Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736
«Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2016 г., 7 ноября 2018 г.

В целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях — приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708 в пункт 2 внесены изменения

2. Начальникам главных управлений, департаментов, управлений МВД России, первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений и управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, образовательных, научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»*.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

* Зарегистрирован в Минюсте России 20 июня 2012 года, регистрационный N 24633.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

Регистрационный N 34570

Утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

К материалам о преступлениях относятся письменное заявление; протокол принятия устного заявления; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной; рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления; материалы, направленные налоговыми органами для возбуждения уголовного дела; постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для уголовного преследования; поручение прокурора (руководителя следственного органа) о проверке по сообщению СМИ; заявление потерпевшего по уголовному делу частного обвинения; анонимное заявление, содержащее данные о признаках совершенного или готовящегося теракта.

К материалам об административных правонарушениях относятся письменное заявление, рапорт сотрудника ОВД, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события правонарушения.

К материалам о происшествиях относятся письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности (в т. ч. о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, ЧП, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях), в отношении которых необходима проверка для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Также это может быть сообщение о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на охраняемом постом полиции подразделения вневедомственной охраны полиции объекте, подвижном объекте, оборудованном системой мониторинга, критически важном и потенциально опасном объекте, объекте, подлежащем обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

За прием отвечает сотрудник, определенный организационно-распорядительными документами руководителя (начальника) территориального органа Министерства либо лица, исполняющего его обязанности.

Регистрация осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (кроме сообщений, заносимых в протокол принятия устного заявления о преступлении, протокол явки с повинной).

Приказ об утверждении Административного регламента по аналогичным вопросам признан утратившим силу.

Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 ноября 2014 г.

Регистрационный N 34570

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 ноября 2014 г. N 260

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 7 ноября 2018 г. N 741

Изменения вступают в силу с 15 декабря 2018 г.

Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. N 708

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Место обнаружение преступления

Осмотр места происшествия произведен до составления рапорта об обнаружении признаков преступления и регистрации его в КУСП. Могу ли я получить ссылки на судебную практику по данному вопросу, подтверждающую или опровергающую противоправность таких действий?

Согласно ст.176 УПК РФ:»Осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела». И это единственный процессуальный документ (протокол следственного действия) который разрешается составлять до возбуждения уголовного дела. Следователь (дознаватель), обязан по прибытии на место происшествия в первую очередь, организовать и принять меры к задержанию или преследованию лица совершившего преступление, а во-вторую — составить протокол осмотра М/П, тем самым закрепив следы преступления, произвести изъятие улик, отразить и зафиксировать обстановку на месте происшествия. Ни какой противоправности с том, что протокол осмотра М/П, составлен раньше составления и регистрации рапорта об обнаружении признаков преступления нет. Рапорт об обнаружении признаков преступления может быть составлен вообще в ходе расследования другого преступления.

Читайте так же:  Приказ о правилах внутреннего трудового распорядка образец

Образец рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 228-1 УК РФ)

Образец составления рапорта

Начальнику УМВД России по г. Энску

РАПОРТ

об обнаружении признаков преступления

«09» сентября 2016 года

Докладываю, что в соответствии со ст. 143 УПК РФ мною, совместно с оперуполномоченным ОУР УМВД России по г. Энску Свиридовым К.С. в ходе оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» во дворе дома № 20 по ул. Ополченская Тракторозаводского района г. Энска задержан Берников Геннадий Николаевич, 1989 года рождения, который сбыл закупщику один полиэтиленовый пакетик с порошкообразным веществом белого цвета, которое согласно справки об исследовании № 2553 от 09.09.2015 года является наркотическим средством смесью, содержащей производное N-метилэфедрона массой 0,37 грамма, являющимся значительным размером.

В действиях Берникова Г.Н. усматриваются признаки преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 228-1 УК РФ.

Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления

Здравствуйте. Покушение на сбыт было совершено 15.09.2015. Следователь рапорт об обнаружении признаков преступления регистрирует 16.09.2015. Далее Обыск в квартире был 15.09.2015, а следователь регистрирует рапорт 10.12.2015 об обнаружении признаков преступления (якобы хранил дома для дальнейшего сбыта).

16.09.2016 на них заводят дело и помещают в СИЗО.

Далее 27.10.2015 следственная группа находит закладки по двум адресам и вменяют подследственно-арестованным, рапорт обнаружении признаков преступления регистрирует 15.12.2015.

Разве следователь не должна регистрировать сразу рапорта и или в течении трех ближайших дней?

Ответы юристов ( 1 )

Покушение на сбыт было совершено 15.09.2015. Следователь рапорт об обнаружении признаков преступления регистрирует 16.09.2015. Далее Обыск в квартире был 15.09.2015, а следователь регистрирует рапорт 10.12.2015 об обнаружении признаков преступления (якобы хранил дома для дальнейшего сбыта).

16.09.2016 на них заводят дело и помещают в СИЗО.

Далее 27.10.2015 следственная группа находит закладки по двум адресам и вменяют подследственно-арестованным, рапорт обнаружении признаков преступления регистрирует 15.12.2015.

Разве следователь не должна регистрировать сразу рапорта и или в течении трех ближайших дней?

[3]

Стесняюсь спросить: а Вам какая практическая польза от ответов на эти вопросы?

Да, разумеется, следователь не должен держать материал в сейфе до его регистрации 2,5 месяца.

главное. что основанием для прекращения дела это, само по себе, не является.

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления по УПК РФ

Одним из видов служебной документации является рапорт. Этот документ представляет собой письменный доклад младшего по званию – старшему по званию, о проделанной работе или же об обнаружении признаков преступления. Если нет заявления от потерпевших или от преступника явки с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления является поводом для возбуждения уголовного производства и начала досудебного расследования. Если признаки преступного деяния попали в поле зрения сотрудников полиции, они обязаны изобличать виновных в нарушении закона и наказывать их.

Особенности составления документа

Порядок составления рапорта об обнаружении признаков преступления регламентирует ст. 143 УПК РФ.

Согласно ее содержанию, составляют документ:

  • сотрудники правоохранительных органов;
  • сотрудники оперативно-розыскных подразделений;
  • сотрудники органов дознания, прокуратуры и предварительного следствия.

Составление служебной документации этого вида является обязанностью не только сотрудников, уполномоченных возбуждать уголовные дела, но и других служащих МВД, которые стали свидетелями нарушения закона. Вне зависимости от времени, должности, места нахождения на территории РФ, каждый полицейский обязан принять меры к пресечению преступления, и в кратчайшие сроки сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Очень многие люди путают рапорт с заявлением. В отличие от заявления рапорт не содержит в себе требований привлечь к ответственности и наказать виновного. В документе отображены только обстоятельства случившегося и фигуранты. Также следует отметить, что рапорт составляют на основании сообщения о совершении преступления, а не выкладывают суть сообщения в докладе.

Статья 143 УПК РФ утверждает, что рапорт может быть доказательством по делу, но только если удостоверен подписью работника правоохранительных органов, содержит исчерпывающие сведения о признаках нарушения, а также об источнике полученных сведений. Без указания конкретного источника письменный доклад полицейского не будет допустимым доказательством.

Исключением являются сведения об источнике, которые вмещают государственную тайну, подобные данные не могут полностью указываться в рапорте. В данном случае письменный донос служит поводом для начала уголовного производства, но не является доказательством по делу.

