Содержание
- 1 Приложение 1. Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
- 2 Официальный сайт Ангарского сельсовета
- 3 Приложение 1. Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
- 4 Разъяснения ФАС России по вопросам деятельности организаций на рынке похоронных услуг
- 5 Государственные ритуальные услуги в Москве
Приложение 1. Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
Приложение 1
к Положению
об организации похоронного дела
и содержания мест захоронения
на территории МО Бобриковское
Белевского района
Порядок
создания и деятельности специализированной службы
по вопросам похоронного дела
1. Общие положения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не являющиеся специализированными службами, вправе осуществлять деятельность по оказанию ритуальных услуг и услуг по погребению.
Все субъекты рынка ритуальных услуг пользуются равными правами в деятельности по предоставлению гражданам услуг по погребению и ритуальных услуг
2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела действует в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и настоящим Положением.
2. Основные виды деятельности, осуществляемые
специализированной службой по вопросам похоронного дела
1. Специализированная служба:
1.1. Оказывает услуги по погребению, указанные в предусмотренном законодательством гарантированном перечне.
1.2. Осуществляет волеизъявление, выраженное лицом при жизни, о достойном отношении к его телу после смерти в случае мотивированного отказа лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, от исполнения волеизъявления лица.
1.3. Осуществляет погребение умерших при отсутствии у них супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
1.4. Осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.
1.5. Формирует и обеспечивает сохранность документов по приему и исполнению заказов на оказание гарантированного перечня услуг по погребению.
1.6. Заключает договоры на возмещение стоимости услуг, указанных в подпунктах 2.3#, 2.4# Положения, с соответствующими государственными органами Российской Федерации и Тульской области, а также органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством.
1.7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Специализированная служба по желанию лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, может предоставлять на платной основе услуги сверх гарантированного перечня услуг по погребению, а также оказывать за плату услуги из гарантированного перечня в случаях, установленных законодательством.
3. Специализированная служба не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, выраженное лицом при жизни, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. Специализированная служба не вправе обязывать (понуждать) приобретать у нее ритуальные услуги и услуги по погребению, в том числе входящие в гарантированный перечень.
3. Порядок финансирования специализированной службы
по вопросам похоронного дела
1. Финансирование деятельности специализированной службы осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», с законодательными актами Тульской области, настоящим Положением.
2. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
1) Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
2) федерального бюджета — на погребение умерших наработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших наработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размере, определенном п. 5 ч. 2 настоящего пункта;
3) Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
4) областного бюджета — в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а также умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел;
5) Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, областной бюджет возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
3. Для возмещения расходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи специализированная служба по вопросам похоронного дела представляет в управление Пенсионного фонда РФ по Белевскому району, в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Белевского района», в организацию, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего:
— документы, подтверждающие стоимость произведенных расходов
— подлинную справку о смерти лица, погребение которого было произведено
— реестр выполненных захоронений
— документы, подтверждающие принадлежность умершего к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
> Порядок деятельности и правила содержания общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования Бобриковское. |
Содержание Решение Собрания депутатов муниципального образования Бобриковское Белевского района Тульской области от 21 февраля 2014 г. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Официальный сайт Ангарского сельсовета
Богучанского района
проект решения «О порядке создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в МО Ангарский сельсовет
АНГАРСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
______2016г. п. Ангарский №
О порядке создания и деятельности специализированной
службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании
Ангарский сельсовет Богучанского района Красноярского края
В соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», ст.ст. 14, 43 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст. 7 Устава Ангарского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Ангарский сельский Совет депутатов,
1. Утвердить Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Ангарского сельсовета согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального обнародования.
3. Опубликовать настоящее решение в печатном издании « Депутатский вестник» и разместить на официальном сайте Ангарского сельсовета www . angarsky . adm 24.ru .
4.Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по благоустройству (Борсакбаева Т.А.).
