Срок обжалования решения суда по административному иску

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Срок обжалования решения суда по административному иску" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 — 30.19)

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 219 КАС РФ. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд (действующая редакция)

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

[2]

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Срок обжалования решения суда по административному делу разной инстанции

Если стороны не согласны с итогами суда по рассмотрению административного дела, законодательством РФ предусмотрена процедура обжалования судебного решения. Как осуществляется отмена актов областного, мирового, городского, арбитражного и краевого суда.

Порядок обжалования решения суда по административному делу

Если судья по административному делу вынес решение, его можно отменить путём особой процедуры – обжалования. Право каждого гражданина РФ на обжалование решения районного суда по административному делу установлено Кодексом об административном правонарушении. Эта норма применяется к следующему перечню особ:
  • человек, обвиняемый по административному делу;
  • лицо, выступающее потерпевшим по административному делу;
  • представитель интересов физического лица;
  • представитель интересов юридического лица по делу об административной ответственности;
  • представитель одной из сторон;
  • адвокат обвиняемого;
  • уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Отметим, что при недееспособности гражданина РФ, его интересы должны представляться законным представителем. Если вынесенное постановление не удовлетворит одну из сторон, его может обжаловать опекун.

Жалоба оформляется юридической организацией/учреждением тогда, когда она имеет права на представительство интересов иного лица по договору или согласно закону.

Обжалование решения областного суда по административному делу

Согласно законодательству РФ любое судебное решение, и даже областного масштаба, подлежит обжалованию, если существует объективная тому причина.

Причём отменить можно и тот акт, который ещё не начал выполняться, и тот, который уже вступил в силу. Но только при условии, что он принимался необъективно, с нарушением прав одного из участников судопроизводства.

Для достижения такой цели потребуется собрать пакет документов. А именно:

  • иск, составленный правильным образом и согласно требованиям законодательства РФ;
  • копия протокола. Опытные юристы рекомендуют внимательно проверить данный документ, чтобы информация из оригинальна точно совпадала с копиями;
  • копия вынесенного судом постановления, если итоги были оглашены на месте.

Обжалование решения мирового суда по административному делу

Эта процедура предусмотрена законодательством РФ и выступает действенным инструментом при попытке защитить права и интересы одной из сторон при судебном разбирательстве. Помимо того, эта норма обеспечивает человеку возможность осуществлять контроль над правильностью мирового суда, уровень компетентности и профессионализма судьи. И при наличии малейших сомнений касательно объективности судьи добиться пересмотра дела.

Основные причины, ввиду которых человек вправе подать протест, таковы:

  • нарушение судопроизводства, который установлен законодательным порядком;
  • нарушение действующих законов РФ.

Практика показывает, иногда мировые судьи выписывают штрафы, несмотря на то, что срок давности для применения такой меры уже истёк. Вот один из конкретных примеров ситуаций, когда вполне реально добиться отмены решения мирового суда.

Для того чтобы подать иск на обжалование решения мирового судьи, человеку выделяется только 30 суток после момента оглашения вердикта по судопроизводству. Суть в том, что при оглашении судебного постановления подготавливаются только выводы суда, а при последующей передаче дела канцелярии потребуется составить мотивировочную часть. На следующий день после окончания судебного разбирательства и начинается отсчёт 30-дневного срока, за который нужно подать жалобу с прошением пересмотреть дело. Иная процедура возможна только в том случае, когда судья указал другую дату составления окончательного решения. При подобных условиях сроки меняются. Если же должностным лицом, которое реализует правосудие, оглашается иная дата окончательного решения, то временной период изменится.

Читайте так же:  Справка о тяжелом финансовом положении организации образец

Обжалование решения городского суда по административному делу

Решение городского судьи реально отменить в органе высшей инстанции. Осуществляется данная процедура в кассационном порядке или в суде надзорной инстанции. Подавать жалобу следует в областной или краевой суд. Но составить документ нужно правильным образом, чтобы он был принят к рассмотрению.

Составленный иск описывает такую информацию:

  • наименование органа, куда планируется подать жалобу;
  • информация о составителе иска, а также иных участниках процесса;
  • информация о вынесенном постановлении;
  • причины для отмены итогов судопроизводства.

Подавать такую бумагу с подробным описанием сути прошения потребуется в вышестоящий суд кассационной инстанции через тот городской орган, где было принято обжалуемое решение. Выполнить отмену решения городского суда или отклонить требование составителя иска в праве областной или краевой суд.

