Профстандарт педагога дополнительного образования детей

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Профстандарт педагога дополнительного образования детей" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Трудовая функция «Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования»

Трудовые действия
  • Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов
  • Контроль и оценка качества программно-методической документации
  • Организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно-методической документации
  • Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации методической работы, в том числе деятельности методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур, обмена и распространения позитивного опыта профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования
Требования к образованию и обучению
  • Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных
  • Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы)
  • Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
  • Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
  • Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
  • Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
  • Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса
  • Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
  • Стадии профессионального развития педагогов
  • Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
  • Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
Требования к опыту практической работы
  • Анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования
  • Проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога
  • Оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие — порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам — современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования — образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания — требованиям охраны труда
  • Анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции
  • Организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами
  • Оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта
  • Использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты
  • Обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Профстандарт педагога дополнительного образования детей

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.

[3]

Вступил в силу профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

3464

Пресс-служба Профсоюза. 10.09.2018 Печать

0

9 сентября вступил в силу разработанный при участии Общероссийского Профсоюза образования приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

Этим документом признан утратившим силу одноимённый приказ, согласно которому профстандарт должен был применяться работодателями при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и т.д.

Одновременно вводятся приемлемые требования к квалификации педагогических работников системы дополнительного образования взамен установленных ранее завышенных и необоснованных требований.

Разработке приказа предшествовало широкое общественно-профессиональное обсуждение на различных площадках при участии Профсоюза в 2016-2018 годах вопросов актуализации профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённого приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 613н. В частности, активную солидарность с позицией Профсоюза выразили ректор Института развития образования Ярославской области, ставшего ответственной организацией-разработчиком нового профстандарта, Ангелина Золотарёва и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий. В мае 2018 года оба они были награждены нагрудным знаком Профсоюза «За социальное партнёрство» на выездном заседании Совета по вопросам дополнительного образования детей при Центральном Совете Профсоюза, состоявшемся в Международном детском центре «Артек».

Читайте так же:  Технологическое присоединение по индивидуальному проекту

С ходатайством об обеспечении признания утратившими силу положений профстандартов, противоречащих трудовому законодательству, и внесения в них изменений в части требований к образованию и обучению Профсоюз обратился в минувшем году к министру образования и науки Российской Федерации Ольге Васильевой (письмо ЦС Профсоюза от 10 марта 2017 года № 123 «О профессиональных стандартах в сфере образования»).

Во-первых, если изначально профстандарты должны были применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления (подпункт «а» пункта 25 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23), то с 1 июля 2016 года указанное положение признано утратившим силу (подпункт «в» пункта 5 изменений, которые вносятся в постановление правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 406).

Во-вторых, к образованию и обучению лиц, претендовавших на занятие должности педагога дополнительного образования, были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении при этом профессиональной переподготовки. Получалось, что, к примеру, лицо, имеющее высшее образование — специалитет, формально не соответствовало требованиям профстандарта. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), всё равно не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

12 июля 2017 года Минобрнауки России рассмотрело замечания и предложения Профсоюза на заседании рабочей группы приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» и сформировало с его участием рабочую группу по внесению изменений в профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», деятельность которой долгое время не приводила к практическому результату из-за процедурных и иных разногласий между федеральными органами исполнительной власти.

Внимание широкой общественности к абсурдным квалификационным требованиям, установленным действующей редакцией профстандарта, было также привлечено Профсоюзом на дискуссионной площадке «Новые профессионалы в дополнительном образовании: мотивация, компетенции, профессиональное развитие», организованной 19 апреля 2018 года в рамках Московского международного салона образования.

В итоге 5 мая 2018 года Минтрудом России издан приказ № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»», а 28 августа он зарегистрирован Минюстом России (регистрационный № 52016).

Таким образом, в новом приказе отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». При этом необходимо иметь в виду, что профстандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профстандартов]).

