Содержание
- 1 Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)
- 2 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: сравнительный анализ их содержания.
- 3 Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
- 4 Что такое оперативное управление имуществом?
- 5 Право хозяйственного ведения и оперативного управления
- 6 Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом
- 7 § 4. Право оперативного управления
- 8 Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности
Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ст.ст. 294 — 300)
Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
> Право хозяйственного ведения |
Содержание Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: сравнительный анализ их содержания.
Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и оперативного управления | |
Право хозяйственного ведения | Право оперативного управления |
1. Субъекты вещного права | |
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. ст. 114, 294 ГК РФ) | Государственные и муниципальные унитарные предприятия (казенные предприятия) и учреждения (частные учреждения, бюджетные и автономные государственные или муниципальные учреждения) (ст. ст. 115, 120 ГК РФ) |
2. Собственник имущества | |
РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 114 ГК РФ) | РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 115 ГК РФ), а также физические и юридические лица (ст. 120 ГК РФ) |
3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества | |
Распоряжение движимым имуществом без согласия его собственника. Распоряжение недвижимым имуществом с согласия собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ) | Распоряжение имуществом с согласия его собственника. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (п. 1 ст. 297 ГК РФ) |
4. Права собственника в отношении имущества | |
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ) | Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Собственник вправе распределять доходы казенного предприятия (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ) |
5. Ответственность собственника | |
Если несостоятельность (банкротство) унитарного предприятия вызвана действиями собственника переданного ему имущества, то на него в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (п. 7 ст. 114 ГК РФ) | Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности имущества (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на учредителей автономного учреждения |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9607 — | 7570 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления
Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону.
Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.
Основы правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления закреплены в главе 19 ГК Республики Беларусь.
Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.113 ГК), созданные ими дочерние предприятия (ст.114 ГК), а также государственные концерны.
Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст.113 ГК). Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ч.1 п.2 ст. 276 ГК Республики Беларусь собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности предприятия, при этом наделяет его в определенных пределах правомочиями по распоряжению имуществом; назначает руководителя предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия. Он не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев установленных в законодательстве.
В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.
Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).
Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.115 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).
Собственником имущества находящегося в оперативном управлении может быть Республика Беларусь (ст.115 ГК), а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица частной формы собственности. Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения, а объем правомочий самого предприятия основанного на праве оперативного управления, следовательно, уже.
Пределы правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия осуществляются в соответствии с законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.
Статьи 278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.
Юридическое лицо являющееся носителем права оперативного управления несет ответственность по своим обязательствам. Но казенное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом (п.5 ст.113; ст.115 ГК), а учреждение отвечает лишь денежными средствами.
При недостаточности имущества или денежных средств, собственник казенного предприятия или учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия или учреждения. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных Гражданским кодексом.
Что такое оперативное управление имуществом?
Оперативное управление имуществом – понятие, которое используется в правовом поле только в странах бывшего СССР. В самых общих чертах, это ограниченное вещное право. Государство имеет в собственности некое имущество (неважно, движимое оно или недвижимое). Оно передает его во владение определенной государственной организации, чтобы оное имущество могло быть использовано. Однако право собственности все равно остается именно у государства.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-89-42 . Это быстро и бесплатно !
Понятие и виды вещных прав
Вещные права обосновываются частью Гражданского Кодекса. Конкретно, это второй его раздел, включающий статьи от 209-й по 306-й включительно. Этот раздел носит название «Право собственности и другие вещные права».
С самого начала стоит разобраться именно в том, что собой представляют вещные права.
Итак, гражданский кодекс делит права каждого гражданина на вещные и обязательственные. Вторые нам не особенно интересны, по крайней мере, в отношении этого вопроса.
Сосредоточимся лишь на их отличиях, которые выделяют вещные права:
- Вещное право = абсолютное право. По сути, человеку, владеющему каким-то имуществом, противопоставляются все, кто может покуситься на указанное имущество. Закон обязует этот очень широкий спектр лиц не нарушать прав владельца.
- Вещные права могут быть признаны только в том случае, если они являются частью норм того государства, в гражданском праве которых применяются. Такое положение вещей еще называют замкнутым кругом вещных прав.
- Объект вещного права – строго одна вещь, независимо от её размеров, формы, содержания и поля возможного применения.
Вещные права не ограничиваются исключительно владением определённым имуществом как таковым. Сюда относится множество других пунктов, например, право залога, пожизненного наследования земли, сервитута, право управления доходами и многое другое.
Ограниченные вещные права – это тема, которая рассматривается в данной статье. Оно отличается от права собственности широтой правомочий.