Обжалование решения арбитражного суда по административному делу

Добиваться отмены решения можно разными методами. А именно в:
  • Апелляционном порядке. Является первой ступенью для подачи иска, которая отправляет судопроизводство на пересмотр. Срок, на протяжении которого нужно успеть подать жалобу в суд первой инстанции — 30 суток. Отсчёт начинается от момента вынесения решения. Для судопроизводства, которое реализуется упрощённо, тот срок сокращается до 1 дней.
  • Кассационном порядке. Таким образом, оспариваются те постановления арбитражного суда, которые были рассмотрены до того момента в апелляционном суде. Воспользоваться таким правом также можно в том случае, если апелляционный судья отказал человеку в восстановлении прошедшего срока на подачу иска. В кассационном порядке отменяют и апелляционные решения. Сроки для того — 60 дней с момента принятия акта, за которые нужно успеть подать иск в суд первой инстанции.
  • Надзорном порядке. Является последним методом пересмотра постановления арбитражного суда. Так, отмене подлежит любой акт, в том числе и апелляционный, и кассационный. Главное, вписаться в сроки подачи жалобы – 90 дней с момента принятия последнего решения судьи. Составитель иска должен направить его в высший судебный орган.

Каждый из описанных методов достижения желаемого имеет свой временной период для предоставления иска, специфику его предоставления соответствующему органу и изучения им. Этот факт важно учитывать в процессе составления документа.

Обжалование решения краевого суда по административному делу

Решение краевого судьи также можно оспорить, для чего потребуется обратиться в кассационную инстанцию с иском, составленным в специализированном формате.

Законодательством чётко оговорено, какая информация должна описываться в таком документе. Установлено также и то, что кассационное судопроизводство должно проходить в стандартном формате, при котором судья рассматривает все предоставленные ему доводы и доказательства, и делает оценку законности принятого решения.

Кассационная жалоба составляется в соответствии с действующими нормами и законами. Она содержит исчерпывающую информацию о деле, которое рассматривается. Потребуется предоставить ссылки на законодательные нормы, определяющие имеющееся нарушение, допущенное при принятии судебного решения. Таким образом, можно повысить свои шансы на положительный исход дела.

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 30.3 показывает, что:

1) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана (т.е. это право, а не обязанность лиц, указанных в ст. 25.1-25.5, см. коммент. к ним) в течение 10 календарных суток, отсчитываемых:

а) либо со следующего дня после дня вручения копии постановления по делу об административном правонарушении. Она вручается (под расписку) физическому лицу, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (по его просьбе) в течение 3-х дней со дня вынесения постановления;

б) либо со следующего дня после даты, когда копия постановления по делу была получена упомянутыми лицами.

Напомним, что в соответствии со ст. 29.11 копия постановления по делу должна быть выслана (например, по почте) указанным лицам в течение 3-х дней со дня вынесения постановления (см. коммент. к ст. 29.11);

2) если срок подачи жалобы (указанный выше) был пропущен (например, по болезни, по иным уважительным причинам), он может быть восстановлен:

а) по ходатайству (в соответствии с правилами ст. 24.4, см. коммент. к ней) лица, подающего жалобу;

б) судей, должностным лицом, которые правомочны рассмотреть жалобу. О восстановлении срока выносится определение.

2. Применяя правила ч. 3 ст. 30.3 (они введены Законом N 94 и вступили в силу с 18.07.03, а в редакции Закона N 93 — с 05.08.05), нужно учесть, что:

1) в них исчерпывающим образом перечислены случаи, когда жалоба должна быть подана в 5-ти дневный срок;

2) в них имеются в виду 5 календарных дней, отсчитываемых со следующего дня, после дня вручения (получения) копии постановления.

3. Анализ ч. 4 ст. 30.3 показывает, что:

1) ходатайство о восстановлении пропущенного срока может быть и отклонено;

2) вопрос об удовлетворении (отклонении) жалобы решает лишь судья, должностное лицо самостоятельно с учетом всех обстоятельств;

3) об отклонении ходатайства выносится определение. Возможность его обжалования в нормах КоАП не предусмотрена.

Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

[1]

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Читайте так же:  Соотношение постоянной и переменной части заработной платы

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

С какого дня следует исчислять срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление?

Согласно ст. 30.9 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд в сроки, предусмотренные ст. 30.3 КоАП, т.е. в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения вышестоящего органа.

Таким образом, в случае последовательной подачи административной жалобы в несколько вышестоящих органов срок судебного обжалования будет исчисляться со дня вручения или получения копии последнего решения по жалобе. Следовательно, с момента вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии постановления по делу об административном правонарушении и до момента обращения его в суд с жалобой на это постановление может пройти достаточно длительный срок. Все будет зависеть от общего количества вышестоящих инстанций, в которые подавалась административная жалоба.

С какого момента постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если копия такого постановления, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, возвращена в орган, должностному лицу или судье, с отметкой на почтовом извещении об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения?

