Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Ответственность за нарушение законодательства о приватизации" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Содержание

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

1. За нарушение Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», настоящего Закона, других законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, предусмотренном гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации и административным законодательством Республики Бурятия.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, решениями представительных органов местного самоуправления:

а) выступать в суде, арбитражном суде от имени Республики Бурятия или муниципальных образований;

б) направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

>
Порядок вступления в силу настоящего Закона
Содержание
Закон Республики Бурятия от 28 сентября 1999 г. N 275-II «О приватизации государственного и муниципального имущества.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

Статья 30 . Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:

выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

Статья 30 . Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации

1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:

выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.

Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

[2]

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации. 1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:
выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Разъяснение Федерального Законодательства «Приватизация ведомственного жилья»

РАЗЪЯСНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации -1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Читайте так же:  Предоставление информации об объектах недвижимого имущества

В связи с началом в 90-х гг. XX в. приватизации в России государственных предприятий возник вопрос о праве граждан, проживающих в домах ведомственного жилищного фонда, на приватизацию занимаемых жилых помещений после преобразования государственных предприятий в частные (создания на их базе акционерных обществ и т. п.) и перехода к ним жилых домов, находившихся в хозяйственном ведении приватизированных предприятий.

Сложилась тенденция отказа акционерными обществами гражданам в приватизации жилых помещений со ссылкой на то, что жилищный фонд государственного предприятия, перейдя к ним, стал частным фондом, на который действие Закона не распространяется.

С учетом изложенного, постановлением ПВС РФ от 01.01.2001 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» закреплено положение, согласно которому, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 01.01.01 г.).

Следовательно, тот факт, что жилое помещение не находится в муниципальной собственности, не является основанием для отказа в приватизации.

Однако, если местной администрацией гражданину все-таки будет официально отказано в приватизации квартиры на том основании, что дом не находится на балансе города, гражданско-правовой спор разрешается судом по правилам искового производства (п.2 постановления ПВС РФ от 01.01.2001 №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В таком случае гражданину, а также всем зарегистрированным в квартире лицам (в том числе и несовершеннолетним) следует обратиться в районный суд с исковым заявлением о признании такого отказа незаконным и признании права собственности на квартиру в порядке приватизации. К исковому заявлению необходимо приложить:

— копии договора социального найма квартиры и постановления о предоставлении квартиры;

— справку о составе семьи;

— справки о замене паспортов;

— справки с предыдущих мест жительства, начиная с 1991 года, подтверждающие неучастие в приватизации объектов жилья по тем адресам, где граждане проживали ранее;

— справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и по найму квартиры;

— выписку из ЕГРП на недвижимое имущество.

Правоустанавливающим документом будет вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на квартиру.

Приватизация ведомственного жилого фонда возможна и без перевода его в статус муниципального. Это предусмотрено законом РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации». Нанимателю данной ведомственной квартиры следует обратиться с заявлением к уполномоченному органу или лицу, за которым закреплен этот жилищный фонд. После рассмотрения заявления принимается решение о разрешении на приватизацию или об отказе.

В случае принятия положительного решения следует стандартный процесс приватизации со сбором и оформлением необходимого в этой ситуации пакета документов.

Другой вопрос, если жилое помещение, в котором проживает желающий приватизировать его гражданин, является служебным, либо находится в общежитии, то процесс его приватизации несколько усложняется.

Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения, не подлежат приватизации.

Таким образом, для того, чтобы приватизировать предоставленную в качестве служебного жилого помещения квартиру, гражданину сначала необходимо обратиться в организацию, предоставившую данное жилое помещение, с заявлением об исключении данной квартиры из служебного жилищного фонда и заключении с ним договора социального найма. Если организация, предоставившая ему жилое помещение, удовлетворит данные требования, то тогда уже она будет обращаться в жилищные органы с аналогичным заявлением об исключении данной квартиры из служебного жилищного фонда и заключения с гражданином договора социального найма на занимаемую квартиру. Впоследствии, после заключения договора социального найма уже возможно будет приватизировать квартиру.

