Содержание
- 1 Постановление Верховного Совета РБ № 847-XII от 06.06.1991. О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов в Республике Беларусь
- 2 Постановление о реабилитации жертв политических репрессий
- 3 Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 О реабилитации жертв политических репрессий (в редакции от 07.03.2018)
- 4 Постановление о реабилитации жертв политических репрессий
- 5 Архив Александра Н. Яковлева
- 6 №1761-1 О реабилитации жертв политической репрессии.
Постановление Верховного Совета РБ
№ 847-XII от 06.06.1991. О порядке реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов в Республике Беларусь
Зарегистрировано в НРПА РБ 15 марта 2001 г. N 4/1909
В целях установления соответствующего порядка в осуществлении реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов Верховный Совет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Признать, что необоснованно репрессированными являются граждане Республики Беларусь, СССР, иностранных государств или лица без гражданства, привлеченные на территории Республики Беларусь судебными или несудебными органами по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам к уголовной ответственности за государственные (контрреволюционные) преступления, а также по этим же мотивам подвергнутые ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, удалению за пределы Республики Беларусь в административном порядке.
2. На основании изложенного реабилитации подлежат:
а) лица, незаконно осужденные судами по обвинению в совершении государственных (контрреволюционных) преступлений, за исключением случаев, указанных в настоящем постановлении;
б) лица, репрессированные по решениям несудебных органов: коллегий и особых совещаний ВЧК, ГПУ — ОГП, НКВД, МГБ, «двоек», «троек» ГПУ, УНКВД — НКВД;
в) крестьяне, члены их семей и иные граждане, незаконно подвергнутые ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, удалению за пределы Республики Беларусь в административном порядке, а также крестьяне, в том числе признанные кулаками, осужденные за неуплату повышенных налогов и отказ от выполнения повинностей и работ, имеющих общегосударственное значение, по статье 93 и статье 94 Уголовного кодекса БССР 1928 года;
г) лица, незаконно помещенные по решениям судов в психиатрические учреждения на принудительное лечение в связи с возбуждением уголовных дел.
Реабилитировать лиц, осужденных в период с 1960 по 1988 годы по политическим мотивам за преступления, ответственность за которые была отменена последующим законодательством, или незаконно помещенных по решениям судов в психиатрические учреждения на принудительное лечение в связи с возбуждением уголовных дел.
3. Требования о реабилитации могут возбудить родные, близкие родственники репрессированных, а также другие заинтересованные граждане и организации.
4. Определить следующий порядок реабилитации лиц по основаниям, предусмотренным настоящим постановлением:
а) Прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей проверяют все дела с приговорами судов за период 20 — 80-х годов о государственных (контрреволюционных) преступлениях, не отмененными к моменту принятия настоящего постановления. При отсутствии доказательств вины в совершении этих преступлений незаконные судебные постановления опротестовываются и дела с протестами направляются в суд.
В отношении лиц, осужденных за преступления, перечисленные в пункте 8 настоящего постановления, органы прокуратуры составляют заключения и при наличии заявлений о реабилитации направляют дела в суд для принятия решения. Если по уголовному делу проходят несколько осужденных, органы прокуратуры составляют заключения и суд принимает решения в отношении к каждому из них независимо от заявлений.
Дела, рассмотренные в несудебном порядке, решения по которым не отменены, пересматриваются органами прокуратуры и государственной безопасности с составлением заключения на каждого репрессированного гражданина. Документы о реабилитации лиц по этим делам выдают органы прокуратуры.
Заключения на лиц, подлежащих и не подлежащих реабилитации, могут быть проверены и отменены вышестоящим прокурором.
б) Дела, поступившие в суд с протестами или заключениями прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях в установленном законом порядке:
на осужденных судами — теми судами, которыми выносились последние судебные решения. Дела, по которым приговоры, определения, постановления были вынесены упраздненными или расформированными судами, а также военными трибуналами в отношении гражданских лиц, передаются на рассмотрение тех судов, к подсудности которых эти дела отнесены в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством. Если решения по уголовным делам в отношении граждан Республики Беларусь выносились Верховным Судом бывшего СССР, союзными внесудебными органами, военными трибуналами бывшего СССР, то они пересматриваются соответствующими судами и органами Прокуратуры Республики Беларусь.
