Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования" с полным раскрытием тематики и дополнительными источниками информации.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере дошкольного образования

Информационно-аналитическое и организационное сопровождение экспериментальной деятельности осуществляется Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, инновационной деятельности – Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования».

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, ежегодно утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Методические и информационные материалы по организации экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (банк потенциальных консультантов и экспертов, формы заявок, образцы справок о промежуточных (итоговых) результатах реализации инновационных проектов, перечень тем инновационных проектов, реализованных с 2004 г. по 2014 г.
и пр.) размещены на сайте Научно-методического учреждения образования «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www.adu.by), государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).

Организация экспериментальной и инновационной деятельности основывается на научном обосновании необходимости и целесообразности изменений в существующей практике работы учреждений дошкольного образования и является необходимым компонентом развития учреждения дошкольного образования. Вместе с тем, наряду с позитивными тенденциями в сфере инноватики дошкольного образования республики, актуальной остается проблема координации и сопровождения участников в организации экспериментальной и инновационной деятельности на региональном, районном уровнях, а также активного включения учреждений дошкольного образования всех регионов республики в процесс реализации экспериментальных и инновационных проектов.

В этой связи Министерство образования обращает внимание институтов развития образования на необходимость:

— актуализации и стимулирования коллективов учреждений дошкольного образования на апробацию результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дошкольного образования в целях определения эффективности и целесообразности их внедрения в практику;

— выявления лидеров-идеологов и организаторов, группы единомышленников в учреждениях дошкольного образования с целью обеспечения развития экспериментальной и инновационной деятельности в регионах республики;

— проведения опережающей подготовки руководящих и педагогических работников учреждений дошкольного образования к участию в экспериментальной и инновационной деятельности в условиях обучающих семинаров по проблематике апробации и внедрения новшеств;

— осуществления индивидуального консультирования руководителей учреждений дошкольного образования – потенциальных участников экспериментальной и инновационной деятельности и научно-методического сопровождения процесса формирования готовности педагогических коллективов к экспериментальной и инновационной деятельности:

фундаментальности знаний о концептуальном характере внедрения новшеств в образовательный процесс, обеспечивающих обновление педагогического мышления, заключающееся в формировании у педагогов ценностной позиции как субъекта деятельности и научно-методическое приращение образовательной практики в учреждении дошкольного образования;

установки на значимость инновационных процессов как основного механизма качественных изменений в деятельности дошкольного учреждения в условиях современной социально-экономической ситуации;

позиции о необходимости личностно-профессионального развития в течение всей жизни;

инновационных умений, обеспечивающих владение педагогом обобщенными способами целостной инновационной деятельности, и предполагающих ее осознанное выполнение, рефлексию, внесение необходимых корректив на всех этапах инновационного цикла;

— создания условий для демонстрации и трансляции инновационного опыта в регионе (проведение творческих отчетов, мастер-классов, выставок, конкурсов профессионального мастерства, интернет-конференций и др.).

Управлений (отделов) образования, спорта и туризма на:

— обеспечение неукоснительного выполнения нормативных правовых актов, регламентирующих организацию экспериментальной и инновационной деятельности;

— мотивирование учреждений дошкольного образования на участие в экспериментальной и инновационной деятельности;

— своевременное доведение информации до заинтересованных лиц о перечне документов и сроках подачи заявки на участие в экспериментальной и инновационной деятельности;

— формирование единого информационного поля для сопровождения инновационной деятельности;

— определение актуальной для учреждения направленности развития и цели преобразований с учетом своего потенциала;

— взаимодействие учреждений дошкольного образования с консультантом (руководителем) проекта;

— осуществление анализа промежуточных и обобщения конечных результатов инновационной деятельности;

— трансляцию накопленного инновационного педагогического опыта в районе (городе).

Учреждений дошкольного образования на:

— создание условий для:

заинтересованности и подготовленности педагогов к изменению своей деятельности в новых условиях, проявления личностной вовлеченности в процесс экспериментальной и инновационной деятельности и уверенности в достижении успеха;

формирования творческого коллектива единомышленников;

совместного обсуждения и определения приоритетных линий экспериментального и инновационного развития учреждения дошкольного образования;

использования широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогов учреждения дошкольного образования;

организации практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование образовательного процесса в условиях апробации и внедрения новшества;

— своевременное выявление проблем, возникающих у педагогических работников учреждений дошкольного образования, на базе которых осуществляется реализация экспериментальных и инновационных проектов, в процессе подготовки отчета по экспериментальной и инновационной деятельности.

