Содержание
- 1 Основания возникновения права частной собственности на земельные участки
- 2 Основания возникновения прекращения права частной собственности на землю
- 3 Возникновение права собственности на землю в РФ
- 4 Основания возникновения и прекращения иных прав (кроме прав собственности) на землю
- 5 18 Основания возникновения права частной собственности на земельные участки
- 6 Основания возникновения права частной собственности на землю
Основания возникновения права частной собственности на земельные участки
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных участков) и сделки.
Административный правовой акт. Решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Бесплатно могут предоставляться земельные участки в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 28 ЗК РФ).
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:
- федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
- законами субъектов РФ – из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам, если они не ограничены в обороте или хотя и ограничены в обороте, но федеральным законом разрешено их предоставление в собственность граждан и юридических лиц.
- Субъекты права частной собственности на земельные участки
- Объекты права частной собственности на земельные участки
- Содержание частной собственности на земельные участки
Основания возникновения прекращения права частной собственности на землю
Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).
Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:
— административно-правовые акты; — предоставление земельных участков для строительства;
— предоставление земельных участков для целей, не связанных с жилищным строительством; — переход прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения или сооружения; — приватизация.
Основания прекращения частной собственности:
1. Право частной собственности добровольно прекращается при:
— отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
— прекращении деятельности юридического лица;
— смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
— добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).
2. Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:
— обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
— неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
— использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
— реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
— выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
— отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
— конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).
Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права собственности. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.
Возникновение права собственности на землю в РФ
Территории, полученные от правительства, могут переходить во владения иных рук. Чтобы передать эти территории, стороны должны составить между собой договор купли-продажи.
Сам процесс оформления может происходить на конкурсной основе. Причём многое зависит от правильности составления подобного соглашения. Именно поэтому не стоит экономить финансы и своё время для осуществления договоров подобного плана.
Основания возникновения права собственности на землю
Владелец может отдать свои земли в любое удобное время, и муниципальные представительства никак не смогут повлиять на такое решение. Как только регистрационный орган удовлетворит потребность заявителя и лишит его права на владения участком, представители власти сразу осведомят его об этом.
Сделать они это обязаны не позднее 5 дней с того момента, как гражданин будет официально лишён этих земель.
Некоторые нюансы позволяют определить правоотношения, появляющиеся из норм представителей государства и местной власти в отдельную категорию основания административного плана, которые были основаны на праве собственности.
Эти требования имеют ряд характерных признаков, отличных от договора и других оснований.
- Если представитель одной стороны имеет значительное превосходство над другой.
- Неимение согласованности и воли сторон.
- Право принимать непосредственное участие конкретных видов субъектов в подобных отношениях регламентируются законодательными актами.
Некоторые территории не могут передаваться для пользования, к примеру:
- Если земли ранее запрещены в обороте;
- Входящие в число участков, имеющих строгие лимиты в обороте, не передаются в личные владения. К исключению относятся те ситуации, которые предусмотрены на законодательном уровне.
Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
Закон позволяет гражданам осуществлять подобные сделки бесплатной основе, но только в том случае, если на это есть соответственное государственное решение.
К примеру, на основании российского законодательство в отношении военнослужащих граждан становится ясно, что, если заявитель, на время подачи проходил военную службу, он может получить землю от государства совершенно бесплатно.
Перед началом процедуры отчуждения доли земли, первым делом устанавливаются его границы.
Для подписания сделки отчуждение, с последующей передачей земель, согласие собственника не всегда обязательно. Собственник имеет право передавать свои территории согласно тем условиям, которые указываются в договоре купли-продажи.
Точно также осуществляется передача земли в аренду.
Основанием для отчуждения могут являться:
- Сделки различного плана;
- Административно-правовые нормы;
- Решение судебных приставов;
- Предусмотренный на законодательном уровне порядок.
Доля территории может входить в число объектов обязательственных, но ни в коем не вещных прав. Небольшая территория одного участка не может являться личным имуществом другого гражданина, поэтому полностью она может принадлежать только лишь одному лицу.
Часть имущества может являться:
- Предметом ипотечного договора;
- Арендного договора;
- Ссуды.
Переход права собственности на земельные участки по наследству
Те участники, которые смогли заполучить недвижимость на бессрочный период, или имеющие возможность бессрочно использовать имущество, могут переоформлять эти территории в частные владения. Но такую возможность можно использовать только 1 раз.
Разрешение от представителей власти в отношении передачи земельного владения, передаваемого по наследству иному представителю выступает в роли публичной оферты, так как она может не передаваться конкретному кругу лиц, а предоставляется всем желающим и даваться в пользование только на строго определённое время.