Лицу, признанному судом не подлежащим реабилитации, вручается копия определения (постановления). В случае установления факта необоснованного осуждения лица либо лица, подвергнутого наказанию по решению несудебного органа и впоследствии реабилитированного, — ему или его близким родственникам выдается документ о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано или обжаловано в установленном законом порядке.
в) Органы государственной безопасности и внутренних дел Республики Беларусь устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, удаления за пределы республики в административном порядке и составляют заключение по каждому факту применения указанных выше административных мер воздействия. При поступлении заявлений заинтересованных лиц или организаций и отсутствии оснований для отказа органы внутренних дел Республики Беларусь выдают документ о реабилитации.
Решения органов внутренних дел об отказе в выдаче документа о реабилитации могут быть обжалованы в судебном порядке.
г) Срок для принятия решения по заявлению о реабилитации не может превышать трех месяцев со дня поступления заявления в орган, наделенный правом его рассмотрения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, документов, справок, срок для принятия решения может быть продлен вышестоящим органом прокуратуры, внутренних дел или государственной безопасности, но не более чем до шести месяцев с обязательным сообщением заявителю о причинах и сроках задержки.
По заявлениям о реабилитации, рассматриваемым последовательно в нескольких органах, общий срок рассмотрения не может превышать шести месяцев.
5. В отношении других лиц, подвергнутых наказаниям в уголовном и административном порядке и ограничениям в правах, но не упомянутых в настоящем постановлении, сохраняется порядок пересмотра судебных дел и административных решений, установленный действующим законодательством Республики Беларусь.
6. Заявления репрессированных граждан или заинтересованных лиц и организаций в случае отсутствия в правоохранительных органах и в архивных учреждениях республики дел и иных документов о применении репрессивных мер в уголовном и в административном порядке рассматриваются органами государственной безопасности и внутренних дел на основании свидетельских показаний, выявления необходимых документов в местах исполнения приговоров и решений несудебных органов.
В случае выявления факта применения репрессивных мер все материалы направляются Прокурору Республики Беларусь или прокурорам областей. Изучив материалы, прокурор со своим заключением направляет их в соответствующий суд, который устанавливает факт применения репрессий и принимает решение о реабилитации гражданина или об отказе в реабилитации.
Реабилитированные лица, а с их согласия или в случае смерти последних — их родственники имеют право на ознакомление с материалами уголовных и административных дел. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов. Использование полученных сведений в ущерб правам и законным интересам проходящих по делу лиц и их родственников не допускается и преследуется в установленном законом порядке.
Разрешение на ознакомление с материалами уголовных и административных дел, а также на возврат приобщенных к делу личных документов дает руководитель органа, осуществляющего архивное хранение дел, а при нахождении дел в производстве в органах прокуратуры или суда — руководитель органа, в производстве которого дело находится на момент обращения.
Отказ в ознакомлении с делом или в выдаче материалов из него, полученных от руководителя органа, осуществляющего архивное хранение дел, может быть обжалован в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий должностного лица, ущемляющего права граждан, а отказ руководителя органа прокуратуры или суда — в вышестоящую прокуратуру или суд соответственно.
Органы государственной безопасности, внутренних дел и прокуратуры обязаны оказывать содействие родственникам и общественным объединениям граждан по выявлению мест захоронения лиц, расстрелянных и умерших в местах лишения свободы.
7. Лица, реабилитированные вследствие применения настоящего постановления, восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических, гражданских и имущественных правах.
Порядок возмещения ущерба и предоставления льгот реабилитированным осуществляется в соответствии с «Положением о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий в 20 — 80-х годах», утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 21 декабря 1990 года, и постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 декабря 1990 года «О предоставлении льгот лицам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности в период репрессий 20 — 80-х годов и впоследствии реабилитированным».
С целью увековечения памяти жертв репрессий списки реабилитированных граждан публиковать в местных газетах и книгах Памяти.
