Содержание
- 1 Пригодность для постоянного проживания
- 2 Отсутствие холодного водоснабжения — основание для признания жилого помещения непригодным для проживания? Решение Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N АКПИ12-801
- 3 РАЗЪЯСНЕНИЯ ООО «КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД» ПО ВОПРОСУ ОПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЧАСТИ ОДН ПО СЧЕТАМ ОП «ТВЕРЬАТОМЭНЕРГОСБЫТ » ( дополнено 21.10.2014г, 22.10.2014г, 27.01.2015, 01.06.2015г, 02.07.2015, 14.07.2017, 16.07.2015,30.07.15, 10.08.15г, 05.10.15, 19.01.2016г, 17.02.16 (. ))
- 4 Признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания: основания, порядок, правовые последствия.
- 5 13. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания
- 6 Основания признания жилого помещения непригодным для проживания
- 7 Основание признания жилого помещения непригодным для проживания
- 8 Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
Пригодность для постоянного проживания
Пригодность помещения для постоянного проживания граждан определяется соответствием помещения требованиям, которые установлены санитарными и техническими правилами и нормами, а также иными требованиями законодательства. При этом порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Правила установления санитарных правил и норм регулируются положениями специального законодательства, в частности, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее — Закон №52-ФЗ). Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (ст. 23 Закона №52-ФЗ).
Технические правила и нормы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №-184-ФЗ. Здесь важную роль играют технические регламенты — документы, принятые международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством России, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе и по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности).
Так, в соответствии с п. 3 1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) осуществляется государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе. Предметом такого надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Органами, осуществляющими такой надзор, являются в зависимости от вида объекта соответственно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
Жилое помещение в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ должно отвечать требованиям пожарной безопасности — специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
После приемки жилое помещение должно эксплуатироваться в соответствии с определенными правилами. К таким правилам относятся Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170.
Среди требований, которые предъявляются к жилому помещению, можно назвать, в частности, следующие:
- — инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;
- — инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов — изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами;
- -допустимая высота эксплуатируемого жилого дома и площадь этажа в пределах пожарного отсека, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах, и обеспечивать пожарную безопасность жилого помещения и жилого дома в целом.
Не могут быть использованы в качестве жилых помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам. Такие помещения могут быть признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ от 28.01.2006 № 47.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- -ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- -изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу и в иных случаях, предусмотренных Постановлением.
Важнейшим системообразующим признаком жилых помещений как сложных вещей является их «пригодность для постоянного проживания». Это наиболее сложная и динамичная характеристика правовой модели жилого помещения. Сложность проявляется в многоэлементном составе требований и нормативов, динамизм — в способности изменения внутреннего содержания при сохранении внешней формы.
Таким образом, признаками, отличающими жилые помещения от нежилых, являются: пригодность для постоянного проживания, изолированность помещения и принадлежность к недвижимому имуществу.
Отсутствие холодного водоснабжения — основание для признания жилого помещения непригодным для проживания? Решение Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N АКПИ12-801
Смотрите также раздел Обратная связь/Объявления
ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВОЗНИКАЮЩЕЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ ПО ВНЕСЕНИЮ В ФОНД КАПРЕМОНТА ТВЕРСКОЙ ОБЛ С 01 ИЮЛЯ 2014Г ПЛАТЫ ЗА КАПРЕМОНТ ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ВЫДЕЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
РАЗЪЯСНЕНИЯ ООО «КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД» ПО ВОПРОСУ ОПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЧАСТИ ОДН ПО СЧЕТАМ ОП «ТВЕРЬАТОМЭНЕРГОСБЫТ » ( дополнено 21.10.2014г, 22.10.2014г, 27.01.2015, 01.06.2015г, 02.07.2015, 14.07.2017, 16.07.2015,30.07.15, 10.08.15г, 05.10.15, 19.01.2016г, 17.02.16 (. ))
ВНИМАНИЕ: ПРОСИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА ЧЕРЕЗ НАШ САЙТ не позднее 25-го числа текущего месяца (за июнь — до 25 июня и т.д.) — чтобы перейти к разделу передачи показаний ИПУ, нажмите на выделенный синим цветом фрагмент
Отсутствие холодного водоснабжения — основание для признания жилого помещения непригодным для проживания? Решение Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N АКПИ12-801
Решение Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N АКПИ12-801 Об отказе в признании частично не действующим абзаца второго пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Планета» о признании частично недействующим абзаца второго пункта 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, установил:
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47, принятым во исполнение полномочий, предоставленных статьями 15 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее — Положение). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2006 г. N 6, «Российской газете» 10 февраля 2006 г.