Глава Ангарского сельсовета В.А.Зыль
Приложение
к решению Совета депутатов
от №
Порядок
создания и деятельности специализированной службы по вопросам
похоронного дела на территории муниципального Ангарский сельсовет
Богучанского района Красноярского края
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 8-Ф3 “О погребении и похоронном деле» и действующими в сфере организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края и муниципального образования Ангарский сельсовет Богучанского района Красноярского края.
1.2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела (далее — специализированная служба) создается администрацией Ангарского сельсовета (далее администрация сельсовета) путем придания соответствующего статуса хозяйствующим субъектам, предоставляющим ритуальные услуги (далее — хозяйствующий субъект), различных организационно-правовых форм, созданных в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Статус специализированной службы предоставляется хозяйствующим субъектам — юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке, имеющим намерение по реализации государственных гарантий при погребении.
1.4. Специализированная служба оказывает на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона “О погребении и похоронном деле”, лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умерших граждан.
Перечень гарантированных услуг по погребению:
-оформление документов, необходимых для погребения;
— предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
— перевозка тела умершего на кладбище;
-погребение.
1.5. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в десятидневный срок за счет средств:
— Пенсионного фонда — на погребение не работавших на момент смерти пенсионеров;
— федерального бюджета — на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду за счет средств федерального бюджета;
— Фонда социального страхования — на погребение умерших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
— краевого бюджета — в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела
на территории Ангарского сельсовета
2.1. Специализированная служба обязана обеспечивать предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе по стоимости и показателям качества, устанавливаемым федеральным законодательством, законодательством Красноярского края и нормативно — правовыми актами Ангарского сельсовета.
2.2. Специализированная служба обязана обеспечить собственными силами или на основании договоров предоставление населению услуг по погребению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Положением о порядке организации ритуальных услуг и содержании мест захоронений на территории Ангарского сельсовета Богучанского района, Красноярского края, утвержденным решение Ангарского сельского Совета депутатов №____ от ____2016
2.3. Специализированная служба обязана обеспечить работу справочно-информационной службы.
2.4. Деятельность специализированной службы должна обеспечивать рациональный режим природопользования, правила безопасности производства, соблюдения санитарно гигиенических норм и требований по защите здоровья людей,
ритуальных услуг.
2.5.Специализированная служба должна иметь:
а) специально выделенное для этих целей помещение с вывеской, указывающей наименование юридического лица или предпринимателя с информацией о режиме работы;
б) на доступном для заказчика месте:
— постановление администрации сельсовета о предоставлении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела;
— гарантированный перечень услуг по погребению; прейскурант на услуги;
— сведения о порядке предоставления гарантированного перечня услуг на погребение на безвозмездной основе;
— надлежащим образом оформленную книгу отзывов и предложений.
3.1. Для получения статуса специализированной службы администрацией сельсовета приглашаются хозяйствующие субъекты, занимающиеся или имеющие намерение заниматься оказанием ритуальных услуг населению и добровольно берущих на себя обязательство по выполнению государственных гарантий при погребении.
3.2. Хозяйствующий субъект, изъявивший желание получить статус
специализированной службы, подает заявление в администрацию сельсовета. В заявлении должно быть указано:
— наименование организации, ее организационно-правовая форма, виды ритуальных услуг, которые они будет оказывать в качестве специализированной службы.
3.3.К заявлению прилагаются:
— копии учредительных документов;
— копия свидетельства о государственной регистрации организации, индивидуального предпринимателя;
— справка налогового органа о постановке на учет;
— разрешительные документы на выполнение определенных видов деятельности.
3.4. К заявлению прилагаются также документы, характеризующие возможности заявителя по каждому заявленному виду работ.
3.4.1. Для осуществления приема заказов и заключения договоров на организацию похорон (в том числе агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон) заявитель должен предоставить:
— правоустанавливающие документы на помещения, необходимые для организации пунктов по приему заказов от населения.
3.4.2. Для выполнения работ по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) заявитель должен подтвердить наличие собственного или арендованного транспорта.