8. Не подлежат реабилитации лица, в отношении которых в уголовных делах имеются бесспорные доказательства в совершении следующих преступлений:
а) измена Родине, участие в вооруженном восстании или во вторжении в контрреволюционных целях на советскую территорию в составе вооруженных банд, шпионаж, вредительство, совершение террористических актов, диверсий;
б) пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам, совершенное во время Великой Отечественной войны;
г) связанных с организацией бандформирований, совершавших убийства, насилия и грабежи, участием в их деятельности и активным пособничествам таким формированиям;
д) совершенных должностными лицами правоохранительных органов против правосудия во времена политических репрессий.
10. Совету Министров Республики Беларусь:
а) повысить с 1 июля 1991 года размеры пенсий гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности в период политических репрессий 20 — 80-х годов и впоследствии реабилитированным, на 25 процентов минимальной пенсии по возрасту;
б) предусмотреть в проекте Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Беларусь» включение в трудовой стаж в льготном порядке гражданам, подвергнутым репрессиям и высланным за пределы республики в административном порядке, времени их пребывания на спецпоселении.
11. Правительству Республики Беларусь рассмотреть вопросы о штатном, материальном и техническом обеспечении органов государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, судов, архивных учреждений, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов по проведению реабилитации жертв политических репрессий 20 — 80-х годов.
Постановление о реабилитации жертв политических репрессий
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 марта 1992 года N 160
О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»*
(с изменениями на 18 августа 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551..
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 года N 970.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
Г.Бурбулис
Положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 марта 1992 года N 160
о порядке выплаты денежной компенсации лицам,
реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации
«О реабилитации жертв политических репрессий»*
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551..
В соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» * лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и реабилитированным в установленном порядке, выплачивается денежная компенсация (преамбула в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847.
* В дальнейшем именуется — Закон.
Лица, имеющие право на денежную компенсацию
1. Право на денежную компенсацию, предусмотренную статьей 15 Закона, имеют:
граждане Российской Федерации, граждане государств — бывших республик СССР, другие иностранные граждане, лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г. и реабилитированные в соответствии с Законом правоохранительными органами на территории Российской Федерации;
лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории государств — бывших республик СССР, а также подвергшиеся указанным репрессиям по решениям советских судебных органов либо военных трибуналов и внесудебных органов, действовавших за пределами СССР, и реабилитированные компетентными органами этих государств (если решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации и при условии, что аналогичная компенсация не была ими получена от данных государств) либо государственными органами бывшего СССР.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847
2. Наравне с гражданами, указанными в пункте 1, право на денежную компенсацию имеют лица, репрессированные по политическим мотивам на территории Российской Федерации и реабилитированные в установленном порядке до принятия Закона.
3. Наследникам лиц, указанных в пунктах 1 и 2, выплата компенсации не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.
Порядок обращения за денежной компенсацией
4. Заявление о начислении денежной компенсации (по форме согласно приложению) лицами, указанными в пунктах 1 и 2, подается в органы социальной защиты населения в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» в следующем порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551; в редакции, введенной в действие с 5 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 496.
________________
* Сноска исключена с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551..
постоянно проживающими в Российской Федерации — в органы социальной защиты населения по месту жительства;
проживающими за пределами Российской Федерации — в органы социальной защиты населения по последнему месту жительства в Российской Федерации до применения репрессии, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, — по месту применения репрессии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847.
5. Для подтверждения права на компенсацию заявителем представляются справка (или ее дубликат) о реабилитации и справка (или ее дубликат) о времени нахождении в местах лишения свободы, выдаваемая органами внутренних дел или справка (или ее дубликат) о времени нахождения на принудительном лечении в психиатрических лечебных учреждениях, выдаваемая этими учреждениями. Вместе с подлинниками (или дубликатами) справок представляются также и их копии, которые заверяются органом социальной защиты населения, принявшим документы. Лица, проживающие за пределами Российской Федерации, могут направлять в органы социальной защиты населения заявления (заполненные на русском языке) и справки (или копии справок) через организации связи. Подписи указанных лиц удостоверяются, а копии их справок заверяются в установленном порядке расположенными в стране постоянного проживания дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей либо нотариусом на территории Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847; дополнен с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551.