Следует отметить, что с целью обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан, улучшения использования и сохранности жилищного фонда администрацией города Барнаула принимаются постановления и о снятии статуса общежитий со зданий, принадлежащих различным ведомствам, и переходе их в муниципальную собственность.

Путин ввел в КоАП процентные штрафы за нарушения при приватизации госимущества

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым устанавливаются административные штрафы для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий за несоблюдение порядка согласования сделок с государственным и муниципальным имуществом. Документ размещен на портале официального опубликования правовых актов.

КоАП РФ дополняется двумя новыми статьями «Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом» и «Непредоставление или ненадлежащее представлении сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом».

По первой статье для руководителей ГУПов и МУПов устанавливаются штрафы в размере от 1 до 10 % от совершаемой сделки. Альтернативным наказанием станет дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет. Предприятия же будут штрафовать на 10–20 % от сделки.

Ненадлежащее представление информации о сделках повлечет штрафы для граждан в размере 3000–5000 руб., для должностных лиц в размере 10000–20000 руб., для юрлиц – от 70 000 до 100 000 руб.

Читайте так же:  Оформление лицензии на скважины и колодцы: правовые аспекты и налоговые обязательства

Согласно действующему законодательству согласования с Росимуществом требуют крупные сделки с имуществом, стоящим не меньше 10 % уставного фонда, или 50 000 МРОТ (298 млн руб.). Такие сделки, как правило, касаются приватизации, предоставления займов или поручительств. До настоящего времени санкций за нарушения порядка проведения таких сделок не было, что, как отмечали разработчики документа, «приводило к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей».

С текстом Федерального закона от 28 ноября 2015 года № 344-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом» можно ознакомиться здесь.

Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

Закон о приватизации государственного имущества

Раздел 6 — Ответственность за нарушение законодательства о приватизации. Рассмотрение споров

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации

1. За нарушение законодательства о приватизации к виновным лицам применяется уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность согласно законодательству Украины.

2. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти при наличии в их действиях признаков преступления, связанного с нарушением законодательства о приватизации, подлежат привлечению к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном Уголовным кодексом Украины.

3. Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде штрафа за:

  • безосновательный отказ в принятии заявления о приватизации, нарушение сроков рассмотрения заявления о приватизации, нарушение условий и порядка проведения конкурса, аукциона, продажи акций (долей, паев), нарушение условий и порядка передачи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, корпоратизации, — до восьми установленных на день совершения нарушения размеров необлагаемого минимума доходов граждан;
  • необоснованный отказ от продажи предприятия (имущества, акций) безосновательный отказ в предоставлении информации об объекте приватизации — до десяти установленных на день совершения нарушения размеров необлагаемого минимума доходов граждан.

Должностные лица предприятий, на балансе которых находятся объекты приватизации, несут административную ответственность в виде штрафа за:

  • нарушение требований органов приватизации относительно своевременного предоставления достоверной информации об объектах приватизации, подлежащих продаже, или предоставления информации не в полном объеме — в размере ста необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • совершение тех же действий в течение года после наложения административного взыскания — в размере от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Штрафы взыскиваются с виновных лиц по решению суда в порядке, предусмотренном Кодексом Украины об административных правонарушениях.

4. В случае неуплаты средств согласно договору купли-продажи в течение 30 дней со дня нотариального удостоверения договора покупатель оплачивает в пользу государственного органа приватизации неустойку в размере 20 процентов цены продажи объекта. В случае неуплаты средств согласно договору купли-продажи вместе с неустойкой в ​​течение следующих 30 дней договор подлежит расторжению.

5. При полном или частичном невыполнении условий договоров купли-продажи устанавливается такая ответственность покупателей:

  • в случае нарушения установленных условиями договора купли-продажи сроков внесения инвестиций в установленном объеме покупателями уплачивается пеня в размере 0,1 процента стоимости не внесенных инвестиций за каждый день просрочки.

