Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Постановление от 8 мая 2014 года №426. Утверждено Положение о государственном экологическом надзоре. Федеральный государственный экологический надзор, который осуществляется Росприроднадзором, разграничивается с иными видами государственного надзора (контроля), которые осуществляются другими органами исполнительной власти.

Постановление от 8 мая 2014 года №426

Проект постановления подготовлен Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 18 июля 2011 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Утверждено Положение о государственном экологическом надзоре. Федеральный государственный экологический надзор, который осуществляется Росприроднадзором, разграничивается с иными видами государственного надзора (контроля), которые осуществляются другими органами исполнительной власти. Определяется перечень должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор.

Комментарий

Постановлением также признаются утратившими силу постановления Правительства:

– от 25 сентября 2008 года №716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и её территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» в связи с определением перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный экологический надзор;

– от 31 марта 2009 года №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», так как полномочие по установлению перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесено Федеральным законом №242-ФЗ к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Срок вступления постановления в силу – 30 июня 2015 года.

С 30 июня 2015 года вступает в силу Положение о федеральном государственном экологическом надзоре.

Установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в пределах своей компетенции в рамках других видов государственного надзора (за использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха и т.д.).

Определены должностные лица указанных органов, уполномоченные на осуществление надзора, а также объем их полномочий.

В рамках надзора будут проводиться плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки. Информация о результатах проверок будет размещаться на официальных сайтах надзорных органов.

С 30 июня 2015 года утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.09.2008 N 716, от 27.01.2009 N 53, от 31.03.2009 N 285, регулирующие порядок федерального государственного экологического контроля. Источник: Подробнее >>>

Первое официальное опубликование: Официальный интернет-портал правовой информации, 13.05.2014
Действует с 30.06.2015
Редакция действует с 29.03.2019

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного экологического надзора.

2. Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

3. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках.

08 мая 2014 года Правительство Российской Федерации постановлением № 426 утвердило Положение о федеральном государственном экологическом надзоре

08 мая 2014 года Правительство Российской Федерации постановлением № 426 утвердило Положение о федеральном государственном экологическом надзоре. Согласно указанному постановлению государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Постановление вступает в силу с 30 июня 2015 г.

Дайджест документа: Постановление 426 О федеральном государственном экологическом надзоре 30.06.2015

г) к категории низкого риска — объекты государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

2. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящих критериев к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно в случае, если объект государственного надзора размещается:

в) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора;

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г . № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 39, ст. 4453).

е) в водоохранных зонах водных объектов или их частей, указанных в подпунктах «а» — «и» пункта 1 критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов».

а) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.

Читайте так же:  Сколько действует справка о размере материнского капитала

3. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:

д) в Арктической зоне Российской Федерации;

г) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.

г) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г . № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 14, ст. 1668).

[2]

б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г . № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст. 625).

в) в границах водно-болотного угодья международного значения;

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3 — 7.6, 8.2, частями 1 и 2 статьи 8.4, статьями 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11 — 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта государственного надзора, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 — 255, 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящих критериев, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426

«О федеральном государственном экологическом надзоре» с 30 июня 2015 года вступает в силу Положение о федеральном государственном экологическом надзоре.

Установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в пределах своей компетенции в рамках других видов государственного надзора (за использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха и т.д.).

Определены должностные лица указанных органов, уполномоченные на осуществление надзора, а также объем их полномочий.

В рамках надзора будут проводиться плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки. Информация о результатах проверок будет размещаться на официальных сайтах надзорных органов.

С 30 июня 2015 года утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.09.2008 N 716, от 27.01.2009 N 53, от 31.03.2009 N 285, регулирующие порядок федерального государственного экологического контроля.

Новое Положение о Федеральном Государственном Экологическом Надзоре!

Приветствую, уважаемые друзья! Начиная с 9 ноября проверки Росприроднадзора будут проходить по-новому.

Всё дело в том, что в начале ноября на официальном интернет портале правовой информации было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 г. № 1103 «О внесении изменений в пункт 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре» (далее — Постановление от 28.10.2016 г. № 1103).

