Содержание
- 1 Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)
- 2 О проведении гласных ОРМ обследование помещений, транспортных средств и др.
- 3 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 249 г. Москва Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- 4 § 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- 5 33 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- 6 ОРМ «Обследование помещений»
- 7 2.8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- 8 § 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
- 9 34. Юридическая характеристика обследования помещений, зданий,
Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (с изменениями и дополнениями)
Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199
«Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»
С изменениями и дополнениями от:
17 марта 2015 г., 30 сентября 2016 г., 17 апреля 2017 г.
1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).
1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).
2. Считать утратившим силу приказ МВД России от 30 марта 2010 г. N 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»*.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.
* Зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 года, регистрационный N 17645.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2014 г.
Регистрационный N 32369
Определен новый порядок обследования сотрудниками ОВД помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Для принятия решения провести мероприятие сотрудник подразделения, уполномоченного на ОРД, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Определен более четкий состав указываемых в последнем сведений.
Как и ранее, подписанное распоряжение регистрируется в специальном журнале учета.
Если обследование необходимо провести за пределами обслуживаемой органом территории, то предварительно нужно проинформировать начальника соответствующего органа (его заместителя).
Более подробно прописана процедура обследования. В ночное время оно допускается в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности России.
Перед началом мероприятия представителю юрлица либо физлицу предъявляют для ознакомления распоряжение. Вручают копию. Предупреждают о применении технических средств (если они необходимы).
В самостоятельный раздел помещены правила изъятия предметов и документов. Речь идет, в частности, о тех, которые имеют признаки подделки, а также о вещах, изъятых из гражданского оборота (об ограниченно оборотоспособных), находящихся у лиц без специального разрешения.
Закреплены положения о ведомственном контроле за соблюдением законности при проведении обследования.
Прежний порядок признан утратившим силу.
Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2014 г.
Регистрационный N 32369
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 мая 2014 г. N 118
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МВД России от 17 апреля 2017 г. N 208
Приказ МВД России от 30 сентября 2016 г. N 610
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ МВД России от 17 марта 2015 г. N 341
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
О проведении гласных ОРМ обследование помещений, транспортных средств и др.
Пополнения базы анонсируются в ветке Пополнение подборки полезных судебных решений, на обновления которой можно подписаться штатными инструментами форума.
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 249 г. Москва Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Опубликовано 7 июля 2010 г
Вступает в силу 18 июля 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июня 2010 г.
Регистрационный N 17645
В целях обеспечения законности и обоснованности проводимого сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 и исключения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц —приказываю:
1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).
1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).
2. Начальникам ДепУР, ДЭБ, ДПЭ, ДСБ, ДОПТ, ДРО, ДООП, УОГЗ МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделов (управлений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах организовать изучение Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
генерал армии Р. Нургалиев
1Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст.3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941; 2008, N 52, ст. 6235; 2008, N 52, ст. 6248.
Приложение N 1 к приказу
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств1.
Сотрудники органов внутренних дел, организующие и осуществляющие проведение обследования, а также участвующие в нем, руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции»2, Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»3 (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
2. Проведение обследования назначает должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное издавать распоряжения о проведении обследования4, путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме (приложение N 1).
Руководитель несет персональную ответственность за обоснованность издания распоряжения.
Распоряжение регистрируется в специальном журнале (приложение N 2).
3. Для принятия решения о назначении проведения обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность5, располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, с согласия непосредственного начальника представляет руководителю мотивированный рапорт.
В рапорте для проведения обследования должны быть изложены основания, указанные в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника о необходимости проведения обследования; дата, время и место проведения обследования.
Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В рапорте указываются лица (в том числе специалисты), помощь которых предполагается использовать при проведении обследования.
4. Состав сотрудников органов внутренних дел, проводящих обследование, определяется руководителем.
5. К участию в проведении обследования могут привлекаться сотрудники правовых подразделений. При наличии информации о возможном оказании силового противодействия в целях обеспечения защиты лиц, проводящих обследование, привлекаются подразделения специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации.
6. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись.
7. При проведении обследования сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»6.
Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии документов (либо их копий), предметов, материалов в обязательном порядке приглашаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в исходе изъятия, не состоящих с лицами, участвующими в изъятии, в родстве или свойстве, а также не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам.
Изъятие документов, предметов, материалов должно производиться с обязательным составлением сотрудником, осуществившим изъятие, протокола в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие.
8. Протокол изъятия документов, предметов, материалов составляется в ходе изъятия или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве изъятия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи прилагаются к протоколу изъятия.
В протоколе указываются:
место и дата производства изъятия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в изъятии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве изъятия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в изъятии, были заранее предупреждены о применении при производстве изъятия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, участвовавшими в изъятии.
9. При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанный сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить протокол по иным обстоятельствам об этом делается отметка в двух экземплярах протокола, удостоверенная подписью сотрудника, производящего изъятие, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Если лицо, участвующее в изъятии, отказалось подписать протокол, сотрудник, производящий изъятие, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.
10. Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к основаниям, указанным в распоряжении о проведении обследования.
11. Перед изъятием информации, находящейся на электронных носителях, сотрудник, производящий изъятие, предоставляет возможность изготовить копии изымаемой информации.
При этом сотрудник принимает меры к недопущению уничтожения информации, находящейся на электронных носителях.
12. В случае, если по истечении 5 дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
1 Далее — «обследование».
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; 1993, N 10, ст. 360; 1993, N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, 2964; 1999, N 14, ст. 1666; 1999, N 49, ст. 5905; 2000, N 31, ст. 3204; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 15; 2001, N 31, ст. 3172; 2001, N 32, ст. 3316; 2002, N 18, ст. 1721; 2002, N 27, ст. 2620; 2002, N 30, ст. 3029; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27, ст. 2700; 2003, N 28, ст. 2880; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 30, ст. 3087; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 13, ст. 1078; 2005, N 14, ст. 1212; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 24, ст. 2555; 2006, N 31, ст. 3420; 2006, N 31, ст. 3425; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 30, ст. 3616; 2008, N 52, ст. 6235; 2008, N 52, ст. 6248.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст.3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941; 2008, N 52, ст. 6235; 2008, N 52, ст. 6248.
4 Далее — «руководитель».
5 Далее — «сотрудник».
6 Изъятие документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
§ 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Обследование представляет собой определенный процесс, который включает в себя как осмотр объектов, так и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов, веществ и других предметов, а также установление фактов, могущих иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела. Рассматриваемое ОРМ с содержательной стороны может быть ограничено только осмотром указанных объектов.
Обследование может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, трупов, обнаружения тайников, следов преступной деятельности.
Проведение рассматриваемого ОРМ законодатель связывает с конкретными объектами, которыми являются помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Здания и сооружения представляют собой возведенные объекты строительства, комплекс помещений, различного назначения (хозяйственного, производственного, культурного, бытового и др.).
Под участками местности следует понимать земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.
К транспортным средствам относятся автомобили, трамваи и другие механические средства передвижения. Под таковыми понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины (грейдеры, бульдозеры, скреперы, асфальтоукладчики и другие дорожные машины), мотоциклы и иные механические транспортные средства (мотоколяски, мопеды), снабженные двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем, движение которых регулируется Правилами дорожного движения. К транспортным средствам следует отнести и суда воздушного, морского, речного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.
Проведение обследования местности (осмотр и отыскание предметов) на приусадебных, садовых, огородных участках и др., т.е. на участках земли, находящихся в частном пользовании или владении производится открыто, с согласия собственников или владельцев либо негласно или зашифрованно. Судебного решения на проведение такого мероприятия не требуется. Прочая местность содержит по существу только один элемент обследования — осмотр. Лицо, его осуществляющее, вправе действовать по своему усмотрению, поставив в известность о своих намерениях представителей соответствующей администрации (при гласном обследовании) или без этого (при негласном).
Обследование транспортных средств заключается в его осмотре снаружи и изнутри (например, салона автомобиля, его кузова, днища, кабины и др.). Осмотру могут быть подвергнуты дверцы, моторная часть, шины, стенки кузова и салона, номерные детали и др. Может быть обследован имеющийся в транспортном средстве груз и иные предметы. Объекты (места) осмотра определяются исходя из целей обследования, характера отыскиваемых предметов и т.д.