Представляем примерный вариант структуры отчета, который может быть скорректирован и дополнен учреждением дошкольного образования.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 44 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Читайте так же:  Представление интересов в органах государственной власти

2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

4. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Инновационная деятельность в образовании

Инновационная деятельность в образовании. •Инновация: (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. •Инновация: (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность в образовании»

Инновационная деятельность в образовании

Проект закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 19. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Приказ Минобрнауки №218 от 23 июня 2009г. « Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации»

Инновационная инфраструктура в системе образования создается в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования с учетом перспектив и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования, интеграции системы образования Российской Федерации в международное образовательное пространство , более полного удовлетворения образовательных потребностей граждан .

Инновационная инфраструктура в образовании

  • Образовательные организации (в т.ч. находящиеся друг с другом в договорных отношениях в рамках сетевого взаимодействия)
  • Координирующие органы (федерального, регионального, муниципального уровней)
  • Система поддержки инновационной деятельности (федерального, регионального, муниципального уровней)
  • Система ресурсного обеспечения инновационной деятельности (в т.ч. софинансирование в условиях ЧГП)
  • Система оценки качества инновационной деятельности (в т.ч. общественно-профессиональная)
  • Система подготовки менеджеров инновационных образовательных проектов (ИОП) и проектных команд педагогов – разработчиков и реализаторов ИОП
  • Система маркетинга и диссеминации инновационных образовательных продуктов

Инновация: традиционное определение

  • Инновация : (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновации и новшества в образовании

  • Инновация – глубинные изменения в образовательной системе, меняющая суть взаимоотношений (ценностей и целей) субъектов образовательного процесса
  • Новшества – внешние изменения (улучшения) определенных параметров и характеристик образовательной системы, изначально не предполагающие ценностных изменений во взаимоотношениях субъектов образования
  • Превращение («внедрение») новшества в инновацию происходит только на ценностной основе

  • Инновационная деятельность — комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения смысловых и иных компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
  • Непременное и обязательное условие в инновационной деятельности — распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек, высокообразованный специалист (Хуторской А.В.).

Два типа инноваций

  • Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.
  • Второй тип — инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности.
Читайте так же:  Установленная продолжительность перерыва коммунальных услуг

Сеть, сетевое лидерство, сетевые взаимодействия

  • Сеть – сообщество суверенных личностей (профессионалов), согласовавших свои личные ценности и цели с общими ценностями и целями
  • Сетевое лидерство – лидерство, основанное на естественном авторитете, обеспечивающем признание в сообществе
  • Сетевые взаимодействия – добровольные взаимоотношения между субъектами сети, осуществляемые для достижения общих целей на основании согласованных личных ценностей. В их рамках возникают благоприятные условия для реализации инноваций в образовании

Цели и задачи ФЦПРО 2011 — 2015

  • Цельюпрограммы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации
  • Задачами программы являются:
  • — модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • — развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда

Новые направления модернизации образования

  • Инновационный проект направлен на создание устойчивой модели образовательной практики , перспективной для дальнейшего массового внедрения .
  • Под инновационным проектом понимается авторский вариант решения стратегической задачи развития системы образования, результатом которой является инновационный продукт, готовый к распространению среди образовательных учреждений.

  • Инновационный продукт , представляет собой модель инновационной практики образовательного учреждения (педагога), обеспечивающей высокую результативность, востребованность в системе образования, готовность к публикации и распространению.
  • Инновационный образовательный продукт представляет собой учебно — методический результат обобщения образовательной практики, отчужденный от автора в форме:
  • учебно-методического описания организации образовательного процесса (цель, содержание, технологии, формы обучения, мониторинг результативности, модели деятельности учащегося и педагога и т.д.);
  • описания необходимых и достаточных условий реализации данного учебно-методического продукта в практической деятельности;
  • комплекта нормативных и учебно-методических разработок, обеспечивающих реализацию образовательной практики (нормативный акт, методические рекомендации, учебно-методический комплекс, контрольно-измерительные материалы, учебник и т.д.).

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В государственной программе «Развитие образования на 2013 — 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295[1], повышение эффективности и качества образования названо одним из базовых направлений реализации государственной политики, общей рамкой тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Основными целями государственной программы по развитию образования на период до 2020 г. определены обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

Модернизация российского образования и развитие системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации предполагают проведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Под экспериментальной деятельностью понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям государственной политики в области образования.

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий и образовательных ресурсов (ч. 1 комментируемой статьи). Как это следует из самого определения такой деятельности, она осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ:

— Постановление Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»[2];

— Постановление Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 501 «О проведении в 2012 — 2014 годах эксперимента по обучению уволенных военнослужащих на основе предоставления государственных именных образовательных сертификатов»[3];

— Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 756 «О проведении в 2013 — 2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования»[4].

