Реализация алкогольной продукции в общественном питании

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Реализация алкогольной продукции в общественном питании" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

advocatus54.ru

Президент подписал поправки в 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Это событие прошло без особого внимания. Возможно, это связано с тем, что после внедрения ЕГАИС отрасль уже не напугать. Между тем внесенные изменения довольно сильно затрагивают отрасль общественного питания. Давайте рассмотрим их внимательнее. 1. Изготовление в ресторанах коктейлей и настоек больше не является производством алкогольной продукции Многие не знают, что процесс смешивания или настаивания по законодательству является технологическим процессом производства. А если в результате такого процесса появляется алкоголь, то бар или ресторан автоматически становится производителем алкогольной продукции.

Алкоголь: изменения для предприятий питания и не только

  • Правила списания алкоголя в егаис для общепита с 01.01.18
  • Правила списания алкоголя в егаис для общепита с 1 января 2018
  • Продажа алкоголя с 1 января 2018 года
  • Егаис с 1 января 2018 года: что меняется?
  • Правила продажи алкогольной продукции в 2018 году

Правила списания алкоголя в егаис для общепита с 01.01.18 Подлинность последнего можно проверить с помощью приложения, установленного на смартфоне. Важно Таким образом потребители смогут проверять подлинность продукции в онлайн-режиме. Разработчики ЕГАИС предусмотрели варианты работы торговой точки, если пропадает интернет.В таком случае информация записывается на специальном накопителе, который передаст сведения обо всех проведенных операциях после восстановления подключения.

Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

Проводить товар через автоматизированную систему продавцы слабоалкогольных напитков должны с 1 января этого года.Владельцы кафе и ресторанов тоже обязуются фиксировать закупку алкогольной продукции. А это значит, что все заведения, где продается алкоголь, должны установить программу, поддерживающую ЕГАИС.Правда, для некоторых предпринимателей установлено временное освобождение от учета в системе ЕГАИС. Егаис с 1 января 2018 года: что меняется? Поделиться в

  • Все о пиве в 2018 году: новые запреты и требования

С 2018 года существенно меняются правила продажи алкоголя Региональным властям будет дано право вводить ограничения по местам и условиям розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукции.

Для физлиц сделано исключение. Каждый гражданин РФ может для своих личных целей (не для продажи) перевозить такую алкогольную продукцию без маркировки.

Розничная продажа алкогольной продукции. законодательство

На эту тему появилось несколько дополнительных уточнений. 3. Торговать алкоголем при оказании услуг общественного питания теперь можно только при наличии зала для обслуживания посетителей и только при условии вскрытия упаковки продавцом: Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). 4.

Лицензия на алкоголь 2017-2018: виды, цены, процедура оформления

Также нарушителю запретят заниматься продажей спиртных напитков до 3 лет. Продажа алкоголя без лицензии Помимо ведения отчетности в ЕГАИС, для продажи алкоголя потребуется получить лицензию. Чтобы получить разрешение на торговлю спиртным, предприниматель должен подать:

  • заявление на выдачу лицензии установленного образца;
  • квитанции об уплате пошлины;
  • учредительную документацию;
  • справка из налогового органа;
  • заключение от службы МЧС, Роспотребнадзора;
  • справка об отсутствии задолженности от ИФНС;
  • коды Госкомстата;
  • договор аренды или право собственности на торговое помещение.

Лицензию на торговлю выдают на различный срок: от 1 года до 5 лет.
После прошествия срока годности разрешение можно продлять.

Правила торговли алкогольной продукцией в общепите 2018

Росалкоголь разъяснил правила продажи алкоголя в общепите

Совмещать в одном обособленном подразделении общепит и розницу Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является: …. розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности. Кулинарии в супермаркетах теперь уж точно не смогут разливать алкоголь своим клиентам. Однако при этом стоит учесть, что все эти ограничения вступают в силу с 31 марта 2017 года, а все уже выданные лицензии будут действовать до конца срока их действия.

Новая редакция закона в целом облегчает рестораторам жизнь. А это уже хорошая новость для нашего трудного времени перемен. Мы рекомендуем внимательно следить за изменением в законодательстве, чтобы избегать ненужных рисков.

Правила торговли алкогольной продукцией в общепите

Изменения ЕГАИС в отношении ресторанов с 2018 года Требования к заведениям общепита, которые продают алкоголь на разлив, становятся более строгими. Теперь специальные акты списания, которые ведутся в таких заведениях при реализации алкоголя, будут дополнены новым полем, где будет указываться значение штрих-кода, нанесенного на бутылку. Фиксировать штрих-код нужно будет при вскрытии бутылки алкоголя.

