Чем отличается публичный сервитут от частного сервитута

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Чем отличается публичный сервитут от частного сервитута" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Обременение права собственности земельным сервитутом

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, — праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов — частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд — обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость. При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности — собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ). В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка. В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов. Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

[1]

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства. По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г. N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом — ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен. Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Читайте так же:  Приказ на передачу материальных ценностей при увольнении

Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»

Публичный сервитут

Краткое содержание

  • Нужно ли публичный сервитут для линии связи ставить на кадастровый учет?
  • Нужно оформить публичный сервитут. НЕ ЗНАЕМ КАК!
  • Интересуют частные вопросы по установлению публичного сервитута.
  • Какие положительные моменты в установлении публичного земельного сервитута? Спасибо!
  • Установление публичного сервитута
  • Публичный земельный сервитут

Публичный сервитут нужно регистрировать, а регистрация без кадастрового учета невозможна.

1. ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости»

2. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Доброго времени суток, Александр,
Если Вас интересует общий порядок, то надо обратиться с заявлением о регистрации публичного сервитута в местную администрацию.

Если же нужно решить конкретный вопрос, лучше обратиться к юристу за частной (платной) консультацией.

Частный сервитут

Виды сервитутов

[2]

Сервитут

Ограниченные вещные права

Основная идея института ограниченных вещных прав состоит в том, что необходимо предоставить лицам возможность непосредственно воздействовать на чужую вещь, чтобы эта возможность не зависела от действий других лиц.

Признаки ограниченных вещных прав:

Ø ОВП являются абсолютными.

Ø ОВП обладают свойством следования – сохраняются независимо от смены

Ø ОВП производны от права собственности, они прекращаются вместе с правом

собственности, если субъект становится собственником, то прекращается и ограниченное вещное право.

Сервитут — это право ограниченного права чужого недвижимого имущества.

В законе не сказано, что земельные участки обязательно должны быть соседствующими, главное – это потребность в использовании, которая должна быть доказана. Сервитут должен быть наименее обременительным для собственника (в Земельном Кодексе).

o постоянный и срочный

o положительный (сервитуарий получает право совершать определенные действия) и

отрицательный (собственнику служащего участка запрещается совершать определенные действия). Сервитут не может заключаться по поводу активных действий собственника служащего участка.

o В зависимости от того, чьи потребности удовлетворяются — частные и публичные

Частные сервитуты – право в интересах частного лица, устанавливается на основании договора. Если соглашения достичь не удается, судебное решение. Сервитут как вещное право подлежит государственной регистрации. Собственник сохраняет все полномочия. При переходе права собственности на служащий участок сервитут сохраняется. Сервитут не подлежит раздельному обороту от права собственности.

По общему правилу частный сервитут является возмездным → требование соразмерной компенсации.

Основания прекращения права сервитута:

1. Отпадение оснований, из-за которых был установлен сервитут. Порядок прекращения не

установлен. Применять следующие принципы: если установлен на основании договора, расторгаем договор, если установлен в судебном порядке – судебным решением. Прекращение сервитута должно быть зарегистрировано. Нужно различать, когда объективно не нужно пользоваться или когда управомоченный не использует права сервитута, это не означает, что у него отпала потребность

2. Служащая недвижимость не может быть использована по назначению. В таком случае

сервитут прекращается по решению суда, бремя доказывания лежит на собственнике служащего участка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10276 —

| 7251 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Чем отличается публичный сервитут от частного сервитута

Телефон Горячей Линии для жителей Москвы и Московской области

Юридическая Консультация в Офисе и по Телефону

Юридическая
Консультация Помощь Юриста

Онлайн консультация юриста и адвоката

  • Home »
  • Юридическая Помощь »
  • Земельное право »
  • ЧТО ТАКОЕ СЕРВИТУТ? В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО СЕРВИТУТА? КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

ЧТО ТАКОЕ СЕРВИТУТ? В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОГО И ЧАСТНОГО СЕРВИТУТА? КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

Сервитут и право ограниченного пользования чужим земельным участком — синонимы. Сервитуты предусматривались еще в римском праве как права на чужую вещь и имели несколько разновидностей. Современное российское гражданское право рассматривает сервитут как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижи­мым имуществом другого лица.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имуще­ства, в том числе земельного участка, вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собствен­ника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Такого рода сервитут ЗК РФ называет частным сервитутом. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, про­кладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопрово­дов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

ЗК РФ ввел также понятие публичного сервитута, который устанав­ливается в интересах не отдельного собственника земельного участка, а для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения в случаях, когда не требуется изъятия земель­ного участка. Публичные сервитуты могут устанавливаться:

  • 1) для прохода или проезда через земельный участок;
  • 2) использования земельного участка в целях ремонта коммуналь­ных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объ­ектов транспортной инфраструктуры;
  • 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических зна­ков и подъездов к ним;
  • 4) проведения дренажных работ на земельном участке;
  • 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установ­ленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям;
  • 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • 10) свободного доступа к прибрежной, полосе.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Например, в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 113-Ф3 «О гид­рометеорологической службе» установлено (п. 4 ст. 13), что на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Законом или иным нормативным правовым актом, которыми уста­новлен публичный сервитут, определяются и права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута (п. 2 ст. 41 ЗКРФ).

