Содержание
- 1 Старший воспитатель
- 2 Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению
- 3 Сайт для воспитателей детских садов
- 4 «Типичные ошибки воспитателей в организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.»
- 5 Частые ошибки при планировании
- 6 Сайт для воспитателей детских садов
- 7 Типичные ошибки воспитателей в организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
- 8 Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению
- 9 Сайт для воспитателей детских садов
- 10 Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Старший воспитатель
2018 — 2019 учебный год
Руководство и контроль
Консультации для педагогов
2017 — 2018 учебный год
Руководство и контроль
Консультации для педагогов
Консультации в школе молодого педагога
2016 — 2017 учебный год
Консультации для педагогов
2015 — 2016 учебный год
Консультации для педагогов
2014 — 2015 учебный год
2013 — 2014 учебный год
Адрес: 632735, РФ, Новосибирская область, Купинский район, г. Купино. Ул. Элеваторская, 52 тел.: 8-383-58-23-697
Все персональные данные размещены с согласия субъекта (ов) на обработку персональных данных.
Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению
В этой статье – 12 педагогических ошибок, которыми грешили воспитатели в прошлом полугодии при общении с детьми. Предлагаем инструкцию, как избежать таких ошибок или исправить, чтобы повысить компетентность воспитателей.
Расскажите воспитателям, какие конкретные ошибки нельзя допускать в работе с детьми.
12 ситуаций помогут увидеть, в чем ошибаются воспитатели, а инструкция подскажет, как это исправить.
Какие действия воспитателя можете считать педагогической ошибкой
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Кликните на картинку, чтобы посмотреть ошибку
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным.
Главное в статье Скрыть Примеры педагогических ошибок и инструкции, как их исправить Главное в статье Скрыть
ОШИБКА № 1
«Молочные реки кисельные берега»
ОШИБКА № 2
«Равняйсь! Смирно»
ОШИБКА № 3
«Как угорелый!»
ОШИБКА № 4
«Постоишь в углу и поймешь!»
ОШИБКА № 5
«Любимчик в группе»
ОШИБКА № 7
«Невыносимый ребенок!»
ОШИБКА № 8
«Никаких успехов»
ОШИБКА № 9
«Ты лучше, чем он»
ОШИБКА № 11
«Семеро одного ждут»
ОШИБКА № 12
«Смотри, как нужно сделать»
Главное в статье Скрыть Как реагировать на педагогические ошибки
Памятка для воспитателей
Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями. Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.
Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.
Сайт для воспитателей детских садов
Публикация материалов
«Типичные ошибки воспитателей в организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.»
Воспитатель Мельникова О.Ю.
КОНСУЛЬТАЦИЯ«Типичные ошибки воспитателей в организации образовательного процессапо формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Недостатки в организации воспитательного процесса, во многом связаны с тем, что многие воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей правилам дорожного движения.
Воспитатели часто перегружают детей ненужной и непонятной им терминологией по дорожной тематике. Сложная для дошкольников дорожная лексика вводится воспитателем не постепенно, а сразу с большой нагрузкой на сознание ребенка и без соответствующих объяснений. Дошкольникам дается , например, информация о 7 группах дорожных знаков для водителей и пешеходов, причем без всякой связи знаков с дорожными ситуациями.
Очень часто педагоги отрабатывают и заучивают с дошкольниками жесты регулировщика, которого в настоящее время редко можно увидеть на дорогах. Кроме того , знания этих жестов совершенно не нужно дошкольникам.
Воспитатели нередко допускают типичные педагогические ошибки, давая дошкольникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные , например, с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади.
В образовательном процессе не уделяется времени на развитие у детей бокового зрения, глазомера необходимого для ориентации в дорожных ситуациях. Не везде дети обучаются умению смотреть, видеть и слышать происходящее на улице, определять соотношение размеров машин.
Воспитатели используют устаревшие плакаты по ПДД, где нередко даются педагогически неправильные акцентуации, провоцирующие детей на опасное поведение на улицах и дорогах: летающие карлсоны, самолеты, множество отвлекающих внимание детей предметов.
По дорожной тематике педагоги часто читают детям вслух книги, а затем рассматривают в них картинки, на которых изображаются несуществующие, перевернутые, неправильно окрашенные и не российские дорожные знаки, окончательно запутывающие детей.
В настольных играх по ПДД, как правило, отсутствуют инструкции, не разъясняются правила применительно к изображенным на игровом поле дорожным ситуациям.