Прежде всего, наследование имеет в виду соглашение, составленное по инициативе только одной стороны. Зачастую в роли субъектов выступают обыкновенные граждане (1110 ГК РФ).
В качестве претендентов наследования могут выступать:
- Люди, которые на момент открытия наследства находились в живых, а также появившихся на свет при жизни собственника;
- Родившиеся живыми после завладения наследия.
- В завещание могут вписываться юридические представители, существующие на момент принятия имущества (1116 ГК РФ).
На период оформления договоров о купли-продажи представители должны подписать письменное соглашение, оформить и перенаправить его в учреждение государственной регистрации по месту прописки, картографии и т.д.
К получению наследства, согласно завещанию могут призываться:
- субъекты нашей страны;
- муниципальные учреждения;
- компании международного масштаба;
- иностранные государства.
Все претенденты условно разделяются на 7 очередей. Порядок очерёдности наследования регулируется ст. ст. 1142 — 1145 ГК РФ.
По общему принципу, представители каждой последующей очереди рассматриваются уполномоченными органами только в том случае, если нет претендентов предшествующей, а именно:
- Первыми рассматриваются близкие родственники, а именно дети, супруг/супруга и родители собственника.
- Вслед за первой категорией, в очереди присутствуют внуки владельца и их потомки, иными словами наследники наследников.
Переход права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизация)
Как обычные граждане, так и юридические представители могут заполучать даже те территории, которые входят в состав государственным или муниципальным владениям.
Для организаций и компаний правительство также передаёт землю на бессрочный срок, согласно случаям, указанным в п. 1 ст. 2 Кодекса.
Земли оформляются в личные владения, или в аренду навсегда. Между тем, органы власти не могут запретить передавать в собственность муниципальные владения, даже если она имеет ограничения по обороту.
Иногородние представители, не имеющие российского гражданства, могут оформлять земли в собственность, но только на платной основе.
Её размер указывается в ГК РФ. Земля будет передаваться согласно тем условиям и того размера задатка, который потребует настоящий владелец. Также власти не могут запретить в их передачи, если законом предусматривается их передача физическим и юридическим представителям.
Владелец всей территории может закладывать или сдавать в аренду только её часть. Точные размер и площадь участка должны обозначаться в кадастровом плане, там же записывается присуждённый ему кадастровый номер.
Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
Отчуждение земельного участка — это процесс передачи земельных владений физическому или юридическому лицу. Оно устанавливается нормами семейного, наследственного и гражданского кодекса.
Виды отчуждения земельных участков:
- Добровольный. Владелец осуществляет свои права на свободное распоряжение этой территорией. В такой ситуации, правоустанавливающими условиями для передачи земли являются узаконенные сделки, к примеру, завещание, купля-продажа, мена, и т. д.
- Принудительный.
Если собственник самостоятельно принимает решение о передачи имущества, но делает это только на строго определённый срок, между сторонами подписывается соответствующее соглашение, сделка купли-продажи или мена.
Если же он планирует передать собственность навсегда, для оформления такого решения составляется завещание или договора дарения.
И в первом и во втором случаях, земельные участки могут отчуждаться у владельца иным гражданам, как в возмездном, так и в безвозмездном порядке. В первом варианте, за передачу земли собственник получает денежную компенсацию.
Следует учесть, что власти могут отобрать земли, если её владелец грубо нарушает правила. Как правило, к этому приводят ситуации, когда лица способствуют ухудшению плодородных свойств земли, её порчи или ухудшению экологии.
Отказ собственника от права собственности на земельный участок
Приобретение права на получения земельного участка, причисляется к самым популярным основаниям возникновения прав. Большое количество земель по всей территории России имеют своих собственников лишь номинально.
На практике, владельцы не приезжают и вовсе о них забывают. Заявитель лишается права собственности со дня государственной регистрации прекращения такого права.
Чтобы отказаться от своих прав, владелец должен:
- Составить соответствующее заявление. Документ передаётся в орган, занимающийся государственной регистрацией прав на недвижимость и реализацией других сделок.
- Подготовить документ, подтверждающий права на пользование земельным участком. Если до этого регистрация проводилась в регистрационной службе, нет необходимости представлять правоустанавливающие документы.
- С этого момента, те территории, от права использования, на которые отказался владелец, становятся собственностью местного субъекта федерации.
К главному, основополагающему закону, обозначающий конкретный порядок подписания сделок, относится ФЗ, подписанный в июле 1997 года. Главным образом в нём говориться о действиях, связанных с государственной регистрацией подобных сделок, и осуществление иных действий с ними.
Земельные территории, в свою очередь являющиеся имущественными объектами, могут отчуждаться на основании законодательных актов. В основном они касаются процесса регистрации подобных имущественных соглашений.