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Порядок пересылки почтовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221. В частности, в п. 22 Правил закреплено, что на почтовых отправлениях отправителем должны быть указаны точные адреса отправителя и адресата. Это дало основание Верховному Суду РФ прийти к выводу, что выполнение требований данных Правил свидетельствует о принятии органом (должностным лицом или судьей), вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, а также органом почтовой связи всех необходимых мер по направлению и надлежащему вручению лицу копии постановления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассуждая таким образом, в Обзоре судебной практики за I квартал 2010 г. Верховный Суд РФ указал следующее: если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, по почте заказным письмом, не была вручена ему по причине отсутствия данного лица либо уклонения его от получения почтового отправления, то днем вступления постановления в законную силу будет считаться дата возвращения его копии в орган, должностному лицу или судье, вынесшим соответствующее постановление, указанная на почтовом отправлении.

Читайте так же:  Программа переселения соотечественников кемеровская область

Позднее Верховный Суд РФ уточнил свою позицию по данному вопросу и в п. 29.1 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013) разъяснил, что такое постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток после даты поступления (возвращения) в суд его копии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Обжалование по административным делам

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры – обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу. Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

[3]

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу. Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме). Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше). Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ. Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон, должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования. Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба. При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ. Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

Содержание кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права. К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт). Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством голосов судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований к содержанию надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу). Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм. Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

Читайте так же:  Распространяется ли трудовой кодекс на сотрудников полиции

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Уточняющие вопросы по теме

Если я не получу решение суда по административному иску в течении 30 дней, то вступит ли оно в законную силу?

Взаимосвязи между получением решения и вступлением его в законную силу нет. Если не будет жалобы на решение по административному делу, то оно вступит в законную силу по истечению срока обжалования.

Срок обжалования решения суда по административному делу

Как исчисляется срок на обжалование решения

Общий срок обжалования решения суда составляет:

  • в апелляционном порядке, согласно нормам ч. 1 ст. 298 КАС РФ, — 1 месяц;
  • в кассационном порядке по п. 2 ст. 318 КАС РФ — 6 месяцев;
  • в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам — 3 месяца (см. ч. 2 ст. 333, ч. 1 ст. 346 КАС РФ).

КАС РФ устанавливает и другие сроки на обжалование решений, не вступивших в законную силу, — специальные в зависимости от категории дел (см. ч.ч. 2–6 ст. 298 КАС РФ). Для кассации и надзора, оспаривания по вновь открывшимся обстоятельствам специальных сроков нет.

Если дело рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства, то действуют другие правила установления сроков на обжалование решения: согласно нормам ст. 294 КАС РФ апелляционная жалоба должна быть направлена в суд не позднее 15 дней с даты получения заявителем копии этого решения.

Течение срока на апелляционное обжалование начинается на следующий день после дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 3 ст. 92 КАС РФ). По нормам ст. 177 КАС РФ решение принимается в день разбирательства.

В сложных случаях суд имеет еще 5 дней на составление мотивированного решения, и течение срока начинается с момента его составления в окончательной форме. Течение 6-месячного срока на кассационное и надзорное обжалование, согласно нормам ч. 2 ст. 318, п. 2 ст. 333 КАС РФ, начинается со дня вступления решения в законную силу. Вопрос начального момента отсчета срока для обжалования «по вновь открывшимся» весьма сложен – он подробно раскрывается в ч. 2 ст. 346 КАС РФ.

Как определяется момент окончания срока на обжалование

Срок обжалования решения по КАС РФ по общему правилу исчисляется месяцами (1, 3, 6 месяцев), а это значит, что он истекает в соответствующее число необходимого месяца. Если окончание этого срока приходится на месяц, который не имеет нужного числа, процессуальный срок истекает в последний календарный день данного месяца (ч. 1 ст. 93 КАС РФ).

Если срок исчисляется днями, то его окончание придется на последний день периода. Исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 93 КАС РФ, говорит о том, что если последний день срока оказался нерабочим днем, то датой окончания срока обжалования станет следующий рабочий день.

Действие должно быть совершено до полуночи последнего дня. Если жалоба была сдана на почту до 24:00 по почтовому штемпелю, условие считается соблюденным. Иногда возникает вопрос, можно ли отправлять документы в суд не почтой, а курьерскими службами, будут ли в этом случае соблюдены требования?

В ч. 4 ст. 93 КАС РФ, где описываются возможности направления жалобы, говорится об «организации почтовой связи». Этот термин находит свое определение в законе «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, где в ст. 9, помимо «Почты России», указаны иные операторы почтовой связи, имеющие лицензию на оказание услуг почтовой связи.

Несоблюдение этого правила может привести к признанию срока пропущенным (см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.07.2016 по делу № А56-83265/2015).

