Основание государственной регистрации права собственности

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Основание государственной регистрации права собственности" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Статья 17. Основания для государственной регистрации прав

Пункт 1 комментируемой статьи приводит перечень оснований, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение (обременение) права:

— акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с законом о регистрации акт органа государственной власти или местного самоуправления является основанием для регистрации прав, если он предусмотрен законом в качестве основания возникновения гражданских прав, издан уполномоченным органом в рамках его компетенции и в установленном законодательством порядке, а так же содержит сведения об объекте недвижимого имущества, его правообладателе и виде права;

— договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Сюда можно отнести договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, в том числе с условием пожизненного содержания с иждивением, аренды, об ипотеке, доверительного управления имуществом, договоры участия в долевом строительстве;

— акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Под актами (свидетельствами) о приватизации жилых помещений понимаются свидетельства о праве собственности на жилые помещения, выдаваемые в соответствии с Законом о приватизации жилых помещений. Под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

— свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследникам на праве собственности со дня открытия наследства независимо от момента государственной регистрации. В данном случае государственная регистрация носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер. Государственная регистрация прав проводится на основании свидетельств о праве на наследство, которые по желанию наследников могут быть выданы всем наследникам вместе или каждому в отдельности, на все наследство в целом или на его отдельные части;

— вступившие в законную силу судебные акты.

Под судебными решениями понимаются решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов и третейских судов. Судебное решение считается вступившим в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование и опротестование, если речь идет о судах общей юрисдикции и апелляционное обжалование (в случае арбитражных судов) либо если решение вообще не было обжаловано или опротестовано. Обжаловано оно может быть сторонами, а также другими лицами, участвующими в деле. Признанное судом право подлежит государственной регистрации на общих основаниях — в порядке, установленном для регистрации любых вещных прав на недвижимость;

— акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

К ним относятся свидетельства о праве собственности на земельный участок, на жилище и т.п.;

— иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

— иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе: выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, который был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;

— либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке):

1. Декларация об объекте недвижимого имущества, подтверждающая факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство);

2. Технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, подтверждающий факт создания такого объекта на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке). До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке;

3. Документы, подтверждающие право собственности на объект незавершенного строительства (помимо правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, представление которого не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке);

4. Разрешение на строительство, проектная документация, документы, содержащие описание объекта незавершенного строительства;

5. Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в комментируемом пункте, не допускается.

[3]

Гражданское и арбитражное право РФ

Что является основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований?

Порядок осуществления такого разграничения государственной собственности на землю установлен Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”. В соответствии с п. 2 ст. 2 этого Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Читайте так же:  Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на наркотики

Указанные перечни земельных участков готовятся в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 140 Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности (эти Правила не распространяются только на перечни земельных участков, данные о которых составляют государственную тайну). Такие перечни подготавливаются Росимуществом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований. Правительство РФ своими распоряжениями утверждает такие перечни. В последнее время принят целый ряд подобных распоряжений, касающихся федеральной собственности, например распоряжение от 17 марта 2003 г. N 339-р “Об утверждении Перечней земельных участков, расположенных на территориях Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Владимирской, Калининградской, Кировской, Новгородской, Оренбургской, Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности”.

При разграничении государственной собственности на землю возможно возникновение спорных вопросов. Процедура их разрешения состоит в следующем. Прежде всего Росимущество направляет подготовленные им перечни земельных участков со всеми соответствующими документами в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования. Указанные органы рассматривают эти перечни и в двухмесячный срок со дня получения принимают решение об их согласовании либо об отказе в согласовании самих перечней или отдельных земельных участков, указанных в них. В случае отказа в согласовании составляется перечень оспариваемых земельных участков, который направляется в Росимущество. К нему прилагаются удостоверенные в установленном порядке документы, на основании которых оспариваются земельные участки.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по перечням оспариваемых земельных участков разрешаются специальными согласительными комиссиями, создаваемыми Росимуществом или его территориальными органами. Кроме представителей этого Федерального агентства, в них входят представители заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласительные комиссии по результатам своей работы принимают решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень земельных участков или о передаче спора в суд.

Споры о разграничении государственной собственности на землю относятся к категории экономических споров, поэтому они рассматриваются арбитражными судами. В соответствии со ст. 27 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

[1]

По спорам о разграничении государственной собственности на землю иск может быть предъявлен либо о признании недействительным (или частично недействительным) распоряжения Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, либо о признании права собственности на земельный участок.

Необходимо иметь в виду, что пока процесс разграничения государственной собственности не закончен, распоряжение находящимися в государственной собственности землями может осуществляться и без регистрации права государственной собственности на земельный участок (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”). Распоряжение указанными землями в этот период осуществляют органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю определен постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. N 576 (в ред. от 21 ноября 2003 г.) “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю”.

Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Статья 14 . Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

2. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее — карта-план территории);

Информация об изменениях:

Пункт 7.1 изменен с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 8 части 2 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

3. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Читайте так же:  Разрешение на трудовую деятельность иностранным гражданам

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 — 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 4 части 3 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.

4. Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ в пункт 2 части 4 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 — 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

5. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

3) в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ и N 361-ФЗ в пункт 4 части 5 статьи 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

5) в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;

6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в установленном федеральным законом порядке) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;

8) в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 5 статьи 14 дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

10) в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ часть 5 статьи 14 дополнена пунктом 11, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

11) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута.

Основание государственной регистрации права собственности

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.25.2 Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ.

Читайте так же:  Определение территориальной подсудности по адресу в москве

При этом основанием для государственной регистрации права собственности гражданина земельный участок является в соответствии с п.2 ст.25.2 Закона о регистрации один из следующих документов:

— акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок

Из буквального толкования данной нормы следует, что любое из вышеуказанных решений органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятое с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства, может являться основанием для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в соответствии с вышеуказанной статьей.

Необходимо отметить, что согласно ст.28 (в первой редакции) Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ (далее по тексту Закон о садоводческих объединениях граждан) приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков осуществлялась за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимало решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создало комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;

2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организовывала сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводила с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывал, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;

4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков давала заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора;

5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривало подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;

6) в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления принималось решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка, которое являлось основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, граждане были вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки.

В настоящее время согласно ст.28 Закона о садоводческих объединениях граждан граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В то же время в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях граждан было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Из вышеизложенного следует, что основанием для государственной регистрации права собственности граждан на садовые земельные участки является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятый с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства.

отдела правового обеспечения О.А. Мисливская

Регистрация перехода права собственности — обязательная процедура

Регистрация перехода права собственности — обязательный юридический акт в сделках с недвижимым имуществом, защищающий интересы покупателя (приобретателя права). Регистрация перехода права происходит по заявлению продавца и на основании правоустанавливающего документа при отсутствии запретов и ограничений на это, внесенных в ЕГРН(Единый государственный реестр недвижимости).

Содержание статьи подробное:

Регистрация перехода права собственности

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество — дома, квартиры, земельные участки, комнаты, осуществляется Росреестром. Запись об этом вносится в Единый государственный реестр недвижимости по всем сделкам с объектом.
История регистрации перехода права сохраняется и может быть получена любым заинтересованным лицом в виде выписки о переходе права из ЕГРН.

Договор для регистрации перехода права собственности

Документом-основанием для регистрации перехода права собственности является:

  • Договор купли-продажи недвижимого имущества
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Решение суда и т.д

Такой договор описывает сделку по отчуждению права от одного физического или юридического лица — другому.

Сам договор отчуждения не подлежит государственной регистрации, следовательно и нет государственной пошлины за это.

Договор для регистрации перехода права на бумажном носителе предоставляется в Росреестр в количестве экземпляров не менее двух, так как один экземпляр остается в архиве Росреестра. Как правило количество экземпляров договора равняется количеству участников сделки + один.

Читайте так же:  Характеристика с места работы по производственной практике

Договор для регистрации перехода права можно подать в Росреестр в электронном виде.

Для регистрации перехода права долевой собственности есть обязательное требование — нотариальное удостоверение документа-основания.

То есть если объектом недвижимости владеют несколько собственников на праве общей долевой собственности то переход права Росреестр зарегистрирует только на основании нотариального договора купли-продажи.

Отчуждение общей совместной собственности — не требует удостоверения у нотариуса.

А вот переход права собственности от несовершеннолетнего или недееспособного собственника требует не только разрешения Органов опеки и попечительства, но и обязательного удостоверения договора купли-продажи у нотариуса.

Договор купли-продажи подлежит обязательному удостоверению у нотариуса если отчуждается долевая собственность, собственность несовершеннолетнего или недееспособного.

Документы для регистрации перехода права собственности

Государственный регистратор внесет запись о регистрации перехода права собственности при наличии:

  • заявления о переходе права собственности от продавца, дарителя или стороны договора мены
  • документа -основания (договора дарения, купли-продажи, мены)

Если документ-основание удостоверен нотариусом заявление от стороны, отчуждающей право, не обязательно!

То есть при наличии нотариального договора продавец или даритель может не присутствовать в МФЦ при подаче документов на регистрацию права собственности на нового правообладателя.

Заявление о регистрации перехода права примут только по предъявлению документа, удостоверяющего личность.

Документы на недвижимость теперь можно не предоставлять! Ведь единственным доказательством зарегистрированного права собственности является наличие записи об этом в ЕГРН. А правоустанавливающий документ есть в реестровом деле.

Теперь даже не требуется предоставлять согласие супруга на продажу. Препятствием для регистрации перехода права это не будет

НО! Об этом будет внесена запись в ЕГРН.

Госпошлина за регистрацию перехода права собственности

Госпошлина за регистрацию перехода права не уплачивается.