Основания возникновения и прекращения иных прав (кроме прав собственности) на землю
Основания возникновения иных прав (кроме прав собственности) на землю:
— издание правового акта государственного органа о предоставлении им земли
-сделка, оформляемая договором
Определенные элементы прав будущих собственников земли, землепользователей, арендаторов зачастую возникают значительно раньше издания правового акта государственного органа о предоставлении им земли. Так, на пример, гражданин, который обратился в государственный орган с заявлением предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства и т.д., во многих случаях вправе рассчитывать на известный положительный результат, поскольку закон предусматривает все виды названных прав граждан на землю. Определенные права на предоставление им земельных участков имеют и юридические лица. Как те, так и другие вправе участвовать в конкурсах и аукционах по продаже земельных участков. Никто не должен чинить им в осуществлении названных прав. Кроме того, еще до принятия акта государственного органа совершается целый ряд определенных правовых действий с участием заинтересованных претендентов на данный земельный участок, которые служат подготовкой для отвода земли, уточнением ее правового режим; и титула претендента, качества и местоположения земельного участка и т.д.
Таким образом, право пользования землей у собственника, землепользователя, возникает при наличии целого комплекса юридических фактов, начиная с подачи ходатайства о предоставлении земли. Если будущий пользователь земельного участка покупает его у частного собственника или берет у того участок в аренду, то решения государственного органа, безусловно, не требуется. Собственник земли волен распоряжаться им по своему усмотрению, не ожидая чьего-либо решения. В этом случае заданным основанием для возникновения права пользования землей служит сделка, оформляемая договором и прошедшая государственную регистрацию.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, иными федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое существо и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с участками земли обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем год, не подлежат государственной регистрации, за исключением установленных федеральными законами.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридические лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Прекращение прав на землю
Права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельным участком и аренды могут быть прекращены полностью (изъятие всего участка) или частично (при утрате права на часть участка).
Надо различать основания прекращения прав на землю частного собственника и пользователя, владельца
государственных земель в силу различий их правомочий.
Право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненно наследуемого владения земельными участками и право арендымогут быть прекращено при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок.
Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права по наследуемого владенияземельными участками осуществляется на основании решений о прекращении прав на землю.
Указанные права на землю прекращаются при:
1) использовании земельного участка не по целевому назначению;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
— отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениям стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их
хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
— нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
Видео (кликните для воспроизведения). |
— систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению
земель, по охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других
процессов, ухудшающих состояние почв;
— систематическое невнесение земельного налога;
4) неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельхоз. производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
5) изъятии земельного участка для государственных или муницип. нужд;
6) реквизиции земельного участка.
Право безвозмездного срочного пользования прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, либо по соглаше сторон (ст. 47 ЗКРФ):
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, аналогичным основаниям прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненно наследуемого владения земельными участкам.
Право на служебный земельный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный земельный надел был предоставлен на основании приказа руководителя организации, предоставившей надел в пользование.
Право на служебный земельный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения, при переходе его на пенсию по старости или инвалидности.
Право на служебный земельный надел сохраняется за одним из членов семьи:
1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу на весь срок прохождения службы;
2) работника, поступившего на учебу, — на весь срок обучения в учебном заведении;
3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей;
Право на служебный земельный надел сохраняется:
1) для нетрудоспособного супруга и престарелых родителей — пожизненно;
2) для детей — до их совершеннолетия.
Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный земельный надел, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
В соответствии со ст. 48 ЗК РФ, частный сервитут прекращается по основаниям,
предусмотренным ст. 276 ГК РФ.
Публичный сервитут может быть прекращен в случае минования общественных нужд,
для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.
Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка, для государственных или муниципальных нужд производит в исключительных случаях, связанных:
1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при
отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
изъятию (выкупу) из земель, находящихся в гос. собственности
субъектов РФ или муниц. собственности, — в случаях, установленных
18 Основания возникновения права частной собственности на земельные участки
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФграждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных участков) исделки.
По общему правилу предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Бесплатно могут предоставляться земельные участки в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 28 ЗК РФ) Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:
федеральными законами – из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов РФ – из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам, если они не ограничены в обороте или хотя и ограничены в обороте, но федеральным законом разрешено их предоставление в собственность граждан и юридических лиц.
19 Принудительные основания прекращения частной собственности на земельные участки
Земельный кодекс РФ не устанавливает оснований для принудительного прекращения права собственности на земельные участки в силу совершения земельных правонарушений, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, а ограничивается ссылкой на гражданское законодательство, в соответствии с которым основаниями принудительного прекращения права частной собственности на земельные участки являются:
1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам должника – собственника земельного участка, которое допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ);
2) неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ);
3) использование земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285, 286 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).
