Содержание
- 1 Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)
- 2 Государственное учреждение
- 3 Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
- 4 Статья 29. Муниципальная собственность
- 5 Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
- 6 Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
- 7 Учреждения культуры в системе отношений собственности
- 8 Бюджетные учреждения
Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)
Глава II. Формы некоммерческих организаций
> Общественные и религиозные организации (объединения) |
Содержание Федеральный закон «О некоммерческих организациях» |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Государственное учреждение
— учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Комментарий
Государственное учреждение — это одно из видов некоммерческих организаций — учреждений, которые создаются собственником. В зависимости от собственника, учреждения бывают:
— частными (частное учреждение) — если собственник гражданин или юридическое лицо;
— государственными (государственное учреждение) — если собственник Российская Федерация или субъект Российской Федерации;
— муниципальными (муниципальное учреждение) — если собственник муниципальное образование.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ (см. Право оперативного управления).
Государственное учреждение регулируется ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ).
Ответственность государственного учреждения и его собственника регулируется ст. 123.22 ГК РФ:
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества учреждения, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества учреждения, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru.
Учредители
Учредителем федеральных государственных учреждений является Российская Федерация;
Учредителем государственных учреждений субъекта Российской Федерации является субъект Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 174-ФЗ).
Учредителями одного государственного (муниципального) учреждения не могут быть публично-правовые образования различных уровней, а также несколько публично-правовых образований одного уровня (Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).
Виды деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Планирование деятельности государственных (муниципальных) учреждений (п. 3 Письма Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036)
Поскольку целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов власти, виды деятельности учреждений должны соответствовать целям, для достижения которых они созданы.
Исчерпывающий перечень видов деятельности учреждений в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ, частью 2 статьи 7 Федерального закона N 174-ФЗ должен быть определен в их уставах.
Кроме этого, цели создания государственных (муниципальных) учреждений и основные виды их деятельности должны корреспондироваться:
— с вопросами, решение которых законодательством Российской Федерации отнесено к ведению их учредителя — публично-правового образования;
— с полномочиями органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя.
По государственным (муниципальным) учреждениям, деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является их учредителем, а также профилю органа власти, осуществляющего функции и полномочия их учредителя, целесообразно принять решение об их ликвидации, передаче в ведение иного органа власти либо передаче в собственность иного публично-правового образования.
Помимо основных видов деятельности государственные (муниципальные) учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность также указана в их учредительных документах (например, книгоиздательская деятельность, тиражирование, предоставление консультаций).
Информация об основных видах деятельности государственных (муниципальных) учреждений должна быть отражена не только в их уставах. Данные сведения должны также содержаться в одном из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений — плане финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, обязан самостоятельно установить порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений в соответствии с Общими требованиями, определенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н (далее — Общие требования к плану, Приказ N 81н).
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, определяя указанный порядок, вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных Общими требованиями к плану, в том числе утвердить типовую форму плана финансово-хозяйственной деятельности; установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые должны обеспечить деятельность учреждений на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности с самого начала очередного финансового года.
В соответствии с пунктами 9 и 17 Общих требований к плану план финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).
Налогообложение и бухгалтерский учет
На государственные учреждения распространяются требования налогового законодательства, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), а также требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления. В бухгалтерском учете такое имущество учитывается также, как другие организации учитывают имущество на праве собственности. План счетов и иные нормативные документы не предписывают особого порядка учета имущества на праве оперативного управления. С юридической точки зрения право оперативного управления есть разновидность вещных прав, близкая по своей сути к праву собственности (различия конечно же есть, но они юридические и не влияют на бухгалтерский учет).
Автономные учреждения (государственные и муниципальные) для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Бюджетные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Казенные учреждения для бухгалтерского учета используют План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Основные различия Бюджетных, Автономных и Казенных государственных и муниципальных учреждений
Источник бюджетного финансирования:
Казенные — на основе бюджетной сметы
Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности
Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности
Казенные — Смета доходов и расходов
Автономное — в самостоятельное распоряжение
Бюджетное — в самостоятельное распоряжение
Казенные — зачисляются в бюджет
Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства
Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)
Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).
Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.
Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:
«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.
Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).
Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».
Определение из нормативных актов
Статья 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения» Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
«1. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
3. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя)».
Дополнительно
Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
Официальный сайт
единой информационной системы
в сфере закупок
Организация, оказывающая услуги РїРѕ обслуживанию пользователей Р•РРЎ,
сообщает о проведении регламентных работ
в период с 01:00 14.09.2019 по 15:00 14.09.2019
В настоящий момент Вам доступны:
Статья 29. Муниципальная собственность
Статья 29. Муниципальная собственность
1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Об объектах, относящихся к муниципальной собственности, см.: Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
О приватизации государственного и муниципального имущества см. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
5. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
> Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций |
Содержание Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской. |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.
Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения
- Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
- Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
- Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
- Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
- Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.
Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.
Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).
Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.
Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.
Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).
Органы управления автономного образовательного учреждения:
- Наблюдательный совет
- Директор Учреждения
- Общее собрание работников
- Педагогический совет
Регулируется ФЗ от «03» ноября 2006 г. №174-ФЗ «ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
Изменение типа бюджетного учреждения
Изменение типа бюджетного учреждения (например, казенного учреждения в автономное) осуществляется решением государственного органа исполнительной власти:
- Правительством Российской Федерации — для федеральных учреждений;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для учреждений субъектов РФ;
- местной администрацией муниципального образования — для муниципальных учреждений.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений утверждены Распоряжением Правительства РФ от 7.09.2010 № 1505-р. [2]
Форма собственности муниципального бюджетного учреждения
Различают следующие виды организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (далее также ОПФ):
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями
- Товарищества
- Полные товарищества
- Товарищества на вере
- Общества
- Общества с ограниченной ответственностью
- Общества с дополнительной ответственностью
- Акционерные общества
- Открытые акционерные общества
- Закрытые акционерные общества
- Унитарные предприятия
- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
- Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
- Прочие
- Производственные кооперативы
ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями
- Потребительские кооперативы
- Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)
- Общественные организации
- Общественные движения
- Органы общественной самодеятельности
- Политические партии
- Фонды (в том числе общественные фонды)
- Учреждения (в том числе общественные учреждения)
- Государственные корпорации
- Некоммерческие партнерства
- Автономные некоммерческие организации
- Общины коренных малочисленных народов
- Казачьи общества
- Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
- Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
- Территориальные общественные самоуправления
- Товарищества собственников жилья
- Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица
- Паевые инвестиционные фонды
- Простые товарищества
- Представительства и филиалы
- Индивидуальные предприниматели
- Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
Примеры ОПФ
государственных и муниципальных учреждений
Самым простым наименованием ОПФ государственных учреждений являются ФГУ (федеральные) и ГУ (областные, Москвы и Санкт-Петербурга). Иногда добавляется в ОПФ слово «бюджетное», например у ОПФ лесничество, исправительных колоний. В наименование ОПФ может входить слово «областное» и даже название субъекта РФ: «Новосибирской области», «города Москвы», но не обязательно.
ОПФ государственных учреждений:
- Федеральное государственное учреждение
- Областное государственное учреждение (Государственное областное учреждение), ОГУ
- Государственное учреждение
- Федеральное государственное бюджетное учреждение
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
- Областное государственное бюджетное учреждение
- Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
- Государственное бюджетное учреждение города Москвы
- Государственное бюджетное учреждение
- Государственное (муниципальное) казенное учреждение
Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:
ОПФ образовательных учреждений:
ОПФ военных образовательных учреждений:
- Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- Федеральное государственное учреждение здравоохранения
- Государственное учреждение здравоохранения
- Муниципальное учреждение здравоохранения
ОПФ учреждений культуры:
- Федерального государственного учреждения культуры
- Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области
- Государственное учреждение культуры города Москвы
- Областное государственное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
- Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» — не имеет указание «военное».