3.5. После получения и рассмотрения полного комплекта документов администрацией сельсовета выносится постановление о предоставлении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела.
3.6. При положительном решении вопроса о предоставлении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, в адрес данного хозяйствующего субъекта направляется постановление администрации сельсовета. .
3.7. В случае выдачи отрицательного заключения заявитель вправе после устранения замечаний повторно подать заявку на получение статуса специализированной службы. Повторное рассмотрение допускается не ранее чем через 6 месяцев.
4. Ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела
на территории Ангарского сельсовета
4.1. Специализированная служба должна неукоснительно соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления в вопросах регулирования похоронного дела. Строго соблюдать установленные сроки исполнения заказов на похоронные услуги, обеспечивать соответствующее качество выполняемых работ, высокую культуру обслуживания.
4.2. Специализированная служба обеспечивает гарантии исполнения волеизъявления умерших граждан о погребении.
4.3. Основанием для аннулирования Статуса специализированной службы являются случаи:
— грубого или неоднократного нарушения действующего законодательства;
— фактического прекращения деятельности по оказанию услуг в течение года:
— ликвидации хозяйствующего субъекта:
5. Контроль за деятельностью специализированной службы
по вопросам похоронного дела на территории Ангарского сельсовета.
5.1. Контроль за деятельностью специализированной службы осуществляется органами государственного, муниципального контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного, муниципального контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. По запросам администрации сельсовета специализированная служба представляет информацию, необходимую для координации и организации похоронного дела на территории Ангарского сельсовета.
Обязаны ли органы местного самоуправления поселений создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела и в какой организационно-правовой форме?
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, и определяют порядок их деятельности. При этом федеральный закон не содержит ни определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела», ни характеристики правового статуса данной организации. Не вполне ясно также, является ли создание такой специализированной службы обязательным в каждом муниципальном образовании или осуществляется по мере необходимости, на усмотрение органов местного самоуправления.
Судебная и иная правоприменительная практика, к сожалению, также не дает однозначного ответа на эти вопросы.
Так, в Определении Московского областного суда от 6 декабря 2011 г. по делу № 33-24428 говорится: «несмотря на то, что в настоящий момент администрацией сельского поселения не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, из-за отсутствия финансирования создания такой службы, для возможности гражданам решать вопросы по организации ритуальных услуг назначен специалист, на которого возложены соответствующие обязанности»; «при этом в случае невозможности предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе и дополнительных ритуальных услуг в данном сельском поселении, данные услуги могут осуществляться ритуальной службой муниципального района, на территории которого находится сельский населенный пункт».
Однако в определении этого же суда от 25 августа 2011 г. по делу № 33-19254 содержится противоположная позиция: «отсутствие подобной службы в г. Реутов нарушает права жителей города на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами», в связи с чем «суд обязал Администрацию г. Реутов создать до 1 ноября 2011 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в городском округе Реутов в организационно-правовой форме по выбору ответчика, с учетом того, что порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления, который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания; либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой; контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по бесплатному оказанию ритуальных услуг в установленном законодательством объеме».
В то же время в современной судебной практике имеется и противоположная правовая позиция, согласно которой возможно создание специализированной службы не только путем создания муниципального предприятия или учреждения, но и путем проведения открытого конкурса с последующим заключением муниципального контракта на выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела. Более того, некоторые суды полагают, что именно эта процедура способна наилучшим образом обеспечить соблюдение требований Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ) в части оказания населению услуг по погребению в пределах гарантированного перечня (см., например, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 ноября 2012 г. по делу № А12-18556/2011).
Более того, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № ВАС-7864/12 по делу № А69-1740/2011 признано незаконным бездействие органа местного самоуправления по организации проведения конкурса по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела и наделение этим статусом муниципального учреждения.
В существующих условиях органам местного самоуправления необходимо самостоятельно принимать решение о порядке реализации своих полномочий в сфере похоронного дела, с учетом изложенных соображений.
