Содержание
- 1 Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
- 2 Особенности административной ответственности несовершеннолетних
- 3 Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности
- 4 §7. Особенности административной ответственности несовершеннолетних
- 5 Привлечение к административной ответственности несовершеннолетнего
- 6 Административная ответственность несовершеннолетних
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних
Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность.
Административные проступки — это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.).
Административные правонарушения влекут такие виды взыскания, как
— лишение специального права (например, на управление автотранспортом) и др.
Эти взыскания применяются к лицам, совершившим следующие виды административных правонарушений:
— жестокое обращение с животными;
— повреждение транспортных средств общего пользования;
— групповые передвижения с помехами для дорожного движения;
— повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах;
— нарушение правил дорожного движения;
— нарушение порядка обращения с оружием;
— правил пограничного режима и др. Административная ответственность наступает по достижении 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
Не все административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, могут применяться к несовершеннолетним.
К несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, применяются виды административного наказания в виде:
К несовершеннолетним не может применяться административный арест.
В соответствии с ч. 5 ст. 25.3 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признатьобязательным присутствие законного представителя указанного лица.
Решая вопрос о привлечении несовершеннолетнего к административной ответственности в виде штрафа, комиссия выясняет, есть ли у него самостоятельный заработок, так как при отсутствии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Необходимо учитывать, что заработок — это вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работнику в соответствии с качеством его труда по установленным нормам или в соответствии с заключенным трудовым договором. Например, пенсия или стипендия, получаемая несовершеннолетним, заработком не является. Чаще всего несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, не имеют самостоятельного заработка, и штраф за них выплачивают их родители. Но это не означает, что несовершеннолетний освобождается от ответственности. В данном случае на родителя перекладывается только обязанность по уплате административного штрафа.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Согласно положениям ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. Законный представитель присутствует при опросе несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет только в случае необходимости. Определение наличия или отсутствия данной необходимости является полномочием лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
Преступлениями признаются наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут наиболее суровые наказания — лишение или ограничение свободы, исправительные работы, значительные штрафы.
Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Преступление обязательно влечет за собой реакцию государства, то есть наказание.
Что же такое наказание, и какие цели оно преследует?
Ответы на эти вопросы содержатся в ст. 43 УК РФ.
Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемое по приговору суда, применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, изаключается в лишении или ограничений прав и свобод этого лица. Наказание в уголовном праве является оценкой опасности деяния, признаваемого преступным, и применяется к лицу, нарушившему уголовно-правовой запрет, как самый суровый из правовых.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (ст. 20 УК РФ).
Однако в отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого должна осознаваться в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 14 лет.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за:
— убийство (ст. 105 УК РФ);
— умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ);
— умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ);
— похищение человека (ст. 126 УК РФ);
— изнасилование (ст. 131 УК РФ);
— насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);
— кражу (ст. 158 УК РФ);
— грабеж (ст. 161 УК РФ);
— разбой (ст. 162 УК РФ);
— вымогательство (ст. 163 УК РФ);
— неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ);
— умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК РФ);
— террористический акт (ст. 205 УК РФ);
— прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ);
— участие в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ);
— участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ);
— несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ);
— захват заложника (ст. 206 УК РФ);
— заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ);
— участие в незаконном вооруженном формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ);
— угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);
— участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК РФ);
— хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213 УК РФ);
— вандализм (ст. 214 УК РФ);
— незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222.1 УК РФ);
— незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 223.1 УК РФ);
— хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК РФ);
— хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
— приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ);
— посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);
— акт международного терроризма (ст. 361 УК РФ).
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
— лишение права заниматься определенной деятельностью;
— лишение свободы на определенный срок.
Согласно ч. 2 ст. 87 УК РФ к несовершеннолетним, совершившим преступления, вместо наказания могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, либо они могут быть помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия
:
Б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
В) возложение обязанности загладить причиненный вред;
Г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «Б» и «Г», устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Так что несовершеннолетние, совершившие преступление, но освобожденные от уголовной ответственности или наказания с применением к ним принудительных воспитательных мер, не должны упустить свой шанс, даваемый им законом. Шанс этот — в строгом соблюдении назначенной воспитательной меры. В противном случае грозит замена на меру уголовного наказания.
Иные меры, применяемые к несовершеннолетним
Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но еще не достиг возраста уголовной ответственности либо совершил преступление средней тяжести, но был освобожден судом от наказания он может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен — 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть также направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.
К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор и строгий выговор.
Еще одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т. д.). По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков (грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий), предусмотренных законом, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних
По общему правилу административной ответственности могут быть подвергнуты лица, достигшие 16 летнего возраста.
Дела об административных проступках, совершенных несовершеннолетними рассматриваютсятолько районным (городским)судом (судьей). В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением административного ареста.
Сам факт совершения административного правонарушения несовершеннолетним лицом является смягчающим вину обстоятельством. В соответствии с действующим административным законодательством к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, чаще всего применяются особые меры воздействия, не являющиеся административными взысканиями, предусмотренные ст. 24′ КУоАП Украины («Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним»), а именно:
1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;
3) выговор или строгий выговор;
4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам,их заменяющим, либо под надзор педагогическому или трудовому коллективу сих согласия, а также отдельным лицам поих просьбе.
Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет административное взыскание или меры воспитательного воздействия с учетом личности несовершеннолетнего.
В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет специально оговоренных административных правонарушений с достаточно высокой степенью общественной вредности, таких как мелкое хищение государственного или коллективного имущества; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотических средств без цели сбыта в небольших размерах; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или оскорбление их — они подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако с учётом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего либо оскорбление их) могут быть применены вышеуказанные меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним.
Необходимо добавить, что совершение несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 16 лет административных проступков влечет административную ответственность родителей или лиц их заменяющих в виде штрафа, в связи уклонением от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей по обеспечению необходимых условий жизни, обучения и воспитания несовершеннолетних детей.
Совершение несовершеннолетними деяний, содержащих признаки преступления, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность (от 14 до 16 лет), также влечёт наложение административного штрафана родителей или лиц, их заменяющих.
ТЕМА 6
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Порядок привлечения несовершеннолетних к административной ответственности
Одним из важнейших принципов демократического правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение закона.
В административном законодательстве исполнение данного принципа обеспечивается строгой регламентацией порядка привлечения правонарушителей к ответственности.
Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статьей 2.3 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. С учетом особенностей психического и физического развития несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет) закон предусматривает дополнительные меры по защите их интересов при производстве по делам об административных правонарушениях.
При этом, следует знать, что несовершеннолетний, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (с 16 лет), несет ответственность на равных основаниях со взрослыми. К нему могут быть применены все виды наказаний, предусмотренные КоАП РФ, за исключением административного ареста.
О совершении несовершеннолетним административного правонарушения уполномоченными на то должностными лицами составляется протокол об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ). В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Копия протокола об административном правонарушении под расписку вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Должностным лицам подразделений органов внутренних дел предоставлено право административного задержания несовершеннолетнего.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3 КоАП РФ). Задержанные лица содержатся в специально отведённых для этого помещениях органов внутренних дел не более трех часов. Следует отметить, что несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).
Об административном задержании составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 27.4 КоАП РФ. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.
По окончании разбирательства несовершеннолетние должны передаваться их родителям либо иным законным представителям.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения может использоваться в тех случаях, когда несовершеннолетний отрицает факт употребления спиртных напитков, наркотических средств. Медицинское освидетельствование не может производится принудительно. Лица, не достигшие 16 лет, освидетельствуются на состояние опьянения только с согласия родителей (законных представителей).
В соответствии со статьей 25.3 КоАП РФ защиту прав и законных интересов несовершеннолетних осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители).
Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями несовершеннолетнего, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
Законные представители несовершеннолетнего имеют права и несут обязанности, предусмотренные КоАП РФ в отношении представляемого ими лица.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник (статья 25.5 КоАП РФ).
Статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
§7. Особенности административной ответственности несовершеннолетних
В соответствии со ст. 12 КоАП административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. В случае совершения какого-либо деяния, запрещенного КоАП, несовершеннолетним моложе 16-ти лет, к административной ответственности могут быть привлечены его родители или лица, их заменяющие.
К лицам, совершившим административные правонарушения в возрасте от 16-ти до 18-ти лет, как правило, применяются меры воз действия воспитательного характера, предусмотренные ст. 24 КоАП. К таким мерам относятся: обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего, предупреждение, выговор или строгий выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам их заменяющим, педагогическому или трудовому коллективу с его согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе.
В отдельных случаях несовершеннолетние в возрасте от 16-ти до 18-ти лет могут нести административную ответственность на общих основаниях (в случае совершения мелкого хищения, нарушения правил дорожного движения, мелкого хулиганства, стрельбы из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции и нарушение правил обращения с огнестрельным оружием). Однако и в этих случаях не исключается применение мер, предусмотренных ст. 24-1 КоАП, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя к нему целесообразно применить эти меры. Данное правило не распространяется лишь на лиц, совершивших злостное неповиновение, которые всегда несут административную ответственность на общих основаниях.
Существуют некоторые особенности наложения административных взысканий на несовершеннолетних, когда они несут ответственность на общих основаниях. Так, совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается обстоятельством, смягчающим ответственность. К несовершеннолетним не применяется самое строгое взыскание — административный арест.
§8. Порядок привлечения к административной ответственности
Привлечение к административной ответственности осуществляется в рамках производства по делу об административном правонарушении, в ходе которого выясняются все обстоятельства совершения правонарушения, собираются и исследуются доказательства, избирается и реализуется конкретная мера взыскания.
Производство по делу начинается, как правило, с составления протокола об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, государственным инспектором). В нем отражаются существо и обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности нарушителя и другие необходимые сведения. Оформленный надлежащим образом протокол и другие материалы направляются в орган (должностному лицу), уполномоченный рассмотреть дело о данном правонарушении, если такое право не предоставлено самому лицу, составившему протокол.
В отдельных случаях закон допускает взыскание штрафа и оформление предупреждения на месте совершения правонарушения (например, штраф за бесплатный проезд). При этом протокол не составляется, а об уплате штрафа выдается квитанция установленного образца. Однако, если нарушитель оспаривает налагаемое взыскание, протокол должен быть составлен и производство осуществляется на общих основаниях.