В ст. 143 УПК РФ с комментариями действующей редакции изложены принципы составления и подачи рапорта о совершении преступления:

  1. Документ может быть составлен после сообщения о готовящемся или совершенном преступлении. Есть исключение в данном пункте – порой, рапорт может подать работник, участвующий в оперативно-розыскных мероприятиях, который определил факт подготовки к преступлению. В целях предупреждения серьезного нарушения закона, может быть начато уголовное производство, к примеру, если сообщение содержит факт подготовки к террористическому акту.
  2. В доносе излагают исключительно объективную сторону состава преступления.
  3. Изначально необходимо проверить достоверность информации, допросив свидетелей, проанализировав доказательства, а уже после этого, при наличии достаточного количества данных, составлять доклад о происшествии.
  4. Сам факт сообщения о преступлении не является основанием для возбуждения производства. Есть случаи, когда в рапорте о совершенном преступлении отсутствуют признаки нарушения и возбуждать дело невозможно.

Если полицейский сам стал очевидцем преступного деяния, он не может вести расследование по делу, а подлежит отводу. Дело в том, что имеется необходимость допрашивать его как свидетеля. Так же обстоит ситуация, если полицейский, совершивший донос о преступлении, является заинтересованной стороной. В рапорте свои требования он излагать не может.

Именно поэтому помимо доклада о происшествии, он должен подать письменное заявление о случившемся с требованиями привлечь нарушителя к ответственности. Изначально фиксируют рапорт, а после заявление. С момента регистрации заявления, сотрудник, подавший рапорт, будет фигурировать в деле как потерпевший.

Читайте так же:  Как получить среднее образование экстерном: все способы и требования

Основания для составления

Составлять официальный донос полицейский может на основании письменного заявления гражданина, обратившегося с информацией о преступлении, на основании устного сообщения, которое имело место, информации, полученной в процессе оперативно-розыскных мероприятий, а также фактов, выявленных в процессе уголовного расследования другого дела. О совершении преступления сотрудники полиции могут узнавать даже из средств массовой информации, но все факты они перед подачей рапорта должны тщательно проверить на подлинность.

Сообщение о преступлении может быть получено даже по телефону. Сотрудник полиции будет обязан составить рапорт, даже если заявитель отказался подавать письменно заявление, хотя укрывательство преступной деятельности – уголовно-наказуемое деяние, это следует помнить.

После того как рапорт составлен, его подают руководству на проверку. Длительность проверки составляет 10 дней, в особо сложных ситуациях время проверки может быть продлено до 20 дней. Если факты подтвердились, начинается уголовное производство и досудебное расследование. В случае неподтверждения факта преступления в возбуждении дела отказывают. Есть ряд ситуаций, когда дело могут отправить в другой подведомственный орган для разбирательства, так как в компетенцию органа, на адрес которого поступил рапорт, не входят подобные служебные проверки.

Интересно будет узнать, что рапорт об обнаруженных признаках преступления может быть подан в процессе судебного разбирательства на основании заявления любой из сторон процесса в устной форме. Все сведения фиксируются в протоколе заседания, а его копию нотариально заверяют и направляют в правоохранительные органы в форме рапорта. Данные сведения опять-таки проверяют, и при их подтверждении, может кардинально измениться ход судебного процесса.

Форма рапорта

Как правильно составить рапорт, должен знать каждый сотрудник полиции. Найти образец документа можно на страницах Уголовно-процессуального кодекса, там также описан порядок подачи официальной документации руководству.

Рапорт об обнаружении преступления выполняет две основные задачи: с его помощью сотрудник полиции информирует своего начальника о противозаконной ситуации, требующей немедленного вмешательства, и просит разрешение у руководства продолжить следствие по данному факту. Именно поэтому документ должен быть составлен грамотно и содержать в себе необходимый перечень информации.

Письменный донос руководству должен содержать такую структуру написания:

[1]

  1. В правом углу указывают должность, имя руководителя отдела правоохранительных органов, куда направляется рапорт.
  2. Должность и имя сотрудника, подающего заявление.
  3. Подпись сотрудника. Указывать дату рядом с подписью не обязательно, так как при поступлении рапорта в отделе он сразу регистрируется дежурным в книге учета.
  4. Название документа по центру страницы.
  5. Основная часть документа должна содержать данные о месте совершения преступления, времени, сути злодеяния, а также информацию о подозреваемых лицах. Важно также указывать, откуда стало известно о прошествии – стал ли сотрудник полиции очевидцем или ему о событии сообщили другие люди.
  6. Прошение провести следственные мероприятия по случившемуся преступлению в установленном порядке.