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения покупателем условий договора купли-продажи имущества (акций, долей, паев) предприятия в связи с признанием такого предприятия банкротом покупатель уплачивает штраф в размере 100 процентов суммы не выполненных им обязательств, но не менее 10 процентов цены приобретаемого объекта приватизации. При этом достаточным подтверждением факта неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора купли-продажи является принятие хозяйственным судом постановления о признании банкротом предприятия, имущество (акции, доли, паи) которого является объектом купли-продажи. Возбуждение производства по делу о банкротстве (введение процедуры распоряжения имуществом, вынесения решения о проведении санации) не освобождает покупателя объекта приватизации от ответственности за невыполнение условий договора купли-продажи;

(Абзац четвертый части пятой статьи 29 исключен на основании Закона № 4336-VI от 13.01.2012)

  • в случае несоблюдения покупателем обязательств по сохранению в течение определенного периода основных видов деятельности приватизированного объекта покупатель платит штраф в размере 10 процентов стоимости приобретенного имущества.

(Абзац части пятой статьи 29 исключено на основании Закона № 1724-III от 18.05.2000)

  • в случае невыполнения покупателем условий договора купли — продажи имущества (акций, долей, паев) предприятия по возникновения налогового долга, покупатель платит штраф в размере 10 процентов от суммы налогового долга.

За недопущение работников государственных органов приватизации, противодействие или препятствование проведению ими проверки соблюдения условий договора купли-продажи государственного имущества на руководителя приватизированного предприятия накладывается штраф в размере 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан за каждый установленный факт.

Штрафы взыскиваются с виновных лиц по решению суда в установленном порядке и перечисляются в Государственный бюджет Украины.

6. Убытки, причиненные нарушением законодательства о приватизации, а также расходы по обеспечению сохранности объектов приватизации на период до момента передачи имущества, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Нарушение установленного законодательством порядка приватизации или прав покупателей является основанием для признания недействительным договора купли-продажи объекта приватизации в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Статья 30. Споры по приватизации государственного имущества

Споры по приватизации государственного имущества, кроме споров, возникающих из публично-правовых отношений и отнесены к компетенции административных судов, решаются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

Президент Украины Л. Кравчук

г. Киев, 4 марта 1992 года
N 2163-XII

Проблемы применения законодательства о приватизации

И. Соколова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Санкт — Петербурга.

Видео (кликните для воспроизведения).

По состоянию на 1 июля 1996 г. в Санкт — Петербурге приватизировано 4245 предприятий, из них акционировано — 793, продано на аукционе — 303, на коммерческом или инвестиционном конкурсе — 1079, выкуплено арендных предприятий — 2067. Всего от приватизации предприятий получено 291314,9 млн. руб., от приватизации нежилого фонда — 82716,3 млн. руб., от приватизации земельных участков — 56545,0 млн. руб. .

Информация по данным статистики КУГИ Санкт — Петербурга.

Учитывая отсутствие необходимого уровня государственного регулирования экономики, необходимость обеспечения конституционных прав граждан и сохранения общественного достояния, прокурорский надзор в области приватизации государственных и муниципальных предприятий на протяжении ряда лет продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

Читайте так же:  Официальный портал правовой информации красноярского края

При осуществлении надзора прокуроры неизбежно сталкиваются с несовершенством и противоречивостью законодательства в этой области, что, с одной стороны, препятствует достижению главной цели приватизации — созданию широкого слоя собственников и на этой основе подъему и развитию производства, а с другой — не позволяет средствами прокурорского надзора устранить нарушения действующего законодательства.

Рассмотрим некоторые из таких проблем.

Например, ст. 14 Закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» предусматривает месячный срок для рассмотрения заявки на приватизацию предприятия. Статья 31 того же Закона устанавливает административную ответственность за нарушение указанного срока. Однако из-за отсутствия четкого механизма реализации это требование закона продолжает оставаться декларативным .

См., напр.: А. Казарина. Экономическая преступность и правотворческая практика. — Законность, 1996, N 6, с. 6.