Ограниченное вещное право подразумевает ситуацию, когда определенная вещь уже находится во владении у определенного человека, собственника, но находится во владении у другого лица. Права такого владельца довольно ограниченны, но часто возникают помимо воли собственника – за счет существования права следования (права следуют за вещью).
Право хозяйственного ведения
Право хозяйственного ведения определяется законом как производное от права собственности. Оно прямо относится к вещному праву, а, точнее, к ограниченному его типу. Пользоваться этим правом может исключительно юридическое лицо.
Собственник, в данном случае, является главой предприятия. Он имеет право создавать его, ставить определенные задачи и сроки, вносить изменения в структуру, организационные моменты. Собственником также производится контроль над правомерностью использования отданного в хозяйственное ведение имущество.
Кроме того, ему также принадлежит право назначать руководителя учреждения – часто именно он и является «контролирующим органом» от собственника.
Юридическому лицу, которое ведет дела от имени собственника, запрещается распоряжаться имуществом таким образом:
- Продавать имущество;
- Сдавать его в аренду;
- Использовать в качестве закладных средств капитал.
Однако, при получении надлежащего разрешения, все эти действия становятся возможными и правомерными.
Хозяйственное ведение и оперативное управление
Названные пункты относятся к тем учреждениям и компаниям, которые получили имущество от собственника в управление. По сути, здесь нет фактической передачи прав на собственность – владелец не меняется, однако правом распоряжаться собственностью наделяется другое лицо (юридическое) или же круг лиц.
Главное в этих правах то, что существовать они могут только в связи с правами собственности на имущество. Соответственно, учреждение, занятое оперативным управлением или хозяйственное ведением обязаны подчиняться тому, кто владеет правом собственности.
Собственником в обоих случаях является исключительно государство, то есть Российская Федерация, или же определенный муниципальный орган.
Право оперативного управления
Несмотря на то, что ограниченные вещные права в целом оставляют владельцу очень узкий спектр правомочий, по сравнению с собственником, оперативное управление представляет собой наиболее ограниченное право.
- Под оперативное управление подпадают только казенные предприятия, которые используют в качестве базы имущество, собственником которого является государство, неважно, прямо или же посредством муниципальных органов власти.
- Владелец оставляет за собой право распоряжаться имуществом, владеть им и пользоваться.
Однако пределы этих манипуляций сильно ограничены законом. Все контролируется той областью, в которой действует созданное казенное предприятие.
Иногда, корреляция происходит за счет целей, которые ставит перед учреждением собственник. - Ограничение проявляется в основном в невозможности распоряжаться любым имуществом без прямого согласия собственника. Единственная возможность, которая остается открытой, это реализовать произведенную на предприятии продукцию.
Последнее определяет только владелец, однако и это может измениться при наличии прямых указаний собственника.
Функции оперативного управления
Функций, которые исполняет оперативное управление достаточно много.
Основные же из них таковы:
Задачи оперативного управления
Задач, которые должно реализовывать оперативное управление почти так же много, как и функций. Все они служат одной-единственной цели – сделать производство прибыльным.
Некоторые основные задачи указаны ниже:
- Определять объем продукции (товаров или услуг), который предприятие может производить без потери ка
чества; - Выбирать места расположения производства, руководствуясь соотношением времени, цены и получаемого качества продукта;
- Координировать все заказы, которые поступают на производство на всех его этапах;
- Выдавать наряды на будущие работы по заказам;
- Устанавливать разумные сроки как производства товаров или услуг, так и доставки их заказчику;
- Контролировать соблюдение установленных правил и сроков производства;
- Обеспечивать максимальную эффективность рабочего процесса на всех уровнях;
Цель оперативного управления
Целью оперативного управления как такового является обеспечение эффективного процесса производства товаров или услуг.
В основном же, деятельность оперативного управления направлена на то, чтобы производство было максимально прибыльным, и приносило как можно меньше затрат.
Проблема заключается в том, что любое понижение качества или же эффективности работы приведет к определенным последствиям – начиная от простого лишения права управления собственностью, и заканчивая реальным судебным преследованием.
Аренда имущества в оперативном управлении
Возможность аренды имущества, которое находится под оперативным управлением, сильно затруднена, поскольку сам владелец не является собственником, а обладает только делегированными полномочиями, что достаточно очевидно из всего вышеописанного.
Все аспекты сдачи имущества, подпадающего под оперативное управление, высветлены в методических письмах Роспотребнадзора.