государственных и муниципальных унитарных предприятий
ОПФ унитарных предприятий:
- Федеральное государственное унитарное предприятие
- Государственное областное унитарное предприятие
- Государственное унитарное предприятие
- Муниципальное унитарное предприятие
Учреждения культуры в системе отношений собственности
Социальная значимость продуктов культуры и общественная потребность в них определяют необходимость активного участия государства в их производстве. При этом государство должно выступать и в качестве представителя потребителей благ культуры, их заказчика, (как потребитель – монопсонист1), и как непосредственный производитель благ, гарантирующий определенный уровень качества производимого продукта и эффективности использования общественных ресурсов для его производства. Реализовать на практике такую модель хозяйственных связей позволяют отношения собственности и, в частности, юридическая конструкция организации – несобственника, используемая лишь в российской юридической и экономической практике. Она является носителем традиций отечественной административной экономики и позволяет государству до сих пор удерживать влияние на российском рынке продукции культуры.
В отрасли культуры конструкция организации-несобственника используется унитарными государственными и муниципальными предприятиями и государственными и муниципальными учреждениями.
Учреждение – организационно-правовая форма1, преобладающая при производстве благ культуры в РФ. В этой правовой форме осуществляют свою деятельность библиотеки, музеи, архивы, зоопарки, театры, планетарии, концертные и выставочные залы, филармонии, парки культуры и отдыха. Перечисленные виды учреждений создаются различными министерствами, общественными и коммерческими организациями, муниципальными органами власти. Наибольшее число учреждений культуры (95-96%) создано органами государственной и муниципальной власти, они являются бюджетными учреждениями2.
Учреждения, созданные коммерческими или общественными организациями, а также иными, чем Министерство культуры РФ министерствами и ведомствами, чаще всего называются ведомственными учреждениями. Форма собственности их может быть и государственной, и частной. Например, театр Российской Армии, входящий в структуру Министерства обороны РФ, и Дворец культуры ЗИЛ, находящийся на балансе акционерного общества «ЗИЛ», – ведомственные учреждения культуры, однако имущество театра – федеральная государственная собственность, а имущество Дворца культуры — собственность акционерного общества, т.е. частная.
В системе отношений собственности положение организации в статусе учреждения характеризуется следующим:
1. Учреждение не является собственником имущества, переданного ему учредителем. Имущество находится у него на праве оперативного управления. Это означает, что круг правомочий по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом определяет учредитель в уставе организации. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения.
2. Имущество, выделенное организации учредителем, обособлено от имущества учредителей. Имущественная обособленность конкретно выражается в том, что учреждение имеет самостоятельную смету. Пределы денежных средств, выделенных учреждению по смете, определяют его собственную ответственность по обязательствам (договорам) и пределы его имущественно-финансовой самостоятельности.
3. Имущество, выделенное организации учредителем, может быть источником дополнительных доходов от разрешенной учредителем предпринимательской деятельности. Однако ни эти доходы, ни имущество на них приобретенное, не становятся собственностью учреждения1; они поступают в оперативное управление и учитываются отдельно от доходов и имущества, выделенного учреждению учредителем.
4. Имущество, выделенное учредителем, должно использоваться организацией для целей, определенных собственником и в соответствии с его заданиями, а также назначением имущества. Цели деятельности организации, определенные собственником, и его задания по реализации целей отражаются в уставе организации и ее планах. Для реализации этих целей собственник имущества принимает на работу (назначает) руководителя учреждения, которого он может снять с работы в случае ненадлежащего выполнения заданий и реализации целей организации.
5. Учредитель (собственник) организации, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
6. Учредитель несет субсидиарную (восполнительную, дополнительную) ответственность по обязательствам учреждения, в связи с чем на него не распространяется закон о банкротстве.