Обследование помещений, зданий, сооружений заключается, как правило, в осмотре их внутренней части на предмет обнаружения отыскиваемых предметов, веществ и (или) следов.
Если обследование не влечет ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, то обследование материального объекта проводится без санкции судьи на основании ведомственного нормативного правового акта соответствующего субъекта ОРД.
В случае обнаружения во время проведения ОРМ предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, принимаются меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо по негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости могут быть взяты образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ. Момент проведения гласных мероприятий по изъятию таких предметов и веществ может определяться исходя из фактических обстоятельств, объективной необходимости, тактических соображений, возможностей контроля за распространением предметов (веществ), установления их принадлежности конкретным лицам или определения лиц, причастных к совершению преступления.
Проведение гласных мероприятий, уголовно-процессуальных и иных мер не может быть отложено по времени в случаях обнаружения бомб, снарядов, мин, взрывчатых веществ, взрывных устройств, а также радиоактивных, химических и других предметов, представляющих опасность для окружающих.
Во время проведения рассматриваемого ОРМ допускается применение фото-, видео-, или копировальной аппаратуры, пометка предметов, установка химических ловушек или иных средств, способствующих следообразованию.
Рассматриваемое ОРМ может быть весьма эффективно в сочетании с такими формами таможенного контроля, как осмотр и досмотр транспортных средств (ст. 371 и 372 ТК) и осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК).
Осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо в распоряжении ими иных способов или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.
Осмотр помещений и территорий может также проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или территориях этих лиц товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК, для проверки такой информации.
Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда ФЗ установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
По результатам осмотра составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.
Результаты негласного обследования помещений, другого объекта, документируются в виде справки оперативного работника. В справке отмечается, что удалось обнаружить при обследовании: зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки (или явные следы) преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для обнаружения и раскрытия преступления, использование видео- и аудиозаписей, кино-и фотосъемки, применение специальных химических веществ (меточных средств), предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД. Сама справка не может быть использована в уголовно-процессуальном доказывании как «иной документ» в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК. Что же касается данных, зафиксированных в технических носителях информации, то теория и практика уголовного процесса не исключает возможность их преобразования в доказательства при соблюдении соответствующих требований как УПК, так и ФЗ об ОРД.
Вопрос о возможности использования результатов обследования жилища в уголовно-процессуальном доказывании может возникнуть только в случае получения криминально значимых данных с помощью применения кино-, видеозаписи, других технических средств или в результате изъятия предметов (документов).
33 Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
В перечне ОРМ важное место занимает обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств и иных объектов. Оно заключается в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и иного, а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности, и иной информации, важной как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом.
Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.
Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно, в его присутствии, без привлечения понятых. В данном случае от владельца могут быть истребованы планы здания, строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото‑, видеосъемка. В ходе гласного обследования с разрешения владельца допускаются изъятие предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих оперативного работника объектов. Результаты такого обследования оформляются справкой. К ней прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и в дальнейшем могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. При подтверждении факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты приобщаются к материалам уголовного дела.
Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководством уполномоченного органа.
Негласное обследование проводится с использованием оперативно‑технических сил и средств органов, осуществляющих ОРД. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.
При зашифрованном обследовании оперативный работник скрывает либо подлинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. В ходе этого вида обследования используются возможности скрытых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении розыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т. п.
Результаты обследования, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой.
34 Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
Сущность такого ОРМ, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, заключается в негласном отборе и изучении почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной, телефонограммой корреспонденции и иных сообщений в целях получения информации, представляющий интерес для решения задач оперативно‑розыскной деятельности, в учреждении (предприятии) отправления и приема корреспонденции. К иным сообщениям относятся сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2003 г. № 126‑ФЗ «О связи» электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
Поскольку данное ОРМ вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ), его проведение возможно только на основании судебного решения (ст. 185 УПК РФ), выносимого на основании мотивированного постановления руководителя уполномоченного органа.