Воспитатели нередко используют в образовательном процессе уменьшительно — ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик», что искажает реальную картину опасности транспорта и дорожного движения.
Особенно часто дошкольники рассматривают картинки по ПДД в стиле веселых и смешных комиксов, они развлекают детей , но отвлекают от основной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге.
Воспитатели уделяют излишне много времени заучиванию названий большого количества дорожных знаков. Следует помнить , что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей, хотя детям, безусловно, надо знать значение дорожных знаков работающих на обеспечение безопасности пешехода: «Пешеходный переход», “Движение пешехода запрещено», “Пешеходная дорожка», “Дети», “велосипедная дорожка», «Пересечение с велосипедной дорожкой.»
Воспитатели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка»,что ведет к искажению в понимании требований правил дорожного движения.
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателя – доступно объяснить Правила Дорожного Движения ребенку.
Частые ошибки при планировании
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:
случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
перегруженность (недогруженность) планов;
расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
календарные планы представлены в виде перспективных;
нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;
нет сноски на литературу, страницу;
не прописывается индивидуальная работа с детьми.
По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.
Сайт для воспитателей детских садов
Типичные ошибки воспитателей в организации образовательного процесса по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Недостатки в организации воспитательного процесса, во многом связаны с тем, что многие воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.
Воспитатели часто перегружают детей ненужной и непонятной им терминологией по дорожной тематике. Сложная для дошкольников дорожная лексика вводится воспитателем не постепенно, а сразу с большой нагрузкой на сознание ребенка и без соответствующих объяснений. Дошкольникам дается, например, информация о 7 группах дорожных знаков для водителей и пешеходов, причем без всякой связи знаков с дорожными ситуациями.
Очень часто воспитатели отрабатывают и заучивают с дошкольниками жесты регулировщика, которого в настоящее время редко можно увидеть на дорогах. Кроме того, знания этих жестов совершенно не нужно дошкольникам.
Воспитатели нередко допускают типичные педагогические ошибки, давая дошкольникам неправильные, а иногда и опасные поведенческие установки, связанные, например, с переходом проезжей части дороги, обходом транспорта спереди или сзади.
В образовательном процессе не уделяется времени на развитие у детей бокового зрения, глазомера необходимого для ориентации в дорожных ситуациях.
Не везде дети обучаются умению смотреть, видеть и слышать происходящее на улице, определять соотношение размеров машин.
Воспитатели используют устаревшие плакаты по ПДД, где нередко даются педагогически неправильные акцентуации, провоцирующие детей на опасное поведение на улицах и дорогах: летающие карлсоны, самолеты, множество отвлекающих внимание детей предметов.
Воспитатели по дорожной тематике часто читают детям вслух книги, а затем рассматривают в них картинки, на которых изображаются несуществующие, перевернутые, неправильно окрашенные и не российские дорожные знаки, окончательно запутывающие детей.
В настольных играх по ПДД, как правило, отсутствуют инструкции, не разъясняются правила применительно к изображенным на игровом поле дорожным ситуациям.
Воспитатели нередко используют в образовательном процессе уменьшительно — ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик», что искажает реальную картину опасности транспорта и дорожного движения.
Особенно часто дошкольники рассматривают картинки по ПДД в стиле веселых и смешных комиксов, они развлекают детей, но отвлекают от основной задачи – увидеть и осознать реальную опасность на дороге.
Воспитатели уделяют излишне много времени заучиванию названий большого количества дорожных знаков. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно надо знать значение дорожных знаков работающих на обеспечение безопасности пешехода: «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «велосипедная дорожка», «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Воспитатели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка», что ведет к искажению в понимании требований пдд.
Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателя – доступно объяснить ПДД ребенку.
Педагогические ошибки воспитателей инструкция по исправлению
В этой статье – 12 педагогических ошибок, которыми грешили воспитатели в прошлом полугодии при общении с детьми. Предлагаем инструкцию, как избежать таких ошибок или исправить, чтобы повысить компетентность воспитателей.
Расскажите воспитателям, какие конкретные ошибки нельзя допускать в работе с детьми.
12 ситуаций помогут увидеть, в чем ошибаются воспитатели, а инструкция подскажет, как это исправить.
Какие действия воспитателя можете считать педагогической ошибкой
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Кликните на картинку, чтобы посмотреть ошибку
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным.
Примеры педагогических ошибок и инструкции, как их исправить
ОШИБКА № 1
«Молочные реки кисельные берега»
ОШИБКА № 2
«Равняйсь! Смирно»
ОШИБКА № 3
«Как угорелый!»
