Совокупность методов и способов осуществления государственной власти

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Совокупность методов и способов осуществления государственной власти" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Содержание

Политический режим. Политический режим — это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти

Читайте также:

  1. I режим. (РI) II режим (РII)
  2. Аварийный режим в производственных установках
  3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
  4. Адресация памяти в реальном режиме, сегментация памяти, сегментные регистры.
  5. Амплитудный режим
  6. Архитектура режима реальных адресов и защищенного режима
  7. Ассемблеры. Режимы адресации
  8. Банки данных и режимы их функционирования
  9. Бигармонический режим ПП
  10. В режиме повседневной деятельности
  11. В симметричном режиме
  12. В усилительном режиме

Политический режим — это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.

Если форма правления показывает, кто правит в государстве, то политический режим — как, каким образом государственное правление реализуется на практике. Главный критерий классификации политических режимов — реальность прав и свобод человека в государстве.

Сущность демократии проявляется в том, что государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинства. Права и свободы человека не только закреплены законом в качестве высшей ценности, но и реализуются в качестве таковых на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Регулярно проводятся выборы должностных лиц, функционируют институты непосредственной демократии.

Для демократического режима характерны независимые средства массовой информации, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, политическое и идеологическое многообразие, существование легальной оппозиции действующей власти, реальное разделение властей. Обязательный атрибут демократии — рыночная экономика, гарантирующая право частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Антидемократический режим — власть узкой правящей группировки или диктатора; централизация государственной власти; ограничение прав и свобод человека, декларативность и отсутствие реальных гарантий соблюдения государством; огосударствление институтов гражданского общества, тотальный контроль государства за частной жизнью, чрезмерная правовая регламентация общественных отношений; преследование оппозиции, инакомыслия; господство официальной идеологии; цензура, ограничивающая свободу слова и средств массовой информации; широкое применение репрессивных методов, насилия, принуждения; планово-распределительная экономика, базирующаяся на государственной или крупной монополистической собственности; милитаризация и шовинизм.

Антидемократические режимы могут маскировать свою сущность, с одной стороны, формально провозглашая в политике и законодательстве демократические ценности, а с другой — игнорируя их в практике государственного управления.

Антидемократическими режимами являются:

· тоталитарный режим – это режим, при котором со стороны государства контролируются все сферы жизни общества, а вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека;

· авторитарный режим – это режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, но при этом действует следующий принцип правового регулирования: «разрешено только то, что разрешено законом».

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 176 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Читайте также:

  1. B. Медленно действующие противоревматоидные средства
  2. CASE-средства для разработки БД. Инструментарий проектирования баз данных
  3. I. Решение логических задач средствами алгебры логики
  4. I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
  5. I. Средство для устранения действия тубокурарина после операции
  6. I. Средство, обладающее свойствами антигипоксанта и ноотропа
  7. I. Формирование и использование оборотных средств.
  8. I. Формирование режима апартеида
  9. II. Местноанестезирующее средство, применяемое для устранения сердечных аритмий
  10. II. Средство, активное при всех формах эпилепсии
  11. II. Средство, расслабляющее мускулатуру матки (токолитик)
  12. III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

План

Тема 6. Политический режим

2.Типы политических режимов: признаки, особенности.

Комплексным понятием, выражающим современные представления об основных принципах взаимоотношения власти, конституционных и правовых норм с реальностями политической жизни, является политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.

1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.

2. Правительство рождается из выборов, меняется в ходе выборов; расстановка политических сил и интересов в правительстве зависит только от выборов.

3. Защищены законом права отдельных личностей и меньшинств. Лишь комбинация правительства большинства и прав меньшинства является условием реальной демократии.

На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.

В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Важнейшей процедурой в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства является голосование о доверии. Эта процедура отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Именно взаимодействие правительства и парламента является основной характеристикой демократического политического режима парламентского типа. В политической практике можно выделить несколько типов взаимодействия правительства и парламента. Один из них (система однопартийного большинства) уже около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

Читайте так же:  Принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства

Другим типом парламентской демократии является коалиционная система, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (пример — Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (пример – Италия).