Дела об административных правонарушениях вправе рассматривать и решать многие органы и должностные лица: административные комиссии, исполкомы поселковых и сельских советов, районные (городские) суды (судьи), должностные лица органов внутренних дел (милиции), государственных инспекций и других органов (например, пожарного, санитарного надзора, природоохранных, таможенных органов и др.). Дело рассматривается, как правило, в присутствии нарушителя. В случае необходимости могут быть приглашены свидетели, потерпевшие, эксперт, переводчик. Интересы лица, привлекаемого к ответственности, а также потерпевшего может представлять адвокат.
Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, исследует все поступившие материалы, заслуживает участвующих в деле лиц, после чего принимает решение о наложении административного взыскания либо о прекращении дела. Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка (а если правонарушение длящееся — со дня его обнаружения) и в пределах, установленных законодательством за данное правонарушение. При этом должны учитываться характер проступка, личность нарушите ля, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Принятое по делу решение оформляется в виде постановления, в котором отражаются все обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, а его копия в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Это правило имеет важное значение для реализации права на обжалование постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении в 10-дневный срок со дня его вынесения может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, и потерпевшим, а так же опротестовано прокурором. Постановление суда (судьи) окончательно и обжалованию в порядке рассматриваемого производства не подлежит. Постановление обжалуется в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, который обязан рассмотреть жалобу в 10-дневный срок. В этот же срок рассматривается протест. В зависимости от результатов рассмотрения жало бы или протеста уполномоченный орган либо должностное лицо может: отменить постановление и прекратить дело; направить дело на новое рассмотрение; изменить меру взыскания в пределах санкции соответствующей статьи, но только в сторону ее смягчения; оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.
Если постановление о наложении административного взыскания не обжаловано и не опротестовано либо жалоба или протест оставлены без удовлетворения, орган (должностное лицо), вынесший постановление, обращает его к исполнению. Порядок исполнения постановления зависит от вида наложенного взыскания. К примеру, штраф должен быть уплачен нарушителям в 15-дневный срок со дня вручения ему копии постановления, а в случае его обжалования или опротестования — не позднее 15-ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф в установленный срок добровольно не уплачен, постановление направляется по месту работы или учебы оштрафованного либо в орган социальной защиты для удержания суммы штрафа из заработка нарушителя, пенсии или стипендии. В случае невозможности по каким-либо причинам взыскать штраф из названых видов дохода постановление направляется государственному исполнителю по месту жительства нарушителя для обращения взыскания на принадлежащее ему имущество. Исполнением постановления производство по делу об административном правонарушении завершается.
Административная ответственность — это применение к лицам, совершившим административные проступки, административных взысканий, которые влекут для этих лиц обременительные последствия морального, имущественного или личностного характера и налагаются уполномоченными на то органами или должностными лицами на основаниях и в порядке, установленных нормами административного права
Административный проступок- посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность
Административное взыскание — мера административной ответственности, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административный проступок, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами
Взыскания личностного характера:
б) административный арест
Взыскания имущественного характера:
б) конфискация предмета или денег;
в) возможное изъятие предмета;
г) исправительные работы
Взыскания организационно-правового характера:
а) лишение специального права;
б) административное выдворение за пределы Украины иностранцев’ и лиц без гражданства;
Нормативные акты и рекомендуемая литература
1. Конституція України. — К., 1996.
2. Закон Украины «Об образовании» // Ведомости Верховного Совета Украины. — 1991. — № 34. — Ст. 451.
3. Кодекс Украины об административных правонарушениях.
4. Адміністративна відповідальність в Україні: Навч. посібник / За заг. редакцією А.Т. Комзюка. — X., 2001.
5. Адміністративне право України: Підручник / За редакцією Ю.П. Битяка. -X., 2000.
6. Колпаков В.К. Адміністративне право України: Підручник. — К., 1999.
Привлечение к административной ответственности несовершеннолетнего
Прежде чем говорить об особенностях ответственности несовершеннолетних я хотел бы сказать о субъекте исследования. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста СТ.21.1 ГК РФ.До 18 лет совершеннолетие может достигаться путем эмансипации.
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних Ст. 2.3 КоАП РФ. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет (ст. 163 КоАП РСФСР и др.)
Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности :
· Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 14, 201 КоАП РСФСР)
· Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.
· В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
· Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель — восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п.
· КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).
· К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера Административное право. Серия «Учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2002: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение; поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может назначить также условно с годичным испытательным сроком.
· Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.
Административная ответственность несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав района Северное Медведково для тебя памятку, из которой ты сможешь получить информацию о возрасте, с которого наступает административная ответственность, какие виды наказания применяются к несовершеннолетним.
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
(ред. от 07.02.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)
Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
2) административный штраф;
6) административный арест;
Статья 3.4. Предупреждение
Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Статья 3.5. Административный штраф
1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей или может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Статья 3.9. Административный арест
1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах
1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения
Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ
Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ —
Видео (кликните для воспроизведения). |
влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Источники
Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
-
Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
-
Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.