Такие дети вырастают с изменениями в психике, иногда доходящими до патологий.

Где чаще всего наблюдается жестокость по отношению к детям?

Наиболее распространённым видом является жестокость в семье. Именно в семье чаще встречается физическое насилие. Именно в семье легче всего воздействовать на психологию ребёнка. В большинстве случаев жестокое обхождение с детьми происходит в неблагополучных семьях, но встречается оно и в семьях вполне благопристойных.

Психологическое насилие часто происходит в семьях, где один из родителей проповедует авторитарный стиль общения с близкими. Как правило, дети в силу своей незащищённости и неспособности дать достойный отпор могут стать

основными жертвами такого поведения взрослых.

Вторым по распространённости местом, где может проявляться жестокость по отношению к детям, выступают различные воспитательные и образовательные учреждения. Педагоги и воспитатели имеют большое влияние на детей, и иногда это влияние перерастает в насилие. Физическая жестокость в учреждениях воспитания и образования встречается реже. Это связано с тем, что её проявления могут быть сразу замечены родителями ребёнка или другими людьми.

Другое дело психологическое насилие, которое не оставляет внешних следов. Унижения, часто прилюдные, навешивание ярлыков, оскорбления – всё это является элементами моральной жестокости.

Ответственность за жестокость по отношению к детям

Статья №156 Уголовного Кодекса РФ является одной из самых суровых в российском законодательстве и предусматривает серьёзное наказание за любые проявления жестокости по отношению к детям:

  • денежный штраф, размер которого может составлять 100 000 рублей или ежегодный заработок обвиняемого в жестоком обращении с детьми;
  • обязательные или исправительные работы в течение срока до трёх лет;
  • запрет на занятие определённых должностей в учреждениях воспитательного или образовательного характера в течение срока до пяти лет;
  • тюремного заключения до трёх лет.

Возможное наказание за жестокое обхождение с детьми не исчерпывается положениями данной статьи. При причинении вреда здоровью ребёнка любой степени тяжести к виновнику будут применены дополнительно и другие статьи УК.

Статья №156 определяет ответственность только при доказанном факте жестокости по отношению к несовершеннолетним. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей (родителями, опекунами, учителями, воспитателями и так далее) не могут классифицироваться как преступление по данной статье.

Читайте так же:  Характеристика рабочего места для втэк образец заполнения

Жестокое обращение с детьми

Огромное количество государственных инстанций и общественных организаций направляют свои усилия на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Законодательство строго регламентирует обязанности официальных представителей детей и предусматривает ответственность за их нарушение. Но, несмотря на это, во многих семьях и сегодня дети подвергаются жесткому обращению со стороны родителей или опекунов. Не каждый взрослый до конца понимает, что такие действия имеют не только моральную подоплеку, но влекут и весьма серьезные последствия.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Данная формулировка включает в себя целый ряд правонарушений.

Обязанности родителей

Дети в возрасте до 18 лет считаются недееспособными. Они требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых. Официальными представителями детей при их рождении автоматически становятся биологические родители. Именно на них возлагается весь спектр обязанностей по защите детей. Если родителей нет или они были лишены своих прав, то полномочия передаются опекунам или попечителям, которые несут ту же ответственность. Представители обязаны выполнять свои функции до совершеннолетия ребенка.

Родители обязаны выполнять следующие действия:

  1. Заботиться о материальном обеспечении своих детей.
  2. Воспитывать несовершеннолетних.
  3. Защищать их права.
  4. Представлять интересы своих отпрысков в различных инстанциях.
  5. Давать образование.
  6. Развивать детей соответственно возрасту.
  7. Не препятствовать общению с иными родственниками.
  8. Заботиться о здоровье.
  9. Создавать жилищные условия, позволяющие расти, обучаться и развиваться.

На самом деле обязанности официальных представителей намного шире, но многие пункты просто невозможно регламентировать по закону.

Неисполнение родительских обязанностей

В той или иной мере все родители заботятся о своих детях, но закон не признает полумер и четко прописывает, какие действия или бездействия могут быть признаны невыполнением родительских обязанностей. Под этой формулировкой понимается формальный подход к исполнению родительской функции. Такое же определение дается и в тех случаях, если вред ребенку был нанесен посторонними людьми, с которым его оставили родители или опекуны.