Документы о реабилитации, выданные в государствах — бывших республиках СССР или государственными органами бывшего СССР, имеют силу на территории Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847).
В случаях, когда решение о реабилитации вынесено государствами — бывшими республиками СССР в отношении лиц, обвинявшихся в совершении преступлений, перечисленных в статье 4 Закона, заключение о непротиворечии этого решения о реабилитации законодательству Российской Федерации дает Генеральная прокуратура Российской Федерации по запросу органа социальной защиты населения, направляемому через Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847; в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 56; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257.
Лица, репрессированные за пределами Российской Федерации и реабилитированные компетентными органами государств — бывших республик СССР и постоянно проживающие на территории России, для подтверждения своего права на компенсацию в соответствии со статьей 15 Закона представляют также документ о том, что они не получили аналогичную денежную компенсацию от государств — бывших республик СССР (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847).
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Орган социальной защиты населения, принявший заявление о начислении компенсации, выдает расписку в приеме заявления и приложенных к нему документов. Лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, указанная расписка направляется через организации связи. Лицам, подавшим заявление в форме электронного документа, расписка направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Расписка может быть направлена в письменной форме по почтовому адресу, указанному заявителем.
(Пункт дополнен с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551; в редакции, введенной в действие с 5 июня 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 496.
8. В органах социальной защиты населения учет и регистрация обращения ведется в специальном журнале.
9. После начисления компенсации органы социальной защиты населения ставят на оборотной стороне справки (или ее дубликата) о реабилитации штамп и возвращают ее заявителю.
Порядок оформления и начисления компенсации
10. Назначение компенсации производится в течение 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.
11. Орган социальной защиты населения определяет сумму компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10000 рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 999..
Денежная компенсация за неполный месяц определяется пропорционально числу дней лишения свободы в данном месяце из расчета 75 рублей за полный месяц (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года N 999..
При изменении в централизованном порядке минимального размера оплаты труда выплаченная сумма компенсации не пересматривается.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847
12. Проживающим за пределами Российской Федерации начисление компенсации производится органами социальной защиты населения по последнему месту жительства репрессированного в Российской Федерации до применения репрессии, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, — по месту применения репрессий.
Выплата или перерасчет размеров компенсации лицам, получившим ее в государствах — бывших республиках СССР, не производятся.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847
Порядок выплаты компенсации
13. Выплата компенсации на территории Российской Федерации производится единовременно в рублях. Перевод суммы компенсации за пределы Российской Федерации осуществляется в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции (пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551.
14. Выплата компенсации осуществляется через организации связи или путем перевода суммы компенсации на указанный в заявлении счет в банке или другом финансово-кредитном учреждении по поручениям органов социальной защиты населения (пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2007 года N 551.
15. Выплата денежной компенсации лицам пенсионного возраста и инвалидами при необходимости может быть произведена по решению органа социальной защиты населения в первоочередном порядке.
16. В случае смерти реабилитированного начисленная, но не полученная им сумма компенсации выплачивается единовременно наследникам при представлении ими свидетельства о праве на наследство (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847.
17. Выплата компенсации лицам, указанным в пунктах 1 и 2, осуществляется:
постоянно проживающим в Российской Федерации — органами социальной защиты населения по месту жительства;
проживающим за пределами Российской Федерации — органами социальной защиты населения по последнему месту жительства в Российской Федерации до применения репрессии, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, — по месту применения репрессий (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1994 года N 847.
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 О реабилитации жертв политических репрессий (в редакции от 07.03.2018)
Еще документы:
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Постановление о реабилитации жертв политических репрессий
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»
18 октября 1991 года был принят Федеральный Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее — Закон о реабилитации). Этот законодательный акт был призван восстановить справедливость в отношении тех, кто был подвергнут политическим репрессиям на территории России с 1917 года и упорядочить все ранее принятые решения, касающиеся реабилитации жертв политических репрессий.