Установлен также срок для утверждения планов приватизации предприятий (3 месяца, а по решению Госкомимущества Российской Федерации — не более 6 месяцев). Однако ответственность за его нарушение законодательством не установлена. В то же время эти нарушения носят массовый характер. Сроки рассмотрения заявок не отслеживаются Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт — Петербурга, зачастую проволочки носят умышленный и корыстный характер. Анализ, проведенный прокуратурой города по результатам проверки исполнения законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, показал, что в 1995 г. по сравнению с 1994 г. количество поступивших заявок на приватизацию предприятий сократилось со 172 до 84, а число не утвержденных по ним планов приватизации увеличилось с 42,4 до 70%.

Подобное «торможение» приватизации создает условия для разбазаривания и уничтожения имущества приватизируемых предприятий, ухудшения их экономического положения, неплатежеспособности, нарушения трудовых и иных прав работников, навязывания трудовым коллективам способов приватизации и т.п. По многим предприятиям планы приватизации не утверждаются по 2 — 4 года.

В частности, с 31 марта 1992 г. не утвержден план приватизации Колпинского оптово — розничного плодоовощного объединения. 28 октября 1992 г. решением Санкт — Петербургского городского Совета был поддержан избранный трудовым коллективом способ приватизации в виде продажи на коммерческом конкурсе с сохранением его профиля. Однако КУГИ города в нарушение действующего законодательства 14 июля 1994 г. основные средства предприятия (здание со встроенными холодильными и вентиляционными установками) сдал в долгосрочную аренду на 25 лет АОЗТ «Компания тропических фруктов» и акционерному обществу им. Э. Тельмана. Таким образом, находящееся в процессе приватизации предприятие было фактически ликвидировано. В связи с невозможностью осуществления хозяйственной деятельности длительное время сотрудникам не выплачивалась заработная плата и они вынуждены были увольняться по собственному желанию. Процедура ликвидации предприятия произведена только в 1996 г.

Аналогичным образом с 20 апреля 1992 г. до 1996 г. не принималось решение по заявке магазина N 29 Выборгского района. 3 января 1996 г. имущество предприятия было уничтожено в результате пожара, в связи с чем возбуждено уголовное дело.

Несвоевременное решение КУГИ по заключению договора аренды нежилых помещений с муниципальным предприятием «Кафе Госцирк» способствовало захвату его имущества частным предприятием, при этом деятельность коллектива была парализована, сопровождалась причинением материального ущерба.

Не менее остро стоит проблема приватизации предприятий, в планах которых предусмотрена продажа имущества, долей, паев, акций на коммерческих или инвестиционных конкурсах.

Законодательство не содержит достаточных гарантий, обеспечивающих выполнение условий конкурсов покупателями приватизируемых объектов. Поскольку фонды имущества не анализируют эти процессы, статистика здесь отсутствует. Прокурорские проверки свидетельствуют об увеличении нарушений законодательства о приватизации. Так, если в 1995 г. сигналы о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора по итогам конкурсов и инвестиционных конкурсов не поступали в прокуратуру, то только с марта по октябрь 1996 г. из 8 представлений, направленных в органы управления по вопросам приватизации, 5 были связаны с неисполнением покупателями условий конкурсов.

Фонды имущества не в полной мере осуществляют контроль за исполнением условий договоров купли-продажи по итогам конкурсов, неохотно выходят в арбитражный суд с исками о признании сделок приватизации недействительными в порядке ст. 30 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Это связано с тем, что предприятия, их доли, паи, акции перепродаются на вторичном рынке по несколько раз. Новые покупатели не связаны условиями конкурса и, как правило, не намерены вкладывать средства в развитие производства или переоборудование предприятия, рассматривая его только как объект недвижимости, расположенный на выгодном по местоположению и коммуникациям земельном участке.

До настоящего времени отсутствуют нормативные документы, определяющие четкую процедуру разработки инвестиционных программ приватизируемых предприятий. Согласно действующему законодательству инвестиционная программа является неотъемлемой частью плана приватизации, утверждается руководством соответствующего комитета по управлению городским имуществом и не может быть изменена при продаже фондом имущества.