Последствия пропуска срока обжалования

Сроки обжалования по КАС РФ могут быть пропущены по различным причинам. В ст. 94 КАС РФ рассматриваются последствия пропуска. Право на рассмотрение жалобы по существу жалобы утрачивается, если она не была направлена до 24:00 последнего дня срока. Дата доставки значения не имеет, проверяться будет момент отправки по почтовому штемпелю. Для кассационной жалобы, которая может быть подана по интернету (ч. 3 ст. 319 КАС РФ), определяющим станет момент завершения передачи по каналам связи.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Апелляционная жалоба, кассационная, надзорная жалоба, которая подается с нарушением срока, возвращается заявителю без рассмотрения, (п. 3 ч. 1 ст. 301, п. 3 ч. 1 ст. 321, п. 3 ч. 1 ст. 325 КАС РФ).

Возврат жалобы оформляется определением, на которое заявитель в случае апелляции вправе направить частную жалобу (ч. 3 ст. 301 КАС РФ). Заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам, несмотря на пропуск срока, не возвращается. Вопросы соблюдения и восстановления срока суд решает в предварительном судебном заседании (ч. 3 ст. 346 КАС РФ).

Если жалоба была подана своевременно, но возвращена заявителю и подается повторно уже с пропуском срока, факт первоначальной своевременной подачи значения не имеет (см. решение Нововятского районного суда г. Кирова от 20.09.2017 по делу № 2-765/2017).

Восстановление пропущенного срока на обжалование решения суда по административному делу

Если право на обжалование утрачено, сторона вправе подать ходатайство о его восстановлении. Ходатайство можно подготовить, изучив статью «Ходатайство о восстановлении пропущенного срока — образец». Заявление о восстановлении пропущенного срока рассматривается по нормам ст. 95 КАС РФ судьей единолично, участники спора не извещаются, и заседание не проводится.

Но Пленум ВС РФ в п. 30 постановления «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» от 27.09.2016 № 36 (далее — постановление № 36) предоставил судье право с учетом характера и сложности вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляции рассмотреть ходатайство в судебном заседании.

Читайте так же:  Образец расторжения договора страхования жизни по кредиту

Сложность дела, согласно п. 35 постановления № 36, подтверждается:

  • значительным числом участников;
  • объединением нескольких требований;
  • большим объемом доказательств.

При решении вопроса о восстановлении срока для апелляционного обжалования судья может опираться и на длительность пропуска (см. решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 22.09.2017 по делу № 2А-3986/2017). Восстановление срока подачи кассационной жалобы может быть произведено согласно ч. 3 ст. 318 КАС РФ, только если выявлено одно из 2 обстоятельств:

  • срок по уважительной причине пропущен не более чем на 12 месяцев;
  • заявитель является лицом, ранее не привлеченным к участию в деле.

Вопросы восстановления срока на подачу надзорной жалобы и заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам освещены соответственно в ч. 3 ст. 333 и ч.ч. 3, 4 ст. 346 КАС РФ.

Основания для восстановления

Судья принимает решение о восстановлении срока в том случае, если сочтет причины его пропуска уважительными (ч. 1 ст. 95 КАС РФ). П. 51 постановления № 36 содержит примеры уважительных причин для пропуска сроков (данный пункт относится к делам об оспаривании судебного приказа, тем не менее иногда применяется расширительно).

Среди данных примеров:

  • нарушение правил доставки документов почтой;
  • болезнь;
  • командировка;
  • отпуск.

Очевидно, что эти причины могут применяться только в отношении заявителей — физических лиц. Для юридических лиц суду необходимо будет предложить иные возможные причины, например неукомплектованность штатного состава и большой объем работы (см. решение Мытищинского городского суда Московской области от 17.09.2017 по делу № 2А-4807/2017).

Кроме перечисленных в постановлении № 36 уважительными могут быть признаны любые причины, подтверждающие, что заявитель принимал все меры по направлению жалобы в установленный срок и просрочка произошла без его вины, например по причине закрытия единственного почтового отделения в месте его проживания.

Вопрос о причинах пропуска исследуется судом не формально, а с учетом конкретных обстоятельств дела (см. решение Читинского районного суда от 22.09.2017 по делу № 2А-1528/2017). Судебная практика показывает, что наличие достаточных оснований в большинстве случаев позволяет восстановить срок.

Установление законодателем коротких сроков на обжалование решений суда по административным делам вынуждает стороны внимательнее следить за их исчислением и не допускать истечения, которое повлечет за собой погашение права на судебную защиту.

Срок обжалования постановления судебного пристава

Краткое содержание

  • Какой срок на обжалование постановления судебного пристава на арест имущества.
  • Обжалование постановление судебного пристава исполнителя в суд
  • Обжалование постановления судебного пристава
  • Срок обжалования судебного постановления
  • Сроки обжалования судебных приставов
  • Сроки обжалования действий судебного пристава

Виталий, вы можете восстановить срок для обжалования постановления если имелись уважительные причины пропуска срока.

КАС РФ Статья 360. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)

Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Здравствуйте.
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Источники


  1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

  2. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  3. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Срок обжалования решения суда по административному иску
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here