Приложение 1. Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
Приложение 1
к Положению
об организации похоронного дела
и содержания межпоселенческих мест
захоронения на территории
муниципального образования Воловский район
Порядок создания и деятельности
специализированной службы по вопросам похоронного дела
1. Общие положения
1. Специализированная служба по вопросам похоронного дела создается АМО Воловский район. Либо статусом специализированной службы наделяется на конкурсной основе хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по оказанию ритуальных услуг.
2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела действует в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и настоящим Положением.
2. Основные виды деятельности,
осуществляемые специализированной
службой по вопросам похоронного дела
1. Гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый специализированной службой на безвозмездной основе:
— оформление документов, необходимых для погребения;
— предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
— перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
2. Специализированная служба обеспечивает выполнение следующих видов услуг на платной основе:
1) Прием заказов на оказание ритуальных услуг;
2) Услуги по захоронению;
3) Предоставление и доставка похоронных принадлежностей по месту нахождения умершего;
4) Транспортировка тел умерших (погибших) с мест смерти;
5) Проведение транспортировки и перезахоронение останков;
Видео (кликните для воспроизведения). |
6) Изготовление гробов;
7) Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд;
8) Изготовление и установка надмогильных сооружений;
9) Изготовление временных надгробных сооружений, оград, памятников, венков из металла.
10) Производство иных предметов ритуала.
3. Требования к организации
деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела
1. В составе специализированной службы могут функционировать администрация кладбища, цеха, конторы, бюро похоронного обслуживания, салоны-магазины по продаже похоронных принадлежностей, службы эвакуации умерших.
2. Специализированная служба может осуществлять деятельность на местах погребения, включающую в себя содержание, в том числе благоустройство мест погребения.
3. На здании специализированной службы по вопросам похоронного дела должна иметься вывеска с информацией о наименовании, юридическом адресе и режиме работы.
4. В помещении специализированной службы, где осуществляется прием заказов на оказание услуг по погребению, должна находиться в доступном для обозрения месте следующая обязательная информация:
1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
2) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
3) правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
4) настоящее Положение;
6) сведения о порядке оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной и платной основе;
7) прейскуранты (выписка из прейскуранта) цен и тарифов на оказываемые услуги;
8) образцы изготавливаемых и реализуемых предметов, необходимых для погребения, либо альбомы с цветными фотографиями их образцов;
9) оформленная в установленном порядке Книга отзывов и предложений;
10) адреса и телефоны контролирующих организаций.
5. Изготавливаемые и реализуемые изделия должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
6. При выезде на дом агент специализированной службы по вопросам похоронного дела должен иметь при себе: служебное удостоверение, альбом с цветными фотографиями образцов предметов, необходимых для погребения, утвержденный в установленном порядке прейскурант цен и тарифов на оказываемые услуги и предметы, необходимые для погребения, бланки счетов-заказов на оформление заказов на услуги по погребению.
7. Специализированная служба вправе заключать договоры с физическими и юридическими лицами на проведение отдельных работ по погребению, а также по устройству и содержанию могил, надмогильных сооружений.
8. За невыполненные заказы работники специализированной службы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9. Специализированная служба по вопросам похоронного дела, иные хозяйствующие субъекты не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный законом о погребении и похоронном деле гарантированный перечень услуг по погребению.
4. Порядок финансирования
специализированной службы по вопросам похоронного дела
1. Финансирование деятельности специализированной службы осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», с законодательными актами Тульской области, настоящим Положением.
2. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств:
1) Пенсионного фонда Российской Федерации — на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
2) федерального бюджета — на погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не работавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размере, определенном в подпункте 5 настоящего пункта;
3) Фонда социального страхования Российской Федерации — на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан;
4) Областного бюджета — в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности, а также умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел;
5) Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, областной бюджет возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
3. Для возмещения расходов, указанных в подпункте 2 настоящего пункта специализированная служба по вопросам похоронного дела представляет в управление Пенсионного фонда РФ по Воловскому району, в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» Тульской области, в организацию, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего: документы, подтверждающие стоимость произведенных расходов, подлинную справку о смерти лица, погребение которого было произведено, реестр выполненных захоронений; документы, подтверждающие принадлежность умершего к категории лиц, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.