Кроме того, законодательно не определен предельный срок, в течение которого должна быть разработана и утверждена инвестиционная программа предприятия. Поэтому часто встречается ситуация, когда после передачи и продажи акций сотрудникам предприятия, требующего инвестиций, инвестиционная программа по несколько лет не разрабатывается, предприятие работает в полнагрузки или вообще простаивает.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются прокуроры, — соотношение законности предоставления льгот членам трудовых коллективов и полноты получения средств от приватизации.

Согласно ст. ст. 6 и 7 Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий, фонды имущества получают выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в бюджетах, и нормативами, установленными Государственной программой приватизации . Одновременно на фонды имущества возложен контроль за предоставлением работникам приватизируемых предприятий предусмотренных законом льгот. Поскольку согласно п. 10.1 Государственной программы приватизации под средствами, полученными от приватизации, понимается вся денежная выручка от продажи объектов приватизации и иные поступления (в том числе регистрационный сбор, залог и пр.), правомерность предоставления льгот работникам приватизированных предприятий имеет существенное значение при определении размера выручки от приватизации. Являясь стороной по договорам купли-продажи объектов приватизации, фонды, будучи заинтересованными в первую очередь в получении средств от приватизации, так как это влияет на материальное благополучие работников фондов, с меньшей охотой заботятся об охране прав трудовых коллективов. А правовой механизм такой охраны не разработан.

Читайте так же:  Увольнение работников предпенсионного возраста по сокращению штата

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 28, ст. 1617.

Порядок образования и расходования целевых фондов, а также размеры средств, направленных на эти цели, определяются Правительством Российской Федерации.

Пункт 6.3 «Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» возлагает контроль за целевым назначением средств от приватизации на соответствующие финансовые органы . Вопрос заключается в том, что, прежде чем контролировать расходование средств, их необходимо сначала получить.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1408.

Негативное влияние на режим законности в обозначенной правовой сфере оказывает рассогласованность норм приватизационного и финансового законодательства. Доходы от приватизации не являются налоговыми платежами. Более того, они не подлежат обложению налогами, хотя выступают важным источником пополнения бюджета. Поэтому, как свидетельствует арбитражная практика, органы государственной налоговой службы не рассматриваются как надлежащие истцы по искам о взыскании в бюджеты недополученных средств от приватизации.

Сами же комитеты по управлению имуществом и фонды имущества не принимают должных мер по защите государственной собственности и устранению нарушений законодательства о приватизации.

Например, КУГИ Санкт — Петербурга по вопросам сохранности государственного имущества в 1994 г. было заявлено 111 исков (57% от общего числа), в 1995 г. — 24 (2,2%) таких исков. По вопросам приватизации в 1994 г. исков вообще не заявлялось, а в 1995 г. было 36 исков (3,3%). Из 65 исков по вопросам приватизации, заявленных к комитету в 1994 и 1995 гг., судебные органы удовлетворили 35 (53,8%).

Аналогичным образом обстоит дело и в Фонде имущества Санкт — Петербурга. Если в 1994 г. количество исков, заявленных к Фонду и удовлетворенных судами, составило 60,2%, то в 1995 г. — уже 75%.

[3]

Такой комплекс мер позволил бы активизировать деятельность должностных лиц по организации процесса подготовки объектов приватизации к продаже, ускорить и упорядочить процесс продаж, снизить вероятность подготовки инвестиционных программ «по заказу будущего покупателя», сократить участие в конкурсах лиц, паразитирующих на вторичном рынке предприятий, недвижимости и ценных бумаг, увеличить поступление средств от приватизации в бюджеты.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о приватизации. 1. За нарушение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации о приватизации физические и юридические лица несут ответственность в случаях и в порядке, которые предусмотрены гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные в результате совершения противоправных действий в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о приватизации, подлежат возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления:
выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Соответствующие органы по управлению имуществом, продавцы имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, арбитражный суд по вопросам, отнесенным к их компетенции.

3.18. Правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности

Понятие и значение разгосударствления и приватизации государственной собственности. Органы приватизации. Субъекты и объекты приватизации. Формы и способы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Оформление сделок и прав собственности при приватизации объектов государственной собственности. Ответственность за нарушение законодательства о приватизации государственного имущества.