Раздел III Положения определяет основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Абзацем вторым пункта 41 указанного раздела предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Воронежская региональная общественная организация инвалидов «Планета» обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей в части использования слова «горячего», ссылаясь на ее неопределенность. Как указано в заявлении, по смыслу оспариваемой нормы отсутствие холодного водоснабжения является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, что не согласуется с пунктом 12 Положения, допускающим отсутствие в жилых помещениях водопровода.
Заявитель просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. и Русских Е.Е. требование организации не признали, пояснив в своих возражениях, что Положение принято Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий, абзац второй пункта 41 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, направлен на защиту прав граждан, права и свободы заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Планета» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будет являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими, не имеется.
Довод заявителя о неопределенности абзаца второго пункта 41 Положения является ошибочным. Оспариваемая норма ясно и недвусмысленно устанавливает, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Вопреки утверждению заявителя, норма не содержит предписания о том, что отсутствие холодного водоснабжения является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Воронежской региональной общественной организации инвалидов «Планета» в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Признание жилого помещения непригодным для постоянного проживания: основания, порядок, правовые последствия.
Решение принимается ОМС или исп. орган субъекта РФ (смотря чья собственность), создается межведомственная комиссия.
В состав межвед. комиссии входят представители:
— собственник жилого помещения.
— документ, удостовер. личность,
— заключения контролирующих органов,
— письма, жалобы, обращения.
Документы рассматривают 30 календарных дней и принимается одно из решений:
1) помещение пригодно для проживания,
2) капитальный ремонт, реконструкция,
3) помещение не пригодно для проживания,
4) дом аварийный, требует сноса.
Решение оформляется в виде заключения (3 экземпляра – ОМС, собственнику, организации технической инвентаризации).
В течение 3 раб. дней уведомляют заявителя.
Правовые последствия: распоряжение о сроках расселения, сроки сноса дома.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8677 — | 7440 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
13. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания1 является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
• ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
• изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно‑эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
• Жилые помещения признаются непригодными, а соответствующие многоквартирные дома подлежащими сносу также в случае, если они расположены:
• в полносборных, кирпичных, каменных, деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
• в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно‑защитных зонах, в случае невозможности инженерными и проектными решениями минимизировать критерии риска до допустимого уровня;
• в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;
• на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл;
• в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, при условии, что проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования;
• смежно или под устройством для промывки мусоропровода и его очистки.
Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное – 45 дБ), следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.
Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:
• отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно– и двухэтажном жилом доме;
• отсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.
Основания признания жилого помещения непригодным для проживания
Автострахование
Жилищные споры
Земельные споры
Видео (кликните для воспроизведения). |
Административное право
Участие в долевом строительстве
Семейные споры
Гражданское право, ГК РФ
Защита прав потребителей
Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Основания для признания жилья непригодным для проживания, если дом не аварийный?
Каковы основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу? В каких случаях жилое помещение является непригодным для проживания при том, что многоквартирный дом, в котором оно находится, не является аварийным?
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания вследствие аварийности дома указаны в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47:
Пункт 34. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пункт 36. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
Пункт 38. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.
Многоквартирный жилой дом не признается аварийным и подлежащим сносу, однако жилое помещение, находящееся в данном доме признается непригодным для проживания в случаях (согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2006г. № 47) :
Пункт 35. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Пункт 37. Непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.
Пункт 39. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы, указанной в пункте 26 настоящего Положения, следует признавать непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.
Пункт 40. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки, следует признавать непригодными для проживания.
Основание признания жилого помещения непригодным для проживания
02 ноября 2017, 14:43 4286
Основание признания жилого помещения непригодным для проживания
Граждане Российской Федерации обладают конституционным правом на жилище (статья 40 Конституции РФ). Государством создаются правовые предпосылки для реализации указанного права граждан. Получила развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» предлагается стимулировать инвестиции в строительство на основе предоставления застройщикам банковских кредитов на строительство жилья.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья» государственными органами и органами местного самоуправления из соответствующего бюджета для отдельных категорий граждан (военнослужащих, спасателей и др.) предоставляется безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья..
В ситуациях, когда жилое помещение становится непригодным для проживания органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению граждан жильем за счет соответствующих бюджетов. Это особенно важно в силу того, что дальнейшее проживание в неисправном жилом помещении становится невозможным, поскольку возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В подобных случаях вопрос решения своей жилищной проблемы представляет собой нелегкую задачу для тех граждан, которым занимаемое помещение предоставлялось на условиях социального найма.
Государственная политика поддержки такого в таких случаях может быть реализована на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с данной статей ЖК РФ граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, признаются нуждающимися в жилых помещениях, и им предоставляется другое помещение на условиях социального найма
Однако указанная норма закона зачастую имеет различное толкование, не всегда единообразно понимаются со стороны органов публичной власти и граждан.