В 1993 году в Закон о реабилитации были внесены изменения и дополнения, предусматривающие ограниченную, но посильную для государства компенсацию пострадавшим от политических репрессий гражданам материального ущерба и возможность возврата ранее конфискованного, но сохранившегося имущества. Однако реально воспользоваться этим правом реабилитированные граждане смогли только после принятия 12 августа 1994 г. Положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ № 926.
По прошествии нескольких лет действия Закона о реабилитации выявились некоторые его противоречия и недостатки. Несовершенным оказался и установленный порядок реабилитации и выплаты компенсаций. Крайне затрудненным является и процесс возврата жертвам репрессий изъятых у них и сохранившихся в натуре строений. Возникли различные толкования отдельных положений Закона, что привело к отсутствию единообразной правоприменительной, в том числе и судебной практики в различных регионах России.
Вместе с тем, не уменьшается число обращений, связанных с реабилитацией в связи с применением внесудебных видов политических репрессий. Прежде всего, — это массовое раскулачиванием хозяйств в 1930-31 гг. Такого рода репрессиям подвергались целые семьи и даже целые населенные пункты. В результате пострадало значительно большее число людей, по сравнению с числом граждан, осужденных по политическим статьям.
Во многих случаях в архивах не сохраняются документы о факте применения политической репрессии в виде раскулачивания, а в некоторых случаях — о применении ссылки. Граждане, получившие на этом основании отказ в реабилитации, вынуждены обращаться в суд для установления факта политической репрессии. При рассмотрении заявления в суде нередко возникают проблемы доказательств, поиска свидетелей. Как правило, свидетели по этой категории дел имеют престарелый возраст и их вызов в суд крайне затруднителен. Заявитель
обращается в суд по месту своего жительства, а свидетели проживают, как правило, по месту применения репрессий. В этом случае судья направляет судебное поручение для опроса свидетелей в районный суд по месту их жительства. И результат этого не сложного процесса полностью зависит от оперативности, компетентности и даже гуманности судей. Нередко судьи сами выезжают в удаленные деревни для опроса свидетелей, которые не в состоянии приехать в райцентр.
К сожалению, нет единообразия судебной практики в том, какие показания свидетелей принимаются судом, а какие — нет. Так, в судебной практике встречаются и отказы в удовлетворении заявлений о реабилитации, основанные на том, что «показания 2-х свидетелей не достоверны» или в связи с тем, что «на период репрессий свидетели были в малолетнем возрасте». Есть и судебные решения, вынесенные лишь на основании показаний одного свидетеля или даже только самого заявителя. Конечно, установить факт и обстоятельства, произошедшие около 70-ти лет назад чрезвычайно трудно. И надо отдать должное судьям, в большинстве случаев, несмотря на все сложности, они адекватно оценивают ситуацию и выносят положительные решения.
Особую трудность вызывают дела о реабилитации в связи с применением политической репрессии в связи с неуплатой «сельхозналога» либо «индивидуального» налога. В этих случаях, органы, осуществляющие процедуру реабилитации, отказывает безоговорочно. А в суде такие дела разрешить не просто. Прежде всего, многие судьи не исследуют вопрос о том, являлись ли репрессивные меры, примененные к пострадавшим в связи с неуплатой сельхозналога, собственно раскулачиванием, т.е. видом политической репрессии. Не исследуются вопросы соразмерности налога и дохода двора, не сопоставляются размер недоимки и стоимость описанного и конфискованного имущества. Между тем, в большинстве случаев такой налог имел не просто фискальное значение, а применялся как мера «удушения кулацкого хозяйства», т.е. носил ярко выраженный характер политической репрессии по классовым признакам и применялся как повод для полного раскулачивания.