В первую очередь такую возможность, как вопрос сдачи в аренду, следует обсуждать с собственником, точнее, с его представителями, раз речь идет о государстве.
Процедура здесь следующая:
- На имя собственника составляется прошение, о возможности сдать в аренду помещения, которые временно не задействованы в предприятии. Действующим признается только заявление за подписью руководителя учреждения.
- К прошению прикрепляется пояснительная записка.
В ней должны быть указаны:
- Характеристика зданий или помещений;
- Расчеты, показывающие целесообразность аренды;
- Расчеты влияния аренды на работу предприятия;
Далее владелец получает разрешение от собственника, если того все устраивает. На этом этапе уже можно заключать или пролонгировать договор аренды помещений.
Средства, которые учреждение получает от сдачи помещений в аренду третьим лицам, проходят в качестве дополнительных средств бюджетного финансирования.
Направляться полученные таким образов деньги, могут только на развитие материально-технической базы, но уже без учета прописанных в договоре об оперативном управлении сумм.
Движимое имущество в оперативном управлении
Однако согласно существующему законодательство, эта категория достаточно велика. Определять, является ли движимое имущество особо ценным, будут муниципальные органы управления, которые являются собственниками данного имущества.
Категоризация происходит согласно следующим параметрам:
- Особо ценным движимым имуществом считается такое имущество, чья стоимость превышает установленные договором об оперативном управлении предприятием рамки бюджет на сумму от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
- Особо ценное движимое имущество – это то имущество, без которого процесс производства товаров или услуг ограничен, или даже невозможен.
Порядок передачи имущества в оперативное управление
- Для получения возможности оперативного управления, необходимо составить Акт приема-передачи. Правила оформления этого документа не меняются, относительно основных требований.
- Заверить изготовленный акт должны обе стороны, а после бумаги регистрируются в порядке, который прописан в действующем государственном законодательстве.
- По заключению такого договора, помещения и/или здания переходят на баланс учреждения, которое занимается оперативным управлением.
Налог на имущество в оперативном управлении
Оперативное управление имуществом, как уже упоминалось ранее, является правомочным только для стран бывшего Советского Союза. Это своеобразный пережиток прошлого.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Проблема заключается в том, что статус того имущества, которое подпадает под оперативное управление, достаточно неопределенное. Ведь любое учреждение может совершать коммерческие действия, которые подчиняются налоговому законодательству. Это самое законодательство недостаточно регулируют коммерческие операции для оперативного управления.
Учет имущества в оперативном управлении
Все имущество, которое находится под оперативным управлением должно учитываться. Однако, никаких особенностей, если сравнивать с обычным учетом, не существуют.
Есть только одно «но» — особенности появляются в том случае, если средства получены, потрачены, или перемещены в рамках коммерческой деятельности. Естественно, если для учреждения или предприятия, наличествует необходимость реализовать товары/услуги, нужно учитывать некоторые нюансы в учете.
Предприятие под оперативным управление, с точки зрения закона, является налогоплательщиком. То есть, любая передача имущество или же даже его перемещение, могут возникать различные неочевидные налоговые обложение различного статуса.
Заключение
Из всего вышеописанного мы можем сделать такой вывод – системы оперативного управления в сегодняшней редакции Гражданского Кодекса, являются устаревшими, хотя и продолжают активно действовать.
Хозяйственное ведение и оперативное управление – это механизмы контроля созданными государством или муниципальными органами предприятий/учреждений, направленные на получения адекватного дохода, с сохранением эффективности производства.
Бесплатная консультация юриста
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 110-89-42 (Москва)
+7 (812) 385-56-34 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Вы из другого региона?
Задайте вопрос онлайн →
Право хозяйственного ведения и оперативного управления
Кроме права собственности, в гражданских правоотношениях существуют и ограниченные вещные права – когда лицо имеет возможность пользоваться имуществом, принадлежащим другому лицу. К таким ограниченным правам относятся право хозяйственного ведения и право оперативного управления. В таких правоотношениях всегда два участника – пользователь недвижимого имущества (юридическое лицо) и собственник указанного имущества, который закрепил его за пользователем.
Возникли такие ограниченные вещные права в период Советского Союза, когда вся собственность была закреплена за публичным субъектом власти (государством), а управляли ей доверенные юридические лица. Поэтому субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления являются только юридические лица, образованные в форме учреждения или предприятия. Круг лиц, участвующих в правоотношениях, и принципы, на которых держатся права хозяйственного ведения и оперативного управления, очень схожи между собой, однако существуют фундаментальные отличия, разграничивающие между собой указанные ограниченные вещные права.