Как видно, конструкция учреждения – единственного не собственника из некоммерческих организаций – основана на весьма ограниченном праве учреждения на переданное собственником имущество. Это позволяет последнему удерживать организацию в нужном направлении деятельности, дает возможность устанавливать обязательные задания по производству социально значимых услуг и контролировать условия их производства1. Так, контролируя уровень квалификации сотрудников библиотеки, её книгообеспеченность, режим работы, учредитель влияет на качество, объем и технологию библиотечных услуг.
Вместе с тем статус учреждения, хотя и предполагает ответственность учредителя за создание условий исполнения его заданий, тем не менее не устанавливает размеры этой ответственности. Так, в законе «О некоммерческих организациях» сказано, что собственник финансирует учреждение полностью или частично, однако границы финансирования в законе не прописаны. Это определяет саму возможность недофинансирования со стороны собственника.
Остаточность финансирования отрасли культуры, отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее учреждения и существование значительных проблем формирования бюджетов приводят к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продукции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы организационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства.
Бюджетные проблемы и необходимость реформирования бюджетного сектора1 требуют изменения не только механизмов хозяйствования, но и имущественных отношений учреждений культуры.
Эти изменения в отношениях собственности, осуществляемые с позиции защиты интересов бюджета (и государственного и муниципального), были зафиксированы во вступившем в силу в начале 2007 г. Федеральном законе «Об автономных учреждениях».
Главная цель разработки и внедрения нового типа бюджетных учреждений – автономных – изменение хозяйственного механизма учреждений в сторону расширения их экономической самостоятельности, а следовательно, и ограничения ответственности перед ними учредителя (государства, муниципалитета). Поэтому главные новации закона лежат не в сфере имущественных отношений: автономное учреждение (АУ) также реализует право оперативного управления, т.е. является несобственником.
Однако на основании закона «Об автономных учреждениях» собственник имущества АУ не несет ответственности по его обязательствам: субсидиарной (восполнительной) ответственности учредителя в АУ нет.
АУ без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным АУ за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным имуществом АУ вправе распоряжаться самостоятельно, т.е. обращать его в уплату по долгам. Категория «особо ценного имущества», не существовавшая ранее, устанавливается самим учредителем и требует ещё законодательного определения.
Закон об АУ значительно сокращает имущественную ответственность государства и расширяет масштабы этой ответственности у АУ. Это создает основу большей экономической самостоятельности организации и одновременно требует от неё экономической ответственности.
Реформирование бюджетных учреждений продолжено Федеральным законом № 83 (май 2010г.) « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В соответствии с законом в РФ государственные и муниципальные учреждения могут быть трех типов: казенные, автономные и бюджетные. В перечень казенных учреждения культуры и искусства, за исключение архивов, не войдут. Статус автономного учреждения не претерпел изменений по сравнению с рассмотренным выше законом « Об автономных учреждениях». Эту форму «примеряют» филармонии, театры, парки культуры. Действовавшие до 2010-2011гг. бюджетные учреждения (библиотеки, клубные учреждения, музеи) получат возможность по упрощенному порядку изменить тип и стать так называемыми бюджетными учреждениями нового типа. Они, как и автономные учреждения, будут финансироваться на основе госзадания в форме субсидий, заключать крупные сделки только с согласия учредителя, который не будет теперь нести субсидиарную ответственность.
Помимо учреждения в отрасли культуры применяется другая форма организации – несобственника – форма государственного (муниципального) унитарного предприятия. Ее используют киностудии и цирки. В отрасли средств массовой информации ее использует, например, такая крупная организация, как Всероссийская государственная телерадиокомпания, являющаяся федеральным унитарным предприятием.