Итак, под неисполнением родительских обязанностей понимается:

  1. Содержание несовершеннолетнего в антисанитарных условиях. Имеется в виду грязная одежда, несоблюдение гигиены тела, неухоженное жилье, в котором водятся насекомые или грызуны.
  2. Оставление малыша без надзора. При нахождении его в дошкольных или школьных учреждениях, в секциях, на кружках, ответственность за него несут педагоги и воспитателя. В остальное время именно родители должны следить за несовершеннолетним, нельзя оставлять его дома одного и тем более выпускать на улицу без сопровождения взрослых. Конкретные возрастные ограничения устанавливаются субъектами федерации самостоятельно.
  3. Недостаточная забота и внимание.
  4. Препятствие получению среднего образования и медицинского обслуживания.
  5. Пренебрежительное отношение к несовершеннолетнему.

Уголовная ответственность

Если родители или опекуны нарушают права ребенка или уличены в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, они могут быть привлечены к ответственности. Она может быть разной:

  1. Административной.
  2. Гражданско-правовой.
  3. Семейно-правовой.
  4. Уголовной.

Уголовная ответственность – это самое строгое наказание, а потому применяется лишь в исключительных случаях, когда доказано умышленное причинение вреда или оставление в опасности. Если состава преступления нет, но ребенок подвергается нравственным или психологическим страданиям, то применяются более слабые меры. Так, представители органов опеки и попечительства могут взять семью на контроль, проверять жилищные условия, проводить беседы с представителями, разъясняя им перечень обязанностей, которые они должны выполнять.

Уголовная ответственность, в отличие от административной и гражданской, применяется, если было зафиксировано жестокое обращение. Обратиться с соответствующим заявлением может любой человек, который стал свидетелем этого факта и располагает соответствующими данными о нарушителе и потерпевшем.

Законодательство

Запрет на жестокое обращение с детьми носит международный характер. В статье 19 Конвенции о правах детей прописано, что страны, которые входят в ее состав, обязаны прилагать все усилия, чтобы исключить насилие над несовершеннолетними во всех его формах и проявлениях. Конечно, добиться 100% результата достаточно трудно, но проводимая в этой области государственная политика направлена на постепенное снижение жестокого отношения.

Статьей 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» регулируется применение уголовных наказаний по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей их родителями или опекунами. Данная статья применяется в тех случаях, когда указанные проступки сопровождались жестоким обращением с детьми.

Статья 156 применяется без дополнения, если ребенку не был причинен тяжкий вред. В противном случае она может быть отягчена дополнительными статьями УК РФ. Зачастую сторона обвинения в зависимости от квалификации может присовокупить не одну статью к уже указанной, что, безусловно, влияет на конечный судебный вердикт и степень налагаемой ответственности.

Условия привлечения

Нерадивым родителям и опекунам будет нелишним узнать, за что именно могут применяться уголовные меры наказания. Жестокое обращение подразумевает под собой следующие действия:

  1. Физическое насилие – истязания, побои, умышленное или неумышленное причинение вреда здоровью малолетнего.
  2. Психическое насилие – унижения, оскорбления, эксплуатация.
  3. Непредоставление ребенку питья, еды, одежды.
  4. Применение угроз.
  5. Постоянная критика и психологическое давление.
  6. Унижение его чести и достоинства.
  7. Пренебрежение его интересами и потребностями.

При таком обращении с ребенком процесс формирования его личности деформируется. Последствиями такого обращения у малолетнего могу стать следующие проявления:

  1. Задержка физического развития.
  2. Отсталость в умственном развитии.
  3. Снижение обучаемости.
  4. Полная потеря уважительного отношения к взрослым.
  5. Психические изменения.

Меры наказания

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ к родителям или опекунам, которые были уличены в жестоком обращении по отношению к опекаемым, могут применяться следующие меры:

  1. Штраф в размере до 100 тысяч рублей или годовой размер зарабатываемого дохода.
  2. Привлечение к обязательным работам на срок до 440 часов.
  3. Исправительные работы сроком до 2 лет.
  4. Принудительные работы до 3 лет. Как дополнительная мера наказания может применяться лишение права занимать определенные должности или выполнять какие-то обязанности. Обычно данная мера применяется по отношению к лицам, которые занимаются воспитательской и педагогической деятельностью. Период ограничения может варьироваться от трех до пяти лет.
  5. Лишение свободы на срок до трех лет с применением дополнительного ограничения по трудовой деятельности или без такового.