Иногда сотрудник, обнаруживший нарушение закона, может ходатайствовать о поручении ему проведения расследования по данному делу, но это требование не всегда удовлетворяют.

По окончанию проверки информации, указанной в рапорте, стороны уголовного расследования и другие заинтересованные лица будут оповещены письмом о результатах проверки и о решении – возбудить дело или отказать. Сторонам также будет разъяснено право – обжаловать подобное решение начальника.

Рапорт об обнаружении преступления – неотъемлемая часть уголовного процесса. Подробная и краткая информация о преступлении, описанная в документе, позволяет быстро вникнуть в суть дела и своевременно провести необходимые розыскные мероприятия без затрат времени и сил, что немаловажно для процессуального процесса.

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления

Формализованный образец рапорта об обнаружении признаков преступления имеется в приложениях к УПК.

К его содержанию четких требований нет, главное, чтобы в рапорте были указаны место, время и суть преступного деяния.

Верхний правый угол документа предназначен для указания должности и звания начальника правоохранительного органа, на имя которого производится доклад.

Под текстом рапорта подписывается докладчик с указанием своей должности и специального звания, рядом ставится дата. Указание даты не столь обязательно, поскольку рапорт регистрируется в книге по учету сообщений о преступлениях (КУСП), где дату указывает дежурный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Навигация по статье

Форма рапорта

В общем плане образец рапорта об обнаружении признаков преступления выглядит следующим образом:

Начальнику УМВД России

полковнику полиции Иванову А. А.

Докладываю Вам, что в ходе проведения оперативных мероприятий мною получена информация о том, что 10.01.2017 г. Ковалев А.П., находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 путем злоупотребления доверием неправомерно завладел денежными средствами в сумме 100000 рублей.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки преступления, предусмотренного ст. 159 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку в установленном порядке.

УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

Далее рапорт рассматривается руководителем органа, который путем наложения резолюции дает указание начальнику соответствующей службы начать проверочные действия.

[2]

Начальник службы также резолюцией поручает проведение проверки конкретному сотруднику — как правило, инициатору рапорта.

По окончанию проверочных действий принимается одно из следующих решений:

  • Возбуждение уголовного преследования.
  • Отказ в возбуждении уголовного преследования.
  • Передача по подследственности.

Основания для сообщений о признаках преступления

Деятельность правоохранительной системы основана на обязанности государства по защите интересов людей от преступных посягательств, противоправный характер которых определен в нормах уголовного закона. Любой гражданин вправе заявить о преступлении. Для правоохранителя это является обязанностью.

Сотрудник делает сообщение о преступлении форме рапорта об обнаружении признаков преступления – это процессуальный документ, который составляется до того, как будет возбуждено уголовное производство.

Читайте так же:  Как получить свидетельство о регистрации товарного знака в Роспатенте: подробная инструкция

Такой рапорт является основанием для начала проверочных действий и поводом для начала последующего уголовного производства. Основные принципы подачи рапорта регламентируются 143й статьей уголовно-процессуального закона, они сходны с принципами подачи любых сообщений о совершенных преступных деяниях.

Результаты проверки в свою очередь служат основанием для возбуждения, либо для отказа в возбуждении производства по уголовному делу. Основанием для составления рапорта являются какие-либо факты противоправных деяний, о которых стало известно представителю закона. Рапорт о выявленном преступлении должен быть оформлен в следующих случаях:

  • Если правоохранителю стало известно о каком-либо преступном деянии.
  • Если в полицейский или иной орган поступило телефонное или иное устное сообщение о преступном нарушении закона.
  • После реализации результатов оперативно-розыскных действий.
  • Если информация о противозаконных деяниях имеется в каких-либо публикациях.
  • Если противозаконное деяние выявлено в ходе уголовного производства по делу.

