Содержание
- 1 Статья 1. Отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, передаваемые органам местного самоуправления
- 2 Какие полномочия и в каком порядке органы опеки вправе передать другим организациям?
- 3 Извещение по отбору органом опеки и попечительства организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
- 4 Статья 2. Отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, передаваемые органам местного самоуправления
- 5 Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?
- 6 Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия
- 7 Кто осуществляет надзор за деятельностью органов опеки и попечительства?
Статья 1. Отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, передаваемые органам местного самоуправления
Статья 1. Отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, передаваемые органам местного самоуправления
Информация об изменениях:
Законом Нижегородской области от 25 декабря 2008 г. N 188-З в часть 1 статьи 1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
1. Настоящим Законом органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан (далее также — государственные полномочия):
1) организация выявления, учета и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) решение вопросов содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и интересов;
2.1) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
3) защита прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе:
а) участие в судебных разбирательствах по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетних;
б) принятие решений по вопросам, касающимся защиты прав детей, опеки и попечительства, в том числе:
о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об установлении и прекращении опеки или попечительства, а также об освобождении, в том числе о временном освобождении, или отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим возраста шестнадцати лет;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным в установленных законодательством случаях;
об отобрании несовершеннолетнего у родителей или других лиц, на попечении которых он находится;
по иным вопросам, относящимся к компетенции органов опеки и попечительства;
3.1) выдача опекунам и попечителям разрешений и обязательных для исполнения указаний в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных;
4) заключение договоров, касающихся защиты прав несовершеннолетних:
а) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
б) о передаче ребенка на патронатное воспитание;
в) о доверительном управлении имуществом подопечного;
г) об осуществлении опеки или попечительства;
д) иных договоров, относящихся к компетенции органов опеки и попечительства.
4.1) представление законных интересов несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Нижегородской области или интересам несовершеннолетних либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных;
4.2) подбор, учет и подготовка в установленном Правительством Российской Федерации порядке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
4.3) оказание содействия опекунам и попечителям несовершеннолетних, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых законодательством Российской Федерации;
4.4) утверждение отчетов опекунов и попечителей несовершеннолетних о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении имуществом подопечного, а также составление акта при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества несовершеннолетнего подопечного и управлению имуществом несовершеннолетнего подопечного и предъявление требования к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных несовершеннолетнему подопечному;
4.5) принятие соответствующих мер в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, при обнаружении в действиях опекунов или попечителей оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности;
5) рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам защиты прав детей.
2. Государственные полномочия, определенные частью 1 настоящей статьи, передаются органам местного самоуправления на неопределенный срок.
> Органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие контроль за исполнением переданных органам местного самоуправления. |
Содержание Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Какие полномочия и в каком порядке органы опеки вправе передать другим организациям?
В п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ установлено, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Единственное исключение из этого правила установлено ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», согласно которому органы опеки и попечительства могут делегировать образовательным или медицинским организациям, либо организациям, оказывающим социальные услуги, либо иным организациям, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по:
выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства
по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
(1) Передача полномочий происходит в случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей, причем передать можно как одно из указанных двух полномочий, так и оба сразу (пп. 2 и 5 Правил).
(2) Важно отметить, что переданные полномочия могут осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной – для органов опеки и попечительства – основе в соответствии с договором, заключенным между организацией и органами опеки и попечительства, однако для граждан услуги таких организаций должны оставаться безвозмездны (пп. 3 и 8 Правил).
(3) Полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства (включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей), должны осуществляться организацией в соответствии с требованиями Минобразования и науки РФ в данной области.
(4) В том случае, если по результатам обследования организация выявила обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, она обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в органы опеки по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства, получивший указанную информацию:
(б) обеспечивает временное устройство ребенка до решения вопроса о его передаче на воспитание в семью граждан либо в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 6 Правил).
(5) Передача организации полномочий по подбору и подготовке граждан, выразивших желание принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, не означает передачу полномочий по принятию решения о выдаче заключения или отказе в положительном заключении.
Принятие решения по существу заявления остается в исключительной компетенции органов опеки и попечительства.