В случаях, когда речь идет о тяжком вреде здоровью несовершеннолетнего, указанные меры могут быть ужесточены, в соответствии с дополнительными статьями, вменяемыми представителям.

Порядок привлечения

Уголовная ответственность наступает только после того, как будет проведено расследование обстоятельств дела, собрана доказательная база, вынесен приговор. Эти меры позволяют оценить степень вины родителей или опекунов и назначить наказание в строгом соответствии с деянием.

Инициировать судебное разбирательство имеют право представители органов опеки или прокурор. Привлечение к ответственности родителей производится в следующем порядке:

  1. При выявлении жестокого обращения дети должны быть немедленно ограждены от родителей. Органы опеки пишут акт, в соответствии с которым ребенок изымается из семьи. Несовершеннолетний может быть передан в специализированное учреждение или под временную опеку родственников или иных лиц.
  2. Проводится разбирательство по факту выявленного нарушения. В его ходе производятся опросы соседей, родных, знакомых, медицинских работников, воспитателей, педагогов. Собираются характеристики на родителей и детей.
  3. Дело передается в суд, где и выносится приговор.
Читайте так же:  Росреестр онлайн сведения об объектах недвижимости бесплатно

Родителей же лишают родительских прав, после чего они не имеют возможности воспитывать своих детей. По отношению к кровным отцам и матерям может подразумеваться поблажка, если они доказали, что желают исправить ошибку и выполняют для этого все требования.

Судебная практика

В 2018 году в Азнакаевском городском суде Республики Татарстан на открытом заседании было рассмотрено дело по жестокому обращению с детьми.

Иск был выдвинут против гражданина, который систематически причинял физические и нравственные страдания родным детям и дочери своей жены от первого брака. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он находил ничтожные поводы для того, чтобы избить и унизить детей. Снятые побои были квалифицированны как ущерб, не повлекший вреда здоровья, но причинявший детям немалые нравственные страдания.

Подсудимому по совокупности преступных деяний и на основании статьи 156 УК и статье 117, которая подразумевает преступление против личности, был вынесен совокупный приговор три года и шесть месяцев. Отбывание наказания должно проводиться в исправительной колонии общего режима.

Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми

В этот мир дети приходят самыми беспомощными и беззащитными, их жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от нас – родителей и других взрослых.

Да, быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, некоторые люди испытывают различные сомнения, а иногда заходят в тупик… К сожалению, не все находят правильный выход из этого положения и, чувствуя своё бессилие, жестоко обращаются со своим ребенком.

Виды жестокого обращения с ребенком

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения. Например, когда ребенка постоянно критикуют, угрожают в адрес ребенка в открытой форме, делают замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающее достоинство ребенка, преднамеренно ограничивают общение ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми, лгут и не выполняют своих обещаний. Такая форма обращения к ребенку относиться к психологическому (эмоциональному) насилию.

Нередко психологическому (эмоциональному) насилию сопутствуют физическое насилие, когда ребенка бьют, трясут, толкают, душат, пинают, удерживают силой в запертом помещении против его воли, избивают ремнём, верёвками, наносят увечья тяжёлыми предметами и т.д. А также пренебрежение основными нуждами ребёнка, которое включает в себя отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

Особо опасной формой жестокого обращения является сексуальное насилие — вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Способствующие факторы

Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются чаще всего низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому, нежеланный ребёнок, неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием отчимов или мачех, постоянные супружеские конфликты, наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы, безработица, финансовые трудности, критические ситуации или стечение обстоятельств, смерть близкого человека и пр.

Последствия жестокого обращения с детьми

Последствиями жестокого обращения с детьми в семье являются развитие в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью, агрессивное, преступное поведение детей, злоба и ненависть к старшим и сверстникам. Сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. Ребёнок, подвергшийся насилию, накапливает в душе огромный ком негативных эмоций: чувства страха, разочарования, бессилия, унижения. Он становится агрессивным, подавленным, испытывает сильное беспокойство, может стать предрасположенным к саморазрушению, самоизолированию, снижаются его способности, успеваемость… Такой ребенок похож на дикого зверька, он никому не доверят, не имеет в отличие от сверстников, выросших в психологически здоровой семье, планов, красивых фантазий о будущем. Он мало чего хорошего ожидает от завтрашнего дня. В общем, последствия самые и самые плачевные.