Разгосударствление– передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в т.ч. посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация– приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Процессы разгосударствления и приватизации регулируются в РБ Гражданским кодексом, Законами «О разгосударствлении и приватизации в Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках», «О приватизации жилищного фонда», Государственной Программой разгосударствления и приватизации», Декретом Президента РБ №3 от 20.03.1998г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности» и др. нормативными актами.

В результате Р. и П. государственная собственность не уничтожается, а сокращается ее доля в экономике, что создает возможность включить в экономические отношения субъектов негосударственной формы собственности и тем самым развивать конкурентную среду. Р. и П. преследуют также и другие цели : пополнение доходов бюджета и сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных производств; повышение эффективности экономики путем создания конкурентной среды, введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов и др.

Принципы осуществления Р.и П.:

1)сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Одна часть гос. имущества передается в собственность граждан РБ бесплатно путем выделения имущественной и жилищной квот. Из 100% гос. собственности подлежит приватизации 2/3, из которых 50% предполагается приватизировать посредством Именных приватизационных чеков «Имущество» и «Жилье», остальные 50% — за денежные средства;

2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой гос. собственности. На практике этот принцип реализуется путем выдачи ИПЧ «Имущество» на сумму, которая зависит от возраста и трудового стажа гражданина;

3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Используются различные способы, методы и процедуры при приватизации конкретных предприятий в зависимости от отраслевых, территориальных и др. особенностей каждого предприятия (размеры производства, значимость для экономики, финансовое положение) — продажа с аукциона, по конкурсу, с понижением цены, преобразование в ОАО и др. Дифференциация позволяет выбрать наиболее эффективный способ приватизации, создать благоприятные условия для покупателей, соблюсти интересы государства.

По каждому предприятию разрабатывается проект преобразования в ОАО или проект приватизации.

4) разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами гос. власти и управления различных уровней. Приватизацию республиканской собственности осуществляет Министерство экономики , Фонд государственного имущества при Минэкономики и его территориальные подразделения; приватизацию коммунальной собственности – местные органы власти;

5) предоставление определенных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Деятельность предприятия не может быть приостановлена на период подготовки и осуществления приватизации. До завершения приватизации ответственность из трудовых правоотношений несет государство, после – новый собственник;

6) контроль за осуществлением приватизации со стороны государства. Вся работа по осуществлению приватизации контролируется государством: определение объектов приватизации, оценка стоимости приватизируемых предприятий, определение способа приватизации, выбор учредителей ОАО и др.;

Читайте так же:  Как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ через электронную форму: пошаговое руководство

7) обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Данный принцип предполагает участие средств массовой информации: публикуются перечни предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, ежегодные итоги приватизации. Члены коллективов работников участвуют в деятельности комиссий по преобразованию. В прессе обязательно должно быть опубликовано информационное сообщение о предстоящей приватизации предприятия с указанием способа приватизации;

8) постепенность и поэтапность приватизации предполагает длительность процесса Р.и П. Это не разовая компания, а длительный и сложный процесс, который должен рассматриваться не как самоцель, а как средство для достижения более значимых и далеких целей. В РБ приватизация идет с 1991 года;

9) соблюдение законности – универсальный принцип. Приватизация должна осуществляться в соответствии с Законом. Для процессов приватизации это особенно важно, потому что в ее ходе затрагиваются имущественные интересы граждан, государства. Сделки по приватизации, совершенные с нарушением законодательства, могут быть признаны судом недействительными.

Объектами приватизации являются :

— государственное и общественное жилье;

— государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

— государственное имущество, сданное в аренду;

— доли, паи, акции, принадлежащие РБ.

Не подлежат Р. и П. предприятия, организации, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

— граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

— негосударственные юридические лица;

— юридические лица РБ, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

[1]

— лица без гражданства.