Однако в отличие от учреждения, у предприятия отсутствует субсидиарная ответственность учредителя и его обязанность финансировать организацию1. В связи с этим деятельность предприятия нацелена на извлечение прибыли, как и у любой коммерческой организации. Государство – собственник имущества, выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения, – предоставляет предприятию возможность самому решать вопросы технологии осуществления затрат на производство, заинтересовывая его в снижении затрат. Однако государство оставляет за собой право административного воздействия на предприятие, выпускающее социально значимую продукцию, а именно: право замены администрации в случае неудовлетворительного исполнения его заданий.
Бюджетные учреждения
Государственное (муниципальное) учреждение – некоммерческая организация, созданная органами государственной власти (местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из государственного (местного) бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.
Учредителями создаваемых учреждений являются, как правило, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальные образования. Можно выделить следующие их типы: учреждения образования и науки, культуры, здравоохранения, социальной помощи и защиты и т.д.
Государственные (муниципальные) учреждения создаются собственником имущества для определенной деятельности некоммерческого характера. Собственником в данном случае выступает, государство, регион, муниципальные образования. Государственное (муниципальное) учреждение как юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта органа государственного (муниципального) управления.
Правовой основой деятельности учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, то есть деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.
Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определены возможные направления предпринимательской деятельности учреждений, в том числе:
— приносящее прибыль производство товаров, услуг и работ, отвечающих целям деятельности некоммерческих организаций;
— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
— участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Права государственных (муниципальных) учреждений включают:
— своевременное получение и использование бюджетных средств в размере, утвержденном бюджетной росписью с учетом сокращений и индексации;
— своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
— компенсацию в размере недофинансирования.
Обязанности учреждений:
— своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
— эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
— своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
— своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
— своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.
Собственник наделяет учреждение имуществом, закрепляя его на праве оперативного управления. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласования с собственником имущества. Учреждение самостоятельно не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.
Государственные (муниципальные) учреждения, выступая в гражданском обороте, вправе заключать от своего имени договоры купли-продажи, подряда (например, для ремонта или строительства зданий), за исключением установленных ограничений, предусмотренных законом, и оплачивать задолженность по ним из средств бюджетного финансирования или внебюджетных средств. Объем договорных обязательств, которые на себя может взять учреждение за счет финансирования из бюджета, определяется через заложенные в смете объемы расходов, утвержденные в пределах годовых назначений в соответствии с решением о бюджете на очередной год.
При заключении учреждениями договоров на приобретение товаров, выполнение работ или услуг установлен ряд условий: обязательное ведение реестра закупок; заключение государственного, муниципального контракта.
Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно решением о местном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование учреждений.
Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов.
Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
— оплату труда работников;
— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с нормативными документами;
— оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;
— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.
Данный перечень является исчерпывающим, и расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата труда работников учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, установленной постановлением Правительства РФ. Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений находящихся на бюджетном финансировании.
Если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Доходы, полученные от такой деятельности, могут быть израсходованы учреждением только для осуществления возложенных на него задач. Предпринимательская деятельность учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения его учредителя-собственника. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью учреждения – некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность.
С 1 января 2011 года государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).
Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ), а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.
Государственное (муниципальное) казенное учреждение — учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств государственного, местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Государственное, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты государственному (муниципальному) казенному учреждению не предоставляются. Государственное (муниципальное) казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.
Государственным (муниципальным) автономным учреждением — признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Государственное (муниципальное) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.
Государственным (муниципальным) бюджетным учреждением — признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.
Основным объединяющим признаком для всех государственных (муниципальных) учреждений является то, что учредителем такого учреждения может быть только Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также общим признаком для учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. За учреждениями сохраняются ограничения на распоряжение имуществом учреждения в зависимости от типа учреждения.
Правовой основой деятельности государственного (муниципального) учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.
Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Создание и/или изменение типа учреждения осуществляется решением органов государственной (муниципальной) власти. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.
Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.
Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Сверх установленного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых для одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники
Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.