ОШИБКА № 4
«Постоишь в углу и поймешь!»
ОШИБКА № 5
«Любимчик в группе»
ОШИБКА № 7
«Невыносимый ребенок!»
Видео (кликните для воспроизведения). |
ОШИБКА № 8
«Никаких успехов»
ОШИБКА № 9
«Ты лучше, чем он»
ОШИБКА № 10
«Виноваты оба!»
ОШИБКА № 11
«Семеро одного ждут»
ОШИБКА № 12
«Смотри, как нужно сделать»
Как реагировать на педагогические ошибки
Памятка для воспитателей
Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями. Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.
Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.
Сайт для воспитателей детских садов
Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Рекомендации для родителей
1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, — это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.
8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.
9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.
10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», » Я вижу, что тебя кто-то огорчил», » Расскажи мне, что с тобой».
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
- постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий; попытайтесь вникнуть в его переживания;
- оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты негодяй, опять разбил чашку!» Наиболее уместным было бы такое выражение: «Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки». А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал»;
- дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занят (а):», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал».
14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
- барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
- барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);
- барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).
15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам»;
- если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;
- для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- для развития умения общаться без слов предложите им игры «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;
- для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»;
- для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка — это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.
- Предложите детям сочинить:
а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);
б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);
в) продолжи сказку или придумай новый конец.
Памятка для родителей
Скоро Вам вместе с Вашим ребёнком предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы.
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
- Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
- Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?»
- Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ.
Рекомендации педагогам
- обращайтесь по имени;
- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
- Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
- Не возникает ли желание его перебить?
- Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
- Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она — отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
- исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
- обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
- постарайтесь избавиться от слов — «паразитов» («ну», «значит», «в общем» и т.д.)
4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как «демонстрация расположенности»: спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?
6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
- как часто вы улыбаетесь детям;
- способны ли вы смеяться вместе с детьми;
- как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
7. Учитесь видеть себя со стороны:
- чаще анализируйте собственную деятельность;
- стремитесь ставить себя на место ребенка;
- развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
- быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
- ясно и понятно излагать доводы детям;
- проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.
10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
- требований («не мешайте», «перестаньте ссориться»);
- наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
- оценки, которые несут в себе характер иронии («ну я так и знала, что это сделал опять Петров»);
- возмущения («вы только посмотрите, что вы наделали!»);
- предвосхищающей отрицательной оценки («от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!»);
- вопросов к детям: «Кто разрушил постройку?», «Кто ударил?».
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
- предвосхищающую оценку («Я уверена, что ты так больше не поступишь»);
- ориентацию на самих детей («Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват»);
- выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику («Почему ты так поступил?», «Расскажи, как это произошло»);
- разъяснение («Я вам сейчас расскажу, что произошло»).
11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
- непонимание психологической ситуации, настроения детей;
- недостаточная саморегуляция;
- несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
- механическое копирование стиля общения коллег.
Центр развития ребёнка — детский сад «Улыбка»
15 ошибок педагога
15 ошибок педагога
(памятка молодому педагогу)
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки начинающих педагогов, приводящие к проблемам в работе с воспитанниками:
1) монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опущенной головой;
2) плохая организация занятия;
3) постоянное однообразие формы деятельности;
4) отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса;
5) восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;
6) отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
7) использование «запретных» слов «вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
8) отсутствие в ходе занятия оценки детей;
9) отсутствие оценки проведенного занятия;
10) сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
11) простые вещи объясняются слишком долго;
12) педагог кричит на детей;
13) на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей;
14) педагог не придает значения своему внешнему виду;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Ошибки — специфический компонент любой человеческой деятельности. Педагогическая деятельность не является исключением и протекает отнюдь не безошибочно. Совершение педагогических ошибок — явление далеко не редкое. Несмотря на то, что педагогические ошибки нельзя рассматривать как однозначное зло, при определенных условиях они могут рассматриваться как диалектический путь познания истины, тем не менее последствия их, как правило, болезненны, а иногда и драматичны для детей.
Коварство педагогической ошибки состоит в том, что факт ее совершения педагогом осознается весьма редко. Это делает процесс устранения ее последствий малоэффективным, а извлечение опыта из ошибочной деятельности невозможным.
Профессионально-педагогическая ошибка
— это непреднамеренная неправильность конкретных процедур образования, проявляющаяся в несоответствии этих процедур общепринятым эталонам профессиональной педагогической деятельности.