Так, например, в 2009 — 2014 гг. в Российской Федерации проводился эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования. Целью такого эксперимента было формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Нормативные правовые акты, регулирующие экспериментальную деятельность в образовании, принимаются также на уровне субъекта Российской Федерации (Приказ Департамента образования г. Москвы от 24 июня 2005 г. № 339 «Об утверждении Положения об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы»[5], Решение Коллегии департамента образования Тверской области от 27 октября 2005 г. № 18 «О проведении эксперимента по созданию сельских образовательных округов и базовых школ»[6], Распоряжение Правительства Рязанской области от 21 мая 2012 г. № 212-р «Об организации проведения эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[7]и т. д.) и муниципального образования (Постановление главы муниципального образования «Юргинский городской округ» (Кемеровской области) от 8 июля 2009 г. № 1102 «О проведении эксперимента по установлению нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования»[8], Постановление мэра города Новосибирска от 8 мая 2007 г. № 337 «Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке в муниципальной системе образования города Новосибирска»[9] и т. д.).

Читайте так же:  Количество прописанных в однокомнатной квартире: что позволяет закон 2023 года?

В этих правовых актах определяется порядок перевода государственных и муниципальных образовательных организаций в режим экспериментальной площадки, статус экспертных советов и отдельных экспертов, контролирующих экспериментальную деятельность образовательной организации, и т. д.

Наряду с экспериментальной деятельностью, предметом законодательного регулирования в комментируемой статье является инновационная деятельность в сфере образования. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»[10], под инновациями понимается введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. В том же Законе содержится и определение инновационной деятельности, под которой законодатель понимает деятельность (научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов[11], а также на создание инновационной инфраструктуры[12] и обеспечение ее деятельности.

В комментируемой статье закреплены:

[2]

а) цели инновационной деятельности в образовании: совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования;

б) формы инновационной деятельности в сфере образования: инновационные проекты и программы;

в) участники инновационной деятельности в сфере образования: организации, осуществляющие образовательную деятельность, иные организации, действующие в сфере образования, а также их объединения;

г) принципы осуществления инновационной деятельности:

— при реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом;

— федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;

— в целях создания условий для инновационной деятельности организации, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для развития системы образования, могут быть признаны федеральными или региональными инновационными площадками.

Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой, а также сам перечень федеральных инновационных площадок устанавливаются Минобрнауки России: Приказ Минобрнауки России от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»[13].

В упомянутом нормативном акте определяется, что федеральные и региональные инновационные площадки составляют инновационную инфраструктуру российского образования.

[3]

Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение:

— новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

— примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;

— новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;

— методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;

— новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях;

— новых институтов общественного участия в управлении образованием;

— новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Федеральные площадки могут осуществлять также иные виды инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

В целях управления деятельностью инновационных площадок Минобрнауки России создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. В него входят представители Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Координационный орган готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах и программах; представляет Минобрнауки России предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками и т. д.

Читайте так же:  Когда правильно обращаться за налоговым вычетом: ключевые моменты

Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Минобрнауки России на основе предложений координационного органа.

В свою очередь, координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов или программ. Экспертиза осуществляется организацией, которую Минобрнауки России определяет на конкурсной основе.

[1]

Порядок признания организаций, действующих в сфере образования, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например:

— Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 сентября 2012 г. № 601 «О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы»[14] (этим приказом было утверждено «Положение о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы»);

— Постановление Правительства Ленинградской области от 12 сентября 2014 г. № 419 «Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования Ленинградской области организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками Ленинградской области»[15];

— Приказ Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2015 г. № 34 «Об утверждении нормативных документов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики»[16] (этим приказом были утверждены: «Порядок осуществления инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики», «Положением о республиканской инновационной площадке», «Порядком представления инновационного образовательного проекта (программы)») и т. д.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования урегулирована ст. 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Целью осуществления данных видов деятельности является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 273-ФЗ экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, осуществление экспериментальной деятельности на уровне школы или муниципального образования Федеральным законом № 273-ФЗ не предусматривается, а, следовательно, является незаконной.

Что касается инновационной деятельности, то она в отличие от экспериментов, предполагает совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ (ч. 3 ст. 20). Инновационная деятельность осуществляется образовательными организациями и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Требованием к осуществлению инновационной деятельности является строгое соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.

При этом Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 20) предусматривает возможность получения образовательными организациями статуса федеральных и региональных инновационных площадок с целью поддержки реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования.