Безвозмездная приватизация– передача права собственности на часть государственной собственности гражданам безвозмездно посредством приватизационных чеков. Именной приватизационный чек – государственная ценная бумага, выпущенная на срок, установленный Советом Министров по согласов. с Президентом. Приватизационные чеки обеспечены государственной собственностью , обозначаются «Жилье» и «Имущество» и выпускаются в виде отпечатанного на бумаге бланка с учетом на банковских счетах. Порядок использования ИПЧ регулируется законом «Об именных приватизационных чеках». Граждане РБ могут обменивать свои чеки на акции ОАО через «Беларусбанк». Члены трудовых коллективов преобразуемых предприятия вправе обменять чеки на акции своих предприятий.

Разгосударствление осуществляется следующими способами:

— путем преобразования предприятия в ОАО;

— внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

— продажа объектов государственной собственности на аукционе в том числе с условиями; по конкурсу;

— продажа акций, принадлежащих государству, в том числе на льготных условиях;

— выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

Преобразование предприятий в ОАО осуществляется на основании предложений коллективов работников. Инициаторами также могут выступать Совет Министров, республиканские органы управления, местные органы власти. В случае разногласий по вопросам целесообразности приватизации решения принимаются: по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек – Президентом РБ; с численностью работающих от 2 до 4 тыс. – Советом Министров; до 2 тыс. человек – Министерством экономики. По объектам коммунальной собственности разногласия разрешаются местными органами власти.

УчредителямиОАО, создаваемых в процессе Р.и П., от имени государство выступают Минэкономики и местные органы власти. Кроме государства учредителями могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные инвесторы. Выбор иных, кроме государства, учредителей осуществляется под контролем государства на основе конкурса инвестиционных проектов.

Инициаторы разгосударствления и приватизации разрабатывают и подают предложениена приватизацию в орган приватизации. При преобразовании госуд. предприятий в ОАО создаются: комиссия по преобразованию, отраслевая комиссия и комиссия по приватизации. Компетенция всех комиссий определена в законе. Комиссия по преобразованию разрабатывает Проект создания ОАО. Проект должен быть защищен на заседании отраслевой комиссии.

Размер уставного фонда ОАО определяется по балансовой стоимости объекта на 1 января текущего года. Все изменения , произошедшие с имуществом после 1 января отражаются во вступительном балансе ОАО. Если есть иные учредители, то величина вклада и порядок его внесения иными учредителями определяется договором о совместной деятельности. Затем на величину уставного фонда выпускаются акции. В ряде случаев законодательство требует, чтобы контрольные паке акций оставались у государства. Остальная часть акций размещается путем открытой подписки (продажи).

Для представления и защиты интересов государства в органы управления ОАО назначается представитель государства. Пакет акций, принадлежащий государству, передается на конкурсной основе в управление юридическим или физическим лицам.

При приватизации предприятия создается только комиссия по приватизации Именно эта комиссия определяет стоимость объекта приватизации, выявляет дебиторов и кредиторов, устанавливает срок для подготовки заключения о возможности приватизации объекта, дает заключение о возможности приватизации. На основании заключения комиссии по приватизации орган приватизации принимает решение о способе и условиях продажи объекта (на аукционе, по конкурсу, выкуп арендованного имущества).

Оплата приватизируемого объектаможет производиться единовременно или в рассрочку. Сделки по приобретению приватизируемого объекта оформляются договором между органом приватизации и новым собственником. Договор должен быть зарегистрирован в органе приватизации. Однако новый собственник должен получить свидетельство о праве собственности. Свидетельство выдается в течение одного месяца после полной оплаты объекта. С момента выдачи свидетельства у нового собственника появляется право распоряжаться объектом.

Средства, вырученные от продажи объектов государственной собственности перечисляются в соответствующий бюджет (республиканский или местный).

Видео (кликните для воспроизведения).

Сделки по приватизации, заключенные с нарушением законодательства о разгосударствлении и приватизации, признаются недействительными с момента их совершения. Споры о признании сделок недействительными рассматриваются в судебном порядке по искам заинтересованных лиц, органов приватизации, прокуратуры. Кроме того, предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушение порядка распоряжения государственным имуществом, в том числе в процессе приватизации.

Источники


  1. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  2. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  3. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
Ответственность за нарушение законодательства о приватизации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here