С точки зрения личностно-деятельностного подхода, все разнообразие педагогических ошибок можно разделить на две большие группы:
♦ ошибки стратегии профессионально-педагогической деятельности и
♦ ошибки тактики профессионально-педагогической деятельности (рис. 14).
Первая группа ошибок характеризуется тем, что они совершаются на этапе прогнозирования предстоящей педагогической деятельности; ошибки второй группы совершаются непосредственно в процессе педагогического взаимодействия с учащимися — это ошибочные действия, поступки, реакции.
В первой группе выделим ошибки целеполагания и ошибки планирования.
К ошибкам педагогического целеполагания относятся следующие.
1. Неосознанность педагогом целесообразного характера педагогической деятельности. Любая деятельность носит целенаправленный характер, однако цель может быть не осознана субъектом деятельности, а это неизбежно ведет к стихийности в работе. В этом случае педагог строит свою работу на основе невыявленных, неопределенных, случайных целей, что приводит к неудачам, низкой эффективности образования как результата педагогической деятельности.
2. Ошибки методики целеобразования. Это нарушения, допускаемые педагогом в логике построения, формулирования, взаимодействия, соподчиненности целей разных уровней. Причиной подобных ошибок является непонимание значимости или неумение педагога трансформировать цели более высокого уровня обобщенности в цели собственной практической деятельности. Неумение интериоризировать внешние (глобальные) цели образования во внутренние (цели собственной профессиональной деятельности) проявляется в неграмотных, недиагностируемых формулировках целей. Чтобы предупредить совершение таких ошибок, необходимо осознать, что специфика педагогической деятельности требует от педагога личностного принятия социальной задачи общества, творческого понимания целей и задач, умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их при разработке цели учебной деятельности. Для этого необходима специальная работа учителя по освоению методики целеобразования.
3. Ошибки планирования педагогической деятельности. Они тесно связаны с ошибками целеполагания, поскольку эти два процесса протекают синхронно. Выделять их в отдельную группу имеет смысл лишь для более глубокого понимания этого процесса.
Итак, ошибки планирования чаще всего являются следствием ошибочного целеполагания. Во-первых, принятие ошибочной цели ведет к разработке ошибочных способов ее реализации, что, естественно, повлечет за собой ошибочную практическую деятельность учителя. Во-вторых, неосознанность целей педагогической деятельности приводит к стихийному планированию. К примеру, в практике деятельности учителей нередко наблюдается парадоксальный факт, когда учителя сначала разрабатывают план урока, а потом подгоняют, можно сказать, «притягивают за уши» задачи этого урока. При таком подходе, безусловно, становятся ясными сетования ряда учителей на необходимость заниматься ненужной работой по «украшательству» поурочного плана расписыванием воспитательных, обучающих и развивающих задач. Бессмысленность подобного формального подхода очевидна.
Но как же удается учителям создать план урока, миновав этап целеполагающего планирования? Сделать это несложно. Стихийное планирование предполагает ориентацию на стереотипы, клише, предлагаемые методическими разработками, или перенесение опыта других в опыт собственной деятельности без творческого осмысления, без учета индивидуальных особенностей учащихся, их реальных учебно-познавательных возможностей и потребностей, собственных профессиональных возможностей, собственного стиля педагогической деятельности, реальных условий протекания образовательного процесса. Негативные последствия стихийного планирования настолько очевидны, что их можно оставить без комментариев, оговорив только, пожалуй, одно: стихийное планирование влечет за собой невозможность для педагога понять причины собственных промахов и достижений и, как следствие, — существенное усложнение процесса совершенствования педагогической деятельности. Иногда стихийно спланированная педагогическая деятельность приносит положительные результаты, однако это означает лишь то, что учитель случайно не ошибся или интуитивно, подсознательно реализовал процесс целеполагания и планирования грамотно. Так, может быть, в случае развитой педагогической интуиции нет смысла в осознании целеполагания и планирования?
Полагаем, что это не так. Во-первых, деятельность педагога является профессиональной и, следовательно, требует отчета в своей результативности не на уровне ощущений, а на основе принятых в науке показателей и критериев. Учащиеся (воспитанники) тоже должны быть включены в процесс целеполагания и планирования собственной учебно-познавательной деятельности. Образовательный процесс носит, как известно, двусторонний характер и поэтому невозможен без активности самих учащихся (воспитанников).