Организация обязана передать заявление гражданина, иные документы и акт обследования жилья кандидата в ООП для принятия решения в течение пяти рабочих дней со дня представления гражданином в организацию заявления и иных документов. При этом подбор и подготовка граждан осуществляется организацией в строгом соответствии с требованиями семейного законодательства РФ в этой области (п. 7 Правил).
(6) Как оформляется передача полномочий? Это порядок установлен в п. 4 Правил:
Сначала руководитель организации подает в органы опеки заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством РФ порядке (если копии не заверены, предъявляются оригиналы), копии штатного расписания и других документов по запросу органа опеки, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия.
В течение пяти рабочих дней со дня получения указанных документов орган опеки направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В течение 30 дней со дня получения указанных документов орган опеки принимает решение передать организации осуществление полномочий либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Копия решения направляется организации в течение семи дней со дня подписания.
Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.
Извещение по отбору органом опеки и попечительства организаций для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
Орган опеки и попечительства администрации города Шумерля проводит отбор организаций для осуществления отдельных государственных полномочий по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, на безвозмездной основе.
Наименование организатора отбора организаций: Администрация города Шумерля Чувашской Республики в лице главы администрации Григорьева Алексея Дмитриевича.
Адрес организатора отбора организаций: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Октябрьская, дом № 20.
Место подачи заявления на участие в отборе организаций: сектор по опеке и попечительству администрации города Шумерля. Телефон для справок: 8 (83536) 2-60-25.
Во исполнение данного Постановления руководителям образовательных учреждений необходимо подать заявление с указанием сведений об учредителе (учредителях) организации, полного наименования организации, ее юридического и почтового адресов, адреса электронной почты, официального сайта в сети «Интернет» (при его наличии), основных направлений деятельности организации.
К заявлению прилагаются:
- Письменное согласие учредителя (учредителей) на участие организации в отборе организаций и возложение на организацию полномочий органа опеки и попечительства.
- Учредительных документы организации, а также их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Документы, подтверждающие внесение записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, а также их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Штатное расписание организации, заверенное руководителем организации или уполномоченным им лицом, а также его копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При рассмотрении вопроса об отборе организации орган опеки и попечительства вправе запрашивать другие документы, подтверждающие наличие у организации возможностей для осуществления полномочий органа опеки и попечительства в соответствии с требованиями, установленными Порядком, а именно:
- Приказы о назначении на должность лиц, специализирующихся по соответствующим направлениям деятельности, заверенные подписью руководителя и печатью организации, а также их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Должностные инструкции специалистов по соответствующим направлениям деятельности, заверенные подписью руководителя и печатью организации, а также их копии, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
- Статистические и аналитические отчеты о проводимой деятельности (по профилактике безнадзорности и беспризорности, социального сиротства, жестокого обращения с несовершеннолетними и др.).
Показатели деятельности организаций, на основании которых будет осуществляться их отбор:
— характер и условия деятельности организации.
— соответствие основных направлений деятельности организации полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.
— наличие в штате организации квалифицированных работников, специализирующихся по направлениям деятельности, соответствующим полномочиям (полномочию) органа опеки и попечительства.
— наличие у организации материально-технических и иных возможностей для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства для нужд муниципального образования на территории города Шумерля Чувашской Республики.
— наличие у организации опыта работы по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Контактную информацию по данному направлению Вы можете получить в секторе по опеке и попечительству администрации города Шумерля и по телефону: 8 (83536) 2-60-25.
с 10.09.2019 (срок рассмотрения заявки 30 рабочих дней)
с 9-00 до 17-00 часов ежедневно, кроме выходных дней (суббота, воскресенье),
по адресу: Чувашская Республика, город Шумерля, улица Октябрьская, дом № 20.