Частный сервитут устанавливается по соглашению между ли­цом, требующим установления сервитута, и собственником сосед­него участка. Частный сервитут может быть установлен в интересах не только собственника земельного участка, но и лица, которому уча­сток предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или пользования.

Для решения вопроса можете воспользоваться нашим предложением: Бесплатная Юридическая Консультация

Понятие частного и публичного сервитута

Сервитут – это право ограниченного пользования чужих земельных участков в зависимости от порядка установления и лиц, в пользу которых он устанавливается. Сервитут бывает частным и публичным. Сервитут может быть срочным или постоянным; безвозмездным или возмездным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством по требованию лица, которому принадлежит земельный участок или иной объект недвижимости. Такой сервитут установлен в результате соглашения собственником соседнего обременяемого сервитута участка. При недостижении согласия спор решается судом. Наиболее распространённым основанием для сервитута является необходимость прохода или проезда по участку, а также прокладка и эксплуатация инженерных коммуникаций. При переходе прав на обременнёный сервитутом земельный участок к иному лицу сервитут сохраняется.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Публичный сервитут – устанавливается НПА для обеспечения интересов государства, местного самоуправления и местного населения. Такие сервитуты устанавливаются с учётом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

2.Чем отличается частный сервитут от публичного?

1.Муниципальные земли обременены арендой, с кем заключается в таком случае договор сервитута (на эти земли)? 2.Чем отличается частный сервитут от публичного? Спасибо.

договор заключается с собственником- муниципальным образованием

отличия здесь смотрите

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

[Земельный кодекс РФ] [Глава IV] [Статья 23]

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

фото

примеры расположения сервитутов

документы

примерная схема расположения сервитутов

пример договора об установлении частного сервитута

Содержание

Что такое сервитут?

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus — означало «рабство вещи», «служение её»).

[3]

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, — обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона — владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению (договору, который лучше официально зарегистрировать в палате) между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.

Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.

Собственник земельного участка (а также землепользователь, землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например, при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.

В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.

Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

Публичный сервитут вводится несколькими способами:

  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3статьи 23Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)

Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.

Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Отличие частного сервитута от публичного

Содержание:

Под сервитутом в российском законодательстве понимается получение права на ограниченное использование чужой землёй, а также зданием или иным объектом недвижимости. По закону сервитут разделяется на:

1. частный – тот, который налагается на участок или здание в пользу конкретного лица;

2. публичный – который используется, если этого требуют интересы Российской Федерации в целом, её субъекта, местного муниципалитета или просто населения.

Однако различие между частным и публичным сервитутом связано не только с тем, в чьих интересах он накладывается. Так, публичный сервитут предусмотрен лишь законодательством о земельных правоотношениях – из-за чего можно установить, что на здания или сооружения он не накладывается.

Кроме того, отличие частного сервитута от публичного заключается и в том способе, которым оба сервитута накладываются. Процедура наложения частного сервитута заключается в следующем:

— С помощью заключения соглашения между владельцем недвижимости и лицом, которое нуждается в сервитуте. Они подписывают между собой договор и регистрируют его в органах Росрееста. С этого момента сервитут считается наложенным;

— Если согласия достичь не удалось, и заинтересованное лицо обращается с иском в суд. Здесь, если удаётся
доказать, что нет иного способа обеспечить законные интересы, кроме наложения сервитута, суд принимает решение, и истец получает ограниченные права на пользование чужой недвижимостью.
Если на участок требуется наложить публичный сервитут, процедура куда сложнее:

— должно иметься одно из оснований, предусмотренных в законе: проход через участок, водозабор, дренажные работы и т. п. Полный перечень приведён в Земельном кодексе, и он исчерпывающий;

— публичный сервитут налагается по инициативе органов власти либо по заявлению кого-то из заинтересованных лиц. Вслед за заявлением должно состояться его рассмотрение органом власти, а затем и публичные слушания с участием местных жителей, владельца участка и представителей власти.

— по итогам слушаний, изучив мнения заинтересованных лиц, местная власть принимает акт о наложении сервитута.

Если вы заинтересованы в наложении сервитута или, напротив, хотите его избежать – обратитесь к опытным юристам по земельным вопросам нашей компании.

Узнайте на нашем сайте: разел долей в доме. Найдите хорошего юриста по земельным вопросам здесь.

Что такое публичный сервитут? Виды, плата и цели на установление публичных сервитутов

На земельные участки могут накладываться различные обременения, для каждого из которых характерны свои особенности.

Нередко таким обременением становится сервитут, устанавливающийся только государственным органом, но без передачи земли в государственную собственность.

В данной статье мы рассмотрим, что такое публичный сервитут и когда он применяется. Также будет рассказано о грамотной установке такого вида обременения на землю.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Поведение субъектов земельного права по отношению к участкам регулируется Земельным кодексом. Нюансы, связанные с наложением сервитута, зафиксированы в статье 23 ЗК РФ.