Необходимо отметить, что парламентская форма демократического политического режима является самым древним способом осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического режима президентского типа, который возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Принципиально новым в президентстве явилось то, что параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и противовесов, суть которой состоит в максимально равном распределении полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, — недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим признаком — это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

Авторитарный политический режим обладает следующими основными чертами.

1. Носителем власти выступает один человек или узкая группа лиц. В качестве носителей авторитарной власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного же господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база — в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Подавляющее большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена — «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

Читайте так же:  Ходатайство о назначении судебной почерковедческой экспертизы

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.

Тема 7.Государство как основной институт политической системы общества

| следующая лекция ==>
Политическая система России на современном этапе | Формы государственного правления и устройства

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 883 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственная и политическая власть. Формы и способы осуществления гос. Власти.

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации. По мысли Д. И. Писарева, «готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове. » Известный русский публицист и философ второй половины XIX в. вовсе не исключал воспитательного, убеждающего воздействия со стороны других людей, он лишь делал акцент на самовоспитание, на собственные умственные усилия человека, на постоянный «труд души» по выработке прочных убеждений. Идеи быстрее превращаются в убеждения, когда они выстраданы, когда человек самостоятельно добыл и усвоил знания.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям — так функционирует метод убеяодения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается,-в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Последняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному. Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся ее полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха.

Читайте так же:  Передача экономических споров на разрешение третейского суда

Принцип соединения законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «ос-вобозедает» от борьбы с другими органами за объем властных полномочий и т.д. Этот принцип находил поддержку у видных мыслителей. Гегель, например, писал: «Государственная власть должна быть сосредоточена в одном центре, который принимает необходимые решения и в качестве правительства следит за проведением их в жизнь».

Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдер-жек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Совокупность методов и способов осуществления государственной власти

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

[3]

В) Формы и методы осуществления государственной власти

Формы осуществления государственной власти – внешнее практическое выражение деятельности субъектов государственной власти (органов госвласти, госполитинститутов, организаций, обществ). Другими словами, в какой форме органы государственной власти осуществляют свою деятельность (функции).

Выделяют 2 формы осуществления государственной власти:

Методы осуществления государственной власти. К общим традиционным методам осуществления государственной власти относят убеждение и принуждение:

Убеждение– это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

1) Идейно-нравственные средства – совокупность идеологических, социально-психологических средств воздействия на подсознание людей, в соответствии с которыми коллектив усваивает, принимает и ставит во главе своего бытия определенные социальные ценности.

2) Формирование взглядов и представлений – неразрывно связаны с сознанием и чувствами человека, неотделимы от личности. Вырабатываются процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно. Идеи превращаются в убеждения тогда, когда человек их выстрадал, самостоятельно добыл и усвоил полученные знания.

3) От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

1) Жесткое средство социального воздействия. Организованная сила властвующего субъекта (доминирование в обществе).

2) Ограничение свободы человека. Ставит человека в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью.

3) Принудительное снятие противоречий между общей и индивидуальной волей

1) правовое – государственное принуждение, мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта); а также мера правового пресечения – административное задержание, обыск; мера защиты – восстановление чести и доброго имени, восстановление права собственности и пр.

2) Неправовое – свойственно для государств с антидемократическим, реакционным режимом (тирания, деспотия, тоталитаризм).

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 2227 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Государственный режим. Государственный режим – совокупность используемых методов, способов осуществления государственной власти

Видео (кликните для воспроизведения).

Государственный режим – совокупность используемых методов, способов осуществления государственной власти. ГР имеет непосредственную связь с организацией власти. ГР не ассоциируется ни с порядком формирования высших органов государственной власти, ни с административно-территориальным делением, а с реальным проявлением власти в процессе ее функционирования.

Понятие ГР появилось сравнительно недавно. До сих пор во многих учебниках употребляется термин политический режим. Но они не тождественны. Последнее является более емким и отражает практику функционирования не только государств, но массовых политических движений, партий. Изучением политических режимов занимается политология. А вот изучением государственного режима занимается конституционное право. Понятие государственный режим позволяет дать понятие не только о статике, но и о динамике существования, функционирования и развития государства и власти.