В свою очередь к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, в новом приказе установлены следующие адекватные требования:

Трудовая функция «Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ»

Трудовые действия
  • Посещение и анализ занятий и досуговых мероприятий, проводимых педагогами
  • Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательного процесса
  • Организация под руководством уполномоченного руководителя образовательной организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников
Требования к образованию и обучению
  • Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных
  • Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы)
  • Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
  • Методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире
  • Направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области)
  • Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности
  • Современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
  • Особенности построения компетентностноориентрованного образовательного процесса
  • Возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения
  • Стадии профессионального развития педагогов
  • Правила слушания, ведения беседы, убеждения; приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога
  • Требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях)
  • Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством
Требования к опыту практической работы
  • Планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ
  • Анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами
  • Разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области
  • Проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ
  • Оценивать квалификацию (компетенцию) педагогов, планировать их подготовку, переподготовку и повышение квалификации
Читайте так же:  Лжесвидетельство в суде по административному делу: последствия и ответственность

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

внедрения профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Цель: обеспечение перехода на работу образовательной организации в условиях действия профессионального стандарта педагога дополнительного образования

Задачи:

Организация повышения квалификации педагогических работников СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

  1. (далее ‑ Учреждение) в соответствии с требованиями профстандарта.
  2. Совершенствование системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта.
  3. Обеспечение нормативно-правового сопровождения перехода на профессиональный стандарт.
  4. Обеспечение деятельности педагогов по эффективному контракту.
  5. Повышение престижа деятельности педагога.

Индикаторы:

  • совершенствование профессиональных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта;
  • внедрение пакета типовых документов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова, работающей в условиях профессионального стандарта;
  • апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта;
  • доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта 98,8%;

— аттестация педагогических работников Учреждения на основе требований профессионального стандарта 100%.

1-ый этап: проведение мероприятий по информационному сопровождению перехода на профессиональный стандарт, разработка нормативных правовых актов.

2-ой этап: внедрение профессионального стандарта в деятельность СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова (с 01 января 2018г.)

Мероприятие

Предполагаемый результат

Ответственные

1-ый этап

1. Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение перехода на профессиональный стандарт

[1]

Создание рабочей группы по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Разработка и утверждение Дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей» в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Приказ СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация ознакомления педагогических работников с содержанием профессионального стандарта:

— организация обсуждения на педагогических советах (объединениях), совещаниях при директоре;

— размещение информации на стендах, сайте организации

Протоколы заседаний педагогических советов, совещаний при директоре.

Информационный стенд с материалами профстандарта. Обновление сайта. Обновление материалов раздела сайта «Документы». Создание подрубрики «Профстандарт педагога дополнительного образования».

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Разработка документа, определяющего квалификационные требования к педагогу, соответствующие реализуемым в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова программам

Наличие внутреннего стандарта СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка положения об утверждении уровней профессионального стандарта педагога СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Наличие положения, регламентирующего порядок установленного уровня профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с педагогами, оценка качества труда педагогических работников

Новые редакции документов:

— правила внутреннего трудового распорядка и др.

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка положения о порядке проведения внутреннего аудита в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Наличие положения о внутреннем аудите

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка Программы развития СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Создание перечня мероприятий, целевых показателей

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Ознакомление работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова, изменениями в ранее изданные нормативные и локальные акты

Заключённые трудовые договоры, подписанные должностные инструкции, внесение изменений в коллективный договор, правила внутреннего распорядка

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с программой развития СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Протоколы родительских собраний

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

2. Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников ОДОД требованиям профстандарта

Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Издание приказа, регламентирующего порядок проведения процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта. Разработка инструментария по выявлению соответствия профессиональных компетенций педагогов требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Корректировка рабочих программ по предметам с учётом требованиям профессионального стандарта

Обновлённые рабочие программы

Администрация СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация и проведение внутреннего аудита в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Оценка квалификации работников, оценка соответствия работника предъявляемым профессиональным требованиям