Рапорт по сообщениям граждан

О любом противоправном деянии, сотрудник полиции или любого органа обязан доложить руководству территориального отдела внутренних дел.

Этот доклад оформляется рапортом.

К примеру, гражданин в частной беседе сообщает полицейскому о том, что у него что-либо похитили.

Если этот гражданин по каким-либо причинам не заявил в полицию о совершенном противоправном деянии, сотрудник полиции сам обязан доложить об этом преступлении в территориальный орган, оформив при этом рапорт о выявлении преступления.

Рапорт оформляется и в том случае, если гражданин не желает заявлять о преступлении. В противном случае правоохранитель несет ответственность за укрывательство преступных действий.

Уголовное законодательство исходит из того, что подавляющее большинство противозаконных действий, хоть и совершенных в отношении частных лиц, имеют все же общественную опасность как для иных лиц, так и для государства.

Это, так называемые, публичные дела, которые не требуют заявления пострадавшего. В этих случаях рапорт о выявлении преступного деяния является достаточным поводом для дальнейшего возбуждения уголовного преследования.

Заявления пострадавших обязательны лишь по отдельным категориям преступных действий, которые относятся к частным или частно-публичным делам, определенных в 20й статье уголовно-процессуального закона.

Однако, даже при нежелании гражданина заявлять о преступлении, сотрудник полиции должен оформить рапорт, но уголовное производство в этом случае не может быть возбуждено ввиду отсутствия заявления пострадавшего. Рапорт подается и на основании сообщения по телефону.

Причем неважно, куда позвонил гражданин с сообщением о преступлении, это может быть телефон 02 или телефон конкретного территориального органа.

Сообщение о преступлении по инициативе правоохранителей

Также как устные сообщения граждан, рапортом оформляются и результаты действий сотрудника полиции, которые привели к выявлению преступления. Если даже и имеется заявление от граждан о преступных действиях, при раскрытии преступления сотрудник оформляет рапорт.

Помимо прочего, рапорт содержит информацию о том, каким образом и кем выявлено или раскрыто преступление. На основании этого формируется государственная отчетность и статистика о преступлениях.

Субъективные признаки состава преступления

Далеко не всегда граждане заявляют о преступлениях. К примеру, если потерпевший мертв, сообщение об убийстве оформляется рапортом. Рапортом оформляется и информация о так называемых латентных преступлениях — это может быть преступление, совершенное в отношении государства.

В этом случае никаких заявлений от граждан, скорее всего не поступит, единственным основанием для проверки будет являться рапорт.

Если правоохранитель обнаружил сообщение о преступлении в каких-либо публикациях, он также обязан доложить об этом в форме рапорта. Таким образом, полицейский обязан докладывать рапортом о любых фактах противоправных деяниях, которые ему стали известны из любых источников.

Рапорт, составляемый по результатам оперативных мероприятий

Правоохранитель в ходе своей деятельности может получить информацию о еще не совершенном преступлении, например о предстоящей краже. В этом случае можно подать рапорт и в ходе проверки предотвратить преступное деяние.

Однако результатом проверочных действий будет отказ в уголовном преследовании. Целесообразнее разоблачить преступников во время или после совершения ими преступных действий, что повлечет неминуемое привлечение к ответственности.

В этом случае информация регистрируется не в КУСП, а в соответствующих документах оперативных служб. В целях предотвращения утечки информации эти документы являются секретными.

Уже после задержания преступников оформляется и регистрируется рапорт о выявленном преступном действии, в данном случае о краже. Образец рапорта об обнаружении признаков преступления о краже выглядит также как образец рапорта о любом преступлении.

Проверка по рапорту длится в течение 10 дней. При особых условиях ее можно продлить до месяца, но не более того. В отдельных случаях для изобличения каких-либо преступлений могут потребоваться многие месяцы.