Стремление авторов Закона о реабилитации уменьшить бремя выплат, выразилось в явно не справедливом ограничении оценки конфискованных ценностей при начислении компенсации реабилитированным. Согласно Положению изъятые денежные суммы подлежат возврату на условиях, установленных при проведении денежной реформы 1947, и с учетом изменения масштабов цен на 1 января 1961 года. Таким образом, при перерасчете, номинал изъятых денежных средств должен быть уменьшен в 100 раз. Установленная методика расчета конфискованных денежных сумм, ставит комиссии по реабилитации просто в неловкое положение: реабилитированному лицу или его наследнику, вместо изъятой при продаже домовладения в 30-е годы суммы в 3 тысячи рублей предлагается в качестве компенсации (по ценам 1997 года) 30 рублей! Подобное не соразмерное занижение нарицательной стоимости применяется и к облигациям государственных займов, вкладам, аккредитивам и иным ценным бумагам. Однако и этот расчет произвести не возможно, так как Положение применяет совершенно не реальное условие «подтверждения документами, имеющимися в банках и финансовых органах». Согласно сведениям банковских органов — срок хранение подобных документов составляет 10-15 лет.
Понятно желание авторов Закона о реабилитации ограничить основания для реабилитации и возврата изъятого имущества, но на практике формальные ограничения не справедливы, а порой и противоречат здравому смыслу. Так, ст.16.1 установлено, «что не подлежит возмещению или компенсации имущество, уничтоженное во время войн и в результате стихийных бедствий». Вместе с тем ясно, что при данных обстоятельствах имущество было уничтожено уже после его изъятия в результате применении политических репрессий, а отказ в компенсации может иметь место лишь при наличии умышленного участия жертв репрессий в действиях по уничтожению имущества, хотя подобные факты нам неизвестны.
Чрезвычайно актуальной и трудноразрешимой на практике проблемой является процедура возврата реабилитированным гражданам конфискованных у них домовладений.
Следует отметить, что в Положении никак не отражены вопросы возврата жилых помещений, купленных или приватизированных новыми собственниками — физическими лицами. Между тем, в половине случаев спорные домовладения были куплены, либо приватизированы гражданами. И так как, порядок возврата в таких случаях нормативно не урегулирован, передача имущества практически не осуществима. Комиссия Воскресенского района приняла решение о передаче реабилитированному лицу домовладения, ранее выкупленного частными лицами и используемого ими под дачу. Суд отменил решение, и реабилитированный смог получить лишь денежную компенсацию.
Нередко при рассмотрении исков о возврате конфискованных домовладений исследуется вопрос о нуждаемости истца — реабилитированного гражданина в жилье. Если суд признает, что истец не нуждается в жилье, то следует отказ в возврате спорного домовладения. Между тем, возврат конфискованного имущества не может быть связан с вопросами социальной защиты и нуждаемости в жилье, т.к. предполагает исключительно как восстановление имущественных прав, а не улучшение жилищных условий жертвы политической репрессии.
В конечном счете, люди предпочитают не тратить безрезультатно силы и время и удовлетворяются явно несоразмерной денежной компенсацией за незаконное изъятые домовладения.
Так, можно возвратить конфискованную собственность реабилитированным гражданам или нет?
Дела о возврате конфискованного имущества, и особенно — домовладений, могли бы решаться более справедливо, если бы судьи более активно содействовали заключению между сторонами мирового соглашения. Возврат строений мог бы осуществляться на условиях определенной соразмерной денежной компенсации новому добросовестному владельцу или предоставления ему иного жилого помещения взамен изымаемой у него собственности реабилитированного лица.
Возможно, в действующем законодательстве следует предусмотреть обязанность местных администраций предоставлять жилье в качестве компенсации за изъятые и возвращенные реабилитированным домовладения. Причем, это должно быть «внеочередное» предоставлении жилья, с применение оценки не нуждаемости, а соразмерности изъятого.
В соответствии с п. 7 Положения сторонами, обеспечивающей удовлетворение претензий собственника, должны быть представители местного и областного отделов финансов. Как показывает практика, при предоставлении конкретных гарантий местными органами власти, шансы добиться согласия добросовестного приобретателя на добровольный возврат конфискованного в результате политических репрессий имущества достаточно велик. Это то, что можно делать уже сейчас, но не делается. Повсеместно, на этапе установлении возможности возврата домовладения, заслушивая заявления представителей местной администрации об отсутствии возможности для предоставления иного жилья для переселения граждан, суд считает это достаточным основанием для отказа в возврате имущества.