НО! Если у собственника поменялись персональные данные, например изменилась фамилии при вступлении в брак, необходимо написать заявление о внесении изменений в ЕГРН, оплатить госпошлину 350 рублей( на 2018 год) и приложить свидетельство о заключении брака.

Регистрация перехода права собственности. Момент регистрации

Моментом регистрации перехода права — является внесение записи об этом в ЕГРН.

Такие изменения в реестре можно отслеживать (мониторить) с помощью специального сервиса.
Цена услуги всего 50 рублей.
Как только запись о регистрации перехода права будет внесена в ЕГРН вам, на указанную в заявке электронную почту, придет сообщение об этом.

Сроки регистрации перехода права собственности

Сроки регистрации перехода права сокращены.

  • Регистрация перехода права на основании документа, удостоверенного нотариусом — 3 рабочих дней
  • Договор в простой письменной форме — 10 рабочих дней
  • Если одновременно с переходом права регистрируется ипотека — 5 рабочих дней

Росреестр сейчас принимает документы только на экстерриториальные сделки, то есть на объекты, находящиеся в ином кадастровом округе.

Все другие сделки обслуживает МФЦ, то есть осуществляет прием заявлений и выдачу результата. На передачу документов в Росреестр и обратно определено 3 рабочих дня.

Сроки электронной регистрации перехода права определены не позднее следующего дня , после поступления документов в Росреестр. Однако на практике эти сроки нарушаются.

Всегда рада разъяснит. Автор

Разъяснение других сложных моментов

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Приветствие автора и основателя сайта

Рада приветствовать вас на моем авторском сайте «Сделки с недвижимостью в России».

Меня зовут Слободчикова Ольга Дмитриевна. Я с 2006 года занимаюсь сопровождением сложных и очень сложных сделок с недвижимостью и рада поделиться с вами своим опытом и знаниями.
Я курировала более 1000 сделок, в 250 из которых, я прошла с клиентом весь путь до регистрации права собственности «рука об руку».
Ни одна из моих сделок не была оспорена.

Только в одной сделке мой клиент потерял задаток, только потому что сам отложил покупку на более дальний срок по семейным обстоятельствам. Но конечно был предупрежден мной о невозвратности задатка, до момента подписания соглашения и передачи денег.

На этом сайте размещено 335 моих статей, из которых вы найдете ответы на ключевые вопросы о сделках с недвижимостью и регистрации права собственности в соответствии с последними изменениями в законах и процедурах.

Все мои рекомендации по оформлению выверены опытом успешных сделок и направлены на предотвращение ошибок и финансовых потерь. Следуйте «шаг в шаг».

Материалы сайта соответствуют требованиям ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями от 02.08.2019 года.

Сайт работает с 2015 года.
Его уже посетили более 3 300 000 человек, каждый из которых получил самую свежую информацию о правильном оформлении сделки с недвижимым имуществом, и почти половина посетителей вернулись на сайт несколько раз. Это очень высокая оценка моей работы.
Спасибо.

Информер посещаемости от Livelnternet находится внизу страницы и вы можете посмотреть сколько людей, одновременно с вами, находятся на сайте.

Материалы этих проектов многократно проверены на опыте и могут служить вам надежным источником актуальной информации, а так же практическими пособиями при самостоятельном документальном оформлении сделки.

Обязательно перейдите на главную страницу сайта — там важные статьи с последними изменениями.

Всем желаю удачной сделки. Получите проверенные знания и не сомневайтесь в своих силах.

С уважением, Автор.
АВТОР В ОТПУСКЕ ДО 16.09.2019 год

Электронная почта: [email protected]

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре УФРС (Управление Федеральной регистрационной службы).

— право хозяйственного ведения,

— право оперативного управления,

— право пожизненного наследуемого владения,

— право постоянного пользования,

а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом и иными законами.

Основания для государственной регистрации прав приведены в Законе РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (в ред. законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

В Санкт-Петербурге приказом ГУЮ «Городское бюро регистрации прав на недвижимость» от 31 марта 2003 г. N 36-п утверждена инструкция «О порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставления информации о зарегистрированных правах» (в ред. приказа Городского бюро регистрации прав на недвижимость от 03.11.2003 N 134-п, от 05.03.2004 N 31-п) где установлен порядок приема и выдачи, а также перечень документов необходимых для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте так же:  Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических

В данном законе дается определение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Обратите внимание:

согласно п. 2 статьи 651ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, который содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

[2]

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

1) прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации;

2) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

5) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.98г. № 219 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 N 1429, см. новые ред.).

Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

В случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

В случае, если права возникли на основании договоров (сделок), не требующих обязательного нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенных по желанию стороны, заявление о государственной регистрации права подает одна из сторон договора или сделки.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица — учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

По вопросу, касающемуся государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53, а так же

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
Основание государственной регистрации права собственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here