В ходе данного ОРМ оперативный работник обязан обеспечить сохранение в тайне факта контроля, сохранность почтового отправления и тайну сведений, содержащихся в почтовом отправлении.
Объектами контроля являются письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.
Максимальный срок контроля почтовых отправлений не может превышать 6 месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.
При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, фотографируется содержимое посылок, отбираются образцы для исследования. Материальные носители информации, полученные в результате проведения данного мероприятия, на основании постановления руководителя органа внутренних дел и с согласия исполнителя могут быть переданы лицу, в чьем производстве находится уголовное дело, для использования в процессе доказывания.
Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются соответствующими актами (разовый контроль может быть оформлен рапортом оперативного сотрудника). При необходимости отснятые копии, фотографии, образцы для исследования ксерокопии прилагаются к актам.
ОРМ «Обследование помещений»
Согласно статье 4 ФЗ №144 органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий. Нормативным актам регламентирующим организацию и тактику проведения оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» является инструкция утвержденная приказом МВД России от 01.04.2014г №199. Согласно общему положению данной инструкции «действие настоящей инструкции не распространяется на обследование жилых помещений». В СВЯЗИ С ЭТИМ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС! :
1. Каким нормативным актом пользуются оперативные сотрудники проводя обследование жилых помещений (квартир) в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» ?!
2. Имеются ли у сотрудников УФСКН России свои нормативные акты регламентирующие порядок оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», или инструкция утвержденная приказом МВД России от 01.04.2014г №199 распространяется также на сотрудников УФСКН России ?!
«1. Каким нормативным актом пользуются оперативные сотрудники проводя обследование жилых помещений (квартир) в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» ?!»
Прежде всего, Татьяна, надо исходить из требований ст. 25 Конституции РФ, согласно которой жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него против воли проживающих там лиц иначе как в случаях предусмотренных законом, или на основании судебного решения. Вот поэтому-то в названной Вами Инструкции жилище не упоминается.
«2. Имеются ли у сотрудников УФСКН России свои нормативные акты регламентирующие порядок оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», или инструкция утвержденная приказом МВД России от 01.04.2014г №199 распространяется также на сотрудников УФСКН России ?!»
Да, они имеются, но примерно такие же. Кроме того, они руководствуются и приказами и инструкциями МВД РФ, поскольку сами входят в эту систему.
2.8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это оперативный осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска интересующих оперативного работника данных (следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых лиц, а также получение иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом).
Существуют три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное.
Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото-, видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих one-работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.
При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительной организации). В ходе этого вида обследования используются возможности скрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.
Негласное обследование предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Поэтому этот вид обследования проводится только на основании судебного решения 5 .
Негласное обследование проводят специальные оперативно — технические подразделения органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия.
К участию во всех видах обследования целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-, видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются в справках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указанием технических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксации информации.
Результаты негласного обследования оформляются актом сотрудника оперативно-поискового подразделения, его осуществлявшего, с приложением соответствующих планов — схем и изъятых предметов. Эти акты к материалам уголовного дела не приобщаются, а хранятся в материалах оперативно-розыскного производства.
§ 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Рассматриваемое OPM предполагает проведение осмотра помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств лично должностным лицом OPO либо по его поручению (просьбе) конфидентом, должностным лицом, имеющим право вхождения на эти объекты или по роду деятельности связанным с такими объектами (сотрудник ДПС, сотрудники Государственной противопожарной службы, работники жилищно-эксплуатационных
Под участками местности следует понимать земельные участки вне зависимости от форм собственности, назначения и использования.
К транспортным средствам относятся автомобили, трамваи и другие механические средства передвижения. Под таковыми понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины (грейдеры, бульдозеры,
34. Юридическая характеристика обследования помещений, зданий,
сооружений, участков местности и транспортных средств.
Федеральный закон ввел ограничение на проведение оперативного обследования: на служебные помещения, личный и служебный транспорт Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, судей (всех судов), уполномоченного по правам человека, прокуроров и следователей органов прокуратуры.
Сыскное обследование в отношении перечисленных лиц допустимо исключительно в рамках производства по уголовному делу (предварительное следствие по которому обязательно).