Внутренние аудиторы СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Анализ затруднений педагогов, определение возможности их преодоления на уровне Учреждения

Типологизация выявленных проблем по результатам самоценки педагогов, внутреннего аудита, результатов контроля, внутренней системы оценки качества образования. Проведение анализа, направленного на определение возможностей решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

и возможностей внешней среды

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Рразработка предложений по совершенствованию внутрифирменной системы повышения квалификации с учётом выявленного дефицита компетенций педагогов в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта

Изменения в локальных актах, регламентирующих деятельность по повышению квалификации педагогов. Разработка и реализация программы внутрифирменного повышения квалификации, планов постоянно действующих семинаров

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»

Читайте так же:  Признание договора недействительным заключенного без торгов

Установление уровня соответствия компетенции педагога содержанию трудовых функций

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Организация и проведение заседания педагогического совета СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

с целью разработки и утверждения оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога

Составление траектории индивидуального профессионального развития педагога (что, когда, где будет изучаться)

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

3. Повышение квалификации педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка фондов оценочных средств (ФОС) по оценке уровня квалификации с учётом требований профессионального стандарта

Фонд оценочного инструментария

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Апробация индивидуальных заданий педагогам на устранение дефицитов компетенций с точки зрения требования профессионального стандарта

Апробация индивидуальных программ повышения профессионального уровня педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

4. Аттестация педагогических работников

Корректировка локальных актов, устанавливающих порядок создания и деятельности аттестационной комиссии ОДОД, документального оформления содержания и результатов деятельности на основании документации вышестоящих организаций

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Апробация региональных и муниципальных методических рекомендаций по организации аттестации на основе критериев аттестации, разработанных с учетом требований профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация и проведение семинаров для педагогических работников школы по вопросам аттестации с учетом требований профессионального стандарта

Видео (кликните для воспроизведения).

Полное и современное удовлетворение запросов целевой группы

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление плана аттестации педагогических работников

План аттестации педагогических

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

2-ой этап

5. Работа в условиях реализации профессионального стандарта

Организационно-методическое обеспечение самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального стандарта

Инструментарий для проведения самоанализа, методические указания по его применению

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация проведения самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогических работников с учетом результатов самооценки

Персонифицированные программы повышения профессионального уровня педагогических работников СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Модернизация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Планирование повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов

Утверждённый план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация диссеминации полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки)

Повышение профессионального уровня педагогов посредством самообразования, целевых курсов, стажировочных площадок, мастер-классов, дистанционного обучения и т.д.

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Внесение дополнений в программы сопровождения молодых специалистов в период адаптации

Адаптированные программы сопровождения молодых специалистов к требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация системы наставничества молодых педагогов

Определение наставников приказом

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация участия педагогов школы в профессиональных Всероссийских, краевых и муниципальных конкурсах

Повышение престижа профессии

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности педагогов — победителей конкурсов профессионального мастерства

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Нормативное правовое обеспечение

Федеральный уровень

Разъяснение Минтруда о профстандарте: http://ppt.ru/news/135948

Региональный уровень

2016 год

№1 от 25 февраля 2016

№ 4 от 18 августа 2016

2017 год

Образовательные организации, включенные на федеральном уровне, в число пилотных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Региональные инновационные площадки по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Организационно-методическое сопровождение

Федеральный уровень

Организационно-методическое сопровождение процесса внедрения профстандарта в области дополнительного образования осуществляет Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования».

Региональный уровень

Организационно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок по апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» осуществляет региональный ресурсный центр ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества».

Мероприятия

Федеральный уровень

19-24 ноября 2015 года На сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ ФИРО) проходило общественное обсуждение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

4 марта 2016 года Вебинар «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: перспективы внедрения» организованный на портале «Дополнительное образование» Ресурсным научно-методическим центром ГБПОУ «Воробьевы горы» (Московский дворец пионеров).