Чем это наказуемо?

Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Например, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и пренебрежение основными нуждами детей, отсутствие заботы о них. К данной категории относятся такие виды преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта, умышленное причинение легкого вреда здоровью, истязание, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, оставление в опасности, неоказание помощи больному, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, доведение до самоубийства, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Также жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к гражданско-правовой ответственности в соответствии с семейным законодательством. Это отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, ограничение родительских прав, лишение родительских прав.

Способы профилактики жесткого обращения с детьми

Для того, чтобы предотвратить жестокое обращение и насилие в семье и следовательно их последствия, необходимо исключить факторы, способствующие совершению противоправных деяний, и создать максимально благоприятные условия для ребёнка.

Устройте комфортный домашний быт. Обеспечьте ребенка полезным разнообразным питанием, организуйте полноценный сон, обеспечьте спокойную обстановку, удобное и уютное место для занятий и т.д.

Читайте так же:  Пенсионный фонд единовременная выплата накопительной части пенсии

Сделайте благоприятными эмоциональные условия:

  • Проявляйте веру в возможности своего ребёнка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь даже незначительным его достижениям.
  • Проявляйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи.
  • Слушайте своего ребёнка, уважайте его мнение и ни в коем случае не игнорируйте, не оставляйте без внимания его досуг, организовав его максимально полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
  • Не сравнивайте своего ребёнка и его успехи или неудачи с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой вчерашним.
  • Дайте почувствовать ребёнку, что любите его безусловной любовью, вне зависимости от его успешности, успеваемости или поведения.
  • Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим личным взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как Воспринимали их вы!
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка. Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно? Сделайте так, чтобы он сам захотел этого.
  • Всегда старайтесь защитить своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

И помните основную ответственность за воспитание, содержание, защиту прав и интересов детей несете Вы — родители.

О профессионалах

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудники Мобильной кризисной службы ГБУ РС (Я) ЦСППСМ проводят правовые лекций, социально-информационные беседы, психологические тренинги, направленные на профилактику и предотвращение жестокого обращения и насилия в отношении детей. Многие родители не знают, что те или иные действия с их стороны в отношении детей расцениваются, как жестокое обращение, начинают задумываться о том, что их меры воспитания не допустимы, интересуются, как можно исправить сложившуюся ситуацию, восстановить детско-родительские отношения, задают вопросы: Как защитить ребенка от насилия вне семьи? Как понять, что ребенок подвергся насилию? Куда обращаться в случае выявления насилия в отношении ребенка? Как себя вести в случае выявления насилия? На эти и другие вопросы, мы ответим в следующих статьях.

Юрисконсульт Мобильной кризисной службы

Верещагина Анна Николаевна

Жестокое обращение с несовершеннолетними в контексте ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего)

Жизнь весьма многогранна: в ней и счастливые моменты и печальные. Наиболее остро жизненные ситуации переживаются детьми — наиболее уязвимыми членами общества, которым только предстоит занять свое место в социуме. Нельзя исключить существование людей, способных допустить преступную жестокость к ребенку, в силу его слабости. Жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то есть является преступлением. Но тут возникает вопрос, как же определить, является ли обращение жестоким, есть ли исчерпывающий перечень действий (бездействия) в рамках такого обращения, с какого момента обращение достигает уровня жестокости? Попробуем разобраться.

Жестокое обращение — это оценочное понятие, то есть оно не может быть подробно детализировано в законе. Использование в законоположении оценочных понятий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не свидетельствует о неопределенности содержания правовых норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей, систематическом нанесении побоев). К жестокому обращению при определенных условиях можно отнести лишение ребенка пищи либо кормление непригодными к приему в пищу продуктами, отказ от госпитализации ребенка длительное время нуждающегося в медицинском уходе, длительное оставление беспомощного ребенка в опасном для здоровье состоянии (голод, плач).