Продажа алкоголя с 1 января 2018 года Кого коснутся нововведения Новые правила продажи алкогольных напитков касаются всех торговых точек по розничной продаже:

  • магазины;
  • рестораны;
  • бары;
  • другие заведения, которые торгуют алкоголем.

Если предприниматели занимаются исключительно продажами пива, медовухи, сидра, различных слабоалкогольных напитков, то они тоже не попали в категорию исключений и обязаны предоставлять информацию в систему ЕГИАС.
Главная / Власть / Комитеты, управления, инспекции и службы / Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга / Лицензирование Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 августа 2014 г. № 700 «О порядке определения мест проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции в Санкт-Петербурге» Федеральный закон Российской Федерации № 171-ФЗ «О государственном регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничение потребления (распития) алкогольной продукции» Закон Санкт-Петербурга от 10.02.2014 № 50-5 «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 05.02.2014) Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г.

Розничная торговля алкогольной продукцией в общепите

О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части совершенствования регулирования розничной продажи алкогольной продукции», который вносит значительные изменения в регулирование розничной продажи алкоголя в общепите. Законопроект определяет понятие «объект организации общественного питания» как «объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей».

Читайте так же:  Трудовой договор без официального трудоустройства образец

Общепит, ЕНВД и реализация алкогольной продукции

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 8

[2]

Оказание услуг общественного питания на многих предприятиях неразрывно связано с реализацией алкогольной продукции, которая также используется в приготовлении различных напитков и коктейлей. Организации, предлагающие посетителям крепкие напитки и оказывающие услуги общественного питания, переводятся на уплату ЕНВД в общем порядке. Главное, чтобы были выполнены два условия: площадь зала обслуживания посетителей не превышает установленного ст. 346.26 НК РФ ограничения, а местными властями в отношении оказываемых услуг общепита введена «вмененка». К этим двум условиям со следующего года добавится третье, которое кратко прокомментировано финансовым ведомством в Письме от 03.07.2007 N 03-11-04/3/246. В статье автор рассмотрел предложения Минфина и представил собственный комментарий к вносимым в Налоговый кодекс поправкам.

С 1 января 2008 г. к «вмененным» услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ. Что же названо в этих подпунктах? Во-первых, алкогольная продукция — спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов, во-вторых, пиво.

Как видим, в дополнение поименованы производство и реализация указанных подакцизных товаров. Союз «и», который поставлен законодателем между этими терминами, не предоставляет налогоплательщику право выбора. Если оба этих действия с подакцизными товарами присутствуют в деятельности предприятия, то данное направление не считается для целей применения «вмененки» услугами общественного питания. Что следует относить к реализации, а что к производству подакцизных товаров?

Минфин в Письме N 03-11-04/3/246 не дает прямого ответа на этот вопрос. Чиновники лишь приводят две ситуации, в одной из которых организация не подлежит переводу на спецрежим, а в другой — имеет на это все основания. Если организация изготавливает и в дальнейшем реализует через объект общественного питания подакцизные товары, перечисленные в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ, то в следующем году спецрежим для нее будет закрыт. Другая ситуация — организация реализует через объект общественного питания готовые (приобретенные для последующей реализации) подакцизные товары, что дает ей право уплачивать налоги в рамках «вмененки». Проще говоря, Минфин выбрал две крайности: либо производство и реализация, либо чистая перепродажа подакцизных товаров.

Однако на предприятиях общественного питания не все так просто. Даже приобретенные для последующей реализации подакцизные товары не продаются в ресторанах и кафе в первоначальном виде (для этого есть точки розничной продажи). Как минимум, алкогольная продукция реализуется в розлив, а в барах посетители могут продегустировать смешанные крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки. Являются ли розлив и смешение купленных подакцизных товаров в зале обслуживания операциями, связанными с производством и реализацией? В отсутствие разъяснений уполномоченных органов и арбитражной практики дать ответ на этот вопрос непросто, но мы попробуем. Для этого рассмотрим отдельно операции по производству и реализации подакцизной продукции, начав с того, что попроще.

Что считать реализацией подакцизных товаров?