26 мая 2016 года Интернет-конференция с пилотными площадками, реализующими апробацию и внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Организаторы – Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, Центр стратегии развития образования и организационно-методической поддержки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»

19 января 2018 года РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы» провел вебинар «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых: области и возможности применения». Спикер:
Павлов А.В., руководитель РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы», кандидат педагогических наук.

В ходе вебинара были проанализированы положения профессионального стандарта, рассмотрены практические возможности его применения, а также связанные с этим сложности и проблемные зоны.

  • Ключевые особенности и положения стандарта;
  • Назначение стандарта и его задачи;
  • Вступление в силу изменения стандарта;
  • Комплекс мер по переходу на стандарты;
  • Стандарт и профессиональное развитие;
  • Стандарт и система оплата труда;
  • Стандарт и аттестация.

Региональный уровень

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников

Программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) педагогов сферы ДОД на основе применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования», реализуемые в Тамбовском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» в 2016, 2017 гг.

Программа профессиональной переподготовки:

1. «Педагогика дополнительного образования» (280 часов)

Дополнительные профессиональные программы:

1. Старшие вожатые по программе: «Организация деятельности детской общественной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

Читайте так же:  Образовательная организация вправе осуществлять виды деятельности

2. Педагоги дополнительного образования по программе: «Моделирование, культурно-образовательного пространства для индивидуального развития ребенка средствами дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (72 часа);

3. Руководители учреждений дополнительного образования детей по программе: «Управление качеством дополнительного образования детей в условиях развития единого образовательного пространства муниципалитета» (72 часа);

4. Вожатые летних оздоровительных лагерей: «Подготовка педагогических кадров к работе в организациях отдыха и оздоровления детей в летний период» (36 часов);

5. Педагоги дополнительного образования, руководители театральных объединений (студий) по программе: «Технологические особенности реализации программ художественно-эстетической направленности (современные технологии работы с детским театральным коллективом)» (36 часов);

6. Вожатые по программе: «Технологические особенности организации работы вожатых российского движения школьников» (36 часов);

7. Педагоги дополнительного образования по программе: «Технологические особенности проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (36 часов);

8. Педагоги дополнительного образования по программе: «Практические аспекты использования ИКТ в детских творческих объединениях декоративно-прикладного творчества» (36 часов).

Аттестация педагогических работников

Информационно-методические материалы

Доклад методиста С.А.Тарасовой «О внедрении профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в Тамбовской области: задачи на 2016 год» на Расширенном заседании Президиума Совета директоров организаций дополнительного образования «Реализация плана мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей в территориях» 26.02.2016 г.

Презентация Н.В. Щебланиной «Введение профессиональных стандартов как механизм обеспечения качества дополнительного образования» (презентация Н.В. Щебланиной на V региональных педагогических чтениях, посвященных памяти А.К.Бруднова «Доступность и качество дополнительного образования: актуальность и перспективы развития» (22 апреля 2016 года)

Апробация профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Тамбовским областным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» как основа формирования кадровой политики в управлении персоналом»:

Педагогов допобразования тоже стандартизируют

Организациями: Федеральный институт развития образования; АНО «Национальное агентство развития квалификаций», г. Москва; АНО «Центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», г. Челябинск; Институт развития дополнительного профессионального образования, Москва — разработан проект профессионального стандарта педагога дополнительного образования (далее -Стандарт):

  • Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»;
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

После обсуждения и доработки Стандарт будет утвержден и должен вступить в силу в 2016 г.

Как и профстандарты педагога профессиональные стандарты педагога дополнительного образования применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда и придут на смену квалификационным характеристики (квалификационный справочник) работников образования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н.

Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории «дополнительное образование»

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

[2]

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Читайте так же:  Юридическое сопровождение сделок с недвижимостью отзывы

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Источники


  1. Лазарев, В.В. Теория государства и права 5-е изд., испр. и доп. учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, 2016. — 521 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2010. — 152 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
Профстандарт педагога дополнительного образования детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here