Вместе с тем уголовно-наказуемое жестокое обращение с ребенком может иметь место только с умышленной формой вины. Случай: несовершеннолетний нарушает порядок в классе, бросается бумажками, на замечания педагога не реагирует, препятствует проведению урока и обучению остальных учеников, нецензурно выражается. Противоправное поведение ученика, нарушающее образовательный процесс и порядок в классе, педагог обязан пресечь, поскольку остальные ученики не имеют возможности реализовать свое право на образование. При таких обстоятельствах учитываются особенности ситуации, вызвавшей ответную реакцию педагога, а также порядок его действий: намерение пресечь неправомерное поведение несовершеннолетнего может исключить преступность действий в отношении несовершеннолетнего.

Также Уголовный кодекс Российской Федерации отрицает преступность деяния, хотя формально и содержащего признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности. Например, применение в отношении ребенка ремня является ненадлежащим способом воспитания и нарушает права ребенка, но в силу малозначительности — зачастую, не является преступлением.

Ребенок — это такой же субъект правоотношений, как и взрослый. Он вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Государство должно оберегать ребенка от негативных воздействий. Если ребенок испытывает страх, ему причиняется боль — это недосмотр взрослых, ответственных за благополучие ребенка. Нельзя скрывать и терпеть такие факты: о них нужно рассказывать родителям, учителям, полицейским.

Подготовлено с использованием материалов судебной практики.

Памятка родителям — Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

Памятка родителям Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Читайте так же:  Согласие супруга на усыновление ребенка другим супругом

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если.

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

[3]

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

— длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

— длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

[2]

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

2. Использование силы общественных институтов:

• религиозной организации, суда, полиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

[1]

3. Использование изоляции:

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют его в качестве доверенного лица;

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность;

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме — исключить и перевести в другое учреждение);

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Ответственность за жестокое обращение с ребенком

Ежедневно в РФ совершается достаточно большое количество правонарушений, как вполне серьезных, так и абсолютно безобидных. Но при этом они, как правило, совершаются между совершеннолетними гражданами, осознающими ответственность и происходящие с ними события.

Но бывает и так, что преступление совершается по отношению к ребенку – человеку, не способному себя защитить или же правильно заявить о совершении правонарушения. При этом правонарушение может быть и не очевидным, происходящим с течением времени. В этой статье мы поговорим о таком нарушении, как жестокое обращение с ребенком, и расскажем, как с ним бороться и что за него грозит.

Что говорится в статьях

Жестокое обращение с ребенком – это то нарушение, которое попадает сразу под несколько статей самых разных норм и кодексов. За него отвечают Уголовный Кодекс РФ (статья 156), Жилищный кодекс РФ (статья 91), КоАП РФ (статья 5.35), Семейный кодекс РФ (статья 69.73). При этом все они содержат схожие формулировки нарушения – жестоким обращением с ребенком принято считать абсолютно любые действия, которые наносят ребенку физический или моральный ущерб. При этом ущерб должен быть значительным, но не обязан быть умышленным.

Читайте так же:  Подведомственность подсудность дел в административном судопроизводстве

Как правило, обвинения в жестоком обращении с ребенком предъявляют именно родителям, но подобные обвинения могут быть выдвинуты против абсолютно любого человека. Зачастую такие обвинения выдвигаются даже против организаций, например, детских садов. Большая доля обвинений проходит именно по статье 156 УК РФ и предусматривает весьма серьезные наказания вплоть до лишения свободы.

Достаточно сложно разделить виды жестокого обращения с ребенком на какие – то конкретные категории, так как такое нарушение может иметь множество самых разных особенностей и попадать сразу под несколько пунктов закона. В связи с этим нарушения, связанные с жестоким обращением с детьми, делят на активные и пассивные.

  • Под категорию активных действий относят все те деяния, которые родитель совершил по отношению к ребенку со злым умыслом. Это могут быть избиения, лишение сна, издевательства любого типа;
  • Под категорию пассивных нарушений относят уже бездействие родителей, как непроизвольное, так и намеренное, в результате которого ребенок получает определенный ущерб. Примерами могут служить лишение еды, сна, значительное нарушение режима, отсутствие воспитания.