В Налоговом кодексе дано общее определение реализации (ст. 39 НК РФ). Ею признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в отдельных случаях — все перечисленные действия, осуществляемые на безвозмездной основе. Приведенной формулировкой можно воспользоваться в целях применения любой главы Налогового кодекса, если в ней не установлен иной порядок признания операций реализации для целей налогообложения. Например, в целях применения гл. 22 «Акцизы» НК РФ помимо передачи прав собственности на подакцизные товары их реализацией следует считать их использование при натуральной оплате труда. Это дополнение следует учесть только при исчислении акцизов, плательщиками которых предприятия общественного питания в общем случае не являются. К тому же на них в качестве натуральной оплаты труда чаще используются продовольственные продукты и кулинарные блюда, а не алкогольная продукция и тем более пиво. Поэтому о реализации подакцизных товаров на предприятиях общепита уместно говорить только в одном случае — при передаче на них права собственности.

Продолжая тему реализации подакцизных товаров, нелишне отметить, что датой их реализации при расчете акциза признается день их отгрузки (ст. 195 НК РФ). Для производителей (и оптовиков до 2006 г.) это уточнение имеет значение, а для организаций общественного питания и розничной торговли — нет, и не только потому, что они не относятся к производителям, уплачивающим акцизы. У предприятий общественного питания и розничной торговли моменты отгрузки и перехода права собственности, как правило, совпадают. Поэтому, продавая алкогольные напитки и пиво посетителям, предприятие общественного питания занимается не чем иным, как реализацией подакцизных товаров. Продавать их можно не только в зале обслуживания посетителей, но и через магазины и отделы кулинарии, а также вне предприятия (через разносную и мелкорозничную сеть). Такая широкая сфера реализации кулинарной продукции (в числе которой есть и напитки) содержится в отраслевом ГОСТе Р 50764-95 , где также дана классификация услуг общественного питания и перечислены требования к их качеству.

«Услуги общественного питания. Общие требования. ГОСТ Р 50764-95», утв. Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200.

Можно было бы обратиться к данному отраслевому документу за разъяснением понятия «производство товаров», однако перечень услуг по изготовлению кулинарной продукции, к сожалению, не проясняет этот вопрос. То, что эти услуги включают изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей из сырья заказчика, а также те же самые услуги, но оказанные на дому, лишь дает представление о возможностях изготовления кулинарной продукции в различных условиях. Нас интересует процесс производства, а именно те операции, которые относятся к изготовлению подакцизных товаров.

Читайте так же:  Отказ от права преимущественной покупки несовершеннолетнего

Что считать производством подакцизных товаров?

Во «вмененной» главе Налогового кодекса не указано, что считать производством подакцизных товаров, однако есть отсылочная норма к ст. 181 НК РФ из «акцизной» главы. Поэтому за разъяснением этого вопроса логично обратиться к гл. 22 «Акцизы» НК РФ. В ней довольно часто используется словосочетание «производство подакцизных товаров», но не говорится, что под этим подразумевается. Если рассматривать производство применительно к различным областям экономики, то его можно охарактеризовать как процесс изготовления различных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг. Может ввести в заблуждение уточнение в п. 3 ст. 182 НК РФ: в целях обложения акцизами к производству приравниваются:

  • розлив алкогольной продукции и пива как часть общего процесса производства;
  • любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар.

Однако ни один из вариантов неприменим к предприятиям общественного питания. Последний — в силу прямого указания, а первый по причине того, что розлив подакцизных товаров приравнивается к производству, только когда он является частью производственного процесса. Розлив алкогольной продукции и пива в зале обслуживания посетителей, очевидно, выходит за рамки такого процесса, который регламентируется требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, утверждаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Возможно, читатель сочтет нецелесообразным обращаться к другим главам Налогового кодекса за разъяснениями и пользоваться для исчисления одного налога нормами, предусмотренными для другого. С этим трудно не согласиться, а все вышеприведенные комментарии лишний раз доказывают, что у проверяющих нет оснований считать розлив и смешение напитков их производством в целях как «вмененной», так и «акцизной» главы. Значит, рестораны, бары и кафе со следующего года могут уплачивать «вмененный» налог в прежнем порядке, не беспокоясь об обязательствах по «акцизному» налогу.

Заметим, даже если предприятие общественного питания решит заняться производством подакцизных товаров, ему понадобится отдельная лицензия (на производство, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции), в то время как большинство таких организаций имеет лицензию лишь на розничную продажу алкогольной продукции (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ) .