Реализация Постановления от 28.10.2016 г. № 1103, осуществляется в пределах установленной Правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проверки Росприроднадзора по-новому

Согласно Постановлению полномочия осуществления федерального государственного экологического надзора будут сняты со следующих должностей:

  • Главный государственный инспектор РФ по охране природы;
  • Заместитель главного государственного инспектора РФ по охране природы;
  • Старший государственный инспектор РФ по охране природы;
  • Государственные инспектора РФ по охране природы;
  • Главные государственные инспектора РФ по охране природы;
  • Заместитель главного государственного инспектора РФ по охране природы;
  • Старшие государственные инспектора РФ по охране природы;
  • Государственные инспекторами РФ по охране природы.

Поэтому рекомендуем при проведении государственного экологического контроля обращать внимание, имеет ли проверяющее лицо полномочия на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. № 426.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Документы вступают в законную силу с 09.11.2016 года.

Дополнительные материалы по экологической безопасности (приказы, положения, инструкции и т.д.) вы всегда можете найти через Поиск на Блоге.

На это оптимистической ноте я заканчиваю. Если новость оказалась полезной, то ставим звёздочки и делимся ссылкой на эту заметку в социальных сетях 😉 Спасибо!

Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 года № 426 (далее –Постановление № 426) утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре (далее – Положение). Документ вступает в силу 30 июня 2015 года.

Постановление № 426 подготовлено Минприроды России в целях реализации Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Читайте так же:  Можно ли уволить сотрудника, находящегося на больничном листе?

Положение приводит нормы, регулирующие экологический надзор, в соответствие с требованиями норм о защите прав юридических лиц. Положением устанавливаются полномочия должностных лиц, которыми проводятся проверки, предмет, виды, сроки проведения проверок. Так же, информация о результатах проведенных проверок, в соответствии с Положением, подлежит обязательной публикации в сети Интернет.

Стоит отметить, что в тексте Положения понятие «контроль» заменено на понятие «надзор», что означает возложение на Росприроднадзор не только функции пресечения правонарушения, но и проведения профилактических работ с потенциальными нарушителями норм экологического права, о чем отметил вице-премьер Аркадий Дворкович 12 мая 2014 года на совещании Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева с вице-премьерами по вопросам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совершенствования системы защиты окружающей среды.

После вступления в силу Постановления № 426 утратят силу действующие в настоящее время нормативные акты:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 года № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

С текстом Постановления № 426, Положением можно ознакомиться в приложении к новости.

Утверждено положение об экологическом надзоре

Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований в области охраны окружающей среды. Соответствующие функции возложены на Росприроднадзор и его территориальные органы.

Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 утверждено положение о федеральном государственном экологическом надзоре. Правовой акт вступит в силу с 30 июня 2015 г. Правительственное постановление от 27 января 2009 г. № 53 об осуществлении государственного экологического контроля признается утратившим силу.

Предусмотрено, что федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами РФ. С этой целью организовываются проверки и принимаются меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Понятие «контроль» заменено понятием «надзор». «Одно из ключевых отличий в данном документе – это то, что на орган государственного экологического надзора возлагается не только обязанность пресечения нарушений, как и надзора за исполнением требований, но и предупреждение таких нарушений, то есть работа заблаговременно с теми компаниями, которые осуществляют экономическую деятельность и наносят фактически вред окружающей среде», – отметил Аркадий Дворкович на совещании с главой Правительства Дмитрием Медведевым.

Федеральный государственный экологический надзор, который осуществляется Росприроднадзором, разграничивается с иными видами государственного надзора (контроля), которым занимаются другие органы исполнительной власти, сообщили Fishnews Правительства РФ.

В частности, в порядке, установленном новым положением, будет осуществляться государственный экологический надзор в рамках федерального госконтроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения; в рамках госнадзора в области обращения с отходами.

Определяется перечень должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, которые займутся экологическим надзором.

Сроки и последовательность административных процедур и действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора должны быть установлены административными регламентами. При этом решения и действия (бездействие) сотрудников Росприроднадзора и его территориальных органов при осуществлении надзора могут быть обжалованы.

Как подчеркнул Аркадий Дворкович, уточнены виды экологического надзора, законодательство приводится в соответствие с нормами о защите прав юридических лиц. «Раньше фактически эта сфера была полностью выведена законодательства о защите прав юридических лиц, теперь проверки будут осуществляться в соответствии с нормами этих законов, то есть бюрократическое бремя предпринимателя снизится. Но, конечно, в каждой сфере есть специфика, которая будет учитываться при проведении надзорных мероприятий», – заявил .

Информация о результатах проверок подлежит размещению в Интернете. «Таким образом, она становится публичной для неограниченного круга лиц, конечно, за исключением информации, находящейся под определенными грифами и имеющей ограничения на распространение», – обратил внимание Аркадий Дворкович.