В целях накопления информации и сбора доказательств сотрудники оперативных служб проводят длительные оперативные разработки, результаты которых накапливаются в делах оперативного учета.

Начало публичных проверочных действий и последующее возбуждение уголовного преследования – это реализация оперативных мероприятий. То есть, после сбора достаточных улик, или задержания с поличным, оформляется рапорт о выявленном преступном деянии и проводится проверка.

Преступление, выявленное в ходе расследования

Рапорты о выявлении преступлений подают следователи и дознаватели, которые в ходе расследования конкретных преступлений обнаруживают противоправные деяния, не относящиеся к существу расследования.

Примерный образец рапорта об обнаружении признаков преступления дознавателем или следователем выглядит так:

Начальнику УМВД России

полковнику полиции Иванову А. А.

Докладываю Вам, что у меня в производстве имеется уголовное дело №, возбужденное 03.01.2017 г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК. В ходе расследования установлено, что после совершения кражи Сидоров Р.П., 02.01.2017 г. находясь по адресу: г. Н-ск, ул. Мира-35 причинил телесные повреждения Сергееву Н.Н.

Принимая во внимание, что в данном случае могут иметь место признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК считаю целесообразным зарегистрировать данное сообщение и провести проверку.

Дознаватель УМВД России по г. Н-ску

капитан полиции Петров И.И.

В дальнейшем по данному рапорту проводится такая же проверка, по результатам которой возбуждается новое уголовное производство, либо принимается решение об отказе.

Читайте так же:  Как получить оплату больничного в последний день увольнения: все нюансы

Любое решение, вынесенное по рапорту, оформляется специальным постановлением, о чем заинтересованные лица извещаются в письменной форме с разъяснением права обжалования.

Таким образом, все вышеизложенное – это, в сущности, алгоритм действий правоохранительных органов при получении сообщения о преступлении.

На видео можно посмотреть о признаках преступлений:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления

Доступ к правосудию лиц, пострадавших от преступлений, невозможен без полноты регистрации правоохранительными органами сообщений об их совершении.

Наиболее распространенным поводом для начала доследственной проверки служит телефонный звонок потерпевшего в дежурную часть отдела полиции, либо подача соответствующего заявления.

Основным законом, регламентирующим порядок проведения проверки сообщений о преступлениях, является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано не только в письменном, но и в устном виде.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.

Устное заявление заносится в протокол, который составляется должностным лицом (например, участковым уполномоченным, иным сотрудником полиции), а также подписывается заявителем. Протокол предназначен для всех случаев, в том числе, когда гражданин по объективным причинам не способен самостоятельно составить заявление (в силу возраста, инвалидности и т.д.) или сформулировать его (в силу недостатка правовых знаний).

Если же заявитель сделал устное сообщение о преступлении, но при этом не может присутствовать при его составлении (например, при звонке по телефону в полицию), то его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, который составляет, как правило, оперативный дежурный, или иной сотрудник полиции, к которому обратился пострадавший. Но при этом заявитель не лишен права подать отдельное заявление о преступлении.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия (например, при осмотре места происшествия, проверке показаний на месте, обыске и т.д.) или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.

Одной из важнейших правовых гарантий защиты личности является требование, закреплённое в п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, согласно которому каждый сотрудник полиции, независимо от вида замещаемой им должности, места своего нахождения и времени суток, в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, либо в случае самостоятельного выявления им преступления, обязан сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

При этом в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД РФ от 29.08.2014 № 736 (далее — Приказ № 736) регистрация всех заявлений и сообщений о преступлениях, предполагает присвоение каждому из них очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (сокращенно — КУСП).

Важно запомнить, что согласно п.п. 6.3 и 46 Приказа № 736 анонимные сообщения или заявления о преступлениях (кроме тех, которые касаются террористических актов) в КУСП не регистрируются, однако, их проверка проводится в порядке оперативно-розыскной деятельности.