Федеральный закон также ввел и расширительный состав этого ОРМ.
Во-первых, (согласно ст. 8 ч. 3) в случаях, которые не терпят отлагательств и могут привести к совершению тяжкого преступления.
Во-вторых, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. В этих случаях допускается проведение ОРМ, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, т.е. сыскное обследование без предварительного получения решения судьи на его проведение.
Различают две формы сыскного обследования: гласная и негласная. Гласное обследование может быть двух видов:
а) открытое (от имени оперативно-розыскного органа). В этом случае оно проводится исключительно с согласия граждан;
б) с зашифровкой (под видом осмотра помещения инспектора пожарной охраны для определения степени его пожарной безопасности);
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений — совокупность действий по конспиративному просмотру письменной и иной корреспонденции в целях получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц.
35. Юридическая характеристика наблюдения.
Наблюдение заключается в тайном, направленном, систематическом, непосредственном визуальном восприятии деяний лица, их фиксации и регистрации. В составе наблюдения возможно как наличие предмета (например, транспортного средства, документа, который передают из рук в руки), так и лица — носителя информации. Среди последних различают лиц — объекты оперативной заинтересованности и лиц, являющихся их связями (реальными или вероятными).
Основной целью наблюдения является получение информации:
о деятельности изучаемого лица (его планах, намерениях, контактах, маршрутах передвижения, связях и т.д.);
-составе преступной группы, распределении в ней ролей, функциях каждого из участников, особенностях их характера и взаимоотношениях с другими членами группы;
-наиболее вероятных местах сокрытия ценностей, добытых преступным путем, а также орудий и средств совершения преступлений;
-элементах оперативной обстановки, а также данных, необходимых для планирования ОРМ и следственных действий.
Наблюдение может быть физическим, электронным либо комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.
Физическое наблюдение (основанное на визуальном способе слежения) может вестись как штатными негласными сотрудниками оперативных органов (так называемое наружное наблюдение), так и лицами, оказывающими содействие органам на конфиденциальной основе (агентурное наблюдение). Кроме того, наблюдение может вестись самими оперативными работниками («личное наблюдение»).
Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудниками специальных оперативно-технических подразделений. При этом оно осуществляется с помощью аппаратуры аудиозаписи с целью слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.
В процессе наблюдения может негласно проводиться фото-, кино- или видеосъемка.
36. Юридическая характеристика сбора образцов для сравнительного
Сбор образцов для сравнительного исследования — это обнаружение, физическое изъятие и консервация материальных носителей информации (предметов, веществ) с целью их сравнения с материалами, которыми уже располагает оперативник.
Сбор образцов предполагает выполнение действий, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРО, т.е. действий, направленных на получение материалов для оперативного исследования и получения заключения специалиста. К таким образцам обычно относятся традиционные криминалистические объекты: отпечатки пальцев рук, кровь, волосы, следы обуви, одежда, запах и т.д. Могут собираться образцы почерка, подписи, образцы продукции, полуфабрикатов и т.д. При этом образцы могут добываться сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, в процессе проведения других оперативно-розыскных мероприятий. Так, образцы голоса можно получить в ходе прослушивания телефонных переговоров. Образцы почерка можно получить в процессе контроля почтовых отправлений или обследования помещения. Образцы товаров или заготовок можно получить в ходе проверочной закупки и т.д.
Все получаемые образцы могут быть подразделены на две группы:
-выражающие собственные признаки (образцы крови и иных выделений организма человека, микрочастицы наркотических, психотропных, ядовитых и других веществ, сколы (шлихи) руды, содержащей драгоценные металлы и редкоземельные элементы и др.);
-выражающие признаки другого предмета (например, отпечатки капиллярных узоров на дактилокарте, отпечатки протектора шины автомашины).
Сбор образцов может осуществляться гласно и негласно:
-гласное проведение может быть двух видов:
а) открытое (от имени оперативно-розыскного органа);
б) с зашифровкой исполнителя этого ОРМ;
Видео (кликните для воспроизведения). |
-негласный сбор образцов проводят как оперативники, так и агенты.
Источники
Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.
Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
-
Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
-
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.