По словам заместителя председателя Правительства, основная цель изменений – заблаговременно, до принятия двух законов – о нормировании в сфере окружающей среды и об отходах, – дать необходимые рамки работе Росприроднадзора. Чтобы впоследствии этот орган мог полноценно осуществлять свои функции по контролю за соблюдением требований нового законодательства.

Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»

С 30 июня 2015 года вступает в силу Положение о федеральном государственном экологическом надзоре.

Установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в пределах своей компетенции в рамках других видов государственного надзора (за использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха и т.д.).

Определены должностные лица указанных органов, уполномоченные на осуществление надзора, а также объем их полномочий.

В рамках надзора будут проводиться плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки. Информация о результатах проверок будет размещаться на официальных сайтах надзорных органов.

С 30 июня 2015 года утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.09.2008 N 716, от 27.01.2009 N 53, от 31.03.2009 N 285, регулирующие порядок федерального государственного экологического контроля. Источник: Подробнее >>>

Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»

С 30 июня 2015 года вступает в силу Положение о федеральном государственном экологическом надзоре

Установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в пределах своей компетенции в рамках других видов государственного надзора (за использованием и охраной недр, в области охраны атмосферного воздуха и т.д.).

Определены должностные лица указанных органов, уполномоченные на осуществление надзора, а также объем их полномочий.

В рамках надзора будут проводиться плановые и внеплановые, документарные и выездные проверки. Информация о результатах проверок будет размещаться на официальных сайтах надзорных органов.

С 30 июня 2015 года утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.09.2008 N 716, от 27.01.2009 N 53, от 31.03.2009 N 285, регулирующие порядок федерального государственного экологического контроля.

Государственный экологический надзор

Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Читайте так же:  Пенсионный фонд единовременная выплата накопительной части пенсии

Уровни государственного экологического надзора

  • Федеральный. Осуществляется федеральными органами исполнительной власти при ведении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении РФ, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
  • Региональный. Осуществление регионального государственного экологического надзора органами исполнительной власти субъектов РФ при ведении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст.6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Виды государственного экологического надзора:

  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • государственный земельный надзор;
  • государственный надзор в области обращения с отходами;
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный надзор в области охраны водных объектов;
  • государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;
  • государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • федеральный государственный лесной надзор;
  • федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный государственный охотничий надзор;
  • государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Органы государственного экологического надзора

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным органом исполнительной власти, исполняющим функциями по осуществлению федерального экологического надзора является Росприроднадзор и его территориальные органы. Также есть другие государственные органы, уполномоченные на проведение проверок в области охраны окружающей среды и природопользования:

  • Федеральная служба по экологическомй, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет контроль в области обращения с радиоактивными отходами, выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет надзор в области лесных отношений.
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет надзор по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) осуществляет надзор за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет земельный надзор.
  • Природоохранная прокуратура осуществляет надзор в экологической безопасности.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства проводится государственный строительный надзор, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора согласно законодательству о градостроительной деятельности.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 285 ).

Если в ходе проведения государственного экологического контроля государственным инспектором в области охраны окружающей среды будет выявлены нарушения, то будет составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даны предписания об устранении выявленных нарушений.

Поднадзорные организации должны вести Журнал учета государственного экологического контроля, в который инспектор в области охраны окружающей среды вносит информацию о проведенном экологическом контроле.

Наша компания оказывает услуги по разработке экологической документации для предприятий самых различных отраслей. Прибегнув к нашим услугам, вы не только повысите уровень экологической безопасности предприятия, но и избежите сложностей в ходе проверок Росприроднадзора, а также снизите плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (499) 258-01-11

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного экологического надзора

Суммы расходов на контрольно-надзорные мероприятия увеличиваются из года в год[1], в то время как на законодательном уровне предпринимаются попытки по оптимизации и сокращению числа таких мероприятий.

В частности, предусмотренный Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»» (далее — Федеральный закон № 246-ФЗ) риск-ориентированный подход призван обеспечить:

• оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);

• снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

• повышение результативности деятельности уполномоченных органов.

СЛОВАРЬ

Риск-ориентированный подход — метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в законодательно установленных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

По словам А.В. Мартынова, «мировой опыт использования риск-ориентированного подхода свидетельствует, что его применение позволило сократить общее количество проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса — и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок»[2]. В свою очередь, Н. Егорова утверждает, что внедрение риск-ориентированного подхода в Российской Федерации «позволит снизить на 40 процентов количество проверок, на 30 процентов — число ревизоров, что позволит сэкономить 20 процентов средств бюджета»[3].