Как и другие элементы ФП государственный режим тесно связан с властью, но в отличие от первых двух элементов не связан напрямую ни с порядком формирования госорганов. ГР выступает как реальное проявление власти на практике.

ГП – совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Режим ассоциируется не только с процессом функционирования государства, но и с самим существованием государства. Кроме того, ГР определенным образом легитимируется.

ГР признается наиболее динамичным элементом ФГ, он наиболее чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Именно ГР индивидуализирует ФП, ее социально-политическую значимость.

Без учета данного фактора нельзя определить и сущность государства.

ГР складывается и функционирует под воздействием целого ряда (политические, экономические, социальные и т.д.) факторов. Однако наряду с этим объективными факторами немаловажную роль играют и субъективные факторы, например, дух (воля) народа. Это категория является весьма неопределенной. В любом народе можно найти сильную и непоколебимую волю, например, к свободе. Это и оказывает серьезное влияние на ГР. Каково общество, каков его дух и воля, таково и создаваемое им государство.

Читайте так же:  Утрата возможности исполнения исполнительного документа судебная практика

Очень важно учитывать разницу между государственным и политическим режимом. Последняя категория является более широкой. Политический режим – понятие более ёмкое. В него включаются не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы осуществления негосударственной власти.

Выделяют два основных метода осуществления государственной власти – насилие и демократизм.

Решая вопрос о классификации государственных режимов на различных этапах развития общества, необходимо найти самую общую – подразделение на демократический и авторитарный. Каждый из этих видов в зависимости от сущностных и социальных особенностей государства, исторических, национальных и других факторов может подразделять на подвиды.

Характерные признаки демократического ГР – наличие писанной(неписанной) конституции, конституционное провозглашение прав и свобод граждан, плюрализм политических партий (т.ч. наличие оппозиции), выборность и сменяемость центральных органов государственной власти, официальное признание принципов законности и конституционности, принцип разделения властей, существование институтов непосредственной демократии, наличие демократического законодательства и другие факторы.

Идейным фундаментом демократического ГР является демократическая доктрина политической свободы: отдельно взятый индивид существует первично, независимо от социальных и политических связей, а государство возникает и функционирует в результате волеизъявления этих индивидов, которые в праве самостоятельно распоряжаться изначально принадлежащей им свободе и в т.ч. соглашаться на ее ограничение. Демократический ГР устанавливается с согласия тех, кто ему подчиняется. Нужно согласовать принцип индивидуальной свободы с коллективной свободой. Потому индивид идет на ограничение личной свободы ради свободы общества. Также подразумевается, что гражданин в демократическом обществе свободен от давления извне, в т.ч. со стороны государства.

Исторически сложились две основные разновидности демократического ГР – режим либеральной демократии (государство обеспечивает политическую свободу, устранившись от всякого влияния на социально-экономическую жизнь индивидов; не было системы социальной поддержки; происходит резкая поляризация общества; при отсутствии социальных гарантий индивид не мог пользоваться и политической свободой) и режим социальной демократии (государство стремится повлиять на распределние экономических благ, имея своей целью обеспечение каждому человеку на достойное существование).

Авторитарный режим характеризуется значительным ограничением прав и свобод, ликвидации многопартийности в обществе, усилиением влияния исполнительной ветви власти, отказом от демократических принципов деятельности государства, навязывание некой единой официальной идеологии и т.д.

Авторитарный ГР может иметь различные формы. Крайняя форма авторитарного ГР – тоталитарный ГР (полное запрещение партий, превращение правящих партий, превращение правящей партии в ведущую часть МГ, сращивание партийного и государственного аппаратов, отсутствие гарантий прав и свобод граждан, приниженное положение суда, террор против несогласных, ликвидация ГО, тотальный контроль за всеми сферами жизни общества; институт частной собственности ставится под контроль государства либо ликвидируется; в экономике преобладают командно-административные методы).

Военно-диктаторский авторитарный ГР подразумевает наличие армии как главного инструмента управления. Характерные признака: отмена конституционных гарантий, запрещение легальной деятельности политических партий, цензура в средствах массовой информации, преобладание бюрократических методов управления.

Монократический авторитарный ГР. Могут провозглашаться права и свободы, но нет гарантий их соблюдения. Исполнительная власть преобладает над законодательной (Камерун).