В рассматриваемой ситуации необходим правовой анализ статьи 51 ЖК РФ в совокупности с положениями других нормативных актов.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.
Указанный момент (юридический факт) является основанием возникновения правоотношений, связанных с предоставлением жилья.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 286 «Об утверждении положения о федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 196 «Вопросы федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»).
Так, например, в соответствии с Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» к непригодным для проживания относятся жилые дома в аварийном состоянии, ветхие жилые дома, жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов угольных пород, оползней и т.д. При этом жилой дом признается находящимся в аварийном состоянии, если создается угроза безопасности проживания граждан. Ветхим признается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик.
Законом установлено, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, уровню шума, воздухообмену, вибрации должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасности условий проживания (Ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Заселение в жилые помещения, непригодные для проживания по санитарно-эпидемиологическим показателям, не допускается, а содержание жилого помещения должно отвечать санитарным правилам и нормам, которые утверждены главным санитарным врачом Российской Федерации в САНПИН 2.2.1/2.1.1.1278-03.
Решением межведомственной комиссии осуществляется признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания. Комиссия после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, или жилой дом (помещение) является непригодным для проживания.
Если жилой дом, помещения признаны непригодными для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о немедленном выселении граждан.
Таким образом, основанием признания жилого помещения непригодным для проживания является решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания.
Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, производится в судебном порядке с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма, если ранее занимаемое жилое помещение признано непригодным для проживания. При этом предоставляемое гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте населенного пункта.
Выселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и заселение в жилые помещения муниципального жилищного фонда должно осуществляться с учетом установленной нормы предоставления, поскольку только в этом случае гражданин перестает быть нуждающимся в жилом помещении. Если после признания жилого помещения непригодным для проживания провести заселение граждан в другие жилые помещения без учета нормы предоставления, то граждане могут остаться нуждающимися в жилых помещениях и их необходимо принять на учет органом местного самоуправления. Однако последующее предоставление жилого помещения по основаниям обеспеченности общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) осуществляется в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ
Дополнительную информацию по интересующим Вас вопросам можно получить у Адвоката по телефону: 8 (926) 239-53-66, 8 (499) 131-31-63
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.
2. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):
а) находящиеся в ветхом состоянии;
б) находящиеся в аварийном состоянии;
в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
3. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Критерии отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
4. Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется — комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.
5. В состав комиссии включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (при необходимости) органа местного самоуправления, органов государственной жилищной инспекции, архитектуры и градостроительства, государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, органов, осуществляющих федеральный надзор в области промышленной безопасности, организации технической инвентаризации и других органов и организаций.
К участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания (далее именуется — уполномоченный собственника), а в случае необходимости — представители проектно-изыскательских организаций, производивших обследование этого жилого дома (жилого помещения).
6. Комиссия рассматривает вопрос о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания на основании заявления собственника либо уполномоченного собственника, или указания органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, или представления органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, государственной жилищной инспекции, или заявления граждан.
7. Для рассмотрения вопроса о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания в комиссию представляются следующие документы:
а) обращение лиц или органов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, с изложением причин, по которым они считают необходимым признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания;
в) соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;
г) акты проведенных за последние 3 года собственником либо уполномоченным собственника общих осмотров жилого дома (жилого помещения) с указанием видов и объемов ремонтных работ, выполненных за этот период;
д) заключение органа государственной санитарно-эпидемиологической службы;
е) заключение органа государственной противопожарной службы;
ж) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;
з) заключение о техническом состоянии жилого дома (жилого помещения), выданное имеющей лицензию на проведение соответствующих работ проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности жилого дома (жилого помещения);
и) акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого дома (жилого помещения) мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда и заключение о санитарно-бытовом состоянии жилого дома (жилого помещения);
к) другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.
8. Комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает одно из следующих решений:
а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;
б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований);
в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.
9. Решение комиссии оформляется актом по форме согласно приложению. Акт составляется в 2 экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, выражают его (в письменной форме) в отдельном документе, который является неотъемлемой частью акта. В обоих экземплярах акта делается отметка о наличии особого мнения.
10. Комиссия в 5-дневный срок направляет один экземпляр акта в орган местного самоуправления и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос.
В случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, акт направляется в орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
11. Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
12. Орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.
13. В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.
14. Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8629 —
Источники
Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
Здравствуйте! Меня зовут Владимир, работаю больше 18 лет по специальности юрист, за весь опыт работы у меня получилось собрать большую базу статей по юридической тематике. Надеюсь данный материал для вас будет полезен.
Перед применением нужна консультация с профессионалами.