Статья 2. Отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, передаваемые органам местного самоуправления
Статья 2. Отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, передаваемые органам местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее — отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству), в том числе:
по осуществлению выявления и учета детей, нуждающихся в поддержке государства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по проведению обследования и подготовке заключений об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, иные формы устройства, предусмотренные действующим законодательством), а при отсутствии такой возможности — на полное государственное обеспечение в образовательное учреждение, учреждение социальной защиты, учреждение здравоохранения или другое аналогичное учреждение, а также по обеспечению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования независимо от формы устройства;
по обеспечению временного устройства нуждающихся в опеке (попечительстве) несовершеннолетних, а также сохранности их имущества;
по представлению сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в порядке и сроки, установленные законодательством;
по решению вопросов, связанных с усыновлением (удочерением);
по осуществлению подбора лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку (попечительство) и способных к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), принятию;
решения о назначении опекуна (попечителя), освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством;
по принятию решения о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
по принятию решения или подготовке заключения в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
по подбору лиц, желающих взять ребенка (детей) в приемную семью и способных к выполнению обязанностей приемных родителей, выдаче заключения о возможности быть приемными родителями, заключению договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью, принятию решения о досрочном расторжении указанного договора в случаях, предусмотренных законодательством;
по проведению обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка (детей), взять ребенка (детей) под опеку (попечительство), в приемную семью;
по предоставлению заключений в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешению спорных вопросов между родителями (законными представителями) и родственниками о воспитании детей;
по осуществлению надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, оказанию им необходимой помощи в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости;
по осуществлению функций опекуна (попечителя) несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством;
по ведению учета усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью;
Видео (кликните для воспроизведения). |
по осуществлению немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
по осуществлению защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в поддержке государства, оказанию содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по выдаче предварительного разрешения родителям (законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;
по осуществлению контроля за действиями опекунов (попечителей), управляющих имуществом подопечных, выдаче разрешения опекунам совершать, а попечителям — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;
по принятию мер по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по назначению денежных средств на содержание опекаемых (подопечных), приемных детей, в порядке и размерах, установленных действующим законодательством;
по обращению в суд с исками о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другими исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, выдаче заключений и участии в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством;
по выдаче согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;
по участию в исполнении судебных решений о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
по выдаче разрешения на изменение фамилии и имени несовершеннолетним;.
по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, входящим в компетенцию органов опеки и попечительства, и принятие по ним необходимых мер;
по реализации иных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних согласно действующему законодательству.
2. Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями по принятию решений при осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:
о признании ребенка нуждающимся в поддержке государства;
о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
об установлении опеки (попечительства);
о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законодательством;
о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законодательством, о порядке управления имуществом подопечного, в том числе о разрешении на отчуждение, обмен жилой помощи, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав или изменение объема указанных прав;
о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
о защите жилищных прав детей, нуждающихся в поддержке государства в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным.
> Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству |
Содержание Закон Агинского Бурятского автономного округа от 24 декабря 2007 г. N 809-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каковы полномочия, права и обязанности сотрудников органов опеки?
Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:
выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:
- незамедлительно уведомить прокурора,
- обеспечить временное устройство ребенка,
- в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.
Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;
10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.
Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия
Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.
Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:
- Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
- ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».
Обязанности службы опеки и попечительства
В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:
- выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
- учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
- гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
- контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.
По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.
В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи
Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.
Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:
- уведомить прокурора о совершенном изъятии;
- обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
- в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.
Осуществление деятельности органами опеки
Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:
- принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
- контроль за деятельность по опеке и попечительству;
- предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:
- Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
- Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
- Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.
Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.
Полномочия органов опеки и попечительства
Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:
- Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
- Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
- Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
- Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
- Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
- Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
- Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
- Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
- Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.
Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.
Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства
Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.
Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.
Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.
Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.
Кто осуществляет надзор за деятельностью органов опеки и попечительства?
Надзор со стороны вышестоящей организации
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 15.07.2013 № 594 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (а) контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан и (б) контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
Как поясняется в п. 1 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в случае передачи полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления исполнительным органам государственной власти субъектов РФ необходимо обеспечить надлежащий контроль за исполнением указанных полномочий. В этих целях при передаче полномочий должны быть урегулированы следующие вопросы (ч. 6 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):
порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;
порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
Надзор со стороны правоохранительных органов
соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в предыдущем пункте.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в т.ч. от граждан, которые считают, что действие или бездействие должностных лиц органов опеки и попечительства нарушило их законные права.
Судебный контроль
В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса РФ гражданин или организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).
Видео (кликните для воспроизведения). |
© 2014 Нам пора домой!
Информационно-правовой портал для специалистов по семейному устройству, законодателей, волонтеров.
Источники
Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.