Право хозяйственного ведения – право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но только в пределах границ, установленных законодательством и нормативными актами. Например, унитарное предприятие не может распоряжаться недвижимым имуществом собственника, но не ограничена в плане движимых объектов. Также такие организации вправе распоряжаться полученной ими прибылью. Собственник имущества сохраняет за собой право на получение части прибыли, а так же на изменение формы созданного юридического лица, и контроля за использованием своего имущества.
Право оперативного управления – это право владения и пользования имуществом собственника только в пределах, установленных законом, а также только в целях деятельности и по его назначению. Распоряжаться таким имуществом можно только с согласия собственника, который может изъять доверенное имущество в случае его нецелевого использования.
Субъектами права хозяйственного ведения должны быть только государственные (муниципальные) предприятия, а оперативного управления – только учреждения и казенные предприятия. Различаются между собой указанные субъекты объемом прав, которым их наделило законодательство. Некоторые из них могут извлекать прибыль и распоряжаться ей по своему усмотрению.
Круг субъектов указанных правоотношений представлен ниже:
- учреждение и казенное предприятие (распоряжаются с согласия собственника; владеют и пользуются в установленных пределах и в соответствии с целевым назначением);
- частное учреждение (вправе заниматься деятельностью, приносящую прибыль и распоряжаться этой прибылью, но ограничены в отношении распоряжения имуществом собственника);
- автономное учреждение (не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника);
- бюджетное учреждение (также как и автономное учреждение, не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом собственника).
Указанные ограничения вещных прав являются обременением недвижимого имущества. Но такие понятия, как хозяйственное ведение и оперативное управление касается юридических лиц и органов власти, а потому частные лица редко пересекаются с подобными обременениями.
Право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные праваюридических лиц по использованию чужого имущества. В возникающих при этом отношениях участвуют: пользователь чужого имущества (юридическое лицо) и собственник, закрепивший свое имущество за пользователем. Назначение этих вещных прав – оформить имущественное положение юридических лиц, не являющихся собственниками, в целях создания возможности для их самостоятельного участия в гражданском обороте.
Субъекты (носители) этих прав – только юридические лица, существующие в форме предприятия и учреждения. Субъекты права хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия, а субъекты права оперативного управления – казенные предприятия и учреждения.
Различия между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления: в содержании и объеме правомочий, которые их обладатели получают от собственника на закрепленное за ними имущество.
Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения не может самостоятельно распоряжаться имеющейся у него недвижимостью, но при этом оно может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. При этом праве собственник имущества (учредитель предприятия), закрепивший свое имущество за предприятием, сохраняет право на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, право осуществления контроля за имуществом, право на получение части прибыли.
Право оперативного управления – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник (учредитель предприятия) вправе изъять у субъекта права оперативного управления свое имущество, закрепленное за ним, и распорядиться им по своему усмотрению, если имущество: используется не по назначению; оказалось лишним.
Особенности полномочия распоряжения имуществом у субъектов этого права различны. Казенное предприятие не имеет права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом (движимым и недвижимым) без согласия собственника. Собственник казенного предприятия самостоятельно устанавливает порядок распоряжения доходами казенного предприятия. Учреждение не имеет права распоряжаться закрепленным за ним имуществом. За него по его просьбе это делает собственник учреждения.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом собственникавозникают у предприятия и учреждения лишь с момента фактической передачи имущества. Этот момент определяется датой утверждения баланса предприятия или датой поступления имущества по смете. Право хозяйственного ведения и оперативного управления сохраняется за их обладателями и в случае смены собственника, т. е. действует право следования.
Право муниципальной собственности
Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляются представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах. Муниципальное образование – образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).
Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами:
представительными (выборными органами);
органами местного самоуправления;
муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.
Особенности муниципального имущества.
1. Муниципальное имущество делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, вторая – составляет казну муниципального образования, включающую в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
2. Ряд объектов является исключительно муниципальной собственностью, т. е. объекты изъяты из гражданского товарооборота (муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта).
3. Объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных потребностей населения данной территории (целевой характер).
Основания возникновения права муниципальной собственности: общегражданские и специальные. Специальные – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; плата за пользование природными ресурсами; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.
Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т. е. совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.
§ 4. Право оперативного управления
Понятие. Отличие от права хозяйственного ведения. Право учреждения на доходы от разрешенной деятельности.
1. Право оперативного управления, как и право хозяйственного ведения, является ограниченным вещным правом.
Это право имеет еще более узкие пределы имущественной самостоятельности субъектов — оно носит строго разрешительный характер и в целом строится по модели административных правоотношений.