В ней определены цели для установления сервитута плюс длительность данного права ограниченной эксплуатации участка. Итак, что такое публичный сервитут в отношении земельных участков?

Публичный сервитут — это указанное право, согласно которому можно пользоваться участком, находящимся в чужой собственности. В противовес частному типу сервитута, заключаемого с одноименным лицом, публичный устанавливается в пользу государства.

По этому же обстоятельству публичный сервитут не идентичен общественному сервитуту. Последний определяется и реализуется для удовлетворения интересов частного лица на условиях, схожих с частным сервитутом (об отличиях публичного и частного сервитута можно узнать тут, а здесь мы рассказывали, кем он может быть установлен и как).

В них зафиксирована возможность всех жителей страны посещать территории лесного фонда страны и использовать водные массивы, находящиеся в общем пользовании, и прочие типы водных ресурсов. С помощью вышеуказанных документов отображены водный и лесной сервитуты, направленные в пользу общества.

Особенности права ограниченного пользования наделом

Публичный земельный сервитут отличается некоторыми нюансами:

  1. Упомянутое право оформляется исходя из соответствующего правового акта.
  2. Утверждение права ограниченной эксплуатации куска земли применимо для удовлетворения интересов населения или государства.
  3. Для вынесения акта потребуются основания, в чьей роли нередко выступают итоги, полученные в процессе общественных слушаний.

Виды общественного обременения

Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права (о разнице между постоянным и срочным сервитутом читайте тут).

Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.

Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.

Цели установления

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:

  • обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
  • при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
  • если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
  • применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.

Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.

На каких основаниях может быть установлен?

Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.

Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:

  • проход или проезд (о сервитуте на проход и проезд к участку читайте тут);
  • выпас или прогон животных;
  • осуществление дренажных работ;
  • геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
  • размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
  • для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
  • проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.

Публичный сервитут представляют следующие примеры:

  1. Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
  2. Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
  3. Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.

Что надо знать о межевании земельных участков?

Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.

При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.

Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.

Границы зон действия

Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.

При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.

Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.

Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.

Плата за обременение

Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.

При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.

Как установить право ограниченного пользования наделом?

Для установки права ограниченного пользования наделом должны выполниться несколько шагов, среди которых:
  1. Составление заявление и его подача.
  2. Рассмотрение обращения представителями госвласти.
  3. Организация общественных слушаний, на основании которых выносится решение.
  4. Принятие решения со стороны органа власти в вопросе наложения сервитута, затем издание нормативного правового акта.
  5. Начало действия сервитута.

Сервитут определяется с использованием нормативного акта, поскольку обременение хоть и накладывается на четко обозначенный надел и для конкретного хозяина участка, он будет находиться в пользовании большого количества лиц.

Что потребуется указать в заявлении:

  1. Сам участок, на который будет установлен сервитут.
  2. Цели, для которых накладывается обременение.
  3. Срочный или бессрочный сервитут требуется.
  4. Информация о собственниках надела.
  5. Информация о будущих пользователях права и т. д.
  • Скачать бланк заявления на установление сервитута
  • Скачать образец заявления на установление сервитута

Рассмотрением поданного документа и назначением сервитута занимается орган, обозначенный в нормативном акте субъекта. Сроки рассмотрения определяются там же.

Общественные слушания представляют собой обсуждение ситуаций, имеющих отношение к обществу, при его непосредственном участии. Несмотря на то, что законодательно подобной формы не определено в законодательстве, подобное мероприятие можно расценивать как сход граждан.

Вся информация о слушаниях и их результатах оформляется в виде протокола, содержащего информацию о повестке слушаний, количестве участников и результатах процесса. Данное мероприятие не является обязательным и его итоги обычно имеют сугубо рекомендательный характер.

В нормативном акте, составляемом после получения положительного решения обязательно указывается надел и основные данные о нем, его владельце, времени и причинах для создания права ограниченной эксплуатации земли.

Старт работы сервитута совпадает с регистрацией упомянутого права в ЕГРП. Причем сведения о земельном наделе должны уже содержаться заранее в Росреестре. Для занесения данных в регистрационную палату понадобится фиксированный пакет бумаг:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Оплаченная квитанция,фиксирующая внесение госпошлины.
  3. Нормативный акт, где прописано наложение сервитута.
  4. Нотариально заверенная доверенность, если оформлением занимается официальный представитель.
  5. План надела.
  • Скачать бланк заявления о регистрации сервитута
  • Скачать образец заявления о регистрации сервитута

Данная процедура позволяет использовать надел с учетом интересов всех сторон, эксплуатирующих надел.

Подробнее об оформлении публичного сервитута и о том, кем он устанавливается, читайте здесь.

При правильном оформлении бумаг и отсутствии противостояния со стороны владельца участка можно добиться большей выгоды в виде получения компенсаций за эксплуатацию земли. В то же время, если в отношении собственника присутствуют неправомерные действия, он имеет право подать в суд для восстановления ущемленных прав.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео (кликните для воспроизведения).

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Источники


  1. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.

  2. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  3. Кудрявцев, В. В. История и методология физики 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров / В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2015. — 230 c.
Чем отличается публичный сервитут от частного сервитута
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here