Неиспользование или использование с нарушением земельного законодательства рассматривается законодателем как существенное нарушение собственником своих обязанностей по использованию принадлежащего ему участка (ст. 42 ЗК РФ) и как основание для принудительного прекращения права собственности на земельный участок.
В Земельном кодексе РФ описан порядок прекращения прав лиц, не являющихся собственниками земельных участков, при его ненадлежащем использовании (ст. 54);
4) реквизиция земельного участка, применяемая в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Решение о реквизии принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
Реквизией не является изъятие земельного участка, в том числе выкуп, для государственных или муниципальных нужд;
5) выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп производится Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок;
6) отчуждение земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу. Такое прекращение права собственности применяется тогда, когда имущество оказалось в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, но не может принадлежать ему в силу закона;
7) национализация земли, т.е. обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
Основания возникновения права частной собственности на землю
Согласно п. 12 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют равный доступ для приобретения земельных участков в собственность. Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки являются административные правовые акты (решения компетентных органов о предоставлении земельных участков) и сделки.
Административный правовой акт.Решением исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.
По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц предоставляются за плату. Бесплатно они могут предоставляться в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными и региональными законами. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются только за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ).
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, устанавливаются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ.
Земельные участки предоставляются в собственность гражданам и юридическим лицам, если они не ограничены в обороте или, хотя и ограничены, но федеральным законом разрешено их предоставление в собственность граждан и юридических лиц.
Законодательством установлен различный порядок принятия решения о закреплении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц: при первичном выделении земельного участка для строительства, для целей, не связанных со строительством, при переоформлении существующего права на земельный участок на право собственности.
Предоставление земельного участка для строительства. Не допускается отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (в аренду или постоянное бессрочное пользование), либо без такого согласования (в собственность или аренду).
Без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки предоставляются исключительно на торгах.
Предварительное согласование не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также если земельный участок предоставляется для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
При предварительном согласовании места размещения объектов органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют граждан о возможном (предстоящем) предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения) и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы граждан, связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Результаты таких сходов (референдумов) учитываются исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены законами (федеральными и субъектов РФ).
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
Предоставление гражданам земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
— принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не определено законом;
— уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
— обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации.
Особый порядок предоставления земельных участков для соответствующих целей может быть установлен, например, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения и др.
Упрощенный порядок установлен для переоформления прав на земельный участок.
Сделки.Земельные участки могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ). В частности, изъяты из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности: зданиями, строениями, сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; воинскими и гражданскими захоронениями. Ограничены в обороте земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и могут предоставляться в частную собственность исключительно в случаях, определенных федеральными законами. Ограниченно оборотоспособные объекты могут в определенной степени отчуждаться, менять собственника. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры и др.
Одна из особенностей сделок по поводу земельных участков – возможность их заключения на торгах (конкурсах, аукционах), причем их проведение в ряде случаев обязательно (например, при продаже юридическим лицам для застройки земельного участка, расположенного в поселении).
При совершении сделок с земельными участками стороны не вправе самовольно изменять его категорию, целевое назначение или особый режим использования (например, в охранных зонах). Такое изменение возможно только в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и осуществляется компетентными органами государственной власти или местного самоуправления.
Распоряжение земельным участком не должно наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы других лиц, градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и иных установленных требований (норм, правил, нормативов).
Приватизация земли.Под приватизацией понимается передача государственными и муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). 21 декабря 2001 г. был принят ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. 28 которого устанавливает обязательным условием приватизации зданий, строений, сооружений, в том числе предприятий и иных имущественных комплексов одновременную приватизацию и земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для его использования (за исключением случаев, когда соответствующие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте).
Установленная п. 7 ст. 3 закона «О введении в действие ЗК РФ» норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка не лишает лицо, ставшее собственником недвижимости вследствие его приватизации до введения в действие ЗК РФ, права приобрести земельный участок в собственность или заключить договор его аренды.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установил (п. 4 ст. 1), что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта РФ, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ.
Земельные участки приватизируются лицами, которым они уже были выделены на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды. Исключение составляет такая форма приватизации, как торги, на которые выставляются свободные от перечисленных прав земельные участки.
Фактически речь идет о приватизации земельных участков и лица, имеющие право пожизненного наследуемого владения или право постоянного (бессрочного) пользования на участки, переоформляют их на право собственности. О том, что в указанных случаях имеет место приватизация участков, прямо закреплено в ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно названной норме граждане, получившие садовые, огородные и дачные земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, вправе их приватизировать в индивидуальном порядке или совместно с членами некоммерческого объединения, если в федеральных законах нет запрета на их передачу в частную собственность.
Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 186 ; Нарушение авторских прав? ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники
Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.