Порядок возврата изъятых ранее вследствие политических репрессий домовладений при отсутствии согласия новых владельцев может быть приравнен к порядку отселения частных строений, подлежащих сносу в связи с реконструкцией города. Однако судьям бывает проще отказать в иске и направить заявителя на круги кассационных мытарств, чем проявить юридическую квалификацию при вынесении не стандартного решения. При этом значительное влияние оказывают имеющие место заблуждения относительно приоритетов интересов тех или иных групп населения (чьи интересы нуждаются в социальной защите в первую очередь), реабилитированных граждан, у которых имущество было конфисковано в принципе без законных оснований (а нередко имущество изымалось без каких-либо ссылок на правовые нормы, исходя из принципа «революционной целесообразности»), или новых владельцев этого имущества, многие из которых знали о том, от кого и как это имущество к ним попало.
Шимоволос С.М., председатель Нижегородского общества прав человека,
секретарь Нижегородской областной комиссии по восстановлению прав
реабилитированных жертв политических репрессий
Архив Александра Н. Яковлева
Выступления
15.02.2000
Доклад Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий о ходе исполнения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
1. Объект и правовая база реабилитационнного процесса.
2. Деятельность органов государственной власти по реализации Закона
3. Деятельность Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий
Решение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина о создании Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий (образована Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 1992 г.) продемонстрировало то большое значение, которое придает Глава государства проблемам реабилитации невинно пострадавших в годы массовых политических репрессий, необходимости установления полной и объективной картины преступлений тоталитарного режима против народа, выработке сбалансированных подходов в решении вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
На Комиссию, как консультативный орган при Президенте Российской Федерации, возложены:
— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации Закона;
— изучение, анализ и оценка масштабов и механизмов репрессий;
— подготовка и представление соответствующих материалов и предложений по вопросам реабилитации Президенту Российской Федерации;
— информирование общественности о масштабах и характере репрессий.
4. Деятельность комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
5. Увековечение памяти жертв политических репрессий
6. Финансовое обеспечение исполнения законодательства о реабилитации жертв политических репрессий.
7. Проблемы совершенствования законодательной базы по реабилитации жертв политических репрессий
Председатель Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий А.Н. Яковлев
Доклад одобрен на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий 16 февраля 2000 г.
Опубликовано: О ходе исполнения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Доклад Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий. М., 2000. 40 с.
№1761-1 О реабилитации жертв политической репрессии.
Мои родители в 2014-2015 году в Крыму получили Справки о реабилитации в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона РФ от 18.10.1991 г. №1761-1 О реабилитации жертв политической репрессии.
Подскажите пожалуйста, какими именно льготами и где именно они имеют право воспользоваться при предъявлении вышеупомянутой Справки.
Заранее благодарю, с уважением.
Если у них конфисковали их собственное имущество, то могут претендовать на возмещение. В соответствии с положениями ст. 16.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», где установлено: «… В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома…»
Согласно п.5 «Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» (утв. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926): «При отсутствии документальных сведений факт конфискации имущества может быть установлен в судебном порядке».
Кроме того в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставления льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» указано:
1. Право на денежную компенсацию, предусмотренную статьей 15 Закона, имеют:
граждане Российской Федерации, граждане государств — бывших республик СССР, другие иностранные граждане, лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г. и реабилитированные в соответствии с Законом правоохранительными органами на территории Российской Федерации;
лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы или помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения на территории государств — бывших республик СССР, а также подвергшиеся указанным репрессиям по решениям советских судебных органов либо военных трибуналов и внесудебных органов, действовавших за пределами СССР, и реабилитированные компетентными органами этих государств (если решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации и при условии, что аналогичная компенсация не была ими получена от данных государств) либо государственными органами бывшего СССР.
2. Наравне с гражданами, указанными в пункте 1, право на денежную компенсацию имеют лица, репрессированные по политическим мотивам на территории Российской Федерации и реабилитированные в установленном порядке до принятия Закона.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Наследникам лиц, указанных в пунктах 1 и 2, выплата компенсации не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.
Источники
Практика адвокатской деятельности. Практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2015. — 792 c.
Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
-
CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
-
Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.