Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Разъясняем законодательство

Сотрудники полиции вправе проверять документы и доставлять граждан в отделение полиции

Вопрос: На улице меня остановили сотрудники полиции, проверили документы, после чего доставили в отделение полиции. Законно ли это?

Отвечает заместитель прокурора Конышевского района Сенчук И.Л.: В соответствии со ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Согласно Наставлениям «О порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», утвержденных Приказом МВД РФ № 389 от 30.04.2012, оперативный дежурный должен незамедлительно выяснить обстоятельства факта задержания и доставления лица в дежурную часть. При неправомерности задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

В случае незаконности Вашего задержания и доставления в отделение полиции, Вы вправе обжаловать действия сотрудников полиции прокурору или в суд.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Основания для доставления гражданина в отдел полиции

в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.

Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.

Читайте так же:  Объекты капитального строительства непроизводственного назначения

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

Получите бесплатную онлайн-консультацию адвоката Карпова Сергея Викторовича

Проверка документов на улице сотрудником полиции

Сотрудник полиции, в соответствии со ст. 13 п. 2 федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» вправе проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Соответственно, проверка документов, как и любая другая процедура, ограничивающая права граждан (право на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ) и право распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ)), должна проводиться только на законных основаниях, после объяснения причин её проведения, а также разъяснения прав и обязанностей, которые возникают в связи с её проведением.

Обязан ли полицейский показывать ориентировку

Ориентировка является документом, на который ссылается полицейский при ограничении права гражданина. Следуя букве закона, сотрудник полиции обязан ознакомить с ней лицо, чьи права ограничиваются. Однако на практике сотрудники полиции чаще всего не имеют при себе ориентировки в письменном виде, а также не имеется каких-либо разъяснений судов, которые бы обязывали сотрудника полиции показывать данный документ гражданину. Исходя из данной ситуации с правоприменительной практикой, можно сделать вывод о возможности полицейского ограничивать права любого гражданина по своему усмотрению без законных оснований, а нужная ориентировка в случае чего всегда найдется.
В связи с вышеперечисленным чаще всего не имеет смысла требовать от полицейского разъяснений законного основания, которым он руководствуется, когда ограничивает Ваши права, в силу невозможности проверить правдивость слов стража правопорядка.

1. Полиция предназначена для:

а) защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности;

б) защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности;

в) защиты жизни, здоровья, конституционных прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет:

б) близких родственников или близких лиц гражданина;

в) полномочного представителя Президента по правам человека.

3. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

а) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

в) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью сотрудника полиции.

4. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, только в случае:

а) если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

[2]

б) если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

в) все вышеперечисленное.

5. Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке:

а) в медицинские организации;

б) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;

в) в медицинский вытрезвитель.

6. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом «О полиции» разрешено:

а) применение специальных средств;

б) применение огнестрельного оружия;

в) применение специальных средств или огнестрельного оружия.

7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение, если такое проникновение было осуществлено в отсутствие собственника этого помещения и (или) проживающих там граждан:

а) информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения;

б) информируется только собственник этого помещения, в течение 24 часов с момента проникновения;

в) в течение суток с момента проникновения информируется собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане.

8. Сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов представить соответствующий рапорт:

а) о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

б) о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия;

в) о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия.

9. Сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности по решению:

а) Министра внутренних дел;

б) Президента Российской Федерации.

в) Председателя правительства Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10167 — | 7781 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Могут ли быть приняты на службу в полицию граждане, имеющие либо имевшие судимость?

Куда сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке?

В медицинские организации.

В каком порядке сотрудник полиции имеет право привлекать граждан к внештатному сотрудничеству?

С согласия гражданина.

Кого должен известить сотрудник полиции о факте вхождения в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан?

В каких целях полиция принимает меры по защите информации, содержащейся в банках данных о гражданах?

Читайте так же:  Условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Во всех перечисленных выше случаях.

Когда сотрудник полиции имеет право при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия использовать любые подручные средства и применять иное, не состоящее на вооружении полиции, оружие?

Во всех вышеперечисленных случаях.

Кого должен уведомить сотрудник полиции в случае причинения гражданину ранения, либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия?

Прокурора в течение 24 часов.

Может ли сотрудник полиции применять физическую силу в случаях, когда «Закон о полиции» запрещает применение специальных средств и огнестрельного оружия?

В каком случае сотрудник полиции имеет право применять специальные средства?

Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции.

Чьи указания обязан выполнять сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей?

Только непосредственного или прямого начальника.