Как видите, жестокое обращение с ребенком – нарушение многогранное, и может проходить как вполне умышленно, так и случайно, из – за халатности. Но это не меняет того факта что ребенку в любом случае наносится вред. Ущерб делят на две категории:

  • Физический. Это тот вред, который причиняется непосредственно здоровью ребенка: синяки, ушибы, порезы, переломы и т.д. Возникает из – за активных действий родителей, но в некоторых случаях к нему может привести и банальная невнимательность родителей к собственному ребенку. Зачастую ведет к психологическим проблемам;
  • Психологический. Этот вред намного менее заметен, чем физический, но в перспективе намного более опасен. Может возникать в результате как активных действий, так и пассивного воздействия, ведет к нарушению социальных навыков, затруднению в развитии и общему ухудшению эмоционального здоровья ребенка.

Как распознать

Многие спрашивают «Как же распознать ребенка, подвергшегося насилию со стороны родителей?». Сделать это не так уж и просто, но вполне возможно. На что стоит обратить внимание:

  • Внешний вид ребенка. Общее состояние ребенка, подвергающегося насилию, зачастую заметно сразу – он выглядит слабым, больным, неухоженным;
  • Состояние ребенка. Если у ребенка старая, испорченная одежда, неопрятный внешний вид, то вполне возможно что дома о нем заботятся плохо;
  • Наличие травм. Если у ребенка имеются ушибы, порезы и ссадины, а так же весьма необычные повреждения, такие как большие ожоги или укусы, то весьма вероятно что дома он подвергается насилию;
  • Настроение ребенка. Ребенок, подвергающийся насилию (особенно психологическому) угнетен, показывает признаки апатии, постоянной усталости, зачастую отстранен;
  • Поведение ребенка. Подвергающийся домашнему насилию ребенок пуглив, не желает выходить на контакт, замкнут в себе. При этом некоторые дети сами ищут помощи у взрослых, хоть и проявляться это может не в самых очевидных поступках, так что проявите особое внимание.

Куда жаловаться

Теперь рассмотрим учреждения, которые смогут помочь вам в том случае, если вы выявили жестокое обращение с ребенком. Для того, чтобы заручиться поддержкой государства и извлечь ребенка из опасной среды, вы можете привлечь:

  • Полицию;
  • Прокуратуру;
  • Органы социальной опеки;
  • Суд.

Обращение в полицию будет наиболее эффективно в том случае, если действия нужно пресечь немедленно: если жизни и здоровью ребенка что – то угрожает или если нарушение происходит у вас на глазах. Обращение в прокуратуру будет более полезно в том случае, когда требуется более детальное рассмотрение дел или когда в жестоком обращении повинны не родители, а социальные работники: воспитатели, учителя и т.д.. Органы социальной опеки смогут помочь вам в любых случаях – они не только могут изъять ребенка из семьи, но и позаботиться о нем должным образом. Суд же будет полезен в том случае, когда нужно применить радикальные меры, например, лишить родителей их прав.

Ответственность

За такое нарушение, как жестокое обращение с ребенком, предусмотрена весьма значимая ответственность. Как правило, она выражается в крупных штрафах и постановке на учет (если нарушение незначительное), лишении родительских прав, а так же уголовной ответственности. Рассмотрим все статьи, которые касаются ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Статья 69 Семейного кодекса РФ отвечает за лишение родительских прав. Если родителя лишить его прав, то он не сможет видеться с ребенком, заниматься его воспитанием, ограничивать его или же запрашивать документы на ребенка. Статья 91 Жилищного Кодекса РФ еще сильнее усугубляет ситуацию для лишенного родительских прав отца или матери, буквально выселяя их из дома, в котором проживает ребенок.

Статья 5.35 КоАП РФ рассматривает два типа нарушений. Первое – невнимательное отношение к ребенку, нарушение его интересов и иные проступки, которые не ведут к физическому вреду и значительным эмоциональном травмам. За такие проступки предусмотрен штраф в районе 500 рублей. Вторая часть данной статьи отвечает за препятствование общению между родителем и ребенком, но без иных значительных нарушений, и карается штрафом в размере 3000 рублей. Но если это нарушение повторится, то нарушителю грозит арест до 5 суток.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чаще всего наказание применяется в соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса. В соответствии с его нормами за жестокое отношение к ребенку можно получить:

  • Штраф до 100 000 рублей;
  • Обязательные работы сроком до 440 часов;
  • Исправительные работ сроком до 2х лет;
  • Принудительные работы сроком до 3х лет;
  • До 3х лет лишения свободы.

Источники


  1. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  3. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here