> Порядок деятельности и правила содержания общественных межпоселенческих кладбищ, расположенных на территории муниципального. |
Содержание Решение Собрания представителей Воловского района Тульской области от 6 сентября 2013 г. N 68-3 «Об утверждении Положения. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения ФАС России по вопросам деятельности организаций на рынке похоронных услуг
В связи с поступающими в ФАС России обращениями по вопросам деятельности организаций на рынке ритуальных услуг, в том числе о специфике деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела, и в целях обеспечения правильного и единообразного применения территориальными органами ФАС России антимонопольного законодательства считаем необходимым дать следующие разъяснения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Закона о погребении, Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение.
Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем, данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе, осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации — специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Как установлено статьей 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Иначе это нивелирует государственные гарантии о бесплатном предоставлении места для погребения каждому гражданину.
Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
ФАС России считает, что с целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, органами местного самоуправления могут быть созданы муниципальные бюджетные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, т.е. не будут являться хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом, органы местного самоуправления будут координировать деятельность муниципальных бюджетных учреждений. Данный механизм работы позволит передать в соответствии с действующим законодательством земельные участки муниципальных кладбищ в ведение муниципальным бюджетным учреждениям. При отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений, органами местного самоуправления функции в сфере похоронного дела должны осуществляться самостоятельно.
По мнению ФАС России, более рациональным является наделение этими функциями уже действующих учреждений или структурных подразделений администрации муниципального образования (муниципальное учреждение городское хозяйство, департамент городского хозяйства и т.д.), а не создание специализированного подразделения с соответствующим финансированием. Как показывает практика (например, Красноярский край), не возникает сложностей при формировании планов кладбищ и выдаче в соответствии с ними разрешений на выделение участка земли под захоронение. Все остальные работы (услуги) на кладбище будут выполняться хозяйствующими субъектами (услуги по захоронению, установке памятников и др.) на конкурентной основе на основании обращений граждан.
Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.
ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.
Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения
Государственные ритуальные услуги в Москве
Стоимость государственных ритуальных услуг в Москве, государственные ритуальные службы Москвы. Что подразумевается под государственными ритуальными службами и государственными ритуальными услугами? Чем отличаются государственные ритуальные услуги от услуг частных похоронных компаний?
Краткий исторический экскурс
На момент своего принятия в 1996 году Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» предусматривал создание т.н. «специализированных служб по вопросам похоронного дела» в городе Москва. Данные службы создавались согласно постановлению Правительства Москвы с участием государственного капитала. Именно поэтому данные службы имели право называться государственными. Позднее, убедившись в убыточности многих из этих предприятий, власти Москвы выставили свою долю в данных компаниях на аукцион, после чего некоторые специализированные ритуальные службы перестали обладать частью госкапитала и полностью перешли в частное владение.
Основным отличием специализированных служб от частных компаний является возможность специализированных служб организовывать государственные похороны на безвозмездной основе (ритуальная служба хоронит умершего бесплатно в пределах размера социального пособия на погребение, а затраченные средства компенсируются ритуальной службе государством).
При этом необходимо отметить, что закон 1996 года не запрещал создание частных ритуальных служб (которые уже существовали на момент принятия закона) и не ограничивал их в деятельности наряду со специализированными службами. К частным компаниям, как и к специализированным службам, предъявляются такие же требования по оформлению документов и ведению коммерческой деятельности.
Кладбища Москвы и ГБУ «Ритуал»
Особняком среди специализированных служб города Москвы стоит Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Ритуал» (бывший ГУП «Ритуал»). Исключительность положения ГБУ заключается в том, что, помимо оказания ритуальных услуг, данная организация осуществляет контроль за всеми кладбищами и крематориями Москвы. Именно через Центральную диспетчерскую службу (ЦДС) ГБУ «Ритуал» осуществляется заказ захоронений на кладбищах и кремаций в крематориях города.