2. Ограниченность права оперативного управления как вещного права настолько велика, что «оставшиеся» правомочия позволили законодателю использовать конструкцию права оперативного управления для принципиально разных организационно-правовых форм юридических лиц:
а) казенного предприятия и
Хотя по формальным признакам казенное предприятие относится к коммерческим организациям, а учреждение — к некоммерческим, известная имущественная обособленность, обеспечиваемая правом оперативного управления, достаточна для участия этих лиц в экономическом обороте. Особенности учреждения и казенного предприятия как участников гражданских правоотношений рассматривались в главе «Юридические лица».
2. По основаниям возникновения, содержанию и прекращению права оперативного управления принципиальных отличий от права хозяйственного ведения нет. Тем не менее, право оперативного управления имеет и ряд следующих особенностей.
Первая. Право оперативного управления по общему правилу находится в большей «подчиненности» праву публичной собственности. Отношения казенного предприятия (в меньшей степени) или учреждения (в большей степени) с публичным собственником носят разрешительный характер.
Третья. Правом оперативного управления могут обладать не только исключительно государственные или муниципальные юридические лица, но и учреждения, создаваемые на праве частной собственности.
Четвертая. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
3. Право оперативного управления содержит положение о том, что доходы, полученные от разрешенной законом и собственником деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на особом балансе.
В литературе не утвердилось единое мнение о правовой сущности этого правомочия учреждения.
Право учреждения на доходы — это особое вещное право (но в любом случае не право собственности).
(Ю.К. Толстой, В.А. Плетнев и др.)
Право учреждения на доходы является разновидностью вещных прав, прямо поименованных в п. 1 ст. 216 ГК, — это или «суженное» право хозяйственного ведения, или «расширенное» право оперативного управления.
Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной деятельности, обладает всеми признаками ограниченного вещного права и, следовательно, можно признать его таковым, наряду с сервитутом, правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как формы осуществления права муниципальной собственности
Статья 216 ГК РФ называет право хозяйственной собственности и право оперативного управления имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. Более развернутая их характеристика дана в статьях 294, 295, 296, 299,300.
Правом хозяйственного ведения наделяются только государственные и муниципальные унитарные предприятия. Предприятие, основанное на этом праве, не является собственником закрепленного за ним имущества. Имущество такого предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. ГК содержит исчерпывающий перечень прав собственника в отношении имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. К ним относятся: решение вопросов о создании предприятия, право определять предмет и цели деятельности предприятия, принимать решения о его реорганизации и ликвидации, назначать директора (руководителя) предприятия, контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на Праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду и в залог, вносить в качестве вклада в капитал хозяйственных обществ или иным способом распорядиться этим имуществом без согласия собственника. Всем остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, как полноправный субъект хозяйств, оборота. Собственник имеет право лишь на часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. (ст. 295 ГК РФ)
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Его учредительным документом является устав, утверждаемый этим государственным органом или муниципалитетом. Размер фонда такого предприятия, не может быть меньше суммы, определенной законом, и до государственной регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше уставного фонда, уполномоченный орган обязан провести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. А если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.
В рамках, установленных ГК, указанным предприятиям необходимо обеспечить широкую самостоятельность и практически те же права, что и частным предприятиям. Только при этих условиях они могут быть конкурентоспособными. Названные предприятия в критической ситуации, как правило, рассчитывают на финансовую помощь государства. Это смягчает для них жесткие последствия конкуренции и, естественно, снижает стимулы эффективного функционирования. Внутрипроизводственные отношения на предприятиях, имущество которых принадлежит им на П. х. в., также остались без необходимого нормативного регулирования.
Численность рассматриваемой группы предприятий в России постоянно сокращается в результате либо приватизации (акционирования), либо преобразования в казенные.
Право оперативного управления закреплено в статье 296 ГК РФ. Оно является производным от права собственности на данное имущество и включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника и назначения имущества. В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК) и учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК). В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций Гражданский кодекс вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297) и учреждением (ст. 298).
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее имущество (используемое либо используемое не по назначению) и распорядится им по своему усмотрению. Все имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, может отчуждаться или иным образом передаваться казенным предприятием другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т.п.) лишь с согласия собственника этого имущества. (ст. 297 ГК РФ)
Видео (кликните для воспроизведения). |
И право хозяйственного ведения имущества и право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества, если иное не предусмотрено законом, а прекращаются по основаниям по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого таковое может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерных характер. (ст. 299 ГК РФ)
Источники
Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.