Клерикальный режим. Обеспечивает фактическое/юридическое господство религиозной верхушки (Исламское государство Пакистан). В конституции указывается, главное лицо в государстве не президент, а духовный руководитель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос). Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 670 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тесты по ТГП для интердоски / Тесты по ТГП Т- 4

ТЕМА 4. Форма государства

Форма государства не включает:

2.Форму государственного правления

3.Форму национально-государственного и административно-­территориального устройства

4.Государственно-правовой (политический) режим

Совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти – это :

[2]

1. Форма государственного устройства

3.Государственно-правовой (политический) режим

4.Форма государственного правления

Организация верховной государственной власти, порядок образования

ее органов и их взаимоотношения с населением — это :

1. Политическая система

2.Форма государственного правления

3.Государственно-правовой (политический) режим

4.Форма государственного устройства

Форма государственного правления является одним из первых и главных элементов:

1. Гражданского общества

Что из нижеперечисленного можно отнести к форме государственного правления?

Закончите следующее утверждение:»Суть формы государственного правления в том:»:

1.В чьих руках сосредоточена государственная власть

2.В чьих интересах осуществляется государственная власть

3.Какие цели ставят перед собой высшие руководители государства

4.Как власть распределяется по территории государства

Современная форма государственного правления — это:

Для какой формы государственного правления характерны следующие черты:

— формирование правительства на парламентской основе, из числа лидеров партий, располагающих большинством мест в парламенте;

— избрание главы государства парламентом или образуемой парламентом специальной коллегией?

1. конституционная монархия

3. парламентская республика

4. либеральная демократия

Власть монарха может быть ограничена:

1. Гражданским обществом

2.Средствами массовой информации

3.Конституцией и парламентом

Способы организации государственной власти, порядок образования ее органов, принципы и методы деятельности, внутреннее деление государства, соотношение в нем целого и составных частей — все это есть:

1. форма государственного устройства

Закончите следующее утверждение:»Суть формы государственного устройства в том:»

1.В чьих руках сосредоточена государственная власть

2.В чьих интересах осуществляется государственная власть

3.Какие цели ставят перед собой высшие руководители государства

4.Как власть организуется по территории государства

По форме государственного устройства выделяют следующие виды государств:

1. Республики и монархии

2.Унитарные и федеративные

Читайте так же:  Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется

3.Демократические и антидемократические

4.Первичные и вторичные

Политический режим, который характеризуется конституционным закреплением и реальным осуществлением прав и свобод человека, равноправием всех граждан, наличием многопартийной системы и идеологического плюрализма, выборностью и сменяемостью органов государственной власти, приматом права над государством, называется:

Для какого вида государственного (политического) режима характерны следующие признаки:

— безраздельное господство исполнительной власти;

— существование парламента, выполняющего совещательные функции при главе государства;

— персонифицированный характер государственной власти?

III. Политический (государственный) режим, — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть

Различают две основные разновидностиполитических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализмво всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопрос 23. Правовые отношения (правоотношения)

те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить какобщественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц.

Правоотношение— это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями.

В правоотношении принято выделять:

§ содержание — юридические права и обязанности участников правоотношения;

§ объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение;

§ субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.

Физические лица — это отдельные граждане государства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории государства.

Юридическими лицами называют учреждения, предприятия или организации, которые выступают в качестве самостоятельных носителей юридических прав и обязанностей. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в установленном порядке, иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечать но своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Субъектами правоотношений могут быть также государства, государственные органы, общественные организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обстоятельства, которые являются основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения, называютсяюридическими фактами. Например, юридическим фактом можно назвать заключение трудового договора, увольнение работника. Юридические факты делятся насобытия (которые не зависят от воли субъектов правоотношений) и действия (которые являются результатом их осознанных действий). Например, достижение совершеннолетия является событием, а заключение договора — действием. Действия в свою очередь делятся на правомерные (социально полезное, законопослушное поведение) и противоправные (антиобщественные).

Правоотношение состоит из четырех элементов:

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  2. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.

  3. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.
  4. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Совокупность методов и способов осуществления государственной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here