Здесь нужно отметить, что ГБУ «Ритуал» не препятствует деятельности частных ритуальных компаний при условии их надлежащей регистрации в качестве юридического лица. Напротив: имея табельный номер ГБУ «Ритуал», сотрудники частных ритуальных служб имеют возможность заказывать захоронения на кладбищах и кремации через ЦДС ГБУ «Ритуал». Более того, заказ захоронений и кремации через ЦДС может быть осуществлен исключительно сотрудником ритуальной службы, имеющим табельный номер.
Очевидно, что располагая столь широкими полномочиями, ГБУ «Ритуал» занимает лидирующие позиции в похоронном деле столицы, что дает возможность предприятию не столь пристально следить за усиливающейся конкуренцией среди частных похоронных компаний.
Для заказчиков это может означать более высокую стоимость ритуальных услуг по сравнению с предложениями частных ритуальных компаний. Не удивительно: частные ритуальные службы не имеют столь фундаментальных полномочий и стараются вести свою деятельность, опираясь на законы конкуренции. Известно, что заказчика привлекает низкая стоимость и высокое качество. Именно поэтому чтобы сократить затраты на похороны, многие заказчики предпочитают обращаться в частную компанию, работающую в соответствии с законами РФ и сотрудничающую с ГБУ «Ритуал». В этом случае заказчик всегда может рассчитывать на юридически правильное документальное оформление похорон, оправданно низкие цены при высоком качестве и возможность заказать участок на кладбище либо кремацию в крематории через ЦДС ГБУ «Ритуал».
Когда необходимо обращаться в государственную ритуальную службу?
Как можно заключить из вышесказанного, обращение в специализированную ритуальную службу обязательно в одном случае: вам необходимо организовать похороны на безвозмездной основе. Фактически очень немногие родственники соглашаются на этот «набор-минимум», так как ритуальные принадлежности и услуги при похоронах за счет государства значительно отличаются от стандартных.
Во всех остальных случаях, даже при необходимости получения специализированных льгот (для военнослужащих, ветеранов, инвалидов), государственные службы не имеют особых привилегий, поэтому не существует разницы между обращением в частную и специализированную службу (льготы предоставляются на основе квитанции-договора, одинакового как для частных, так и для специализированных служб).
Сколько стоят государственные ритуальные услуги?
Цены на государственные ритуальные услуги интересуют практически всех, кто сталкивается с необходимостью организации похорон. Причина проста: государственные ритуальные услуги рассматриваются как эталонные. То же относится и к их стоимости.
Само выражение «стоимость государственных услуг» подразумевает существование некоего официально утвержденного прейскуранта на ритуальные услуги, единого для всех государственных служб. Резюмируя современное состояние похоронного дела в Москве, необходимо отметить два факта. Первый – отсутствие полностью государственных ритуальных служб, и второй – отсутствие государственного регулирования цен на ритуальные услуги (кроме стоимости подготовки захоронения и кремации, так как по законодательству кладбища и крематории являются государственными учреждениями).
Более того, даже так называемые «специализированные службы по вопросам похоронного дела» не имеют единого прейскуранта (хотя данные службы были созданы постановлением Правительства Москвы и имели часть городского капитала), не говоря уже о десятках городских ритуальных служб различных форм собственности.
Именно поэтому выражение «государственные ритуальные услуги» в настоящее время может с полным правом относиться лишь к услугам по копке могилы и захоронению, а также к услугам кремации. На сегодняшний день в столице действует единый прейскурант исключительно на подготовку участка к захоронению и услуги по кремации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стоимость захоронения на кладбищах Москвы*
Описание услуги | Стоимость, руб. |
---|---|
Описание услуги | Стоимость, руб. |
---|---|
Источники
Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.
Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
-
Беликова, Т.Н.; Минаева, Л.Н. Все о пенсиях; СПб: Питер, 2012. — 224 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.