Однако указанная норма не исключает возможность осуществление инновационной деятельности на уровне общеобразовательных организаций вне статуса федеральной или региональной площадки при соблюдении общих требований законодательства. Кроме того, не исключается и поддержка инновационной деятельности на уровне муниципального образования при наличии соответствующих возможностей.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере дошкольного образования

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере дошкольного образования направлена на обновление содержания образовательной программы дошкольного образования и повышение качества дошкольного образования посредством реализации экспериментальных и инновационных проектов.

Экспериментальная деятельность представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дошкольного образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.

Инновационная деятельность представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством и на основании следующих нормативных правовых актов:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (Статья 97).

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».

3. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих».

4. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь»».

Читайте так же:  Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 марта 2007 г. № 25 «О некоторых вопросах регулирования труда педагогических работников» (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 7 октября 2011 г. № 269).

6. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

Министерством образования ежегодно утверждается перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Информационно-аналитическое и организационное сопровождение экспериментальной деятельности осуществляется Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, инновационной деятельности – Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования».

Формы заявок на участие в экспериментальной деятельности, примерные структуры экспериментального проекта, отчета о результатах экспериментальной деятельности, рекомендаций (составление календарного плана экспериментальной деятельности, ведение дневника экспериментальной деятельности, разработка экспериментального проекта, примерная структура методических рекомендаций и пр.), перечень документов по экспериментальной деятельности в учреждении образования и иная информация по вопросам организации экспериментальной деятельности в учреждении образования размещены на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (www . adu . by) в разделе «Научно-исследовательская деятельность», подкатегория «Экспериментальная деятельность».

Методические и информационные материалы по организации инновационной деятельности в сфере образования (банк потенциальных консультантов и экспертов, формы заявок, образцы справок о промежуточных (итоговых) результатов реализации инновационных проектов и пр.) размещены на сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (www . academy . edu . by) в разделе «Сопровождение инновационной деятельности в учреждениях образования» (вкладка «Подробнее», подраздел «Подразделения»: «Центр развивающих педагогических технологий»). Дополнительную информацию о реализованных и реализуемых в Республике Беларусь инновационных проектах, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, методических рекомендациях по распространению инновационного опыта, повышении квалификации и научно-методическом сопровождении инновационной деятельности на республиканском уровне можно также получить на сайте http :// alib . edu . by / apo /.

Несмотря на то, что наметилась тенденция к увеличению количества инновационных проектов, актуальной остается проблема координации деятельности и сопровождения участников в организации инновационной деятельности на региональных уровнях, а также активного включения учреждений дошкольного образования всех регионов республики в инновационную деятельность.

В связи с этим необходимо:

Управлениям образования:

— обеспечить неукоснительное выполнение нормативных правовых актов, регламентирующих организацию инновационной деятельности;

— мотивировать учреждения дошкольного образования на участие в инновационной деятельности;

— формировать единое информационное поле для сопровождения инновационной деятельности;

Региональным Институтам развития образования:

— проводить опережающую подготовку руководящих и педагогических работников учреждений дошкольного образования к участию в инновационной деятельности, организовывать обучающие семинары по вопросам инновационной деятельности;


— осуществлять индивидуальное консультирование руководителей учреждений дошкольного образования – потенциальных участников инновационной деятельности;

— создавать условия для демонстрации и трансляции инновационного опыта в регионе (проведение творческих отчетов, мастер-классов, выставок, конкурсов профессионального мастерства, конференций и др.).

Учреждениям дошкольного образования:

— определить актуальную для учреждения направленность развития и цель преобразований с учетом своего потенциала;

— предпринять активные шаги по взаимодействию консультанта и руководителя инновационного проекта;

— изучить мотивацию и готовность педагогических кадров к участию в инновационной деятельности;

— создать условия для реализации инновационного проекта (кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение; научно-методическое и информационно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение; профессиональное развитие педагогов на семинарах и др.);

— создать систему управления реализацией проекта в учреждении образования (сформировать команду, определить: подходы, принципы управленческой деятельности и объекты управления; механизм включения педагогов в исследовательскую деятельность в ходе реализации инновации и др.);

— оценивать деятельность педагогических работников, осуществляющих инновационную деятельность. Оценка (самооценка) обеспечивается по критериям и показателям, определенным образовательными стандартами дошкольного образования;

-осуществлять анализ промежуточных и обобщение конечных результатов инновационной деятельности.

Таким образом, повышение качества управления процессом инновационной деятельности учреждений дошкольного образования направлено на повышение эффективности образовательного процесса при реализации учебной программы дошкольного образования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 31 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.

  2. Попов, В. Л. Курс лекций по судебной медицине / В.Л. Попов, Р.В. Бабаханян, Г.И. Заславский. — М.: ДЕАН, 2016. — 400 c.

  3. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here