Внесенные Федеральным законом № 246-ФЗ изменения в части риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) применяются с 01.01.2018.

В развитие указанных положений принято Постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое устанавливает новый порядок осуществления отдельных видов государственного экологического надзора — с применением риск-ориентированного подхода.

Указанное требование с 08.08.2017 распространяется на государственный надзор:

• в области обращения с отходами;

• в области охраны атмосферного воздуха;

• в области использования и охраны водных объектов;

• за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ;

• за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

• государственный земельный надзор.

Периодичность проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска объектов государственного надзора, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзора на основании утвержденных критериев[4].

Читайте так же:  Как получить простую электронную подпись без лишних хлопот

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (объекты государственного надзора), относятся к следующим категориям риска:

категория значительного риска — объекты I категории[5], за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

категория среднего риска — объекты II категории, за исключением объектов, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления;

категория умеренного риска — объекты III категории, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по сбору и (или) транспортированию отходов производства и потребления, за исключением объектов IV категории;

категория низкого риска — объекты IV категории.

[1] Согласно Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (в ред. от 06.07.2017), на обеспечение эффективной реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды в 2017 г. из федерального бюджета выделено 143 205,6 тыс. руб., на 2018 г. запланировано 148 933,9 тыс. руб., на 2019 г. — 154 891,3 тыс. руб., на 2020 г. — 161 086,9 тыс. руб.

[2] Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. 2016. № 18. С. 22–27.

[3] Егорова Н. Три года без проверок. // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2015. № 29.

[4] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска содержатся в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (в ред. от 27.07.2017; далее — Положение).

[5] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

М.Е. Бабич, консультант отдела оценок в сфере транспорта, связи и экологии Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, магистр юриспруденции Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2017.

Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре

Изменения в Положение о федеральном государственном экологическом надзоре

Рекомендуем при проведении государственного экологического контроля обращать внимание, имеет ли проверяющее лицо полномочия на осуществление государственного экологического надзора в соответствии с п.6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. N 426.

10.11.16 вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2016 г. N 1103 «О внесении изменений в пункт 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре» (далее — Постановление от 28.10.2016 г. N 1103).

Реализация Постановления от 28.10.2016 г. N 1103, осуществляется в пределах установленной Правительством РФ предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.

Согласно Постановлению полномочия осуществления федерального государственного экологического надзора будут сняты со следующих должностей:
— Главный государственный инспектор РФ по охране природы;
— Заместитель главного государственного инспектора РФ по охране природы;
— Старший государственный инспектор РФ по охране природы;
— Государственные инспектора РФ по охране природы;
— Главные государственные инспектора РФ по охране природы;
— Заместитель главного государственного инспектора РФ по охране природы;
— Старшие государственные инспектора РФ по охране природы;
— Государственные инспекторами РФ по охране природы.

Постановление от 08.05.2014 г. № 426 (28.06.2017) О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ

Добавил: Богдан Кривошея

Дата: [24.07.2017]

Постановление от 08.05.2014 г. № 426 (28.06.2017) О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ

(28 октября 2016 г., 28 июня 2017 г.)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном экологическом надзоре.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 30 июня 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

8 мая 2014 г. N 426

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного экологического надзора.

2. Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

3. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках:

б) государственного надзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

[1]

5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

6. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченными на осуществление федерального государственного экологического надзора, являются:

а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющийся главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

Читайте так же:  Какие транспортные средства можно использовать без водительских прав?

б) заместители руководителя, начальники управлений Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

в) заместители начальников управлений, начальники отделов и заместители начальников отделов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся старшими государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющиеся главными государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

ж) начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся старшими государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности.

8. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

9. Федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9.1. При проведении плановой проверки должностные лица, указанные в пункте 6 настоящего Положения, обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

9.2. Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

9.3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9.4. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

10. Предметом указанных в пункте 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований.

11. Федеральный государственный экологический надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства осуществляется в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляется в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.

12. Федеральный государственный экологический надзор в отношении специальных объектов, военных объектов, режимных объектов, предприятий и организаций, объектов оборонной промышленности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с соблюдением требований Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

13. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

14. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4453).

[3]

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 5, ст. 625).

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 14, ст. 1668).

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Постановление 426 о федеральном государственном экологическом надзоре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here