Спектр ошибок в методике планирования представлен, в свою очередь:
а) ошибками в оценке соподчиненности и последовательности или комплексности реализации целей с точки зрения достижения главной цели деятельности учителя;
б) ошибочными представлениями о реальной педагогической ситуации;
в) рассогласованием системы запланированных мер с задачами деятельности, главной целью;
г) отсутствием критериев и показателей успешности планируемой деятельности или просчетами в их выборе или разработке;
д) невнесением своевременных корректив в запланированное вследствие догматического восприятия плана;
е) внесением в запланированное необоснованных изменений или изменений, выходящих за рамки компетенции и функционала учителя.
Существует категория педагогов-авантюристов (по меткому определению В.Н. Сороки-Росинского), которые, конечно же, из благих побуждений стремятся испробовать в своей работе все, что встречают нового и заслуживающего, по их мнению, внимания. Подобные педагоги склонны самовольно вносить изменения в содержание и методику обучения, стихийно экспериментировать, предъявляя к учащимся требования, например, пользоваться вместо учебника их собственными разработками уроков или другими учебниками. В понимании данной группы педагогов это и есть педагогическое творчество. Это, по нашему мнению, — педагогический произвол, осуществляемый вследствие ошибочного понимания характера и сути педагогического творчества.
К ошибкам второй группы относятся ошибки организации педагогического взаимодействия, педагогического общения, запредельно-этические ошибки.
Остановимся на краткой характеристике ошибок организации педагогического взаимодействия на примере одной из их разновидностей — ошибок дидактического взаимодействия.
К этой группе ошибок относятся:
а) ошибки в собственной преподавательской деятельности в ходе предъявления содержания преподаваемого предмета (методические просчеты);
Ошибки в собственной преподавательской деятельности (методические просчеты) проявляются как непонятное объяснение темы, ее бессистемное изложение, усложненная наукообразная речь учителя, недостаточная или избыточная эмоциональность изложения содержания учебного материала, раскрытие темы наспех, нерациональное использование времени урока, неумелое и нецелесообразное использование технических средств обучения, ошибки в реализации методов обучения.
Каждой из перечисленных ошибок можно посвятить отдельную статью, поскольку последствия подобного рода настолько значительны, что заслуживают отдельного рассмотрения.
Ошибки организации и руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся по их характеру мы квалифицируем также как методические просчеты. Выделение их в отдельную подгруппу обусловлено лишь тем фактом, что первая группа ошибок возникает в деятельности преподавателя по отношению к преподаванию предмета и опосредованно влияет на учащихся. Другая же категория ошибок непосредственно связана с влиянием на детей в процессе обучения. Эти ошибки вызывают эмоциональные поведенческие реакции учащихся, часто конфликтного характера.
В книге В.И. Журавлева «Основы педагогической конфтиктологии» данные ошибки учителей описаны с позиции учащихся, что дает возможность учителям посмотреть на себя «со стороны» непосредственных и главных участников образовательного процесса.
«К числу осознаваемых школьниками промахов учителя на уроках относятся разнообразные отступления от требований к организации контроля знаний учащихся. Их прямые замечания сводятся к следующему:
♦ несогласие с нетерпимостью учителей к сверхпрограммным знаниям в ответах при опросе на уроках, к отступлениям учащихся от стандартных моделей ответов на вопросы учителя;
♦ возражения подростков против того, что на уроках некоторых учителей оценку «2» ставят за неподготовленность к занятиям без учета причин этого;
♦ протест против того, что их стыдят или им читают длинные нотации за слабые ответы.
Возмущение подростков также вызывают:
♦ контрольные работы, проводимые внезапно, без предупреждения;
♦ крикливые реакции на ответы учащихся невпопад, неприемлемость элементов шутки учащихся при опросе на уроках, нервные крики учителей в ответ на отказ подростка отвечать на их вопросы;
♦ проверка того, что не было задано, и др.
Репутация учителя падает из-за нервной реакции на рассуждения подростков, что данный предмет в жизни пригодится не всем и многие могут обойтись без того, на что в школе затрачивается столько времени; из-за неумения распределять темы равномерно, в результате чего в конце четверти начинается спешка. Раздражение у подростков возникает, когда они видят, как на уроке педагог занимается посторонними делами, заполняет какие-то бланки, жует. Бывают случаи, когда класс становится свидетелем межпедагогических (между педагогами. — Т.Ю.) нервных дебатов непосредственно на уроке» с. 81)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Будущие педагоги могут поразмышлять, и, возможно, дополнить этот далеко не полный список ошибок, но поразмышлять не отстраненно, а личностно, и продумать индивидуальные способы предупреждения подобных ошибок в собственной деятельности.
Источники
Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
-
Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.