Если гражданин решил лично придти в дежурную часть отдела полиции и подать заявление о преступлении, то в этом случае в соответствии с п.п. 34, 35 Приказа № 736 оперативный дежурный обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления.

Для заявителя важен талон-уведомление, в котором указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления. Талоны-корешки остаются в дежурной части. Другими словами при личной подаче заявления в отдел полиции оперативный дежурный обязан по требованию гражданина выдать талон-уведомление, как документ, подтверждающий факт его обращения в полицию.

Сообщить о фактах отказов сотрудников МВД в приеме заявлений (сообщений) о преступлениях, их нерегистрации, в выдаче талонов-уведомлений граждане могут, обратившись с письменным заявлением в прокуратуру по месту жительства.

Комментарий к СТ 143 УПК РФ

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Комментарий к статье 143 УПК РФ:

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Читайте так же:  Наказание для владельца собак, чьи питомцы покусали моего отца - правовая ответственность и законодательство

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Статья 143. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Комментарий к СТ 143 УПК РФ

Статья 143 УПК РФ. Рапорт об обнаружении признаков преступления

Комментарий к статье 143 УПК РФ:

1. Рапорт может служить доказательством по делу (иным документом — ст. 84 УПК), если он отвечает следующим условиям: удостоверен подписью сотрудника правоохранительного органа, содержит необходимые сведения о нем, признаках обнаруженного преступления и, что самое существенное, об источнике полученных сведений. Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч. 1 ст. 75 УПК). Вместе с тем если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться, как правило, не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД, то при отсутствии их письменного согласия в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п. 4 ст. 5 ФЗ от 21.07.1993 «О государственной тайне»; ч. 1 ст. 12 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), но не может быть доказательством.

2. Содержание рапорта различается в зависимости от первоисточника («иного источника») информации о преступлении. Таким первоисточником может быть первоначальное сообщение о преступлении, которое как бы дублируется, пересказывается в рапорте. Для того чтобы такой рапорт был поводом к возбуждению дела, необходимо соблюдение двух условий: 1) первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, само не обладает признаками заявления о преступлении (ст. 141), явки с повинной (ст. 142 УПК) или постановления прокурора (п. 4 ч. 1 ст. 140); 2) первоначальное сообщение получено из известного источника.

Существует проблема с выбором оперативно-розыскной или процессуальной проверки, когда сведения о преступлении не являются поводом к возбуждению дела. Тогда оперативный сотрудник, с одной стороны, обязан подать рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК), с другой стороны, он должен провести оперативную проверку (ст. 7 Закона об ОРД) и уже по результатам этой проверки подать рапорт об обнаружении признаков преступления. На практике за самим оперативным подразделением остается выбор, какую проверку проводить — уголовно-процессуальную или оперативно-розыскную. Законодательство не исключает параллельного проведения этих видов деятельности. В то же время в общих чертах проблемные ситуации можно разграничить. Если в поступившем сообщении явно указывается на признаки преступления, то должен быть сразу составлен рапорт в порядке ст. 143 УПК и проведена уголовно-процессуальная проверка (телефонный звонок дежурного врача о поступлении пациента с криминальной травмой). Если в поступившем сообщении нет явной информации о признаках преступления, само сообщение анонимно или источник информации не может быть раскрыт по соображениям конспирации, то должна быть проведена оперативная проверка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицо, составившее рапорт о непосредственном обнаружении признаков преступления, подлежит отводу — не может исполнять в данном деле обязанности дознавателя, следователя или прокурора, если: а) есть необходимость допроса этого лица в качестве свидетеля (оно было единственным очевидцем преступления). Смотрите ком. к ст. 61; б) это лицо само проводило оперативно-розыскные мероприятия. Смотрите ком. к ч. 2 ст. 41.

Источники


  1. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

  2. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  3. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
  4. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
Регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here