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Закономерен вопрос: кого исключают поправки Закона N 85-ФЗ из списка «вмененщиков» со следующего года? Вероятно, те организации, которые занимаются мини-производством подакцизных товаров, их розничной реализацией и организацией потребления. Однако алкогольная продукция и пиво — это не пирожки с ватрушками, их производственный процесс включает не одну стадию переработки, поэтому организовать производство в пределах одного цеха, с которым соседствует зал обслуживания посетителей, достаточно сложно. И все же с развитием технологий изготовления сегодня можно встретить мини-пивоварни, занимающиеся производством и розничной реализацией пенного напитка (например, в больших супермаркетах). Такие компании со следующего года не могут оставаться на «вмененке», им придется уплачивать налоги в рамках общего режима.

Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Учет алкоголя в розничном магазине и в общепите

Учет и продажа алкогольной продукции в розничном магазине и на предприятии общепита имеют свои особенности.

Розничный магазин

Предприятие общепита

Поступление

[3]

Получает накладные, справки А и Б на алкогольную продукцию. Обязан предоставить их в печатном виде по первому требованию инспектора

Если у предприятия общепита нет лицензии на розничную продажу алкоголя, фиксировать его закупку в ЕГАИС не требуется (например, столовая закупает алкоголь только для производства неспиртосодержащей продукции).

При наличии лицензии на розничную продажу алкоголя предприятие общепита получает накладные, справки А и Б на алкогольную продукцию. Обязан предоставить их в печатном виде по первому требованию инспектора

Продажа

Учитывает федеральное и местное ограничение на время продажи маркированного и немаркированного алкоголя

Принимает во внимание ограничения для розничной продажи рядом с образовательными организациями, объектами культуры, спортивными учреждениями, на рынках, в транспорте, на остановках, в воинских частях, дистанционно и т.д.

Не обязан отправлять в ЕГАИС чеки на продажу маркированного алкоголя, но может это делать добровольно (при настройке точки продаж в СБИС Рознице необходимо установить переключатель «Магазин»)

Продает маркированный алкоголь в магазине (стационарный торговый объект и складское помещение) общей площадью не менее 50 м 2 , в сельской местности — не менее 25 м 2 .

Продает немаркированный алкоголь в магазине (стационарный торговый объект и складское помещение) без ограничения по площади

Торгует алкогольной продукцией только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах, а также на морских судах и судах смешанного (река-море) плавания, внутреннего плавания, воздушных судах. Лицензию могут получить только заведения со статусом ресторана, бара, кафе или буфета

Не вскрывает потребительскую тару при продаже

Потребление (распитие) алкогольной продукции запрещено в общественных местах

Предупреждает посетителя, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

Выдает кассовый чек. Добровольно может выдавать чек с QR-кодом (для печати такого чека при настройке точки продаж в СБИС Рознице необходимо установить переключатель «Магазин»)

Списание

Журнал учета алкоголя

Ежедневно ведет журнал учета алкогольной продукции, обязан предоставить его в печатном виде по первому требованию инспектора.

Видео (кликните для воспроизведения).

При ведении продаж в СБИС Рознице журнал учета алкоголя сформируется автоматически

Как вести учет алкогольной продукции

Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.

Читайте так же:  Сбербанк страхование жизни временная нетрудоспособность

Поштучный учет

С 1 июля 2018 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.

Рассмотрим, как обстоят дела на практике. Для поштучного учета необходимы:

  • увеличение количества складских работников, их обучение;
  • покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
  • доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.

При этом единого решения для всех участников сферы «алкогольного» бизнеса не существует: импортер алкоголя, производитель или организация, имеющая поставщиков в оптовом сегменте рынка либо в розничном – каждый столкнется с индивидуальными проблемами и будет вынужден в сжатые сроки создавать собственную систему учета. При этом ответственность за ошибки законодатель полностью возлагает на организацию, без поправок на срочность и объемность работ.

Пример: продавец алкоголя подчинился требованиям законодательства и полностью перешел на новую систему учета, понес затраты. Его партнер-поставщик не подключился к поштучному учету: отсутствуют свободные средства или процесс еще не завершен. Результатом станет возврат партии товара. Производитель вынужден организовывать учет и по бутылкам, и по групповой таре – непосредственно на конвейере, при упаковке или позже с помощью дискретного аппаратного комплекса. Импортер не сможет вести учет по групповой таре, ему нужно будет сканировать каждую бутылку при распаковке тары и самостоятельно формировать коды групповой тары, клеить этикетки на коробку заново с занесением новых данных в систему.

Внимание! Согласно ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил в сфере оборота алкоголя и алкогольной продукции предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10-15 тыс. рублей и выше в зависимости от тяжести правонарушения. На организацию может быть наложен штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей.

Декларация отменена?