Распространяется ли действие трудового законодательства Российской Федерации на сотрудника полиции?

Распространяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Федеральным законом «О полиции».

На какой срок гражданин Российской Федерации или сотрудник полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования заключает контракт о прохождении службы в полиции?

На срок не менее 5 лет.

1. Если не определен иной порядок, то федеральный закон вступает в силу после официального опубликования, спустя:

Каким нормативным правовым актом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования?

Федеральным конституционным законом;

Кто из перечисленных родственников сотрудника полиции имеет право на медицинское обслуживание в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел?

Все перечисленные выше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9251 — | 7367 — или читать все.

Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Обязанности сотрудника полиции, которые зачастую не соблюдаются

Все указанные ниже пункты статей взяты исключительно из Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

При обращении к гражданину

П. 4 ст. 5 гласит, что при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Нередко сотрудники полиции при обращении к гражданину не представляются, и выдвигают требования к гражданину, не объяснив причину и цель обращения. И практически никогда не объясняются причины и основания применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, а также возникающие права и обязанности граждан, связанные с данным действием сотрудника полиции.

П. 5 ст. 5 также часто нарушается. В соответствии с данным пунктом, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. Однако очень часто бывает так, что сотрудник полиции не представляется, ссылаясь на то, что это не он обратился к гражданину, а гражданин обратился к нему и, соответственно, он имеет право не представляться.

Ограничение прав граждан

На основании п. 2 ст. 6 всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Отсюда следует, что сотрудник полиции при проведении каких-либо процедур, ограничивающих права граждан, обязан действовать в строгом соответствии с законом, беспричинное проведение различных процедур (например, досмотра, наружного осмотра, проверки документов) является незаконной деятельностью и может стать поводом обращения с жалобой на действия данного сотрудника.

Помимо этого, п. 4 ст. 6 говорит о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Зачастую в обосновании своих незаконных действий (например, парковка с нарушением требований ПДД) сотрудники полиции ссылаются на служебную необходимость, что им законом прямо запрещено.

П. 1 ст. 13 обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Однако сотрудники полиции зачастую предпочитают отправлять граждан в дежурную часть, вместо того, чтобы принять заявление на месте.

П. 2 ст. 13 обязывает сотрудников полиции прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Пожалуй, первый пункт, который выполняется чаще всего и в котором сложно обвинить самих сотрудников полиции, чаще всего они просто завалены другими вызовами и не имеют физической возможности незамедлительно прибыть на место преступления.

П. 4 ст. 13 обязывает сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению. Однако порой сотрудники полиции предпочитают не устранять причину, по которой в том или ином месте совершается большое количество правонарушений, а фиксировать факт правонарушения с целью последующего составления административного материала для улучшения показателей своей работы.

Разумеется, это не полный перечень обязанностей сотрудников полиции, которые зачастую не исполняются, однако это основные, с которыми встречаются почти все граждане. Разумеется, есть сотрудники полиции (чисто статистически), которые исполняют все требования буквы закона, однако подавляющее большинство все же либо не знают закона, либо сознательно его нарушают. В любом случае, подобные действия должны пресекаться гражданами (граждане вправе сделать замечание сотруднику полиции о нарушении им закона или обратиться в соответствующие органы с жалобой на действия конкретного сотрудника полиции).

Права и обязанности граждан, доставленных в дежурные части органов внутренних дел Липецкой области

В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 № 627 и приказа МВД России от 30.04.2012 г. № 389 существует определенный порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в дежурных частях органов внутренних дел Российской Федерации.

Сотрудники полиции при доставлении граждан в дежурные части, обязаны разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Читайте так же:  Тюменский областной суд реквизиты для оплаты госпошлины

Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица. Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Доставленные лица вправе пользоваться услугами адвоката и переводчика.

Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично.

Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, оперативный дежурный обязан вызвать бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием, а в ночное время местом для сна.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.

[1]

Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

Полиция защищает право граждан на свободу и личную неприкосновенность, в связи с этим до судебного решения, лицо не может быт подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

Также в целях обеспечения общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, создана Общественная наблюдательная комиссия Липецкой области в которой осуществляется общественный контроль за соблюдением прав граждан при доставлении в дежурные части и ИВС территориальных органов МВД России Липецкой области. Председателем данной комиссии является Шальнева Галина Владимировна. Обратить в нее можно по телефонам 47-62-15, 8-919-160-25-74.

Оперативный отдел УМВД России по Липецкой области

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

[3]

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

9) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

10) утратил силу;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Комментарий к Ст. 2 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Два основных направления деятельности полиции — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

— выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;

— выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;

— предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;

— пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);

— создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

Читайте так же:  Ходатайство о применении обстоятельств смягчающих налоговую ответственность

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений — это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом «О полиции» последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 — 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 — 5 ст. 14 и др.).

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ).
———————————
См.: Собрание законодательства РФ (далее — см.: Собр. законодательства РФ). 1995. N 50. Ст. 4873.

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

— лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;

— лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

— лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

— лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;

— лица, пропавшие без вести.

13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.

14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

— лиц, совершивших побег из-под стражи;

— лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

— лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;

— лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

1) объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;

2) проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);

3) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);

4) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 статьи 13 комментируемого Федерального закона «О полиции»);

5) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 закона О полиции);

6) задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона);

7) проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона);

8) вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона);

9) реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».

16. Аналогичным образом обеспечены правовым статусом полиции и остальные перечисленные в ст. 2 комментируемого Федерального закона основные направления ее деятельности.

17. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Как оформить временную прописку для ребенка в детский сад: подробное руководство

18. О производстве дознания полицией см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

19. О понятии «правопорядок» см. комментарий к п. 36 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

20. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

Проверка документов сотрудниками полиции на улице

​Остановили сотрудники полиции для проверки документов на улице? На каком основании и что могут сделать, если их нет? На самом деле практика проверки документов сотрудниками Полиции на улице – явление довольно распространенное. Давайте разбираться в каких случаях они могут это сделать и где грань правомерного поведения с их стороны.

На каком основании сотрудники полиции вообще имеют право останавливать граждан и требовать предъявить документы

Прямое разрешение на это содержится в законе о полиции в ст 13 ч 2, которая гласит: полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • Имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске,
  • Если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • Если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным “законом”;

Последняя формулировка – наиболее проблемная, ибо отсылает нас к другим НПА. Среди этих оснований: данные, дающие основания полагать, что гражданин находятся в розыске, либо если имеются основания для его задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 (административное задержание) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статьей 92 (порядок задержания подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться, объяснить цель и причину обращения, назвать свою должность и звание, у каждого сотрудника в период несения службы в городе есть нагрудный знак, на котором написан номер. Вы можете попросить сотрудника полиции показать свое служебное удостоверение, и он не вправе вам в этом отказать.

Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать?

Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос.

Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека. Не стоит усложнять друг другу жизнь на ровном месте…

При проверке документов сотрудником полиции у меня не оказалось с собой паспорта. Какой документ я могу показать?

Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 устанавливают, что документом, удостоверяющим личность гражданина РФ является паспорт гражданина РФ. Но по общей тенденции подойдет любой документ, содержащий фамилию и фотографию, не имеющий признаков подделки (служебное удостоверение, водительские права, студенческий билет и прочее). Вряд ли у полицейских возникнет безумное желание удостоверить вашу личность с маниакальной точностью, если вы не вызываете у них повышенного интереса. Но если пойдет “на принцип”, то будет требовать именно паспорт.

Могут ли сотрудники полиции задержать, если с собой нет паспорта, а другими путями личность гражданина установить невозможно?

Да, могут. Для доставления в отдел полиции, где личность смогут установить. Данная норма установлена в ст. 13 ч. 13 закона «О полиции» в такой формулировке: сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. При необходимости установить личность или выяснить обстоятельства административного правонарушения этот период легко продляется до сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления гражданина в отделение полиции, по факту задержания гражданина сразу же должен быть составлен протокол задержания.

Допущены нарушения при проверке документов сотрудниками ППС на улице, куда жаловаться?

Для того, чтобы составить аргументированную жалобу на действия сотрудников полиции при проверке документов, необходимо запомнить дату и время, когда произошло нарушение, попросить предъявить служебное удостоверение. Желательно эти данные записать. Даже если вы не сможете установить ФИО или номер нагрудного знака, то в отделе полиции всегда будут иметься документы, которые устанавливают маршруты движения патрулей.

Непосредственно саму жалобу по факту нарушения можно направить:

  • Вышестоящему руководству
  • В прокуратуру
  • В службу собственной безопасности МВД
  • В суд

Статья по теме: как правильно подавать жалобы в государственные органы

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, весьма действенным способом привлечения к ответственности сотрудников за те или иные нарушения (правильнее будет сказать привлечение внимания к нарушениям) является обращение в СМИ, Государственную Думу и подача петиций. В последнее время весьма часто используются такие средства, причем, что они работают настолько эффективно, что зачастую являются единственным возможным вариантом восстановить справедливость.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  2. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here