Взамен нововведений, в целях облегчить учетную работу организаций законодатель отменил подачу алкогольной декларации. Однако коснулось это решение далеко не всех. Алкогольная декларация подается в случаях:

  • продажи пива, сидра, медовухи в розницу;
  • невозможности использовать интернет для учета алкоголя;
  • наличия небольшого пивного производства (до 300 000 декалитров в течение года);
  • продажи алкоголя в самолете;
  • закупки алкопродукции как сырья;
  • перевозок нефасованного алкоголя;
  • временного хранения алкоголя.

(см. ФЗ 278, ст. 1-11).

Исходя из вышесказанного следует, что декларация по ф. 11 не подается, если:

  • у организации есть доступ в интернет, она пользуется ЕГАИС;
  • организация не относится к общепиту;
  • организация осуществляет продажу крепких напитков в розницу.

Форма 12 сдается по старым правилам: все организации – продавцы пива и аналогичных напитков обязаны предоставлять отчетность. Срок декларирования– не позднее 20 числа месяца после отчетного квартала.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.

Нормативные требования при продаже алкоголя

Журнал «Линия Вкуса» публикует статью независимого юриста, постоянного преподавателя программы «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии» Елены Белоусовой. Материал посвящен всевозможным аспектам реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания. Предлагаем его вашему вниманию.

Каждый предприниматель, начинающий новое дело, обязан изучить основные положения законодательства, регулирующие правоотношения в том виде деятельности, в которую он собирается вложить свой капитал. Незнание закона не освобождает от ответственности, как бы банально ни звучала эта фраза. Ее горький смысл осознается, к сожалению, на негативном личном опыте. Наверняка среди рестораторов многим пришлось платить штрафы за неисполнение норм закона, о существовании которых они и не подозревали, либо не уследили за изменениями законодательства, решая свои текущие задачи. А бывает, что просто некому отслеживать последние изменения в законах, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Читайте так же:  Сроки выплаты единовременной выплаты средств пенсионных накоплений

Елена Белоусова, независимый юридический консультант:

Давайте рассмотрим некоторые термины и определения, которые диктуют рестораторам нормы действующего законодательства для предприятий общественного питания. В ресторанах и барах всегда представлен алкоголь. А что подразумевается под терминами алкогольной продукции и ее оборота в нашем законодательстве?
Эти определения изложены в ст. 2 Закона № 171-ФЗ: «Алкогольная продукция — это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и/или спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции».

[1]

Винная карта:

Алкоголь в ресторанах и барах должен быть представлен отдельным меню или специальной картой. Винная карта (альтернативное название — «карта вин») — ассортиментный перечень, прейскурант вин в ресторане. Винная карта зависит от стиля, ориентированности кухни, ассортимента блюд и других особенностей концепции заведения общественного питания.

Ограничения и запреты:

Наше государство не оставляет без внимания данную сферу, жестко регулируя оборот алкоголя, устанавливая ограничения и запреты, а также ответственность за их нарушение. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещено нарушение установленных законом правил продажи алкогольной продукции.

Продажа алкогольной продукции осуществляется при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие питания, реализующее алкогольную продукцию, обязано предоставить соответствующую информацию потребителю с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах. Отсутствие лицензии влечет нежелательные последствия для предпринимателя, а именно уголовную ответственность или серьезные штрафные санкции.

Документация:

На всю продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации. К тому же, следует иметь заверенные копии договоров и лицензий от поставщиков алкогольной продукции, чтобы иметь возможность их предъявить по первому требованию клиента или контролирующего органа. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).

Требования к оформлению меню:

На титульном листе меню/прейскуранта следует указать наименование юридического лица и название ресторана. Меню должно быть прошито и заверено подписями генерального директора и бухгалтера, проставлена дата его составления и печать организации, поскольку это является официальным документом, а не рекламным материалом. Оно должно быть размещено как официальный документ в месте, доступном для посетителей и контролирующих органов, например на доске потребителя, на стойке бара, в зале обслуживания, т.е. как минимум в трех экземплярах.
Законодатель требует предоставить возможность ознакомления с ним как в зале, так и вне зала обслуживания. Цены указываются в рублях, а меню должно быть выполнено на русском и национальном языках компьютерным способом с обложкой из современных материалов — это требование ГОСТ. Если вносятся изменения в ассортимент, например, для проведения фестиваля, в связи с сезонными предложениями, то достаточно сделать лист-вкладыш в основное меню.

В меню/прейскурантах на алкогольную продукцию должны обязательно указываться: — наименование алкогольной продукции; — объем алкогольной продукции в потребительской таре; — цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре (цена за бутылку); — цена за 0,1 л или 0,05 л; — цена за порцию алкоголя (стопку/ фужер), отпускаемой в ресторане; — для коктейлей указывается их состав (количество в мл, наименование напитков, лед).

Правила продаж:

При продаже алкогольной продукции необходимо соблюдать нормы и правила продажи алкогольной продукции, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров», включая проверку перед продажей качества алкогольной продукции (по внешним признакам), целостности потребительской тары, наличия на товаре соответствующей марки и информации о товаре и его изготовителе (поставщике).

Кроме того, рабочие места продавцов, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкоголя в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки. Должны иметься в наличии технологические карты на коктейли, в том числе и в баре.

Нельзя выставлять на продажу бутылки с отклеенными марками. Согласно п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфискуется. Администрация ресторана должна следить за сроками годности для хранения и реализации алкогольной продукции. Это правило понятно и совершенно обоснованно, за его нарушение наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

В зале обслуживания и на доске потребителя должна быть представлена инфомация о запрете реализации алкогольной и табачной продукции лицам, не достигших 18 лет, а также не допускается продажа несовершеннолетним пива и напитков, изготовляемых на его основе. На доске потребителя должны быть размещены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие розничную продажу алкоголя: Федеральный закон № 171 — ФЗ, Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, Закон «О защите прав потребителей».

На объектах, реализующих алкогольную продукцию, должна быть установлена охранная сигнализация, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовая техника. Не допускается продажа напитков в ресторане собственного приготовления типа «Лимончеллы» или «Хреновухи» без оформления соответствующих технологических документов, предусмотренных государственным стандартом. Либо реализация пива (путем добавления щепотки соли) под названием вашей фирмы без лицензионного соглашения с Правообладателем торговой марки напитка.

Правильное хранение:

К хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции также предъявляются особые требования. Согласно утвержденным «Техническим условиям», она должна храниться в стационарных, конструктивно обособленных, помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета алкогольной продукции. Они должны быть расположены в безопасных зданиях; изолированы от служебных, подсобных помещений капитальными стенами; оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим способом побуждения; оборудованы приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции; пожарной безопасности, оборудованы пожарной сигнализацией, первичными средствами пожаротушения и др.

Читайте так же:  Срок давности уплаты транспортного налога физическими лицами

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе проводя лабораторные исследования и испытания, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Ответственность:

За нарушение установленных требований по продаже алкоголя предусмотрена как административная, так и, в особых случаях, уголовная ответственность. Например, за оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям (Ст. 6.14 Кодекса об административных нарушениях Российской федерации (далее КоАП РФ), величина штрафных санкций (с конфискацией) составляет для должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических — от 100 000 до 200 000 руб.

Наиболее часто нарушаются требования статьи КоАП РФ 14.16 — «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: Пункт 2 ст. 14.16 Поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией продукции; на юридических — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией продукции.

Пункт 3 ст. 14.16. Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей – с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой. Согласно п.11 Правил оказания услуг общественного питания, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, он обязан предоставить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Аналогичное требование содержит п.10 Правил продажи отдельных видов товаров, п.1 ст.16, абз.24 п.1 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции влечет административную ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.16 КоАП РФ. Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований и условий осуществления розничной торговли алкоголем. За торговлю алкоголем без лицензии или если срок ее действия истек, или приостановлен по решению суда, т.е. при установлении фактов нарушения законодательства, лицензионный орган может приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений. Может аннулировать лицензию, но только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством.

Примеры из судебной практики:

Как следует из материалов дела, на основании поручения Инспекцией ФНС России в одном из районных центров совместно с сотрудником областного УВД была проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и Правил продажи отдельных видов товаров в части реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в городской закусочной.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения требований Федерального закона от 22.11.95г. № 171-ФЗ и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. № 55, выразившиеся в отсутствии в доступной и наглядной форме для сведения покупателей в месте реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции упомянутых выше Правил продажи отдельных видов товаров; отсутствии в прейскуранте цен на винно-водочную продукцию цены имевшейся в продаже горькой перцовой настойки, а также выявлено отсутствии сейфа для хранения документов и денег. Районным начальником Инспекции ФНС России вынесено постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.

Уголовная ответственность предусмотрена п.1 ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, следует штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нормативные документы:

Источники


  1. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  2. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.

  3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
  4. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Реализация алкогольной продукции в общественном питании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here